Подвижные игры с элементами метания малого мяча. Подвижные игры при изучении метания Место подвижных игр в режиме дня

Игра 1

Подготовка. Играющие делятся на две команды, одна из которых - "охотники" - становится по кругу (перед чертой), вторая - "утки" - входит в середину круга. У "охотников" волейбольный мяч.

Содержание игры. По сигналу "охотники" начинают выбивать "уток" из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнёру по команде. "Утки". бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая "утка" покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не остаётся ни одной "утки", после чего игроки меняются ролями.

Побеждает команда, сумевшая подстрелить "уток" за меньшее время. Руководитель может установить время игры для метания мяча в "уток". Тогда итог подводится по количеству "уток", выбитых за это время.

Правила игры: 1. Во время броска мяча запрещается заступать за черту. 2. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками. 3. Игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока от пола.

Игра 2

Подготовка. Две команды располагаются по кругу, через одного. Внутри круга у линии, ограничивающей его, восемь чурок, в центре круга - мяч.

Выигрывает команды, получившая меньше штрафных очков.

Правила игры: 1. Если метавший промахнётся, его команда наказывается двумя штрафными очками. 3. За точный бросок команде, сбившей чурку, начисляется одно штрафное очко.

Игра 3

Подготовка. Класс делится на две команды - метателей и бегунов. На просторной площадке метатели располагаются шеренгой в 3-4 м от стартовой линии, сбоку от флажков, поставленных в 5-6 м один от другого. Напротив них, на финишной линии, что в 15-20 м от первой стартовой линии, ставятся ещё два флажка. Бегуны выстраиваются в шеренгу на второй стартовой линии. На стартовой линии между флажками - два малых мяча.



Содержание игры. По команде "На старт!" два метателя (по порядку) берут свои мячи и становятся в исходное положение для метания. Одновременно два бегуна занимают положение высокого (или низкого) старта. По команде "Внимание!" метатели выполняют бросок, а по следующей за ней команде "Марш!" - бегуны устремляются вперёд. Метатели добегают до финишной линии, огибают каждый свой флажок и возвращаются обратно. Бегуны подбирают мячи после броска метателей, чтобы попасть ими в метателей. За попадание команда бегунов получает очко. Мячи снова кладутся между флажками, на старт выходят очередные два метателя и два бегуна. Так продолжается до тех пор, пока все метатели не выполнят бросок и перебежку (каждый раз подсчитываются очки, полученные командой бегунов). После этого команды меняются ролями.

Побеждает команда, набравшая больше очков.

Правила игры: 1. Метатели и бегуны выбегают вперёд одновременно после команды "Марш!" 2. Метание и перебежки выполняются в коридоре шириной 10-15 м. 3. Метатели после броска обязаны обежать флажок на финишной линии, в противном случает они считаются осаленными.

Игра 4

Подготовка. В центре площадки (или зала) ставится стойка высотой 1,5-2 м. Одна команда, рассчитавшись по порядку номеров, занимает место вокруг стойки, а другая, разделившись на две группы, размещается за лицевыми линиями.

Содержание игры. Игроки команды, стоящие за линиями, перебрасывают между собой волейбольный мяч, стараясь попасть им в стойку. Игроки команды, находящейся недалеко от стойки, по очереди перебегают от одной лицевой линии (наступают на неё ногой) до другой и возвращаются обратно на место, которое занимали перед началом игры. За каждого перебежавшего команда получает одно очко. Игра продолжается 16-20 мин, при этом через 8-10 мин команды меняются ролями.

Выигрывает команда, сделавшая за это время больше перебежек, т.е. набравшая больше очков.

Правила игры: 1. Если команде, перебрасывающей мяч, удастся попасть в стойку, игроки на площадке меняются ролями. 2. Стоящие внутри площадки не должны заступать за линию круга (диаметром 2 м), проведённую вокруг стойки. 3. Защитникам нельзя умышленно задерживать мяч. 4. Игрокам, находящимся внутри площадки, нельзя выбегать раньше появления предыдущего бегуна.

Игра 5

Подготовка. Для игры нужны городки и теннисные мячи (желательно по количеству играющих). Участники игры строятся в одну шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Если ширина площадки не позволяет всем стоять в одной шеренге, то игроки образуют две шеренги, одна в затылок другой. В этом случае каждая шеренга - команда. Перед носками играющих проводится черта, за которую нельзя заходить при метании мяча. В 6 м от этой черты и параллельно ей ставится в ряд (в полутора шагах один от другого) вперемежку по 5 городков двух цветов. Согласно цвету городков командам дают названия (например, синие и белые).

Выигрывает команда, сумевшая в ходе нескольких метаний дальше отодвинуть свои цели.

Правила игры: 1. Городки ставятся на новые места после залпа одной из команд. 2. Брошенные мячи подбираются игроками другой команды. 3. Сбитые городки ставит на новые места помощник учителя.

Всестороннее развитие дошкольника предполагает овладение основными видами движений, которые вовлекают в работу большое количество мышц и повышают жизнедеятельность всего организма, активизируя все физические процессы. Одним из видов ациклических основных движений является метание, представляющее собой скоростно-силовое упражнение, способствующее укреплению всех основных групп мышц и воспитывающих силу, быстроту, ловкость, глазомер, гибкость, равновесие. В теории и методике физического воспитания приня­то делить метание на два вида: метание в цель и метание вдаль. Метание в цель делится на метание в горизонтальную и вертикальную цель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр для развития навыков метания

(средняя группа)

«Мяч в кругу» (целлулоидный мяч)

Цель игры – научить детей прокатывать мяч в определенном направлении.

Описание игры. Дети рассаживаются на земле (полу) на корточках в два круга (две команды). Водящие с мячом – в центре круга. Они катят мяч каждому ребенку по очереди или тому, кого назовут: «Саша, лови». Игрок ловит мяч и отсылает его обратно, но при этом надо выполнить какое-либо задание: успеть хлопнуть в ладоши 2-3 раза, назвать количественное или порядковое число, например, водящий говорит: «Первый», ребенок отвечает «Второй» и т.д. Можно назвать любой предмет, входящий в обобщенное понятие (мебель, фрукты и т.п.). Побеждает та команда, которая быстрее прокатывает мяч.

Методические приемы. Воспитатель находится между двух кругов, следит, чтобы дети катили мяч, а не подбрасывали его, намечает новые варианты игры: прокатывать через одного игрока, через двух, левой рукой.

«Докати до стены»

Цель игры – совершенствовать навык отталкивания мча при прокатывании.

Описание игры. Из 6-8 палок образуют два коридора шириной 30-50 см так, чтобы корридо доходил до стены. Таких коридоров должно быть два. Группа делится на две команды. Двое из каждой команды стоит у стены, остальные сидят на стульчиках по обеим сторонам зала. По сигналу воспитателя дети начинают прокатывать мячи к стене. Бросив мяч, игрок садится на место. Стоящий у стены после касания мяча о стену ловит его и становится на исходную позицию для прокатывания, его место у стены занимает следующий в команде. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнила задание.

Методические приемы. Воспитатель ходит между коридорами, подсказывает, как правильно бросать мяч, предлагает кому-либо из детей подать выкатившийся из коридора мяч, подсчитывает, сколько мячей не докатилось до стены у каждой команды, следит за очередностью смены игроков.

«Закати мяч»

Цель игры – обучить прокатыванию мяча в ворота.

Описание игры. Дети выкладывают из кубиков (кеглей, гимнастических палок) прямоугольник шириной 30-40 см без одной стороны, обращенной к играющим (в виде ворот). По числу ворот дети распределяются на команды. У каждого играющего мяч. На расстоянии 2-3 м от ворот ребенок катит мяч в ворота прямоугольника. По окончании прокатывания один из команды собирает все мячи и раздает своим игрокам. Подсчитывается число мячей, попавших в ворота. Наиболее меткая и быстрая команда объявляется победительницей.

Методические приемы. Воспитатель следит за правильной подготовкой к прокатыванию мяча, подает мячи, не попавшие в прямоугольник, ведет подсчет попаданий мяча в ворота каждой командой. При неоднократном проведении игры можно увеличить расстояние от места прокатывания до ворот, но не более 5-6 м.

«Мяч навстречу мячу»

Цель игры – совершенствовать навыки отталкивания и ловли мяча.

Описание игры. Дети распределяются на две команды. Каждая команда в свою очередь делится на два звена, и они встают друг против друга на расстоянии 4-6 м. У водящих по мячу. На сигнал воспитателя «Начали» дети прокатывают мячи навстречу один другому, но так, чтобы мячи не столкнулись. Поймав мяч, водящий передает его следующему. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок. Игра повторяется 2-3 раза.

Методические приемы. Эта игра проводится после того, как дети научатся прокатывать большой мяч двумя руками. Они играют самостоятельно в группе или на участке и не распределяются на команды. Воспитатель показывает способы прокатывания и объясняет: «Каждый должен катить немного вправо, тогда мячи не столкнутся», варьирует игру: прокатывать то правой, то левой рукой; дети одного звена прокатывают мяч правой рукой, а другого – левой; увеличить расстояние между звеньями.

«Поймай отскочивший мяч»

Цель игры – научить ловить мяч после отскока от предмета.

Описание игры. Игра проводится в групповой комнате или зале. Два обычных стола сдвигаются узкой стороной перпендикулярно, вплотную к стене. Ребенок встает у края стола (слегка согнув ноги) напротив стены и катит мяч по столу так, чтоб он отскочил. После этого он должен быстро поймать мяч и передать товарищу.

Методические приемы. Воспитатель следит, чтобы дети прокатывали мяч ближе к центру стола, рука при этом невысоко поднимается над столом. Толчок мяча при прокатывании невысоко поднимается над столом. Толчок мяча при прокатывании должен быть достаточно сильным При отскоке направление движения мяча трудно угадать, поэтому воспитатель предупреждает детей, чтобы они готовились к ловле мяча, следили за его полетом. Педагог может предложить новые варианты игры: бросать одной рукой – ловить другой, один ребенок катит, другой ловит, катить левой рукой.

«Мяч в горку - об стену - с горки»

Цель игры – совершенствовать навык прокатывания мяча на наклонную горку с отскоком его от стены.

Описание игры. Команды детей выстраиваются перед двумя горками, стоящими на расстоянии 1,5-2 м друг от друга. От стены до горок 20-30 см. Нужно прокатить мяч в горку с любого расстояния, но так, чтобы он, преодолев горку, ударился в стену. В этом случае команда получает очко. Ребенок берет мяч и передает следующему в команде. Если мяч не долетев упал между горкой и стеной или стукнувшись о стену, не попал на корку, то он также передается другому играющему, но в этом случае команда не получает очка. Выигрывает команда, которая более четко выполнит задание, набрав максимальное количество очков.

Методические приемы. Воспитатель наблюдает за действиями детей, делает конкретные замечания и дает советы по наиболее типичным ошибкам. Так, если мяч не возвратился на горку, не долетел до стены, то педагог говорит: «Посильней прокатывай мяч. Подойти поближе для броска». Если же мяч стукнулся о стену и перелетел горку, воспитатель говорит: «Не сильно прокатывай мяч. Отойди для броска чуть-чуть назад».

При повторном проведении игры можно немного усложнить задание: прокатывает один, ловит другой; прокатывать сразу два мяча; прокатывать левой рукой.

«В бильярд мячом»

Цель игры – ознакомить детей с прокатыванием мяча в ограниченном пространстве, обращая их внимание на точность попадания.

Описание игры. Дети выстраиваются в две шеренги параллельно друг другу. В шеренге дети стоят с интервалом в один шаг. Перед детьми из кубиков или гимнастических палок выкладываются на полу стенки биллиарда размером 2х1 м. по углам оставляются промежутки шириной 10 см – лузы.

Ребенок берет мяч и с произвольного расстояния и с любой стороны начиная от борта прокатывает мяч так, чтоб он попал в угол – лузу и выскочил из биллиарда. Если он попал в лузу с ближнего борта, то команде засчитывается одно очко, если попадание было от дальнего борта, то команда получает три очка. Если мяч остался внутри биллиарда, он передается играющему другой команды. Побеждает та команда, которая наберет большее число очков.

Методические приемы. Воспитатель обращает внимание на правильность бросков (скатывать мяч с руки плавно, чтобы не скакал, пальцами как бы указывать направление к цели); предлагает варианты: прокатывать левой рукой (количество очков при попадании в лузу увеличивается до 5).

«Закати мяч в обруч»

Цель игры – закатывать мяч в обруч с помощью дощечки (картонки, фанерки).

Описание игры. Дети распределяются на 3-4 подгруппы. Такое же число обручей лежит на полу. На край обруча кладется дощечка (картонка), которая одной стороной касается пола. Получается маленькая горка. Подгруппы детей выстраиваются в колонны напротив горок. У каждого теннисный мяч. По сигналу ведущего прокатывают мяч, стараясь попасть в оборуч. При этом команде засчитывается три очка. Если мяч попал в обруч, но выкатился, то команда получает только одно очко, при промахе очко не начисляется. Затем каждый ребенок прокатывает мяч в удобном для него ритме. Мяч, попавший в обруч, остается там до конца игры, чтобы легче было вести подсчет очков.

Методические приемы. Воспитатель наблюдает за игрой детей, дает советы, как точнее закатить мяч в обруч. Для детей, слабо владеющих навыком прокатывания, можно упростить задание: прокатывать с близкого расстояния. Тем, кто уверенно выполняет задание, увеличить расстояние, добавляя соответственно количество очков при попадании в обруч. При повторном проведении игры можно предложить детям каждой подгруппы одновременно прокатывать мяч, предварительно положив на обруч достаточное количество дощечек. Или прокатывать так, чтоб он перелетел обруч, не задев его (дается 5 очков играющему). Или прокатывать мяч в обруч, поставленный вертикально (обруч держит ребенок).

Цель игры – совершенствовать навык владения мячом при прокатывании в горку.

Описание игры. Колонны детей выстраиваются перед 2-4 горками на расстоянии 1 м. У каждого мяч. По сигналу воспитателя (взмах флажком) водящие с силой прокатывают мячи снизу вверх на горку так, чтобы он как можно дальше пролетел по воздуху. На месте приземления мча ставится флажок (кубик). Ребенок берет свой мяч и становится рядом с горкой, не мешая другим прокатывать мяч. Если у следующего играющего место приземления мяча будет дальше, то флажок назад не отодвигается. Выигрывает та команда, у которой флажок будет находиться от горки дальше.

Методические приемы. Воспитатель, находясь сбоку от детей, проверяет, как соблюдаются правила игры, дает конкретные советы: «Делай сильней замах» - когда мяч улетает недалеко; варьирует игру: прокатывать мяч с таким расчетом, чтобы он попал в обруч (ящик) на полу (команда в этом случае получает 3 очка, неприцельный бросок оценивается в одно очко).

«Выстрели мячом»

Цель игры – закреплять навык катания мяча друг другу.

Описание игры. Дети распределяются на 3-4 подгруппы и рассаживаются на пол по кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. В каждом кругу один мяч. Нужно взять его тремя пальцами (большим, указательным и средним), резко нажать на него и пустить по полу – выстрелить. Все пальцы должны нажимать на мяч одновременно, равномерно. Играющий, которому направили мяч, старается его поймать и таким же способом послать следующему. Побеждает та подгруппа, у которой выстрелы мячом достигают цели.

Методические приемы. Воспитатель переходит от круга к кругу, показывает, как правильно выполнить задание, вводит новые варианты игры: выполнять задание в ином построении – кто дальше прокатит мяч (в положении стоя); один «выстреливает» мяч, другой ловит, не давая коснуться пола; выстрелить мяч вверх над собой, поймать двумя руками.

«Мяч вдогонку»

Цель игры- быстро передавать и принимать целлулоидные мячи, не роняя их.

Описание игры. Дети встают в два круга (две команды). Воспитатель раздает 3-4 детям, стоящим в разных местах круга, цветные мячи. По сигналу «Мяч вдогонку» дети начинают быстро передавать мячи друг другу. Если у одного ребенка окажется два мяча сразу, он выбывает из игры. После 3-4 кратного повторения игры ребенок играет со всеми вместе. Сначала игра проводится с двумя мячами. Выигрывает команда, которая четко соблюдала правила игры.

«Передай мяч»

Цель игры – передавать мяч из рук в руки в движении, совершенствовать координацию движений при обегании предметов.

Описание игры. Дети распределяются на 3-4 звена и выстраиваются в колонны друг за другом. Перед каждой колонной на расстоянии 3-4 м ставится любой предмет – стул, большой мяч, булава, кубик и пр. Первый бежит с мячом, обегает предмет, передает мяч следующему в своей колонне и встает сзади всех При потере мяча ребенок возвращается, поднимает его и бежит с того места, где упал мяч. Побеждает звено, опередившее других при соблюдении условий игры.

«Перебрось мяч»

Цель игры – точно перебрасывать и ловить мяч.

Описание. Дети строятся в две шеренги. У детей первой шеренги по одному мячу. Они перебрасывают мяч детям другой шеренги. Побеждает та подгруппа у которой число падений мяча будет наимньшим.

«Успей поймать»

Цель игры – бросать мяч в определенном направлении и ловить летящий мяч.

Описание игры. Игра проводится в четырех подгруппах, стоящих в кругах. В центре каждого круга водящий. Дети перебрасывают мяч друг другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его. Если ему это удается, он занимает место того, кто неудачно бросил мяч. Последний идет в середину круга.

Несколько детей встают у линии. Им предлагается бросить мяч как можно дальше. Если даны большие мячи, дети бросают их обеими руками от груди или из-за головы. Маленькие мячи бросают поочередно правой и левой рукой. Отмечается тот, кто сумел бросить мяч дальше других.

«Из обруча в обруч»

Цель игры – совершенствовать навык бросания мяча в неподвижную горизонтальную цель.

Описание игры. Дети стоят четырьмя звеньями в колонну по одному. На расстоянии 1 м от ведущего на полу вплотную друг к другу лежат три обруча (или чертятся три круга диаметром 80-100 см). Нужно правой рукой бросить мяч в первый обруч так, чтобы он после отскока ударился внутри второго и, подскочив еще раз, пошел в третий. Ребенок берет свой мяч и передает следующему, а сам становится на противоположную сторону, прокатывая затем мячи своей команде. Игра продолжается, пока все игроки не перейдут на противоположную сторону. Выигрывает звено, которое быстрее сменит место, допустив при этом наименьшее число ошибок.

Методические приемы. Воспитатель стоит сбоку от играющих и по мере необходимости дает указание: «Бросай мяч несильно», «Отойди, для броска немного назад» (если мяч не попал в один из обручей), «Сильней ударяй мяч об пол» (если мяч подскакивал в двух первых обручах, а в третьем просто прокатился). Педагог может облегчить или усложнить игру, бросать мяч, когда обручи отстоят друг от друга на расстоянии 50 см; бросать мяч с обеих сторон; бросать с двух сторон одновременно два мяча.

Скользкая цель. На площадке ставят невысокий стол или используют широкий пень с ровной поверхностью. Играющие встают вокруг на расстоянии 2-2,5 м. В руках у них мешочки с песком. По очереди бросают мешочки на стол так, чтобы они не упали, а остались лежать на нем.

Правила: бросать мешочек способом снизу; за удачный бросок начисляется очко.

Попади в мяч. Посередине снежной площадки на линии два волейбольных мяча. На другой стороне площадки обозначена черта. Двое детей, взяв по 2-3 снежка, стараются попасть в мяч и закатить его дальше, за черту. Выигрывает сделавший первым.

Правила: бросать в мяч можно любым способом; если снежок после броска остался цел, его можно использовать снова.

«Попади мячом в катящийся обруч»

Цель игры- попадать мячом в движущуюся цель.

Описание игры. Дети распределяются на четыре подгруппы и располагаются на площадке в шеренге в виде прямоугольника или квадрата спиной друг к другу. Играющие в подгруппах стоят на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий с обручем в руках встает в конце шеренги, у всех остальных играющих мяч. По сигналу воспитателя водящие движением руки направляют (катят) обруч перед строем. Обруч должен катиться на расстоянии 50-80 см от детей. Как только обруч приблизится к кому-либо из грающих, он должен точно бросить мяч в обруч. По сигналу воспитателя: «Собрать мячи» - дети берут свои мячи и возвращаются на место. Первое время воспитатель сам назначает водящих из тех детей, кто хорошо прокатывает обруч. Побеждает та подгруппа, у которой больше попаданий мячом в катящийся обруч и меньше он падает.

Методические приемы. Перед проведением игры воспитатель упражняет всех детей в прокатывании обруча. Если обруч падает, не докатившись до самого края, педагог говорит: «Посильней толкай обруч!», «Ровней ставь на пол». После повторного проведения игры можно внести усложнения – два водящих с обеих сторон катят обруч, нужно попасть в один из обручей.

«Мяч в кружок»

Цель игры – совершешнствовать умение попадать мячом в неподвижную горизонтальную цель.

Описание игры. Дети распределяются на несколько команд, в каждой из которых по 5-6 человек. На полу раскладываются в любом порядке цветные бумажные диски или цветные оборучи по 3-4 штуки, против каждой команды. Дети встают перед обручами на расстоянии 1,5-2 м. По сигналу воспитателя первые бросают мяч так, чтобы он попал в кружок (обруч). Каждый ребенок делает по два броска в любой круг, или воспитатель предлагает определенную последовательность: попасть в красивый, синий, желтый и т.д. Побеждает та команда, которая поразила все цветные круги.

Методические приемы. Дети могут бросать любым способом, но воспитатель должен объяснять, что бросок снизу более результативный, при этом мя надо держать свободно.

Игра может проводиться перьевым мячом (воланом) и малым резиновым мячом.

Вариант: Через веревочку в обруч.

Игра проводится так же, как и предыдущая, только проходит она на площадке. Между двумя стойками на высоте 120-130 см натягивается веревка. На одной стороне площадки за веревкой чертят круг диаметром 1 м, на расстоянии 50-70 см перед веревкой проводится линия. Дети по очереди бросают мяч (волан) через веревку, стараясь попасть в круг. Можно распределить детей на несколько команд. Побеждает та команда, у которой большее число попаданий мяча в круг.

«Попади и поймай»

Цель игры – бросать мяч в горизонтальную цель и ловить его.

Описание игры. Группа детей распределяется на четыре команды. Все выстраиваются в колонну по одному. Перед каждой командой на полу (земле) нарисованы квадраты на близком расстоянии друг от друга. ПО сигналу воспитателя первые из каждой команды бегут к квадратам и стараются ударить мячом и поймать его. Движение напоминает забивку кольев. После этого мяч передается следующему игроку. Можно ударить мяч левой рукой, ловить правой или наоборот. Либо ударять и ловить одной и то же рукой.

«Мяч об пол»

Цель игры – ловить отскочивший от пола мяч.

Описание игры. Дети распределяются на две команды (в каждой команде по два звена) и встают в шеренги лицом друг к другу. У детей одного звена каждой команды по мячу. Они ударяют мяч несильно об пол, ловят его двумя руками и прокатывают партнерам своей команды, стоящим в шеренге напротив.

Методические приемы. Воспитатель находится в таком месте, чтобы он мог сразу видеть всех, помогает ловить далеко укатившиеся мячи, напоминает, как правильно ловить мяч (нужно сделать из двух рук глубокую корзиночку и успеть подставлять ее вовремя под мяч после его отскока от пола), намечает новые варианты (те же, что и в игре «Подбрось – поймай»).

«Мяч в корзину»

Цель игры – бросать мяч в заданном направлении с отскоком от пола.

Описание игры. Дети становятся в 2-4 кругах (команды). В середине корзина. У каждого мяч. Нужно бросить мяч об пол так, чтобы он попал в корзину. Мячи бросают по очереди или все вместе. Во втором случае мячи должны быть цветными. Команда, забросившая наибольшее количество мячей в корзинку, становится победителем.

Методические приемы. Воспитатель следит, чтобы дети бросали мячи об пол сверху, а не снизу, варьирует игру: бросать мяч через одного, бросать левой рукой, бросать мяч сразу в корзинку без удара об пол.

«Попади в окошко»

Цель игры – попадать мячом в вертикальную цель с близкого расстояния.

Описание игры. Дети распределяются на 4-5 команд. В каждой команде должно быть не более 5-6 детей. Одновременно играют две команды. Ребята встают в колонну по одному боку от гимнастической стенки по обе ее стороны на расстоянии 1 м. На этом же расстоянии проводится черта. Одна команда получает мяч. Дети одной команды бросают мяч правой рукой, другой команды – левой. Стоящий первым бросает мяч в нижний пролет гимнастической стенки – «окошко» и встает в конец колонны.. Ребенок, стоящий первым в противоположной команде, ловит его (или берет с пола, с земли) и бросает мяч в этот же пролет. Следующие дети бросают в пролет повыше и т.д. Если один не попал в окошко, то следующий ребенок из этой же команды бросает мяч в то же окошко. Когда мяч побывает в каждом окошке, команды меняются местами: те, кто бросал мяч левой рукой, бросает правой, и наоборот. Побеждает та команда, которая допустила наименьшее количество ошибок. После этого их место занимает другая пара команд. При наличии 2-3 гимнастических стенок играют все команды одновременно.

Методические приемы. Воспитатель следит, чтобы дети во время броска не подходили к гимнастической стенке ближе положенного расстояния. Игра может проходить одновременно с четырьмя командами, тогда одна пара команд встает с одного края гимнастической стенки, другая - с другого края. Это сократит время игры, и большая часть детей будет занята в игре.

Вариант: Мяч в сетку

На площадке на высоте 110-120 см натягивается волейбольная сетка. Дети также распределяются на команды и встают по обе стороны сетки. Каждый ребенок из команды поочередно бросает мяч в любую клеточку сетки, стоящий напротив – ловит.

«Мяч в обруч»

Цель игры – совершенствовать броски мячом в вертикальную цель.

Описание игры. Группа делится на 3-4 команды. У ведущего команды обруч. Он держит обруч перпендикулярно полу и стоит в 2 м от своей команды. Первый в команде бросает мяч, стараясь попасть в обруч. Ведущий должен подставить обруч навстречу мячу. Затем он передает обруч бросившему мяч, а сам становится в конец строя своей команды. Попадание в обруч засчитывается за очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Методические приемы. Воспитатель находится сбоку от играющих, следит за соблюдением правил, дополняет основную игру вариантами: при броске левой рукой предлагает подойти поближе тем, кто не попадает в обруч; бросать в обруч, опущенный на пол; бросать в обруч после отскока мяча от пола.

«Попади в круг»

Цель игры – бросать мяч в стену так, чтобы после отскока он летел в нужном направлении, ловить отскочивший от пола мяч.

Описание игры. Дети стоят в 4-6 колонн-звеньев на расстоянии 50-80 см от стены. На полу в 30-40 см от стены лежит обруч (или чертится круг). Каждый по очереди бросает мяч о стенку так, чтобы он, отскочив, попал в круг. Ловит мяч и передает его следующему, а сам встает в конец колонны. Побеждает звено, получившее большее количество очков (попаданий мяча в круг).

Методические приемы. Воспитатель, находясь сбоку от играющих, следит за правильностью бросков – мяч надо держать легко - тремя пальцами, бросать снизу, левая (правая) нога чуть выставлена вперед, обе ноги согнуты в коленях. Если мяч не долетел до обруча (слабыйбросок) или перелетел обруч (сильный бросок), воспитатель подсказывает: «Сильней бросай», «Бросай несильно», «Бросай снизу». Показывает сам, отмечает лучшие звенья, дает варианты: один бросает, другой подставляет обруч под мяч, третий ловит отскочивший мяч.

«Мяч о стену»

Цель игры – бросать мяч в стену, совершенствовать навык ловли мяча, отскочившего от стены.

Описание игры. Дети строятся в 405 колонн-звеньев и встают напротив стены на расстоянии 80-100 см. Каждый ребенок по очереди бросает мяч в стенку и ловит его сначала двумя руками, а затем одной рукой. После этого встает сзади своей колонны. Выигрывает звено, допустившее наименьшее число падений мяча.

Методические приемы. Воспитатель, стоя сбоку от колонн, подсказывает, как правильно бросать и ловить мяч (ноги должны быть слегка согнуты в коленях, чтобы можно было быстро отойти назад, в сторону – успеть поймать мяч); контролирует построение детей (оно должно быть таким, чтобы дети не мешали друг другу).

После неоднократного проведения игра усложняется: один ребенок бросает, а другой в колонне ловит и т.д.; ловить можно сачком, который дается второму игроку, после этого он передает сачок следующему и т.д.

«От пола в гимнастическую стенку»

Цель игры – попадать мячом в горизонтальную цель, после его отскока от пола, предмета.

Описание игры. Дети распределяются в две команды и встают в колонну у гимнастической стенки на расстоянии 2 м. По сигналу воспитателя ведущие команд подходят на такое расстояние к стенке, с которого им удобней выполнять задание: ударить об пол мяч, чтоб он после отскока попал в нижний пролет стенки (за попадание дается очко). Ребенок подбирает с пола мяч и, возвратившись, передает его следующему, Который выполняет то же задание. При повторном проведении игры дети ударяют мяч об пол с большей силой, чтобы он попал во второй, более высокий пролет, затем в третий. Выигрывает команда, которая имела большее число попаданий мяча в пролеты гимнастической стенки.

Методические приемы. Воспитатель наблюдает за игрой сбоку, варьирует игру: попадать мячом в пролеты стенки сверху вниз (начиная с третьего); попадать в определенный пролет стенки; выполнять задание левой рукой.

«Не задень мяч»

Цель игры – развивать в детях ловкость и координацию движений, действуя с двумя предметами.

Описание игры. Дети распределяются на 6-8 команд. У каждой команды обруч и мяч. Нужно с силой ударить мяч об пол (или подбросить вверх так, чтоб он как можно дольше подскакивал на полу). Играющий в это время несколько раз качает обруч (как маятник) под мячом до тех пор, пока мяч не перестанет подскакивать. Затем мяч и обруч передают следующему в команде. Победителем считается та команда, которая точно соблюдает условия игры.

Методические приемы. Воспитатель находится впереди играющих лицом к ним, отмечает типичные ошибки: «Не размахивай сильно обручем», варьирует задание: проделать несколько движений обручем – влево, вправо, от себя, к себе; выполнять определенное количество движений обручем; поддеть с любой попытки подскакивающий мяч вверх и поймать свободной рукой; подбрасывать и подбивать мяч кругом (с обручем не выполняется) как можно большее число раз, не роняя его на пол; проделать то же самое левой рукой.

«Послушный мяч»

Цель игры – научить ударять по мячу так, чтоб он подскакивал на месте.

Описание игры. На пол кладется обруч или чертится круг. Ребенок отбивает мяч рукой, стараясь точно попасть в круг. Ударять по мячу надо несильно, но твердой ладонью и после того, как мяч достаточно высоко отскочил от пола. Это упражнение можно провести сидя на стуле, без круга, каждой рукой отдельно и поочередно.

Упражнение может быть усложнено тем, что ребенок будет отбивать мяч поочередно каждой рукой в треугольник, сторона которого равна 40 см.

«Мяч по дорожке»

Цель игры – совершенствовать навык ведения мяча в прямом направлении в ограниченном пространстве.

Описание игры. Дети распределяются на две команды. Перед каждой командой выкладывают из гимнастических палок, веревок (или рисуют) коридор шириной 0-100 см и длиной 3 м. У каждого в руках мяч. Нужно, ударяя мяч об пол, провести его по коридору, вернуться, встать в конце колонны и передавать мяч следующему. Если ребенок уронит мяч, он должен поднять и продолжать вести с этого места. Следующий в колонне начинает только тогда, когда предыдущий играющий пройдет коридор. Возвращаться в свою колонну можно только по определенной стороне. Побеждает та команда, которая не только быстро, но и правильно выполнит задание.

«Мяч вокруг обруча»

Цель игры – совершенствовать навык ведения мяча рукой по кругу.

Описание игры. Дети распределяются по 4-5 команд. Напротив команды на расстоянии 1,5-2 м лежат обручи, диаметр каждого 80-100 см. По сигналу воспитателя первые начинают вести мяч, направляясь к обручам, обходят его, берут в руки, затем бегом возвращаются в свою колонну и передают мяч следующему. Если кто-либо роняет мяч, он продолжает вести его с того места, где упал мяч.

«Мяч по кочкам»

Цель – научить ведению мяча в заданном направлении в ограниченном пространстве.

Описание игры. Дети встают по 5-6 человек в колонну по одному, у первого ребенка мяч. На площадке чертят 6-8 кругов диаметром 30-40 см на расстоянии 5-10 см друг от друга. Дети должны провести мяч так, чтобы он скакал по кружкам – по кочкам, и передать мяч следующему. Выигрывает команда, которой удалось выполнить задание с наименьшим числом ошибок.


На уроках в III -IV классах большое место продолжают занимать подвижные игры. Игры, предлагаемые для изучения техники метания мяча, содержат все основные виды метаний - на дальность и точность в неподвижную гори­зонтальную и вертикальную цель. Использование малых и больших (лёгких) мячей укрепляет суставы и мышцы рук, развивает глазомер, совершенствует координацию движений. За­крепление техники движений в играх должно проводиться только после ее детального разучи­вания. Технически правильное выполнение бро­сков должно быть основным условием игры.

Наиболее распространенные игры с метаниями для учащихся 3 класса - «Кто самый меткий», «Школа мяча», «Попади в цель», «Выиграть время дальними бросками», «Пятнашки с мя­чом», «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Заставь отступить», «Дальние броски», «Защи­та крепости», «От щита в поле»; для учащихся IV класса - «Ловкие и меткие», «Лапта», «Кру­говой обстрел» и др.

Особое место в занятиях с учащимся III - IV классов при изучении метаний занимают раз­личные эстафеты. Участники эстафет ведут борь­бу с соперниками самостоятельно (поочередно) или группами при взаимоподдержке и взаимо­помощи товарищей, но без вступления в непо­средственный контакт с членами других команд. Личная ответственность каждого участника эста­феты в борьбе за победу команды является ценным воспитательным фактором.

Необходимость действовать с полной отдачей сил помогает решать задачи развития не толь­ко физических качеств, но и точности движений, умения управлять своими усилиями при метании различных снарядов с соблюдением рациональ­ной техники. Все это роднит эстафеты со спор­тивными соревнованиями.

Возможность широко варьировать содержание эстафет и условия проведения их с учетом возраста, подготовленности учащихся и условий зала (площадки) позволяет широко применять их на уроках, секционных занятиях и в группах продленного дня, на праздниках и в дни отдыха. При этом надо учитывать, что дети очень болез­ненно относятся к проявлению любых неточно­стей при подведении итогов эстафет. Поэтому проведение эстафет требует от учителя физиче­ской культуры особо четкой их организации.

Эстафету следует повторять не менее 2- 3 раз для окончательного выявления победи­теля. Анализ итогов надо делать после каждого повторения эстафеты, указывая причины успехов и неудач. Это повышает образовательную и вос­питательную значимость эстафет.

Количество игроков в команде - 6-12 че­ловек

Подвижные игры при изучении метания

Вариантов эстафет для учащихся III -IV клас­сов очень много. Содержание их определяет учитель, сообразуясь с учебным материалом урока. Вот примеры возможных эстафет для учащихся III -IV классов.

«Снайперы» (III класс).

Команды строятся в шеренги на расстоянии 1,5-2 м от линии броска, у каждого участника в руках по 2 малых мяча. На расстоянии 5-8 м от линии метания находятся мишени. По сигналу игроки поочеред­но выходят на линию метания и выполняют по два броска в цель. Выигрывает команда, пока­завшая лучший результат, т. е. поразившая мишень большее число раз. В качестве мише­ней можно использовать булавы, кегли, набив­ные мячи, установленные на гимнастическом бревне или другом возвышении; щит-мишень в форме круга диаметром 60-80-100 см, кото­рый закрепляется на стене; щит-мишень с несколькими кругами и цифровыми обозна­чениями (3-2-1).

«Точный расчет» (IV класс).

Команды строятся за линией метания, у каждого участника по мячу. На расстоянии 6-8- м от линии метания перед командами лежат обручи. По сигналу участники команд поочередно бросают свой мяч, стараясь попасть им в обруч. Выигрывает команда, пора­зившая мишень большее число раз.

Варианты: 1) броски выполняют в опреде­ленную зону: 1-я зона расположена от линии броска на расстоянии 12 м, 2-я - 16 м, 3-я - 20 м; каждая зона имеет цифровые обозначе­ния- 1-2-3; команда-победительница опре­деляется по сумме очков, набранных всеми ее участниками; 2) броски выполняют в щит-мишень с несколькими кругами с различными цифровы­ми обозначениями (3-2-1), расстояние до мишени 8-10 м, высота - 2,5-3 м; места команд определяют по сумме набранных очков.

План-конспект урока

по физической культуре в 4 классе

по теме: «Подвижные игры с метанием мяча в

движущуюся цель».

Учитель: В.Н.Трофимова

МБОУ «Лицецй» р.п.Степное

План-конспект урока физической культуры в 4 классе.

Тема урока: Подвижные игры с метанием мяча в движущуюся цель.

Цель урока: Достичь планируемых результатов.

    Предметный результат:

    умение отвечать на вопросы и выполнять физические упражнения в течение урока;

    представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки;

    выполнять задания по технической подготовке.

    Личностный результат:

    проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями;

    умение не создавать конфликтов и находить выходы из различных ситуаций.

    Метапредметный результат:

    развивать умения выделять и формировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

    определять качество и уровень знаний;

    формировать умения контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Задачи формирования УУД:

    умение формулировать тему и проблему урока;

    умение добывать новые знания, находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

    делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

    умение активно включаться в коллективную деятельность;

    умение доносить информацию в доступной эмоциональной яркой форме в процессе общения;

    умение организовать собственную деятельность;

    оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

    развивать интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;

    умение взаимодействовать при достижении общих целей в процессе совместной деятельности;

    умение логически грамотно излагать, аргументировать свои мысли.

Регулятивные УУД:

    умение определять цель деятельности на уроке;

    умение проговорить последовательность действий на уроке;

    умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

    умение оценивать свои учебные действия.

Тип урока: с образовательной обучающей направленностью.

Методы обучения: системно-деятельностный, проблемный, частично-поисковый.

Инвентарь и оборудование:

    секундомер – 1 шт.

    теннисные мячи – 6 шт.

    баскетбольные мячи – 6 шт.

    мягкие мячи – 2 шт.

Этапы урока

Деятельность учителя

Дозировка

Деятельность учащихся

Методы

УУД

Организация подготовки учащихся к уроку

Выполнение команд учителя

Словесный: построение, объяснение

Личностные: осознание смысла предстоящей деятельности

Проведение ору в движение

Ходьба на носках, руки на пояс

Ходьба на пятках, руки за голову.

Бег в медленном темпе

Бег с высоким поднятием бедра

Бег захлёстыванием голени.

Приставным шагом левым и правым боком.

Ходьба руки в стороны в кистях, в локтях, прямых рук вперёд назад.

Рывки руками за спиной,перед грудью.

Руки в замок круговое, волнообразное вращение.

ОРУ на месте

Наклон туловища вперёд назад, вправо влево.

Руки на коленях вращение во внутрь в обратном направлении.

Вращение носком стопы и пяткой.

Прыжки с крестно попеременно

Актуализация знаний учащихся

Метание теннисного меча, в катящийся баскетбольный мяч

Постановка проблемы:

Нужны ли двигательные качества и умения игроку в подвижных играх.

Цель урока: овладение техникой метание мяча в движущуюся цель, посредством подвижных игр.

Эффективность выполнения разминки

Выполнение задания

Участие в обсуждении проблемы и цели урока

Словесный: объяснение

Словесный фронтальныйобъединение.

Словесный: беседа, фронтальная форма, организованная активность учащихся

Коммуникативные:

Умение воспринимать объяснение педагога

Регулятивные: умение проводить подготовку организма для эффективной работы в основной части урока

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Предметные: анализировать, сравнивать, делать умозаключение.

Коммуникативные:

Умение участвовать в диалоге по заданной теме

Осознание выполнения различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач

Подвижная игра. «Охота на волка» Класс делится на две команды, у каждой команды водящий «Волк» Остальные «Охотники». Через минуту, «Волк» меняют. После трёх раз подсчитываются очки.

Учащиеся «Охотники» стараются попасть мячом в «Волка» за одну минуту. Водящий «Волк» увёртывается от ударов мяча

Игровой, соревновательный.

Личностные: познавательный интерес к новому материалу. Умение взаимодействовать при достижений общих целей.

Предметные: умение метание мяча в цель в подвижных играх.

Подвижная игра: «Вышибало у стены». Два ведущих у них мягкие мячи. Остальные игроки выстраиваться вдоль стены. Задача ведущих выбить всех игроков. Время игры одна минута, после чего выбирают других ведущих.

Игроки передвигаются вдоль стены, отдают мяч после удара водящему. Как только мяч коснётся игрока он садиться на скамейку. Ведущие не заходя в зону выбивают игроков.

Игровой, соревнова- тельный.

Регулятивные: принимать учебную задачу соответствующую этапу обучения

Решение проблемы: активизирует и направляет работу учащихся корректирует ответы и обобщает их.

Формирование общего вывода по решению проблемы.

Словесный: беседа.

Коммуникативные: умение обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.

Подведение итогов урока.

Выставление оценки самими учащимися за урок.

Словесный, фронтальный

Коммуникативные: умение излагать обосновывать собственную точку зрения

Домашнее задание. Придумать и провести на уроке подвижную игру с метанием мяча в цель

Самоконтроль в выполнении домашнего задания.

Словесный, фронтальный

Рефлексия.

Словесный, фронтальный

План-конспект урока

по физической культуре в 4 классе

ИГРЫ, СВЯЗАННЫЕ С МЕТАНИЕМ НА ДАЛЬНОСТЬ И В ЦЕЛЬ

"ОХОТНИКИ И ЛИСЫ"

Играющие - "лисы", образуют круг, в центре которого водящий с мячом в руках -"охотник". По сигналу лисы разбегаются, а охотник пытается мячом выбить одного из играющих. Осаленная лиса становится охотником. Охотники, уже вдвоем передавая мяч между собой, выбивают лис. Если лисы смогут перехватить мяч, то они передают его уже между собой, поменявшись ролями. Игра длится определенное время, выигрывает команда, имеющая в плену больше игроков противника.

"ПОПАДИ МЯЧОМ В ЦЕЛЬ"

Играющие делятся на 2-4 команды, которые выстраиваются в колонну по одному за линией старта. На расстоянии 4-6 м от линии старта напротив каждой колонны ставится булава. У ног первых игроков на линии лежит мяч. По сигналу первые игроки, катя мяч по полу, стараются им попасть в булаву, бегут за мячом и передают его следующему. Выигрывает команда, сумевшая опрокинуть булаву, большее количество раз.

"ДВИГАЮЩАЯСЯ ЦЕЛЬ"

Играющие разбиваются на пары в командах и образуют в парах шеренги на расстоянии 4-5 м. В руках у направляющих баскетбольный мяч. В начале каждой команды располагается водящий с обручем. По сигналу водящий начинает двигаться с обручем, поднятым вверх. В это время направляющие выполняют передачу партнеру в обруч. Важно, чтобы мяч не коснулся пола при передаче мяча, а за каждое попадание в обруч команда получает очко.

"ОТОРВИ ХВОСТ"

Играющие делятся на две команды. Одна команда встает в квадрат в виде змейки, держась руками за пояс друг друга. Другая команда встает за квадрат. По сигналу эта команда пытается мячом выбить игрока, стоящего последним в змейке. Впереди стоящий игрок старается помешать это сделать, постоянно перемещаясь и поднимая руки. Если команде, располагающейся за кругом, удалось выбить последнего в змейке, то выбитый выходит за квадрат. Игра продолжается до тех пор, пока не останется два игрока. Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием.

"МЯЧОМ В ЦЕЛЬ"

У каждого из играющих в руках по теннисному мячу, которые располагаются на линии метания. На расстоянии 10 шагов водящий подбрасывает волейбольный мяч вверх. Задача играющих попасть в летящий мяч. За каждое попадание дается очко. Побеждает игрок, который за 8-10 попыток набрал больше очков.

"СНАЙПЕРЫ"

Играющие образуют две команды. Если все играющие не умещаются в одну шеренгу, то одна команда становится за другой. Все играющие получает по теннисному мячу. Команды располагаются перед линией метания. На расстоянии 6-7 м от нее становятся в ряд 10 городков двух цветов на расстоянии шага один от другого, причем у каждой команды городки определенного цвета. По сигналу игроки одной команды одновременно метают мячи в городки. Сбитый городок своей команды отодвигается на шаг дальше от линии метания. Сбитый городок другой команды ставят на шаг ближе к линии метания. Затем то же выполняет другая команда. Каждая команда метает мячи 3-5 раз. Побеждает команда, сумевшая дальше отодвинуть свои городки от линии метания. При этом учитывается, на сколько шагов отодвинуты городки.

"ПОПАДИ В ЦЕЛЬ"

Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на боковых линиях напротив друг друга. В центре кладется волейбольный мяч. У каждой команды по 6 баскетбольных мячей. По сигналу играющие бросают мячи в волейбольный мяч, стараясь откатить его к противоположной команде. Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту другой. Не разрешается останавливать мяч ногами или руками, а также выбегать в центр за баскетбольными мячами.

"ЗАЩИТА УКРЕПЛЕНИЙ"

Играющие становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками на полу чертится круг, в центре которого ставятся булавы или низкая стойка. Выбирается водящий, который становится в середину круга для защиты укреплений. У стоящих по кругу волейбольный мяч. По сигналу играющие начинают сбивать мячом 3 булавы. Защитник закрывает треножник, отбивая мяч руками и ногами, но ему не разрешается держать булавы руками. Игрок, которому удается сбить укрепления, меняется местами с защитником. Игра идет установленное время. Играющим не разрешается заходить за линию. Если защитник сам свалил укрепление, то на его место идет игрок, у которого в этот момент находился мяч.

"ОХОТНИКИ И УТКИ"

Играющие делятся на две команды - "охотники" и "утки". Охотники становятся по разные стороны, разбившись пополам на расстоянии 7-10 м. Утки произвольно располагаются в центре. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники, перебрасывая мяч в разных направлениях, не заходя за линию, стараются осалить им уток, а те в свою очередь увертываются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выходит из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются ролями. Победитель команда - дольше продержавшаяся в центре.

"ЗАЩИЩАЙ ГОРОД"

Играющие встают в круг на расстоянии одного шага с 6-8 мячами. В середине круга построен городок, т.е. поставлено несколько кеглей на таком расстоянии, чтобы между ними мог свободно пройти мяч. Городок охраняют три сторожа. Играющие, стоя на одном месте, ногой посылают мяч в городок. Тот, кто собьет мячом кеглю, встает на место сторожа. Но игрокам нельзя пропускать мяч, отбитый сторожем за круг. Все сторожа и нападающие работают только ногами.

"ПЕРЕСТРЕЛКА"

Играющие делятся на две команды и свободно размещаются на своем поле (рис.10). Тренер подбрасывает мяч в центре между капитанами, которые стараются отбить мяч своим партнерам. Получив мяч, игрок старается попасть им в противника, не заходя за среднюю линию. Противник укрывается от мяча и в свою очередь, пытается осалить мячом игрока противоположной команды. Игрок, осаленный мячом, идет за линию плена в противоположную команду, пока его не выручат свои игроки, перебросив ему мяч. Играют 10-15 мин., после чего подсчитывают пленных в каждой команде.

"ПОДВИЖНАЯ ЦЕЛЬ"

Играющие становятся по кругу. У одного игрока волейбольный мяч. В центре круга водящий. Игроки, перекидывая мяч, стараются попасть им в водящего (не разрешается попадать в голову). Водящий увертывается от мяча. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местами. Играют 5-7 мин. после чего отмечаются наиболее ловкие водящие.

"ШТАНДР"

Играющие образуют круг, в середине которого водящий с мячом. Со словами: "Мячик к верху!" - бросает мяч к верху. Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Штандр!". Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если водящий промахнулся, то он остается вновь водящим.

"УВЕРТЫВАЙСЯ ОТ МЯЧА"

Играющие делятся на три команды. Также на три части делится площадка. Каждая команда размещается на своем участке в произвольном порядке. У одного из игроков, находящихся между двумя другими мяч. По сигналу команда, занимающая средний участок, старается попасть мячом в игроков, находящихся на крайних полях. А те в свою очередь, стремятся сделать по возможности больше попаданий в игроков, располагающихся на среднем участке. По истечении времени, команды меняются местами. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

"ОХОТНИКИ"

Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя "Стой" все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. "Убитые" заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны сходить с места, но могут ловить мяч. Если игрок после команды "Стой" сошел с места, он заменяет охотника.

"ЗАЩИЩАЙ ТОВАРИЩА"

Играющие становятся в круг, имея один волейбольный мяч. В центре два водящих - в одного бросают мяч, а другой его защищает, отбивая. По сигналу играющие начинают бросать мяч в водящего, стремясь его осалить. Если играющие попадут мячом в водящего, то в середину идет попавший игрок, а игрок, бывший в защите, занимает место осаленного. В заключении отмечается игрок, хорошо защищавший партнера.

"КРУГОВАЯ ЛАПТА"

Играющие делятся на две команды - водящие и игроки поля. Водящие образуют большой круг, а игроки поля в центре этого круга. По сигналу водящие стремятся попасть мячом в игроков поля. Игроки поля, увертываясь от мяча, могут его ловить. Если игрок запятнан, он временно выбывает из игры. Если же он поймал мяч, то он не считается осаленным и имеет право выручить одного из вышедших. Игра длится определенное время (3-5 мин.), после чего подсчитываются оставшиеся игроки поля и играющие меняются местами. Выигрывает команда, сумевшая запятнать больше игроков поля.

"СТОЙ"

Игроки выбирают водящего, а остальные игроки становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий с волейбольным мячом находится в кругу. По сигналу водящий ударяет мячом в пол и вызывает один из номеров. Этот номер бежит в середину круга и старается поймать мяч, а остальные разбегаются по площадке. Как только он поймает мяч, он кричит:

"Стой!". Играющие должны остановиться и стоять неподвижно на месте, а водящий старается попасть мячом в любого игрока. Если он не попал в игрока, то он бежит за мячом, а играющие вновь разбегаются по площадке. Если водящий попадает, то играющие меняются ролями.

"УГЛОВОЙ МЯЧ"

Играющие разбиваются на две команды по 4,8,16 игроков в каждой. Игроки одной из команд занимают ясно обозначенные линиями углы четырехугольника или шестиугольника (Рис.11). Их задача осалить мячом как можно больше соперников, которые располагаются в многоугольнике, длина и ширина которого имеют различные размеры в зависимости от подготовленности занимающихся. По сигналу наружные игроки,

передавая мяч друг другу, стараются попасть мячом в соперников, находящихся Рис.11

внутри многоугольника и могут бросать только из-за угла. Если бросок оказался точным, то команде, бросавшей мяч, засчитывается очко. Если же внутреннему игроку удалось увернуться от мяча, наружные убегают со своих мест внутрь круга, а внутренние как можно быстрее стараются поднять мяч. Поднявший его кричит:

"Стой!" и бросает мяч с того места, где он его поднял в одного из наружных игроков, которые по команде "Стой!", обязаны остановиться и не вправе уклоняться от мяча. Если бросающий осалит соперника, его команда получает очко. Игра продолжается до обусловленного числа очков, после чего команды меняются ролями. Победитель - команда, сумевшая за более короткий промежуток времени, набрать положенную сумму очков.