Передвижения по узкой опоре бревну. Закаливание военнослужащих, занятия физической под. Передвижение по лестницам и канатам
Главная > ДокументОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ 10.3.3. Опорные прыжки применяются при преодолении препятс-твий высотой до уровня груди - невысоких стен, поваленных деревь-ев, изгородей. Прыжок наступая на препятствие. С разбега оттолкнуться одной ногой, резко вынося вперед противоположную руку. Наклоняя корпус вперед, мягко вспрыгнуть на препятствие на другую сильно согнутую ногу, не выпрямляясь, пронести над препятствием ногу, которой был сделан толчок, соскочить на нее и продолжать движение (рис. 51). Прыжок с опорой рукой и ногой . После короткого, но энергично-го разбега оттолкнуться левой ногой и, вынося правую руку с ору-жием вперед вверх, вскочить на препятствие, опираясь на него ле-вой рукой (большим пальцем назад) и отведенной в сторону слегка согнутой правой ногой. Тяжесть тела на левой руке. Не останавли-ваясь, перенести через препятствие левую ногу, соскочить на нее и продолжать движение (рис. 52).
На рис. 74 показан более сложный прием спрыгивания с движущегося автомобиля с выполнением кувырка назад по ходу движения автомобиля. Этот способ требует большого числа предварительных тре-нировок, которые включают в себя следующие элементы: кувырки впе-ред, назад, через препятствие с места, с разбега, кувырки на дви-жущейся дорожке, спрыгивание с небольшой высоты из виса на перемещающийся с различной скоростью ковер (дорожку), с последующими кувырками назад и т.д. После этого следует переходить к соскакиванию с медленно движущегося автотранспорта сначала в глубокий снег, потом на грунтовую (зимнюю) дорогу и в завершение отработки 1 данного приема спрыгивать на твердый грунт. Причем приземление следует отрабатывать перекатом назад и на бок. Названные элементы нужно выполнять сначала без оружия, а по мере приобретения навы-ков переходить на отработку приема с оружием (сначала с макетами оружия, лучше деревянными, обернутыми тряпками, а в завершение отработки - учебным и боевым со стрельбой холостыми патронами). Последовательность освоения техники посадки в автомобиль и высадки из него выдерживать строго: в спортивном зале, на улице, с места, в движении и т.д., но во всех случаях особое внимание сле-дует обращать на тренировку шеи, позвоночника и вестибулярного аппарата. Пролезание производится головой вперед (рис. 75) или боком.
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ЛЕСТНИЦАМ И КАНАТАМ
10.3.9. Передвижение по вертикальным и наклонным лестницам производится в виде подъемов и спусков различными способами. Подъем по вертикальной лестнице. Взяться правой рукой за сту-пеньку на высоте вытянутой вверх руки, а левой - на высоте груди, одновременно поставив левую ногу на нижнюю ступень (колено отвес-ти слегка в сторону). Распрямляя левую ногу, перехватиться левой рукой за ступень над правой рукой, одновременно поставив правую ногу на очередную ступень (колено также отвести слегка в сторо-ну). Поочередно меняя положение рук и ног производить подъем. При лазании по лестнице с ограничительными дугами и небольшим диамет-ром разворачивать в стороны целесообразно не только колени, но и ступни ног. Подъем по наклонной лестнице производится поочередным перех-ватыванием рук и постановкой ног на ступени. При спуске по лестнице работа рук и ног производится в обрат-ной последовательности. Подъем по штурмовой лестнице для подразделений пожарной охра-ны (рис. 79, 80, 81).
10.4.3. Для выработки у сотрудников специальных подразделений прикладных навыков, для развития и совершенствования наиболее важных профессиональных, физических и психических качеств с уче-том специальной направленности физической подготовки единая поло-са оборудуется другими специальными сооружениями и препятствиями. Полоса препятствий для подразделений специального назначения МВД России (рис. 86). Длина полосы 280 м. 1 - типовая трассовая горка; 2 - завал длиной 11 и шириной 4.5 м; 3 - ров шириной 2, 2.5, 3 м; 4 - лабиринт; 5 - забор высотой 2 м с наклонной доской; 6 - разрушенный мост; 7 - разрушенная лестница с высотой ступеней 0.8, 1.2, 1.5, 1.8 м; 8 - стенка высотой 1.1 м с двумя проломами; 9 - колодец и ход сообщения; 10 - ящик массой 26 кг с ручками для переноски; 11 - макет моста и железнодорожного полотна; 12 - па-лисадник, установленный в середине канавы; 13 - фасад дома с ок-нами; 14 - балка длиной 4 м с площадками для спрыгивания; 15 -ров шириной 15 м и глубиной 1.5 м (через ров на столбах высотой 2 м натянуты канаты для лазания и перекинуты ее качающиеся на тросах трапы); 16 - бетонная труба под насыпью; 17 - линия финиша; 18 - беговая дорожка. Полоса препятствий для кинологов (рис. 87). Дистанция 200м. 1 - линия старта; 2 - "зубчатый палисадник" (каркас ширина 2м..высота 1м); 3 - "кустарник" (каркас 2м х 70см из брусков 5х10см и прикрепленными к нему прутьями выступающими на 60см.); 4 - "забор" (каркас шириной и высотой 2м); 5 - "канава" (препятствие из двух одинаковых помостов длиной 2 м и шириной 1.5м); 6 - "бревно" (ствол длиной 8 м и диаметром 25 см. верхняя поверхность шириной 18 см); 7 -"лаз" (коридор высотой 0,5 м, длиной 10 м и шириной 2 и); 8 - "лестница" (платформа длиной 1,7м. шириной 1,2 м, толщиной 4-5 см, укрепленная на высоте 4м. на столбах); 9 - линия финиша.
Полоса препятствий для пожарных (рис. 88). Дистанция 100 м 1 - линия старта; 2 - "забор"; 3 - два льня-ных рукава длиной по 20 м в скатках; 4 - "бревно"; 5 - ограничи-тельная линия; 6 - трехходовое разветвление; 7 - линия финиша. Выполняется с исходного положения - стоя перед линией старта (ствол находится в любом положении). Штурмовая лестница для пожарных (рис. 89). Дистанция до учебной башни 32 м 25 см. 1 - линия старта; 2 - предохранительная подушка толщиной не менее 1 м; 3 - каркас четырехэтажной башни; 4 - "брусок" сечением 6x6 см; 5 - окна 2. 3 и 4 этажей; 6 - пол 2, 3 и 4 этажей; 7 - линия финиша. Выполняется с исходного положения - стоя перед линией старта, штурмовая лестница устанавливается на дорожке так, чтобы ее седьмая ступенька совпадала с линией старта. Сотрудник удерживает лестницу руками произвольно, не отрывая ее от земли. Кросс 3 км для кинологов Выполняется с исходного положения - стоя перед линией старта, собака находится у левой ноги сотрудника в положении сидя на поводке с мягким ошейником или шлейкой. По команде "Вперед" сотрудник вместе с собакой преодолевают дистанцию бегом. Преодоление полосы препятствий и кросс на 3 км выполняются поочередно с раздельным стартом на круговой или петлеобразной дистанции. В этом случае старт и финиш оборудуются раздельно в одном месте. Дистанция кросса выбирается на средне-пересеченной местности. Моментом финиша считается пересечение финишной линии Последним из выполняющих упражнение (сотрудником или собакой). Во время приема нормативов сотрудник выполняет упражнения с закреп-лённой за ним собакой. В исключительных случаях (внезапная болезнь или гибель собаки) он выполняет упражнение без собаки, но при этом преодолевает препятствие "лестница" дважды с последующим финишированием. Бросок спасательного круга на дальность и точность (рис.90). 1 - стартовая площадка - размечается белыми линиями на пирсе или плотике; 2 - сектор для броска спасательного круга - обозначается на воде тремя тросами, буйками и поплавками. На трос, проходящий по середине сектора, наносятся отметки через - 60 - - 79 - каждые 20 см. Каждый метр обозначен поплавком и каждые 3 метра - буйком; 3 - схема замера результата броска круга. Результат броска круга замеряется с точностью до 20 см. Для броска используется стандартный спасательный круг весом 4,5 кг или специально изготовленный для обучения деревянный спа-сательный круг такого же размера и веса, к которому крепится линь длиной 15 - 20 метров. 11.БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ 11.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ 11.1.1. Занятия по боевым приемам борьбы проводятся с целью формирования навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости. 11.1.2. На занятиях решаются следующие задачи:- обучение боевым приемам борьбы и тренировка в выполнении этих приемов; обучение умелым действиям в использовании средств индивиду-альной защиты и нападения, применения наручников и использования подручных средств в рукопашной схватке; выработка выносливости, ловкости, скорости, силы, решитель-ности, быстроты ориентировки и инициативности; воспитание уверенности в своих силах, стремление сблизиться с противником и обезвредить его.
Упражнения на бревне - наиболее трудный вид женского гимнастического многоборья. По своему содержанию и характеру исполнения они близки к вольным упражнениям, но отличаются. от них тем, что все элементы выполняются на повышенной (до 120 см) и узкой (10 см) опоре. От гимнастки требуется непрерывное передвижение по снаряду, смена ритма движений, выполнение сложных, рискованных элементов и соединений из них, передвижения на высоких полупальцах и с поворотами, изящество движений, способность выразить в них свою индивидуальность и др. Успешность овладения упражнениями зависит: от способности занимающихся сохранить в процессе движений правильную осанку; от тактильно-мышечной чувствительности стоп, функций вестибулярного анализатора, влияющих на ориентировку в пространстве; от координации движений, общей и специальной физической подготовленности, решительности и смелости. При обучении технику движений осваивают сначала на полу, затем по начерченной линии, на гимнастической скамейке, низком бревне. И только по мере образования навыка изучаемые упражнения выполняются на среднем и высоком бревне. Страховка осуществляется стоя сбоку, поддерживая гимнастку за руку, под спину или под живот. Для страховки используются поролоновые маты, уложенные на одном уровне с бревном, или ямы.
Упражнения на бревне подразделяются на: вскоки, передвижения, повороты, прыжки; статические, акробатические упражнения и соскоки.
Вскоки - обязательное начало упражнений. Они выполняются с места и с разбега, из стойки продольно и поперек (с конца бревна), с косого разбега, с использованием гимнастического мостика или без него. При обучении вскокам используются конь с ручками и без ручек, гимнастическая скамейка, низкое и среднее бревно.
налево в упор сидя ноги врозь; в упор ноги врозь правой (левой) с одноименным, разноименным перемахом; перемахом, согнув ногу в упор ноги врозь, правой (левой) (рис. 176); перемахом, согнув ноги в упор сзади (рис. 177); в упор стоя, ноги врозь (рис. 178); в упор присев на одну, другую в сторону на носок; или другую ногу в сторону, носок на бревно не ставится.
Вскоки из стойки поперек с конца бревна можно выполнить: в упор сидя ноги врозь вне; в присед на одну, другую вперед на носок (рис. 179).
Вскоки с косого разбега (боком к бревну) выполняются: в упор сидя на левом (правом) бедре, правую (левую) назад (рис. 180); в упор стоя на коленях (рис. 181); в упор стоя на одно колено, другую ногу назад; в упор присев (рис. 182); в упор присев на одну, ставя другую ногу вперед (назад); в присед на одну ногу, другую вперед на носок, без опоры на руку; в упор ноги врозь с поворотом кругом - выполняется из стойки левым боком к бревну толчком левой и махом правой ногой вдоль бревна. Опираясь на руку, надо перемахнуть правой и повернуться в упоре на руках налево кругом в упор сидя, ноги врозь, поперек.
Наиболее сложные вскоки выполняются кувырком вперед (в упор лежа согнувшись, в стойку на лопатках, в упор присев), в стойку на руках продольно или поперек и др.
Передвижения соединяют в единую комбинацию все элементы, выполняемые на бревне. К ним относятся различные виды ходьбы и бега, подскоков, танцевальных шагов и сочетания, из этих элементов. Они выполняются с различными движениями рук, головы, туловища. Стопа ставится на среднюю линию, слегка наискось так, чтобы чувствовать острый край бревна.
Виды ходьбы и бега : шаг с носка, ходьба на носках, по-луприседая на опорной ноге, выпадами, с движением свободной ноги (прямой и согнутой) вперед, назад, в сторону или удерживая ее в крайнем высоком положении; приставной и переменный шаг; бег на носках мелким шагом, с небольшими прыжками с ноги на ногу, выводя прямые (согнутые) ноги вперед (назад).
Подскоки : шаги с подскоком, выводя поочередно прямые (согнутые) ноги вперед, назад, в сторону.
Танцевальные шаги : галоп, полька, вальсовый, русский шаг. Выполняются, так же как и на полу, с плавным, грациозным, как бы скользящим продвижением вперед.
Повороты выполняются на носках в положении стоя и в приседе, на двух и одной ноге, в упорах присев, в упорах на коленях и седах; изучаются сначала на полу, а затем на повышенной опоре. Для точного исполнения поворота намечаются ориентиры, например: мах ногой вдоль бревна. Большое значение имеет положение головы: при поворотах налево (направо) и кругом она сохраняет прямое положение; при поворотах на 360° и более вначале она отстает от движения тела, а затем быстро поворачивается, обгоняя плечи. Движения руками могут способствовать повороту и сохранению равновесия. При поворотах налево (направо) и кругом руки могут быть в стороны, вверх, на пояс, при более сложных поворотах - помогают вращательному движению.
Повороты в положении стоя на одной ноге выполняются махом вперед или назад, согнутой или прямой ногой. В зависимости от направления вращения различают одноименные (в сторону опорной ноги) и разноименные (в противоположную - опорной ноги) повороты.
Повороты в приседе на обеих ногах можно выполнить: из стойки поворотом кругом в присед и наоборот; в приседе поворотом кругом; из стойки поворотом кругом приседая и вставая; то же, но прыжком.
Повороты в приседе на одной ноге: из приседа продольно на правой, левую ногу в сторону на носок, одноименный поворот направо или кругом в такое же исходное положение; из приседа поперек на правой, левая полусогнутая вперед на носок, опуская левую вниз и махом назад, разноименный поворот кругом в такое же исходное положение.
Повороты в упорах, упорах присев, упорах на коленях, седах сочетаются со вскоками, перемахами или переходами из более низких положений в более высокие. Они выполняются в основном с опорой на руки: из упора поворот в сед на бедро; из упора перемахом одной поворот в сед ноги врозь; из се-i да на бедре поворот кругом в сед на другое бедро; из упора ноги врозь вне поворот налево (направо) или кругом; из стойки на коленях поворот кругом в полушпагат; из стойки на одном колене, другую назад, поворот кругом в такое же исходное положение; из полушпагата поворот кругом в стойку на одном колене, другая но,-га согнута вперед; в упоре лежа на животе поворот налево (направо) или кругом.
Прыжки в упражнениях на бревне служат одним из способов передвижения и как самостоятельные элементы. Трудность их определяется длительностью полета, амплитудой и структурой движений в безопорной фазе. Они делятся на три группы: на месте, с продвижением й с поворотами, выполняются одиночно или сериями, состоящими из нескольких прыжков. Прыжки на месте могут сочетаться с прыжками в движении. Наибольшую трудность в их исполнении представляет приземление. Оно выполняется амортизирующим сгибанием и последующим разгибанием ног, для сохранения равновесия необходима высокая координация в движениях ног, туловища и рук.
Прыжки с продвижением вперед выполняются с шага или разбега: со сменой согнутых или прямых ног впереди или сзади; шагом вперед на одну и прыжок на ней, сгибая другую вперед, руки впередi («закрытый прыжок»); шагом вперед на одну ногу и прыжок на ней, другую назад, руки в стороны («открытый прыжок»); прыжок на обе ноги с последующим отскоком на одну, другую назад, руки в стороны; подбивной прыжок с прямыми ногами вперед или назад; прыжок широким шагом.
Прыжки с поворотами направо (налево) или кругом могут быть выполнены: толчком двумя из полуприседа или приседа в такое же исходное положение; махом ноги вперед в полуприсед или присед; шагом или широким шагом с поворотом; перекидной прыжок.
К статическим упражнениям относятся равновесия, стойки, мосты, шпагаты. Техника выполнения этих упражнений не имеет существенных отличий от аналогичных упражнений на полу.
Равновесия выполняются в высоких стойках и в приседах, на двух или одной ноге, другую ногу вперед, назад, в сторону (прямую или согнутую). Равновесия можно выполнить стоя на месте и в сочетании с передвижениями, поворотами и прыжками. К ним относятся: стойка на носках; стойка на одной, другую назад; полуприсед на одной, другую назад; присед на одной, другую вперед; стойка на одной, другую вперед-вверх, с наклоном назад, руки в стороны и др.
Мосты выполняются наклоном назад с последующей опорой на руки или переворотом вперед с последующей опорой на ноги. В положении моста опора может быть на одну ногу и обе руки и наоборот.
Шпагаты и полушпагаты выполняются из упора стоя на коленях или колене, другая нога назад; скольжением ног из упора присев; после поворотов или в сочетании с другими элементами, с опорой и без опоры руками о бревно.
К акробатическим упражнениям на бревне относятся кувырки, перевороты и сальто. Особенность их исполнения состоит в том, что высота и ограниченная площадь опоры требует узкого хвата руками, точности направления и совмещения плоскости исполняемых движений с плоскостью бревна.
Кувырки выполняются через голову и через плечо; вперед и назад; согнувшись, прогнувшись и в группировке. Исходным положением для кувырков могут быть: глубокий выпад, упор присев, стойка на одном колене, полуприсед; конечным - сед на бедре, упор присев, присед на одной, другую вперед на носок, упор сидя, ноги врозь.
Перевороты выполняются медленно и быстро; вперед и назад, в сторону; с одновременной и последовательной опорой руками; из различных исходных положений, в различные конечные положения. Перевороты, выполняемые с прыжка, характеризуются фазой полета между постановкой рук и ног или ног и рук.
Соскоки завершают упражнение на бревне. К ним относятся: простые соскоки толчком одной или двумя ногами; проходя через стойку, с опорой или толчком одной или двумя руками; сложными акробатическими элементами (перевороты, сальто).
Соскоки через стойку с опорой или толчком одной (двумя) руками выполняются: переворотом боком с конца бревна (рис. 183); переворотом боком с поворотом налево (направо) лицом к бревну; переворотом вперед прогнувшись из стойки поперек с конца бревна; переворотом вперед прогнувшись из стойки продольно; прогнувшись из стойки на руках поперек; из стойки поперек переворотом вперед до стойки на руках и далее переворотом в сторону; переворотом назад с конца или середины бревна; переворотом вперед толчком рук с конца бревна после темпового подскока.
Соскоки сложными акробатическими элементами можно выполнить: переворотом назад с конца бревна прыжком («фляк»); сальто назад в группировке из стойки продольно или поперек, толчком двух или одной ноги; маховое сальто вперед прогнувшись толчком одной ноги с конца бревна, то же с поворотом кругом; сальто назад прогнувшись махом одной и толчком другой; сальто боком с конца бревна и др.
В группу прикладных упражнений входят ходьба и бег, упражнения в равновесии, лазание и перелезание, упражнения в метании и ловле, поднимании и переноске груза, переползании, преодолении препятствий и простые прыжки. Их прикладной характер заключается в том, что многие из них находят применение в
повседневной жизни, в спортивной, профессиональной и военной деятельности. С их помощью можно развивать силу, быстроту, выносливость, ловкость, координацию движений, внимание, память на движения, волю и др. Они применяются главным образом в основной и прикладных видах гимнастики. Простота оборудования, возможность выполнять прикладные упражнения в естественных условиях с использованием особенностей рельефа местности ставит их на одно из ведущих мест в общей системе средств гимнастики.
Ходьба - сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу не только мышцы ног, но и большое количество мышц туловища, плечевого пояса и рук.
На уроках гимнастики применяются следующие виды ходьбы:
а) обычным (походным) и строевым шагом; б) на носках, пятках, наружных и внутренних сводах стопы; в) перекатом с пятки на носок и наоборот; г) приставными, скрестными шагами; д) в приседе, полуприседе, высоко поднимая колено согнутой ноги; е) выпадами,
Необходимо научить занимающихся правильно и экономно ходить походным шагом, без вертикальных и боковых колебаний. Ходьба на слегка согнутых ногах устраняет вертикальные колебания, а хороший полный свободный мах руками от плеча уменьшает боковые колебания во время ходьбы.
Бег - более динамичное упражнение, его влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы гораздо значительнее, чем при ходьбе. В уроках гимнастики применяются следующие виды бега: обычный бег, бег с высоким подниманием колена, бег с захлестыванием голени назад, бег с подниманием прямых ног вперед, в сторону и назад, бег скрестным шагом вперед и в сторону и др.
При обучении ходьбе и бегу внимание обращается на правильную постановку стоп: при ходьбе стопы слегка развернуты наружу, а при беге они ставятся более параллельно, чтобы в отталкивании участвовали мышцы всех пальцев стопы.
Упражнения в равновесии имеют большое прикладное значение. С необходимостью сохранять равновесие человек постоянно сталкивается в повседневной жизни. Удержание равновесия осуществляется рефлекторно за счет согласованной работы сенсорных систем. Их функциональные возможности могут быть развиты с помощью специальных упражнений в равновесии, выполняемых на месте и в движении.
К упражнениям на месте относятся: все виды стоек от обычной на двух ногах до самой необычной на одном колене; повороты, наклоны, приседания с различными положениями рук и головы, с открытыми или закрытыми глазами; переходы из высокого положения в более низкое, в положение лежа и наоборот.
К упражнениям в движении относятся: все разновидности ходьбы и бега, танцевальных шагов с различными движениями руками, головой и туловищем, с остановками, поворотами, наклонами, преодолением препятствий, подбрасыванием и ловлей предметов и т. п. В качестве препятствий могут служить различные предметы, набивные мячи, обручи, гимнастические палки, булавы, скакалки и др. Способами преодоления препятствий могут быть перешагивания, перепрыгивания, переползания и пролезания и т. п.
Наиболее ценным в прикладном отношении является расхождение вдвоем на узкой площади опоры (рис. 142, а, б). Существуют два способа расхождения: а) один из занимающихся принимает упор присев или ложится на живот поперек бревна или иной повышенной опоры, а другой перешагивает через него; б) захватом за плечи - встречаясь, партнеры обхватывают плечи друг друга, выставляют вперед одноименные ноги до касания пятками и по команде одного, поднимаясь на носки и поддерживая друг друга, выполняют поворот кругом, после чего расходятся, расцепляя захват и делая по шагу назад.
Всем упражнениям в равновесии обучают на полу, применяя целостный метод, а потом на повышенной и ограниченной по ширине опоре. Усложнение упражнений достигается путем изменения ширины, площади опоры и высоты снаряда, скорости выполнения, введения дополнительных заданий во время передвижения.
Упражнения в лазании представляют собой передвижение по гимнастическому снаряду в простых или смешанных висах и упорах. Они являются эффективным средством для развития силы мышц рук и плечевого пояса, выносливости к мышечным напряжениям, ловкости и координации движений; с их помощью воспитывают смелость, настойчивость, дисциплинированность и другие личностные свойства. Для лазания можно использовать по-
чти все гимнастические снаряды, но наиболее удобными являются гимнастическая стенка и скамейка, канат, шест, деревянная и веревочная лестницы.
Лазание на одних руках (простой вис) наиболее нагрузочно, особенно трудно лазать в простом висе по вертикальному канату или шесту. При лазании по ним значительно затруднено дыхание вследствие сильного стягивания плеч вперед, фиксированной груд- ной клетки, растягивания и напряжения мышц брюшного пресса.
Упражнения в лазании классифицируются следующим образом:
а) лазание в смешанных висах или упорах; б) лазание в простых висах или упорах; в) лазание с остановками (завязывания на канате); г) лазание с грузом или партнером на плечах, групповое лазание; д) перелезания. Лазание выполняется в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях.
На гимнастической стенке лазание можно выполнять одноименным и разноименным способами, одновременными и поочередными перехватами и переступаниями, прыжками, с поворотами, спиной и лицом к стенке, с использованием размахивания телом в стороны для выполнения перехватов руками.
На гимнастической скамейке лазание выполняется в приседе, в упоре присев, в упоре стоя согнувшись, в упоре стоя на коленях, с опорой на предплечья, в упоре лежа, в положении лежа лицом или спиной к скамейке и др. Усложнение лазания достигается за счет изменения направления передвижения и угла наклона скамейки.
По канату (шесту) лазают в три или два приема.
Лазание в три приема начинается из виса стоя хватом прямыми руками повыше над головой. Первый прием: сгибая ноги вперед, захватить ими канат и прийти в вис присев. Второй прием: разгибая ноги вперед и подтягиваясь на руках, прийти в вис стоя на согнутых руках. Третий прием: поочередно перехватить руки, прийти в вис стоя (рис. 143).
Лазание в два приема начинается из виса стоя хватом прямой рукой над головой, другой - согнутой на уровне подбородка или груди. Первый прием: сгибая ноги вперед, захватить ими канат и прийти в вис присев. Второй прием: разгибая ноги вперед и подтягиваясь на прямой руке, одновременно перехватить согнутую руку возможно выше (рис. 144).
В обоих видах лазания при слезании движения выполняются в обратном порядке.
Изучать оба способа рекомендуется с овладения техникой захвата каната (шеста) ногами. Для обучения захвату используют гимнастическую палку или какое-нибудь возвышение (конь, козел для прыжков), поставленное около висящего каната: сидя на возвышении, занимающиеся захватывают канат или шест ногами.
Существуют три способа захвата: а) скрестный захват - канат зажимается подъемом одной стопы и пяткой другой; б) захват петлей - канат располагают снаружи одной ноги, подъемом другой прижимают к подошве (иногда этот способ называют насту-панием); в) захват внутренними сводами стоп.
Лазание в простом висе можно выполнять по канату или шесту, подвешенному за оба конца горизонтально или наклонно, по наклонной лестнице. При лазании на одних руках перехваты выполняются согнутыми руками. При лазании по канату с остановками существуют три способа завязывания: стоя, петлей и восьмеркой.
Завязывание стоя: на высоте 2 - 3 м повиснуть на прямых руках, расположив канат с какой-нибудь стороны, обычно со стороны руки, которая выполняет захват каната выше. После этого круговым движением ноги вперед и наружу обвить канат вокруг нее и плотно прижать к ступне подъемом другой ноги, перехватить одноименную руку в хват на уровне пояса и завести канат за другую руку; можно отпустить канат и дать отдых рукам (рис. 145).
Завязывание петлей: повиснув на прямых руках, поднять ноги вперед и, зажав канат бедрами, опустить одну руку и взять ею канат внизу, соединив его с канатом на уровне подбородка, отпустить другую руку для отдыха. Можно выполнять завязывание петлей, проведя канат под обе ноги (рис. 146).
Завязывание восьмеркой: повиснув на прямых руках, поднять ноги вперед и зажать ими канат, освободив одну руку, взять ею канат снизу и, перекинув его через бедро, опустить вниз, перехватить руки и взять канат снизу другой рукой, перекинуть его через бедро другой ноги и опустить вниз между ногами. Сидя в петлях на бедрах, одну руку можно опустить (рис. 147).
Способы завязывания изучают целостным методом, в качестве подводящих упражнений применяются завязывания в висе стоя или в висе на возвышении.
Лазание с грузом или партнером проводится с группами учащихся, имеющих хорошую физическую подготовленность. Этот вид лазания применяется на гимнастической стенке, канате, шесте и лестнице в вертикальном и наклонном положениях. Лазание сочетается с переноской груза (или товарища) и с перелезанием. В качестве груза могут быть любые предметы, уложенные в рюкзак. При переноске товарища (по наклонному снаряду) партнер сидит на спине или на плечах, обхватив спину носками ног. Оба держатся руками за снаряд: канат, шест, стенку или лестницу, причем верхний слегка подтягивается на руках, облегчая работу нижнему. Одновременность выполнения приемов лазания достигается командами нижнего партнера (рис. 148 - 150).
Упражнения в перелезании и в преодолении препятствий широко применяются со всеми возрастными группами. Преодолевать препятствия можно различными способами: прыжками, перелезани-ем, подлезанием и пролезанием. Все они с успехом применяются при проведении подвижных игр и эстафет. Прыжками преодолевают невысокие преграды. Подлезают под гимнастические снаряды: конь, козел для прыжков, под гимнастическую скамейку, поднятую над полом, и др. Пролезают в обруч или между рейками гимнастической лестницы, поставленной горизонтально или наклонно. Перелезание выполняется в висе, из виса в упор и обратно. Перелезают через забор высотой 1,5 - 3 м.
Существует несколько способов преодоления таких препятствий: а) наступанием - учащиеся с разбега, оттолкнувшись одной ногой, другой наступают на препятствие и спрыгивают на противоположную сторону; б) опорой на грудь - навалившись телом на забор и держась руками, одной за верхний край, другой как можно ниже на другой стороне забора, ноги и тело перекидывают на противоположную сторону забора; в) зацепом - взявшись руками за верхний край забора, зацепиться ногой, выйти в упор и соскочить на другую сторону; г) силой - подтянувшись на руках повыше, рывком поставить одну руку в упор, потом другую, выйти в упор и соскочить на другую сторону; д) с помощью - с помощью партнера достать верхний край забора, далее применять любой из вышеперечисленных способов, кроме наступания.
Упражнения в метании и ловле способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений, глазомера и других двигательных способностей. Метание предмета значительно легче по координации, чем ловля. При ловле в короткий момент времени необходимо определить направление и скорость летящего предмета, его объем и массу, особенности полета (планирование (падающий лист), вращение или переворачивание) и в зависимости от этого выбрать способ.
Большое значение упражнениям в метании и ловле придавал П.Ф.Лесгафт. Он создал «школу мяча», в которой расположил упражнения следующим образом:
1. Бросить мяч в пол и поймать;
2. Бросить мяч вверх и поймать;
3. Бросить мяч вверх, дать упасть на пол и поймать;
4. Бросить мяч в стену, дать упасть на пол и поймать;
5. Бросить мяч в стену и поймать его, не дав упасть на пол;
6. Бросить мяч под углом в пол, дать ему удариться в стену, отскочить, упасть на пол, после чего поймать его;
7. То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол;
8. Встать спиной вплотную к стене, бросить мяч в стену над головой, дать ему удариться о пол и затем поймать его;
9. То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол;
10. Стоя спиной к стене (на небольшом расстоянии) бросить мяч назад-вверх в стену, дать ему упасть на пол и с поворотом лицом к стене поймать мяч, когда он отскочит от пола;
11. То же, но не давая ему упасть на пол;
12. Поймать правой рукой мяч, брошенный под левую руку, опирающуюся о стену;
13. То же левой рукой под правую;
14. Поймать мяч, брошенный из-под ноги, опирающейся о стену;
15. То же, но нога поднята без опоры.
Данные упражнения можно усложнить, изменяя условия ловли, вводя дополнительные движения телом или руками, выполняя упражнения вдвоем, изменяя темп и т.д.
Упражнения в метании и ловле классифицируются на метание на дальность, метание в цель и по движущемуся предмету, подбрасывание и ловлю, перебрасывание, жонглирование.
На дальность на уроках гимнастики метают очень редко, так как это вид легкой атлетики.
Метание в цель применяется чаще, особенно в младших классах. В качестве цели используются набивные мячи, булавы, кегли, обручи, различные мишени, нарисованные на стенах или специальных щитах.
Большое значение имеет метание по движущейся или внезапно появляющейся цели. Для этого необходимы два щита, за которыми могли бы расположиться учащиеся. Они перекатывают, перебрасывают или выставляют на время предметы. Остальные ученики малыми мячами должны в них попасть. Усложнение происходит за счет скорости передвижения появляющихся предметов, их размеров и длительности их пребывания в поле зрения занимающихся.
Подбрасывание и ловля выполняются с мячами (малыми, средними, большими, набивными), гимнастическими палками, обручами и др. Наиболее характерными упражнениями в подбрасывании и ловле мячей являются броски снизу, из-за головы, от груди, под рукой, под ногой, от плеча, из-за спины одной и двумя руками, через голову, стоя спиной к направлению метания, между ногами наклоном вперед, зажав мяч стопами ног в различных исходных положениях и др. Подбрасывание и ловлю гимнастических палок и обручей можно выполнять одной и двумя руками, различными хватами, в различных плоскостях, с вращением и без вращения.
Перебрасывание и ловля выполняются с малыми и большими резиновыми мячами, набивными мячами, обручами, гимнастическими палками, скакалками и др. Перебрасывание можно производить двумя руками и одной, ногами, зажимая мяч между стопами, в положении лежа и сидя.
Жонглирование - наиболее трудный вид метания и ловли. Оно осуществляется индивидуально и с партнером двумя и более пред-Метами.
Обучать метанию и ловле следует как правой, так и левой рукой. Усложнять упражнения можно путем: а) изменения массы, объема, формы предметов; б) увеличения количества одновременно бросаемых предметов; в) метания и ловли одной рукой; г) изменения исходных положений (сидя, лежа и др.); д) совмещения метания и ловли с другими действиями, движениями руками, ногами, кувырками, упражнениями в равновесии.
Упражнения в поднимании и переноске груза выполняются с различными предметами и с самими занимающимися. С помощью этих упражнений развивают силу, выносливость к мышечным напряжениям, координацию движений, ловкость, находчивость, умение экономно расходовать свои силы, общительность и др.
В качестве упражнений применяются:
1. Передача набивных мячей: а) в шеренге, принимая мяч и передавая его дальше; б) в колонне, передавая мяч сбоку, над головой или под ногами в стойке ноги врозь.
2. Переноска набивных мячей: а) в руках перед собой; б) сбоку, удерживая мяч одной рукой; в) над головой и на голове (с помощью и без помощи рук).
3. Переноска гимнастических снарядов: а) гимнастических матов вчетвером и вдвоем, удерживая за ручки, расположенные на одной диагонали; б) гимнастических скамеек вдвоем, взяв скамейку за концы; одним гимнастом, удерживая скамейку за середину, над головой двумя руками или одной сбоку, под рукой; гимнастического козла одним (рис. 151) или вдвоем, удерживая козла за ножки (рис. 152); брусья переносятся группой под руководством старшего.
Упражнения с занимающимися могут быть в виде переноски одного партнера двумя и одного одним. Способами переноски являются следующие:
1. Переноска сидящего на руках: двое становятся рядом лицом по направлению движения, берутся за запястья ближайших рук. Третий садится на сцепленные руки и держится за шеи или плечи партнеров (рис. 153).
2. Переноска сидящего на руках с опорой спиной («в кресле»): переносящие встают на одно колено позади переносимого и соединяют за запястья руки, удаленные от него, а ближайшие к нему руки кладут друг другу на плечи. Переносимый садится на сцепленные партнерами руки, спиной опирается на руки, положенные на плечи, а своими руками держится за шеи переносящих (рис. 154).
3. Переноска с поддержкой под руки и колени: переносящие, располагаясь в затылок друг другу, берут переносимого один под руки, другой под колени (рис. 155).
4. Переноска сидящего на взаимно сцепленных руках («на скамейке»): переносящие встают лицом друг к другу и, взяв одной рукой запястье другой хватом сверху, свободной рукой берутся хватом сверху за свободное запястье партнера (рис. 156). Переносимый садится на руки партнерам и держится за их плечи.
5. Переноска с поддержкой под ноги и спину: переносящие встают с одной стороны лежащего на спине товарища и, опустившись на одно колено, берут его один под ноги, другой под спину и поднимают. Переносимый обхватывает руками шею переносящего, стоящего ближе (рис. 157). Этим способом можно переносить товарища втроем и вчетвером. В последнем случае переносящие становятся лицом друг к другу и, подведя руки под лежащего, берут друг друга за запястья и поднимают товарища, который обхватывает за шеи переносящих, стоящих ближе к его рукам.
Переносить одного двумя и большим количеством занимающихся можно с помощью различных предметов: на палках, плащ-палатках и др. Переноска одного одним может осуществляться следующими способами:
1. Переноска сидящего верхом на спине: переносимый становится за спиной переносящего и обхватывает его за плечи; переносящий, слегка приседая и наклоняясь вперед, обхватывает ноги переносимого повыше колен (под бедра) и, выпрямляясь, начинает движение (рис. 158).
2. Переноска на плечах: переносимый встает в стойку ноги врозь спиной к товарищу, переносящий становится на одно колено, наклоняется вперед и сажает переносимого на плечи. Переносимый обхватывает носками ног спину переносящего, который поднимается с колена и начинает движение; переносимый держится руками за голову товарища (рис. 159).
3. Переноска с поддержкой двумя руками: переносимый лежит на спине, переносящий становится на одно колено или приседает, подсовывая одну руку под спину, другую под колени переносимого, который обхватывает товарища за шею. Переносящий встает и начинает движение (рис. 160).
4. Переноска с поддержкой одной рукой: переносимый лежит лицом вниз, а товарищ, стоя боком к нему, наклоняется, поднимает его, обхватывая одной рукой под живот, и начинает движение, прижимая переносимого к себе (рис. 161).
5. Переноска лежащего на одном плече: переносящий берет
партнера за правое запястье левой рукой, а правой рукой обхва
тывает его ноги под коленями. Наклоняясь вперед, переносящий
кладет товарища животом за свое правое плечо, выпрямляется и
захватывает правой рукой правое запястье переносимого, осво
бождая левую руку (рис. 162).
Упражнения в поднимании и переноске груза тяжелы для выполнения, поэтому следует внимательно относиться к подбору веса переносимого груза, изменению скорости передвижения и расстояния. В качестве подготовительных можно предлагать упражнения с набивными мячами увеличенного веса. Перенося груз сбоку, необходимо чередовать стороны, чтобы не искривить позвоночник. Переноска оптимального веса является ценным упражнением для формирования красивой осанки, а переноска груза сбоку и на плече может служить корригирующим упражнением для исправления дефектов в осанке.
Упражнения в переползании служат хорошим средством для развития быстроты, ловкости, силы, выносливости.
Основными упражнениями являются: а) переползание в упоре стоя согнувшись ноги врозь (опора на кисти рук и стопы ног); б) переползание в упоре стоя на коленях (опора на кисти рук, колени, голени и стопы ног); в) переползание в упоре стоя на коленях с опорой на предплечья (рис. 163); г) переползание на боку (опора на предплечье и кисть другой руки, одноименная нога опирается бедром, голенью и стопой, лежащими на полу, другая согнута, опирается стопой, колено развернуто кверху) (рис. 164); д) переползание по-пластунски (лежа на груди, опора на разведенные ноги врозь, одна прямая, другая согнута, и кисти и предплечья согнутых рук, локти в стороны) (рис. 165); е) переползание по-пластунски при помощи обеих рук и одной ноги или одной руки и обеих ног; ж) переползание с партнером на спине. При этом партнер оказывает посильную помощь (рис. 166); з) переползание с грузом. Упражнения в переползании разучивают на матах, ковре или акробатической дорожке. Эти упражнения целесообразно включать в полосы препятствий и в подвижные игры типа эстафет.
Простые прыжки. К ним относятся прыжки на месте, в высоту, в длину, в глубину, с подкидного мостика, в «окно», через короткую и длинную скакалку. Каждый из них может состоять из разбега, толчка одной или обеими ногами, полета и приземления.
Прыжки на месте выполняются на одной или обеих ногах. Усложняются за счет различных движений другими звеньями тела, поворотами, высотой, темпом и количеством подскоков.
Прыжки в высоту выполняются на месте, с прямого и косого разбега, толчком одной и обеими ногами от пола, обычного или пружинного мостика. С прямого разбега выполняются прыжки согнув ноги, согнувшись, с косого - способом перешагивания. Длина разбега зависит от характера прыжка и индивидуальных особенностей занимающегося. Разновидностью прыжков в высоту является «гимнастический прыжок». Поза в полете над планкой строго регламентирована, т.е. угол между ногами и туловищем должен быть прямой, а ноги строго параллельны полу. Во всем остальном этот прыжок идентичен прыжку «углом в окно». Эти прыжки можно выполнять групповым способом.
Прыжки в длину выполняются с места и с разбега, толчком одной и обеих ног, от пола, жесткого и подкидного мостика, усложняются поворотами, движениями рук, указанием места приземления или длины прыжка (в полную силу, в пол силы и др"). Разновидностью являются прыжки далеко-высокие. Они выполняются с разбега через препятствия разной высоты, например: натягиваются две веревки - ближняя к началу разбега на высоте 80 см, а дальняя - на расстоянии 1,5 м от первой на высоте 40 см.
Для прыжков в глубину используют гимнастическую скамейку, стенку, бревно, козла, коня, наклонную и горизонтальную лестницы, стопку матов и другие снаряды и приспособления. Прыжки выполняются из приседа, из разных видов стоек и других исходных положений, толчком одной и обеими ногами, согнув ноги, прогнувшись и согнувшись, ноги вместе и ноги врозь, с броском и ловлей мяча, с приземлением в заданную площадь. Усложнение прыжков достигается за счет увеличения высоты снаряда, выполнения переворотов, движений руками в фазе полета, удаления места приземления и ограничения его площади. Прыжки в глубину подбираются в зависимости от решаемой педагогической задачи. При всех вариантах их проведения обеспечивается точное и безопасное приземление. Сложность прыжка должна соответствовать уровню подготовленности занимающихся.
Прыжки с подкидного (пружинного) мостика выполняются с места и с разбега. С их помощью может отрабатываться фаза (поза) полета и приземления. Они выполняются с различными положениями и движениями рук, ног и головы, с поворотами и простейшими акробатическими упражнениями.
Прыжки в «окно» выполняются в пространство, ограниченное по бокам стойками, а сверху и снизу веревками, расположенными на разной высоте. «Окно» может устанавливаться на разном расстоянии от места отталкивания. Способами выполнения могут быть: согнув ноги, согнувшись, кувырком вперед и др. Сложность прыжка повышается за счет уменьшения расстояния между веревками и стойками - «окна» - и изменения способов приземления.
Прыжки через короткую и длинную скакалку - пробегание, перепрыгивание, прыжки группой с поочередным вбеганием и выбеганием и т.д.
Передвижение. Техника ходьбы и бега как основных видов передвижения изучается с военнослужащими в разделе «Ускоренное передвижение и легкая атлетика», способы передвижения на поле боя (перебежки, переползания, движение в атаку), приемы бесшумного передвижения - на занятиях по тактической и разведывательной подготовке. На занятиях по преодолению препятствий приобретенные навыки закрепляются, кроме того, изучаются и специальные виды передвижения.
Передвижение в узких проходах (траншеях, ходах сообщения, щелях) осуществляется грудью вперед, боком приставными шагами и с поворотами.
При преодолении препятствий от военнослужащих требуется владение навыками передвижения по узким и неустойчивым опорам. Широкие и глубокие рвы преодолеваются по бревнам или балкам в положении сидя верхом. Сев на бревно или балку, военнослужащий наклоняется вперед, ставит руки в 30-40 сантиметрах перед собой и, перенося тяжесть тела на них, за счет отмаха ногами передвигается вперед, имея оружие за спиной. При неглубоких и нешироких препятствиях передвижение по бревнам или другим узким опорам осуществляется шагом или бегом. Двигаться следует быстрым мелким шагом. При очень узкой опоре нужно слегка разводить носки ступней ног в стороны. Через опасные препятствия передвижение по узкой опоре осуществляется с помощью страхующих средств (каната, троса), натянутых на высоте 1- 1,5 метра от опоры вдоль нее.
Передвижение по узким опорам требует хорошо развитого чувства равновесия.
Разучивание приемов передвижения проводится в целом в медленном и быстром темпе, вначале без оружия, затем с оружием и снаряжением, с постепенным уменьшением площади опоры и увеличением ее высоты над землей. Для повышения плотности занятия обучение рекомендуется проводить на нескольких препятствиях одновременно поточным методом.
Лазанье по канату, столбу (дереву), лестнице несложно по технике выполнения и осуществляется за счет попеременного движения руками и ногами. При движении по лестнице вверх вначале осуществляются перехват руками за верхнюю перекладину и подтягивание на руках, а затем переступание ногами. При спуске работа рук и ног производится в обратной последовательности. Передвижение по канату, натянутому горизонтально, выполняется в висе снизу, головой вперед, оружие находится за спиной (рис. 1). Движение осуществляется или за счет поочередного перехватывания руками, когда ноги свободно скользят по канату, или за счет сгибания в пояснице и тазобедренных суставах и подтягивания ног к рукам, а затем поочередного перехватывания руками.
Прыжки. Наиболее рациональным и быстрым способом преодоления горизонтальных и вертикальных препятствий являются прыжки. Они имеют такую же структуру двигательного акта, как и легкоатлетические и гимнастические прыжки,- в них выделяются четыре фазы: разбег, толчок, полет и приземление. Отличие прыжков при преодолении препятствий состоит в том, что в фазе полета может иметь место момент опоры о препятствие, а приземление сочетается с переходом в последующее движение. Поэтому при преодолении препятствий основное внимание уделяется отработке фаз полета и приземления.
Безопорные прыжки выполняются с приземлением на одну и на обе ноги. При приземлении на одну ногу важно сохранить симметричную работу рук и ног, как в обычном беге, чтобы сразу же продолжить движение. В прыжках с приземлением на обе ноги в фазе полета обе руки выносятся вперед вверх, толчковая нога подтягивается к маховой и обе они перед приземлением сгибаются в тазобедренных и коленных суставах, а туловище наклоняется вперед. Наиболее рациональна техника преодоления препятствий за счет безопорных прыжков, когда военнослужащий не подбирает для толчка сильнейшую ногу, то есть умеет равноценно толкаться с обеих ног.
Рисунок 1
Способ приземления на одну или обе ноги выбирается в зависимости от ширины или высоты препятствия. С приземлением на одну ногу преодолеваются горизонтальные препятствия шириной до 2,5 метра (рвы, траншеи) и невысокие вертикальные препятствия высотой до 0,8 метра (разрушенные стены, поваленные деревья). Прыжок с приземлением на обе ноги применяется при преодолении горизонтальных препятствий шириной до 3,5 метра.
В темноте неширокие препятствия преодолеваются прыжком с места. Ширина препятствий для преодоления в темноте не должна превышать 2-х метров. Определив край препятствия (траншеи, канавы и т. п.), слегка присесть и, оттолкнувшись двумя ногами, перепрыгнуть через препятствие, посылая при приземлении оружие вперед.
Опорные прыжки выполняются, наступая на препятствие или с опорой на руку и ногу. Применяются при преодолении препятствий, высота которых позволяет за счет толчка ногой вскочить на них.
Прыжок наступая (рис. 2) выполняется после короткого энергичного разбега: отталкиваясь ногой и подавая туловище вперед, наскочить на препятствие на согнутую маховую ногу, не выпрямляясь, пронести над препятствием толчковую ногу, соскочить на нее и продолжать движение. Руки при прыжке движутся, как при обычном беге, оружие во время наскока подается стволом вперед вверх и вперед при приземлении.
Рисунок 2
Рисунок 3
Прыжок с опорой рукой и ногой (рис. 3) применяется при преодолении препятствий высотой до пояса. С разбегу оттолкнуться левой ногой и, вынося руку с оружием вперед, наскочить на препятствие, опираясь на него левой рукой и отведенной в сторону слегка согнутой правой ногой. Не задерживаясь на препятствии, перенести через него левую ногу и соскочить на нее, подав плечи и оружие вперед; приземлившись, продолжать движение.
Прыжки в глубину применяются при соскакивании с препятствий высотой до 5 метров. В зависимости от высоты препятствия прыжки выполняются из положений стоя, с опорой на руку, сидя и виса на руках (рис. 4).
Основное в технике выполнения прыжка в глубину - мягкое приземление на носки полусогнутых, слегка разведенных ног. Оружие держится в руке или за спиной. В момент приземления оружие за спиной необходимо придержать правой рукой за приклад, предупреждая удар по спине или затылку.
Обучение прыжкам целесообразно проводить по схеме: безопорные прыжки - прыжки в глубину из положения стоя и с опорой на руку - прыжки наступая и с опорой на руку и ногу - прыжки в глубину из положений сидя и виса на руках. Высота препятствий и глубина прыжков увеличиваются постепенно. Вначале прыжки выполняются без оружия в медленном темпе. Обучаемые выстраиваются сбоку от препятствия, чтобы видеть ошибки товарищей и правильно воспринимать замечания руководителя занятий.
По мере выработки навыка прыжки выполняются в быстром темпе с оружием; увеличивается количество препятствий. На заключительном этапе применяется состязательный метод.
Рисунок 4
Высокие препятствия преодолеваются перелезанием, являющимся достаточно сложным по координации действием. Оно состоит из разбега, толчка, наскакивания на препятствие, выхода в упор и соскакивания. Главнее в технике перелезания - выход в упор на препятствие.
Перелезание выполняется самостоятельно или с помощью. Самостоятельно перелезание осуществляется с опорой на руки, на бедро, на грудь, «зацепом» и «силой».
Перелезание с опорой на руки (рис. 5) применяется при преодолении препятствий высотой до 1,3 метра: подбежать к препятствию и, ухватившись руками за его верхний край, толчком обеих ног выйти в упор на руки, опереться ногой о верхний край препятствия, туловище подать вперед и, перенеся другую ногу между опирающейся ногой и руками, соскочить на нее, приземлившись, продолжать движение вперед. Оружие находится в руке или за спиной.
Перелезание с опорой на бедро (рис. 6) применяется при преодолении препятствий высотой до 1,5 метра (стены, заборы): подбежать к препятствию и, ухватившись руками за его верхний край, энергичным толчком обеих ног выйти в упор на руки; перенести над препятствием одну ногу, сесть на бедро, затем перенести другую ногу, не задерживаясь, соскочить с препятствия и продолжать движение вперед. Оружие держится в руке или за спиной.
Рисунок 5
Перелезание с опорой на грудь (рис. 7) применяется при преодолении препятствий высотой в рост обучаемого: ухватиться руками за верхний
Рисунок 6
край препятствия, оттолкнуться ногами от земли и навалиться на него грудью, наклоняя корпус вперед, упереться ладонью одной руки о препятствие с противоположной стороны, придерживаясь другой рукой за верхний край препятствия, перенести ноги и соскочить на землю. Оружие держится за спиной или в руке.
Перелезание «зацепом» (рис. 8) с оружием за спиной применяется при преодолении дощатых заборов и стен высотой 2-2,2 метра: с разбегу оттолкнуться любой ногой в одном шаге от препятствия и, опираясь носком другой согнутой ноги о препятствие, ухватиться руками за его верхний край; подтянувшись, повиснуть на заборе левым боком к препятствию так, чтобы его верхний край был под мышкой левой согнутой руки, а предплечье и ладонь прижаты к забору с противоположной стороны; согнутую в колене левую ногу прижать к препятствию, махом правой ноги вверх зацепиться пяткой (голенью) за верх забора, подтягиваясь правой рукой, перевалиться через препятствие, соскочить и продолжать движение.
Рисунок 7
Рисунок 8
Перелезание «силой» (рис. 9) применяется при преодолении препятствий высотой 2-2,2 метра, как правило, без снаряжения, оружие держится за спиной: с разбегу оттолкнуться от земли одной ногой и, наскакивая на препятствие другой ногой, схватиться руками за его верхний край; рывком подтянуться на руках и, помогая ногами, выйти в упор; наклониться вперед так, чтобы правая рука опиралась на препятствие с противоположной стороны, а левая оставалась на верхнем крае забора, одновременно перенести ноги через препятствие, соскочить и продолжать движение.
Рисунок 9
Во всех случаях, когда оружие находится за спиной, при приземлении его нужно придерживать, избегая удара по спине или затылку.
Рисунок 10
Перелезание при помощи товарища выполняется с опорой на его бедро или на плечи (рис. 10). При опоре на бедро, когда влезающий ухватился за верхний край препятствия, помогающий поднимает его за колено и голень согнутой ноги до выхода в упор на препятствие. При опоре на плечи помогающий становится спиной к препятствию, согнув и расставив ноги, а кисти рук соединяет в «замок». Влезающий, последовательно опираясь ногами на руки и плечи партнера, хватается руками за край препятствия. Помогающий, выпрямляясь, поднимает его до выхода в упор на препятствие. Оружие находится за спиной.
При перелезании могут использоваться пехотные и саперные лопаты, жерди, канаты и т. п. Лопата втыкается помогающим в откос или опирается на выступ препятствия, и влезающий использует ее как ступеньку. Для перелезания с помощью жердей двое военнослужащих становятся лицом друг к другу и боком к препятствию, держа одну жердь в опущенных руках, а другую на плечах, дальних от препятствия (рис. 11). При преодолении очень высоких препятствий помогающие, опустив нижнюю жердь на землю, двумя руками поднимают верхнюю жердь с преодолевающим препятствие над головой. Это позволяет ему ухватиться за верхний край и выйти в упор на препятствие высотой около 4 метров.
Рисунок 11
При преодолении вертикального препятствия с помощью каната обучаемый взбирается по нему, подтягиваясь на руках и опираясь носками согнутых в коленях ног о стену препятствия.
Помощь перелезающему последним оказывают один или двое сильных военнослужащих, уже преодолевших препятствие. Для этого они ложатся грудью на препятствие и, захватив товарища за запястья рук, помогают ему выйти в упор на препятствие и преодолеть его.
Все способы перелезания изучаются в той последовательности, как они описаны, вначале по разделениям или с помощью подготовительных упражнений, а затем в целом, ускоряя темп выполнения приема. При разучивании приема по разделениям сначала отрабатываются толчок и наскакивание на препятствие с выходом в упор или вис, затем собственно перелезание и в заключение - соскок и начало движения от препятствия.
Приемы пролезания, выскакивания из траншеи не сложны по координации движений, и для их освоения не требуется специальных упражнений. Пролезание может осуществляться головой вперед, головой и ногой вперед и боком. Пролезание головой и ногой вперед требует сочетания наклона туловища вперед с одновременным посылом маховой ноги в отверстие препятствия. При выходе из отверстия не следует быстро выпрямляться, чтобы не удариться спиной.
Важным стимулом для овладения приемами преодоления препятствий являются соревнования. При подготовке к ним следует провести несколько специальных тренировочных занятий.
Примерный план подготовки к соревнованиям по преодолению полосы препятствий
Занятие 1 - совершенствование техники, развитие быстроты:
преодоление 2-3 препятствий - 4 раза;
преодоление отрезка полосы на скорость - 3 раза;
преодоление полосы препятствий со скоростью ниже контрольного норматива:
Занятие 2 - развитие силы и общей выносливости:
бег на 60 м за 9-10 с - 2 раза;
совершенствование техники преодоления препятствий и транспортировки груза методом круговой тренировки - 5 серий;
преодоление отрезка полосы (3-5 препятствий) - 3 раза;
бег на 150 м, преодоление полосы препятствий в среднем темпе, бег на 200 м.
Занятие 3 - совершенствование техники и развитие скоростной выносливости:
бег на 100 м за 15 с - 2 раза;
совершенствование техники последовательного преодоления 3-4 препятствий - 3 раза;
преодоление первой половины полосы с максимальной скоростью, 3- 4 мин отдыха, преодоление второй половины с максимальной скоростью;
переменный бег (25 м быстро, 25 м медленно) на дистанции 300 м.
Занятие 4 - совершенствование техники, развитие быстроты:
бег на 30 м с максимальной скоростью - 5 раз;
совершенствование техники последовательного преодоления 2-3 препятствий - 2 раза;
преодоление отрезков полосы (по 2-3 препятствия) с максимальной скоростью - 3 раза;
преодоление полосы препятствия в среднем темпе с ускорением на последних 2-3 препятствиях.
Занятие 5 - выполнение контрольных нормативов: подготовительные упражнения;
опробование техники преодоления отдельных препятствий; преодоление полосы препятствий на время.
В зависимости от степени владения техникой преодоления препятствий и уровня физической подготовленности военнослужащих содержание тренировки может изменяться. Нагрузки должны быть посильными для каждого занимающегося.
Процесс совершенствования техники можно контролировать по изменению времени преодоления отдельных препятствий.
Перед началом занятия по преодолению препятствий необходимо проверить исправность препятствий и сооружений, вскопать и засыпать опилками (песком) места приземления при прыжках с высоких препятствий, в зимнее время очистить от снега и льда полосу препятствий.
Одной из основных причин травматизма на занятиях по преодолению препятствий является нарушение дисциплины занятия. Поэтому руководитель должен уделять особое внимание организации поведения военнослужащих на занятиях.
Обязательным методическим требованием является постепенное увеличение физической нагрузки и скорости выполнения приемов и действий, ширины и высоты преодолеваемых препятствий. Во время проведения занятий в холодное время года подготовительную часть занятия необходимо проводить с повышенной интенсивностью, сокращать время на объяснение в основной части, увеличивать дальность разбега для преодоления препятствия и дистанцию между военнослужащими при поточном методе обучения.
Гимнастика и атлетическая подготовка
144. Занятия по гимнастике и атлетической подготовке направлены на развитие ловкости, силы и силовой выносливости, устойчивости к укачиванию и перегрузкам, пространственной ориентировки, прикладных двигательных навыков, воспитание смелости и решительности, совершенствование строевой выправки.
145. Занятия проводятся на гимнастических площадках, городках, в спортивных залах или специально оборудованных помещениях, на палубах кораблей, на тренажерных комплексах, на местности.
146. В занятия по гимнастике и атлетической подготовке включаются физические упражнения на перекладине, брусьях, опорные прыжки, акробатические упражнения, упражнения с тяжестями, на тренажерах и многопролетных снарядах, в равновесии, лазании, подвижные игры и эстафеты.
Для военнослужащих летного состава и курсантов военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку летного состава, включаются физические упражнения на батуте, стационарном гимнастическом колесе, акробатические упражнения.
147. В раздел "Гимнастика и атлетическая подготовка" включаются следующие упражнения:
Комплекс вольных упражнений N 1 (упражнение может использоваться в подготовительной части занятий):
Комплекс вольных упражнений N 2 (упражнение может использоваться в подготовительной части занятий):
Упражнение 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (рис. 3).
Упор лежа (ноги вместе, тело прямое), согнуть руки до касания грудью пола, разгибая руки, принять упор лежа.
Упражнение выполняется без остановки.
Для контроля касания разрешается использовать специальное техническое приспособление.
Упражнение 2. Наклон туловища вперед (рис. 4).
Лежа на спине, руки за голову, сцепить пальцы в замок, ноги закреплены. Наклонить туловище вперед до касания локтями коленей и возвратиться в исходное положение до касания пола лопатками.
Упражнение выполняется в течение одной минуты.
Разрешается незначительное сгибание ног.
Упражнение 3. Лазание по канату (рис. 5).
Взяться руками за канат ниже отметки 2 м от пола и подняться на высоту 6 м от пола произвольным способом. Коснуться верхней отметки рукой. Опускание вниз - произвольным способом. Разрешается лазание по шесту.
Запрещается начинать подъем с прыжка и спрыгивать с каната выше отметки 2 м от пола.
Оценка упражнения производится по способу лазания:
"отлично" - лазание без помощи ног, ноги - в положение "угол";
"хорошо" - лазание без помощи ног, ноги - произвольно;
"удовлетворительно" - лазание с помощью ног.
Упражнение 4. Подтягивание на перекладине (рис. 6).
Вис (хват сверху, ноги вместе), сгибая руки, подтянуться (подбородок выше перекладины), разгибая руки, опуститься в вис. Положение виса фиксируется.
Запрещается выполнение движений рывком и махом.
Упражнение 5. Поднимание ног к перекладине (рис. 7).
Вис (хват сверху, ноги вместе), поднять ноги к перекладине до касания и опустить их вниз. Положения виса фиксируется.
Разрешается незначительное сгибание и разведение ног.
Упражнение 6. Подъем переворотом на перекладине (рис. 8).
Вис (хват сверху, ноги вместе), сгибая руки, поднять ноги к перекладине и переворачиваясь вокруг оси выйти в упор на прямые руки. После фиксации упора опуститься в вис без остановки произвольным способом. Положение виса фиксируется.
Разрешается незначительное сгибание и разведение ног.
Запрещается выполнение движений махом и касание подбородком перекладины.
Упражнение 7. Подъем силой на перекладине (рис. 9).
Вис (хват сверху, ноги вместе), сгибая руки, поставить в упор сначала одну согнутую руку, затем - другую; продолжая движение, выйти в упор на прямые руки, после фиксации упора опуститься в вис без остановки произвольным способом. Положения виса фиксируется.
Разрешается незначительное сгибание и разведение ног.
Запрещается выполнение упражнения на обе руки и движений рывком или махом.
Упражнение 8. Жим штанги лежа (рис. 10). Вес штанги - 70 кг.
Лежа на спине на горизонтальной скамье, хватом сверху за гриф штанги, находящейся на специально оборудованных стойках, поднять штангу на прямые руки, затем согнуть руки до касания грудью грифа штанги, разгибая руки выполнить жим штанги от груди. После фиксации штанги на прямых руках повторить очередной жим штанги.
Упражнение выполняется без остановки. Использование обратного хвата запрещено.
Запрещается любое изменение в исходном положении: отрыв головы, плеч, ягодиц от скамьи и ступней ног от пола.
Разрешается отдыхать в исходном положении штанга вверху на прямых руках.
Упражнение 9. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (рис. 11).
Упор на прямых руках, сгибая руки, опуститься в упор на согнутых руках; разгибая руки, выйти в упор на прямые руки. Положение упора фиксируется, при опускании руки сгибаются полностью.
Разрешается незначительное сгибание ног, тела и разведение ног.
Запрещается выполнение движений махом.
Упражнение 10. Угол в упоре на брусьях (рис. 12).
Упор на прямых руках, поднять прямые ноги и удерживать их горизонтально над жердями. Время выполнения упражнения определяется с момента фиксации положения "угол" до момента опускания пяток ног ниже жердей.
Упражнение 11. Рывок гири (рис. 13). Вес гири 24 кг.
Стойка ноги врозь, хватом сверху одной рукой за дужку гири, последовательно поднимать гирю вверх и опускать вниз, не касаясь пола, сначала одной рукой, затем без отдыха после смены рук - другой. Положение гири вверху фиксируется на прямой руке, смена рук осуществляется один раз на замахе вперед.
Запрещается дожимать гирю, отдыхать в положении, когда гиря опущена вниз, касаться свободной рукой частей тела.
Установлены две весовые категории: до 70 кг, 70 кг и выше.
Результат определяется по сумме рывков, выполненных каждой рукой.
Упражнение 12. Толчок двух гирь (рис. 14). Вес гири 24 кг.
Стойка ноги врозь, хватом сверху за дужки гирь, оторвать гири от пола, поднять их на грудь, при этом гири лежат на предплечьях и плечах, руки прижаты к туловищу; вытолкнуть гири вверх и зафиксировать на прямых руках, затем гири опустить на грудь.
Запрещается дожимать гири и ставить гири на плечи.
Установлены две весовые категории: до 70 кг, 70 кг и выше.
Упражнение 13. Толчок двух гирь по длинному циклу (рис. 15). Вес гири 24 кг.
Толчок гирь состоит из трех приемов: подъема на грудь, толчка от груди и опускание в положение виса. Стойка ноги врозь, хватом сверху за дужки гирь, оторвать гири от пола, поднять их на грудь, при этом гири лежат на предплечьях и плечах, руки прижаты к туловищу; вытолкнуть гири вверх и зафиксировать на прямых руках. Для повторения цикла гири опустить сначала на грудь, а затем - вниз, не касаясь пола. При опускании гирь на грудь отдыхать запрещается. Также запрещается отдыхать, удерживая гири, опущенные вниз.
Разрешается отдыхать с гирями на груди после поднятия их из положения виса, а также с гирями, зафиксированными на прямых руках, после толчка от груди.
Запрещается отдыхать, удерживая гири в положении на плечевые суставы.
Установлены две весовые категории: до 70 кг, 70 кг и выше.
Упражнение 14. Прыжок согнув ноги через коня (козла) в ширину (рис. 16). Высота коня (козла) 120-135 см; мостик высотой 10-15 см устанавливается произвольно.
Прыжок выполняется с разбега, толчком ногами от мостика потянуться руками к опоре, поставить руки на коня (козла), сгибаясь согнуть ноги, до прохождения ногами вертикали оттолкнуться руками, разгибаясь приземлиться.
Запрещается толчок одной ногой, касание мата рукой (руками) после приземления.
Упражнение 15. Прыжок ноги врозь через козла в длину (рис. 17). Высота козла 120-135 см; мостик высотой 10-15 см устанавливается произвольно.
Прыжок выполняется с разбега, толчком ногами от мостика потянутся руками к опоре, поставить руки на козла, отталкиваясь развести ноги, руки вверх - в стороны, разгибаясь приземлиться.
Рис. 17. Прыжок ноги врозь через козла в длину
Упражнение 16.
Прыжок ноги врозь через коня в длину (рис. 18).
Для курсантов военно-учебных заведений. Высота коня 120-135 см; мостик высотой 10-15 см устанавливается произвольно.
Прыжок выполняется с разбега, толчком ногами от мостика потянуться руками к опоре, поставить руки на дальнюю половину коня, отталкиваясь развести ноги, руки вверх - в стороны, разгибаясь приземлиться.
Запрещается перебор руками, толчок одной ногой, касание мата рукой (руками) после приземления.
Упражнение 17. Кувырок вперед (рис. 19)
Строевая стойка, упор присев, поставить руки вперед, наклоняя голову к груди, оттолкнуться ногами и, группируясь, выполнить перекат вперед в положение упор присев, встать в строевую стойку.
Упражнение 18. Кувырок назад (рис. 20).
Строевая стойка, упор присев, наклоняя голову к груди, принять положения группировки, выполнить перекат назад, силой разгибая руки принять положение упор присев, встать в строевую стойку.
Упражнение 19. Переворот в сторону (рис. 21).
Строевая стойка, шагом ноги наклонить туловище, сгибая левую ногу, поставить левую руку на пол, взмахом правой и толчком левой ноги, последовательно опираясь руками, пройти через стойку на руках, ноги врозь. Поочередно отталкиваясь руками и опуская ноги, встать в стойку ноги врозь, приставляя ногу принять строевую стойку. Переворот в сторону выполняется в обе стороны.
Упражнение 20. Соскок махом назад на перекладине (рис. 22).
Для курсантов 1-го и 2-го курсов военно-учебных заведений: вис, подъем переворотом, мах дугой, соскок махом назад.
Для курсантов 3-го и старших курсов военно-учебных заведений: вис, размахивание, подъем разгибом, оборот назад в упоре, мах дугой, соскок махом назад.
Упражнение 21. Соскок махом вперед на брусьях (рис. 23).
Для курсантов 1-го и 2-го курсов военно-учебных заведений: упор на руках, размахивание, подъем махом вперед в сед ноги врозь, перемах ног внутрь и мах назад, махом вперед соскок вправо с поворотом налево, держась за жердь двумя руками.
Для курсантов 3-го и старших курсов военно-учебных заведений: упор на руках, размахивание, подъем махом вперед, мах назад, махом вперед сед ноги врозь, перехват рук вперед, силой стойка на плечах (держать 2 с), кувырок вперед в сед ноги врозь, перемах ног внутрь и мах назад, махом вперед соскок вправо с поворотом налево, держась за жердь двумя руками.
Упражнение 22. Передвижения по узкой опоре (бревну) (рис. 24). Высота бревна 110-125 см; длина 500 см; ширина 10 см.
В 40 см от края бревна с обеих сторон отмечаются линии.
Из исходного положения, стоя перед линией старта (на бревне), выполнить передвижение лицом вперед, обратно спиной вперед, затем левым боком и финишировать правым боком. При передвижении запрещается опираться руками. При падении выполнение упражнения не засчитывается. Пересечение линии с обеих сторон обязательно.
Упражнение 23. Прыжки на батуте (рис. 25).
Для курсантов 1-го и 2-го курсов военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку летного состава: два основных прыжка, прыжок на живот, основной прыжок, прыжок в группировке, основной прыжок, прыжок с поворотом на 180°, основной прыжок, прыжок в сед, два основных прыжка.
Для курсантов 3-го и старших курсов военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку летного состава: два основных прыжка, прыжок на живот, основной прыжок, прыжок в группировке, основной прыжок, прыжок с поворотом на 360°, основной прыжок, прыжок в сед, основной прыжок, сальто вперед (назад), два основных прыжка.
Упражнение 24. Обороты на стационарном гимнастическом колесе (рис. 26).
Выполняется 10 оборотов влево и 10 оборотов вправо. Начинается и заканчивается упражнение в момент прохождения вертикали головой вверх. Оценка производится по общему времени, затраченному на 20 оборотов, без выключения секундомера после выполнения первых 10 оборотов. Разрешается начинать упражнение в любую сторону.
Упражнение 25. Обороты вперед и назад на лопинге (рис. 27).
Выполняется 4 серии по 5 оборотов со сменой направления вращения после каждой серии. Начинается и заканчивается упражнение в момент прохождения рамой лопинга верхнего вертикального положения. Упражнение выполняется без остановки. Количество раскачиваний и дополнительных оборотов во время выполнения упражнения не ограничивается.
Оценка производится по общему времени, затраченному на выполнение 4 серий без выключения секундомера между сериями.
148. В руководствах по физической подготовке разрешается включать дополнительные упражнения, обеспечивающие развитие физических качеств у военнослужащих с особенностью их вида и рода деятельности.
149. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике и атлетической подготовке обеспечивается:
- высокой дисциплинированностью военнослужащих;
- соблюдением техники выполнения физических упражнений и хорошим знанием приемов самостраховки;
- соблюдением методики обучения гимнастическим упражнениям и требований безопасности;
- надежной помощью и страховкой при выполнении опорных прыжков и упражнений на снарядах;
- проверкой технического состояния снарядов (растяжек, карабинов, стопорных устройств и т.п.);
- проверкой надежности крепления рук и ног при выполнении упражнений на снарядах и тренажерах.