Занятие по ритмике в младшей группе. Занятие по ритмике во второй младшей группе. Ход образовательной деятельности
Научить элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений;
Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, музыкальный слух, чувство ритма;
Формировать выразительность движений, развивать навыки в области музыкально-ритмического движения, творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении, обогащать музыкальные впечатления детей;
Воспитывать любовь и интерес к музыке.
Просмотр содержимого документа
«Занятие по ритмике во второй младшей группе»
Занятие по ритмике во второй младшей группе
Научить элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений;
Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности, музыкальный слух, чувство ритма;
Формировать выразительность движений, развивать навыки в области музыкально-ритмического движения, творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении, обогащать музыкальные впечатления детей;
Воспитывать любовь и интерес к музыке.
Материалы и оборудование.
Музыкальный центр, аудиокассета с музыкальным сопровождением («Марш», «Воздушная кукуруза», «Добрый жук», р.н.п. «Светит месяц», «Кадриль»).
Вводная часть. Ходьба с высоким подниманием колен, на носочках руки в стороны, на пятках руки за спину, прыжки на двух ногах с продвижением вперёд, прямой галоп, лёгкий бег, быстрая ходьба, спокойная ходьба.
Основная часть.
Наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад. И.п. основная стойка, руки на поясе.1- выполняем «пружинку» и наклоняем голову вперёд, 2-и.п.,
3 -- выполняем «пружинку» и наклоняем голову назад, 4 – и.п., 5 - выполняем «пружинку» и наклоняем голову вправо, 6 – и.п., 7 - выполняем «пружинку» и наклоняем голову влево, 8 – и.п.
Наклоняем голову
Вперёд, назад и в сторону
Коленочки сгибаем,
Пружинку выполняем.
2.И.п. ноги вместе, руки опущены. Сначала выполняем скрестные движения руками одновременно с пружинкой. При повторе - в два раза быстрее.
Раз пружинка, два пружинка
Ножницы, ножницы.
3.И.п. ноги на ширине плеч, руки у плеча. Вращение руками вперёд, назад.
4.И.п. то же. Наклоны вправо, влево.
Приседай и наклоняйся
Ритмикою занимайся.
5.И.п. основная стойка, руки согнуты в локтях. Продвижение вперёд, хлопок, вернуться назад, хлопок.
Шаг вперёд и два вперёд
И похлопаем дружок.
Шаг назад и два назад
Очень рады видеть вас.
5.И.п. основная стойка, руки на поясе. Прыжки в чередовании с ходьбой.
Заключительная часть.
Ходьба, упражнение на восстановление дыхания.
Наргиза Минакова
Образовательная область : «Художественно – эстетическое развитие»
Группа : II младшая
Форма непосредственной образовательной деятельности : путешествие
Форма организации : подгруппа .
Тема : «Сказочная поляна »
Цель занятия : развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие
творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальныхдвижений.
Задачи :
Образовательные :
Закрепление навыков точного выполнения движений, в соответствии с текстом.
Развивающие :
Развитие творческих способностей, чувства ритма , потребности самовыражения в движении под музыку.
Развивать логическое мышление.
Формирование навыков кружения на месте, развитие координации, чувства ритма , точности и ловкости движений, памяти и внимания.
Воспитательные :
Воспитание самосознания через приобщение к танцу, воспитание музыкально-двигательной культуры. Воспитывать безопасное поведение в природе.
Предварительная работа :
Беседа о цветах, просмотр презентаций о цветах и бабочках , разучивание танцевальных движений, прослушивание музыкального произведение «Полет бабочки » .
Материалы и оборудование : Компьютер, мультимидийное оборудование, крылья бабочек , венок для феи, цветочная поляна .
Интеграция образовательных областей
«Художественно-эстетическое развитие» (музыка, художественная литература, «Социально-коммуникативное развитие» (игра, безопасное поведение в природе, «Познание» (экология)
Психологический настрой
Ход образовательной деятельности.
(Воспитатель заводит под музыку детей в группу полукругом ).
Воспитатель : Дети посмотрите к нам пришли гости! А что нужно сделать, когда мы видим гостей?
Воспитатель : Правильно, мы поздороваемся с нашими гостями. Но сделаем мы это не как обычно, а поздороваемся на языке танца (Мальчики делаютпоклон, а девочки пружинку) .
Мотивационно-побудительный момент
Воспитатель : дорогие мальчики и девочки, а сейчас я предлагаю вам отправиться со мной на веселую полянку . Но помним, как мы себя должны вести на полянке . (надо быть аккуратными, смотреть под ноги, чтобы не растоптать цветы, жуков)
Актуализация знаний
Воспитатель :
Нам лениться не годится,
Помните, ребята,
Даже птицы, даже звери. Делают зарядку. (дети под музыку марша проходят к поляне где много цветов и продолжают маршировать).
Воспитатель : Но носочки встали
Что бы не устали. (Идут по кругу руки на пояс и на носочках)
А сейчас на пяточках (Идут по кругу, руки за голову на пяточках)
Бабочек мы увидали
И по кругу побежали (бег по кругу, руки на поясе) .
И воробышек проснулся, (подскоки)
И тихонько встрепенулся (шагом по кругу при этом делают вдох и выдох) .
Восприятие и усвоение нового
Воспитатель : вы ребятки молодцы, а сейчас я хочу вам загадать загадку.
Стоит в саду кудряшка – белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое? (ромашка) .
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветок,
Полузамерзший, чуть живой. (подснежник) .
Над лугом парашютики,
Качаются как прутики. (одуванчики)
Воспитатель : Ой, какие же вы молодцы, все загадки отгадали. Скажите пожалуйста подснежник, одуванчик, ромашка - это что? Как назвать это одним словом? (цветы) . Правильно. А сейчас я превращусь в фею цветов. (воспитатель надевает венок на голову) .
Послушайте еще одну загадку.
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка )
Правильно ребятки, а сейчас будет еще одно превращение.
Все в кружочек соберитесь и в бабочек вы превратитесь ! (дети одевают крылья) .
А теперь, я хочу вам рассказать сказку, про бабочку и ее семью . Они часто все вместе летали на полянку . И вот однажды, чтобы веселей было летать, придумали бабочки себе занятие : они начали хлопать в ладоши, а как? Да вот так.
"раз" "два" "три", "четыре", (восьмая длительность)
А тут мама их услыхала и вдруг сказала а я вот так
"раз и", "два и", "три и", "четыре и" (четвертная длительность)
Ну и бабушка, чтоб не отстать,
"раз и два и", "три и четыре и"(половинная длительность)
Тут прабабушка тихо сказала :
А я тоже могу вот так :
Ой, как медленно хлопала она!
"раз и два и три и четыре и" (целая длительность)
(Все длительности прохлопываются)
И пошли домой отдыхать.
Значит, сказку пора кончать.
Практическая работа
Но, ни тут то было, они неожиданно услышали красивую музыку. Они закрыли глаза и начали слушать.
(Прослушивание отрывка красивой плавной мелодии) . Дорогие мои бабочки какая эта мелодия . (Красивая, плавная, волшебная) . А что хочется делать под эту музыку. (летать, порхать и т. д.) .Ну раз, вы бабочки я вам предлагаю занять каждый свой цветок . (Дети встают на цветок) И они решили танцевать, а как? Да вот так!
Наше первое движение. Посмотрите на меня внимательно (показ воспитателя) . Исходное положение руки по бокам, спина прямая, ноги вместе. На «раз и» правую руку отводим плавно в сторону с пружиночкой на «два и» возвращаем руку на исходное положение. На «три и» левую руку отводим плавно в сторону на «четыре и» возвращаем руку на исходное положение. Повторяем все по 4 раза. .
А затем им захотелось сделать вот так. Исходное положение руки по бокам, спина прямая, ноги вместе. На «раз и два и» правую руки плавно отводим в сторону а ножку на носочек с поворотом корпуса, на «три и четыре» возвращаемся в исходное положение. Тоже самое и с левой рукой и ногой. Повторяем по 4 раза. (под счет дети выполняют движение) .
А потом им захотелось поднять руки вверх и покружиться вот так. Показ воспитателя. Руки подняты вверх плавно кружиться. (под счет дети выполняют движение) .
А сейчас, мы это все, будем делать под нашу красивую, плавную мелодию.
Все эти движение выполняются под музыку.
А теперь бабочки веселятся летают вокруг поляны .
Релаксация.
А теперь бабочки садятся вокруг поляны отдохнуть .
Рефлексия.
А давайте вспомним, где мы с вами были? (на полянки ) .
А что мы делали?
Какую мелодию мы с вами слушали?
Педагог : Вы сегодня все активно, хорошо выполняли упражнения, танцевали. Молодцы ребята. Всем спасибо. Давайте попрощаемся с гостями.
(Поклон, уход из зала) .
Конспект открытого занятия по ритмике в младшей группе
Цель:
Развитие артистичности, внутренней свободы, раскрытие
творческого потенциала ребенка средствами музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи:
Образовательные :
Закрепление навыков точного выполнения движений, за педагогом;
Развивающие :
Развивать творческие способности, чувство ритма, потребности самовыражения в движении под музыку;
Развивать выразительность и двигательную раскрепощённость детей в музыкально – ритмических упражнениях, играх и танцевальных этюдов;
Развивать выразительность движений; действовать с предметами; слышать окончание музыкальной фразы;
Содействовать развитию внимания, двигательной памяти и умению слушать музыку;
Воспитательные :
Воспитывать вежливость в обращении с партнёрами по игре, танцу.
Оборудование:
Аудиоаппаратура, цветы из картона, разноцветные кубики.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, ведущая роль во всех образовательных областях отводится игровой деятельности. Поэтому, на протяжении всего занятия мы использовали игры и игровые музыкальные этюды.
Ход занятия:
Вход в зал :
Дети едут паровозиком с движениями вместе с педагогом под песню «Доброго пути ».
Поле большое, зеленый лесок.
Сколько весною путей и дорог. на всю стопу
Припев:
на носочках
Самого, самого, доброго пути.
Все интересно, на что ни взгляни. сели
Дружная песня над миром звени. на пяточках
Припев:
Хорошо на свете, солнышко, свети.
Пожелай нам, ветер, доброго пути. идем змейкой
Доброго, доброго, доброго пути
Самого, самого, доброго пути.
Педагог: (музыка звук природы : пение птиц)
Ребятки, выходим из вагончиков. Вот мы ехали – ехали и на цветочную полянку, и приехали. Посмотрите сколько красивых цветов. На полянке нас ждут веселые приключения! Потому что цветы здесь растут, не простые, а волшебные – кто на эту полянку приезжает, все танцуют. Ребята я хлопаю в ладоши- 1,2,3 мы идем, выбираем любой цветочек и встаем рядом.
А теперь давайте поздороваемся с гостями, которые пришли на нас посмотреть и получить вместе с нами хорошее настроение. Но здороваться мы будем как настоящие танцоры – поклоном! А наши гости в ответ скажут нам, «Здравствуйте».
Приготовились, ножки наши дружные, собрали их вместе, спинки прямые, молодцы! (Считаю, под счет дети выполняют поклон).
(Девочки - на 1-2, присели, плие; мальчики на -3-4, наклон головы)
Педагог: (играет волшебная музыка) Итак, наши цветочки начинают волшебство. Встаем все в круг.
Включаю песню «Ну – ка, все встали в круг».
Педагог: – Ребята, цветочки мне шепчут (прикладываю руку к уху и подхожу к полянке) , что хотят нас превратить в зайчиков. Будем танцевать, как зайчики.
(вкл. муз. превращение) Закрываем глазки 1,2,3, в зайчиков деток преврати!
(вкл. муз. превращение) Этюд «На полянке зайки танцевали»
Закрываем глазки, 1,2,3, из зайчиков обратно в деток нас преврати.
Ребята, какое сейчас время года? Весна. Правильно, молодцы. Давайте заведем весенний хоровод.
Хоровод «Я сегодня увидала, что на улице весна»
Педагог: А сейчас, ребята, посмотрите, что у меня в руке? Правильно цветок. Он с нами хочет поиграть. (напоминаю правила игры)
Дети стоят в круге и передают друг другу цветок, (игра-задание).
Педагог: Давайте порадуемся, аплодисменты.
Педагог: Вы так много танцевали и, конечно же, устали. Давайте отдохнем.
Дети садимся на ковер, вкл. спокойную «Музыка цветов».
Как в лесу на кочке
Выросли цветочки руки вверх, кулачки сжимаем, разжимаем
Цветики, цветики
Цветики, цветочки фонарики
С ветерком шептались ладошки трем друг о друга
Солнцу улыбались машут ручка ми
Ложимся и нюхаем цветочки!
Педагог:
Отдохнули, ребята, давайте нашим гостям подарим хорошее весеннее настроение «Танец с кубиками». Встаем рядом с цветочками.
Педагог:
Молодцы! Вы все активно, хорошо выполняли упражнения, танцевали. Всем спасибо! Приключения на полянке подошли к концу, пора нам в детский сад возвращаться. Вам, ребята, цветочки передали подарки, вот такие раскраски. В группе раскрасите и подарите мамам (отдаю воспитателю ). Давайте, ребята, попрощаемся с гостями. Повернемся к зрителям и поклонимся им. (Поклон, аплодисменты). Строимся паровозиком.
Дети сроятся паровозиком под песню «Доброго пути» и машут руками гостям выходят из зала.
Методическая литература.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 104 г.Томска
Согласовано: Утверждено
Муниципальное учреждение на педагогическом совете
Информационно-методический центр Протокол № 1 от _ 28.09.2011 г
«_____» __________ 2011 г. Заведующий МБДОУ № 104
директор МУ ИМЦ
Пустовалова В.В. ____________С.А.Ослопова
методист МУ ИМЦ
Ягодкина О.В.
методист МУ ИМЦ М.П.
Лузина Л.В.
М.П.
Программа
«Танцевальная ритмика для малышей»
(модифицированная)
для детей дошкольного возраста
(2 – 4 лет)
Кобалия Елена Яковлевна
Томск 2011
Информационная карта образовательной программы
6. Учебные курсы, дисциплины | Танцевальная логопластика |
7. Ведущие формы и методы образовательной деятельности | Игрогимнастика Музыкально-дидактические игры и упражнения Жестово-пальчиковые игры Танец-игра |
8. Формы мониторинга результативности | Включенное наблюдение Игровые задания Фотолетопись и видеолетопись |
9. Кадровое обеспечение | педагог дополнительного образования Кобалия Елена Яковлевна |
10. Результативность | интерес детей к занятиям (по оценкам родителей и детей, по проявлению активности детей на занятии); положительная динамика развития крупной моторики и эмоционально-образной сферы у 90% воспитанников; активное участие 90% детей в концертной деятельности детского сада; стабильный состав группы (сохранность контингента – 90%) |
Детям-дошкольникам необходимы совместные занятия в группе сверстников, в коллективе; занятия, способствующие развитию эмоциональной и коммуникативной сферы, физической и психической деятельности, развитию творческого потенциала.
Самый короткий путь эмоционального и физического развития, раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному восприятию - это путь игры, импровизаций, музыки, движений, речи.
В раннем детстве уже на 3-м году жизни у детей отмечаются высокие темпы физического и психического развития. В соответствии с программой «Детство» под редакцией В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой содержание раздела «Физическое развитие» ограничено временными рамками и в большинстве случаев работа сводится к освоению основных движений. Программа «Танцевальная ритмика для малышей» предлагает на основе двигательной активности знакомство с танцевальными движениями, которое развивает ритмическое чувство у детей. Опрос родителей на тему «Любит ли ваш ребёнок танцевать» показал, что родители понимают и осознают значимость музыкально-ритмического движения. Из всего сказанного следует вывод:
Назрела необходимость работы по формированию двигательных ритмических навыков у детей 2-4 лет
Необходимость дополнительных занятий с учётом возрастных особенностей
В районе, где расположен детский сад нет центров дополнительного образования. Предоставление услуг по этой направленности отсутствует. Для решения этих задач была создана программа «Танцевальная ритмика для малышей» художественно-эстетической направленности
Необходимость в создании данной программы заключается в том, что дети 2-4 лет ограничены небольшим количеством самых необходимых подготовительных упражнений, Программа рассчитана на два года обучения. Занятия по программе проводятся в группах по 10-12 человек 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 15 минут. В группы принимаются все желающие дети, без какого-либо отбора. Группы формируются по возрастному принципу.
Уникальность данной программы заключается в своеобразном сочетании двух воздействующих сторон на развитие ребенка:
Физической (разностороннее воздействие на опорно-двигательный и мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы).
Психической (эмоциональное воздействие не только средствами музыки и танца, но и образно-словесными упражнениями, логопластическими сюжетными композициями).
Физический тренаж без эмоционального взаимодействия для дошкольников исключается.
Психофизическая работа педагога с детьми на занятиях не только раскрепощает ребенка, но и развивает в нем эмоционально-волевой потенциал, уверенность в себе.
Роль педагога на занятиях:
Педагог - мощный «энергозарядитель».
Он входит к детям с мыслью - «Я могу, я хочу, я люблю и я делаю» – которая пронизывает все занятие и вызывает в детях ответную реакцию.
2. Педагог-«дирижер».
Он концентрирует внимание всего «оркестра» или «хора». Именно в групповом оркестровом составе ребенок учится видеть и слышать педагога-«дирижера», выполнять его указания, оценивать себя и сравнивать результат исполнения с результатом других детей.
3. «Поющий» педагог.
Если звучит музыка, под которую дети выполняют физические упражнения, педагог, не нарушая гармонии музыки и движения, «пропевает» необходимые указания и замечания.
4. «Играющий партнер - импровизатор».
Педагог, импровизируя сам, вовлекает в импровизацию детей. Импровизационная среда, создаваемая педагогом, позволяет детям разучивать танцы и песни не в монотонном ритме, а в активном живом действии.
Цели и задачи программы
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами хореографии и ритмической гимнастики, а также раскрытие и развитие природных задатков и творческого потенциала в процессе обучения искусству хореографии.
Основные задачи программы:
Воспитывать в детях художественно-эстетический вкус, интерес к танцу и музыке.
Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение).
Формировать и развивать специальные навыки и способности: двигательно-координационные, музыкально-ритмические, интонационно-речевые, артистические.
Способствовать развитию творческих способностей детей и эмоционально-волевой сферы.
Учебный план по годам обучения
Программа включает в себя три основных раздела:Сюжетно-логопластичекие композиции.
Танцевальная логопластика.
Игровое развитие психотехники.
В раздел « Сюжетно-логопластические композиции » входят подразделы:
Игрогимнастика с использованием элементов партерной гимнастики.
Игрокруговая разминка.
Игроритмика по литературным произведениям.
« Танцевальная логопластика » представлена
Танцем-игрой,
Пантомимическим танцем-этюдом,
Танцем с речитативным пением.
Раздел « Игровое развитие психотехники » нацелен на развитие основных психофизических особенностей ребенка: его памяти, внимания, мышления и т.д.
В этот раздел входят следующие подразделы:
Упражнения на развитие слухового, зрительного, сенсорного восприятия окружающего мира.
Жестово-пальчиковые игры.
Музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма и игры.
Все разделы объединяет игровой метод проведения занятий.
Игровой метод придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения.
Учебно-тематический план
Разделы программыТематика занятий
Кол –во часов
72
1. Сюжетно-логопластические композиции
1.1. Игроритмика с элементами партерной гимнастики
«Путешествие в осенний лес»,
«У бабушки в деревне», «Прыгалки»,
«Птицы города», «Сказка о Маше-растеряше», «Солнышко проснулось», «Гори, гори ясно», «Колокольчик», «Ягодная полянка», «Зимние забавы»,
«Заводные человечки», «Колобок»
1.2. Игрокруговая разминка
«Закружилась карусель»
«Каравай», «Змейка»
1.3. Игроритмика по литературным произведениям
«Мальчик Чиполлино и его друзья»,
«Встреча с Федорой»,
«Кузнечики»
2. Танцевальная
логопластика
2.1. Пантомимический танец-этюд
«Листопад», «Как у наших у ворот»,
«Топ-топ, хлоп-хлоп», «Танец цветов»,
«А что у вас?», «Танец для Деда Мороза»,
2.2. Танец с речитативным пением
«Приключение муравьишки -хвастунишки»,
«Гуси-гуси»,
«Дождик-дождик, кап-кап-кап»
2.3. Танец-игра
«Поездка по городу», «Поездка в деревню», «Поездка к морю», «Капель»
3. Игровое развитие психотехники
3.1.Упражнения на развитие слухового, зрительного, сенсорного восприятия
«Живая фотография», «Прыгалка-скакалка», «Превратился сам»,
«Замри, запомни, повтори»,
«Растеряхи»
3.2.Жестово-пальчиковые игры
«Волшебный мир цветов», «Ловим зверюшку», «Скок-скок, сапожок»,
«Ручейки», «Золотые ворота»
3.3. Музыкально-дидактические и подвижные игры
«Воробьи и вороны», «Превращения»,
«Петушки», «Клубок»,
«Где мы были, мы не скажем…»
Мониторинг результативности программы:
Формами мониторинга результативности по программе являются:
Включенное наблюдение
Игровые задания
Интервьюирование и анкетирование родителей
Фотолетопись и видеолетопись занятий и праздничных мероприятий
Результаты наблюдения и анализа материалов видео-фотолетописи занятий фиксируются в карте «Мониторинг результативности по программе «Хореография»» (Приложение 1).
К диагностике показателей развития ребёнка привлекаются его родители. Участие родителей в этом процессе, с одной стороны, позволяет в ненавязчивой форме сформировать у них представление о возрастной норме, с другой стороны – позволяет им лучше сориентироваться в выборе наиболее оптимальных форм взаимодействия со своим ребенком, расставить акценты с учетом проблем его развития.
В начале учебного года родитель получает бланк «Карты индивидуального развития ребёнка». В течение 1-2 недель он заполняет в ней все графы, наблюдая за ребёнком на занятиях, дома, на улице. Заполненную «Карту…» он сдаёт педагогу, при необходимости задаёт вопросы, консультируется. Таким образом, родитель включается в образовательный процесс и занимает активную позицию в сопровождении индивидуального развития своего ребёнка.
Условия реализации программы:
Наличие просторного, хорошо освещенного помещения, желательно с зеркалами.
Возможность сквозного проветривания помещения.
Соблюдение температурного режима (+19 +20 С).
Наличие специальных поролоновых ковриков размером 100 х 60 см. для упражнений на полу.
Специальная форма для занимающихся: футболки, шорты, лосины, «велосипедки», чешки.
Наличие сопутствующих атрибутов по плану занятий (мячи, обручи, «султанчики», платочки, палки и т.д.).
Музыкальный центр или магнитофон.
Музыкальный материал на аудиокассетах.
Сотрудничество с педагогом-аккомпаниатором и со специалистом оформляющим музыкальную звукозапись.
Ожидаемые результаты
Первый год обучения:
Знают назначение музыкального зала и правила поведения в нём. Умеют ориентироваться в зале, строиться в прямую линию, круг. Умеют выполнять некоторые движения из азбуки классического танца, ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку. Овладевают навыками ритмической ходьбы. Умеют хлопать и топать в такт музыки. Умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигур).
Второй год обучения:
Занимающиеся знают о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики, знают основные положения рук и ног (позиции) в танце. Умеют выполнять народные и ритмические танцы, а также комплексы упражнений под музыку. Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать простейший ритмический рисунок.
Литература, используемая педагогом:
Абдукадырова Р.К. Театрализованная ритмологопластика. – Томск: ДДТ «У Белого озера», 2005.
Адамович Г . Искусство подготовки славянских воинов: [психофизическая подготовка славянских воинов] : [разминка "Оборотень"] : [техника "Здаровацца"].- М.: Ладога-100, 2006.
Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Рольф, 1999.
Бекина С.И
Болекарева Н.И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебно-методическое пособие. – Кемерово, 1998.
Боттомер П
Бочкарева Н.И. Ритмика и хореография: Учебно- методический комплекс для хореографических отделений школ, гимназий, ДМШ, школ искусств – Кемерово: Кемеровск. гос. академия культуры и искусств, 2000.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - СПб, 2000г.
Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. – СПб.: Сфера, 2009.
Галиченко И.Г. Танцуем, играем, всех приглашаем: музыкальные праздники в детском саду.- Ярославль: Академия развития, 2007.
Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы.– Ярославль: Академия развития, 2006.
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учебные пособия для студентов вузов культуры и искусств. – М.: Владос, 2003.
Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004.
Ефименко Н.Н. Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: рабочие материалы к оригинальной авторской программе- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
Зайцева Г.А., Игнатьева Е.Н., Ромина Н.А., Чернякина С.С. Сказочный театр физической культуры. – Волгоград: Учитель, 2004.
Зарецкая Н.В . Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего дошкольного возраста: пособие для практических работников ДОУ.- 4-е изд. - М.: АЙРИС ПРЕСС: Айрис дидактика, 2006.
Зарецкая Н.В. Праздники в детском саду: Сценарии, песни и танцы.- М.: АЙРИС ПРЕСС: Рольф, 2002.
Захаров Р.В. Сочинение танца: страницы педагогического опыта.- М.: Искусство, 1989.
Кабалевский Д.Б.
Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения, танцы для детей. – М.: Гном-Пресс, 2000.
Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (в двух частях). – М.: Владос, 2001.
Кошмина И.В. Музыкальные сказки и игры - М.: Владос, 2000.
Кривоногова Т.С., Ландарина Г.А., Матвеева Л.А., Шифанова Р.А. Физическая реабилитация с нарушением осанки. – Томск: Пеленг, 2002.
Лифиц И., Франко Г. Методическое пособие по ритмике. – М.: Музыка, 1995.
Михайлова М. А.
Михайлова М.А.
Основы подготовки специалистов-хореографов./ Е.Н. Громова, Ю.И. Громов, Н.Л. Гавликовский.- СПб.: СПбГУП, 2006.
Осокина И.М . Сказка с песней повстречались: сценарии музыкальных праздников для детского сада.-Ярославль: Академия развития, 2006.
Пасютинская В.М.
Первушина Е
Полятков С.С. Основы современного танца.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Са-фи-дансе. – СПб.: Детство-Пресс, 2003
Музыкальный материал, используемый педагогом:
«Веселая зима» (Муз. Т. Боровик)
«Здравствуй, весна» (сл. З. Петровой, муз. А. Александовой)
«Танец с осенними листочками» (сл. Н. Нуждиной, муз. Н. Нуждиной)
«Шел Веселый Дед Мороз» (муз. сл. Н.Вересокиной)
Браиловская Л.В. Самоучитель бальных танцев: вальс, танго, самба. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала.- М.: ВЛАДОС, 2004.
Детские песни. Диск.
Золотые хиты. Детская дискотека.
Кауль Н. Как научиться танцевать: Спортивные бальные танцы.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Классическая музыка для детей - М.: Два жирафа, 1998.
Классическая музыка и звуки природы для детей. Диск.
Лучшие песни новогоднего карнавала.
Мировая коллекция классической музыки. Диск.
Музыка для детей [сборник классической музыки].- [Б. м.]: ИДДК, 2005.
Нежные песни любви.
Популярные танцы мира [[Звукозапись]]: [от ламбады до лезгинки] / [звукорежиссер Н. Медведев].- М.:Московские окна, 1997.
Популярные танцы.
Русские народные хиты, коллектив Надежды Бабкиной.
Рыжкин В.И.
Светит месяц [[Аудиокассета]]: Русские народные танцы.- М.: ВЕСТЬ-ТДА, 2001. - Содерж.: Барыня; Березка; Хоровод; Березовская кадриль и др.
Суперсборник «77 караоке для детей».
Фольклор - музыка - театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: программно-методическое пособие / под ред. С. И. Мерзляковой.- М.: ВЛАДОС, 2003.
Шевлюга С . Самоучитель испанских и цыганских танцев. Фламенко.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Школа танцев (электронный опт. диск CD-ROM).- М.: Амбер: Медиа Арт, 2000.
по разделам программы:
Раздел «Сюжетно-логопластичекие композиции»:
Бекина С.И . Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет): из опыта работы музыкальных руководителей детских садов.- М.: Просвещение, 1984.
Белоусова Л.Е. Добрые досуги по произведениям детских писателей. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
Корнеева Т.Ф. Подарите детям праздник // Музыкальный руководитель, №1 – 2009.
Михайлова М. А. Поем, играем, танцуем дома и в саду: популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения: В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям.- Ярославль: Академия развития, 2001.
Пасютинская В.М. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1985.
Первушина Е . Как выявить и развить способности вашего ребёнка.- М.; СПб.: Центрполиграф: Мим-Дельта, 2005.- В прил.: Гимнастические упражнения для детей разных возрастов; Подвижные игры; Стихи для танцев и хороводов.
Синицына Е.И.
Фомичёва О.С.
Шебеко В.Н.
Раздел «Танцевальная логопластика»:
Азбука танцев: танго, вальс, рок-н-рол, блюз, ча-ча-ча, румба, самба / сост.: Е.В. Диниц; Д.А. Ермаков; О.В. Иванникова.- М.; Донецк: АСТ: Сталкер, 2005.
Бекина С.И . Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет): из опыта работы музыкальных руководителей детских садов.- М.: Просвещение, 1984.
Большая энциклопедия любимых праздников/А.Н. Печерская, Е.Г. Розанова.- М.: РОСМЭН, 2002.
Боттомер П . Танец современный и классический: большая иллюстрированная энциклопедия.- М.: Эксмо, 2006.
Брагин А. Искусство. - М.: Планета детства, 2001.
Всё об искусстве / [пер. с итал. Г. П. Смирнов; текст М. Барьери].- М.: АСТ: Астрель, 2003.
Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое.- Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1979.
Краткий словарь танцев / ред. А. В. Филиппов.- М.: Флинта: Наука, 2006.
Лаврова С.А. По странам и континентам.- М.: БЕЛЫЙ ГОРОД, 2005.
Михайлова М. А. Поем, играем, танцуем дома и в саду: популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения: В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям.- Ярославль: Академия развития, 2001.
Народные танцы / Сост. О. В. Иванникова.- М.; Донецк: АСТ: Сталкер, 2007.
Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XX век) / В. А. Аврорин. Культ медведя у эвенков.- М.: Северные просторы, 2002.
Пасютинская В.М. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1985.
Первушина Е
Рыжкин В.И. Танцы для всех.- М.: Физкультура и спорт, 1970.
Синицына Е.И. Умные стихи: популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей.- М.: Лист, 1998.
Теплов Б.М. Способности и одаренность.- М.: Педагогика, 1995.
Шишкина-Фишер Е.М. Немецкие народные календарные обряды, танцы и песни в Германии и России.- М.: Международный союз немецкой культуры: Готика, 2002.
Раздел «Игровое развитие психотехники»:
Бекина С.И . Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет): из опыта работы музыкальных руководителей детских садов.- М.: Просвещение, 1984.
Вагина Н. Оздоровительная функция музыки, музыкотерапия, механизм влияния музыки // Дошкольное воспитание № 3 - 2010, стр.100.
Гребенникова Н.В., Васильева А.Г, Удачина Е.Г. Влияние различных видов музыки на психическое состояние человека. - М., 1995.
Дормидонтова Л.П. Музыкальные ступеньки детского творчества: Программа музыкального образования и развития дошкольников. Методические рекомендации. Учебно–методическое пособие. - Ульяновск: УлПУ, 2009.
Ланина Т. Дельфины смеются // Обруч № 2, 2010.- стр. 12.
Лейтес Н.С. Раннее проявление одаренности //Вопросы психологии № 4-1988.
Михайлова М. А. Поем, играем, танцуем дома и в саду: популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения: В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям.- Ярославль: Академия развития, 2001.
Музыкальная шкатулка /Сост. Л. И. Жук.- Минск: Красико-Принт, 2001.
Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологический журнал № 6 - 1994.
Новчук И.М., Северный Л.М., Шевченко Ю.С. Современные проблемы охраны здоровья детей и подростков.// Независимый психиатрический журнал № 2–1998.
Пасютинская В.М. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1985.
Первушина Е . Как выявить и развить способности вашего ребёнка.- М.; СПб.: Центрполиграф: Мим-Дельта, 2005.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика.- М., 1999.
Теплов Б.М. Способности и одаренность.- М.: Педагогика, 1995.
Ткач Л. Научись понимать ребёнка // Дошкольное воспитание, №4, 2010.
Филиппова Ю.В. Ребёнок учится общаться: от рождения до 5 лет.- Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
Фомичёва О.С. Воспитание успешного ребёнка в компьютерном веке..- М.: Гелиос АРВ, 2000.
Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников.- М.: Academia, 2000.
Энциклопедия современной мамы. Вырастить ребёнка здоровым, умным, красивым. Как? / сост. А. Гиппиус.- М.; СПб.: АСТ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
20 __ - 20 __ учебный год
дети 2 лет Группа № ________
Список детей группы
Итог
Тан цевальные движения: пружинка, подскоки, прямой галоп, ходьба, бег
Движения по показу педагога
Движение под музыку по кругу индивидуально и в паре, кружится один и в паре
Движения под музыку с предметами (ленточками, куклами…)
Согласованные движения рук и ног, с сохранением равновесия , направления и темпа движения
Прыжки на месте на двух ногах
Подвижные игры с правилами
Итог:
20 __ - 20 __ учебный год
Мониторинг результативности по программе «Хореография»
дети 3 лет Группа № ________
«3» - выполняет движение правильно, умение сформировано;
«2» - выполняет движение с небольшими ошибками, умение в стадии формирования;
«1» - выполняет движение неправильно, умение не сформировано;
«0»- отказывается выполнять движение.
Список детей группы
Итог
Ориентировка в зале, воспроизведение рисунка танца, танцевальных комбинаций
Танцевальные движения: пружинка, подскоки, прямой галоп, поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; полуприседание с выставлением ноги на пятку; шаг на всей ступне на месте (с продвижением вперёд и в кружении); движение парами
Движение под музыку в паре по кругу, кружится один и в паре
Движения с предметами (ленточками, куклами…)
Умение изображать своё эмоциональное состояние
Повороты направо, налево, кругом
Правильная осанка
Итог:
Приложение 2.
Тематический план
Для детей 2-х лет
Цель: упражнять в ходьбе обычной, ходьбе мелким и широким шагом, с высоким подниманием колена, ходьбе с переносом центра тяжести с одной ноги на другую, легком беге, выполнять разученные ранее общеразвивающие упражнения под музыку (танцевально - ритмические комплексы) , развивать активность и творчество в подвижных играх, воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения.
Ход занятия.
1. Подготовительная часть
Ходьба по кругу. Ходьба маленькими шагами (топающий шаг) - «гномики» , широким шагом – «великаны» , с высоким подниманием колена «аист» , прыжки с продвижением вперед – «зайчики» , ходьба с переносом центра тяжести с одной ноги на другую – «медвежонок» . Легкий бег – «бабочки» . Перестроение врассыпную. («Вместе весело шагать» )
2. Основная часть
Танцевально – ритмические комплексы
- «Кузнечик» ,
- «Чунга – чанга» ,
- «Чебурашка»
- Кузнечик
(В. Шаинский – Н. Носов)
Вступление. И. п.: о. с., руки на поясе. В.: повороты – пружинки.
В траве сидел кузнечик, в траве сидел кузнечик,
Совсем как огуречик, зелененький он был.
совсем как огуречик.
Представьте себе, представьте себе, зелененький он был.
И. п.: о. с., руки внизу.
В.: 1 – два пружинистых полуприседа с двумя ударами руками по коленям.
2 - два пружинистых полуприседа и два хлопка в ладоши перед собой.
Он ел одну лишь травку, он ел одну лишь травку.
Не трогал и козявку, и с мухами дружил.
Припев. Представьте себе, представьте себе, не трогал и козявку.
Представьте себе, представьте себе, и с мухами дружил.
И. п.: 1 - два пружинистых полуприседа со скрестными движениями руками («ножницы» ) .
2 - два пружинистых полуприседа с двумя ударами кулака о кулак («молоточки» ) .
3 – плавные движения руками вверх – вниз («мухи» ) .
Но вот пришла лягушка, но вот пришла лягушка –
Прожорливое брюшко – и съела кузнеца.
Припев. Представьте себе, представьте себе,
прожорливое брюшко
Представьте себе, представьте себе, и съела кузнеца.
И. п.: о. с., руки на поясе. В.: 1 - прыжки на двух ногах вокруг себя.
2 – погладить правой (левой) рукой себя по животу.
3 – развести руки в стороны и хлопнуть в ладони.
Не думал, не гадал он, не думал, не гадал он,
И. п.: ноги врозь, руки к голове. В.: покачать головой.
И. п.: ноги врозь, руки согнуты в локтях вверх, ладоши в стороны.
В.: наклоны в стороны, покачать руками.
Никак не ожидал он такого вот конца.
И. п.: о. с., руки на поясе.
В.: повороты вправо – влево, руки в стороны.
Припев. Представьте себе, представьте себе,
никак не ожидал он,
Представьте себе, представьте себе, такого вот конца.
Проигрыш. И. п.: ноги врозь. В.: прыжки на двух ногах в одну и в другую сторону.
Танец сидя «Чунга – чанга»
(под песню «Чунга – чанга» из м/ф «Катерок» )
(В. Шаинский – Ю. Энтин)
Вступление.
В.: наклоны головы вправо – влево.
Чунга – чанга, синий небосвод!
Чунга – чанга, лето круглый год!
И.п.: сидя на стульях, руки на коленях.
В.: хлопки ладошками по коленям.
Чунга – чанга, весело живем!
Чунга – чанга, песенку поем!
И.п.: сидя на стульях, руки на коленях.
В.: хлопки в ладоши перед собой.
Жить на нем легко и просто!
Жить на нем легко и просто!
Чунга – чанга!
В.: «погремушки» (имитация игры на погремушках) справа и слева.
Наше счастье постоянно:
Жуй кокосы, ешь бананы!
Жуй кокосы, ешь бананы!
Чунга – чанга!
И.п.: сидя на стульях, руки согнуты в локтях.
В.: «пианино» (имитация игры на пианино) справа и слева.
Чунга – чанга, места лучше нет!
Чунга – чанга, мы не знаем бед!
И.п.: сидя на стульях, руки на коленях.
В.: поочередно выставить ногу вперед – топнуть.
Чунга – чанга, кто здесь прожил час!
Чунга – чанга, не покинет нас!
И.п.: сидя на стульях, руки на коленях.
В.: хлопки в правую и левую сторону.
Проигрыш. И.п.: сидя на стульях, руки перед собой.
В.: «ножницы» слева и справа.
И.п.: сидя на стульях, руки на поясе.
В.: топать ногами под ритм музыки.
Припев. Чудо – остров! Чудо – остров!
Жить на нем легко и просто!
Жить на нем легко и просто!
Чунга – чанга! (движения те же) .
Чебурашка
(Э. Успенский – В. Шаинский)
И. п.: пятки вместе, носки врозь, руки согнуты в дуги.
В.: подняться на носки, руки ритмично поднимаются вверх, опуститься на всю стопу в полуприсед, руки опустить вниз.
Теперь я Чебурашка,
И. п.: то же, руки приставлены к голове, пальцы растопырены («уши Чебурашки» ) .
В.: полуприседы в стороны.
Мне каждая дворняжка
И. п.: то же, полусогнутые руки вперед, кисти вниз.
В.: 1 – полуприседы в стороны.
2 – приседания с поворотом бедер в стороны («виляет хвостиком» )
3 – правую и левую руку вперед ладонями кверху («подает лапу» ) .
При встрече сразу лапу подает.
(движения те же)
Мне не везло сначала, и даже так бывало,
Ко мне на день рождения никто не приходил.
И. п.: о.с., руки в стороны.
В.: правую (левую) ногу на пятку, наклон к ноге, круговые движения рук.
Теперь я вместе с Геной, он необыкновенный,
Он самый лучший в мире крокодил!
И. п.: о. с., руки внизу, ладони параллельно полу.
В.: переступать с ноги на ногу с наклоном туловища в сторону на каждый шаг вправо и влево.
Проигрыш. И. п.: пятки вместе, носки врозь, руки на поясе.
В.: небольшие пружинки с поворотами.
Я был когда-то странной игрушкой безымянной,
К которой в магазине никто не подойдет,
Теперь я Чебурашка, мне каждая дворняжка
При встрече сразу лапу подает.
Теперь я Чебурашка, мне каждая дворняжка
При встрече сразу лапу подает.
(движения как в 1 куплете)
Подвижные игры
«Цапля и лягушки» («Ква –ква» ) ,
«Попрыгунчики – воробушки» («Солнечные зайчики» )
«Цапля и лягушки» . Все играющие – лягушки, один – цапля. Под веселую музыку лягушки начинают прыгать, квакать, веселиться. Как только музыка прекращается, лягушки приседают и не двигаются. Тех, кто пошевелится, цапля забирает к себе, и они помогают ей ловить остальных лягушек. Самые осторожные объявляются «царевнами – лягушками» . Выделяется лучшая цапля.
«Попрыгунчики – воробушки» . На полу обозначен круг. В центре круга водящий – ворона. За линией круга все играющие – воробьи. Они впрыгивают в круг, прыгают по кругу, выпрыгивают из него. Ворона старается поймать воробушка, когда тот находится в кругу. Пойманный становится водящим.
Вариант 2. Воробьи не прыгают по кругу, а только впрыгивают и выпрыгивают; пойманные остаются в центре круга, а когда их будет 4-5, выбирается новый водящий.
3. Заключительная часть
Игра малой подвижности «Бабочки» («Песенка бабочек» )
Импровизация движений под песню. Дети самостоятельно танцуют под песню.