Определение и развитие одаренности в спорте. Спортивный талант. Структура перспективных и инновационных проектов

Начиная с седой древности, люди понимали, что каждый человек предрасположен к тому или иному виду деятельности. Можно долго рассуждать на тему таланта, приводя различные теории и гипотезы. Современная наука склонна подходить к данному вопросу сугубо практически — с точки зрения наследственности. Сегодня влияние генов на возможность достижения спортивных побед признается как тренерами, так и врачами. Перед наставниками стоит задача – эффективно проводить спортивный отбор, чтобы находить наиболее способных детей. И для самих родителей важно с самого раннего возраста разглядеть талант спортсмена в ребенке. Вопрос – далеко не праздный. От правильно выбранной специализации будет зависеть успех спортивной карьеры, вероятность получить профессиональное заболевание или травму.

В нашей статье мы расскажем, как появилась наука молекулярная генетика спорта, затронем ее теоретические аспекты и приведем результаты современных исследований российских и зарубежных ученых.

Талант спортсмена: генетики на службе у тренеров

Начиная с середины 20 века, тренеры начали все чаще задумываться о том, как повысить эффективность педагогических технологий. Пытаясь разглядеть в тренирующемся спортивный талант спортсмена , они разрабатывали различные методики, обращаясь к анатомии, физиологии, медицине, генетике. Чем активнее развивалась наука, тем больше возможностей появлялось у наставников понять, способен ли конкретный атлет завоевать призовое место. Так уже в 80-е годы прошлого столетия ученые создали диагностические комплексы, помогающие выявить спортивные способности. Для этой цели использовались серологические, гормональные, морфологические маркеры. В книге Л.П. Сергиенко «Спортивный отбор : теория и практика» дается такое определение маркера: «Это легкоопределяемый устойчивый признак организма, жестко детерминированный генотипом и сцепленный с другими трудновыявляемыми характеристиками организма».

Разобраться в этой методике не так сложно, как кажется на первый взгляд. Приведем примеры маркеров: группы крови, некоторые белки плазмы, особенности строения и цвет радужной оболочки глаз, редкая способность ощущать миндальный запах синильной кислоты, морфологические особенности зубов, дерматоглифика и т.п.

Благодаря расшифровке структуры генома началось внедрение молекулярно-генетических методов в тренировочную практику. В итоге даже появилось новое научное направление – молекулярная генетика спорта . Эта дисциплина занимается выявлением закономерностей, важных для успешной спортивной деятельности. Принципы новой науки были сформулированы К. Бушаром и Х. Монтгомери в 90-х годах 20-го века. Кроме того К. Бушар же ввел термин «генетика физической деятельности».

осссийские генетики

Российские специалисты стремились не отставать от общемировых тенденций. Благодаря их работе уже в 2001 году на базе Санкт-Петербургского НИИ физической культуры была создана первая в стране лаборатория спортивной генетики . Во многом это произошло благодаря энтузиазму доктора биологических наук, профессора В.А. Рогозкина. Он был уверен, что основные физические качества обусловлены нашей генетикой и сумел разработать комплексный подход, основанный на применении ДНК-технологий. Эта методика помогает определять гены, отвечающие за метаболические и функциональные признаки, которые участвуют в формировании двигательной функции. Достижения этого ученого признаны не только в нашей стране, но и за рубежом, благодаря чему вырос авторитет российской науки.

Если нагрузки превышают наследственные возможности организма, может ухудшиться результативность. Также безграмотный подход к тренировкам грозит травмами, поэтому появление новой науки было востребовано временем. Сегодня молекулярная генетика спорта позволяет оказывать помощь педагогам, тренерам в определении предрасположенности ребенка к определенному виду двигательной активности. Конечно, важна и правильная организация тренировочного процесса. Например, использование на этапе восстановления способно помочь атлету продвинуться в достижении цели.

Генетические тесты: изучение полиморфизма

Изучение строения генома продолжается и в настоящее время. На сегодня генов-маркеров физической активности обнаружено 239 и, видимо, это еще не предел. При этом увеличивается понимание значения каждого гена для адаптации к нагрузкам. Кстати, молекулярная генетика спорта развивается не только за рубежом, но и в некоторых регионах нашей страны. К примеру, интересная научная работа ведется сотрудниками Уральского государственного университета физической культуры (Челябинск). Стоит подробнее рассказать о достижениях доктора биологических наук, профессора Дмитрия Дятлова. Вместе с помощниками он разработал генетические тесты , которые помогают выявлять талант спортсмена .

В лаборатории данного вуза уже в течение 10 лет ученые оценивают предрасположенность атлетов к определенной нагрузке. При этом большая часть работы основана на изучении полиморфизма (разнообразия) определенных генов. Отметим, что изучается та составляющая наследственности, которая не меняется в течение жизни. Например, обнаружены формы одного и того же гена (аллели), отвечающие за обмен жиров или углеводов. Также установлено, что одни аллели отвечают за склонность к аэробным нагрузкам, а другие – к анаэробным. Исходя из полученных данных, тренеры смогут прогнозировать, будет ли успешен в этом виде спорта.

Как изменить наследственность? «Ген боксера » — это миф

Также уральские исследователи обнаружили аллели, ограничивающие физическую деятельность человека. Важное открытие — в результате их действия прекращается рост спортивных результатов. Более того, по вине данных генов могут развиться и профессиональные заболевания . Поэтому генетическая предрасположенность не позволит «прыгнуть выше головы», а изнурительные тренировки окажут скорее вред, чем пользу. Изменить наследственность вряд ли получится.

Хотя и была открыта склонность к определенному виду физической активности, говорить о гене конкретного вида спорта нельзя. Ни один грамотный специалист не скажет, что существует «ген боксера» или «ген футболиста» . До этого наука еще не дошла, несмотря на свои впечатляющие успехи.

Генетические тесты , разработанные сотрудниками вуза, направлены на то, чтобы выявить сильные и слабые стороны ребенка. Теоретическая сторона вопроса разработана нашими биохимиками прекрасно, но и практике они не забывают. Группа ученых во главе с Дмитрием Дятловым провела ряд экспериментов, в ходе которых было обследовано более 200 спортсменов высокого класса. Изучались представители , гандбола, хоккея и конькобежного спорта.

Ученые выявляли генетические маркеры атлетов, чтобы понять, насколько эффективна современная система спортивного отбора. На основе результатов исследований они сделали вывод, что применяемые тренерами методы, далеко не всегда помогают выявить предрасположенность ребенка к определенному виду спорта. В свою очередь это оказывает влияние на последующую успешность карьеры атлета.

Зарубежные исследования генетики в США

За рубежом уже более трех десятилетий ведутся серьезные исследования в области молекулярной генетики спорта , которые поддерживаются на государственном уровне. Важно, что научные изыскания там идут рука об руку с тренерской работой. Наиболее эффективно внедряют достижения генетики в методы спортивного отбора такие страны как США, Китай, Германия, Италия, Израиль. Благодаря этому тренеры и спортивные врачи уже разработали техники, которые повышают точность генетического прогноза. В частности, учитывается комплекс генов-маркеров, сигнализирующих о склонности человека к определенному виду спортивной активности. К тому же ученые в США научились определять предрасположенность к определенным заболеваниям. Поэтому не приходится удивляться тем результатам, которые показывают в последние годы американские атлеты.

Зарубежные исследования генетики в Европе

А в Европе определение предрасположенности к тому или иному виду спорта поставили на поток. Там разработали генетические тесты, которые просты и доступны для большинства семей. Например, в Италии всего за 150 – 200 евро можно сдать пробы слюны, а затем получить всю необходимую информацию. В частности, можно узнать, к какому виду спорта ребенок предрасположен, сколько раз в неделю ему лучше тренироваться, что полезно включить в рацион. Для этого обычно изучаются 7 фрагментов ДНК, отвечающие за метаболизм и структуру мышечной ткани.

Израильские ученые продвинулись в определении склонности человека к некоторым видам легкой атлетики. К примеру, они научились понимать, какие люди могут добиться успеха . В Институте Вингейт обследовали 155 высококлассных бегунов и выяснили, что 80% тех, кто достиг успеха в этой дисциплине, имеют определенные вариации гена NRF2. Любопытно, что среди спринтеров данный ген встречался лишь у 46% спортсменов. Еще раньше ученые установили, что он уменьшает негативное действие катаболизма за счет выработки новых митохондрий (компонент клетки, производящий энергию).

Зарубежные исследования генетики: итоги

Подводя итог нашим рассуждениям, можно сделать вывод о необходимости разумного подхода к молекулярной генетике в спортивном отборе. Научно-технический прогресс, разумеется, не остановить, но интуицию тренера также никто не отменял. Кроме того здесь будет уместно вспомнить и народную мудрость, которая гласит: «талант спортсмена трудом добывают».

НОВОСТИ ЗДОРОВЬЯ:

ВСЁ О СПОРТЕ

Дела на работе, домашние заботы, соцсети – все это нещадно пожирает наше свободное время. Даже поход в фитнес-зал после 30 лет дается непросто. При этом банальная зарядка с гантелями уже вас не устраивает и хочется чего-то большего. Какие главные причины заниматься спортом? Где взять мотивацию записаться в секцию плавания, боевых искусств или просто поиграть в…

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

АНКЕТА «КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЕННОСТЬ» Л.Г. КУЗНЕЦОВА, Л.П. СВЕРЧ

Цель: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Если…

· он энергичен и все время хочет двигаться

· он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

· не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

· лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

· предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

· кажется, что он всерьез никогда не устает;

· неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности,

Если…

· ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

· любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

· сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

· может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

· любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

· интересуется специальной технической литературой.

Средний уровень

Силовые способности человека определяют его успешность в активности, которая связана с движениями с отягощением или с развитием ускорения тела и его частей.

В силовых способностях можно выделить собственно силу - способность преодолевать внешнее сопротивление, и скоростно-силовые способности - возможность развивать высокую скорость какого-либо движения.

Видами спорта, в которых сила является одним из основных проявляемых физических качеств, являются тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, прыжки и метания, а также спринтерские дистанции в легкой атлетике и плавании. Сила - это комплексный показатель, вклад в развитие которого вносит большое число генов, связанных с предрасположенностью к формированию быстрых мышечных волокон, со способностью сосудов к расширению в ответ на нагрузку, деятельностью регуляторных систем организма и метаболическими эффектами физических упражнений. Кроме того, большое влияние на силу человека имеет собственно мышечная масса и способность к ее развитию: большая мышечная масса связана с возможностью проявить большую силу.

Вы генетически предрасположены к такому же уровню силовых способностей, как большинство других людей. Ваш прогресс в силовых тренировках будет развиваться примерно так же, как у большинства посетителей фитнес-клубов. Данный показатель является комплексным и оценивает совокупность особенностей, влияющих на проявление силы. Он отражает не только способность мышц к развитию усилия, но и способности различных систем организма обеспечивать оптимальные условия для мышцы во время сокращения. Поэтому значение данного признака может отличаться от значений, которые рассчитаны по отдельным генетическим особенностям (например, от силы одиночного мышечного сокращения).


Выносливость

Средний уровень

Выносливость - это способность к выполнению физических упражнений долгое время без утомления.

Выносливость крайне важна в видах спорта, связанных с продолжительной физической работой. К ним относятся ходьба, бег и плавание на длинные дистанции, а также многие игровые виды спорта.

Это качество, в отличие от некоторых других (например, гибкости и силы), можно успешно тренировать в любом возрасте при условии адекватного подбора нагрузок. Выносливость является комплексным показателем, который зависит от большого количества генетических особенностей. Сюда относятся тип мышечных волокон, способности сердечно-сосудистой системы по транспортировке кислорода, особенности обмена веществ, влияющие на питание продолжительно работающих мышц и другие.

Вы генетически предрасположены к такой же выносливости, как и большинство других людей. Включайте аэробные тренировки в вашу фитнес-программу для поддержания здоровья сердечно-сосудистой системы. Данный показатель является комплексным и оценивает совокупность особенностей, влияющих на проявление выносливости.


Сила одиночного мышечного сокращения

2

0

1

Сила одиночного мышечного сокращения является важным показателем, демонстрирующим возможности человека в развитии кратковременного мощного усилия (например, во время прыжков в длину, высоту, при выполнении силового упражнения в режиме одного повторения).

Наличие повышающих ДНК-маркеров означает повышенную склонность к проявлению высокой силы одиночного сокращения. Такая склонность дает преимущества при выполнении одноповторной работы, силовые тренировки с использованием небольшого количества повторений будут даваться проще, чем остальным людям.


Максимальное потребление кислорода (VO2max)

Число повышающих ДНК-маркеров: 0

Число понижающих ДНК-маркеров: 0

Число нейтральных ДНК-маркеров: 1

Показатель VO2max характеризует максимальное количество кислорода, используемого организмом человека.

VO2max ограничен способностью кардиореспираторной системы переносить кислород к мышцам и регистрируется при нагрузках критической мощности. Сегодня общепринят факт существования физиологической верхней границы возможностей организма потреблять кислород. Считается, что для каждого человека, показатель VO2max фактически определяет его талант или потенциал в аэробных видах спорта. Высокий VO2max необходим для успешности в видах спорта, связанных с преодолением средних и длинных дистанций.

Если у вас обнаружены генетические маркеры, связанные с повышенным МПК, то в результате аэробных тренировок вы сильнее увеличите данный показатель, чем те люди, у которых они отсутствуют.

Данный признак требует внимания в том случае, если обнаружены ДНК-маркеры, повышающие его значение.

Если в результате анализа у вас обнаружены повышающие ДНК-маркеры, связанные с более выраженным повреждением мышц в результате физических нагрузок, вам следует увеличить интервал отдыха между тренировками. Также для вас будет полезно включение в рацион дополнительных источников антиоксидантов для снижения повреждений клеток как мышечной, так и других тканей. Показано, что люди, имеющие повышающий ДНК-маркер в данном признаке, получают большую пользу от повышенного содержания антиоксидантов в рационе (витамин С, витамин Е, каротиноиды в виде добавок или из продуктов питания), чем остальные люди. Потребление антиоксидантов такими людьми снижает повреждения клеток, вызванные стрессовыми факторами, и снижают риски некоторых заболеваний.

Выявление таланта и развитие одарённых спортсменов можно рассматривать как одну из самых насущных, важных практически и в научном плане проблем современного спорта. Эта проблема тесно связана с различными аспектами и построения многолетней и . С течением времени эта проблема привлекает всё большее внимание и интерес различных организаций, которые разрабатывают перспективные программы для инвестиций и содействия процессу подготовки отдельных спортсменов и команд самого высокого уровня в соответствии с приоритетами, существующими в разных странах. В течение последнего десятилетия был опубликован ряд обширных обзоров (Davids и Baker, 2007; Vaeyens et al., 2008; Lidor et al., 2009). Эти и другие источники, соответствующие данной проблематике, могут обеспечить читателей углублёнными знаниями, в то время как настоящая статья предназначена для обобщения возможных подходов к решению проблемы и практически наиболее доступных свидетельств. В последней части этой статьи приводятся некоторые новые данные, касающиеся означенного вопроса.

Научные предпосылки

Генетические факторы, обуславливающие спортивный талант

Теперь, когда применение методов молекулярной генетики в спортивной науке стало реальностью, понимание роли наследственности значительно углубилось и расширилось. Обзор проведённых исследований выявил 36 генетических маркеров, связанных с элитным спортивным статусом, и 39 дополнительных генетических маркеров, ответственных за межличностную изменчивость в силовых и видах спорта на (Ahmetov, Rogozkin, 2009).

Таблица 1. Факторы, определяющие спортивный талант, их характеристики и зависимость от наследственности (по Klissouras, 1997; Bouchard et al., 1999; Szopa et ai., 1999; Bouchard et al., 2000)

Факторы

Характеристика

Генетическая предрасположенность

Телосложение и состав тела

Рост, длина конечностей и размер ноги

Сильная

Ширина плеч, окружность бёдер, мышечная масса

Умеренная

Общая жировая масса

Физиологические

Алактатная анаэробная мощность Пиковый лактат крови

Способность ориентироваться в пространстве

Гликолитическая анаэробная мощность Силовая выносливость (устойчивость к закислению)

Гибкость

Умеренная

Психологические

Уверенность в себе Контроль уровня тревожности Мотивация Концентрация

От слабой до умеренной

Социологические

Родительская поддержка Социально-экономическое положение Культурный фон

Взаимодействие тренера и ребенка

Отсутствует

Дополнительную информацию, связанную с генетическими факторами спортивного таланта, можно найти в статье .

В соответствии с современным подходом (Williams и Franks, 1998; Williams и Reilly, 2000) спортивный талант определяется четырьмя группами генерализованных факторов: антропометрическими, физиологическими, психологическими и социологическими. Каждая из них содержит многочисленные показатели, которые могут быть прогностическими при поиске таланта. Некоторые антропометрические и физиологические показатели сильно зависят от наследственности и в связи с этим не могут быть компенсированы за счёт других личностных качеств. Поэтому они могут ограничить прогресс в данном виде спорта. Некоторые психологические черты личности лишь в определённой степени наследуемы (Plomin et al., 1994; Saudino, 1997) и, следовательно, на них можно воздействовать в процессе спортивной тренировки. Социологические условия не зависят от наследственности. Однако это не означает, что они могут при необходимости легко изменяться.

Анализ факторов, определяющих спортивный талант, требует надлежащего учёта координационных способностей, которые прочно ассоциируются с приобретением и совершенствованием технического мастерства. Исследования генетического фонда координационных способностей дают многочисленные результаты, которые отчасти противоречивы и неоднозначны. Тем не менее, тщательный анализ данных этих исследований позволяет охарактеризовать некоторые координационные способности с точки зрения их наследственной зависимости (Lyakh et al., 2007).

Таблица 2. Генетическая детерминация отдельных координационных способностей спортсменов (по Lyakh et al., 2007)

Данные табл. 2 основаны на результатах исследований близнецов и членов семей (проанализированы итоги более 30 публикаций). Очевидно, что оценки комплексной двигательной реакции и пространственной ориентации наиболее генетически зависимы и, следовательно, могут быть более предсказуемы при определении одарённости спортивных кандидатов. В противоположность координационным способностям (таким как динамический и статический баланс) время простой зрительно-моторной реакции и кинестетическая дифференциация генетически детерминированы в относительно небольшой или умеренной степени и поэтому могут успешно подвергаться целенаправленному воздействию. С этой точки зрения важно, что наследственная детерминация различных координационных способностей, как правило, ниже у детей (7-10 лет) и сильнее у более взрослых спортсменов. Это поддерживает широко распространённое предположение о том, что ранняя специализация позволяет более эффективно компенсировать наследственные ограничения потенциально талантливого спортсмена.

Темп прироста результатов как индикатор одарённости

Как уже было сказано, поиск талантливых спортсменов может быть основан на относительно неизменяемых прогностических факторах, которые чаще всего связаны с антропометрическими и физиологическими предпосылками. Такой подход привёл к разработке так называемых модельных характеристик, описывающих благоприятные комбинации антропометрических и физиологических переменных для разных возрастных категорий (Булгакова, 1986). Эти характеристики были использованы для идентификации кандидатов с лучшими перспективами на успех более специализированной подготовки. Основным ограничением этой оценки является различный уровень зрелости ребёнка, который определяет темпы роста подготовленности на начальных этапах подготовки. Дети с более медленным темпом созревания могут отставать от более зрелых товарищей по команде, но могут иметь больший потенциал для дальнейшего прогресса. Роль темпа созревания в прогрессировании потенциально одарённых спортсменов была оценена в специальном исследовании (Troup et al., 1991).

Пример. 320 пловцов в возрасте 11-18 лет участвовали в программе отбора в США и об следовались по показателям биологического возраста, антропометрического статуса, мышечной силы и мощности, специфических способностей и результативности в плавании (Troup et al, 1991). Результаты показали, что лучшие более молодые спортсмены, как правило, имеют более высокий уровень биологической зрелости, чем их менее успешные товарищи по команде, в то время как лучшие более старшие спортсмены в основном соответствуют своему календарному возрасту (80% сборной США) или являются ретардантами (18% команды). Авторы предполагают, что успешные ретарданты имеют лучшие шансы оставаться активными в спорте в течение более длительных периодов времени (табл. 3).

Таблица 3. Соотношение между календарным и биологическим возрастом лучших юных американских пловцов разных возрастных категорий (по Troup et al., 1991)

Другой подход к рассмотрению этой проблемы заключается в ретроспективных исследованиях, в которых тщательно анализируются тенденции в изменении результативности выдающихся спортсменов, размеров их тела и т.д. Количество доступных для ретроспективного анализа характеристик, как правило, ограничено, но преимущества таких исследований очевидны, так как это единственный способ воссоздать уникальный путь олимпийских чемпионов и чемпионов мира с детства до подъёма на подиум.

Пример. 35 ведущих гребцов на байдарках и каноэ мирового уровня, которые в составе сборной СССР выиграли медали на Олимпийских играх и чемпионатах мира за восемь лет до начала исследования, были опрошены относительно их официальных спортивных результатов, начиная с возраста 14-15 лет. Этот возраст соответствовал концу первого года их многолетней подготовки (респонденты, которые начали свою подготовку позже, были исключены из анализа). Собранные данные были подвергнуты статистическому анализу, и были рассчитаны тенденции изменения спортивного результата элитных гребцов (Рис. 1). Несмотря на существенное совершенствование вёсел и лодок, произошедшее в течение двух десятилетий после проведения этого исследования, результаты, достигнутые выдающимися спортсменами на ранних этапах их подготовки, остаются актуальными и по сей день для оценки одарённости сегодняшних молодых спортсменов (Созин, 1986).

Рис. 1. Результаты очень успешных гребцов на байдарках и каноэ, показанные ими в разные возрастные периоды, которые можно использовать для определения одарённости современных подростков (по Созину, 1986)

Конечно, ретроспективный анализ тенденций результативности выдающихся спортсменов является привилегией таких видов спорта, где результаты регистрируются, поэтому такие анализы могут быть выполнены. Специфика командных, боевых и художественных видов спорта ограничивает возможности реконструирования тенденций совершенствования ведущих спортсменов мира. Тем не менее ретроспективный анализ их подготовки, физического развития и формирования технического мастерства остаётся чрезвычайно актуальной задачей, которая ждёт своих скрупулезных исследователей.

Основные подходы к выявлению одарённости

С практической точки зрения важно различать потенциально талантливых и менее перспективных кандидатов, используя доступные объективные тесты и показатели. Для этого было проведено большое количество исследований, выводы которых имеют особое значение для исследователей и практиков. Другой подход предполагает использование определённых правил и практически ориентированных схем дифференциации более и менее перспективных кандидатов. Рассмотрим оба этих подхода.

Данные исследований одарённости юных спортсменов

Особое внимание должно быть уделено определению наиболее благоприятных сочетаний антропометрических и физиологических оценок для разных возрастов. Такие связанные с возрастом модели могут быть созданы с помощью лонгитудинального исследования большой группы спортсменов, в которой есть подгруппа спортсменов, достигающих элитного уровня. Данные, полученные у этих спортсменов в разные периоды, могут использоваться в качестве модельных характеристик для соответствующих возрастных категорий.

Очевидно, что такое исследование, которое могло бы занять несколько лет, представляется сложным и организационно проблемным, однако такие долгосрочные исследовательские проекты состоялись (табл. 4). Гораздо более распространёнными являются так называемые кросс-секционные исследования, которые сравнивают менее и более успешную молодёжь. Полученные результаты используются для выявления особенностей гипотетически одарённых спортсменов. Рассмотрим ряд исследований, которые представляют результаты кросс-секционных и лонгитудинальных подходов (табл. 4).

Таблица 4. Краткий обзор исследований, в которых оценивались спортивная одарённость и талант

Выборка

Описание исследования

Результаты исследования

Источник

Члены сборной США по теннису (возраст - 15,4 лет), субэлитные игроки (возраст - 13,6 лет) и 250 молодых игроков

КСИ: батарея тестов включала процедуры получения данных о скорости, ловкости, силе, гибкости и травмоопасности. Тестирование было выполнено во время проведения специального тренировочного сбора

Результаты тестов дали возможность предсказать результативность соответствующих подгрупп с точностью 85,7% для сборной,

91,3% - для субэлиты и 95,5% - для остальных игроков

Roetert et al., 1996

173 кандидата в члены регбийного клуба без предварительной подготовки. Возраст спортсменов - 10 лет

КСИ: получены результаты 14 двигательных тестов (скорость, ловкость, сила, гибкость) и измерены 14 антропометрических показателей

С помощью оценочного профиля, полученного после анализа результатов 45 игроков топ-уровня, все кандидаты были классифицированы в соответствии с их предрасположенностью (точность 93,8%)

Pienaar et al., 1998

16 элитных и 15 субэлитных футболистов в возрасте 16,4 лет

КСИ: программа испытаний включала оценку специфических для футболиста навыков, общей подготовленности, антропометрических, физиологических и психологических данных

Самыми информативными показателями были скорость, ловкость, способность предвидеть ход развития игровой ситуации, аэробная мощность, способность противостоять утомлению и личностная ориентация

Reilly et al., 2000

24 элитных игрока в водное поло в возрасте 14-15 лет

ЛИ: батарея тестов включала 6 испытаний в плавании, дриблинге, бросках мяча, «выпрыгивании» из воды и понимании игры. Исследование длилось 2 года

Выбранные для исследования игроки имели изначальное превосходство в плавании, дриблинге и понимании игровых схем. Прогноз оправдался для 67% игроков, которые попали в окончательный состав команды

Falk et al., 2004

405 новичков-гандбо-листов в возрасте 12-13 лет

ЛИ: батарея тестов включала определение роста, веса, скорости, взрывной силы и результата в слаломном стиле дриблинга. Исследование длилось 2 года

Сравнения отобранных в сборную и других игроков показало, что только результат в слаломном дриблинге служил хорошим прогностическим фактором одарённости

Lidor et al., 2005a

10 спортсменов-дзюдоистов в возрасте 12-15 лет

ЛИ: 3 раза в течение 2 лет проводилась оценка общей работоспособности и набора специфических навыков дзюдоиста (10 заданий)

Рейтинг спортсменов через 8 лет после тестирования не соответствовал результатам специфических тестов дзюдоиста, которые не оказались достаточно чувствительными, чтобы быть прогностическими факторами спортивного таланта

Lidor et al., 2005b

15 элитных юношей-волейболистов в возрасте 16 лет, разделённых на подгруппы новичков (Н) и продолжающих спортивное совершенствование (П)

ЛИ: батарея тестов включала определение скорости, ловкости, взрывной силы, выносливости и 2 задачи на проявление игровых навыков. Исследование длилось 15 месяцев

Только один тест - вертикальный прыжок с доставанием в высшей точке полета подвешенного предмета выявил различия между Н и П подгруппами. Другие тесты не выявили влияния на спортивные способности

Lidor et al., 2007

Здесь: КСИ - кросс-секционное исследование; ЛИ - лонгитудинальное исследование

Обзор упомянутых выше исследований показывает разнообразные результаты, которые демонстрируют различные тенденции в прогнозировании и идентификации спортивного таланта. Применение батареи тестов для новичков и спортсменов невысокого уровня подготовленности позволяло распознавать больше потенциальных кандидатов (Pienaar et al, 1998; Lidor et al., 2005a). Эти данные, безусловно, имеют практическое значение для дальнейшей спортивной подготовки перспективных кандидатов. Важно, что включение специфических по виду спорта двигательных тестов имеет особое значение из-за своей высокой чувствительности к проявлению целевых способностей. Очевидную перспективу имеет также оценка групп спортсменов разного уровня, что позволяет находить самые селективные показатели, которые могут быть использованы для идентификации потенциальных талантов. Такие исследования были успешно проведены в теннисе (Roetert et al., 1996), футболе (Reilly et al.,) и волейболе (Lidor et al., 2007). Особый интерес вызывают данные лонгитудинального исследования, в котором результаты тестирования на ранних этапах спортивной подготовки соотносились с успешностью спортсменов после длительной целенаправленной подготовки. Исследовательский проект с молодыми перспективными дзюдоистами привёл к неожиданным результатам: мониторинг уровня подготовленности в течение двух лет не выявил прогностического потенциала как общих, так и специфических по виду спорта показателей при сопоставлении с рейтингом этих спортсменов, которого они добились через восемь лет после завершения этой программы (Lidor et al., 2005b). Причины такого «провала прогнозирования» могут быть связаны с неоднородностью группы (исходный возраст варьировал от 12 до 15 лет) и относительно низкой чувствительностью батареи тестов к уровню развития высокоспецифичных спортивных способностей дзюдоиста. В любом случае результаты каждого отдельного исследования, приведённого в таблице 4, дают определённую информацию, которая может помочь тренеру более осмысленно выбирать тесты и показатели одарённости и более осознанно оценивать специфический по виду спорта потенциал спортсменов.

Практические подходы к выявлению одарённых спортсменов

Можно предположить, что дальнейшее совершенствование методов оценки приведёт к увеличению точности составления прогноза при определении спортивного таланта. Однако такие факторы, как профессиональное мастерство тренеров и разумное использование доказательной базы, не могут быть недооценены. В свете изложенного можно рекомендовать следующие общие подходы к поиску одарённой молодёжи.

Рис. 2. Одарённость как общий, но не единственный фактор, определяющий начальный уровень и темпы совершенствования в начале спортивной подготовки (Issurin, 2008)

Вообще говоря, можно предположить, что одарённость суть комбинация двух основных компонентов: предрасположенности к определённой спортивной деятельности и тре-нируемости при использовании соответствующих спортивных нагрузок (Рис. 2).

Эти два компонента одарённости (предрасположенность и тренируемость) определяют эффект начальной подготовки. Например, предрасположенность к определённому виду спорта влияет на начальный уровень соответствующего ( , и т.д.), а тренируемость определяет темпы роста уровня подготовленности в процессе начальной подготовки. Этот тезис имеет несколько ограничений, поскольку предрасположенность к определённому виду спорта - не единственный определяющий фактор уровня двигательной подготовленности, который может быть исследован. Предшествующий опыт в такого рода деятельности (начальная подготовка, знакомство с процедурами тестирования и т.д.) также оказывает сильное влияние на результат предварительных испытаний.

Пример. Рассмотрим плавательную подготовленность членов группы восьми-, девятилетних детей. У некоторых из них уже был опыт в плавании (плавание с родителями или более взрослыми родственниками, игры на мелководье и т.д.), другие брали уроки и более или менее привыкли к движениям в воде, а остальные не имели никакого опыта вообще. В связи с этим поведение этих детей в воде будет очень разным, а предыдущий опыт повлияет на результаты намного сильнее, чем реальная предрасположенность детей к спортивному плаванию.

Вторая проблема связана с темпом совершенствования в процессе начальной подготовки, который зависит не только от тренируемости индивидуума, но и от качества подготовки. Это становится очевидным, если сравнить успехи спортсменов, тренирующихся в разных условиях с разными тренерами. Однако при подготовке спортсменов в одной группе с тем же тренером темпы роста подготовленности адекватно отражают тренируемость.

На основании такого (так называемого двойственного) подхода к вопросу одарённости понятно, что её выявление ограничено оценкой исходного уровня специфической по виду спорта подготовленности и темпом её повышения в процессе начальной подготовки. Такой метод диагностики впервые был реализован в командных игровых видах спорта, в основном по запросу практики (Бриль, 1980). Общая логика этого двойственного подхода представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Двойственный подход к выявлению одарённых детей на основе оценки исходного уровня специфической по виду спорта подготовленности и темпа её роста в процессе начальной подготовки (по Брилю, 1980, модификация автора)

Ещё одно замечание должно быть сделано в отношении оптимальной длительности процесса подготовки, необходимого для оценки темпов роста, то есть тренируемости молодых спортсменов. Нет однозначного ответа на этот вопрос, поскольку необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  1. абсолютная непригодность некоторых лиц для успешных действий в конкретных видах спорта может быть осознана быстро (высокие и тяжёлые кандидаты в спортивной гимнастике; низкорослые дети в баскетболе и т.д.);
  2. неспособные кандидаты, как правило, могут быть выявлены в процессе кратковременной предварительной подготовки (за три-четыре месяца);
  3. диагностика одарённости в видах спорта, требующих проявления максимальной скорости и мощности, занимает относительно короткий период времени (как правило, до одного года);
  4. выявление одарённых детей в сложнокоординационных видах (гимнастика, фигурное катание и т.п.) ограничивается начальной подготовкой, в которую дети обычно вовлекаются раньше, чем в других видах спорта; процесс оценки занимает 1-2 года;
  5. в командных и игровых видах спорта, где дети начинают систематическую подготовку относительно позже, очень одарённые спортсмены могут быть выявлены быстрее (за два-три месяца), однако этот процесс, как правило, занимает около года;
  6. возможно, самый долгий срок для идентификации одарённости необходим в видах спорта на выносливость, в которых многие спортсмены мирового уровня признаются имеющими весомые перспективы через три-четыре года систематической подготовки.

Данные генетики . На основании результатов исследований молодых взрослых близнецов было выявлено, что вклад связанных с наследственностью факторов в результат применения тренировочной программы на выносливость различается на ранних и более поздних этапах подготовки. Начальная подготовка в меньшей степени зависит от наследственности. Тем не менее, по мере прогрессирования спортсменов и подхода к более высоким нагрузкам влияние генетического фактора на эффективность их подготовки становится гораздо сильнее (Bouchard et al., 2000). Такая динамика реакции на тренировочную нагрузку отчасти объясняет, почему некоторых спортсменов, одарённых в проявлении выносливости, невозможно эффективно распознать на ранних этапах их подготовки.

Отдельно следует упомянуть генетическую составляющую спортивной одарённости, которая, конечно, крайне важна. Она касается интереса тренера к спортивной истории семьи и достижениям более старших родственников, что является разумным и желательным. Только у некоторых выдающихся спортсменов родители были великими чемпионами; таблица 3.1 представляет ряд примеров таких уникальных спортивных династий. Тем не менее, большинство великих спортсменов родилось и выросло в семьях физически активных и спортивно ориентированных людей. В любом случае родительская поддержка имеет огромное значение, даже если наследственные факторы не дают спортсмену никаких особых преимуществ.

Кроме того, в течение последних десятилетий был проведён ряд научных исследований в целях разработки многомерных моделей одарённых спортсменов в различных видах спорта. Такие модели включают несколько показателей телосложения, двигательной подготовленности и т.д., что делает возможным сравнение реальных детей с виртуальными кандидатами в будущую элиту данного вида спорта. Такие данные могут быть найдены, например, в публикациях Arnot и Gaines, 1986 и Brown, 2001.

Теория многолетней целенаправленной практики Эриксона: правило 10 лет

Теория целенаправленной практики была предложена около двух десятилетий назад и первоначально была основана на обширных данных, полученных при анализе развития личности студентов музыкальных учебных заведений и высокопрофессиональных музыкантов (Ericsson et al., 1993). Впоследствии авторы нашли поддержку этой теории, собрав данные о спортсменах высокого уровня, в основном шахматистов и теннисистов. Общий смысл этой теории заключается в том, что для достижения высокого уровня работоспособности надо целенаправленно практиковаться в выбранном виде спорта в течение 10000 часов или 10 лет. Такая целенаправленная практика определялась как высококонцентрированная и высококачественная практика, которая, как правило, по своей сути, не доставляет удовольствие, такая практика должна с течением времени становиться всё более и более сложной и иметь главной целью повышение профессионального уровня.

С точки зрения этой теории предлагаемая система целенаправленной практики выглядит как привлекательной, так и оптимистичной. Действительно, перспектива добиться высокого спортивного результата через 10 лет целенаправленной практики, затратив 10 000 часов на подготовку, может дать сильный толчок че