Теория спортивного ориентирования. Спортивное ориентирование. История спортивного ориентирования

Что такое спортивное ориентирование сегодня?

Спортивное ориентирование – это очень интересный вид спорта, который поддерживает и развивает не только физическое, но и умственное состояние человека. Вообще, спортивное ориентирование – это такой вид спорта, в котором участники при помощи компаса и должны пройти заданное количество контрольных пунктов (КП), расположенных на местности. Результаты определяются по наименьшему времени прохождения дистанции. Ориентирование проводится в разных дисциплинах:

  • ориентирование по тропам (Трейл-О) – для инвалидов
  • спортивный лабиринт (Ориент-шоу) – новый зрелищный вид спортивного ориентирования на небольших площадках

Официально, ориентирование проводится только в четырех первых дисциплинах. Но спортивный лабиринт стал в последнее время весьма популярен и выделился в особый вид ориентирования.

Ролик о лыжном ориентировании с Чемпионата Мира 2017 в Красноярске

Отличный мотивирующий видео-рассказ об истории и развитии зимнего ориентирования, о современных GPS технологиях и Live трансляциях.

Четырехминутный видео ролик который заставит вас заняться спортивным ориентированием!

Интересный фильм о Тьерри Жоржиу — летние чемпионаты мира по ориентированию

Очень хороший обзор о летнем ориентировании. В этом фильме рассказывается о десятикратном чемпионе мира по спортивному ориентированию французе Тьерри Жоржиу, которому 3 года подряд не удавалось завершить свой последний этап в эстафете на первой позиции.

Группы участников

Ориентированием можно заниматься в любом возрасте, независимо от уровня физической подготовленности и спортивной квалификации. В ориентировании спортсменов делят на половозрастные группы. Условное обозначение группы обычно состоит из двух компонентов. В начале — буква обозначающая пол участника (М и Ж или, соответственно, D и H в английском варианте). Далее следует число, определяющее максимальный возраст спортсмена, допускаемого к участию в этой группе, для младших групп и минимального для групп ветеранов. Самые младшие группы – мальчики до 10 лет и девочки до 10 лет (М,Ж-10), а самые старшие участники выступают в группах – мужчины и женщины ста лет и старше (М,Ж-100 и старше). Группа, в которой ведется основная борьба – М,Ж-21 (от 21 до 34 лет) – так же обозначается М,Ж-Э (Элита), на соревнованиях уровня мастера спорта. Группы также могут делиться по уровню мастерства участников, например М-21А, М-21Б. Группа определяет длину и сложность дистанции, которую побежит спортсмен.

Виды дистанций в соревнованиях по ориентированию

Соревнования проводятся по разным типам дистанций. Как и в лыжных гонках, дистанции по длине делятся на несколько видов: спринт, классика, лонг (марафон). Также проводятся соревнования на сверх коротких дистанциях с большим количеством КП, например даже в искусственно созданном лабиринте на небольшой площадке. По способу старта соревнования подразделяют на раздельный старт, общий (масстарт), гандикап, эстафета, эстафета одного участника (One man relay).

Что уникально для спортивного ориентирования, дистанции делятся по порядку прохождения контрольных пунктов:

  • заданное направление – участник должен отметиться на всех контрольных пунктах в указанном на карте порядке (на карте КП соединены линиями указывающими порядок прохождения от старта до финиша)
  • по выбору – на выдаваемой участнику карте нанесено множество контрольных пунктов, а также обозначено место старта и финиша. Участнику необходимо отметиться на определенном количестве КП (число обычно зависит от возрастной группы). Спортсмен сам выбирает, каким путем он будет брать КП. Самый короткий путь не всегда будет самым быстрым. Необходимо также учитывать рельеф и проходимость местности.
  • маркированная трасса – участнику выдается карта, на которой указано только место старта. Спортсмен едет по маркированной флажками дистанции. Разные по длине дистанции промаркированы флажками разного цвета. На трассе установлены контрольные пункты. Участник должен, во-первых отметится на контрольном пункте, а во-вторых, отметить на карте месторасположение КП, сделав прокол в нужной точке специально подготовленной иголкой. За неверные проколы участнику начисляются штрафные минуты (или круги), прибавляемые к его времени. Побеждает не тот, кто быстрее всех пробежал дистанцию, но тот кто еще и знал где бежит и правильно отмечал месторасположение КП. Такой вид соревнований применяется обычно зимой на лыжах.
  • нитка – обычно применяется для тренировок. На карте нарисован путь (так называемая «нитка»), по которому должен бежать спортсмен. На местности расположены КП. Спортсмен должен отметиться на КП и отметить его месторасположение в карте.

Также, соревнования по спортивному ориентированию подразделяются по времени проведения соревнований: дневные и ночные , однодневные и многодневные . Ночное ориентирование обычно проводится для взрослых спортсменов, т.к. является достаточно экстремальным видом спорта. Ввиду ограниченного обзора, велика вероятность заблудиться или травмироваться. Зато адреналина и эмоций после таких соревнований хоть отбавляй.

Отметка на контрольных пунктах

На каждом контрольном пункте установлена бело-оранжевая «призма» и средство отметки участника – цветной карандаш, компостер или, все чаще, станция электронной отметки. При отметке карандашом или компостером участник должен сделать отметку в нужной клеточке в своей бумажной карточке на каждом КП. При электронной отметке участнику перед стартом выдается электронный чип (если у участника нет своего чипа). На каждом КП стои станция электронной отметки, к которой участник должен приложить свой чип и дождаться звукового сигнала сигнализирующего отметку. Эти отметки – свидетельство прохождения спортсменом всех КП.

Отметка компостером зимой

Электронная отметка

Станция электронной отметки Sportident

Чипы для электронная отметки Sportident

При электронной отметке, при финише участник должен произвести последнюю отметку, которая зафиксирует его финишное время. После этого, участник должен приложить свой чип к считывающей станции и дождаться звукового сигнала. Станция передает информацию об отметке на судейский компьютер, где происходит обработка информации (наличие всех отметок, правильность прохождения дистанции, скорость, время). Сразу же после считывания информации участник получает «сплит » – распечатку списка пройденных им КП с указанием времени и скорости спортсмена на каждом отрезке дистанции (от КП до КП). После окончания соревнований, сплиты всех участников также распечатываются и выкладываются в электронном виде, например, на нашем сайте. Это позволяет анализировать, кто и как шел по дистанции, на каких отрезках лидировал, а где отставал или выбрал не совсем хороший вариант или попросту заблудился («летал»).

На нашем сайте установлен сервис . Мы загружаем туда сплиты участников и дистанции. А участники потом могут рисовать там свои варианты прохождения дистанции. Или даже загружать свой путь из GPS устройства. Все это помогает более наглядно проанализировать все ошибки и раскладку сил участников.

В последнее время, на международных соревнованиях также стала применяться бесконтактная электронная отметка. На ногу участника крепится специальный электронный чип, аналогично тому, как в лыжных гонках. Участнику надо просто проехать рядом со считывающим устройством на контрольном пункте, чтобы зафиксировать отметку.

История спортивного ориентирования

Международной федерации ориентирования (IOF) 50 лет

Спортивное ориентирование зародилось в скандинавских странах. Первые соревнования по летнему и лыжному ориентированию датируются 1890-ми годами.. Ориентирование же на велосипедах и Трейл-О – очень молодые виды спорта, они зародились в конце 1980-х. 21 мая 1961 года была создана Международная федерация ориентирования (IOF) , которая была признана в 1977 году Международным Олимпийским Комитетом. В 2011 году IOF исполняется 50 лет.

В ноябре 1999 года была образована национальная Федерация спортивного ориентирования России , являющаяся полноправным членом Международной федерации IOF.

Несмотря на то что лыжное спортивное ориентирование достаточно массовый вид спорта, его уже несколько десятилетий не принимают в семью олимпийских видов спорта. При этом ссылаются на то что спортивное ориентирование плохо распространено за пределами Европы и то что данный вид спорта очень технически сложно красиво показать публике.

Виды спорта с элементами ориентирования

Кроме самого спортивного ориентирования, есть несколько видов спорта, в которых ориентирование является неотъемлемой частью соревнований. К таким видам можно отнести .

Спортивное ориентирование - это вид спорта, в котором участники при помощи компаса и спортивной карты должны найти контрольные пункты (КП), расположенные на местности. Результаты в спортивном ориентировании определяются, как правило, по времени прохождения дистанции (иногда с учетом штрафного времени) или по количеству набранных очков.

Соревнования по спортивному ориентированию проводятся в разных группах, которые могут быть сформированы как по возрастному принципу (занимаются им и маленькие дети, и 80-летние ветераны), так и по уровню мастерства участников. Сложность дистанции и её длина определяется принципом, основанным на том, что для успешного прохождения трассы соревнований требовалось бы в равной степени умение ориентироваться и физическая подготовленность спортсмена. Соревнования проходят при любых погодных условиях: будь то дождь, жара или пурга.

Занятия спортивным ориентированием развивают в спортсменах множество полезных умений и навыков, таких как скорость, память и внимание, а также физические качества: выносливость, координацию, гибкость.

Виды спортивного ориентирования:

Ориентирование бегом
Соревнования по ориентированию бегом проводятся в большинстве дисциплин: заданном направлении («ЗН»), по выбору («ВО»), рогейн («РГ») и даже на маркированной трассе («МТ»). Также проводятся чемпионаты мира по спортивному ориентированию бегом.

Ориентирование на лыжах
Соревнования по ориентированию на лыжах проводятся в следующих дисциплинах: в заданном направлении, на маркированной трассе или в комбинации этих видов (Ориентатлон, Ski-O-thlon).
Для соревнований в заданном направлении используется специальная карта, на которую нанесены лыжни. По спортивному ориентированию на лыжах проводятся чемпионаты мира.

Ориентирование на велосипедах
Соревнования по ориентированию на велосипедах проводятся в следующих дисциплинах: заданное направление, на маркированной трассе, по выбору или в комбинации этих видов. Карта показывает виды дорог в отношении скорости проезда на велосипеде.

Ориентирование по тропам
Участники соревнований ориентирования по тропам проходят в заданной последовательности дистанции, состоящие из пунктов, на которых в пределах видимости располагаются несколько призм. Спортсмены должны определить и зафиксировать, какая из этих призм на местности соответствует заданной легенде и обозначена на карте.

История спортивного ориентирования:

Первые соревнования по ориентированию были проведены 31 октября 1897 года спортивным клубом Тьалве около Осло (Норвегия).

Первые современных соревнования по спортивному ориентированию в их теперешнем виде прошли в 1918 году. Майор Эрнст Килландер, Президент Стокгольмской Любительской Спортивной Ассоциации, решил использовать окружающую среду сельской местности для этого нового вида спорта, основываясь на своем военном опыте. Он придумал соревнования по пересеченной местности, где люди не просто бежали, но и должны были найти и выбрать собственные маршруты с применением карты и компаса. К 1934 году ориентирование, как вид спорта, уже был в Швейцарии, СССР и Венгрии. Еще до Второй Мировой войны в Швеции, Норвегии и Финляндии стали проводиться ежегодные национальные первенства для мужчин и женщин. В 1946 был создан Скандинавский Комитет Ориентировщиков. В 1960 году в районе Стокгольма проведены Открытые международные соревнования, в которых уже участвовали семь стран. 21 мая 1961 года на конгрессе в Копенгагене была основана Международная федерация спортивного ориентирования.

Первыми членами федерации стали 10 европейский стран — Болгария, Чехословакия, Дания, ГДР, Финляндия, Венгрия, Норвегия, Швеция, Швейцария и ФРГ.

Сегодня во всем мире проводятся различные соревнования по спортивному ориентированию, как местных, так и общемировых масштабов.

Для эффективного обучения технике спортивного ориентирования вначале определим перечень тех знаний, умений и навыков, освоение которых даст возможность считать, что ученик освоил начальный этап и можно продвигаться дальше.

Перечень:

  1. Знание условных знаков.
  2. Привыкание к лесу, к ориентированию.
  3. Понимание схемы, карты.
  4. Определение сторон света без компаса, ориентирование карты.
  5. Определение азимута на ориентир.
  6. Измерение расстояния на карте, контроль расстояния на местности.
  7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок.
  8. Ориентирование с тропинки на тропинку, срезки с тропинки на тропинку.
  9. Подгибание карты, слежение с помощью большого пальца.
  10. Чтение рельефа.

Упражнения для обучения знаниям, умениям и навыкам

1. Условные знаки (далее УЗ) карт спортивного ориентирования, безусловно один из важнейших знаний, без которого спортсмен подобен ученику пытающемуся без знания букв понять, что написано в книге. Для изучения УЗ можно применить следующие упражнения:

1.1 .Объяснить таблицу УЗ – сопоставить графическое изображение с реальными объектами.

1.2. Сделать из УЗ “лото”: на табличках нарисовать условные знаки, на “бочонках” написать название – из мешка достаем название, тот, у кого на таблице нарисован данный УЗ, закрывает клетку, все остальное как в лото.

1.3. Раздать спортивные карты, задание – перерисовать УЗ по группам:
а) гидрография,
б) растительность,
в) рельеф,
г) скалы и камни,
д) искусственные сооружения.

1.4. На одинаковых картах дать задание найти на скорость самую маленькую или большую поляну, то же озеро, то же болото, подсчитать количество микроямок и других точечных ориентиров, назвать знаки, сориентированные вдоль линии магнитного меридиана.

1.5. “Путешествие” по карте вдоль линии магнитного меридиана или произвольно – называем УЗ, ученики называют объект или наоборот.

1.6. Эстафета, в которой на линии поворота вешаем контрольные пункты (далее КП) с УЗ вместо номера, участники передают карточки, в которых пишут название УЗ.

1.7. “Диктант” - тренер словесно описывает путь, ученики рисуют схему с помощью УЗ.

1.8. На карточке нарисованы по пять УЗ, один из которых не соответствует группе, например, четыре точечные, один линейный, ученики должны определить не соответствующий знак.

2. Привыкание к лесу, к ориентированию – данный навык необходим для преодоления естественного страха перед незнакомым лесом и для привыкания детей к процессуориентирования.

2.1. Пробежки группой с тренером по маркированной трассе, вдоль трассы около ориентиров вывесить таблички с рисунком УЗ.

2.2. Пробежки сначала группой, затем по одному по маркированной трассе, отметить на карточке встречающиеся КП или некоторые, например, те на которых изображен УЗ группы “рельеф”.

2.3. В классе, в спортзале или на школьном дворе оборудовать до 20 КП, задание – отметить все КП по порядку, отметить КП с УЗ гидрографии. То же с эстафетой.

2.4. Тренер словесно с карты описывает путь движения, ученики по картам следят, контроль производится на КП – ученики показывают, где находятся.

2.5. Ученики по карте с нарисованной “ниткой” словесно описывают, что они “видят” вокруг себя: “иду по тропинке, слева вижу в двадцати метрах микроямку” и т.д.

2.6. Тренер схематично рисует в увеличенном изображении фрагменты из карты, ученики ищут соответствующие места на карте, вариант – кусочки дистанции.

3. Понимание схемы, карты – навык, необходимый для понимания спортивной карты – что собой представляет, как создается, как используется в спортивном ориентировании.

3.1. Задание нарисовать карту своей руки, назвать пальцы на карте и в реальности.

3.2. Нарисовать карту парты, самим расположив предметы на ней – начало масштабирования.

3.3. Расположив на поле несколько предметов, дать задание нарисовать карту.

3.4. Вместе с группой составить карту класса, спортивного зала, школьного двора, по очереди поставить дистанции с КП.

3.5. Сравнить карты и схемы географические, землеустроительные, лесоустроительные, городские и т.д. Рассмотреть аэрофотоснимки.

3.6. “Мозаика” - карту разрезать на части, для новичков на крупные фрагменты, для более опытных на мелкие, задание – сложить карту, на время или в эстафете.

4. Определение сторон света – этот навык необходим прежде всего для соблюдения безопасности при занятиях спортивным ориентированием, неопытные ориентировщики в лесу иногда теряют ориентацию, компас может потеряться или сломаться, его не может быть вовсе. Ориентирование карты необходимо для успешного выполнения ориентирования – главные навыки: “север” карты должен совпадать с направлением на север, карту нужно читать “от себя”.

4.1. Научить определять направление на север по деревьям, по муравейникам, по солнцу, по звездам.

4.2. На листе в клеточку нарисовать линию север-юг, обозначить старт и провести диктант по направлениям и количеству клеток движения. Например: “на север три клетки, на северо-запад две клетки” и т.д.

4.3. Ученики делятся на две команды, тренер указывает направление на север, вызывает по одному участнику и показывает направление – кто раньше назовет, тот зарабатывает балл для команды.

4.4. В спортивном зале на полу рисуем клетки и маршрут, на руках “карта” - участники ходят по маршруту и при изменении направления движения поворачивают карту, выполняя принцип чтения “от себя”.

4.5. На местности во время прогулки или кросса группа по команде двигается в определенном направлении с контролем расстояния, например, на северо-восток 200 метров, затем тренер меняет направление и расстояние.

4.6. “Диктант” движения по карте, ученики при каждой смене направления меняют положение карты, чтобы читать “от себя”

5. Определение азимута на ориентир – в это умение входит навык пользования компасом, не только определение азимута, но и контроль направления в движении.

5.1. Изучение компаса, обучение определению азимута на ориентир, азимута на КП по карте.

5.2. У каждого учащегося карты с дистанцией и компаса, во время выполнения физических упражнений по команде все берут азимут на следующий КП, показывают тренеру направление движения.

5.3. На местности вокруг старта ставим КП на различном удалении, задание – с помощью азимута найти по очереди все КП, возвращаясь на старт после каждого выполнения.

5.4. На местности ставим по “белой” карте (лист бумаги с дистанцией без условных знаков, с направлением на север) замкнутую дистанцию, все проходят дистанцию по азимуту с учетом указанного масштаба.

5.5. В солнечный день ученики определяют азимут на КП с помощью компаса, но находят КП, оставив компас на старте – используют для выдерживания направления тени от деревьев. Проводится как на “белой”, так и на обычной карте.

6. Измерение расстояния на карте, перевод в метры с учетом масштаба, контроль расстояния на местности – ориентировщик должен по карте точно определять расстояние до ориентира, которое он должен преодолеть и проконтролировать пройденное расстояние на местности.

6.1. На карточку нанести различной длины линии, сначала прямые, затем криволинейные – задание измерить в миллиметрах длины линий, перевести в метры при разных масштабах карт, записать ответ на карточках. Измерения проводить глазомерно, с проверкой себя с помощью линейки.

6.2. По команде тренера учащиеся наносят в тетрадь отрезки различной длины: в сантиметрах, в миллиметрах, в метрах при таком-то масштабе.

6.3. Тренер описывает движение по карте с указанием расстояния в метрах, далее с указанием расстояния в сантиметрах в другом, нежели у учащихся, масштабе.

6.4. Отмерить в различной местности (по дороге, в поле, в лесу, на болоте и т.д.) 100 метров, подсчитать в беге на соревновательной скорости шаги одной ногой (только левой или только правой) – так называемые пары шагов, запомнить каждому свои показатели.

6.5. Во время кроссовых тренировок измерять счетом пар шагов пройденное расстояние, контролировать по карте или взаимно.

6.6. Во время кросса глазомерно определять расстояние до ориентира, контролировать счетом пар шагов.

6.7. КП поставить на учебной дистанции на линейных ориентирах (на расстоянии от них до 10 метров) с указанием на каждом расстояния до следующего.

6.8. Учащиеся проходят дистанцию по словесному описанию, например: по тропе 200 метров, свернуть на юго-запад, по азимуту 195 градусов пройти 160 метров, по ручью вниз 250 метров и т.д.

7. Ориентирование вдоль отдельных тропинок – задача на этом этапе научить новичка не просто бегать по местности, а двигаться по дистанции с постоянным чтением карты.

7.1. На знакомой местности на 2-3 тропинках поставить КП – на развилках, на пересечении с полянами, с ручьями, возле заметных, однозначных ориентиров, пробегать группой, отметить на карте расположение КП, на следующей тренировке дать задание самостоятельно пробежать ту же трассу и отметить КП (поменять местоположения КП), далее дать карту с другими КП на той же трассе – задание самостоятельно найти КП.

7.2. На карте по тропинкам провести линию – “нитку”, установить КП на ориентирах, учащиеся пробегают по тропинкам, стараясь придерживаться нарисованной линии, отмечают на карте местонахождение всех КП.

8. Ориентирование с тропинки на тропинку – данный навык продолжает развитие мышления ориентировщика, является этапом к постоянному ориентированию.

8.1. Бег по маркированной дистанции с переходом с тропинки на тропинку по маркировке.

8.2. Бег по тропинке с КП на переходе с тропы на тропу, на КП стрелка, указывающая направление перехода, на второй тропе тоже стоит КП.

8.3. Бег группой по тропинкам, взятие КП с ориентиров на тропе, КП находятся не очень далеко от троп.

8.4. Самостоятельная постановка КП, сначала на развилках троп, на местах пересечения троп с полянами, с ручьями, далее на точечных или площадных ориентирах недалеко от троп.

9. Подгибание карты, слежение с помощью большого пальца – при подгибании карты необходимо сохранять максимум информации при удобствах работы с картой (большое рабочее поле - карта рвется, с ней неудобно работать, маленькое рабочее поле – можно не увидеть важную информацию).

9.1. Во время обсуждения дистанций в аудитории следить за складыванием карты, слежением за движением с помощью большого пальца (большой палец руки должен находиться на том месте карты, где спортсмен определился в данный момент, или в последний раз).

9.2. Во время кросса в парах, один рассказывает второму, глядя на бегу в карту, свой оптимальный вариант движения по дистанции, второй контролирует движение по карте, складывание карты и сопровождение с помощью большого пальца первого участника, время от времени меняются ролями.

10. Чтение рельефа – очень много КП ставятся на рельефе местности, поэтому очень важно правильно прочитать рельеф, кроме того, при движении по дистанции практически все время используется рельеф местности как ориентир.

10.1. На карточках нарисовать несколько профилей и горизонталей вершин, задание – найти соответствующие профилю рисунки горизонталей.

10.2. Определить по рисунку горизонталей, какой холм самый высокий, низкий, какой склон крутой, какой пологий.

10.3. Для 5-6 описаний подобрать соответствующие профили и рисунок горизонталей, например: а) холм высотой 15 метров в одной вершиной посередине, б) с двумя вершинами, равными по высоте и т.д.

10.4. На карте закрасить красным цветом выступы рельефа, синим – лощины и впадины.

10.5. На карте с мелким и средним рельефом нарисовать круги диаметром 3-4 сантиметра, внутри круга точкой отметить “солнце”, задание - карандашом нарисовать тени от “солнца” внутри круга.

10.6. Взять карту с дистанцией и чистый лист бумаги, задание – нарисовать профиль по сечению рельефа вдоль прямой линии, соединяющей КП, с соблюдением масштаба и сечения рельефа.

10.7. На карте с дистанцией найти и нарисовать карандашом путь с наименьшим (наибольшим) набором высоты между двумя КП.

Ориентирование на местности — один из самых молодых видов спорта в нашей стране, который за последние годы завоевывает все большую популярность среди молодежи. В этом виде спорта работа с картой и компасом регламентируется очень малым временем, считанными минутами и секундами. Спортивное ориентирование — это стремительный, эмоциональный вид кросса по незнакомой местности, связанной с определенной физической нагрузкой, хитроумной тактикой и многочисленными техническими приемами. Обстановка соревнований в какой-то степени напоминает ситуацию, в которую попадает разведчик, действующий в тылу врага.

Надо уметь быстро ориентироваться в непрерывно изменяющихся условиях. Самостоятельность в принятии решения в этих условиях играет первостепенную роль. И, конечно, огромное значение приобретает быстрота, с которой эти решения принимаются. Эти качества трудно воспитать на обычных практических занятиях по топографии. Они приобретаются только в соревнованиях по ориентированию на местности.

Военно-прикладное значение этого вида спорта послужило основной причиной включения его в комплекс «Готов к защите Родины» в качестве одного из видов по выбору. Для проведения соревнований по ориентированию на местности не требуются стадионы, спортивные залы и площадки, дорогостоящее оборудование и инвентарь. Ареной для этого интереснейшего вида спорта может служить любой участок леса, даже городской парк, размеры которого должны быть не менее 3X3 км. Эти соревнования могут проводиться днем и ночью, зимой и летом, весной и осенью, пешком и на лыжах, на лодках и велосипедах, на мотоциклах и автомобилях.

Откуда же зародился этот вид соревнований? Каково его будущее?

Официальной родиной спортивного ориентирования считается Норвегия, где еще в 1897 году спортивное общество «Турнференинг» устроило первое состязание. В последующие годы инициативу в развитии этого вида спорта перехватили шведы и финны. В Швеции в 1938* году была организована первая в мире национальная федерация — Союз ориентировочного спорта. В остальных скандинавских странах бег с картой и компасом получил признание в 30-х годах нынешнего столетия, а национальные руководящие органы были созданы только после второй мировой войны. В эти же годы шведский, финский, норвежский и датский союзы объединились в Совет спортивного ориентирования северных стран («НОРД»). После этого спортивным ориентированием начали увлекаться жители европейских государств: Венгрии, ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии. Правила соревнований в каждой стране существенно отличались друг от друга, и, чтобы выработать единые положения, в 1958 году была созвана Международная конференция социалистических стран в Будапеште. Год спустя по инициативе шведской федерации состоялось совещание с участием представителей всех стран Европейского континента, культивирующих у себя спортивное ориентирование. В итоге в 1961 году была создана Международная федерация ориентирования (МОФ), в которую вошло 10 стран: Болгария, Венгрия, ГДР, Дания, Норвегия, ФРГ, Финляндия, Чехословакия, Швеция и Швейцария. На последующих конгрессах, которые проводились через каждые два года, в число членов федерации были приняты: Австрия, Польша, Англия, Бельгия, Канада и Япония.

Кроме этих 16 стран, имеются сведения о проведении соревнований по спортивному ориентированию в таких странах, как США, Франция, Чили, Израиль, Югославия, Румыния, Голландия, Австралия, Новая Зеландия, Люксембург и Камерун.

Международная федерация по спортивному ориентированию организовала три чемпионата мира, в которых приняли участие пока только европейские страны. Результаты мировых чемпионатов показали значительное превосходство скандинавских спортсменов.

У нас спортивное ориентирование только начинает делать свои первые шаги. 28 декабря 1967 года президиум Центрального совета по туризму ВЦСПС принял постановление, в котором обязал все свои организации установить тесный контакт с комитетами ДОСААФ и оказывать им помощь в подготовке и проведении соревнований по ориентированию на местности.

Сейчас практически нет такой республики, области, города, где не проводились бы соревнования по спортивному ориентированию. Сильнейшие команды ежегодно участвуют во всесоюзных первенствах, зональных соревнованиях и матчевых встречах.

Какими же навыками должен обладать спортсмен для того, чтобы он мог принять участие в соревнованиях по спортивному ориентированию? Прежде всего основой успеха в соревнованиях является совершенная техника ориентирования, потом правильная тактика, отличные физические качества и, как всегда, высокая моральная подготовка. Спортсмен должен овладеть практическими навыками техники ориентирования, которые включают:

— измерение расстояний (на местности и на карте);

— владение компасом и движение по азимуту;

— чтение карты;

— «память карты» и наблюдательность;

— сличение карты с местностью;

— выбор рационального маршрута движения.

Какие виды соревнований применяются для спортивного ориентирования вд местности? Таких видов правилами предусмотрено три: ориентирование в заданном направлении, ориентирование по маркировочной трассе и ориентирование по выбору.

Сущность ориентирования в заданном направлении заключается в том, что участники должны в кратчайшее время отыскать на местности определенное число контрольных пунктов (КП), нанесенных на карту и обозначенных порядковыми номерами. Результаты соревнования определяются по времени, затраченному спортсменом на прохождение дистанции. Порядок прохождения КП задан на карте и должен соблюдаться неукоснительно. Отсюда и название соревнования — ориентирование в заданном направлении. Участник, нарушивший порядок прохождения КП, снимается с соревнований.

Соревнования проводятся следующим образом. Участники стартуют по одному, с интервалом, как правило, в одну минуту. От старта до пункта выдачи карт (К) участник бежит по размеченной дистанции. Длина этого участка колеблется от 100 до 500 м. На пункте выдачи карт участник получает топографическую карту местности масштаба 1:25 000 (или 1:50000), на которую должен нанести местоположение КП и финиша, пользуясь выставленной здесь картой-образцом. Контрольные пункты обозначаются на карте кружком с точкой, точно указывающей их расположение на местности. Арабская цифра, написанная рядом с кружком, указывает номер КП, Финиш обычно совмещается со стартом, при этом дистанция чаще всего имеет форму замкнутого кольца. По правилам длина дистанции для юношей 19—21 года может колебаться от 6 до 12 км с 4—10 контрольными пунктами. Это расстояние получается при измерении по карте (по прямой линии) от пункта до пункта. В действительности спортсмен пробегает гораздо большее расстояние, даже если он и не ошибается.

На местности контрольный пункт представляет собой красно-белый матерчатый знак в форме призмы или цилиндра, снабженный табличкой с номером КП. Здесь же находится судья — контролер, который ведет в протоколе КП учет спортсменов, нашедших этот контрольный пункт , при этом записывается номер участника и астрономическое время прохождения данного пункта. Участник, придя на КП, делает отметку на своей карте резиновым штампом, подвешенным к этой призме.

Контрольные пункты ставятся около ориентиров, имеющихся как на местности, так и на карте. Такими ориентирами («привязками») могут быть поляны или вырубка в лесу, озеро или болото, слияние ручьев или развилка оврага, холм или яма и т. п. Изучая карту во время соревнования, спортсмен должен продумать наиболее рациональный путь от одного КП к другому, который далеко не всегда бывает самым коротким, так как имеется несколько вариантов обхода препятствий (справа, слева), или использования хороших дорог и заметных ориентиров и т. д.

Чтобы соревнования не продолжались бесконечно долго, устанавливается контрольное время, которое колеблется в зависимости от возраста и подготовки участников и других факторов. Для новичков призывного возраста контрольное время определяется из расчета 20 минут на один километр дистанции. Участник, превышающий контрольное время, с соревнований снимается.

Второй вид соревнований называется ориентирование на маркированной трассе. Эти соревнования чаще всего проводятся зимой. Летом их организуют в основном для начинающих, так как в этих условиях возможность заблудиться маловероятна.

Сущность этого соревнования заключается в том, что участники должны пройти дистанцию, маркированную подобно лыжной. На трассе, в местах, неизвестных спортсменам, устанавливаются контрольные пункты. Ориентиров-щики получают карту, на которой отмечен только пункт выдачи карт (старт) и финиш. Трасса на карту не наносится. Спортсмен должен пробежать маркированную дистанцию, определить место своего нахождения и всех встречающихся на его пути КП и нанести их местонахождение на свою карту, прокалывая ее иглой в соответствующих точках. Результаты соревнований определяются по времени прохождения дистанции плюс штрафное время за неточное нанесение на карту местоположения КП. За ошибку в 1 мм при нанесении прокола на карту от истинного положения КП начисляют 1 м штрафного времени.

Особенность этого вида соревнований по сравнению с предыдущим состоит в том, что ориентировщик на протяжении всего бега должен следить за картой и за местностью, постоянно сличать их и знать в любой данный момент свое местонахождение (иначе должен обращать внимание и на скорость бега).

Следующий вид соревнований — ориентирование по выбору. На старте спортсмен получает карту с нанесенными на ней контрольными пунктами. Около каждого из них стоит цифра, указывающая количество очков, которое получает нашедший этот КП.

Сущность данного вида соревнований заключается в том, чтобы выбрать маршрут с наибольшим количеством очков и уложиться в определенное время. Выбор КП и порядок прохождения их произвольны, йо выход дважды на один и тот же КП засчитывается только один раз. Этот вид соревнований предполагает наличие многих способностей у соревнующихся. Здесь надо выбрать один маршрут из множества вариантов, тот, который принесет наибольшее количество очков. Вместе с тем, участник должен реально оценивать свои силы, иначе в случае опоздания на финиш он будет оштрафован (в зависимости от времени опоздания снимается определенная часть очков).

В этом виде соревнований для достижения успеха недостаточно хорошо владеть техникой ориентирования, надо выучиться выбирать маршрут. Решая проблему маршрута, участник должен учитывать не только скорость передвижения, но и надежность выбранного варианта, при котором возможность сбиться с пути будет минимальна. Выбирая маршрут, спортсмен испытывает внутренние противоречия: с одной стороны, он понимает, что прежде, чем двинуться в путь, нужно выбрать наивыгоднейший маршрут; с другой — его подгоняет время и соперник. У начинающего ориентировщика последние соображения чаще всего берут верх, в результате чего он принимает первый, пришедший в голову вариант. Выбрав же маршрут на карте, спортсмен должен уметь претворить его в жизнь, то есть не сбиться с пути. Вот здесь-то на первый план выступает техника ориентирования, умение быстро сличать карту с местностью, хорошее владение компасом и навыки в быстром и точном измерении расстояний.

Все эти виды спортивных соревнований являются индивидуальными, но по любому из них могут организовываться и командные состязания — эстафеты. Задания для участников те же самые, но дистанция разбита на этапы, и спортсмены одной команды поочередно выполняют общую задачу.

Таковы основные, на сегодня, виды спортивного ориентирования на местности с применением карты и компаса.

Для спортивного ориентирования используют специальные топографические карты и применяются специальные компасы для определения азимутов. На картах, предназначенных для соревнований, снимаются: координатная сетка; названия населенных пунктов, рек, урочищ, вершин; отсутствуют характеристики леса, дорог, мостов; численные отметки высот, отметки горизонталей и т. п. Карта выполняется только в черно-белом варианте, что обедняет ее и усложняет ее чтение. Для облегчения определения азимута на такой карте указывается не географический меридиан, а магнитный (для упрощения вычислений магнитного азимута). Вместо компаса Адрианова спортсменам разрешается пользоваться специальными компасами, стрелка которых вращается не в воздушной среде, а в жидкостной. Благодаря этому стрелка компаса почти не колеблется даже при беге, что повышает точность и надежность прохождения по азимуту и способствует выигрышу во времени.

Спортсмену разрешается иметь планшет — вырезанный из фанеры или плотного картона прямоугольник размером 20 X 25 см для закрепления карты. Ее обычно прикрепляют с помощью лейкопластыря или двух резиновых колец. В углу планшета укрепляют компас. В дождливую погоду применяется планшет из прозрачного материала, целлулоида, плексигласа или закрывают его пластиковой пленкой. В зимних условиях, когда руки участника соревнований заняты лыжными палками, планшет укрепляется на поясе спортсмена.

Основные понятия в спортивном ориентировании
Чтобы хорошо ориентироваться на незнакомой местности , знать , где находишься , уметь выбрать лучший путь и пройти к намеченной цели , нужно регулярно упражняться с картой и компасом , тренировать зрительную память и наблюдательность . Рассмотрим основные "секреты ", помогающие быстро и уверенно передвигаться по незнакомой местности .

Условные знаки
Познание секретов ориентирования начинается с изучения и запоминания условных знаков . Для изображения местности , обозначения объектов ориентирования , характеристики условий видимости и передвижения на спортивных картах используется более 100 условных знаков . Чтобы "читать " карту , необходимо выучить условные знаки - азбуку карты . Знаки спортивных карт очень наглядны и в большинстве своем напоминают форму изображаемых ими предметов (вид сверху или сбоку ).

Спортивная карта -
хрестоматия для ориентирования , с ее помощью можно представить характер и особенности местности . Спортивная карта посредством условных знаков дает форму и контуры застроенных территорий , расположение отдельных строений , изгородей , навесов , кормушек , колодцев , мостиков и др . На карте нанесены все пути сообщения . Условные знаки дорог и троп показывают , где и в каком направлении они проходят , по каким из них можно выйти к намеченной цели , обойдя реки и овраги , затерянные в гуще леса . По карте можно определить рельеф , увидеть , где находятся лес, поляны , просеки , вырубки , озера , ручьи , но для этого нужно научиться "читать " карту , по совокупности условных знаков уметь создавать картину окружающей природы . Помимо точного взаимного расположения объектов спортивная карта позволяет определять расстояния . Для этого достаточно измерить его на карте зная масштаб карты .

Ориентирование карты
Оказавшись в незнакомой местности , прежде всего нужно сориентировать карту : её устанавливают так, чтобы линии север-юг на карте имели одинаковое направление со стрелкой компаса. Верх карты должен находиться в том же направлении , куда указывает северный конец стрелки компаса. После ориентирования карты все объекты, изображенные на ней, будут в полном соответствии с объектами местности . После этого можно приступать к "чтению" карты - сопоставлять местность с картой и карту с местностью.

"Чтение" карты
Умение быстро читать и правильно понимать карту - сложный технический навык. Читают карту только в сориентированном положении и только по ходу, т.е. в направлении движения. Движение "по большому пальцу" - большой палец левой руки, держащей карту, направлен по линии движения, а ноготь фиксирует местоположение ориентировщика в данный момент - существенно облегчает процесс чтения карты, особенно новичкам. При чтении карты все ориентиры подразделяют на точечные, линейные и площадные. К точечным относятся объекты, изображаемые внемасштабными условными знаками (камни, ямы, родники, группы деревьев и т.п.). У линейных ориентиров - дороги, тропы, просеки, канавы, границы леса и вырубок, овраги, промоины - протяженность превышает их ширину. Площадные ориентиры - пруд, озеро, поляны, вырубки, лес, большие холмы, долы, склоны. Точечные и линейные ориентиры воспринимаются проще, так как в большинстве своем требуют восприятия на плоскости. Рельеф местности невозможно воспринимать без развития объемно-пространственного мышления, он наиболее сложен при чтении карты.

Движение по цепочке ориентиров
Придерживаясь надежных и легко опознаваемых на местности ориентиров, можно пройти к намеченной цели. При таком способе передвижения нужна техника ориентирования: сличение карты с местностью, владение компасом и измерение расстояний. Основное требование такого движения - связь карты с местностью. Потеря ориентировки (точки своего местонахождения) может доставить много неприятных минут: придется найти новый надежный ориентир и "привязаться" к карте. Чтобы этого не случилось, реализуя путь по цепи ориентиров, необходимо постоянно следить по компасу за направлением линейных. В этом случае не будет ошибок и "соскальзываний" на неверный путь, который может быть отмечен на местности ориентирами, аналогичными и подобными выбранным для движения.

Выбор пути
Самая трудная, но в то же время и самая захватывающая проблема в ориентировании - выбор пути. Умение выбрать путь, цепочку опорных ориентиров - основной технический прием, которым следует овладеть, чтобы называться ориентировщиком. На выбор пути влияют многие субъективные и объективные факторы, но важнейшим является способность выделять и запоминать ориентиры-привязки, к которым относятся, как правило, крупные линейные и площадные ориентиры и особо выделяющиеся точечные. Ориентиры-привязки определяются по карте, и выход на них не требует больших физических затрат и высокоточной техники ориентирования. Ориентиры-привязки, расположенные поперек движения, называют тормозящими, вдоль выбранного пути и за целью движения - ограничивающими. Правильно выбранные ориентиры-привязки исключают частое обращение к карте при движении, сокращают продолжительность ее чтения, облегчают запоминание карты, обеспечивают быстрый контроль местонахождения, позволяют использовать "грубое" ориентирование без боязни ошибиться. По какому пути следует двигаться? Однозначного ответа дать невозможно, нельзя составить и полный перечень примеров для обучения. Он может быть прямым - по азимуту, обходным - по цепи ориентиров, или, как чаще бывает, комбинированным. Наикратчайший путь по прямой не всегда наилучший. Зачастую движение происходит обходным путем. При выборе пути действуют два противоположных фактора: надежность и время.
Место старта обозначено красным треугольником. Красная и синяя линии - варианты движения двух спортсменов. Кратчайший путь по расстоянию не всегда быстрый по времени.

"Секреты" ориентировщика.
1. Не превышать скорость передвижения. У каждого человека в зависимости от его физической и технической подготовки существует своя "критическая" скорость. При превышении ее быстро наступает утомляемость, пропадает четкость чтения карты, ухудшается техника ориентирования и даже теряется контроль за направлением движения.
2. Перед уходом с точки своего стояния нужно задать себе вопрос: "Что является ориентиром-привязкой у следующего КП?" и ответить на него - определить ориентир, от которого будет сделан выход на цель движения, и установить по карте путь к нему.
3. Если с первого захода не удалось попасть на КП, то не нужно метаться из стороны в сторону, необходимо внимательно осмотреть вокруг местность, уточнить легенду (пиктограмму) КП. Если есть уверенность, что "привязка" взята правильно, нужно повторить заход. Если была сделана ошибка, то необходимо выйти к новой привязке и сделать заход от нее.
4. Допустив ошибку и потеряв время, не нужно пытаться за счет ускорения процесса ориентирования наверстать упущенное время. Надо помнить о "критической" скорости.
5. При решении ориентировочных задач не нужно отвлекаться от спокойного и терпеливого размышления, неприслушиваться к советам прохожих, зрителей и соперников.
Десять шагов к успеху на дистанции /А.Глушко/
(Некоторые советы о порядке действий спортсмена на дистанции)
1. Сориентируй карту с помощью компаса или окружающих объектов, и определи своё местоположение.
2. Посмотри какой КП будешь брать, его номер и на каком ориентире стоит этот пункт.
3. Посмотри с какой точки (ориентира) удобней зайти на КП.
4. Выбери путь движения и наметь промежуточные привязки (ориентиры).
5. Постарайся всё это запомнить.
6. Теперь можно бежать через намеченные привязки до самого КП.
7. Увидев КП посмотри в какую клеточку на карточке будешь делать отметку, приготовь карточку к отметке заранее.
8. Посмотри в какую сторону будешь бежать дальше.
9. Непосредственно на КП проверь его номер и быстро сделай отметку в нужную клеточку на карточке участника.
10. Отойди от КП в нужном направлении.
11.Смотри пункт 1.
Не обращай внимания на соперников и посторонние КП.
Соперники могут ошибаться или хитрить, а забегая на все КП можно только потерять своё местонахождение.
Бежать старайся равномерно без резких ускорений и остановок.
Советы от Н.Довженко
Ни один из данных советов я не навязываю, если нравится - используй.
Вообще, каждый ориентировщик должен иметь свою систему тактико-технических навыков.
Компас и карту лучше носить в левой руке. Правая рука свободна для хватания за деревья на спусках, для отбивания веток и т.д.
Исключения составляют электронные карточки, их намного удобней носить в правой руке.
Компас должен постоянно находиться на карте.
Стрелка компаса должна, по возможности, находиться на меридиане или на параллельном обрезе карты, тогда даже малейшее отклонение сразу видно.
Если КП стоит на самом верху бугра, то не нужно особо ничего читать. Выбегаешь на самую высокую точку бугра и все.В горку лучше бежать не длинными шагами, так быстрее устаешь, а короткими, но частыми. После хорошей горки лучше пробежать 15-20 м полегче, не упираясь, чтобы "почувствовать в ногах легкость", а затем "валить" дальше.
Первое, что ты должен узнать о следующем КП, это его легенда. Отсюда - необходимо искать не КП, а ориентир на котором стоит КП. И вообще, чем больше ты знаешь о районе КП, тем легче (быстрее) его искать.
На очень «скользкие» КП (типа микроямка в зеленке, вдалеке от дорог), лучше заходить на невысокой скорости и по возможности иметь заднюю привязку.
Прогнозируй ситуации. Метод мышления должен быть не типа "че эта за канава, ага вот она", а "эге, правильно, канава!". Ты должен уже ждать ориентиры, то бишь, полностью контролировать свое передвижение.
Мелкие, несущественные ориентиры не нужно читать, выпускай их.

Чаще всего ошибаются либо в начале соревнования, как правило, из-за плохой сосредоточенности, либо в конце, из-за того, что темп бега настолько высок, что спортсмен уже не в состоянии думать. Другие причины заключаются в появлении бессознательного самодовольства, в недооценке задач и ослаблении сосредоточенности. Это бывает обычно после удачного прохождения нескольких участков трассы подряд. И, наконец, влияют соперники, особенно те, которые хотят "прицепиться". Здесь многое зависит от умения не обращать внимания на конкурентов.
Схема причин ошибок на дистанции:
Субъективные причины
1. Ошибки планирования:
а) отсутствие плана
б) плохой план:
-плохой вариант пути
-плохой способ ориентирования
2. Ошибки выполнения:
а) не выполнен технический прием
б) неточное выполнение приема
3. Остальные ошибки (усталость, влияние других участников и т. д.)
Объективные причины
1. Картографические ошибки:
а) неточная карта,
б) плохая читаемость,
в) ошибки в оформлении
2. Ошибки на дистанции, неточный или непригодный КП и т.д.
Различие между волей легкоатлетов, лыжников и волей ориентировщиков состоит еще и в том, что когда первые теряют надежду, настроение и желание "терпеть", то потеря во времени выражается всего в нескольких секундах или минутах. Когда же ориентировщик теряет волю, сосредоточенность, то растраты времени становятся огромными. Но при этом ориентировщик не знает, что "потеряли" его соперники, и, может быть, еще не все упущено, особенно в командной борьбе.
На вопрос: "О чем ты думаешь после хорошо "взятого" КП?" - следовали ответы: "Что следующее КП нужно "взять" также хорошо"; "Какой я молодец"; "Ни о чем не думаю". На вопрос: "О чем ты думаешь после того, как промазал на КП?" - следовали такие ответы: "О том, что следующее КП нужно "взять" хорошо"; "Какой я глупец"; "Ни о чем не думаю".
Какого спортсмена взять за эталон? Свои микропобеды и микронеудачи каждый воспринимает по-своему. Однако ясно, что во время прохождения дистанции нельзя предаваться переживаниям, безудержно ругать себя или благодушествовать. Вряд ли принесут пользу обиды в адрес начальника дистанции после неудачно пройденного этапа. Эмоции поддаются воспитанию и тренировке, как и физическая или техническая подготовленность. Свои нервы и волю нужно учиться подчинять цели достижения наивысшего спортивного результата в любой ситуации.

Ориентирование для начинающих (на английском, зато наглядно)