Презентация модельная характеристика тренера. Есть такая профессия – фитнес-инструктор. Модель презентации «Ромашка»

1. Профессионально важные качества личности тренера

сущность понятия «личность»:

а) человек - это живое существо, обладающее сознанием и речью, отражающее и преобразующее окружающую действительность, способное изобретать орудия и применять их в своей практической деятельности, ведущее общественный образ жизни, добывающее средства к жизни с помощью труда; б) индивид - каждый отдельный человек;

в) индивидуальность - неповторимые, только данному человеку принадлежащие черты и особенности; то, чем один человек отличается от других;

г) коллектив - та или иная совокупность людей, объединенных общностью целей и вида деятельности, совместно добивающихся решения стоящих перед данным коллективом задач;

д.) личность - конкретный человек во всем многообразии его социальных и психологических особенностей, субъект общественной деятельности и общественных отношений.

Отличительными особенностями личности являются:

1. Самосознание. Человек как личность сознает себя, прежде всего как живое, наделенное соответствующей телесной организацией существо, отождествляет себя со своим физическим «Я».

2. Сознание непрерывности и тождественности своего «Я». В процессе своей жизни человек все время изменяется, развивается под влиянием, как природных условий, так и социальной среды.

3. Индивидуальность – это устойчивое своеобразие психических процессов, состоянии и свойств, принадлежащих данной личности как в специфических особенностях качества их содержания, так и способах

и формах проявления.

4 . Саморегулирование - способность сознательно управлять своим поведением, психическими процессами и состояниями в связи с требованиями социальной среды или условиями выполняемой деятельности.

5. Активность. Личность всегда деятельна, без этого она не может существовать в окружающей ее социальной и природной среде.

6. Релятивность (от лат. ел. реляцио - отношение). Человек, являясь активным членом общества, всегда находится в определенных отношениях (семейных, бытовых, производственно- трудовых, социально-классовых, идейных и пр.) с окружающими его людьми и обществом в целом.

7. Структурное единство. Личность многообразна

в своих психологических особенностях, свойствах и

отношениях.

- мировоззренческие,

Нравственные,

- коммуникативные (включая педагогический такт),

Волевые,

- интеллектуальные, включая перцептивные, аттенционные (качества

внимания),

- мнемические (качества памяти),

- двигательные (психомоторные).

Профессионально важные качества тренера:

Мировоззренческие

Мировоззрение тренера мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции.

2 .Нравственные качества

Нравственность, или мораль, - это форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

« Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

К. Д. Ушинский

Только личным примером тренер может заразить учащихся своей профессией.

«Справедливость учителя - это основа доверия ребенка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир

каждого ребенка». В. А. Сухомлинский

3. Коммуникативные качества помогают тренеру устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы тренера.

4. Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности тренера .

5. Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения тренера, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. Интеллектуальные качества базируются на перцептивных и аттенционных качествах, характеризующих свойства восприятия и внимания (распределенность внимания).

6. Мнемические качества связаны с быстротой и прочностью запоминания.

7. Психомоторные качества также тесно связаны с перцептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д.

1 Портрет "Тренера с добавленной ценностью": от личностных характеристик до арсенала технологий Андрей Станченко, PhD Компания «Lege Artis»


Давайте знакомиться: Станченко Андрей Бизнес-тренер, консультант, коуч, игротехник Директор и ведущий тренер тренинговой компании LEGE ARTIS Официальный представитель в Украине инструмента HOGAN, USA - мирового лидера в области оценки для отбора и развития персонала. Сертифицированный тренер и консультант Hogan. В России представлен ведущей тренинговой Компанией «БЕСТ-Тренинг» Марка Кукушкина По итогам 2009 года вошел в четверку самых продаваемых в России тренеров «БЕСТ-Тренинг» Собственный опыт продаж и управления в бизнесе крупной мультинациональной Компании














Assessment Systems Амбициозность Оценивает степень того, насколько человек выглядит лидером, уверенным в себе и склонным к конкуренции.


Assessment Systems Общительность Оценивает степень того, насколько человек испытывает потребность и /или поучает удовлетворение от социальных взаимодействий.


Assessment Systems Межличностная Восприимчивость Оценивает степень проявления восприимчивости, проницательности и тактичности у человека.


Assessment Systems Организованность Оценивает степень того, насколько человек воспринимается другими, как добросовестный и следующий правилам.


Assessment Systems Оценивает степень того, насколько человек воспринимается окружающими, как творческий и использующий инновативные пути для решения проблем. Любознательность


Assessment Systems Подход к обучению Оценивает степень восприятия человеком академического обучения; быть в курсе последних деловых и технических вопросов.


1 – Адаптация - спокойствие в сложных ситуациях, стратегия под давлением. 2 – Амбициозность - лидер, самоуверенный, готов соревноваться и энергичный. 3 - Общительность - потребность во взаимодействии. 4 - Межличностная восприимчивость - проницательность, тактичность. 5 - Организованность - добросовестность, исполнительность, надежность. 6 - Любознательность - стратегически мыслящий, дальновидный, инноватор. 7 - Подход к обучению – удовлетворенность процессом обучения, потребность быть в курсе. 15




















Пример: Оценка+тренинг+игра Целевые сотрудники для системного обучения разделены в группы в соответствии со спецификой их работы. Группы обучаются параллельно по времени несколькими тренерами в унисон по методологии, что Важно для сотрудников одной Компании, но содержание тренингов отличается для соответствия группам участников. Результаты оценки, проведенной до тренинга помогают скорректировать программы тренингов, уточнить состав групп, индивидуализировать посттренинговое развитие каждого из участников, составить бенчмарку качеств эффективного сотрудника


В заключении проекта проводится моделирующая игра для всех для проработки оптимального взаимодействия отделов с командообразующим и целеполагающим эффектами) – работа в проектных группах со сведением предметного содержания на общих пленумах. Наблюдение за поведением в смешанных по функциям микрогруппах будет соотнесено с результатами тестирования.



Школа Тренеров с добавленной Ценностью Цель Школы: Обучение участников содержательному и инструментальному компонентам бизнес- тренингов с добавленной ценностью, комбинирующих инструменты оценки, консалтинга, моделирующих рефлексивных игр, коучинга, тренинг- менеджмента. Преимущества и Выгоды: Самые современные тренерские и игровые инструменты, сертифицированные тренинговые программы, инструменты оценки и коучинга в программе Школы повышают конкурентное преимущество ее выпускников и их Компаний. Большая эффективность комплексных проектов с взаимодополняющим инструментарием и синергичной работой команды тренеров Гибкая система допуска к защите итогового диплома Школы - возможность посещения модулей на выбор


Модули Школы Тренеров с добавленной Ценностью: Тренерский интенсив для практиков и "Тренерский драйв" - однодневный тренинг внутри тренинга Тренинг Мастерство корпоративного обучения Тренинг Новое поколение тренингов: тренинги развития. Инструментарий моделирующих и организационно-деятельностных игр (ОДИ) в тренингах нового поколения Тренинг Корпоративный Коучинг: технология индивидуального и командного коучинга. Тренинг Оценка персонала. Международная сертификация совместно с Hogan Assessment Тренинг Менеджмент. Управление изменениями. Международная сертификация совместно с Adizes Academy of Management Факультативы: Обучение и развитие кадрового резерва НЛП в тренинге Маркетинг и продажи тренингово-консалтинговых услуг Техники модерации и фасилитации Инструменты консалтинга в тренинге HR инструменты для Тренера с добавленной ценностью


Приглашаем Вас на первый тренинг "Школы с добавленной ценностью" – «Тренерский интенсив для практиков»! Киев, 5-7 июля 2010 года Если Вы тренер с опытом и стремитесь к саморазвитию – 7 июля на однодневный тренинг внутри тренинга "Тренерский драйв»
35

Тренер - идеальная модель человеческой личности: не пьет, не курит, придерживается спортивного режима, вежлив, предупредителен, серьезно относится к каждой тренировке. Занимающийся должен видеть в своем тренере человека высокой культуры, образованного, способного ответить на любые вопросы.

Подробное описание

Меры в воспитательной работе тренера:

УБЕЖДЕНИЕ
Не должно превращаться в нотацию. Тренеру необходимо в беседах с отдельными спортсменами или с группой спортсменов приводить тщательно подобранные примеры.

ПООЩРЕНИЕ
Это одобрение, похвала, награждение. Основное условие применения поощрения – своевременность. Педагогической сутью поощрения является поддержка спортсмена, укрепление уверенности в своих силах, а также возможность закрепления изучаемого двигательного действия.

НАКАЗАНИЕ
Позволяет укрепить характер, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, умение преодолевать соблазны. Наказание должно быть своевременным и справедливым. Юный спортсмен должен четко представлять, за что он наказан.

Нет понятия «добрый тренер или злой» существует понятие «строгий и справедливый».

Основные стороны деятельности тренера:

  • Главная роль тренера заключается в активном содействии процессу индивидуального развития занимающихся за счет достижения должного уровня физического состояния, обуславливающего стабильное здоровье и высокие спортивные результаты;
  • Тренер является наставником в этическом и нравственном воспитании занимающихся;
  • Поведение тренера в любой ситуации (во время тренировок, соревнования, на отдыхе, в ситуации общения со спортсменом, с судьями и т.п.) должно быть профессионально и этично безупречным;
  • Тренер должен нести ответственность за то, чтобы его ученики не использовали запрещенные лекарственные средства, способствующие повышению спортивного результата;
  • Тренер должен доводить до спортсмена знания о вредных последствиях использования запрещенных веществ и принятия психотропных препаратов;
  • Человек, имеющий вредные привычки, не имеет права быть тренером детско-юношеского спорта;
  • Тренер обязан постоянно работать над повышением профессионального мастерства.
  • Тренер, сумевший завоевать уважение и любовь воспитанников, легко добивается выполнения своих советов и указаний. Спортсмены верят своему тренеру, и эта вера – один из важнейших факторов, способствующих достижению успехов.
Этот файл скачали 107 раз.
Автор : Новиков Николай Иванович, тренер-преподаватель по хоккею МБОУ ДОД «ДЮСШ»
Дата публикации: 17.01.2014

В механизме продаж, презентация является неким интерактивным помощником для менеджера. Учитывая, что около 80% населения Земли визуалы и аудиалы, то наглядная иллюстрация продукта или услуги, в совокупности с выступлением - наиболее эффективная реклама на сегодняшний день.

Но, то что работало и имело эффект 10 лет назад, не подходит современному избалованному предложениями, покупателю, отмечает Андрей Останин - практикующий бизнес-тренер. За 13 лет практики в сфере продаж, Андрей выделяет лишь несколько успешных моделей презентации.

Модель презентации «Визуализация»

Цель данной модели - заинтересовать клиента.

Например: если Вы работаете с огромным количеством объектов, то наверняка сталкивались с проблемой запоминания огромного пласта информации. Особенно это знакомо менеджерам, работающим в строительной сфере. Но как заинтересовать клиента, если ты не знаешь товар или забываешь детали? Есть такая техника - визуализация .

Работает модель визуализации следующим образом (на примере продажи строительного объекта):

Представьте себе проект/дом, который Вы продаете, с высоты птичьего полета (объект расположен в таком-то районе, а рядом расположена Кольцевая дорога и большой спортивный комплекс, также по близости находится ГМ «Лента»);

Спуститесь немного ниже (наш проект 25 этажей, кирпично-монолитная технология, вентилируемые фасады приятного кремового цвета с вставками из натурального камня);

Спуститесь во двор (наличие спортивной и детской площадок, площадки для выгула собак, яблоневый сад, школа и детский сад);

Спуститесь к подъезду (стеклянная дверь с домофоном, консьерж, места общего пользования по индивидуальному дизайн-проекту, 4 лифта в каждом подъезде, на каждом этаже усиленная железная дверь);

Спускаемся в квартиру (большая прихожая, высота потолков 2,75м, 2 санузла, пластиковые окна) и т.д.

Визуализируя Вы сможете легко выучить много проектов, просто запоминая их в голове. Потому что лучше всего нам мозг воспринимает образы. В данной модели 20% времени отдайте вступительной части, 70% - основной и 10% оставьте для заключения.

Модель «Тема-Тезис-Аргумент»

Любая презентация состоит из вступления, основной части и заключения. Цель вступления - подвести к основной части, цель заключения - побудить действовать.

Например: во вступлении Вы раскрываете тему «-Вы знаете, сегодня я хочу Вам рассказать о..обозначаете тему..». Затем Вы называете тезис (главную мысль): «-Наша компания... - одна из самых надежных на рынке..», «-Этот проект... - уникальный проект для своего города». После чего Вы приводите три аргумента почему это так: «-Да потому что есть три причины этому. Во-первых, ... Во-Вторых, ... В-третьих, ...». Конечно, не забывайте про раскрытие и примеры. В конце Вашего выступления повторите тезис «-Проект... - уникальный и не имеет аналогов». Зачем повторять тезис? Чтобы Ваш клиент запомнил хотя бы основную мыль Вашего доклада. И в заключении - призыв к действиям: «-Как Вам?». Завершайте Вашу презентацию всегда переходом в диалог и запрашивая мнение клиента.

Модель презентации «Ромашка»

Другая гениальная модель презентаций - «Ромашка». Если Вам нужно сделать презентацию, то Вы рисуете такую ромашку, где на стебле пишите тему, в центре - основную мысль доклада, а на лепестках аргументы (но каждый аргумент необходимо раскрыть «потому что...» и подкрепить примером).

Вы легко можете сделать такую модель, но самое главное, что с помощью ее Вы легко сможете презентовать свой продукт.

Например: Вы хотите рассказать о своем городе. Вашей темой станет «Этот многогранный Санкт-Петербург». Тезисом послужит мысль «Санкт-Петербург - уникальный город со множеством названий, достопримечательностей и загадок. Каждый видит его по-своему: уныло-серым, загадочно-романтичным или культурно-образцовым». Аргументом №1 станет «Санкт-Петербург - культурная столица России, (далее следует раскрытие) потому что город объединяет в себе более 4000 выдающихся памятников архитектуры, истории и культуры. Например (подкрепляете аргумент примером), Эрмитаж - один из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира. Аргумент №2: Санкт-Петербург - окно в Европу Город-порт, потому что имеет выход в Балтийское море и соответственно к другим городам-портам. Например, Хельсинки.

В своем выступлении Вы можете использовать следующие связующие слова: «Потому что…», «Это подтверждается…», «Что гарантировано…», «Реализовано за счет…». Не забывайте в конце делать призыв, спрашивать мнение Вашего клиента. По этой схеме Вы сможете легко презентовать свой продукт или услугу, а Ваши слова будут подкреплены отличной аргументированной базой.

Триада презентации

Многие из Вас скорей всего слышали про «триаду презентации»: характеристика - преимущества - выгода. «Триада презентации » - это своеобразный речевой конструктор Lego, который помогает более доходчиво упаковать свою мысль и контролировать понимания со стороны клиента.

Вашему вниманию предстоит адаптированная версия модели. Когда Вы даете сообщаете характеристику, потом переводите ее с технического языка на язык выгоды, и в заключении уточняете насколько это актуально клиенту. Необходимо делать запрос после каждой названной выгоды. Данная модель подразумевает под собой диалог с клиентом.

Характеристика - свойство товара или его преимущество (отличие от конкурентного). Обычно характеристика выражается следующими речевыми конструкциями:

  • Наша компания уже…
  • Наш продукт…
  • Данный товар…
  • Преимуществом данного товара…
  • Основными отличиями данного товара….
  • Очевидными достоинствами….

Выгода (результат) - это, то, что конкретный потребитель получит от пользования продуктом, услугой. Выгода возникает только в ответ на явную потребность, выраженную покупателем. Обычно выгода выражается следующими речевыми конструкциями:

  • «и это обеспечит Вам (даст возможность)…»,
  • «Следовательно, Вы…»
  • «Значит у Вас….»
  • «Благодаря этому вы будете иметь возможность…»,
  • «За счет этого вы избавите себя от необходимости…»,
  • «Это позволит снизить ваши затраты…»,
  • «Это делает возможным…»,
  • «Что является гарантией…»,
  • «Это сводит до минимума (это сокращает, увеличивает, обеспечивает)…»
  • «Это значит, что вы получите…»

Выгода всегда субъективна. Поэтому, выгода должны лежать в рамках потребностей человека.

Запрос - когда Вы узнаете насколько Ваше предложение актуально для клиента, что он о нем думает, насколько решение подходить под его потребность, соответствует его ценностям. Уточняйте мнение клиента, что бы понимать насколько вы на правильном пути, насколько он сфокусирован, насколько вы в диалоге. Обычно запрос выражается следующими речевыми конструкциями:

  • Что Вы думаете по этому поводу?
  • Как Вам?
  • Что думаете?
  • Это подходит?
  • Что Вам нравится в этом?
  • Как Вам мое предложение?
  • Вам это интересно?
  • Это то, что Вы искали?
  • Подходит этот вариант?
  • Какое Ваше мнение об этом?
  • Достаточно информации я предоставил?

Например: Вы знаете, сегодня я расскажу Вам автомобиле Volvo XC60. Volvo XC60 обладает уникальной системой безопасности. Автомобиль сам может затормозить. Для Вас это значит, что Вы не попадете в ДТП. Скажите пожалуйста, это важно для Вас? Вторая очень важная характеристика объекта - у него очень современный и красивый салон, а также модель яркого оранжевого цвета. Вы точно будете выделяться, а по утрам на фоне наших серых питерских будней Ваш автомобиль будет Вам поднимать настроение одним только внешним видом. Как вам?

В Интернете Вы можете найти разные модели презентации, они находятся в свободном доступе. Вышеперечисленные модели - действительно простые и эффективные. Уметь продавать и заключать сделки зависит от того, насколько Вы были подготовлены к каждому этапу в механизме продаж. Процесс презентации товара приближает Вас к этапу завершения сделки, поэтому не стоит рассчитывать на удачу или импровизацию.

Андрей Останин - Бизнес-тренер-практик. В продажах с 1995 года. Эксперт в эффективных продажах, развитии продающих и управленческих команд, деловой презентации и развития ИТ-проектов в области продаж. Топ-менеджер ведущих

20.01.2017 14:41 169 0 НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ:
«МОДЕЛИРОВАНИЕ В СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКЕ»
Выполнила:
Проверила:
студентка группы 102 Спорт(м)
Широбакина Е.А.
Леонова Александра
.
.

Волгоград 2016

1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Понятие и особенности
моделирования в спорте
1.2 Классификация
моделирования в спорте
1.3 Этапы определения
модельных показателей в спорте
1.4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В трудах известных отечественных ученых в области
спортивной подготовки, А.Д. Новикова и Н.Г. Озолина, еще
в начале 50-годов прошлого столетия было высказано
положение о том, что спортивная тренировка должна
осуществляться согласно требованиям, предъявляемым к
строго управляемым процессам. Сложность управления в
спортивной тренировке состоит по сути в том, что нет
возможности непосредственно управлять изменением
спортивных результатов. В подобных случаях прибегают к
методу моделирования изучаемых систем, который нашел
широкое применение в современной науке. Это обусловлено
тем, что в управлении сложными системами главным
инструментом являются модели.
Модель в широком понимании - это образ
(в том числе условный или мысленный)
какого-либо объекта или системы объектов,
используемый при определенных условиях
в качестве их «заместителя» или
«представителя».
Модель - это упрощенное подобие объекта, которое
воспроизводит интересующие нас свойства и
характеристики объекта-оригинала или объекта
проектирования.

Актуальность
исследования
моделирования в
спорте
Актуальность исследования моделирования в спорте отражается в
требованиях эффективности управления подготовкой спортсменов, для
чего необходимы поэтапные ориентиры. Анализ показывает, что
использование принципов программно-целевого управления успешно
осуществляется на уровне системы многолетней подготовки - этапе
спортивного совершенствования и достижения высшего спортивного
мастерства в условиях подготовки сборных команд.
Проблема
моделирования
Проблема моделирования находится в стадии разработки, и
неудивительно, что на практике приходится встречаться с различными ее
трактовками, с неодинаковыми подходами. В современной литературе нет
еще полного единообразия в применении самих понятий «модели» и
«модельные характеристики». Можно встретить немало других терминов,
аналогичных им по смыслу: «контрольные нормативы», «контрольные
показатели качеств и способностей», «контрольные нормативы
соревновательной деятельности», «нормативные показатели», «модели»,
«показатели подготовленности». Но чаще всего в литературе встречается
именно термин «модельные характеристики».
Моделирование,
разработка
«модельных
характеристик»
Моделирование, разработка «модельных характеристик» в последние годы
получают все большее распространение в обосновании программноцелевого управления многолетней подготовкой спортсменов. М.Я.
Набатникова отмечает, что «В подобных случаях применяется
приближенное моделирование, хотя и качественные, и количественные
показатели в каждом конкретном случае получают путем обследования,
тестирования, различных экспериментов, экспертных оценок
специалистов, то есть, используя практически весь арсенал
параметров».

Понятие и особенности моделирования в спорте

Одним из основоположников
Моделирование в спорте - это процесс
Понятие
и
особенности
моделирования
вбыл
спорте
моделирования
академик М.В.
мысленного созидания («проигрывания»)
будущей деятельности спортсмена в
предполагаемых условиях. Современная подготовка
спортсменов требует всё более совершенных
средств и методов теории и методики спортивной
тренировки. Острее становятся вопросы
оснащения сборных команд совершенной
аппаратурой, внедрения точных и объективных
методик контроля уровня и динамики изменения
спортивной формы, унификации и стандартизации
оборудования и измерительных процедур,
разработки эффективных средств
акцентированного воздействия на различные
стороны подготовленности спортсменов. Все эти
задачи могут быть решены только при
наличии и применении в практике спорта
современных систем комплексного контроля,
эффективного моделирования
тренировочных программ, двигательных
режимов, новых методов определения
модельных параметров.
Келдыш. Также он создал Институт
прикладной математики российской
академии наук. Всё это относится к

Под математической моделью понимают описание средствами
математики исследуемого явления или устройства и последующее
изучение при помощи ЭВМ. В спортивной педагогике имеется
своя специфика: описать действия человека, особенно в спорте,
средствами математики в настоящее время можно только
приближенно и возникающие при этом погрешности не дают
каких-либо преимуществ по сравнению с другими способами
моделирования. Также, педагогическая деятельность
подразумевает влияние на организм спортсмена большого
многообразия тренировочных воздействий в течение многих лет.
Поэтому математические модели обычно в педагогике имеют
упрощенный вид.

Рис.1. Области моделирования в спорте

Областями моделирования могут быть самые разнообразные направления спортивной деятельности (рис. 1). Их можно разделить на три:

Моделирование тренировочных программ и условий спор-
тивной подготовки в различных географических зонах;
Моделирование двигательных режимов тестирования и
специ-альной тренировки;
Определение модельных параметров различных сторон подготовленности.

Разработка тренировочных планов
относится к разделу «планирова-ние»
в теории и практике физической
культуры. На основе показателей
предыдущих периодов тренировки
делается вывод об эффективности
проделанной работы, вносятся
коррективы, создается новая
тренировочная программа. Модельные
тренировочные планы отличаются от
указанных тем, что они должны быть
представлены в виде некоторой
перспективы, выполнять которые в
настоящий момент спортсмену может
быть рано, ввиду, например,
неподготовленности отдельных
звеньев его спортивного уровня.
Однако при достижении определённой
кондиции они могут быть с успехом
использованы.
При планировании подготовки
спортсмена тренер всегда ставит задачу
повышения специальной
работоспособности своего подопечного
наиболее эффективным способом. Чтобы
осуществить это намерение педагог
непременно должен видеть перед собой в
качестве цели средства, структуру, объем
и т.п. тренировочных средств, которые
должен использовать его ученик в своей
подготовке. Сочетаний средств, методов,
интенсивности, объемов нагрузки,
географических условий может быть
огромное количество, однако, тренер
должен выбрать оптимальное. В этом
случае трудно переоценить наличие
модели той или иной тренировочной
программы, выполнение которой
гарантировало бы педагогу достижение
поставленных задач.

Тренировочные программы уже существуют, но, как правило, они созданы на основе эмпирического подхода, который у разных тренеров и педагого

Тренировочные программы уже существуют, но, как правило,
они созданы на основе эмпирического подхода, который у
разных тренеров и педагогов различен, основан на собственных
представлениях, далеко не всегда подвергается должному
анализу.
Другой областью применения средств и методов
моделирования является проблема определения модельных
показателей различных сторон подготовленности. Принято всю
структуру подготовленности спортсменов разбивать на 5
подсистем:
Физическую;
Техническую;
Психическую;
Морфологическую;
Функциональную.

В каждой подсистеме необходимо обосновать определенный набор наиболее информативных параметров в соответствии с конкретным видом спорта

и видом обследований. Это очень сложная
задача, т.к. только для олимпийских видов спорта и
пяти подсистем, количество групп параметров
составит около 200. Если учесть, что в каждой
подсистеме необходимо определить 10 и более
параметров, то общее их количество составит более
2000.

Модели, используемые в спорте, делятся на две группы:

1.2 Классификация моделирования в спорте
Модели, используемые в спорте, делятся на две группы:
В первую группу входят: 1)
модели, которые характеризуют
структуру соревновательной
деятельности; 2) модели, которые
характеризуют различные стороны
подготовленности спортсмена; 3)
морфофункционыльные модели,
которые отражают морфологические
особенности организма и
обеспечивают достижение заданного
уровня спортивного мастерства.
Во вторую группу моделей входят: 1)
модели, которые отражают
продолжительность и динамику
становления спортивного мастерства
и подготовленности; 2) модели
крупных структурынх образований
тренировочного процесса; 3) модели
мезо- и микроциклов; 4) модели
тренировочных занятий и их частей;
5) модели отдельных тренировочных
упражнений и их комплексов.
Все модели, которые используют в практике тренировок и соревнований могут
быть разделены на 3 уровня: обобщенные, групповые и индивидуальные.

Обобщенные модели отражают характеристику объекта
или процесса, которые выявлены на основе
исследования относительно большой группы
спортсменов одного пола, возраста и квалификации в
избранном виде спорта. Например, модели
соревновательной деятельности в беге, функциональные
модели волейболистов, бас-кетболистов и т.д. Модели
данного уровня носят общеориентирующий характер и
отражают общие закономерности тренировочной
деятельности.
Групповые модели, в свою очередь, строятся на основе
изучения, конкретной совокупности спортсменов,
которые отличаются специфическими признаками в
рамках определенного вида спорта. Например, модели
технико-тактический действий «5-ок» в хоккее или
модели соревновательной деятельности пловцов,
которые отличаются высоким скоростно-силовым
потенциалом и недостаточной выносливостью.
Индивидуальные модели разрабатываются специально
для определенных спортсменов и опираются на данные
длительного исследования и индивидуальных
особенностей спортсмена. В результате можно получить
различные индивидуальные модели тренировочной
деятельности, различных сторон подготовленности и т.п.
Обобщенные модели
Групповые модели
Индивидуальные
модели

В спортивной практике применяются все вышеизложенные модели. Разработка моделей может осуществляться в различных формах. Формы и их описа

В спортивной практике применяются все вышеизложенные модели.
Разработка моделей может осуществляться в различных формах. Формы и их описание
представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Формы моделирования в спорте
Модель
Информационная (описательная)
Описание модели
Представляет словесное описание оригинала.
Графическая
Представляет оригинал в виде графика, схемы или рисунка.
Предметная
Макеты фишки и др., отражающие, к примеру, расстановку игроков для
изучения тактических вариантов.
Логическая
Описание логики процесса.
Физическая
Предопределяет взаимодействие спортсмена в аналогичной с
предстоящими соревнованиями обстановке или его противоборство со
сходными с оригиналом соперника.
Математическая
Описание процесса с помощью математических формул, системы
уравнений и неравенств.
Кибернетическая
То же самое, что и математическая, но с использованием ЭВМ,
компьютерное моделирование

1.3 Этапы определения модельных показателей в спорте

Процесс определения модельных показателей
состоит из нескольких этапов (рис.2). Сначала из
множества измеряемых величин необходимо выбрать
наиболее информативные показатели. В спортивной
педагогике эта задача, как правило, решается с
помощью корреляционного анализа. Информативным
параметров является тот, который по сравнению с
другими имеет большую связь со спортивным
результатом или с его главными определяющими
звеньями подготовленности.

Далее следует процесс изучения
динамики величины этого параметра у
различных квалификационных групп. На
основе анализа информативных
показателей в течение соответствующего
периода выводятся функциональные
зависимости, рассчитываются должные
норма и коэффициенты пересчета
показателей для спортсменов различной
подготовленности.
Как можно понять из средней части рис.
2, изложенный метод определения
модельных показателей относится к
математическому моделированию.
Определение модельных параметров
может происходить и другими методами
(рис.3).
Рис.3. Методы моделирования
Наиболее распространенными и наименее точным
является эмпирический метод моделирования. Он
основан на тренерском опыте, накопленном за
многие годы. Как правило, сюда входят и годы
собственной спортивной подготовки,
субъективные ощущения от которой переносятся
на тренерский подход. Это часто приводит к
низкой эффективности работы такого педагога.
Этот подход достаточно прост, представлен он в
левой части рис.2.
Новой областью применения моделирования в
спорте является экспериментальное
моделирование, которое представляется наиболее
перспективным. Понятие «экспериментальное
моделирование» введено сравнительно
недавно.

Экспериментальное моделирование – это способ определения модельных
показателей в процессе специальной двигательной деятельности, сформированной на
основе применения технических средств и обратных связей, обеспечивающих
возможность достижения более высокого спортивного результата по сравнению с
естественными условиями спортивного упражнения для этого же спортсмена.
Технологический путь этого метода представлен в правой
части рис.2. Первый самый сложный шаг, определяющий в
дальнейшем точность полученных данных, состоит в
организации условий выполнения специального
двигательного режима, при котором спортсмен может
превзойти самого себя и показать недостижимый для него
спортивный результат. Для реализации таких условий
необходимо: 1. Выявить главные мышечные группы, моменты их напряжения и
расслабления, структуру, взаимосвязи работы мышц синергистов и
антагонистов при выполнении специального двигательного упражнения.
2. Определить средства и методику обеспечения подачи дополнительной
энергии к главным мышечным группам, информации для создания условий
представления спортсменом степени точности выполнения двигательного
задания или облегчения выполнения физического упражнения с целью
выведения спортсмена на более высокий квалификационный уровень.
3. Определить наиболее информативные параметры и зарегистрировать
модельные показатели различных сторон двигательной деятельности
спортсмена в рекордном режиме.

Главная цель
Указанные условия направлены на
выполнение главной цели: обеспечить
спортсмену возможность достижения
более высокого результата при
существующем на данный момент времени
уровне подготовленности.
Метод экспериментального моделирования был применен на членах сборных команд
страны по легкой атлетике и лыжным гонкам. Для первой группы спортсменов были
разработаны специальные режимы в беге. Был разработан и запатентован тренажерный
комплекс(авторское свидетельство SU №1790956), позволяющий оценить уровень
технической и функциональной подготовленности спортсменов и передать эту
информацию на экран в виде аналогового сигнала, соответствующего каждому показателю
техники и функционального состояния. Целью таких занятий являлось повышение
экономичности бегового шага, совершенствование техники бега и повышение уровня
функционального состояния.
В результате применения таких тренировок
три десятиборца установили личные
рекорды в беговых дисциплинах, один из
которых выполнил норматив мастера спорта
международного класса в десятиборье.

В отличие от спортсменов –
легкоатлетов для лыжников –
гонщиков был разработан
специальный двигательный режим,
который применялся в естественных
зимних условиях тренировки. Для
«перевода» спортсмена на более
высокий уровень функционирования
применялась методика динамической
электростимуляции в лыжных
гонках. Была разработана система
подачи электрического сигнала на
прямую мышцу бедра во время
отталкивания ногой независимо от
воли спортсмена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спорт - исторически сложившаяся человеческая деятельность, которая
базируется на соревнованиях и продуцирующая победителя, спортивные
достижения. Сущностью спорта является стремление человека к наивысшим
спортивным результатам. Этот принцип стимулирует поиск наиболее
эффективных средств и методов, круглогодичную и многолетнюю работу,
углубленную специализацию и т.п.
В ходе работы мы выяснили, что методология моделирования в спорте в
теоретическом аспекте используется для исследования разных сторон
соревновательной деятельности спортсменов разной квалификации для
определения или уточнения количественных и качественных характеристик
обобщённых и индивидуальных моделей.
Применение моделирования в спорте позволяет повысить эффективность
разработки тренировочных программ спортивной подготовки и своевременной
коррекции подготовки к соревновательной деятельности.
Соотношение между изучением техники и развитием основных физических
качеств зависит от переноса тренированности и в отдельных видах
четырехборья находится в различных сочетаниях. Несоответствие между
этими двумя сторонами тренировочного процесса отражается на степени
реализации основных физических качеств – силы, быстроты и выносливости –
при выполнении основного спортивного упражнения.