Водное поло сколько периодов. Правила игры в водное поло. Из истории водного поло

В правила водного поло не раз вносились изменения, чтобы сделать игру более динамичной и зрелищной. Одним из самых кардинальных нововведений стала в свое время отмена правила, запрещавшего после свистка судьи любые перемещения игроков по полю. Столь же важным было решение (в 1970) Международного комитета по водному поло ограничить штрафное время и время непрерывного владения мячом одной командой без броска по воротам (позже оба этих временных отрезка были сокращены). Прежде удаленный игрок мог вернуться на площадку только после того, как забьют гол, и нередко команда, имея устраивающий ее счет в матче, не торопилась реализовать численное преимущество, поскольку время владения мячом (без броска по воротам) не ограничивалось.

В разные годы была также сокращена длина площадки, увеличена продолжительность периодов, ограничена силовая борьба, разрешены замены не только во время остановок в игре, но и в ходе игры и т.д. Сейчас правила водного поло пересматриваются каждые 4 года: при необходимости туда вносятся изменения, «подсказанные» игровой практикой.

Составы команд. Команды в водном поло состоят не более чем из 13 человек, непосредственно в игре участвуют 7 из них: вратарь и 6 полевых игроков. Замену можно производить в любое время: во время остановки в игре - в любой точке, а непосредственно в ходе игры - только в зоне повторного входа.

Хронометраж. Матч состоит из 4 периодов по 7 мин чистого времени каждый с 2-минутным перерывом между ними. (После 2-го периода и 1-го периода дополнительного времени команды меняются воротами.) Если ничья в матче исключена, а победитель в основное время не был выявлен, назначается дополнительное время : 2 периода по 3 мин с минутным перерывом между ними. Если и в этом случае ни одна из сторон не добьется победы, назначается третий дополнительный период, игра в котором идет до первого гола.

Каждая команда имеет право на два таймаута (по 1 мин). Взять их тренер может в любое время, но только в ситуации, когда мячом владеет его команда.

Ход игры. Игра в начале каждого периода начинается с розыгрыша мяча. Обе команды располагаются на линиях своих ворот, а мяч устанавливается в центре поля. По свистку судьи самый быстрый игрок от каждой команды устремляется к мячу с тем, чтобы завладеть им раньше соперника и начать атаку партнеров. После гола (который фиксируется, если мяч полностью перешел линию ворот в пространстве между стойками и под перекладиной ворот) «потерпевшая» команда возобновляет игру с центра поля.

Команде, овладевшей мячом, на завершение атаки дается не более 35 сек (если команда в течение этого времени успела произвести бросок по воротам и вновь завладела мячом, отсчет 35 сек начинается снова).

Если мяч вышел за линию ворот от игрока атакующей команды, защищающаяся сторона возобновляет игру броском от ворот (бросок производится из створа ворот и с линии ворот). Если же мяч ушел за линию ворот от игрока обороняющейся команды, атакующая сторона получает право на угловой бросок . Он производится с 2-метровой отметки - при этом ни один игрок (за исключением вратаря) не имеет права находиться в 2-метровой зоне.

В некоторых ситуациях (вынужденный перерыв в игре; игроки обеих команд одновременно совершили «равноценные» нарушения или вместе коснулись мяча перед тем, как он покинул пределы площадки; мяч в полете задел препятствие над полем; судья по ошибке остановил игру или не может точно установить виновника нарушения и др.) производится спорное вбрасывание : рефери бросает мяч приблизительно напротив того места, где возникла спорная ситуация, - так, чтобы игроки обеих команд имели равные шансы завладеть им.

Нарушения правил. Обычные фолы. В водном поло существуют определенные ограничения в «работе» с мячом: запрещается полностью погружать его под воду (в момент противодействия со стороны соперника), наносить удар по мячу кулаком, а также касаться его одновременно двумя руками (это разрешено только вратарю - в пределах своей 4-метровой зоны). Если кто-то из игроков допустил подобное нарушение, команда-соперница получает право на свободный бросок , а гол, забитый ударом кулака или броском двумя руками, не засчитывается. Правилами запрещено также передавать мяч партнеру, находящемуся впереди пасующего в 2-метровой зоне у ворот соперника. В подобной ситуации мяч тоже отдается сопернику для проведения свободного броска. (Свободные броски в водном поло выполняются с места нарушения, а если оно допущено в пределах 2-метровой зоны, - то с 2-метровой линии напротив места нарушения.)

К числу обычных фолов , которые наказываются присуждением свободного броска в пользу команды-соперницы, относятся также следующие нарушения: держание или отталкивание в ходе игры от стоек ворот и их креплений, а также стенок бассейна; активное участие в игре спортсмена, который в этот момент стоит, ходит или отталкивается от дна бассейна (запрет не распространяется на вратаря в пределах его 4-метровой зоны); толчок или создание каких-либо помех передвижению соперника, не владеющему мячом; превышение командой 35-секундного лимита на непрерывное владение мячом; затяжка времени; выполнение штрафного не по правилам; касание вратарем мяча на чужой половине поля и некоторые др.

Фолы удаления. К их числу относятся: захват, блокировка, толчок или «топление» не владеющего мячом соперника (по правилам, дриблинг не считается владением мячом); помехи сопернику при свободном (угловом, штрафном) броске; «уход» с площадки; удар соперника рукой или ногой; намеренный плеск водой в лицо сопернику и пр.

Игрок, допустивший любое из таких нарушений, удаляется с поля на 20 сек (чистого времени) без права замены. Он может вернуться на площадку раньше, - в случае, если соперник реализует численное преимущество. Если в матче назначается дополнительное время, а удаленный игрок не отбыл полностью наказание, остаток его штрафного времени переходит на овертайм.

В водном поло возможны обоюдные удаления: когда игроки противоборствующих команд одновременно допускают нарушения.

Правилами предусмотрено и такое наказание, как удаление до конца игры (с правом замены). Оно назначается за неспортивное поведение игрока: словесное оскорбление соперников, судей и пр.; грубая игра или жестокость; неуважение к судьям и др.

Фолы штрафного броска. За фолы удаления в своей 4-метровой зоне, а также в ситуации, когда игрок обороняющейся команды спас ворота от неминуемого гола, но сделал это с нарушением правил (например, сместил ворота или коснулся мяча двумя руками/кулаком), команда-соперница получает право на пенальти - штрафной бросок с 4-метровой линии. Пенальти назначается и в ситуации, когда запасной (или удаленный игрок, чье штрафное время еще не истекло) появляется на площадке, чтобы предотвратить гол или на последней минуте игры (овертайма), а также когда тренер вмешивается в ход игры или пытается взять таймаут не по правилам.

Штрафной бросок выполняется любым игроком атакующей команды, кроме вратаря. Все спортсмены, за исключением вратаря и игрока, пробивающего пенальти, покидают 4-метровую зону и при этом располагаются на расстоянии не менее 2 м от пенальтиста.

Если нарушение произошло в момент окончания периода, пенальти должен быть пробит. Но в отличие от «обычного» штрафного, если мяч после пенальти отлетит в поле от вратаря (стоек/перекладины ворот), его уже нельзя добивать в ворота.

За грубую игру в своей 4-метровой зоне судья, помимо назначенного пенальти, может также удалить провинившегося игрока до конца матча (с правом или без права замены - в зависимости от характера нарушения).

Персональные фолы. Персональный фол засчитывается игроку за фол удаления (штрафного броска). Получив 3 персональных фола, спортсмен автоматически удаляется с площадки до конца игры - с правом замены.

Федерация водного поло России

СОРЕВНОВАНИЙ

ПО ВОДНОМУ ПОЛО

2009 - 2013гг.

Правила соревнований по водному поло.

Материалы предоставлены Федерацией водного поло России.

Подписано в печать 10.12.2010.

Формат 210х297. Бумага Lumisilk. Печать цифровая. Заказ 1357/10. Тираж 250 экз.

Сверстано и отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в типографии ООО «КИНЕФ».

Россия, 187110, Ленинградская область, г.Кириши, шоссе Энтузиастов, д.1.

I. Правила соревнований по водному поло

Игровое поле и оборудование

Команды и запасные

Судейская коллегия

Судьи игры

Судьи на линиях ворот

Хронометристы

Секретари

Продолжительность игры

Тайм-ауты

Начало игры

Способ ведения счета

Броски от ворот

Угловые броски

Спорные вбрасывания

Свободные броски

Простые ошибки

Грубые ошибки

Нарушения 5-ти метрового штрафного броска

Выполнение 5-ти метровых штрафных бросков

Персональные замечания

Инцидент, травма или болезнь

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А Инструкция по использованию двух судей игры

Приложение В Сигналы, подаваемые судьями

Приложение С Дисциплинарные меры в водном поло на соревнованиях ФИНА

Возрастные группы

II. Количественный состав судейской коллегии по водному поло

III. Правила игры в мини водное поло

Раздел 1 Поле для игры и оборудование

Состав судейской коллегии

Судья игры

Секретарь игры

Удаления и замены игроков

Продолжительность игры

Начало игры

Взятие ворот

Возобновление игры после взятия ворот

Бросок от ворот

Угловой бросок

Спорный бросок

Свободный бросок

Простые ошибки

Грубые ошибки

4-х метровый штрафной бросок

Выполнение 4-х метрового штрафного броска

IV. Таблица по проведению соревнований с разным количеством

участвующих команд

V. Положение о судейской коллегии

VI. Кодекс этики судьи по водному поло

VII. Дисциплинарный кодекс

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВОДНОМУ ПОЛО

WP 1. Игровое поле и оборудование

WP 1.1. Организация, проводящая соревнования, отвечает за правильные размеры и маркировку игрового поля и обеспечивает всеми необходимыми креплениями и оборудованием.

WP 1.2. Разметка и маркировка игрового поля при проведении игры двумя судьями игры должна соответствовать Схеме 1.

Судья на линии ворот

СУДЕЙСКИЙ СТОЛ

Минимальное

расстояние от линии ворот до стенки

бассейна

Границы игрового поля (боковые и лицевые линии)

Судья на линии ворот

Зона замены

СКАМЕЙКА ЗАПАСНЫХ

игроков (красная)

Лицевая линия (белая) Линия ворот (пунктирная)

2-х метровая линия (красная)

5-ти метровая линия (желтая)

Середина поля (белая)

5-ти метровая линия (желтая)

2-х метровая линия (красная)

Линия ворот (пунктирная) Лицевая линия (белая)

игроков (

СКАМЕЙКА ЗАПАСНЫХ

Рис. Схема 1.

WP 1.3. При судействе одним судей, он должен находиться на той стороне, где установлен судейский стол, а судьи на линиях ворот - на противоположной стороне.

WP 1.4. Для игр мужских команд расстояние между лицевыми линиями должно быть не менее 20 м, но не более 30 м. Для игр женских команд расстояние между лицевыми линиями должно быть не менее 20 м, но не более 25 м. Ширина игрового поля должна быть не менее 10 м, но не более 20 м. Границы игрового поля (лицевые линии) должны находиться на расстоянии 0,30 м за линиями ворот.

WP 1.5. Для соревнований, проводимых Международной федерацией плавания (ФИНА), размеры игрового поля, глубина бассейна, температура и освещенность должны соответствовать нормам, изложенным в Правилах ФИНА.

WP 1.6. По обеим сторонам игрового поля должны быть нанесены четкие линии разметки:

белые - линии ворот и средняя линия поля;

красные - 2 м от линии ворот;

желтые - 5 м от линии ворот.

Боковые границы игрового поля должны быть:

от линии ворот до отметки 2 м красного цвета;

от отметки 2 м до отметки 5 м - желтого цвета;

от отметки 5 м до середины поля - зеленого цвета.

WP 1.7. Для обозначения зоны для замены игроков на лицевых линиях поля наносятся красные метки на расстоянии 2 м от углов в сторону ворот на противоположной от судейского стола стороне бассейна.

WP 1.8. На бортиках бассейна должно быть обеспечено достаточно свободного пространства для того, чтобы судьи могли без помех передвигаться от одного конца игрового поля до другого. Должно быть достаточно места также и для размещения судей на линиях ворот.

WP 1.9. У секретаря должны быть отдельные флаги красного, белого, желтого и синего цветов, каждый размером 0,35х0,20 м.

WP 2. Ворота

WP 2.1. По обеим сторонам игрового поля, на линиях ворот, устанавливаются две стойки и перекладина ворот прямоугольной формы толщиной 0,075 м, обращенные в сторону игрового поля и окрашенные в белый цвет. Они должны быть установлены строго посередине линии ворот и на расстоянии не менее 0,30 м от границ игрового поля.

WP 2.2. Расстояние между стойками ворот должно быть 3 м. Если глубина бассейна составляет 1,5 м или более, то нижний край перекладины должен находиться на высоте 0,90 м над поверхностью воды. Если же глубина бассейна менее 1,50 м, то нижний край перекладины должен отстоять от дна бассейна на 2,40 м.

WP 2.3. К стойкам и перекладине ворот должна надежно крепиться мягкая сетка, закрывающая всю площадь ворот, и она должна быть закреплена таким образом, чтобы обеспечить по всему пространству ворот не менее 0,30 м свободного пространства позади линии ворот.

WP 3.1. Мяч должен быть круглым и иметь воздушную камеру с закрывающимся ниппелем. Мяч должен быть без наружных отслоений, водонепроницаемый и не покрытым жиром или подобным веществом.

WP 3.2. Вес мяча должен быть не менее 400 гр., но не более 450 гр.

WP 3.3. Для игр мужских команд длина мяча по окружности должна быть не менее 0,68 м, но не более 0,71 м, а давление внутри него должно быть в пределах 90-97 кПА (килопаскаль), (13-14 фунтов на квадратный дюйм атм. давления).

WP 3.4. Для игр среди женских команд длина мяча по окружности должна быть не менее 0,65 м, но не более 0,67 м, а давление внутри него должно быть в пределах 83-93 кПА (12-13 фунтов на квадратный дюйм атм. давления).

WP 4. Шапочки

WP 4.1. Одна из играющих команд должна быть в шапочках белого цвета, а другая - в шапочках контрастирующего цвета, отличного от цвета мяча, но не ярко-красного и одобренного судьей игры. Судьи могут потребовать, чтобы вторая команда играла в шапочках синего цвета. Вратари должны играть в шапочках красного цвета. Шапочки должны быть застегнуты под подбородком и надеты в течение всей игры. Если во время игры игрок потеряет шапочку, то он должен заменить ее во время следующей остановки игры.

WP 4.2. Шапочки должны иметь прочные ушные протекторы, которые должны быть одного цвета с шапочками команды. Только протекторы на шапочках вратарей могут быть красного цвета.

WP 4.3. На каждой стороне шапочек должны быть нанесены номера с высотой цифр 0,10 м. Вратарь должен иметь шапочку с номером 1, а все другие игроки - с номерами от 2 до 13. Запасной вратарь должен играть в красной шапочке под номером 13. Игрокам не разрешается менять номер во время игры, за исключением разрешения на это судьи и при уведомлении секретаря.

WP 4.4. Для международных матчей на шапочках спереди должна быть нанесена трехбуквенная аббревиатура страны, а также возможно, и национальный флаг. Высота букв аббревиатуры страны должна быть 0,04 м.

WP 5. Команды и запасные

WP 5.1. Каждая команда должна состоять из семи игроков, одним из которых должен быть вратарь, играющий во вратарской шапочке, и не более шести резервных игроков, которые могут быть использованы как запасные. Команда, играющая с менее чем 7 игроками, может не иметь вратаря.

WP 5.2. Все игроки, не принимающие участия в игре, должны находиться, вместе с тренерами и официальными лицами, за исключением главного тренера, на скамейке своей команды, и не должны покидать ее с момента начала игры, за исключением перерывов между периодами и тайм-аутов. Главному тренеру атакующей команды разрешено продвигаться к 5-ти метровой линии. Команды должны меняться сторонами только в середине игры и перед началом второго периода добавочного времени. Обе скамейки команд должны размещаться на противоположной от судейского стола стороне бассейна.

WP 5.3. Капитаны должны быть играющими членами своих команд, и каждый из них отвечает за примерное поведение и дисциплину игроков своей команды.

WP 5.4. Игроки должны играть в непрозрачных, двойных плавках или купальниках. Перед вступлением в игру игроки должны снять с себя любые предметы, которые могут нанести травму сопернику.

WP 5.5. Игроки не должны наносить на тело жир или подобное вещество. Если рефери перед началом игры убедится, что такое вещество было использовано, он должен заставить игрока немедленно удалить его. Начало игры при этом не должно задерживаться. Если такое нарушение будет обнаружено после начала игры, то нарушивший правило игрок удаляется до конца игры, а запасному разрешается войти в игру немедленно из зоны для замены игроков, ближайшей к своей линии ворот.

WP 5.6. Игрок, в любое время игры, может быть заменен, покидая игровое поле в зоне для замены игроков, ближайшей к своей линии ворот. Запасной может войти в игру из зоны для замены игроков, как только заменяемый игрок явно появится над водой в зоне для замены игроков. Если по этому Правилу заменяется вратарь, то запасной дол-

жен надеть шапочку вратаря. Никакая замена по этому Правилу не должна проводиться в период между назначением и проведением 5-ти метрового штрафного броска, за исключением тайм-аута.

WP 5.7. Запасной может войти в игровое поле с любого места:

a) во время перерывов между периодами игры, включая перерыв между периодами дополнительного времени;

b) после взятия ворот;

c) во время тайм-аута;

d) для замены игрока, получившего травму, или у которого появилась кровь.

WP 5.8. Запасной должен быть готов заменить игрока без задержки. Если он не готов, игра должна продолжаться без запасного, который затем может в любое время войти в игровое поле из ближайшей к своей линии ворот зоны для замены игроков.

WP 5.9. Вратарь, замененный запасным, и возвратившийся затем в игру, может играть на любой позиции.

WP 5.10. Если вратарь покидает игру по любой причине медицинского характера, судья должен разрешить немедленную замену, при условии, что один из игроков наденет шапочку вратаря.

ПРИМЕЧАНИЕ.

Если тренер команды на игру заявляет одного вратаря.

Тренер может заменить вратаря в любое игровое время (согласно действующих Правил) на любого игрока. При условии:

! если игрок, которого ставят в ворота не был задействован в текущей игре, он надевает красную шапочку, и на него распространяются все привилегии вратаря;

! если игрок был задействован в текущей игре, он надевает красную шапочку и на него не распространяются привилегии вратаря, т.е. он стоит в воротах как полевай игрок.

WP 6. Судейская коллегия

WP 6.1. Для соревнований, проводимых ФИНА, судейская коллегия должна включать: двух судей игры, двух судей на линиях ворот, хронометристов и секретарей, причем каждый из них наделяется соответствующими полномочиями и обязанностями. Соревнования другого уровня должны, по возможности, обеспечиваться таким же составом судейской коллегии. В случае если, игра проводится двумя судьями без судей на линиях ворот, в этом случае они принимают права и обязанности последних.

ПРИМЕЧАНИЕ.

В зависимости от степени важности, игры могут вестись бригадами, включающими от четырех до восьми судей, следующим образом:

а) судьи игры и судьи на линиях ворот:

! два судьи игры и два судьи на линиях ворот; или

! два судьи игры без судей на линиях ворот; или

! один судья игры и два судьи на линиях ворот

b) хронометристы и секретари:

! один хронометрист и один секретарь:

хронометрист регистрирует время непрерывного владения мячом каждой командой в соответствии с WP 20.17. Секретарь регистрирует чистое время игры, тайм-ауты и время перерывов между периодами, а также точное время удаления игроков, удаленных в соответствии с Правилами. Секретарь также должен вести запись игры, как установлено в Правиле WP 10.1.

Два хронометриста и один секретарь:

хронометрист №1 регистрирует чистое время игры, тайм-ауты и время перерывов между периодами. Хронометрист №2 регистрирует время непрерывного вла-

дения мячом каждой командой в соответствии с Правилом WP 20.17. Секретарь ведет запись игры в соответствии с Правилом WP 10.1.

Два хронометриста и два секретаря:

хронометрист №1 регистрирует чистое время игры, тайм-ауты и время перерывов между периодами. Хронометрист №2 регистрирует время непрерывного владения мячом каждой командой в соответствии с Правилом WP 20.17. Секретарь №1 ведет запись игры в соответствии с Правилом WP 10.1.(а). Секретарь №2 выполняет обязанности, изложенные в Правиле WP 10.1.(b), (с) и (d), относящиеся к удалению игроков и третьему персональному замечанию.

WP 7. Судьи игры

WP 7.1. Судьи игры должны полностью контролировать игру. Этот контроль над игроками должен быть полным в течение всего времени нахождения судей игры и игроков в бассейне. Все решения судей игры по фактическим вопросам должны быть окончательными. Интерпретация правил судьями игры должна быть обязательной для игроков в течение всей игры. Судья игры не должен делать каких-либо предположений в отношении фактов любой ситуации во время игры, но должны интерпретировать самым наилучшим образом все наблюдаемое ими.

WP 7.2. Судья игры должен подавать сигнал свистком о времени начала и возобновления игры, а также о взятии ворот, бросках от ворот, угловых бросках (независимо от того, был ли подан сигнал судьей на линии ворот или нет), спорных бросках и о нарушениях правил. Судья игры может изменить свое решение при условии, что он сделает это до возврата мяча в игру.

WP 7.3. Судьи игры должны воздерживаться от объявления нарушения, если, по их мнению, такое решение будет в пользу команды, игрок которой нарушил правила.

Судьи игры не должны фиксировать простую ошибку, когда еще остается возможность играть в мяч.

ПРИМЕЧАНИЕ.

Судьи игры должны придерживаться этого принципа в полной мере. Они не должны, например, фиксировать простую ошибку в пользу игрока, владеющего мячом и продвигающегося по направлению к воротам соперника, т.к. ясно, что в этом случае выгоду получит нарушившая правила команда.

WP 7.4. Судьи игры обладают правом удалять любого игрока, тренера и любое официальное лицо в соответствии с данными Правилами и прекратить игру, если кто-либо из них отказывается подчиниться их решению.

WP 7.5. Судьи игры обладают правом удалять из бассейна любого игрока, запасного, зрителя или официальное лицо, чье поведение препятствует судье выполнять свои обязанности соответствующим и независимым образом.

WP 7.6. Судьи игры имеют право покинуть игру в любое время, если, по их мнению, поведение игроков, зрителей, или другие обстоятельства препятствуют ее завершению. Если судьи игры покидают игру, то они должны доложить о своих действиях в соответствующую инстанцию.

WP 8. Судьи на линиях ворот

WP 8.1. Судьи на линии ворот должны располагаться на той стороне бассейна, на которой установлен судейский стол.

WP 8.2. В обязанности судей на линиях ворот входит подавать сигнал:

а) о правильном расположении игроков на своих линиях ворот при начале периода поднятием руки вертикально вверх;

b) о неправильном старте поднятием обеих рук вверх;

c) при броске от ворот указанием рукой направление атаки;

d) при угловом броске указанием рукой направление атаки;

e) о взятии ворот скрещенными руками;

f) о неправильном входе удаленного игрока или неправильном входе в игру запасного поднятием обеих рук вертикально вверх.

WP 8.3. Каждый судья на линии ворот должен иметь запас мячей, и при вылете мяча, находившегося в игре, за границы игрового поля, судья должен немедленно бросить вратарю новый мяч (для броска от ворот) или игроку атакующей команды (для углового броска), таким образом, как укажет судья игры.

WP 9. Хронометристы

WP 9.1. В обязанности хронометристов входит:

a) регистрировать точное чистое время, тайм-ауты и время перерывов между периодами;

b) регистрировать время непрерывного владения мячом каждой командой;

c) регистрировать время удаления игроков в соответствии с Правилами

и время повторного входа таких игроков или игроков, входящих на замену; d) подавать голосом сигнал о начале последней минуты игры

или последней минуты второго периода дополнительного времени; e) подавать сигнал свистком после 45 секунд и об окончании каждого тайм-аута.

WP 9.2. Хронометрист должен подавать сигнал свистком (или любыми другими имеющимися ясно различимыми акустически и легко понятными средствами) об окончании каждого периода независимо от судьи игры и его сигнал должен иметь немедленное воздействие, за исключением когда:

a) одновременно с этим сигналом судья игры присуждает 5-ти метровый штрафной бросок.

В этом случае, в соответствии с Правилами, должен проводиться 5-ти метровый штрафной бросок;

b) мяч находится в полете и пересекает линию ворот. В этом случае взятие ворот засчитывается.

WP 10. Секретари

WP 10.1. В обязанности секретарей входит:

a) вести запись игры: игроки, счет, тайм-ауты, грубые ошибки, 5-ти метровые штрафные броски, а также персональные замечания, получаемые каждым игроком;

b) следить за временем удаления игроков и подавать сигнал об окончании времени удаления поднятием соответствующего флага, за исключением случая, когда судья игры должен подавать сигнал на повторный вход удаленного игрока или запасного при досрочной смене владения мячом. Через 4 минуты секретарь должен сигнализировать игроку, заменившему игрока совершившего акт жестокости, отмашкой желтого флага одновременно с флагом соответствующей команды;

c) подавать сигнал свистком и красным флагом о каждом неправильном повторном входе в игру удаленного игрока или неправильном входе запасного (также и после сигнала судьи на линии ворот о неправильном повторном входе или входе в игру запасного). Такой сигнал должен немедленно останавливать игру;

d) без задержки подавать сигнал о наказании третьим персональным замечанием любого игрока, следующим образом:

! красным флагом, если третье персональное замечание является удалением;

Занимаясь спортом, вы понимаете, что для создания и поддержания отличной физической формы, одного тренажерного зала мало. Бассейн играет в этом деле немаловажную роль. Однако, просто так ходить в бассейн рано или поздно наскучит. Альтернативой в этом случае может стать водное поло. Эта захватывающая игра требует хорошей координации и отличной физической подготовки. Причем, умение хорошо плавать не является главным критерием. Нужно не только уметь держаться на поверхности воды, но и подниматься в воде до пояса, и все без помощи рук. При плавании нужно держать голову над водой, чтобы видеть игру. Кроме того, это отличная кардиотренировка, во время которой происходит жиросжигание, работают все мышцы, укрепляется позвоночник, тренируется выносливость. Здоровый азарт и отличное настроение также являются составляющими этой командной игры.

История возникновения игры

Впервые в водное поло стали играть во второй половине ХIХ века в Великобритании. Тогда целью игры было продемонстрировать силу и плавательные навыки. Так как Англия была в ХIХ веке великой морской державой, то все водные игры обязательно были в программах летних ярмарок и праздников, и несли в себе оттенок патриотизма. В основу водного поло легли принципы регби.

Немаловажную роль сыграли в становлении игры индийские колонии в Великобритании. Материалом из которого изготавливались первые мячи стал индийский каучук. А слово " поло" произошло от индийского pulu, обозначающего " мяч". Поначалу играли в местных водоемах, и игра была достаточно грубой. Тогда правила не запрещали использовать силу при завладении мячом, так же удержание игрока под водой не являлось нарушением. Вратарь находился за пределами игровой зоны и должен был охранять так называемый причал, куда соперник стремился положить мяч. Кроме того, он мог прыгать в воду каждый раз, когда кто-то атаковал ворота. Современный вид игра получила в 1880 годах.

В 1888 году прошел первый чемпионат по водному поло в Англии. Тогда-то окончательно и установились правила игры. Олимпийским видом спорта Водное поло стало в 1900 году, а для женщин стало возможным играть в водное поло и участвовать в Олимпийских Игр ах только в 2000 годах, да и то после протеста австралийской женской команды.

Рекордсменом в данном виде спорта является венгр Деже Дьярмати. Он стал пятикратным обладателем медалей: три золотые, одна серебряная и одна бронзовая. Этот рекорд пока еще никто не побил. А первым советским спортсменом, попавшим в Зал славы водных видов спорта, стал ватерполист Алексей Баркал.

Чемпионаты Мира по мужскому Водному поло проходят с 1973 года, а женские игры — с 1986. Особой популярностью игра пользуется в Бывшей Югославии и Венгрии.

Основные правила

В игре участвуют две команды, по семь человек в каждой: голкипер и шесть полевых игроков. Цель — забросить мяч в ворота соперников. Униформа игроков — это шапочки, которые различаются по цвету. Белые шапочки обычно у гостей, а темные — у хозяев игры. У голкиперов шапочки красные и обычно имеют номер 1 или 13, иногда 15.

Игра длится четыре периода, каждый по восемь минут. Мяч должен находиться у каждой команды не более 30 секунд. Когда команда пытается забить гол, секундомер останавливается и команде снова дается 30 секунд. Правила дают возможность каждой команде взять два минутных тайм-аута в основное время и один тайм-аут в дополнительное время. Но для этого у команды должен быть мяч.

Конкретных правил к размеру бассейна при игре не установлено, обычно он варьируется от 20*10м до 30*20 м. Глубина бассейна минимум 1,8 метра. Ворота обычно шириной три метра, а высотой 90 см. Мяч — желтого цвета.

Для матчей в бассейне используется определенная разметка: белая линия — центр поля, желтая — линия пенальти (5 метров до ворот), красная линия у ворот (2 метра). За красную линию атакующим ватерполистам без мяча заплывать запрещено.

Правила предполагают, что спортсмены пасуют мяч или толкают мяч перед собой, он всегда должен быть на поверхности. Во время паса мяч не должен касаться воды, он передается по воздуху. В некоторых случаях, пас специально передается так, чтобы отскочить от воды и попасть к игроку, который находится наиболее близко к воротам. Тогда он в прыжке забрасывает мяч. Причем мяч нельзя трогать двумя руками. Только голкипер обладает таким правом. При этом он должен всегда находиться только на своей половине поля, тогда как в распоряжении полевых игроков все поле.

Грубым нарушением в игре считается атака соперника, который не владеет мячом. Кроме того, нельзя топить, удерживать соперника, тащить его. За такое нарушение спортсмена удаляют из воды на 20 секунд или на время атаки противника. Если у игрока набирается три удаления, он отправляется на скамейку запасных с правом замены, при этом шапочка развязывается.

Водное поло очень зрелищная игра. Даже болельщики заряжаются от игроков духом соперничества. Сейчас эта игра становится все популярнее в России. Во многих спортивных центрах проходят тренировки, а потом устраиваются турниры по водному поло. Съезжаются спортсмены из разных городов. Все больший и больший интерес к водному поло проявляют дети и женщины. Замечено даже, что женщины играют гораздо жестче и хитрее, чем мужчины. Может быть поэтому, женская сборная — одна из самых сильнейших в Европе. Так что, товарищеские встречи проводятся обязательно с учетом полового признака, чтобы никому не причинить вреда.

В общем, если хотите получить порцию адреналина с пользой для здоровья, добро пожаловать в бассейн на водное поло. Только там вы сможете показать свою отличную физическую форму, проплыв около трех километров за четыре периода игры и получить удовольствие от командной игры. Только сначала обрежьте ногти под корень, чтобы никого не поцарапать, это главное условие.

Водное поло или ватерполо это чрезвычайно жёсткий, конкурентный и динамичный вид спорта. В игре четыре восьмиминутных периода. Каждая команда состоит из 13 игроков. Процесс игры очень интенсивный, поэтому частые замены являются важной частью тактики и стратегии у тренеров.

Водное поло. Правила

Команда

Каждая команда состоит из 13 игроков. В бассейне в одно и тоже время может находиться не более пяти игроков - вратарь и четыре полевых игрока.

Бассейн

Размеры бассейна по регламенту водного поло по правилам составляет 25 метров (женщины) и 30 метров (мужчины) длина и 20 (не менее 17) метров в ширину. Глубина в идеале 1.8 метров или больше.

Атакующая команда и команда в защите

Атакующая команда - это тот коллектив, который владеет мячом и пытается повести в результат, то есть забросить мяч для водного поло в ворота соперника. Защищающаяся команда пытается остановить нападение и получить мяч, чтобы самим стать нападающими.

Игра

По регламенту время игры состоит из четырёх периодов по 8 минут. Перерыв между вторым и третьим периодами составляет пять минут. Между первым и вторым, а также между третьим и четвёртым две минуты. Тренерам разрешается заменять игроков в любое время игры. Однако тренеры предпочитают проводить замены после забитого гола или вовремя перерывов.

Начиная играть

В начало каждого периода команды выстраиваются в линии на своих половинах бассейна. Когда рефери сигнализирует о начале игры, игроки обеих команд начинают плыть к центру чтобы схватить мяч для водного поло, для того чтобы овладеть им и пойти в атаку. После того как одна команда забивает гол, то обе команды должны вернуться на свою сторону площадки. Команда, пропустившая гол, получает мяч для водного поло. Вся команда со своей половины бассейна идёт в наступление, как только судья даёт сигнал к началу действий.

Цели

Гол считается забитым, когда весь мяч пересекает линию ворот. Гол может быть забит непосредственно со штрафного броска.

Нарушения

Мелкие фолы (штрафной бросок присуждается противнику). Обычный фол присуждается по отношению к игрокам,совершившим нарушение правил или действий указанных ниже:

  • Нарушали линию строя при старте игры.
  • Подплывали к бортам или ныряли ко дну бассейна.
  • Затрудняли и препятствовали свободному передвижению игрока с мячом.
  • Толкали или отталкивались от соперника.
  • Держали мяч под водой.
  • Ударяли мяч кулаком.
  • Касались мяча двумя руками одновременно.
  • Находились в радиусе 2 метров от линии ворот соперника без мяча.

Удаление игрока

Удаление игрока рефери производит за более серьёзные проступки, например:

  • Задержка игрока под водой или за конечности.
  • Неспортивное поведение.
  • Брызги воды в лицо оппонента.
  • Блокировка удара двумя руками.
  • Пинать или бить другого игрока.

За крупный фол нарушитель наказывается удалением из бассейна. Он отправляется из бассейна к борту на 20 секунд оставив свою команду в меньшинстве. Удаление и возвращение в бассейн нарушителя сигнализируется свистком и официальной остановкой. Рефери держит в руках флаги предупреждают игрока о дисквалификации и наоборот по истечении 20 секунд.

Если игрок получает больше трёх крупных фолов, он дисквалифицирует до конца игры и не имеет права вернуться в бассейн. Такая ситуация называется - красная карточка .

И также среди фолов можно отметить использование брани, применение физической силы, неуважение к судье или сопернику или поведение противоречащее честной игре. Если игрок намеренно, по мнению рефери, нанёс удары или попытки ударить другого игрока, используя любую часть тела, то игрок будет исключён из игры (жестокость). Заменяющий игрок сможет войти в игру через 4 минуты.

Если нарушение правил командой будут зафиксированы в 5-метровой площади, то соперники награждаются штрафным броском (пенальти). Игроков, допустивших нарушения исключают на 20 сек.

Игрок, который берётся за выполнение штрафного броска, может либо передать мяч партнёру или бросить его ворота. Противоположная команда не может вмешиваться во время исполнения штрафного броска (т. е. если пока игрок не бросив мяч партнёру или по воротам, противоположная команда не может отнимать мяч у игрока).

Гол может быть забит непосредственно со штрафного броска, если пробивающий находится на расстоянии пяти метров и дальше. Удар должен быть выполнен без промедления.

Угловой бросок

Угловой бросок назначается, когда вратарь касается мяча при ударе по воротам и мяч переходит за линию ворот, или когда защищающийся игрок направляет мяч за линию ворот. При угловом броске, мяч подаётся с угла площадки. Соперник не может приближаться ближе чем на два метра.

Нейтральный бросок

Нейтральный бросок назначается, когда судья не может быть на 100% уверен, кто совершил первый фол. То есть фол, как правило, происходит одновременно, когда игроки берут мяч под водой. Арбитр ставит мяч в центре бассейна и как в начале игры, у каждой команды есть равные шансы получить его.

Вратари

Как в большинстве видов спорта, существуют специальные правила для вратарей. В отличие от остальных игроков, вратарю разрешается ходить или стоять на дне бассейна. Он может ударить по мячу кулаком, и он может потрогать или поймать мяч обеими руками. А также, вратарь может забить гол, но не должен пересекать центральную линию.

Вратарю не разрешается перемещать ворота во время игры или топить мяч. Если он перемещает свои ворота, чтобы остановить удар или топит мяч, штрафной бросок присуждается другой команде.

Интересные факты о ватерполо

  • Игра ватерполо была создана как форма . Простой народ играл в поло в реках и озёрах Англии и Шотландии.
  • Уильям Уилсон - человек, который разработал правила водного поло в девятнадцатом веке.
  • Вратарь - единственный игрок, который может касаться мяча двумя руками в пределах пяти метров перед воротами.
  • Принц Уильям был капитаном сборной ватерполистов в университете.
  • Водное поло было представлен на Олимпийских играх в 1900 году.
  • В первый раз женское водное поло было включено в Олимпийские игры в 2000 году.

Водное поло-это жёсткий вид спорта, хотя до создания регламента и правил, он был ещё жёстче. Драки между игроками были обычным явлением, если не нормой. В 1897 году, житель Нью-Йорка Уильям Уилсон сформулировал первый свод правил и дисциплины, которые были направлены на пресечение жестокости в прекрасном виде спорта.

На заре ватерполо, игроки катались в плавучих бочках с молоточками, что делало его похожим на конное поло, отсюда и его название. В США это называется софтбол.

Олимпийский дебют водного поло состоялся на играх в Париже в 1900 году. Он не был включён в 1904 году. С тех пор венгры были непобедимыми в этой дисциплине. Между 1928 и 1980 годов, они завоевали медали на всех Олимпийских играх. Между 1932 и 1976 годах, они выиграли шесть из десяти золотых медалей на олимпиадах.

В 2000 году в Сиднее, сборная Венгрии сделала замечательный камбэк, одержав свою седьмую золотую медаль в водном поло. В том же году состоялось первое официальное появление женского водного поло на Олимпийских играх. То есть ровно через 100 лет после дебюта этой дисциплины.




Основные правила игры

Водное поло зародилось в Великобритании в конце 1860-х годов. Название водное поло (water polo) возникло по аналогии с конным поло. Участники самых первых игр плавали верхом на бочках, отталкиваясь от дна шестами, ими же били по мячу, - позже к бочкам приделали конские головы и хвосты, отсюда и слово «поло» в названии игры. Затем от бочек отказались, но играли без ворот: цель игры заключалась в том, чтобы подплыть к лодке (или плоту) и положить туда мяч. Со временем лодки заменили воротами, правда, ворота, как и защищавший их вратарь, первоначально располагались на суше. В Америке обходились воротами, нарисованными на стене бассейна.

Первые ватерпольные правила разработал в 1876 году шотландец Уилс Уильсон. В 1885 году английская федерация плавания официально признала водное поло самостоятельным видом спорта и утвердила правила игры (которые, определяли лишь общие, в основном, организационные моменты игры).

В правила водного поло не раз вносились изменения , чтобы сделать игру более динамичной и зрелищной. Одним из самых кардинальных нововведений стала отмена правила, запрещавшего после свистка судьи любые перемещения игроков по полю. Столь же важным было решение Международного комитета по водному поло ограничить штрафное время и время непрерывного владения мячом одной командой без броска по воротам (позже оба этих временных отрезка были сокращены). Прежде удаленный игрок мог вернуться на площадку только после того, как забьют гол, и нередко команда, имея устраивающий ее счет в матче, не торопилась реализовать численное преимущество, поскольку время владения мячом (без броска по воротам) не ограничивалось. В разные годы была также сокращена длина площадки, увеличена продолжительность периодов, ограничена силовая борьба, разрешены замены не только во время остановок в игре, но и в ходе игры и т.д. Сейчас правила водного поло пересматриваются каждые 4 года: при необходимости туда вносятся изменения, «подсказанные» игровой практикой.

Ватерполисты считаются самыми атлетически сложенными спортсменами. Можно сказать, что водное поло - это комбинация футбола, баскетбола и хоккея, при этом 85% тела игроков погружено в воду. Чтобы удержаться на плаву, спортсмены пользуются особой техникой движения ног, чем-то напоминающей взбивание яйца миксером.

Правила игры в водное поло

Водное поло - командная игра. Цель игры - защитить свои ворота и забросить мяч в ворота противника. Игроки не имеют права становиться на дно площадки и касаться бортов, а должны в течение всей игры находиться на плаву.

Игра проводится на водной площадке прямоугольной формы. На международных соревнованиях ее длина составляет 30 м, ширина - 20 м, а глубина - не менее 1,8 м (на турнирах женских команд размеры площадки - 25 × 17 м). На площадке обозначена средняя линия, линии ворот, а также 2-метровые, 4-метровые и 7-метровые линии. На границе игрового поля (со стороны бокового судьи) на расстоянии 2 м от его угла специальной отметкой обозначена так называемая зона повторного входа (для отбывших удаление и выходящих на замену игроков). Ворота (в виде боковых стоек и перекладины, имеющие прямоугольное сечение и окрашенные в белый цвет) устанавливаются посередине линий ворот. Их высота над уровнем воды - 0,9 м, ширина - 3 м. Вес ватерпольного мяча составляет 400-450 г, окружность - 68-71 см (для женских команд - 65-67 см).

В экипировку игроков обязательно входят специальные ватерпольные шапочки: белые - у одной команды, и цвета, контрастного белому, а также отличного от красного и от цвета мяча, - у другой команды (по установившейся традиции они обычно синего цвета). На международных соревнованиях шапочки должны быть снабжены ушными протекторами. На шапочках обозначаются номера игроков - от 2 до 13. Вратари выступают в красных шапочках под номером 1 (и основной, и запасной).

Команды в водном поло состоят не более чем из 13 человек, непосредственно в игре участвуют 7 из них: вратарь и 6 полевых игроков. Замену можно производить в любое время: во время остановки в игре - в любой точке, а непосредственно в ходе игры - только в зоне повторного входа.

Матч состоит из 4 периодов по 7 мин чистого времени каждый с 2-минутным перерывом между ними. После 2-го периода и 1-го периода дополнительного времени команды меняются воротами. Если ничья в матче исключена, а победитель в основное время не был выявлен, назначается дополнительное время: 2 периода по 3 мин с минутным перерывом между ними. Если и в этом случае ни одна из сторон не добьется победы, назначается третий дополнительный период, игра в котором идет до первого гола.

В начале игры каждая команда выстраивается на линии своих ворот. Мяч размещен в центре поляна специальном буйке. По свистку арбитра буек уходит вниз, а мяч остается на плаву. Самый быстрый игрок из каждой команды устремляется к мячу для того, чтобы завладеть им. Каждая команда с помощью ведения и передачи мяча приближается к воротам противника, готовясь к броску по воротам. Только вратарь имеет право брать мяч двумя руками. Считается нарушением удержание мяча под водой, независимо от того, намеренно это сделано или нет.

У нападения есть 35 секунд для броска. Гол засчитывается в случае, если весь мяч пересекает линию ворот. Если в течение 35 секунд броска не произошло, то уже противник вводит мяч в игру и начинает атаку.

Запрещается касаться мяча двумя руками, удерживать мяч под водой, атаковать игрока, не владеющего мячом, отталкивать соперника. Пенальти назначается, если нарушение произошло в 4-метровой зоне защиты. Есть наказание в виде удаления игрока на 20 секунд. Удаление длится до первого гола или смены владения мячом.

Если мяч выходит за линию ворот от руки нападающих, то защищающейся команде предоставляется бросок от ворот, если от руки защитников - то предоставляется угловой бросок нападающей команде. Бросок от ворот производится вратарем из 2-метровой зоны. Угловой бросок производится из 2-метровой зоны от края площадки.

Каждая команда имеет право на два таймаута (по 1 мин). Взять их тренер может в любое время, но только в ситуации, когда мячом владеет его команда.

Судейство в водном поло осуществляет большая судейская бригада. Помимо двух главных арбитров, дающих сигнал к началу (продолжению) игры, фиксирующих взятие ворот и т.д., это, прежде всего, судьи-хронометристы, контролирующие общее время матча, штрафное время, таймауты и 35-секундные отрезки, которые даются командам на непрерывное владение мячом. По ходу игры судьи подают звуковые (свистком) и визуальные (при помощи специальных флажков разного цвета) сигналы.

Из онлайн-энциклопедии "Кругосвет"