Возникновение и развитие гимнастики кратко. История развития спортивной гимнастики. Художественная гимнастика на Олимпийских играх

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Гимнастика как одно из средств физического воспитания имеет многовековую историю. Гимнастические упражнения были известны еще за 3000 лет до нашей эры в древнем Китае и древней Индии, где они использовались в лечебных целях. Древние греки под гимнастикой понимали всю систему физического воспитания, которая содержала различные виды физических упражнений – легкую атлетику, плавание, кулачный бой, борьбу и другие.

Существует несколько толкований понятия «гимнастика». Одни считают, что оно произошло от слова «гимнос» – нагой (древние греки занимались физическими упражнениями обнаженными). Другие связывают происхождение «гимнастики» со словом «гимназо» – упражняю, а у третьих оно получает дополнительное толкование – упражняю, тренирую. По С.И.Ожегову: «гимнастика – совокупность упражнений для физического развития организма».

Афинская система воспитания ставила своей целью гармоничное развитие ребенка. «Вся жизнь человека нуждается в гармонии и ритме» – писал Платон. До семи лет детям предлагалось воспитание в доме родителей, а после этого их посылали «к учителю гимнастики, чтобы таким образом приспособить их тела к мужественной жизни, и чтобы благодаря телесной слабости у них не появлялось малодушие во время войны или в каких-либо других случаях». Древнегреческий философ Сократ считал, что «образ жизни свободного человека» немыслим без занятий гимнастикой. «Было бы безобразием», – писал он, – «по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы». Большое внимание уделял гармоническому развитию ребенка другой философ античного мира – Аристотель. Он утверждал, что у человека имеется три вида души – растительная, животная и разумная, и развитию их соответствует физическое, нравственное и умственное воспитание в гармоническом единстве. Аристотель писал, что мальчиков должны, прежде всего, отдавать в руки учителей гимнастики, которые приведут в надлежащее состояние их организм и будут направлять соответствующим образом их занятия гимнастикой. Но в то же время он предупреждал, что не все упражнения полезны детям. В частности, «атлетические (силовые) упражнения калечат фигуру детей и мешают их естественному росту». И, кроме того, «постоянные тяжелые упражнения, – считал он, – обращают детей в своего рода диких животных, а в воспитании первую роль должно играть прекрасное».

Древние римляне тоже внесли свою лепту в «греческую гимнастику». Они ввели такие снаряды, как деревянный конь, стенка, заборы, лестницы и другие снаряды для лазанья. Таким образом, уже в древние времена средства гимнастики были очень разнообразными и применялись с различной направленностью.

В процессе перехода к новой экономической формации – феодализму – гимнастика была забыта. Изменился идеал человека. Если раньше понятие «аскетизм» означало «победу в физических упражнениях», то в середине века «аскетами» называли людей, отрицающих физическую культуру, презревших тело и закаляющих дух. Под влиянием теологического учения во всех учебных заведениях отменились занятия физическими упражнениями, а детские игры, отвлекающие от размышлений, признали источником греха.

Возродившись в эпоху ренессанса, во всех крупных странах почти одновременно стали создаваться системы физического воспитания. Гимнастика легла в основу этих многочисленных систем, поскольку именно она давала возможность тренировать различные части тела, обучала конкретным движениям и навыкам, а также больше всего соответствовала способу ведения боя в те годы. Гимнастика лучше других средств физического воспитания готовила людей к четкому выполнению команд, синхронности и одновременным действиям.

Родоначальники немецкой системы физического воспитания Г.Фит и И.Х.Гутс-Мутс своими трудами создали базу для ее дальнейшего развития. Заслуга Г.Фита заключалась в том, что он подверг теоретическому анализу все физические упражнения. И.Х.Гутс-Мутс большое внимание уделял форме движения. Он разработал технику многих гимнастических упражнений, в том числе упражнений на снарядах. Особенностью немецкой системы было то, что в ней не придавалось большого значения так называемой чистоте выполнения упражнений на снарядах, то есть гимнасты не следили за правильным положением рук, ног, головы. Комбинации не применялись. Тем не менее, снарядовая гимнастика положила начало спортивным видам гимнастики.

Основателями шведской системы явились П.Линг, а затем его сын Я.Линг. По мнению П.Линга, единственной задачей гимнастики являлись оздоровление и укрепление организма. В основу классификации физических упражнений он положил анатомический признак, то есть каждое упражнение предназначалось для какой-нибудь части тела: рук, ног, брюшного пресса, спины, плеч. Применялись упражнения для улучшения сердечной деятельности и дыхания, а также успокаивающие упражнения, главным образом «на равновесие». Все виды гимнастики П.Линг разбил на четыре группы: военную, педагогическую, врачебную и эстетическую. Основной он выделял военную гимнастику, остальные виды П.Линг считал подготовительными или дополнительными к ней. Я.Линг разработал схему урока, подобрал и систематизировал упражнения, ввел для занятий специальные снаряды, выдвинул ряд методических положений. Существенным признаком упражнений шведской гимнастики была их симметричность и прямолинейность. Точному положению рук, ног и туловища уделялось исключительное внимание. Противники этой гимнастики называли ее гимнастикой поз, а не движений. Шведская гимнастика положила начало развитию различных видов гимнастики, включая индивидуальные системы.

Большая заслуга в создании французской системы физического воспитания принадлежала Ф.Аморосу и его последователям. Ими была составлена система гимнастических упражнений военно-прикладного характера. Они считали, что лучшие гимнастические упражнения – это те, которые образуют навыки, необходимые в жизни, особенно в военных условиях. Ф.Аморос включал также в свою гимнастику подготовительные упражнения, танцы и ручной труд, но при этом они не рассматривались как основные. Дальнейшее развитие его идей положило начало прикладному направлению в гимнастике.

В России гимнастика как средство физического воспитания утвердилась лишь в конце XVIII века и только к середине XIX века получила широкое признание. Анализируя физическое воспитание Древней Греции, русский ученый-анатом и педагог П.Ф.Лесгафт ссылался на Аристотеля и его современников, говоривших, что под влиянием физических упражнений, кроме улучшения жизнедеятельности организма, тело человека становится симметричнее и красивее, движения изящнее и грациознее. Создавая свою систему физического образования, он подверг критическому анализу системы физического воспитания в других странах и в то же время не умалял значения гимнастики, а работал над созданием научно обоснованной системы физического образования с широким применением гимнастических упражнений.

В конце XIX века стали создаваться международные спортивные федерации (МСФ). С самого начала в их функции входило и по-прежнему входит развитие не только спорта высших достижений, но и «спорта для всех». В числе первых в 1881 году была образована Международная федерация гимнастики (ФИЖ). Современная структура ФИЖ состоит из олимпийских, неолимпийских и массовых видов гимнастики в рамках программы «гимнастика для всех». Олимпийские виды гимнастики включают в себя следующие спортивные дисциплины: мужская и женская спортивная гимнастика, прыжки на батуте, художественная гимнастика. К неолимпийским видам гимнастики относятся спортивная аэробика, прыжки на акробатической дорожке и спортивная акробатика.

Современный этап в развитии гимнастики характерен пересмотром отношения к ней как к средству лишь спортивного совершенствования, ориентированному на стремление к высшим достижениям на международной арене. В настоящее время Международная федерация гимнастики, помимо спортивной работы и проведения международных соревнований, проводит усиленную работу по агитации и пропаганде гимнастики с широким использованием показательных выступлений, многодневных турне сильнейших команд. Большое внимание, средства и усилия ФИЖ направляются на проведение мировых гимнастрад в рамках программы «гимнастика для всех». Эта программа основана на богатейшем материале разных направлений гимнастического спорта и предназначена для вовлечения в него большого числа занимающихся.

Многообразие гимнастических упражнений и накопленный опыт их применения для решения различных педагогических задач с учетом профиля занимающихся послужили основой для выделения относительно самостоятельных видов гимнастики. На Всесоюзной научно-практической конференции в 1984 г. была утверждена следующая классификация: образовательно-развивающие, оздоровительные и спортивные виды гимнастики.

Образовательно-развивающие виды гимнастики включают в себя основную гимнастику (для дошкольников, школьников, студентов учебных заведений систем среднего и высшего профессионального образования), профессионально-прикладную (подчиненную профессиональной, военной или спортивной ориентации занимающихся), женскую (основная гимнастика с учетом особенностей женского организма), атлетическую (гимнастика в основном силового характера, преимущественно для мужчин). Эти виды гимнастики применяются в целях всестороннего, гармоничного физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций.

К оздоровительным видам гимнастики относятся виды гимнастики в режиме дня (бытовые и производственные формы): утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка), вводная гимнастика в школе, физкультпауза и физкультминутка, ритмическая, а также лечебная гимнастика (корригирующая, восстановительная и др.). Основное предназначение этих видов гимнастики – укрепление здоровья, улучшение самочувствия, повышение активности в общественной и производственной сферах деятельности.

Спортивные виды гимнастики включают в себя спортивную и художественную гимнастику, а также спортивную акробатику. В этих видах гимнастики, развивающихся как виды спорта, основной задачей является интенсивное развитие физических и волевых качеств, овладение сложной техникой упражнений, участие в соревнованиях с целью демонстрации высокого спортивного мастерства.

Сохраняя общую направленность гимнастики в целом, указанные виды отличаются друг от друга частными задачами и назначением, специфическими упражнениями и методическими приемами. Они применяются исходя из конкретных задач, стоящих перед контингентом занимающихся с учетом их половых, возрастных и индивидуальных особенностей.

Учитывая то, что в последние годы понятие «здоровый образ жизни» становится все более актуальным, а государство разрабатывает массу программ по развитию спорта «для всех», можно сделать некоторые предположения о тенденциях развития гимнастики в ближайшем будущем. Роль оздоровительных видов гимнастики в жизни людей всех возрастных групп с течением времени неуклонно растет. Образовательно-развивающие виды гимнастики будут играть важную роль в физическом и эстетическом воспитании людей, в трудовой и учебной деятельности, воинской службе. Спортивным видам гимнастики будет соответствовать процесс дальнейшего усложнения элементов и комбинаций, качества их исполнения и артистизма, а также стремление спортсменов к достижению все более высоких результатов.

В последнее время гимнастика трансформируется в новые ее разновидности: танцевальная, мужская художественная, семейная, гармоническая гимнастика, чирлидинг, euro team и т.д. Они не требуют от занимающихся особых способностей и высокого уровня развития физических качеств, не связаны с большими тренировочными нагрузками, присущими спорту высших достижений, а поэтому более доступны для широких масс населения. Это дает возможность занимающимся избрать тот вид, который отвечает интересам и склонностям каждого, что создает благоприятные условия для вовлечения различного контингента людей в систематические занятия гимнастикой. Базируясь на спортивных видах гимнастики, ее новые разновидности ориентируются не только на спорт, но и на возможность участия гимнастов в праздниках, фестивалях, показательных выступлениях, тем самым значительно расширяя арсенал своих средств. Зарождение новых видов гимнастики связано с синтезированием упражнений в новые формы. Процесс интеграции обычно сопоставим с понятиями «синтез», «ассимиляция», «сближение», «взаимопроникновение», предполагающими неизбежное преобразование разобщенных ранее элементов в единую целостную систему.

Эстетическая гимнастика – синтетический вид спорта (в основе – художественная гимнастика, танец, акробатика), который, прежде всего, решает общие задачи физического развития: укрепление здоровья, развитие силы, выносливости, совершенствование двигательной координации воспитание морально-волевых качеств и т.д. В сочетании с физической нагрузкой эстетическая гимнастика решает и специальные задачи: умение передавать общий характер музыки в движении и придавать движениям различную эмоциональную окраску, целостность, слитность, свободу, изящество. Она воспитывает культуру чувств и движений. Это групповой вид гимнастики, где ценятся синхронность исполнения, отточенность и согласованность движений, красота перестроений и использование пространства, создание неповторимого образа и идеи танца. Эстетическая гимнастика – новое направление в гимнастическом спорте, основанное на теории физического и художественно-эстетического воспитания, – в настоящее время переживает период становления, хотя ее выразительные средства применялись уже давно.

Безусловно, эстетическая гимнастика имеет «генетическую связь» с художественной гимнастикой, но спорным остается вопрос: «Что сначала, и что потом?». В годы «младенчества» художественная гимнастика, не обремененная виртуозным манипулированием предметами, являла собой пример подлинной художественности и эмоционально-выразительного движения, черты которой отчетливо обнаруживаются в современной эстетической гимнастике. Поэтому вопрос о «первородстве» и иерархических отношениях двух гимнастик остается нерешенным. Несомненно, истоки эстетической гимнастики у нас в стране тесно связаны с историей развития художественной гимнастики и деятельностью людей, работавших над пластикой и выразительностью человеческого тела. Эти два взаимосвязанные и в то же время противоположные направления в гимнастике отражают особенности временных процессов окружающего мира и выражены парами таких категорий, как расчлененность и единство, повторность и обновление. С одной стороны, по Екклезиасту, – «все повторяется», «что было, то и будет», а с другой, по Гераклиту, – «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», «ничто не повторяется в точности». Сочетание этих двух противоречивых и взаимодополняющих тенденций образует диалектическую спираль.

Чтобы лучше понять истоки эстетической гимнастики, необходимо обратиться к историческому материалу, анализируя тенденции и эстетические закономерности хореографии прошлых лет. На протяжении всей истории – от танца «модерн» до современных Олимпийских игр – утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль советских и российских гимнасток, проявляющийся в гармоничной пластике, гибкости, выразительности рук, апломбе корпуса. Основы этого стиля закладывает хореографическая подготовка, основанная на традициях классического балета, который является источником многих форм прыжков, поворотов, равновесий.

Однако основательница художественной гимнастики Айседора Дункан (1878-1927) была противницей классического балета, отрицая его каноны и условности, где в то время различные человеческие переживания передавались условными механическими жестами, которые выражались в заучивании искусственных, раз и навсегда установленных положений рук. Глашатай свободного танца, она внесла новые идеи и формы, пытаясь разработать некую систему перевода музыкальных образов в пластические. Пластика А.Дункан состояла из элементов ходьбы, бега на полупальцах, легких прыжков, выразительных жестов.

С годами, взяв ориентир на Олимпийские игры, художественная гимнастика спортифицировала свои задачи, развивая больше спортивный компонент, чем художественный. Неизбежный, объективный процесс усложнения спортивной техники существенно изменил содержание и формы художественной гимнастики. Некогда ее специфичные элементы пластики, волны и взмахи, потеряли свою актуальность. И, как реакция на постоянно усложняющуюся технику, возникает повышенный интерес к «ретро», гимнастике прошлых лет, романтизму, простым и жизнерадостным формам. Пластические образы, напоминающие раннюю художественную гимнастику, в последние годы демонстрирует ансамбль девушек, выступающих по программе эстетической гимнастики. Органическая связь с музыкой, динамичность и целостность движений, естественные формы бега, прыжков, ходьбы, поворотов в сочетании с непрерывной работой корпуса придают особую прелесть выступлениям исполнительниц.

В настоящее время творчество А.Дункан и ее последовательниц переживает второе рождение. И речь идет не только о пластических формах, актуальных в эстетической гимнастике, но и о импрессионистическом методе. Истоки будущего художественного направления следует искать за пределами балета. А.Дункан не случайно была одной из первых, кто бросил вызов академическому балету. Это было предопределено идеями Франсуа Дельсарта (1811-1871) и его последователей, среди которых заметное место занимал Эмиль Жак Далькроз (1865-1950).

Ф.Дельсарт не успел зафиксировать свою систему, но его ученики собрали уцелевшие мысли, записанные им на обрывках бумаги, переплетах книг. Он писал: «Нет ничего хуже, чем жест, когда он не оправдан», или «Лучший жест, может быть, тот, которого не замечают». Его работы легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на развитие балета, пантомимы, послужив фундаментом для создания пластического направления в гимнастике. Ф.Дельсарт пытался установить взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой, то есть случайному, беспорядочному жесту он предпочитал непроизвольный, но подсказанный эмоциональным состоянием человека. Все движения были им систематизированы по принципу их соответствия определенному чувству – радости, горя, ненависти и т.д. Им было создано множество упражнений, получивших название «выразительной гимнастики», которые пришли на смену механическим движениям. Для точности Ф.Дельсарт сверял все движения, жесты и позы по изображениям классической живописи и скульптуры, а также изучал структуру каждого движения в связи, как сказали бы мы теперь, с биомеханикой человеческого тела. Говоря иначе, он изучал закономерности внешнего проявления чувства.

Учение Ф.Дельсарта никак не было связано с искусством музыкально-пластического выражения. Эту задачу осуществил Э.Ж.Далькроз, соединивший систему выразительного жеста Ф.Дельсарта с новой областью художественного творчества – музыкой.

В основу своей системы Э.Ж.Далькроз положил учение о ритме как синтезирующем элементе органического слияния музыки и пластики. Он писал: «Ритм музыки и ритм в пластике соединены между собой теснейшими узами. У них одна общая основа – движение». Э.Ж.Далькроз предлагал создавать пластические копии музыкального ритма, который он отторгнул от самого главного – эмоционально-образного содержания музыки. Его система предназначалась для занятий с музыкантами – для развития слуха и чувства ритма, используя терминологию «далькрозовцев» – «сольфеджио для тела». Он попытался осуществить идею нового синтеза двух искусств на основе общей для них эстетической закономерности – ритма. «Эвритмическое» учение Э.Ж.Далькроза – это ни что иное, как попытка стереть эстетические границы, будто бы мешающие слиянию двух искусств.

Так историческая работа, проделанная Ф.Дельсартом и Э.Ж.Даль-крозом, привела к возникновению нового отношения к музыке, которое наиболее ярко и талантливо проявилось в творческой практике А.Дункан. Она, по словам А.В.Луначарского, умела по-новому сочетать хореографию и музыку. Эта новизна заключалась в импрессионистическом отображении музыкального настроения в танцах.

Начало XX века для А.Дункан – время надежд, возлагавшихся на реставрацию эллинской культуры, на ее синкретический характер и изначальную связь с природой. В понимании А.Дункан, человек – это частица природы и он должен проявлять себя в окружении этой природы раскованно и свободно. Поэтому неудивительно, что идеи и лозунги артистки о «свободном» танце и «раскрепощенном» теле были восприняты многими деятелями русской культуры как откровение, а танцы – как пример синтеза искусств.

Музыка в танцах А.Дункан приобретала телесную, следовательно, и пространственную материальность, а танец достигал духовной содержательности музыки. С.Соловьев назвал это «телесной музыкой». Он писал: «Музыка – не выше пластического искусства и, как оно, материальна: звук столь же телесен, как изгиб тела, краска. И телодвижение столь же духовно, как звук». Именно эта задача создания «зримой» музыки, музыки для глаза стояла в центре всех проблем хореографического импрессионизма, проделавшего путь от системы «выразительного жеста» до его ритмической организации в музыке.

По словам А.В.Луначарского, А.Дункан хотела танцевать не танцы, а музыку, выявлять слуховую музыку прекрасной музыкой гармоничного человеческого тела. Музыка служила для нее импульсом, приводившим в движение воображение и чувства, которые в моменты творческого подъема танцовщица торопилась выразить в танце, в формах пластики и выразительного жеста точно так же, как это мог бы сделать художник при помощи живописи. А.Дункан владела великим искусством импровизации, этим обязательным свойством импрессионизма, почти в совершенстве. Техника ее танца не была сложной, и она не утомляла танцовщицу сложными па, требующих и «школы», и точности, и экзерсисов. Ей не были нужны ни «сюжет», ни костюм, ни декорации – обязательные атрибуты балетного спектакля. Все это она заменила другим – техникой перевоплощения в образ. В своих композициях, А.Дункан естественно и раскованно воспевала величие души и тела – известный идеал человечества.

Творческий метод А.Дункан с годами почти не изменился: он продолжал оставаться сугубо импрессионистическим и легко уязвимым из-за слабой техники. Пора примитивного импрессионизма, ярко и ненадолго вспыхнув, миновала, оставив заметный след в балете, где все это время шла борьба за уничтожение противоречий между музыкой и танцем, между классической хореографии и свободной пластикой. Приемы «дунканизма» нашли продолжение в практической работе многих студий ритмики и пластики в России. В дореволюционной России создавались студии, школы, кружки, в.которых проводились занятия с женскими группами различными видами художественного движения, заимствованного из указанных систем, и направление в них было в сторону искусства, а не физического воспитания.

Теория выразительного двигательного навыка легла в основу гармонической гимнастики Л.Н.Алексеевой, опыт которой использовала Р.А.Варшавская при разработке пластической техники на основе эмоционального слияния музыки и движения. Л.Н.Алексеева старалась утвердить метод художественно-эмоционального воспитания женщин любого возраста и сложения с помощью простейших форм танцевально-ритмического движения.

Центром поисков средств выразительного художественного движения была студия пластического движения З.Д.Вербовой. Первоосновой пластического движения она считала музыку, вернее, ее эмоциональное, духовное богатство. В студии особое внимание уделялось выразительности рук, жеста, слитности движений. Именно здесь впервые стали применять волнообразные движения и целостные взмахи. В студии музыкального движения «Гептахор» музыка тоже была первоосновой. Она определяла композицию движений, и поэтому воспринимать упражнение следовало слитно с музыкой, как одно целое, как некий музыкально-двигательный ансамбль. Кроме этого, в «Гептахоре» пришли к выводу, что «вдох и выдох руководят каждым движением нашего тела». «Принцип дыхательности» в студии был основным, поэтому учащиеся стремились, чтобы каждое движение сознательно обусловливалось дыханием.

Таким образом, в 20-е годы велись интенсивные поиски решения эстетических проблем в физическом воспитании женщин. Они были противоречивы, «методы и принципы» нередко грешили субъективизмом, поверхностностью, отсутствием творческой обоснованности. Впервые был поставлен и вопрос об органичном единстве физического и эстетического воспитания занимающихся.

Дальнейшая работа над созданием системы, объединявшей физическое воспитание с эстетическим, определила черты нового вида спорта – художественной гимнастики. Постепенно уточнялись задачи, методика, расширялась география влияния нового вида гимнастики. Пластика, над которой работали последователи А.Дункан, в дальнейшем, уже в усовершенствованном виде, стала широко применяться в художественной гимнастике. Таким образом, художественная гимнастика соединила в себе импрессионистическую эстетику танцев А.Дункан и эстетику балетного академизма.

Включение художественной гимнастики в программу Олимпийских игр, ориентация на высокие спортивные результаты, дальнейшее усложнение техники, и, как следствие, увеличение объема и интенсивности нагрузок, значительное омоложение занимающихся перевели ее из разряда доступных видов спорта в разряд элитарных. Задуманная как вид спорта для гармонического развития женщин, она потеряла свое первоначальное предназначение, став элитарным видом спорта, в котором главенствуют абсолютный результат, известность и деньги.

Эстетическая гимнастика – не «возрождение» гимнастики прошлых лет, не старое и привычное, к чему возвращаются после разных затей, а база для строительства нового.

Опираясь на классическую школу художественной гимнастики и видоизменив ее в соответствии с особенностями телосложения и физическими возможностями занимающихся, далеко не беспредельными, упростив и адаптировав средства, эстетическая гимнастика переживает пору поисков, накопление частных находок, ожидание новых идей. В числе проблем, которые необходимо решать средствами эстетической гимнастики – связь движений с музыкой, хореографический образ, поиск современного пластического языка.

» Летние виды » Гимнастика

История развития гимнастики с древних времен

История гимнастики необычайно богата.
Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры. Кроме общефизических упражнений, верховой езды, плавания, танцев гимнастика включала в себя и публичные состязания в беге, прыжках, метания копья и диска, борьбе, кулачном бое, езде на колесницах. Все эти состязания входили в состав соревнований, включенный в Олимпийские Игры.

В средние века гимнастика была забыта. О ней в эпоху возрождения в XIV в. Началось возрождение гимнастики как системы физического воспитания.
На рубеже XVIII - XIX столетий в Германии возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделяли развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян. В немецкой гимнастике былт популярны упражнения на перекладине, кольцах, брусьях и коне. Оригинальные системы гимнастики создали француз Франс Аморос, швед Пер Линг, чех Мирослав Тырш. Эти люди внесли большой вклад в историю развития гимнастики.

История спортивной гимнастики

Сложно определить когда гимнастика стала видом спорта. В 1817 г. 60 учеников Амороса провели публичные состязания в Париже. В Афинах начиная с 1859 г. не раз пытались возродить античные Олимпийские игры, в том числе и состязания по гимнастике. Как признанный вид спорта гимнастика утвердилась в 1896 г. на I Олимпийских играх в Афинах.
В 1881 г. была создана Европейская гимнастическая ассоциация. В 1897 она преобразовалась в Международную федерацию гимнастики. В России гимнастика как средство физического воспитания утвердилась в конце XVIII в. при Екатерине II, которая благоволила.

В современной спортивной гимнастике огромное число общеразвивающих и прикладных упражнений для мышц рук, туловища и ног, как на снарядах, так и без них. В ней используются гимнастическая палка, набивные мячи, шведская стенка, канат, шест, кольца, перекладина, бревно, и брусья. Гимнастика включает в себя бег, ходьбу, прыжки через планку и опорные: через козла и коня, преодоление препятствий и эстафеты.

Московский институт открытого образования

Кафедра физического воспитания

Реферат на тему:

«История развития спортивной гимнастики.»

Слушатель КПК

Группа ФК-4

Семенов Юрий Игоревич

Москва 2012г.

  1. Гимнастика в древности и в средние века………………………..3
  2. Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики…4
  3. Международная Федерация гимнастики………………………....5
  4. Гимнастика в России……………………………………………….9

1.Гимнастика в древности и в средние века .

Гимнастика как вид спорта и цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции. О благотворном влиянии регулярных занятий гимнастикой на гармоничное развитие личности писали и говорили Гомер, Аристотель и Платон. Помимо привычных для нас общеразвивающих и специальных упражнений гимнастика древних греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду (верховую и на колесницах) и т.д. По одной из версий, само слово «гимнастика» происходит от греческого «gumnos» (обнаженный): как известно, древнегреческие атлеты выступали на состязаниях без одежды.

Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало – под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, – духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена.

В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения – в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».

С началом европейского Возрождения вновь пробуждается интерес к гимнастике древних греков: мыслителями Ренессанса она воспринимается как средство укрепления здоровья и общефизического развития человека. Постепенно закладываются теоретические основы системы физического воспитания (Руссо, Песталоцци и др.). Непосредственным предшественником современной спортивной гимнастики в XVI–XVII вв. стала весьма популярная тогда вольтижировка (упражнения и прыжки) на столе и коне, лазанье по шесту и стенке, поддержание равновесия на канате и деревьях.

2. Зарождение и развитие современной спортивной гимнастики.

В XVIII – начале XIX вв. в Германии формируется система физвоспитания, в основу которой была положена гимнастика. Зачинателем немецкого гимнастического движения стал Ф.Л. Ян. Он значительно расширил «гимнастическую область» и изобрел новые упражнения и снаряды (включая перекладину и брусья), заложив тем самым основы современной спортивной гимнастики. В 1811 Ян открыл первую гимнастическую площадку (недалеко от Берлина), а пять лет спустя опубликовал – вместе с одним из своих учеников Е.Айзеленом – книгу Немецкая гимнастика : в ней содержались описания основных упражнений и необходимые методические рекомендации. Приблизительно к этому времени относятся и первые публичные выступления гимнастов.

Собственные системы физвоспитания разрабатывались в Чехии, Швеции и Франции, а чуть позже – и в России. В этот период культивировались упражнения на снарядах и опорные прыжки. Хотя вольные упражнения в том или ином виде были известны еще несколько веков назад (например, по выступлениям бродячих цирковых трупп, демонстрировавших среди прочего необычные номера на полу или на земле), как одна из гимнастических дисциплин они получили признание не сразу.

В своем развитии спортивная гимнастика прошла несколько этапов: со временем менялись требования к ней и, соответственно, ее содержание. История гимнастики XIX в. во многом определялась противоборством двух принципиально разных систем: шведской, в которой упор делался, прежде всего, на вольные упражнения (в широком смысле), и немецкой, тяготевшей к упражнениям на снарядах.

В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.

А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».

До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже – Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР – представители России, Украины и Белоруссии.

3. Международная Федерация гимнастики.

В 1881 создается Европейская гимнастическая федерация (ФЕГ), в которую поначалу входили всего три страны: Бельгия, Франция и Голландия. Основателем и первым президентом Федерации стал бельгиец Николас Куперус. В 1921 – с появлением в составе ФЕГ первых неевропейских стран – она реорганизуется в Международную Федерацию гимнастики (ФИЖ), которая сейчас объединяет спортивную гимнастику и смежные дисциплины: общую гимнастику, художественную гимнастику, прыжки на батуте, спортивную аэробику и акробатику.

ФИЖ – старейшее международное спортивное объединение. И одно из самых многочисленных: на январь 2002 в Федерации состояли 125 стран. В различных клубах во всем мире гимнастикой сейчас занимаются более 30 миллионов человек. В мировых и континентальных первенствах участвуют в общей сложности около 2 500 мастеров.

Европейский гимнастический союз. Интересно, что первенство Европы по спортивной гимнастике стали разыгрывать задолго до того, как в Старом Свете появился соответствующий руководящий орган. В 1955 состоялся первый чемпионат Европы среди гимнастов-мужчин. Два года спустя в борьбу за европейское «золото» вступили и женщины. Вплоть до середины 1980-х чемпионаты Европы проводились под эгидой ФИЖ, – причем соревнования среди мужчин и среди женщин проходили в разное время и в разных странах.

В 1982 создается Европейский гимнастический союз (УЕЖ). Чемпионат Европы 1986 в Германии стал первым, который Союз организовал и провел самостоятельно – без помощи Международной Федерации (в том же году в состав УЕЖ вступил СССР).

В настоящее время в Союз входит 46 стран. УЕЖ – одно из самых многочисленных и активных спортивных объединений континента. Помимо чемпионата, разыгрывается Кубок Европы, проводится множество других соревнований (для разных возрастных групп), фестивалей и других мероприятий, связанных со спортивной гимнастикой.

Самый титулованный «европеец» среди гимнастов – югослав Мирослав Церар, дважды выигрывавший звание абсолютного чемпиона континента и завоевавший, в общей сложности, 21 медаль (из них 9 золотых).

Чемпионат мира. С 1903 стал регулярно проводиться международный турнир по спортивной гимнастике, в 30-е получивший статус мирового первенства. (Жорж Мартинес из Франции, выигравший турнир 1903, стал, таким образом, первым в истории абсолютным чемпионом мира по гимнастике). Мировой чемпионат, состоявшийся в 1931 в Париже, был приурочен к 50-летию ФИЖ и считался неофициальным. Турнир, прошедший три года спустя в Будапеште, продолжил общую нумерацию и вошел в историю как 10-й чемпионат мира по спортивной гимнастике. (Именно на этом чемпионате впервые разыграли мировое первенство женщины.) Стартующий в 2003 в США очередной чемпионат мира – уже 37-й по счету.

С 1903-го по 1930-й мировые турниры проводились через год, с 1934-го по 1978-й – раз в четыре года (во время Первой и Второй мировой войн соревнования не устраивались), затем организаторы вновь вернулись к прежней схеме.

В начале 90-х в формулу мировых чемпионатов было внесено очередное изменение. Наряду с соревнованиями, в которых разыгрываются все 14 комплектов наград (как это было, например, в 1999 и 2001), проводятся турниры по «усеченной» программе: так, в 2002 разыгрывалось первенство только в отдельных видах программы. В «олимпийский» год мировые чемпионаты вообще не проводятся.

Программа чемпионата мира по спортивной гимнастике приняла привычный для нас «облик» не сразу. Вплоть до 1954 в нее входили и отдельные легкоатлетические дисциплины.

Женская сборная СССР 11 раз занимала первое место на чемпионатах мира, мужская – 8.

Кубок мира. Среди всех международных соревнований по спортивной гимнастике Кубок мира считается третьим по значимости – после мирового чемпионата и Олимпийских игр.

Впервые он был разыгран в 1975 в Англии. Победителями тогда стали советские гимнасты Николай Андрианов и Людмила Турищева. До 1990 соревнования на Кубок проходили в те годы, когда не проводились ни Олимпийские игры, ни чемпионаты мира по гимнастике. За это время Кубок был разыгран 8 раз – в абсолютном индивидуальном первенстве Преимущество гимнастов СССР было подавляющим. У женщин все восемь титулов завоевали наши спортсменки: кроме Турищевой, подобного успеха добились М.Филатова и С.Захарова (по два раза), Е.Шушунова и Т.Лысенко. В 1982 О.Бичерова и Н.Юрченко поделили первое место. У мужчин обладателями Кубка мира в разные годы становились Н.Андрианов и А.Дитятин (оба – дважды), М.Богдан и В.Беленький. Единственным иностранным спортсменом, которому удалось нарушить «советскую гегемонию» в розыгрыше Кубка, стал в середине 80-х китаец Ли Нин (при этом второй свой титул он разделил с нашим Ю.Королевым).

В связи с изменением в начале 90-х формулы проведения мировых чемпионатов было принято решение Кубок мира больше не разыгрывать. Но спустя 8 лет почетный трофей «возродили» вновь. Правда, теперь участники соревнований оспаривают первенство в отдельных видах гимнастического многоборья. На Кубке мира-98 в Японии сильнее всех выступили представители Китая и Румынии, завоевавшие, соответственно, 4 и 3 первых места. Румынские спортсмены удачно выступили и на розыгрыше Кубка мира-2000 в Шотландии – прежде всего, благодаря лидеру их женской национальной гимнастики последних лет, 3-кратной абсолютной чемпионке мира Андреа Радукан.

В настоящее время Кубок разыгрывается по новой схеме: в 2001–2002 была проведена серия турниров в разных странах.

Гимнастика на Олимпийских играх. Спортивная гимнастика неизменно входит в программу Олимпийских игр, занимая в ней одно из центральных мест.

Правда, гимнастическая программа самых первых Игр современности (1896) несколько отличалась от нынешних Олимпиад. 18 гимнастов, представлявших в Афинах 5 стран, соревновались в отдельных видах многоборья: не только в привычных нам упражнениях (за исключением вольных), но также в групповых упражнениях на параллельных брусьях и перекладине и в лазанье по канату. Господство родоначальников гимнастики – немцев – во всех видах программы было практически безраздельным.

Первым в истории абсолютным чемпионом Олимпийских игр по спортивной гимнастике стал в 1900 француз Гюстав Сандра. Первенство среди команд и в отдельных видах многоборья на Олимпиаде в Париже не разыгрывалось.

На Играх 1904 в программе соревнований среди гимнастов появилась еще одна необычная дисциплина: упражнения с булавами. Как известно, подавляющее число участников Олимпиады в Сент-Луисе представляли США. Так что безоговорочный успех американцев на гимнастическом помосте был вполне предсказуем.

На следующих двух Олимпиадах не было равных итальянцу Альберто Бралья. На Играх 1912 к своему титулу абсолютного чемпиона он добавил также «золото», завоеванное в составе сборной Италии в командном зачете.

Соревнования по отдельным видам гимнастического многоборья вновь появились в олимпийской программе уже после Первой мировой войны – на Играх 1924.

Четыре года спустя в олимпийском турнире по гимнастике впервые приняли участие женщины. Правда, следующую Олимпиаду гимнастки опять пропустили – и лишь с 1936 стали участвовать в них постоянно. Примечательно, что в программу олимпийского турнира 1936 по женской гимнастике входили и упражнения на параллельных брусьях. А на Олимпиаде-48 женщины выполняли обязательные упражнения на кольцах. Одно время в программу олимпийского турнира по женской гимнастике входили и групповые упражнения с различными предметами (булава, мяч и пр.), позже ставшие составной частью художественной гимнастики. На Играх 1952 в формулу соревнований по женской гимнастике было внесено существенное изменение: спортсменки впервые выступили в индивидуальном зачете (на четырех снарядах). В своем нынешнем виде олимпийская программа по женской гимнастике окончательно определилась в 1960 (Мужчины разыгрывают награды по схеме 6+1+1 с 1936).

В командном зачете в истории олимпийских турниров по гимнастике не было и нет равных женской сборной СССР, 10 раз поднимавшейся на высшую ступень пьедестала почета. У мужчин чаще других побеждали команды СССР и Японии – по 5 раз. Четырежде праздновала победу мужская сборная Италии – правда, это было еще до Второй мировой войны.

Звание абсолютного чемпиона Олимпийских игр считается высшим титулом в спортивной гимнастике. Выдающаяся советская гимнастка Лариса Латынина добилась уникального достижения. В ее коллекции 18 олимпийских наград (из них 9 золотых: 6 получено в личном и 3 в командном соревнованиях). Повторить, – а, тем более, превзойти, – этот рекорд пока не удалось никому из олимпийцев. 7 золотых медалей (все – в индивидуальном зачете) завоевала чешская гимнастка Вера Чаславска (Одложикова). Столько же «золота» (а также 5 серебряных и 3 бронзовых медали) в коллекции наград Николая Андрианова. (Андрианов и Латынина – два самых титулованных в истории мировой гимнастики спортсмена.) Другой наш гимнаст Александр Дитятин на Олимпиаде-80 установил еще один своеобразный рекорд, завоевав 8 – из 8 возможных – наград: в командном зачете, в «абсолюте» и в отдельных видах многоборья (3 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовая медали).

Достойно завершил «советскую эпоху» в олимпийской гимнастике Виталий Щербо: выступая на Играх-92 в составе объединенной команды стран СНГ, он завоевал 6 золотых медалей.

4. Гимнастика в России.

Гимнастика в дореволюционной России. Различные гимнастические упражнения были известны еще в древней Руси – как составная часть народных праздников.

Широкое развитие гимнастики в России началось в XVIII веке. Серьезное внимание гимнастике, как прикладной дисциплине, уделял Петр I и А.В.Суворов. Содержание внедрявшихся – по его инициативе – в армии гимнастических упражнений Суворов изложил в Полковом учреждении .

Как и в других странах, в России спортивная гимнастика первоначально культивировалась в основном в армейской среде. В 70-е XIX в известный российский ученый и педагог П.Ф.Лесгафт открывает в Санкт-Петербурге двухгодичные гимнастические курсы (ныне – Институт физической культуры им. Лесгафта). Первые в нашей стране соревнования по гимнастике, организованные Русским гимнастическим обществом, прошли в 1885 в Москве. В них приняли участие всего 11 человек, но начало было положено.

В 1889 гимнастика вводится в программу мужских учебных заведений. В конце XIX – начале XX века в различных городах России создаются гимнастические общества и кружки, начинают регулярно проводиться чемпионаты страны.

В 1912 российские гимнасты впервые приняли участие в Олимпийских играх, но составить конкуренцию более опытным соперникам не смогли.

Гимнастика в СССР. В СССР гимнастика стала по-настоящему массовым видом спорта, хотя поначалу отношение к этому «пережитку буржуазного прошлого» было настороженным, – и даже враждебным.

Развитие спортивной гимнастики в СССР в 20-е связано, прежде всего, с осуществлением всеобуча. Первый чемпионат страны прошел в 1928 (в рамках Всесоюзной Спартакиады). В командном зачете победила сборная Украины, а абсолютным чемпионом страны стал Мечислав Мурашко. В программу первых соревнований по гимнастике включались не только «классические» ее дисциплины, но и бег, лазанье по канату, метание гранаты и другие прикладные упражнения.

В начале 30-х создается Всесоюзная секция по гимнастике, позже преобразованная в Федерацию спортивной гимнастики СССР. В 1932 было разыграно второе по счету абсолютное первенство страны, – на этот раз в соревнованиях приняли участие и женщины. Первой абсолютной чемпионкой стала Татьяна Вощинина. А с 1939 на национальных первенствах стали также разыгрываться награды в отдельных видах программы.

Дебют советских гимнастов на международной арене состоялся в 1937 – на 3-й Рабочей Олимпиаде в Антверпене. Наша мужская и женская сборные выиграли командное первенство, а Николай Серый и Мария Тышко завоевали звание абсолютных чемпионов.

В 1949 Федерация гимнастики СССР вступила в ФИЖ. А в 1952 советские гимнасты впервые участвовали в Олимпийских играх. Дебют оказался успешным: наши спортсмены стали чемпионами и в командном (мужская и женская сборные), и в личном (Виктор Чукарин и Мария Гороховская) зачете. Столь же убедительным был дебют советских гимнастов на мировом первенстве два года спустя: победы в командных зачетах и титулы абсолютных чемпионов мира у мужчин (Виктор Чукарин и Валентин Муратов) и женщин (Галина Рудько (Шамрай)).

В общей сложности советские гимнасты завоевали на Олимпийских играх более 300 наград: около половины из них – золотые. А на 14 чемпионатах мира, прошедших с их участием, наши спортсмены выиграли более 400 медалей, среди которых тоже немало «золота».

Советская школа гимнастики подарила миру немало выдающихся спортсменов: Лариса Латынина, Людмила Турищева, Борис Шахлин, Виктор Чукарин, Михаил Воронин, Юрий Титов, Валентин и Софья Муратовы, Наталья Кучинская, Полина Астахова, Юрий Титов, Николай Андрианов, Ольга Корбут, Александр Дитятин, Юрий Королев, Нелли Ким, Виталий Щербо, Елена Шушунова, Дмитрий Билозерчев, Елена Мухина, Ольга Бичерова и мн. др.

Российская гимнастика сегодня. Федерация спортивной гимнастики России основана в 1991. Она объединяет организации 71 субъекта РФ. Возглавляет Федерацию профессор Л.Я.Аркаев, он же является главным тренером национальной сборной России по гимнастике. В России регулярно проводятся чемпионаты страны, региональные, общероссийские и международные турниры и др. мероприятия. Федерация входит в состав ФИЖ и УЕЖ.

Нынешние «звезды» отечественной гимнастики продолжают победную эстафету своих предшественников на международной арене. А. Немов стал абсолютным чемпионом Олимпийских игр в Сиднее-2000, а также выиграл «золото» в упражнениях на перекладине. С.Хоркина – абсолютная чемпионка мира (дважды) и Европы (трижды), в ее коллекции также олимпийское и мировое «золото» на отдельных снарядах. Н.Крюков – абсолютный чемпион мира, А.Бондаренко – абсолютный чемпион Европы. Е.Замолодчикова – победитель (в отдельных видах программы) чемпионатов мира и Олимпийских игр.


Спортивная гимнастика — вид спорта, включающий соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках.

В современной программе гимнастического многоборья:

Для женщин — на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках, вольных упражнениях;
для мужчин — в вольных упражнениях, опорных прыжках, на коне, кольцах, брусьях и перекладине.

Выполнение упражнений оценивается по 10-балльной системе.

История возникновения спортивной гимнастики

Термин "Гимнастика" примерно в V веке до н.э. в Древней Греции означал комплекс упражнений для образования, военного искусства и здоровья. Древние Греки считали, что гимнастика придаёт телу ловкость, силу, быстроту, грацию, красоту, а также развивает у человека чувства храбрости и благородства. Греки использовали гимнастические упражнения не только для физического развития, но и для подготовки военных.

В древнем Риме, подготавливая легионеров к бою, использовались специальные кони и тренировали их при помощи специальных балок. В школах гладиаторов гимнастика играла незаменимую роль в улучшении быстроты движений и в повышении выносливости гладиатора.

В деле физического воспитания и всестороннего развития молодёжи гуманисты в эпоху Возрождения придавали большое значение гимнастике. В XVI веке выдающийся специалист в области гимнастики И. Меркуриалис издаёт свой труд "Об искусстве гимнастики".

Основоположниками практических и теоретических основ в развитии гимнастики являются немецкий педагог Фит (1763-1836) и Ф. Гутс-Мутс (1759-1839). Они дали представления о биомеханике гимнастических движений, разработали и подготовили методику гимнастических движений с предметами.

В СССР развитие спортивной гимнастики в 20-е г. связано с осуществлением Всевобуча, 1-й чемпионат СССР по гимнастическому многоборью состоялся в 1928 (всесоюзная спартакиада в Москве), 2-й, с участием женщин, в 1932. С этого времени чемпионаты проводятся регулярно, с 1939 и по отдельным видам многоборья, с 1936 — всесоюзные соревнования школьников, с 1955 — на Кубок СССР по многоборью.

В 1937 советские гимнасты впервые участвовали в международных соревнованиях (3-я Рабочая олимпиада в Антверпене). В 1949 Федерация спортивной гимнастики СССР (основана в начале 30-х гг. как всесоюзная секция) стала членом международной федерации; с 1952 советские гимнасты участвуют в Олимпийских играх , с 1954 — в чемпионатах мира и с 1955 — Европы (европейские первенства для женщин проводятся с 1957).

Федерация спортивной гимнастики России основана в 1991. В России регулярно проводятся чемпионаты страны, региональные, общероссийские и международные турниры и др. мероприятия. Федерация входит в состав ФИЖ и УЕЖ.

Нынешние «звезды» отечественной гимнастики продолжают победную эстафету своих предшественников на международной арене. Алексей Немов стал абсолютным чемпионом Олимпийских игр в Сиднее-2000, а также выиграл «золото» в упражнениях на перекладине. Светлана Хоркина - абсолютная чемпионка мира (дважды) и Европы (трижды), в ее коллекции также олимпийское и мировое «золото» на отдельных снарядах. Н.Крюков - абсолютный чемпион мира, А.Бондаренко - абсолютный чемпион Европы. Е.Замолодчикова - победитель (в отдельных видах программы) чемпионатов мира и Олимпийских игр.

Термин "Гимнастика" примерно в V веке до н.э. в Древней Греции означал комплекс упражнений для образования, военного искусства и здоровья. Древние Греки считали, что гимнастика придаёт телу ловкость, силу, быстроту, грацию, красоту, а также развивает у человека чувства храбрости и благородства.

1. Гимнастика у древних народов.

Физические упражнения, напоминающие современные гимнастические, применялись людьми еще в глубокой древности. Они не были выделены в самостоятельный объект познания и использования в подготовке человека к жизни и трудовой деятельности. Все двигательные действия использовались для удовлетворения основных жизненных потребностей в пище, жилье, одежде. Дети в своих движениях подражали взрослым охотникам, земледельцам, скотоводам, воинам, деятельность которых была насыщена самыми разнообразными движениями: продолжительной ходьбой, бегом, преодолением всевозможных препятствий, лазанием по деревьям, ползанием, переползанием, метанием различных предметов, стрельбой из лука, переправой через водные преграды разными способами и др.
За много тысячелетий до нашей эры широко применялись физические упражнения: с лечебной целью (Китай), в виде специальной «дыхательной» гимнастики (Индия), при отправлении религиозных церемоний (Египет, Крито- Микенская культура). Из тех же источников известно, что у древних народов Закавказья некоторые акробатические упражнения использовались, как подготовительные при обучении борьбе.

Впервые термин «гимнастика» появился у древних греков в период расцвета древне-греческой (эллинской) культуры в восьмом веке до нашей эры. Занятия физическими упражнениями у древних эллинов проводились в специальных заведениях «гимнасиях». Занимались эллины в обнаженном виде (по древне-гречески «гимнос» - значит обнаженный). Уже в то время эллины подразделяли физические упражнения, используемые с различной целью, на две группы:

· Агонистика - упражнения, применяемые для подготовки к соревнованиям;

· Гимнастика - упражнения, используемые с целью общего физического развития.

Преемниками древне-эллинской культуры стали древние римляне. Они ввели снаряды для лазанья (для обучения преодолению препятствий), деревянный конь (для обучения приемам верковой езды) и, по некоторым данным, деревянный стол для прыжков. Необходимо также отметить, что римляне широко использовали различные акробатические упражнения, которые в то время достигли довольно высокого технического уровня благодаря искусству странствующих артистов-акробатов, пользовавшихся большой популярностью в широких народных массах.

Таким образом уже в древние времена начали определяться особенности современной гимнастики. Занятия физическими упражнениями, а следовательно, и «гимнастическими» в те времена были доступны только представителям господствующих классов. Рабы и простой народ к этому не допускались.

2. Гимнастика в средневековье.

В средние века, с появлением христианства, когда церковь и феодальная знать заключили тесный союз для защиты своих экономических и духовных интересов гимнастика подверглась ожесточенным нападкам католической церкви. Забота о человеческом теле счиалась делом греховным. Любая форма двигательной активности, не связанная с профессионально-трудовыми, бытовыми и религиозными обязанностями рассматривалась как ересь, достойная отлучения от церкви. Кроме этого, ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало – под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, – духовному, возвышенному.

Уступка была сделана только феодалам. Они занимались физическими упражнениями, чтобы воспитать себя как воинов. Таким образом, средства физического воспитания продолжали все-таки совершенствоваться в двух направлениях:

· широко распространенные рыцарские турниры - развитие верховой езды и фехтования (Боевые действия воинов, вооруженных тяжелыми доспехами, требовали большой физической силы, выносливости и ловкости. Для их развития применялись гимнастические и акробатические упражнения, бег, поднятие и перенос тяжестей, упражнения в прыжках, лазании, перелезании через различные препятствия; сложные боевые приемы предварительно изучались на деревянном коне);

· искусство странствующих артистов-акробатов.

3. Создание национальных систем гимнастики.

Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в., что было обусловлено общественными запросами. Для успешного ведения захватнических и оборонительных войн нужны были массовые регулярные армии, хорошая вневойсковая военно-физическая подготовка молодежи. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно правильным методом физического воспитания молодежи.

В первой половине XIX в. наметились три направления в развитии гимнастики:

· атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе и на гимнастических снарядах);



· гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека);

· прикладное (гимнастика использовалась как средство обучения солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне).

3.1. Немецкая система гимнастики.

Немецкая система гимнастики складывалась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Основателем, отцом немецкой гимнастики принято считать Иоганна Фридриха Людвига Кристофора Яна (1778 – 1852). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в целях освобождения страны от оккупации. Ян создал свою систему, в которую входило 24 группы упражнений. Особое внимание уделялось упражнениям на гимнастическом коне, козле, параллельных брусьях, турнике, упражнениям со скамейкой и обручем, акробатике, танцам. Применялись и военно-прикладные упражнения: стрельба из лука и огнестрельного оружия, переноска тяжестей, верховая езда и др. Он назвал свою гимнастику «турнкунст» (искусство изворотливости), а учеников - «турнерами». Позднее немецкую гимнастику стали называть «тур-нен».

Основателем школьной гимнастики в Германии считается Адольф Шписс (1816 – 1858). В 1840 г. он опубликовал труд «Учение о турнерском искусстве». Урок гимнастики Шписса содержал порядковые упражнения (строевые упражнения и перестроения), затем следовали вольные упражнения (движения из суставной гимнастики Песталоцци и гимнастики Фита), подготавливающие к упражнениям на снарядах. Шписс ввел групповые снаряды: длинную перекладину и брусья, ряды лестниц, шестов и т. п. В последней части урока проводились игры и массовые упражнения. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение, сочетались с пением и демонстрировались на гимнастических праздниках.

3.2. Шведская система гимнастики.

Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое направление. Основателем был Пер Генрих Линг (1776 – 1839).

В 1813 г. в Стокгольме был открыт специальный институт, в котором П. Линг начал создавать национальную систему гимнастики. В основу ее он положил гигиенический принцип: укрепление здоровья, развитие организма человека. В основу методики шведской системы гимнастики П. Линг положил анатомический признак - подбирать упражнения для развития отдельных частей тела (мышц рук, ног, брюшного пресса, спины). Предусматривалась четкая дозировка физической нагрузки. С этой целью были введены новые снаряды: шведская (гимнастическая) стенка, гимнастическая скамейка, канаты и др.

3.3. Французская система гимнастики.

Полковник Аморос (1770-1848 гг.), один из приверженцев Наполеона, считается создателем французской системы гимна­стики. Главным мотивом его системы была подготовка закаленного воина, способного переносить тяжелую физическую нагрузку и преодолевать опасности. Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях: ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или «раненого», плавание и ныряние, борьба, метания, стрельба, фехтование и вольтижировка. Применялись снаряды, которые следовало преодолевать с наибольшей скоростью и экономией сил (лестницы, канаты, шесты, заборы).

Проводя урок, он не придерживался определенной схемы, а установил лишь общие принципы:

· упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты;

· проводить их надо последовательно, от легких к трудным, от простых к сложным;

· на занятиях учитывать индивидуальные особенности занимающихся.

Изменяя скорость, направление и амплитуду движений, можно усилить или ослабить действие одного и того же упражнения. Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию навыков правильного дыхания. Это была первая попытка своеобразного музыкального сопровождения на занятиях. Упражнения французской системы гимнастики использовались и в русской армии.

3.4. Сокольская система гимнастики.

Основателем сокольской системы гимнастики был профессор Пражского университета М. Тырш (1832-1884 гг.). Сокольская система по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. М. Тырш стремился к тому, чтобы упражнения были красивыми и привлекательными (ведь М. Тырш был профессором эстетики).

Для нее характерны:

· выполнение упражнений с вытянутыми носками и пальцами рук, прямолинейность и резкость движений;

· выполнение вольных упражнений и упражнений на снарядах в виде комбинаций, причем особое внимание обращалось на красоту переходов из одного положения в другое и положения тела во время пауз (в вольных упражнениях особенно);

· прыжки, так же как вольные упражнения и упражнения на снарядах, должны выполняться точно и красиво.

Взамен многократного повторения одного и того же упражнения на снарядах «соколы» ввели комбинации различных движений, а с 1862 г. стали проводить соревнования по гимнастике. Также была разработана терминология гимнастических упражнений, в которой почти каж­дое упражнение называлось одним-двумя словами, чтобы было удобно. Занятия в единообразных костюмах, под музыкальное сопровождение, четкость выполнения упражнений, организация соревнований и массовых выступлений обеспечили успех сокольской гимнастике во многих странах. Она явилась основой современной спортивной гимнастики.

4. Гимнастика в дореволюционной России и в СССР.

4.1. Гимнастика в дореволюционной России.

Широкое развитие гимнастики в России началось в XVIII веке. Серьезное внимание гимнастике, как прикладной дисциплине, уделял Петр I и А.В. Суворов. Как и в других странах, в России спортивная гимнастика первоначально культивировалась в основном в армейской среде.

До середины XIX в. царское правительство серьезного значения гимнастике не придавало, и лишь после Крымской войны (1853-1856 гг.) она вводится как обязательный предмет обучения солдат. Сначала в гвардейском и гренадерском корпусах, а затем во всех воинских частях.

Существенную роль в развитии гимнастики в России сыграл известный ученый и педагог П.Ф.Лесгафт (1838-1909). Он является первый создатель отечественной системы гимнастики.
П.Ф.Лесгафт разработал систему физического образования детей школьного возраста на гимнастической основе. Его методические требования сводились к следующему:

· цель физического образования заключается во всестороннем гармоническом развитии личности;

· выбор применяемых упражнений должен определяться педагогическими задачами физического воспитания;

· при подборе упражнений должны учитываться возрастные и другие особенности учащихся и сами упражнения должны быть естественными;

· в занятиях должен соблюдаться принцип постепенности и последовательности;

· физическое образование учащихся должно быть тесно связано с умственным образованием и нравственным воспитанием.

Первые соревнования по гимнастике, организованные в Москве Русским гимнастическим обществом, прошли в 1885 г. В них приняли участие всего 11 человек, но начало было положено.

В 1889 г. гимнастика вводится в программу мужских учебных заведений. В конце XIX - начале XX века в различных городах России создаются гимнастические общества и кружки, начинают регулярно проводиться чемпионаты страны.

4.2. Гимнастика в СССР.

В СССР гимнастика стала по-настоящему массовым видом спорта.

Развитие спортивной гимнастики в СССР в 20-е годы связано, прежде всего, с осуществлением всеобуча. В 1918 г.был создан Всевобуч - организация, которой партия поручила подготовку резервов для Красной Армии. Работники Всевобуча под руководством Н. И. Подвойского широко использовали гимнастику для боевой и физической подготовки молодежи.

Первый чемпионат страны прошел в 1928 г. (в рамках Всесоюзной Спартакиады). В командном зачете победила сборная Украины, а абсолютным чемпионом страны стал Мечислав Мурашко. В программу первых соревнований по гимнастике включались не только «классические» ее дисциплины, но и бег, лазанье по канату, метание гранаты и другие прикладные упражнения.

В начале 30-х годов создается Всесоюзная секция по гимнастике, позже преобразованная в Федерацию спортивной гимнастики СССР. В 1932 г. было разыграно второе по счету абсолютное первенство страны, - на этот раз в соревнованиях приняли участие и женщины. Первой абсолютной чемпионкой стала Татьяна Вощинина.

В 1949 г. Федерация гимнастики СССР вступила в ФИЖ. А в 1952 г. советские гимнасты впервые участвовали в Олимпийских играх. В общей сложности советские гимнасты завоевали на Олимпийских играх более 300 наград: около половины из них - золотые. А на 14 чемпионатах мира, прошедших с их участием, наши спортсмены выиграли более 400 медалей, среди которых тоже немало «золота».

Советская школа гимнастики подарила миру немало выдающихся спортсменов: Лариса Латынина, Людмила Турищева, Борис Шахлин, Виктор Чукарин, Михаил Воронин, Юрий Титов, Валентин и Софья Муратовы, Наталья Кучинская, Полина Астахова, Юрий Титов, Николай Андрианов, Ольга Корбут, Александр Дитятин, Юрий Королев, Нелли Ким, Виталий Щербо, Елена Шушунова, Дмитрий Билозерчев, Елена Мухина, Ольга Бичерова и мн. др.

5. Развитие гимнастики в Республике Беларусь.

На Беларуси спортивная гимнастика развивается с 1920 года. С 1889 занятия гимнастикой включались в учебные программы учительских семинарий (г. Молодечно, Несвиж, Полоцк, Свислочь); как элемент общефизической подготовки – в школьные программы.
В 1909 в г. Гродно было образовано гимнастическое общество «Сокол». В 1910–1914 в г. Вильня, Гродно, Могилев, Слуцк и др. проходили гимнастические праздники учащейся молодежи.
На начало 1914 насчитывалось 50 спортивных организаций. В 1920–1921 годах в отделах Всеобуча проходили занятия по гимнастике на отдельных снарядах.
Первенство Беларуси по спортивной гимнастике впервые проведено в 1927 (среди мужчин).
I Всебелорусский зимний гимнастический праздник состоялся в 1933.
Наиболее интенсивно спортивная гимнастика развивается с начала 1950-х. В 1960-х сформировалась белорусская женская гимнастическая школа (тренеры В.Д. Дмитриев, Р.И. Кныш и др.), которая повлияла на развитие спортивной гимнастики в СССР и других странах. Затем сформировалась и мужская сборная гимнастическая школа (тренеры Р.С, Ваткин, В.В. Дойлидов и др.). На Беларуси проводились крупнейшие международные турниры по спортивной гимнастике, в том числе и чемпионат Европы (1971). Белорусские гимнасты начали участвовать в Олимпийских играх с 1960 года в г.Риме. Первым серебряным призёром в спортивной гимнастике стал Николай Милигуло.

Среди белорусских гимнасток наиболее известны Т. Аржанникова, С. Баитова, С. Богинская, Е. Волчецкая, Н. Ким, В. Корбут, А. Кошель, Т. Лазакович, Л. Петрик, Е. Пискун, Е. Полевая; среди мужчин – Ю. Балабанов, В. Волынчук, И. Иванков, А. Кан, Д. Касперович, А. Кружилов, А. Малеев, Н. Милигуло, И. Павловский, В. Рудницкий, Д. Савенков, А. Синкевич, А. Тумилович, А. Шостак, В. Щербо, В. Щукин и др.

Список литературы:

1. В.В. Столбов, книга / Физическая культура и спорт в XVIII в. и первой половине XIX в. / В.В. Столбов, История и организация физической культуры и спорта. - М., 1982. - 68 - 70 с.

2. В.В. Столбов, книга / Физическая культура и спорт во второй половине XIX в. и первой половине XX в. / Столбов В.В., История и организация физической культуры и спорта. - М., 1982. - 77 - 79 с.

3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. – М., «Радуга» 1982.

4. Гимнастика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г484 М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н.В. Казакевич и др.; Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

5. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорт. Оренбург, 1997