Светлана Капанина: Путин назвал меня красивой. Женщина-пилот Капанина Светлана: биография, деятельность и интересные факты Светлана Капанина: биография, личная жизнь

И еще один пост про вдохновляющих людей.
Посмотрите, какая потрясающая женщина -

Это Светлана Капанина - семикратная чемпионка мира по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, летчик-инструктор "ОКБ Сухого".

Впервые о Светлане мне рассказал отец. Я тогда еще имела привычку спорить, если в Интернете кто-то не прав. И меня угораздило схлестнуться на просторах Сети с одним мерзавцем (это не ругательство, это спокойное объективное определение с моей стороны), который под опубликованным к 9 Мая стихотворением Друниной про девушку-солдата начал писать гадости на тему того, что, мол, знаем, зачем все эти... тащились на войну, припомнил мерзкую аббревиатуру ППЖ, а в итоге договорился до принципиальной неспособности женщины представлять из себя не то что боевую единицу - вообще делать что-то за пределами кухни и детской. И тогда папа рассказал мне про Капанину. Своего опппонента я, конечно, ни в чем не переубедила, но зато образ бесстрашной покорительницы воздуха запал в душу. И вот сейчас я о ней вспомнила и хочу в свою очередь рассказать.

Будущая летчица родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинске Казахской ССР (ныне Акмолинская область, Казахстан) в семье рабочих. Ее отец работал таксистом и увлекался фигурным автовождением на льду, по его примеру Светлана с детства тянулась к спорту - были и мопеды, и мотоциклы, и бег на короткие дистанции. Шесть лет отдала спортивной гимнастике, сдала нормативы кандидата в мастера спорта. Светлану даже звали в школу олимпийского резерва - не пошла, так как туда не пригласили ее преподавательницу.
После восьмого класса Светлана поступила в Целиноградское медучилище на фармацевтическое отделение. Окна общежития выходили на летное поле, и девушка могла видеть тренировки спортсменов. Возникло желание попробовать себя в прыжках с парашютом, однако тогда с занятиями "не срослось".
После училища девушка попала по распределению в Курган, где уже через месяц пришла в местный аэроклуб. Там случайно встретившийся инструктор уговорил ее вместо парашютного спорта заняться пилотированием. Однако первый, после нескольких месяцев наземной теории, спокойный горизонтальный полет Светлану разочаровал. Из спорта не дал уйти замечательный летный инструктор А.В.Рукавишников. Он по достоинству оценил и спортивный характер девушки, и хорошую физическую подготовку, приобретенную годами гимнастических тренировок. Чтобы заинтересовать перспективную ученицу, он устроил Светлане "прогонный полет" по всем правилам высшего пилотажа.

"Это был самый невероятный полет, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала: потрясающая крутизна, небо и земля с бешеной скоростью вращаются вокруг самолета, и пусть голова в шишках от ударов о фонарь кабины – всё равно ужасно понравилось и определило всю мою дальнейшую судьбу…"

Светлану оформили на работу техником-электриком связи при аэроклубе. И начались полеты. Со второго года ее инструктором стал Леонид Солодовников. Многие отговаривали ее, пугая его невыносимым характером. Однако девушка сумела сработаться с резким и требовательным учителем. Тренер не прощал ей малейшей неточности, заставляя отрабатывать не одну сотню раз каждое упражнение, повторяя: «Человек может простить, небо - никогда». Через три года она стала абсолютной чемпионкой России по высшему пилотажу и членом сборной страны. За Леонида Солодовникова она вышла замуж.

"Стиль и почерк зависят от характера пилота, но закладывается он тренером, его умением разглядеть в ученике способности, если хотите, дар, и развивать их. Все остальные годы уходят на совершенствование пилотажных фигур и их комбинаций. А вот присутствие шарма и грации в полете - или есть, или их нет. Это внутреннее состояние души. И они могут только слегка меняться, в зависимости от настроения".

В 1993 г. на Чемпионате Европы в Италии Капанина взяла серебро и вместе с медалью получила звание мастера спорта международного класса, а Леонид Солодовников - звание заслуженного тренера РФ. Они начинают подготовку к чемпионату мира по высшему пилотажу, который состоится через год в Испании. Но через год Леонид погибает - нелепо, невозможно. Это стало тяжелейшим ударом для летчицы. Вместо синего неба перед глазами распахивалась бездна горя и одиночества. Близкие полагали, что Светлана оставит полеты.
Однако женщина предпочла лечить горе тренировками. На крутых виражах личная трагедия отступала, отходила на второй план.Признанием в любви погибшему мужу стало ее выступление на Кубке мира. Под музыку «Юноны и Авось» она исполнила танец в небе, сравнимый разве что с лучшими номерами звезд фигурного катания. Выступление называлось «Аллилуйя любви».
А потом были США. 18-й Чемпионат мира по высшему пилотажу на военной базе в Оклахоме. 79 летчиков из 23 стран. О победе американцев говорили как о деле решенном: у каждого свой личный тренер и персональный самолет. Лучший отель для отдыха.
Русские же в пустыне, на жаре, вручную собирали самолеты. Все были асами своего дела, но катастрофически не хватало часов налета - едва ли пятая часть от обязательной спортивной нормы. Не хватало денег, питались скудно, экономя на всем.
Соревнования по высшему пилотажу проходят в несколько этапов. Первый - обязательная программа - домашние заготовки из сложнейших фигур. Второй - произвольная программа. Третий - темная программа, которая составляется из фигур, заявленных каждой командой. Жюри выбирает 15 из них и оглашает программу за сутки до вылета. Сами летчики говорят, что отдельные элементы этого упражнения невозможно описать словами. Абсолютным чемпионом признают летчика, показавшего лучший результат по сумме трех этапов.
Светлана чувствовала себя плохо, самолет откровенно барахлил. Судьи ничего не заметили, но все же команда находилась на грани провала. Спас случай: из-за погодных условий соревнования прервали на четыре дня, за это время летчики успели восстановить силы и исправить все проблемы в машинах.
Россия победила в командном первенстве. Капанина стала абсолютной чемпионкой мира, завоевав 4 золотых медали. Власти штата Оклахома назвали ее лучшим пилотом чемпионата. Американца вручили Светлане позолоченный ключ и присвоили звание почетного гражданина штата.
После такого триумфа один из западных журналистов написал о победительнице: «Светлана Капанина относится к числу тех характеров, которые способны изменить ход событий самым непредсказуемым образом, в стиле Джеймса Бонда».

А потом - Китай. И ставший легендарным пролет в узком, как игольное ушко, ущелье между скалами. Это рискованное предприятие Светлане предложил один из организаторв Кубка мира. Сначала женщина отказалась. Но, услышав, как у нее за спиной асы говорят, что она струсила, - решила, что полетит.
Ущелья в Китае - узкие и непредсказуемые. Все летчики знают их коварство, побороть которое способны лишь асы из асов.
Светлана на своем "Су-26" набирает скорость и ставит самолет "на нож" - но его бросает на каменную стену. Сделав шесть "бочек", летчица триумфально вырывается из каменной западни. Теперь никто не сомневается в том, что она - лучшая.

Сейчас Светлана может гордиться внушительным списком побед:
- Абсолютная чемпионка мира среди женщин (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011).
- Абсолютная чемпионка Всемирных воздушных Игр среди женщин (1997, 2001).
- Абсолютная чемпионка России среди женщин (1991, 2001).
- Чемпионка СССР по высшему пилотажу (1991).
- Абсолютная чемпионка Европы среди женщин (1997, 2006, 2014).
- Тридцативосьмикратная чемпионка мира в отдельных видах программы среди женщин (1996, 1998, 2000, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011, 2013).
- Восьмикратная Чемпионка Всемирных воздушных игр (1997, 2001).
- Семнадцатикратная Чемпионка Европы (1997, 2006, 2014).
-Обладатель 67 золотых, 22 серебряных, 12 бронзовых медалей чемпионатов Мира, Европы и Гран-При ФАИ.
Светлана завоёвывала награды чаще, чем кто-либо из коллег. Также, она была лучшей среди женщин на Всемирных Авиационных Играх 2001 - абсолютный чемпион среди женщин в 1997 и 2001 гг.

Светлана замужем, у нее сын и дочь. Дети уже сейчас хотят летать, как их мама.
"После рождения Пересвета (сына), недельки через две-три, я пошла в спортзал. С ужасом узнала, что не могу ни подпрыгнуть, ни перекувырнуться, ни присесть. Не понимала, как можно в одночасье потерять спортивную форму. Потом восстановилась, это произошло как-то само собой".
Через полгода после рождения сына Светлана в очередной раз завоевала звание абсолютной чемпионки.

"Пока душа поет и летается - буду летать. Не почувствую радость от полета - закрою фонарь и уйду. Но думаю, это произойдет прозаичнее - из-за отсутствия самолета. Ну а форм саморазвития много. Работа над собой - это и есть главное, зачем мы приходим на землю".

«Королева небес», «Принцесса на горошине», «Сибирский Ангел»… Какими только эпитетами не награждали Светлану Капанину журналисты и поклонники! А все потому, что дело, которому она посвятила свою жизнь, поистине достойно самых высоких похвал. Ведь не только ради собственного удовольствия занимается эта белокурая красавица высшим пилотажным спортом - она честь России подняла на недосягаемую высоту и уверенно держит первенство в мире, оставив позади немало титулованных летчиков-мужчин из разных стран.

Визитная карточка
Абсолютная Чемпионка России - 1991, 2001.
Абсолютная Чемпионка Европы - 1997, 2006.
Абсолютная Чемпионка Всемирных Воздушных Игр - 1997,
2001.Абсолютная Чемпионка Мира - 1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007.
Единственная женщина обладатель Кубка мира Гран-при.
Обладательница 38 золотых медалей чемпионатов мира в отдельных упражнениях, единственная среди мужчин и женщин за столетнюю историю спортивной авиации обладающая таким количеством абсолютных титулов.
Летчик-инструктор 1-го класса ОАО «ОКБ Сухого».
Член сборной команды России по высшему пилотажу.
Заслуженный мастер спорта России.
Заслуженный тренер России.
Лауреат Национальной спортивной премии «СЛАВА».
Лауреат Национальной премии общественного признания «ОЛИМПИЯ».
Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка России.
Студентка Курганского государственного университета.

При множестве своих титулов, медалей и побед она вмиг стала известна широкой российской аудитории, когда в ходе авиасалона «МАКС» в г. Жуковском в августе 2007 г. решительно подошла к Президенту Владимиру Путину и вступила с ним в диалог о положении дел в спортивной авиации. После чего спокойно села неподалеку, рядом с украинским премьером Виктором Януковичем. Как позже отметили СМИ, поведение незнакомки в красном летном комбинезоне вызвало шок у охраны Президента и его пресс-службы, поскольку не было предусмотрено протоколом. Но на то она и Светлана Капанина - пассионария небесных просторов…
- Светлана, Вы действовали импульсивно, спонтанно? Или вопрос, что называется, назрел?
- Я очень рада, что вмиг страна узнала, что есть такой спорт - высший пилотаж на самолетах. Да, вопрос назрел и уже давно. Если быть точной, первая встреча с Владимиром Владимировичем Путиным состоялась в 2002 г. в Кремле при вручении мне ордена Почета. Президент уже тогда, при всей его загруженности, с большим вниманием отнесся к проблемам самолетного спорта. И поэтому неожиданностью, а тем более спонтанным и импульсивным шагом мое обращение к Президенту России назвать нельзя. На «МАКСе» наш диалог о проблемах самолетного спорта был продолжен.
Родилась Светлана в далеком казахском городке Щучинске в рабочей семье. Любила в одиночестве часами смотреть на огонь, воду и… в небо. В 10 лет уговорила родителей купить ей мопед. Постигая азы вождения и замирая от восторга, девочка мечтала продолжить тесную дружбу со скоростью, риском и опасностью - остро желала попасть в школу каскадеров. Можно представить состояние родителей, чья экзотическая дочь смыслом жизни видела то, от чего у обычных людей сердце уходит в пятки и перехватывает дыхание.
Света оказалась послушной дочерью, уступила просьбе родителей и по окончании школы пошла учиться самой мирной в мире профессии - фармацевта.
Трудно представить, что происходило с вольнолюбивой, устремленной в небо душой девушки, когда она работала в аптеке среди пузырьков и пипеток! Страстно мечтая прыгнуть с парашютом, Света записалась в аэроклуб.
- Женщина в кабине пилота - явление неординарное. Что Вы испытали в момент, когда впервые сели за штурвал самолета, когда поднялись в воздух, когда увидели за бортом землю? Как к Вашему решению учиться летать отнеслись родители?
- Полет сложно описать словами, нужно просто слетать. Когда я сказала маме, что буду летать, она ответила: «Я не удивлюсь, даже если ты скажешь, что летишь в космос». Поэтому от полетов меня никто не отговаривал. Окончательный выбор в пользу обучения летному мастерству был сделан после полета с инструктором на высший пилотаж. Голова бьется о фонарь, ручка управления - по коленям, педали - по ногам, перегрузка то вдавливает, то выбрасывает из кресла, а перед глазами - земля-небо, небо-земля, все в движении…Тогда я и поняла, что должна этому научиться.
… Она научилась. Даже летать хвостом вперед. Такая фигура на соревнованиях называется «колокол». Самолет летит вертикально вверх, потом начинает падать на хвост... Это самая сложная фигура не только для Светланы. Высокоточно исполнять ее могут лишь 15-20 летчиков в мире…
На своем первом чемпионате мира в ЮАР в 1995 году, будучи единственной женщиной среди 44 пилотов-мужчин, Светлана стала второй в Абсолютном зачете, забрав у мужчин, по упражнениям, золото, серебро и бронзу!..
Она научилась летать так, что удостоилась титула… Почетный гражданин Оклахомы! Случилось это в США в 1996 г. на чемпионате мира, где она забрала все женское золото, своими результатами изрядно потрепав нервы мужчинам.
Она научилась летать так, что в 2001 г. в Испании директор соревнований Икариады после финального полета Светланы преклонил колено перед абсолютной чемпионкой мира, завоевавшей четыре золотые медали, прихватив при этом и мужские…
- Но с парашютом я все-таки прыгала и не раз. Это незабываемые ощущения. Небо, словно магнит, притягивает к себе и, однажды «заболев» им, можно считать, что это на всю жизнь.
Летает Светлана Капанина на самолетах Су-26 и Су-31. Прекрасные машины - сильные, надёжные! Покорить такого красавца, подчинить своей воле и желаниям - задача не для слабых. Глядя, как легко и естественно это удается Светлане, можно подумать, что летать - все равно, что ходить по земле. И мало кто знает, какие невероятные перегрузки испытывает во время полета летчик, а точнее летчица! Например, хрупкое тело невысокой Светланы «весит» во время полета более полтонны! Кроме того, серийный самолет Су-26 сделан под обычный мужской рост, и, чтобы дотянуться до ручки управления, Капаниной приходится подкладывать на кресло подушки. Вот откуда появилось это шутливое и вместе с тем уважительное обращение коллег - «Принцесса на горошине». Но сейчас на Су-26М3 стоит катапультная система и кресло переставляется «легким движением руки», в подушках отпала необходимость.
Блиц - интервью
- Кто для Вас пример для подражания в профессии?
- Учусь у всех. Профессионалы имеют индивидуальный почерк.
- Профессия летчицы наносит вред здоровью?
- Там, где начинается большой спорт, кончается здоровье.
- Каждая ли женщина может сесть за штурвал или для этого необходима некая сумма качеств, способностей, черт характера?
- Главное - желание, здоровье и любовь к небу, а дальше - труд, пот и терпение.
- Вы удивительно красивая женщина. Замечаете ли, что Ваши полеты, перегрузки, напряжение не лучшим образом сказываются на Вашей внешности? Как Вы релаксируете? Как восстанавливаетесь?
- Спасибо за комплимент. Да, конечно, перегрузки не проходят бесследно. Во время тренировок я редко смотрю на себя в зеркало, а восстанавливаюсь в семье.
- Дети Ваши, наверное, тоже мечтают быть как мама? Или - как папа? Муж не требует возвращения в лоно семьи?
- Дочь Есения в три года заявляет: «Буду летать на мамином самолете», а сын Пересвет в свои пять лет говорит: «Буду летать на боевом самолете». Но пока отдает предпочтение боевым искусствам. Муж считает, что каждый человек должен реализовывать себя в чем-то. Поэтому помогает мне.
- Почему Вы назвали своих детей древнерусскими именами - Есения и Пересвет? Как звучат ласкательные варианты имен?
- Мы считаем, что имя определяет судьбу. Имя Пересвет не только сильно своей историей, оно красиво само по себе и незаслуженно забыто. Я называю сына Светик, Светлячок, а муж, когда сердится, Перцем, а так - Рассветом. Девочке не нужно героическое имя, а Есения - имя красивое и нежное. Коротко - Еся, Есенька. Имена выбирали сообща.
- Вас называют правдолюбцем и правдорубом. Какие ситуации вынуждали Вас занимать такую позицию?
- Ситуация одна - боролась и буду бороться за развитие самолетного спорта.
- На каких самолетах - отечественных или зарубежных - летать лучше (легче, комфортнее)?
- На зарубежных не летала, наши самолеты на сегодняшний день лучшие в мире, но, к сожалению, у нас их нет.
- Мечтаете ли поднять в небо мощный авиалайнер? Что не сделано в жизни из того, что хотелось бы?
- Моя любовь - спортивная авиация. Мечтаю о новых спортивных самолетах. О приемлемых законах и доступности малой авиации в стране. И все, что планирую, думаю, сбудется.

Елена Саркисова

Отец:

Владимир Васильевич Капанин

Мать:

Галина Григорьевна

Супруг:

Владимир Степанов

Дети:

сын Пересвет, дочь Есения

Награды и премии:
Сайт: К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Светла́на Влади́мировна Капа́нина (Томмигерл) (род. 28 декабря 1968 года) - российский пилот и семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу , заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, лётчик-инструктор «ОКБ Сухого». Член Высшего совета партии «Единая Россия » .

Воспитанница Курганского АСК ДОСААФ СССР. Лётчик-инструктор I класса пилотажной группы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого . Проживает в Москве .

Биография

Светлана Владимировна Капанина родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинске Щучинского района Кокчетавской области Казахской ССР (ныне Акмолинская область , Казахстан) в семье рабочих.

Увлекалась мопедами, мотоциклами, занималась спортом. Отстаивала честь школы и класса во всех спортивных мероприятиях и «Зарницах» . Хорошо бегала на короткие дистанции, шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидата в мастера спорта.

После восьмого класса поступила на фармацевтическое отделение Целиноградского медицинского училища и в 1987 году окончила его. По распределению направлена в Курган , в аптеку при железнодорожной больнице.

В 1988-1991 годах работала техником-электриком связи Курганского авиаспортклуба ДОСААФ .

В 1991-1992 годах работала лётчиком-инструктором Иркутского авиаспортклуба ДОСААФ .

С 1992 года - лётчик-инструктор Курганского авиаспортклуба РОСТО.

Авиаспорт

Награды

  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995)
  • Заслуженный мастер спорта России по высшему пилотажу (самолётный спорт, 1995).
  • Кандидат в мастера спорта СССР по спортивной гимнастике.
  • Почётный гражданин Курганской области (2 февраля 2015, за выдающиеся заслуги, способствующие повышению известности и авторитета региона )
  • Почётный гражданин штата Оклахома , США (1996)
  • Именная медаль «100 лет со дня организации FAI» - как лучшему пилоту столетия.
  • Золотая именная медаль FAI Sabiha Gökçen , как единственная 5-и кратная Абсолютная Чемпионка Мира по высшему пилотажу (2005)
  • Медаль Centenary ,Международная авиационная федерация (2008) .
  • Орден «За заслуги» III-степени, РОСТО (2007).
  • Орден «За заслуги» I-степени, ДОСААФ.
  • Медаль им. А. И. Покрышкина (РОСТО, 1997).
  • Медаль «80 лет ОСОАВИАХИМ (ДОСААФ-РОСТО)» (2007).
  • Диплом Paul Tissandier , Международная авиационная федерация (FAI), 1997
  • Кубок «Лучшая женщина Чемпионата Европы» (2008).
  • Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ
  • Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» (2003).
  • Лауреат Национальной спортивной премии «Слава» (2007).

Достижения

Светлана завоёвывала награды чаще, чем кто-либо из коллег . Также, она была лучшей среди женщин на Всемирных Авиационных Играх 2001 - абсолютный чемпион среди женщин в 1997 и 2001 гг.

Семья

  • Отец Владимир Васильевич Капанин, работал таксистом и занимался фигурным автовождением на льду, был вице-чемпионом Казахстана. Впоследствии стал егерем Рыбохотнадзора.
  • Мать Галина Григорьевна, бухгалтер на базе в Промторге, а потом оператор автозаправки.
  • Сестра Лариса.
  • Брат Олег.
  • Муж Владимир Степанов, заслуженный тренер России и судья Международной категории, имеет четвёртый дан по карате.
  • Сын Пересвет.
  • Дочь Есения.

Напишите отзыв о статье "Капанина, Светлана Владимировна"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Видео

  • www.baxtereld.com/images/Video/haute_volatige.wmv (англ.)
  • www.patrickviation.com/videos/Ryzg/418/ (англ.)

Отрывок, характеризующий Капанина, Светлана Владимировна

Несколько людей присоединились к первым.
– Вишь, полыхает, – сказал один, – это, господа, в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской.
Никто не ответил на это замечание. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгоравшееся пламя нового пожара.
Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку.
– Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери.
– Да я только за водой бежал, – сказал Мишка.
– А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев.
Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.

В наш век авиация превратилась в доступный вид транспорта и за повседневной рутиной стала чем-то обыденным.
И только общение с людьми, для которых авиация стала главным в жизни и позволила осуществить мечту, оживляет правильное представление о полете, возвращается нас к тому романтическому ореолу, который окружает профессию пилота.

Не стала исключением недавняя встреча со Светланой Капаниной в клубе «Авиатор», на которой собрались несколько десятков гостей.


Капанина Светлана Владимировна: 7-кратная Абсолютная Чемпионка Мира по высшему пилотажу, 2-кратная Абсолютная Чемпионка Всемирных Воздушных Игр, 2-кратная Абсолютная Чемпионка Европы, 2-кратная Абсолютная Чемпионка России, 39-кратная Чемпионка Мира, 8-кратная Чемпионка Всемирных Воздушных Игр, 12-кратная Чемпионка Европы.

3. Встреча состояла из двух частей - презентации двух томов книги о столетней истории аэропорта Курган - места, где Светлана начинала свою лётную деятельность в спортивном авиаклубе.

4. Об истории создания книги поведал Игорь Михайлович Семенов, старший научный сотрудник и заведующий Курганским авиационным музеем.

5. Вторая сессия состояла из вопросов и ответов от собравшихся гостей, среди которых были не только любители авиации и блогеры, но и журналисты авиационных изданий и даже курганский телеканал.

6. Светлана начала рассказ с самого популярного вопроса - с чего всё началось?

7. "Родилась я в степях Казахстана, про авиацию ничего не знала, и только когда один раз летела с мамой на самолете, помню, что просила "Давай подберем вон тех человечков внизу!.."

8. "Росла такая пацанка, каталась на мотоциклах, любила скорость, высоту, мечтала прыгнуть с парашютом..."

9. Проучившись четыре года на фармацевта, попала в сентябре 1987 года по распределению в Курганскую аптеку и тогда же пришла в аэроклуб, чтобы записаться на прыжок с парашютом. Чтобы ощутить то чувство страха, которое возникает при открытой двери самолета. "Я не могла себе представить, как можно сделать шаг в бездну, в никуда".

"В памяти всплывает очень длинный и темный коридор в нашем аэроклубе, я иду записываться и вдруг навстречу один из инструкторов:
- Девушка, вы куда?
- Да вот, хочу быть парашютисткой.
- Зачем? Давайте к нам! Лётчицей! На самолетах!..

А я раньше из окна училища наблюдала за полетами планеров и парашютистами. И думала - да ну, летать как марионетка, когда тебя за веревочку дергают а потом отпускают?
- Нет, что вы! Какая марионетка! Будете сами летать!"
И тут Света засомневалась...

"И когда уже подошла очередь записываться, принимающей заявке женщине сказала «Самолеты», а сама про себя думаю «Я ведь на парашюты хотела!» А отказываться как-то неудобно уже, скажут «пришла, сама не знает чего хочет, иди подумай ещё!...» Вот так и осталась в авиации. С тех так и говорю коротко - случайность!"

"Правда, поначалу думала, что останусь совсем ненадолго, потому что первый полет совсем не впечатлил.
Плохая декабрьская погода и мы двумя самолетами потихоньку виражик вправо, виражик влево... Я думаю «Какой ужас! Я столько месяцев учусь, чтобы заниматься вот этим??» Уволилась из аптеки и собиралась вернуться в Казахстан, но инструктор уговорил остаться и посмотреть на высший пилотаж после нового года."

"Рукавишников сам привел меня за ручку на аэродром второй раз и посадил в самолет с Леонидом Аркадьевичем Солодовником. И я впервые увидела, что такое высший пилотаж из кабины самолета. Это было нечто.

То, что было в первый раз совершенно непохоже на те ощущения, которые я испытываю сейчас. Эмоций было столько!! Голова бьется о фонарь, небо, земля, это все летает, вращается, ручка управления буквально бегает по кабине, педали, не знаешь куда руки ноги спрятать. Такое впечатление, что скальп с тебя сначала пытаются стянуть, потом натянуть обратно, в общем, чтобы это выразить, слов и эмоций не хватает.

Когда я вышла из кабины, я была в таком шоке… Потом я посмотрела тот же самый полет уже с земли…
Куда я собралась? Какой Казахстан? Чего я там буду сидеть? Время есть, дай-ка попробую, время же есть!"

15. После рассказа Светланы о том, как все начиналось, последовала сессия вопросов и ответов.

- Поступали ли вам предложения принять участие в соревнованиях Red Bull?

Участвовала один раз и довольно успешно, но это было еще в то время, когда они летали только над землей. Мы тогда не тренировались и налет на Су-29 был совсем небольшой. Да и самолет был тяжеловат для этих соревнований. Тогда считалась точное касание, посадка и время.
А когда Red Bull уже официально пригласил, я отказалась по двум причинам - в тот год у нас был чемпионат мира и совмещать было невозможно. Вторая причина - отсутствие самолётов, а летать на зарубежных я тогда категорически отказывалась. Это сейчас мы уже садимся на немецкую Extra, что грустно.
16.

- Какой парк самолетов используется у наших спортсменов и нужны ли они?

Наболевший вопрос. На сегодня парк спортивных самолетов отсутствует, Як-54 еще выпускается, но он не конкурент Unlimited (самолет категории высшего пилотажа) и уже не конкурент даже Advanced.

У нас есть три наших самолета Су-26М3 и каждый год «Сухие» им продляют ресурс.
Обычно это частные самолеты Extra, но хотелось бы конечно летать на Сухих. Я считаю, что это лучшие в мире самолеты, но я уже начинаю сомневаться, что мы когда-нибудь увидим новые Су-26 или Су-31.
17.


Extra

18.

В целом, государственной поддержки у наших спортсменов нет никакой. Лично я уже 5 лет не получаю ни копейки на сборы, обмундирование, проживание. Только поддержка фирмы «Сухого» - перед чемпионатом России они выкупили для четверых спортсменов по 7 летных часов.
И ежегодно мы сами ищем себе спонсоров и возможности для тренировок. Спасибо аэропорту Курган, они мне также очень помогают.

19. На фото: директор аэропорта Курган Коваленко Дмитрий Александрович. В июне, кстати, зовет на споттинг.

- Какие типы самолетов освоили?

Як-52, Як-50, Як-55 , Су-26, Су-31, Су-29, Extra, немного Ан-2, бланик ну и наверное все.
20.

21.

- Планы на этот год?

В Венгрии чемпионат Европы, чемпионат России в Дракино. Ульяновск планировался, Санкт-Петербург, Краснодар и Уфа, но пока ничего не подтверждено, у нас как обычно это решается быстро - «надо было вчера».
Греция, Финляндия, Польша - пока под вопросом - год только начался.
Очень надеюсь, что в Европу мы полетим на Сухих. А для авиашоу в Росси проще найти Extra. В Европе я чаще летаю на тех самолетах, которые предоставляют организаторы.

22.

- Как вы представляете себе будущее ваших детей? (Есения и Пересвет)
- Когда я летала внутри с Есенией я обкладывала кабину внутри подушками и было впечатление, что ребенок вместе со мной принимает удобное положение в полете. Такая тройная идиллия - я, дочь и самолет. Скажи сама - будешь летать-то? (спрашивает у дочери)
- Буду, на таком же самолете.
- Пересвет, а ты?
- Неееет… (зал смеется)
- Специально я детей тянуть в этот тяжелый спорт не буду. Может, дочь еще передумает, но так или иначе, я думаю, что летать они будут оба.

23.

24. На этом встреча не закончилась и продолжилось неформальное общение под бутерброды и фрукты. В связи с этим стоит упомянуть группу "Аэрофьюлз" в лице Насти Матюшиной и Владимира Спиридонова - крутую контору, обеспечивающую заправку топливом не только нашу тусовку, но и самолеты, в том числе в аэропорту Кургана.

25.

26. Раздача слонов книг и фотосессия с автографами продлилась еще час.


Биография

Светлана Владимировна Капанина (род. 28 декабря 1968 года) - российский пилот, семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачете(1996,1998,2001,2003,2005,2007,2011) по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, лётчик-инструктор «ОКБ Сухого».. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый титулованный пилот в женском зачете в мировой спортивной авиации 2003.http://www.kapanina.com/

Воспитанница Курганского АСК ДОСААФ СССР. Лётчик-инструктор I класса пилотажной группы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого. Проживает в Москве.

Светлана Владимировна Капанина родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинске Щучинского района Кокчетавской области Казахской ССР (ныне Акмолинская область, Казахстан) в семье рабочих.

Увлекалась мопедами, мотоциклами, занималась спортом. Отстаивала честь школы и класса во всех спортивных мероприятиях и «Зарницах». Хорошо бегала на короткие дистанции, шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидата в мастера спорта.

После восьмого класса поступила на фармацевтическое отделение Целиноградского медицинского училища и в 1987 году окончила его. По распределению направлена в Курган, в аптеку при железнодорожной больнице.

В 1988-1991 годах работала техником-электриком связи Курганского авиаспортклуба ДОСААФ.

В 1991-1992 годах работала лётчиком-инструктором Иркутского авиаспортклуба ДОСААФ.
С 1992 года - лётчик-инструктор Курганского авиаспортклуба РОСТО.
В 1995 году окончила Калужское авиационное летно-техническое училище.

С 2000 года - лётчик-инструктор I класса пилотажной группы Лётно-испытательной и доводочной базы ОКБ Сухого.

С 2011 года - студентка Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.

Авиаспорт

С 1988 года начала заниматься авиаспортом в Курганском АСК на самолёте ЯК-52. Первым инструктором был Николай Голубцов. С 1989 года стала летать у тренера, штурмана-инструктора Леонида Аркадьевича Солодовникова (он стал мужем Светланы, но семейная жизнь длилась недолго: Солодовников погиб).

В 1991 году вошла в состав сборной команды России по высшему пилотажу.

В 1993 году, впервые принимая участие на международных соревнованиях, стала серебряным призёром чемпионата Европы.

В 1998 году в Великобритании открывала авиашоу в честь 80-летия Королевских ВВС.

Освоила самолёты ЯК-52, Як-50, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31 и их модификации, Extra 300, Extra 330, XtremeAir Sbach 300, планер L-13.

Награды

Орден Мужества (2014)
Орден Почёта (2002)
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995)
Заслуженный мастер спорта России по высшему пилотажу (самолётный спорт, 1995).
Заслуженный тренер России (2002).
Мастер спорта России международного класса (1993).
Мастер спорта СССР (1991).
Кандидат в мастера спорта СССР по спортивной гимнастике.

Почётный гражданин Курганской области (2 февраля 2015, за выдающиеся заслуги, способствующие повышению известности и авторитета региона)

Почётный гражданин штата Оклахома, США (1996)
Именная медаль «100 лет со дня организации FAI» - как лучшему пилоту столетия.

Золотая именная медаль FAI Sabiha Gökçen - как единственная 5‑кратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу (2005)

Медаль Centenary, Международная авиационная федерация (2008).
Орден «За заслуги» III-степени, РОСТО (2007).
Орден «За заслуги» I-степени, ДОСААФ.
Медаль им. А. И. Покрышкина (РОСТО, 1997).
Медаль «80 лет ОСОАВИАХИМ (ДОСААФ-РОСТО)» (2007).
Диплом Paul Tissandier, Международная авиационная федерация (FAI), 1997
Кубок «Лучшая женщина чемпионата Европы» (2008).
Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ

Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» (2003).

Лауреат Национальной спортивной премии «Слава» (2007).

Достижения

Абсолютная чемпионка мира среди женщин (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011).
Абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр среди женщин (1997, 2001).
Абсолютная чемпионка России среди женщин (1991, 2001).
Чемпионка СССР по высшему пилотажу (1991).
Абсолютная чемпионка Европы среди женщин (1997, 2006, 2014, 2016).

Тридцатикратная чемпионка мира в отдельных видах программы среди женщин (1996, 1998, 2000, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011, 2013).

Восьмикратная чемпионка Всемирных воздушных игр (1997, 2001).

Четырнадцатикратная чемпионка Европы в отдельных видах программы среди женщин (1997, 2006, 2014, 2016).

Обладатель 67 золотых, 26 серебряных, 13 бронзовых медалей чемпионатов Мира, Европы в женском зачете и Гран-при ФАИ.

Светлана завоёвывала награды в женском зачете чаще, чем кто-либо из коллег. Также она была лучшей среди женщин на Всемирных авиационных играх 2001 - абсолютный чемпион среди женщин в 1997 и 2001 гг.

Семья

Отец Владимир Васильевич Капанин, работал таксистом и занимался фигурным автовождением на льду, был вице-чемпионом Казахстана. Впоследствии стал егерем Рыбохотнадзора.

Мать Галина Григорьевна, бухгалтер на базе в Промторге, а потом оператор автозаправки.

Сестра Лариса. Брат Олег.

Муж Владимир Степанов, заслуженный тренер России и судья Международной категории, имеет четвёртый дан по карате.

Сын Пересвет. Дочь Есения.