Конспект занятия по физкультуре во второй младшей группе «Птицы. Конспект физкультурного занятия во второй младшей группе Физкультурное занятие 2 мл конспект занятия

ОЛЕСЯ ПЕРЕЛЫГИНА
Конспект занятия по физкультуре во второй младшей группе «Птицы»

Тип занятия : Сюжетное

Области интеграции :

Физическое развитие :

Задачи :

Образовательные :

Учить детей спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляясь на полусогнутые ноги;

Продолжать учить ходить по кругу, сохраняя ровное построение;

Упражнять в беге в рассыпную;

Упражнять в выполнении задания по профилактике сколеоза;

Укреплять мышцы ног и туловища.

Развивающие :

Развивать координацию движения;

Развивать двигательную активность, гибкость.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к занятиям по физической культуре;

Воспитывать дисциплинированность, умение выполнять команды.

Создавать радостное настроение у детей.

Познавательное развитие :

Закрепить умение выполнять движение согласно счёту.

Речевое развитие :

Закреплять слова в подвижной игре : «Птицы водят хоровод » .

Социально коммуникативное развитие :

Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослым.

Художественно эстетическое развитие :

Учить выполнять упражнение в соответствии с темпом музыки.

Здоровьесберегающие технологии :

Дыхательная гимнастика;

Релаксационные упражнения.

Предварительная работа :

- Рассматривание альбомов : «Птицы »

- Подвижная игра : «Птицы водят хоровод » .

Оборудование :

Мягкая дорожка, сигналы, шапочка кота, гимнастическая доска, бревно (валик) для перешагивания.

Ребята, сегодня мы поиграем так. Вы сегодня будете маленькими воробышками, но чтобы вы ими стали, нужно сказать волшебные слова. (1.2,3,) .Ну вот теперь вы стали моими маленькими воробушками, а я буду – вашей мамой воробьихой. Мама воробьиха зовёт своих детей :

«За мной, мои воробышки,

Летите поскорей.

Сегодня начинаем учится мы летать.

Скорее в круг вставайте и будем начинать

Построение в круг. Ходьба по кругу с характерными движениями рук «помахивание крыльями» . Мама воробьиха показывает движения, а затем отходит в сторону, «присматривает за детьми» .

Пока «воробьиха» смотрит, дети выполняют ходьбу по кругу.

Уснула воробьиха, а воробышкам только того и надо. Расправили они крылышки и разлетелись кто куда. Летают воробышки по всему

залу. (бег врассыпную) .

- «Воробьиха» просыпается :

Чик-чирик, чик-чирик,

Что за шум, что за крик?

В круг скорее становитесь (пауза)

Задремала я всего на минутку,

Воробьишки расшалились не на шутку.

Буду строго я теперь следить за вами,

Чтоб послушными росли вы воробьями.

А сейчас, воробьиная зарядка

2 часть ОРУ

1. Чистим пёрышки : и. п. - о. с. Сделать пружинку, наклонить голову вправо, и. п., то же влево. Доз. 4 раза.

2. Расправим крылышки : и. п. - ноги на ширине стопы, руки внизу. Поднять правую руку вверх, посмотреть, и. п., тоже с левой рукой. Доз. по 4 раза.

3. Умываемся : и. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вперёд – характерные движения – умывание, и. п. Доз. 5 раз.

4. Найдём зёрнышко : и. п. – о. с. Присесть, постучать пальцами по полу, и. п. Доз. 4 раза.

5. Учимся летать : и. п. - то же. Прыжки на месте взмахи рук.

6. Подуем на свои перышки : и. п. – ноги вместе, руки перед собой. Вдох – выдох,подуть на кисти рук.

Основные движения :

Полетим мы стайкой дружной,

Друг за другом встанем дружно.

За мной в колонну по одному

Построение в колонну по одному.

На дальнюю полянку

Отправимся сейчас.

Ходьба змейкой между сигналами.

Впереди поваленное дерево, давайте перепрыгнем его (Прыжки через бревно) .

Пройдём по узкому мостику через речку. (Ходьба по гимнастической доске) .

Пройдем по узкой дорожкеи спрыгнуть с нее. (спрыгивать с дорожки мягко, приземляясь на полусогнутые ноги) .

Вот мы с вами и пришли на чудесную полянку. Здесь будет наш дом.

П/и «Воробушки и кот» .

Релаксация под фонограмму «Звуки природы» .

Набегались воробушки за день, наигрались, спать захотели. Сели они и закрыли глазки. Стали воробушки засыпать. И приснилась им чудесная полянка, зелёная трава, красивые цветы. Стало воробушкам тепло и уютно, пора превращаться обратно в детей. 1,2,3,4,5-воробьишки, превращаются в ребят. (встают спокойно, проходят на построение)

Публикации по теме:

«Быстрые жучки». Конспект занятия по физкультуре во второй младшей группе Образовательная деятельность во второй младшей группе «Быстрые жучки». (По Пензулаевой Л. И Занятие №11. Ноябрь. Стр- 35.) Инструктор.

Конспект НОД по физкультуре с использованием здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе «Спасение Колобка» МКДОУ Детский сад № 83 Конспект НОД по физкультуре с использованием здоровье сберегающих технологий во II младшей группе ТЕМА: «Операция.

Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на чужую беду и желание заниматься физкультурой, участвовать в подвижных играх. Задачи:Закреплять.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки» подготовила Зверева Л. С Цель: Подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов, уметь называть и подбирать слова, обозначающие названия.

План-конспект ООД: Образовательная область: физическое развитие Задачи: формировать умение выполнять правила в подвижных играх; совершенствовать.

Конспект занятия по физической культуре в 1 младшей группе «Научим куклу Катю и ее подружку Машу физкультуре» Цель: Учить детей прыгать в длину с места, упражнять в ходьбе по доске, развивать чувство равновесия, глазомер, ловкость и координацию движения,.

Физкультурное занятие во 2 младшей группе «Путешествие в лес»

Задачи:

Учить детей ходить по наклонной доске; совершенствовать двигательные умения в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд в прокатывании мяча в прямом направлении.

Упражнять в ходьбе и беге;

Развивать быстроту реакции, точность выполнения команд;

Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: наклонная доска, мячи по количеству детей, игрушка собака или маска, картинка поезд, листья, аудиозапись «Голоса птиц».

Ход занятия:

I. Вводная часть.

1.Вступительное слово педагога.

Здравствуйте, ребята. А вы любите путешествовать? На сегодняшнем занятии мы отправимся с вами в лес. А поедем мы посмотрите на чём? (На поезде)

2. Разминка.

Становитесь друг за другом паровозиком, вагончики сцепитесь между собой. Поехали! (Ходьба в колонне по одному).

Загудел паровоз и вагончики повёз,

Чох – чох, чух – чух, далеко я укачу.

Остановка! Приехали. Вылезли из поезда пассажиры. Посмотрите, кто спрятался под тем кустом? (Медведь). Пойдём к «мише» шагом.

Посмотрите, а кто под другим кустом? (Заяц). К зайцу побежим.

К «мише» - шагом.

К зайке – бегом.

Ребята, а посмотрите сколько осенних листьев раскидала осень в нашем лесу. Возьмите в руки по два листика. Встаньте на красный круг.

3.ОРУ «Осенние листья».

1) И.П. – ноги узкой дорожкой, листья внизу.

1 – руки плавно вперёд, посмотреть на листья.

2 – и.п. (6 раз)

2) И.П. - ноги узкой дорожкой, руки впереди.

1 – поворот вправо.

2 – и.п.

3 – поворот влево.

4 – и.п. (по 3 раза в каждую сторону)

3) И.П. – ноги узкой дорожкой, руки вверху.

1 – наклон вперёд, коснуться листьями пола (листья падают).

2 – и.п. (5 раз)

4) И.П. – о.с.,

1 – присесть, листья положить на пол.

2 – и.п.

3 – присесть, взять листья.

4 – и.п. (5 раз)

5)Кружение с листьями направо (налево) на месте.(4 раза)

Построение в шеренгу.

II. Основная часть.

Ой, ребята, посмотрите, какой мостик показался у нас на пути. Будем учиться по нему ходить. Идти нужно осторожно, спускаться потихоньку, не толкаться.

а) Ходьба по наклонной доске.

Построение в шеренгу.

А теперь будем лесными зайчиками. Попрыгаем на двух ногах с продвижением вперёд.

б) Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (3 – 4 раза).

А теперь ребята, будем для белочки собирать орешки. Возьмём по мячу, встанем вот на эту жёлтую линейку и будем прокатывать мяч- орешек в прямом направлении.

в)Прокатывание мяча в прямом направлении (фронтально).

Молодцы! И с этим заданием справились.

Пойдём в розовый домик и отдохнём. (Дети присаживаются на коленочки). Послушайте, кто это поёт в лесу? (птицы).

А вы хотите побыть птичками?

г)Подвижная игра «Птички».

Вот летали птички, птички – невелички.

Всё летали, всё летали, крыльями махали.

На дорожку сели, зёрнышек поели.

Клю – клю – клю, клю – клю – клю

Как я зёрнышки люблю.

Пёрышки почистили, чтобы были чище

Вот так, вот так, чтобы были чище.

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.

Вот так, вот так, чтоб сильней быть деткам.

А собачка прибежала и всех деток распугала.(3 раза)

Построение в шеренгу.

III.Заключительная часть

Пора возвращаться в детский сад. Садимся в поезд. Поехали. (Остановка у окна – шеренга).

Понравилось путешествие?

Ещё поедем в лес?

Занятие по физическому развитию во 2 группе раннего возраста.

Тема: «Развеселим солнышко»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Задачи.
Учить менять направление движения во время бега в соответствии с указанием педагога.
Развивать умение перепрыгивать через предметы, ползать под дугой; в п/и «Найди свой дом» - действовать по сигналу.

Материал.
Солнышко (грустное и веселое) из картона, его лучи, круги желтого цвета, магнитофон, флешнакопитель с записью музыки, 3 деревянные гимнастические палки, 2 дуги, стулья по количеству детей.

Ход.

Дети стоят у входа в группу.
Воспитатель. Ребята, хотите узнать, кто заглянул к нам в гости? (Да)
Воспитатель. Тогда отгадайте загадку: Кто утром раньше всех встает,
Кто всем тепло и свет дает? (Солнце)
Воспитатель. Верно, это солнышко. От его яркого света всем радостно, весело! Проходите в группу. Вот солнышко (лежит на столе). Какое оно?
Дети. Круглое, большое, красное…
Воспитатель. Как вы думаете, оно грустное или веселое?
Дети. Грустное.
Воспитатель. Догадайтесь, что потеряло солнышко и поэтому грустит?
Дети. Лучи.
Воспитатель. Когда солнышко не улыбается, всё вокруг становится хмурым. Меняется и наше настроение. Вы согласны помочь солнышку вернуть лучи, чтобы оно снова стало веселым и радовало нас своим светом?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда отправляемся в путь. Встаньте друг за другом за Ваней. Обычная ходьба.

Зашагали наши ножки
По дорожке, по дорожке.
Вот как мы умеем -
Дружно все идем!

Руки на пояс, пошли на носках. Спину держим ровно, смотрим вперед, голову не наклоняем! Замечательно!

Сейчас идем на пятках - греем носочки на солнышке. Делаем короткие шаги. Молодцы!

Часть пути проедем на лошадках. Зашагали, как лошадки. Выше поднимаем ноги, спинка у всех ровная, голову не опускаем. Руки на поясе.

А теперь побежали, руки согнуты в локтях, работаем руками. Дышим носом. Стоп. Повернулись и побежали в другую сторону. Не отстаем, не обгоняем никого! Очень хорошо!

Пошли шагом. Остановились. Встаньте около кругов, мы сделаем для солнышка зарядку.

Комплекс ОРУ

«Достанем до солнышка»
И. п. - ноги на ширине плеч, руки опущены. Потянуться, встать на носки, руки поднять через стороны вверх; вернуться в исходное положение. 5 раз, темп средний.
Солнце, солнце высоко!
Дотянуться нелегко!

«Погреем руки на солнышке»
И. п. - ноги на ширине плеч, руки ладонями вниз перед собой. Менять положение ладоней (вверх - вниз). 16 раз, темп быстрый.
Хоть ты, солнце высоко!
Нам от солнышка тепло!

«Пробуждение солнышка»
И. п. - сидя на корточках, руки под щеки. Медленно встать, выпрямиться; вернуться в исходное положение. 4 раза в медленном темпе.
Утром солнышко встает
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.

«Покружимся с солнышком»
И. п. - стоя, руки опущены. Кружение на месте на носках в разные стороны под музыку.
Солнышко лучистое
Улыбнулось всем нам,
Потому что детки
Закружились весело!
Воспитатель. Зарядка закончена. Принесите, пожалуйста, все круги на шкаф! Спасибо!

ОД
Воспитатель. Отправляемся дальше. На нашем пути разные препятствия. Нужно сначала перепрыгнуть через бревнышки, а потом проползти в воротца. Когда будете прыгать, не забывайте выносить руки вперед. А чтобы не задеть воротца, нужно прогибать спину и смотреть на солнышко.

Дети выполняют движения поточным способом 2 раза.
В конце находят коробку на стульчике.

Воспитатель. Ой, ребята, а что это за коробка на стульчике? Давайте откроем и посмотрим, что здесь! Да это же пропавшие лучи! Сейчас мы вернем их на место! Подходите к столу, берите по одному и прикладывайте к солнышку.

Дети выполняют задание.
Воспитатель. Солнышко радо своим лучам и благодарно вам за находку. Посмотрите, как оно теперь улыбается! В нашей группе сразу стало светло!
Вот как солнышко смеется!
И нам с ним весело живется!

Воспитатель. Веселое солнышко приглашает вас поиграть с ним.

Подвижная игра «Найди свой домик».
Воспитатель. Занимайте свои места в домиках (на стульях). У всех есть крыша над головой? Светит яркое солнышко (показываю), вышли дети на прогулку. Попрыгайте, как мячики. Дождик! Все успели спрятаться? Будьте внимательны!
Повторить игру 3 раза.

Воспитатель. Понравилось вам играть с солнышком, было весело? Дети отвечают.

Воспитатель. Солнышко вас благодарит за находку потерявшихся лучей и дарит вам песенку «Я и солнышко». Предлагаю вам сесть на стульчики и послушать ее.
Дети слушают песню.

Воспитатель. Понравилась вам песня? Дети отвечают.

Воспитатель. Мы будем танцевать под нее в музыкальном зале. А веселое солнышко повесим на наше окошко, чтобы оно согревало нас своим теплом.

Название: Конспект физкультурного занятия во 2 младшей группе «Развеселим солнышко»

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 71 «Почемучка»
Месторасположение: город Старый Оскол, Белгородская область

Всем известное утверждение «Движение - это жизнь» как никогда актуально в младшем дошкольном возрасте. Поэтому составление физкультурных занятий для детей младшей группы с учётом возрастных особенностей и интересов ребят - занятие кропотливое и требующее неординарного подхода.

Двигательные особенности детей младшего дошкольного возраста

Наблюдение за детьми 3-4 лет позволяют заметить, что они очень подвижны, им нужно успеть везде, всё новое вызывает интерес и стремление опробовать на себе. Физкультурное занятие во 2 младшей группе планируется, исходя из двигательных особенностей ребят, а именно: дети не могут длительное время находиться в неподвижном состоянии, однако очень быстро устают от выполнения однообразных движений. Следует отметить, что для разнообразия движений используются и а также занятия, связанные с двигательной активностью (музыкальное, ознакомление с окружающим миром, прогулки и т. д.).

Существует группа движений, которая нежелательна для детей данной Это длительное подвешивание на руках, прыжки с высоты, а также многократное повторение одних и тех же движений. Важно вовремя переключать детей с одного на другой во время проведения физкультурного занятия в младшей группе, во избежание переутомления.

Основные направления в развитии детей 2 младшей группы

Исходя из особенностей развития малышей, выделяются три основные линии:

  • Формирование доступных форм выражения самостоятельности на физкультурных занятиях во 2 младшей группе. Действия взрослого направлены на побуждение детей к самостоятельному (без помощи воспитателя) выполнению движений.
  • Физкультурное занятие в младшей группе детского сада направлено также на развитие наглядно-действенного мышления и формирование элементарных суждений об окружающем мире. Связано это с активной стимуляцией вестибулярного аппарата, находящегося в среднем ухе.
  • Формирование нового вида деятельности на физкультурном занятии во второй младшей группе: совместная игра (не одиночная и не игра «рядом»).

Сохранение здоровья на занятиях физкультурой

Модное выражение «здоровьесберегающие технологии» применимо и к физкультурному занятию во 2 младшей группе. Выражается это в следующих моментах:

  • Подготовленность помещения (своевременная влажная уборка, проветривание) для проведения занятия с учётом наличия инвентаря (соответствующего санитарным нормам).
  • Постоянное использование на занятиях и в повседневной жизни ребят элементов закаливания (нормы понижения температур и закаливающие процедуры прописаны в соответствующих документах).
  • Соблюдение зоны психологического комфорта малышей.

Организация занятий в младшей группе детского сада

Физкультура может иметь разные формы в зависимости от поставленной цели: сюжетные физкультурные занятия младшей группы, игровые, тематические и комплексные. Если продолжительность занятия определяется возрастной группой детей (в данном случае 15-20 минут), то структура - формой проведения, выбранной взрослым.

Из перечисленных выше форм подробному рассмотрению подвергнется комплексное занятие.

Комплексные занятия

В свете физиологических особенностей детей младшего дошкольного возраста и требований методики преподавания оптимальным вариантом является сочетание методов и приёмов проведения занятий разных направленностей. Таким образом, обучение и воспитание будет основываться на принципах включения наибольшего числа анализаторов для освоения и закрепления материала. по математике - физкультуре - музыке, развитию речи - физкультуре - математике, рисованию - музыке - физкультуре и т. д. приносят максимальную пользу воспитанникам. При организации работы группы по сетке таких занятий происходит высвобождение времени за счёт уменьшения количества занятий, а это позволяет воспитателю и специалистам детского сада чаще проводить индивидуальную работу с детьми. Кроме того, появляется больше времени для самостоятельных игр и развития коммуникативных способностей дошкольников.

Проведение комплексных занятий

Обычно методика проведения занятий опирается на основы ТРИЗ-педагогики. Но конструкторы у разных специалистов отличаются в силу творческого подхода к теме и разности целей и материальной обеспеченности занятий. Для иллюстрации используемых методов можно рассмотреть комплексное занятие с опорой на физкультурное занятие во 2 младшей группе и музыкальную деятельность «Научим говорить медвежонка Умку».

Данное занятие рассматривается как один из примеров, хотя возможности модульной системы не ограничены (план физкультурного занятия в младшей группе приводится ниже).

Первый модуль

Организационно-стимулирующая часть занятия. Целью любой вводной части занятия является концентрация внимания детей, обеспечение положительного эмоционального фона занятия, обозначение цели занятия и повторение пройденных элементов. Хорошо вписываются упражнения вводной части физкультурного занятия и разного рода уподобления под музыку.

Второй модуль: завязка

На данном этапе происходит детей по темам «Транспорт», «Детский сад», а также рассматривается долгий путь письма от отправителя к получателю. Воспитатель обращает внимание детей на конверт, в котором письмо от медведицы-мамы. Она беспокоится о том, что её медвежонок Умка до сих пор не говорит, и просит ребят помочь ей. В конце модуля воспитатель вместе с детьми принимает решение о дальнейшем маршруте: путешествие на Северный полюс.

Третий модуль: долгий путь

Во время путешествия целесообразно закрепить навыки детей в элементарных музыкально-ритмических движениях, а также закрепить навыки разного рода ходьбы и бега. Без помощи и контроля музрука и руководителя по физическому воспитанию здесь не обойтись. Для воплощения в жизнь данного комплекса подойдёт метод уподоблений, при помощи которого дети смогут примерить на себя разные образы и наиболее эффективно потренироваться в игровой форме. Важно заметить, что уподобление актуализирует в первую очередь имеющиеся знания и умения детей, которые дополняются новыми характеристиками с каждым разом использования метода (при непосредственном участии взрослых в этом процессе).

Четвёртый модуль: прибытие

По прибытии на Северный полюс детям предстоит познакомиться с маленьким медвежонком Умкой, которого впоследствии нужно будет научить говорить. Само знакомство подразумевает индивидуальную и групповую работу по развитию вокальных данных дошкольников и правильности речи (обучая - учимся). Хорошо зарекомендовали себя методы ритмизации речи при помощи шумовых эффектов (хлопки, притопы, щелчки). В любом случае используемые методы и приёмы должны соответствовать актуальному развитию детей и их потребностям.

Пятый модуль: волшебство

Поскольку медвежонок молчит, воспитатель предлагает прибегнуть к «волшебству». Сам процесс состоит из общеукрепляющих упражнений, и форма подачи полностью зависит от воображения руководителя по физкультуре. Ощущения волшебства и таинственности можно добиться при помощи соответствующего музыкального оформления. Данная атмосфера способствует поддержанию внимания детей и стимулированию к дальнейшим действиям.

Важнейшей характеристикой комплексного физкультурного второй младшей группы является вариативность построения составных частей.

Шестой модуль: обучение персонажа

Целесообразно дальнейшее обращение к музыкальной деятельности при помощи танцев, хороводов, совместного музицирования. Характерной особенностью данного этапа занятия является следующая закономерность: чем разнообразнее приёмы подачи материала и методы исполнения, тем большую заинтересованность они вызывают среди детей. Малыши продолжают учить говорить медвежонка, но уже при помощи разнообразных видов музыкальной деятельности: пение хором, соло, с движениями (самый трудный вариант для детей младшей группы), в сопровождении ритмических шумовых аккомпанементов, с использованием инсценировок и т. д.

Седьмой модуль: полоса препятствий

Данная часть занятия возвращает детей в сферу влияния физкультуры. Малыши проходят полосу препятствий. Стоит отметить, что характер, продолжительность, темп прохождения зависят от физического состояния детей и фантазии руководителя по физической культуре. Присутствует возможность для каждого ребёнка сделать данный вид физических упражнений удобное количество раз и в комфортном темпе, что способствует предотвращению переутомления.

Восьмой модуль: завершение путешествия

Естественно, что усилия детей не должны пройти даром, и Умка начинает говорить (достигается это при помощи игрушки со встроенным диктофоном - «игрушка-повторяшка»). Это добавляет детям веру в свои силы и желание в дальнейшем играть с такой игрушкой и обыгрывать разные ситуации. Главное предназначение данного этапа занятия - разрядка и снятие напряжения. Хорошо подойдут релаксационные упражнения под соответствующую музыку, речевые и музыкальные, стабилизирующие дыхание.

Проведение комплексных занятий оставляет в памяти детей эмоциональный отклик, они впоследствии переживают и интересуются самочувствием Умки и возможностью снова с ним встретиться. Однако степень восприятия материала детьми зависит напрямую от заинтересованности в результате взрослых.

Рис. 3

Как правило, при выполнении упражнений на повышенной опоре (доска, скамейка) не рекомендуется спрыгивать со скамейки, лучше сделать шаг вперед – вниз (рис. 3). Страховка воспитателем обязательна. По мере овладения упражнениями в равновесии можно предложить детям прыжки со скамейки, но обязательно на мягкую опору – коврик или мат.

При выполнении упражнений в равновесии воспитатель все время находится рядом с детьми, помогает, подбадривает, осуществляя страховку. Положение рук может быть различным, например, руки на пояс, но в основном – в стороны для балансирования.

Одним из сложных заданий является ходьба по шнуру, положенному прямо и по кругу, приставляя пятку одной ноги к носку другой, а также, ходьба по доске, положенной наклонно (высота 25–30 см), и по бревну.

Упражнения в равновесии проводятся поточным способом в колонне по одному или двумя колоннами (в зависимости от задач занятия и наличия пособий). Они способствуют развитию смелости, уверенности, ловкости, ориентировке в неожиданных ситуациях.

Упражнения в прыжках

Детям 3–4 лет доступны разные виды прыжков, они умеют прыгать на месте и продвигаясь вперед на определенное расстояние; прыгать с небольшой высоты; прыгать в длину с места; перепрыгивать через предметы (кубики, шнуры) (рис. 4).

Рис. 4

В прыжках на месте дети делают частые и невысокие подскоки, с удовольствием подражают зайчикам, белочкам и т. д. Обычно воспитатель предварительно показывает, как выполнять упражнение. Задает ритм и темп прыжков, ударяя в бубен, ритмично приговаривая или используя музыкальное сопровождение. Педагог выполняет вместе с детьми несколько прыжков, затем ребята прыгают самостоятельно.

Прыжки с продвижением вперед дают высокую двигательную нагрузку. Не все дети хорошо справляются с заданием: недостаточно сгибают ноги в коленях, что ведет к приземлению на прямые ноги, руки при этом мало участвуют в движении. Однако у некоторых малышей в прыжках с продвижением вперед наблюдается явная согласованность рук и ног, что свидетельствует о хорошей врожденной координации движений.

Во втором квартале значительное место отводится прыжкам с небольшой высоты. Основная задача – приземление на носки, сгибая колени (лучше на резиновую дорожку или коврик). Упражнения в прыжках с небольшой высоты проводятся с небольшими группами, так как воспитателю важно видеть основные ошибки детей, исправлять их, по возможности осуществлять помощь и страховку в случае необходимости. Желательно также использовать игровые задания – "воробышки прыгают с заборчика", "зайки прыгают с пеньков" и т. д.

Прыжки в длину с места – через ручеек, канавку. Ширина ручейка, канавки небольшая – 15–20 см, так как у детей 3–4 лет нет еще навыка в этом виде прыжков. Основное внимание уделяется правильному исходному положению – необходимо, чтобы перед прыжком дети хорошо сгибали ноги в коленях и приземлялись одновременно на обе полусогнутые ноги с дальнейшем их выпрямлением и удерживая устойчивое равновесие. Движения рук при этом у детей еще несогласованны.

Программные упражнения распределяются с учетом постепенного усложнения. От занятия к занятию дети приобретают двигательный опыт, который позволяет им осваивать отдельные элементы техники в определенной последовательности. Требования к выполнению упражнений в прыжках к детям второй младшей группы еще невысоки, в соответствии с их умениями.

Упражнения в метании

Дети 3–4 лет с удовольствием играют с мячом, если упражнения с ним не требуют сложных действий, простые по своей структуре и задачам. Наиболее простые и доступные задания – прокатывание мячей в прямом направлении, друг другу, в ворота, бросание мячей воспитателю. Более сложные упражнения – бросание мяча о землю, вверх и ловля его двумя руками. Наиболее трудные – метание мячей в цель и на дальность. Все эти упражнения развивают ловкость, быстроту, глазомер.

Прокатывание мячей в прямом направлении и друг другу являются наиболее простыми упражнениями, однако для их выполнения ребенок должен оттолкнуть мяч с определенной силой и в нужном направлении. Кроме того, при проведении упражнений возникают затруднения в организации детей. Например, дети должны располагаться на расстоянии 1,5–2 метров в двух шеренгах – одна напротив другой. Для обозначения исходного положения можно применять рейки, шнуры и другие предметы, которые затем быстро и легко убираются. Прокатыванием мячей друг другу, между предметами дети овладевают не без трудностей. Воспитатель повторяет эти упражнения, чтобы у малышей закрепились мышечные ощущения, способствующие формированию необходимых навыков.

Дети 3–4 лет учатся бросать мяч воспитателю и ловить его обратно. Основные ошибки при выполнении этого упражнения – слабый бросок, неуверенные движения, отсутствие инициативы. Иногда ребенок не решается бросить мяч, и воспитателю приходится несколько раз сказать малышу: "Бросай!"

При ловле мяча дети, как правило, заранее готовят руки, выставляя их вперед, прижимают мяч к груди. После неоднократных повторений и индивидуальных занятий ребята лучше справляются с заданием. Бросок получается более уверенный, иногда достаточно сильный, выдерживается направление движения и улучшается общая координация, но упражнение требует частого повторения, так как навык еще не стойкий. Обычно упражнения повторяются вне занятий, на прогулке.

Одним из трудных упражнений для детей четвертого года жизни является бросание мяча вверх и о землю и ловля его. Малышам трудно подбросить мяч на нужную высоту, такую, чтобы легко было поймать, и бросают его гораздо выше. При бросании мяча о землю дети также не могут дифференцировать мышечные усилия, а недостаточно развитой глазомер не позволяет им сделать точный бросок около ног (у носков). В помощь детям предлагаются зрительные ориентиры – плоские обручи небольшим диаметром (25–30 см), цветные квадраты и т. д.

В летний период значительное место отводится упражнениям в бросании мячей, мешочков, шишек вдаль, горизонтальную цель.

Упражнения в лазании

Разнообразные упражнения в лазании развивают силу, ловкость, координацию движений; укрепляют мелкие крупные группы мышц. У детей 3–4 лет эти качества развиты еще слабо.

В первом квартале проводятся упражнения в ползании на четвереньках, преимущественно с опорой на ладони и колени. Вначале дети выполняют ползание вперед произвольным способом, а некоторые ребята подтягивают обе ноги. Если у ребенка не получается упражнение, то воспитатель занимается с ним отдельно. Обычно после нескольких повторений в индивидуальном порядке дети лучше справляются с заданием.

Для выполнения подлезаний под дугу шнур педагог обращает внимание детей не только на правильное исходное положение, то и на обозначенную линию (начальную черту), от которой следует начинать упражнение. Ориентиром могут служить шнуры, рейки, цветные полосы и т. д.

На наклонную лесенку малыши влезают произвольным способом. Основное внимание уделяется правильному хвату рук за рейку – большой палец снизу, остальные сверху и постановке стопы (серединой). При этом воспитатель должен осуществлять страховку. Упражнения в ползании, подлезании проводятся поточным и фронтальным способами, влезание на наклонную лесенку и гимнастическую стенку – небольшими группами. Остальные дети в это время могут поиграть с мячами, находясь в поле зрения воспитателя.

Примерное содержание физкультурных занятий

Сентябрь

Занятие 1

Задачи. Развивать ориентировку в пространстве при ходьбе в разных направлениях; учить ходьбе по уменьшенной площади опоры, сохраняя равновесие.

1-я часть. Ходьба и бег небольшими группами в прямом направлении за воспитателем. Ребята входят в зал вместе с воспитателем, без построения – "стайкой". По двум сторонам зала расставлены стулья (по количеству детей). Воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики, занять свои "домики". Проводится игра "Пойдем в гости". Воспитатель подходит к первой группе детей, предлагает им встать и пойти вместе с ней "в гости". Подойдя ко второй группе детей, малыши здороваются и показывают свои ладошки. На слова: "Дождик пошел!" – дети бегут к своим "домикам" и занимают любые места.

Затем воспитатель приглашает детей второй группы пойти "в гости". Игра повторяется.

2-я часть. Ходьба между двумя линиями (расстояние 25 см). Из шнуров (реек) воспитатель выкладывает вдоль зала две дорожки длиной 2,5–3 м, параллельно одна другой. Расстояние между дорожками не менее 3 метров (рис. 5).