Обеспечение учебного занятия по баскетболу в школе. План конспект учебно - тренировочного занятия по баскетболу план-конспект по физкультуре на тему. Методическая разработка учебного занятия

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию план-конспект занятия по баскетболу для студентов 1 курса. Данный конспект будет полезен преподавателям и студентам высших физкультурных учебных заведений. Конспект занятия направлен на ознакомление студентов с основными сведениями, правилами поведения и техники безопасности. А также обучению стойки баскетболиста, держанию мяча, ловле и передачи его двумя руками от груди.

План-конспект занятия по баскетболу для студентов 1 курса

Цель урока: Ознакомить студентов с основными элементами баскетбола.

Задачи урока:

    Сообщить основные сведения об игре баскетбол, правила поведения и технику безопасности;

    Обучение технике стойки баскетболиста, держанию мяча, ловле и передаче его двумя руками от груди;

    Развитие ловкости, координации, скоростно-силовых качеств;

    Воспитание активности, трудолюбия, интереса к занятиям по баскетболу.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: свисток, баскетбольные мячи.

Методы обучения:

Индивидуальный;

Групповой.

Рисунки к конспекту

Часть урока

Дозировка

(Организационно-методические указания)

Подготовительная

1.Построение, сообщение задач урока.

«Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «По порядку рассчитайсь!»

2.Общеразвивающие упражнения (ОРУ) на месте:

Наклоны головы;

Круговые движения головой;

Вращения руками;

Вращения предплечьями;

Рывки руками перед грудью;

Наклоны в стороны;

Наклоны вперед и назад прогнувшись;

Приседания 20 раз;

Отжимания 20 раз;

Выпады в стороны;

Выпады вперед;

Махи прямыми ногами;

Прыжки на правой и левой ноге;

Три прыжка, на четвертый высоко вверх.

Следить за осанкой, за синхронной работой ног и рук, правильным дыханием.

3. Беговые упражнения:

Бег с высоким подниманием бедра 4х20 м;

Бег с захлёстом голени 4х20 м;

Бег приставными шагами правым и левым боком 4х20 м;

Бег скрестным шагом правым и левым боком 4х20 м;

Бег с прыжками с ноги на ногу;

Семенящий бег 4х20 м;

Бег с ускорением 4х15 м;

Бег на каждый шаг выпрыгивание 4х20 м;

Бег длинными шагами 4х20 м.

Занимающиеся выполняют упражнения сразу всей группой. Следить за осанкой: плечи развернуты вперед или назад, смотреть вперед, правильно ставить стопу. Подсказывать ошибки и исправлять их.

Основная

4. Сообщить занимающимся:

Историю баскетбола (кратко);

Правила игры (кратко);

Правила техники безопасности.

Правила техники безопасности: перед началом занятий или соревнований необходимо надеть спортивную форму и спортивную обувь. Нужно снять все украшения, ногти на руках должны быть коротко острижены. Проверяется исправность и надежность спортивного инвентаря и оборудования.

Во время занятий необходимо:

Строго соблюдать правила поведения;

Все действия производить только по команде преподавателя;

При плохом самочувствии прекратить заниматься и сообщить об этом преподавателю;

5. Обучение технике держания мяча:

1 – вид сбоку;

2 – вид спереди.

Преподаватель демонстрирует держание мяча, сообщает о его весе и размерах. Инструктирует, как определить, что мяч хорошо накачан.

6. Обучение стойке баскетболиста:

Создать представление о стойке баскетболиста. Ноги широко расставлены и согнуты в коленях, таз слегка опущен, туловище немного наклонено вперёд, руки в стороны и согнуты в локтях.

«Основную стойку баскетболиста принять!» Преподаватель исправляет допущенные ошибки.

7. Обучение технике ловле и передаче мяча двумя руками от груди:

Имитационные упражнения ловли и передачи мяча(20 раз);

Ловля передача мяча в парах(30 раз).

Занимающиеся располагаются напротив друг друга. Преподаватель демонстрирует держание мяча, затем показывает, как должны быть расположены руки, кисти, пальцы в момент ловли мяча.

В момент ловли мяча студент должен вытянуть вперед обе руки. Пальцы обеих рук образуют воронку. Следить за летящим мячом. В момент касания пальцев сжать ими мяч, а руки согнуть в локтях, притянув его к груди. Ноги в этот момент тоже слегка согнуты.

Передача: мяч держится на уровне живота, руки слегка согнуты в локтях, пальцы направлены вперед, ноги согнуты в коленях, одна нога выставлена вперед. Выпустив мяч, кисти руки выпрямляются, следуя за мячом.

8. Эстафеты с баскетбольными мячами:

Ведение мяча до противоположной лицевой линии и обратно;

Ведение мяча с броском по кольцу;

Передачи мяча партнеру с продвижением и броском по кольцу.

Занимающиеся находятся в колоннах, первый стартует по сигналу преподавателя. Передачу мяча выполнять в руки. Обязательно попасть в корзину с ведения и двух шагов, если промахнулся, то возвращаешься до центральной линии и пробуешь снова, до тех пор пока не забьешь. После передач, игрок который находится ближе к кольцу бросает, если не забил, то возвращается до середины.

9. Игра «Салки».

Игрок, ведя мяч, догоняет убегающего, тоже ведущего мяч, и, не теряя контроля над мячом, старается осалить его свободной рукой.

Варианты:

Убегающего можно осалить передачей, но тот имеет право поймать мяч. В этом случае он не считается осаленным;

Догоняющий с мячом взаимодействует с игроком за площадкой. Запятнать игрока догоняющий может, лишь получив мяч от партнера.

Заключительная

10.Уборка инвентаря.

Уборку производит дежурный в группе.

11.Построение, подведение итогов.

Сообщить ошибки на уроке.

12.Сообщение домашнего задания.

Сообщить домашнее задание – отжимания от пола 30 раз и приседания 30 раз.

Литература:

    «Баскетбол для студентов». Учебник. Ю. Портнов – М.: ФиС, 2003

    Физическая культура студента. Учебник. Под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики. 2003. – 448 с.

    КУРСУ МДК 01.02. Теоретические... . Разработайте свои конспекты занятий с учетом контекста задания. Рекомендуемая литература Адашкявичене Э.И. Баскетбол для дошкольников – М., ...

  1. Учебно методический комплекс дисциплины Теоретические аспекты перевода По кредитной технологии обучения для студентов специальности

    Программа курса

    ... По кредитной технологии обучения для студентов специальности 050119 – Иностранный язык: два иностранных языка Курс ... студентов на занятиях , взаимоотношений с преподавателем, с другими студентами . Требования к студентам : Получение хорошего балла по курсу ...

  2. Инструктивно-методическое письмо министерства образования республики беларусь «Об организации в 2016/2017 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования» I

    Инструктивно-методическое письмо

    ... , конспектов , ... и студентов » (... баскетбол , волейбол, гандбол) для ... для проведения факультативных занятий по рисунку; 1 учебный час в неделю для проведения факультативных занятий по ... курсов или иных формах). Домашние задания при организации занятий по ...

  3. 1 физическое воспитание дошкольников, учащихся, студентов и взрослого населения, проживающих в различных экосредах

    Документ

    Тренировочных занятий в секции по баскетболу . Важное... развлечений; "умение составлять конспекты , сценарии спортивно-игровой... занятий начальной силовой подготовки для студентов специальных медицинских групп первого (сентябрь – октябрь) и второго курса ...

План учебно-тренировочного занятия

Группа СОГ-1 Дата проведения 17.09.2015

Место проведения: Спортивный зал Боголюбовской СОШ

Тема: совершенствование техники владения баскетбольным мячом

Цель: укрепление здоровья занимающихся, способствовать повышению работоспособности организма.

Задачи: 1. Формирование чувства мяча: совершенствование упражнений с мячом на месте и в движении;

2. Совершенствование техники владения б/б мячом (ловля, передача мяча в парах, броски мяча с места и в движении);

3. Воспитание коллективизма, настойчивость, трудолюбие, волевых качеств.

Инвентарь и оборудование: мячи баскетбольные 10 штук на группу; секундомер.

Литература для подготовки к занятию :

  1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Москва, «Просвещение», 2006 год
  2. Физическая культура. Учебник для учащихся 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.И. Ляха, Л.Е. Любомирского, Г.Б. Мейксон. Москва. «Просвещение», 1997 год
  3. Юный баскетболист. Пособие для тренеров под ред. Яхонтова Е.Р. Москва. «Физ-культура и спорт», 1987 год
  4. Специальные упражнения баскетболистов. Грасис А., Москва, «Физкультура и спорт», 1967 год
  5. Баскетбол. Концепции и анализ. Коузи Б., Пауэр Ф., Москва, «Физкультура и спорт», 1975 год

№ п/п
части зан-я

Программный материал содержание

Доз-ка

Организационно-методические указания

Вводная часть занятия

А) Построение. Техника безопасности.

Б) Постановка цели и задач занятия для повышения уровня мотивированности учащихся-спортсменов

В) Разминка:

Упражнения для подготовки связок и мышц к тренировочной работе (растяжка)

7-10 мин

1 мин

2 мин

5 мин

Обратить на внешний вид занимающихся

Растяжка считается законченной, когда появляется ощущение «теплоты» в мышцах

Основная часть

А) Формирование чувства мяча :
- перекладывание б/б мяча из правой руки в левую (за спиной)
- над головой

Вокруг туловища
- перекладывание мяча "восьмеркой" вокруг голени
-подбросить мяч вверх и поймать его за спиной

Подбросить перед собой под ногами поймать за спиной

Поднять мяч с пола в ведение (правой, левой)

Ведение мяча перед собой

Ведение мяча под ногами «восьмеркой»

Ведение мяча правой (левой) рукой по залу

Ведение мяча попеременно

Б ) Совершенствование техники владения б/б мячом :

Ловля и передача б/б мяча двумя руками от груди в парах на месте (с отскоком от пола)

Ловля и передача одной рукой от плеча
-двумя руками из-за головы

Ловля и передача с выпадом в сторону с отскоком от пола (правой и левой ногой)

Ведение мяча с обводкой напарника, остановка прыжком, вращение вокруг своей оси, передача мяча двумя руками от груди

В) Совершенствование броска в движении после двух шагов:

Выполнение броска после ведения (правой и левой руки)

Выполнение броска после отыгрыша с партнером;

По центру кольца

Г) Штрафные броски в парах. На одном кольце работают две пары.

Д) Контрольное упражнение: броски по кольцу выходя из 3-х секундной зоны- игрок бросает мяч по сигналу тренера со средней дистанции по кольцу, подбирает мяч передвигается к противоположной стороне, выходя из 3-х секундной зоны и также бросает мяч в кольцо. На все задание дается 30 секунд.

Е ) Подвижная игра «Десять передач»

Занимающиеся делятся на 2- е команды. Правила заключаются в том, чтобы одна команда выполнила без ведения мяча непрерывно десять передач. Если другая команда перехватит мяч, счет начинается заново, а все остальное по правилам баскетбола

Ж) Учебная игра

60 мин

10-20 раз
10-20 раз

10-20 раз
10-20 раз

10 раз

10-20 раз 3 раза

10-20 раз

10-20 раз

1 мин

1 мин

10 мин

8-10 передач

5-8 раз
5-8 раз

10 раз

5 раз

10 мин

3-4 раза


3-4 раза


3-4 раза
5 мин

3 мин

10 мин

10 мин

Каждый занимающийся берет мяч;

на уровне груди;

на высоту выпрямленных рук, изменяя расстояние;
по часовой стрелке, против
не касаясь пола

широкая стойка

Следить за работой кисти

менять руки

со сменой рук, заводить за спину

соблюдать дистанцию

менять ведущую руку

Напомнить положение тела в стойке баскетболиста.

Работа кисти

Выставлять локоть от пассивного защитника

Обратить внимание на пробежки, поднятый локоть на уровне плеча

Обратить на работу ног

Контролировать положение локтя и кисти во время броска

Следить чтобы занимающиеся выходили из 3-х секундной зоны

Следить чтобы не было ведение мяча, вести счет игры вслух.

Заключительная часть

А) Штрафные броски. 10 бросков каждому.

Б) Растяжка.

В) Подведение итогов занятия.

10 мин.

Контролировать локоть, кисть, траекторию полёта мяча. Считать только чистые попадания.

Каждое упражнение выполняется, не менее 20 сек.

Отметить результативность каждого учащегося-спортсмена.

Итого:

80 мин

Тренер-преподаватель Попов В.В.


Шубин Геннадий Иванович
Должность: учитель физической культуры, преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа с.Рыткучи"
Населённый пункт: с.Рыткучи
Наименование материала: Методическая разработка и самоанализ занятия по баскетболу
Тема: "Баскетбол"
Дата публикации: 02.11.2016
Раздел: дополнительное образование

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Вид учебного занятия:
Тренировка
По предмету:
Физическая культура
Раздел:
Баскетбол
Тема:
Совершенствование технических и тактических действий
Группа:
УТГ 1 года обучения Шубин Геннадий Иванович, с. Рыткучи

Методическая разработка учебного занятия

Учебный предмет:
физическая культура
Тема:
совершенствование технических и тактических действий
Форма проведения занятия:
тренировка
Мотивация темы и формы проведения занятия:
тема выбрана в соответствии с учебным планом. Форма проведения занятия выбрана с целью закрепления и совершенствования ранее изученных технических приемов.
Продолжительность занятия:
80 минут
Место проведения занятия:
спортивный зал
Цели

занятия:
Формирование двигательных навыков, развитие потребностей в укреплении и сохранении здоровья.
Образовательные задачи:
1. Совершенствование игры в баскетбол, с отработкой всех навыков и приёмов, изученных ранее. 2. Систематизация ЗУН по технике передачи и ведению мяча на месте и в движении.
Развивающие задачи:
1. Развитие “чувства мяча” и координационных способностей. 2. Развитие скоростно-силовых качеств, быстроты реакции, точности движений, меткости.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание сознательного отношения к занятиям физической культуры, самостоятельности, активности, чувства коллективизма, уважения к соперникам в игре, сознательного отношения к своему здоровью.
Межпредметные связи:
Физика, геометрия
Метод проведения:
Инвентарь:

Критерии и методы диагностики эффективности урока:
отслеживание правильности выполнения упражнения, активность учащихся на занятии.
Хронокарта урока:

I.
Организационный момент.Построение с баскетбольными мячами, доклад дежурного,

сообщение темы и целей урока
– 1-2 минуты.

II.
Разминка
– 15-18 минут.

III.
Работа по теме занятия
– 55-60 минут.

IV.
Заключительная часть –
3-5 минут.

План-конспект тренировочного занятия по баскетболу.

Тема: «Совершенствование технических и тактических действий»

Цель занятия:
Основные задачи.
Образовательные задачи: 3. Совершенствование игры в баскетбол, с отработкой всех навыков и приёмов, изученных ранее. 4. Систематизация ЗУН по технике передачи и ведению мяча на месте и в движении. Развивающие задачи: 3. Развитие “чувства мяча” и координационных способностей. 4. Развитие скоростно-силовых качеств, быстроты реакции, точности движений, меткости. Воспитательные задачи: 2. Воспитание сознательного отношения к занятиям физической культуры, самостоятельности, активности, чувства коллективизма, уважения к соперникам в игре, сознательного отношения к своему здоровью.
Метод проведения:
индивидуальный, фронтальный, групповой, поточный, игровой.
Инвентарь:
баскетбольные мячи, гимнастические скамейки, майки разных цветов, кегли, карточки задания для развития игрового мышления, свисток, секундомер.
Содержание урока

Дозировка

Методические указания

I. Подготовительная часть:

(15-20 мин.)

1.Построение с

баскетбольными мячами,

доклад дежурного,

сообщение темы и задач

занятия.

2. Разминка:
1). Ходьба: -на носочках, мяч над головой; -на пяточках, мяч перед собой, на вытянутых руках; -на внешних сводах стопы, мяч за спиной на вытянутых руках; -внутренних сводах стопы, мяч перед собой на опущенных руках; -ходьба обычным шагом с переводом мяча между ног на каждый шаг. 2). Ведение мяча в движении: o ведение мяча в обход по залу удобной рукой; o ведение мяча
1-2 мин.

15-18 мин.
2-3 мин. 3-5 мин. 1 круг Организованно начать занятие, проверить соответствие формы одежды и экипировки. Обратить внимание на осанку, точное положение рук и ног. Спину держать прямо. Бежать легко. Следить за работой рук и ног. При ведении смотреть перед собой, на игровое поле.
приставными шагами правым боком вперед; o ведение мяча приставными шагами левым боком вперед; o ведение мяча вприпрыжку. 3). Дыхательное упражнение на ходу: o 1–4 шага – плавный вдох, вращение мяча вокруг туловища в левую сторону; o 1–4 шага – плавный выдох, вращение мяча вокруг туловища в правую сторону. 4). ОРУ с мячом:  И.П. – полуприсед, м. на груди 1 – шаг правой ногой вперед, левую - на носок, мяч вверх, прогнуться 2 – и.п. 3- то же левой ногой; 4- и.п.  И.П. – полуприсед, руки в стороны, мяч в правой руке 1-2 – вставая, бросок мяча вверх-влево через голову; 3-4 – поймать левой рукой в и.п. 5-8 – то же обратно  И.П. – основная стойка, мяч впереди 1 1-Держа мяч перед собой подбросить его над головой назад и поймать сзади за спиной двумя руками. 2 2-Кистевым д в и ж е н и е м подбросить и вернуть в исходное положение.  И.П. – основная стойка, мяч на груди 1 – выпад вправо, руки в сторону, мяч в пр. 2 – и.п. 3-4 – то же влево  И.П. – наклон вперед, мяч внизу, ноги на ширине плеч, полусогнуты в коленях «Восьмерка» – переводы мяча вокруг и между ног в 1 круг 1 круг 1 круг 1-2 мин. 6-8 р. 6-8 р. 6-8 р. 6-8 р. 6-8 р. Соблюдать дистанцию не менее 1,5-2 метра. Спину держать прямо, чуть прогнувшись во время передачи мяча из рук в руки за спиной. смотреть на мяч, руки прямые, прогнуться глубже смотреть на мяч, ловить мяч сверху смотреть на мяч, бросок сзади выполнить кистью. выпад глубже, руки прямые
параллельной стойке, стоя на месте.  И.П. – мяч внизу 1-2 – присед мяч вперед 3-4 – и.п. 5-8 – то же  И.П. – мяч внизу спереди 1-Подбросив мяч над собой, поворот на 360 градусов и ловля мяча. 2-То же самое с поворотом в другую сторону.  И.П. – Мяч внизу спереди 1- Подбросив мяч над собой, присесть, коснуться пола руками и встать.  И.П. – полуприсед, мяч в внизу, левая нога впереди 1- прыжком выполнить смену ног и передать мяч под ногами в правую руку; 2- прыжком выполнить смену ног и передать мяч под ногами в левую руку. 5.Игра «Салки мячом»-двое водящих должны салить убегающих мячом, не выпуская его из рук. Нельзя применять ведение мяча, только передачи. Каждый осаленный присоединяется к водящим. 6-8 р. 6-8 р. 6-8 р. 6-8 р. 3-5 мин. мяч лежит на открытой ладони, стараться не касаться мячом ноги, следить за мячом присед глубже, спина прямая смотреть на мяч, мяч подбрасывать высоко следить за мячом, мяч передавать открытой кистью, держать темп прыжка и передачи Игра проводится по все баскетбольной площадке. Нельзя салить в голову. Игра продолжается, пока не будут осалены все убегающие.

II. Основная часть: (55-60

1.Совершенствование

ведения мяча и бросков.
1)Круговая игра. Дети делятся на две команды (один мяч на команду). Игра проводится, как показано на рисунке. С ведением мяча проходят дистанцию и атакуют кольцо с двух шагов до попадания. После попадания мяча в кольцо, поймав мяч, передают эстафету другому передачей мяча. Выигрывает команда, закончившая первым упражнение. 2) Эстафета с ведением мяча слаломом. Дети делятся на две команды (один мяч на команду). Игра проводится, как показано на рисунке. Игроки по сигналу начинают ведение с обводкой, затем с двух шагов атакуют кольцо до попадания, обратно ведут мяч по прямой и передают эстафету другому.
2.Совершенствование

передачи мяча на месте и в

движении.
1) Передачи двух мячей в тройках. Игроки расположены треугольником. У двоих из них мячи. Игрок 2 передает игроку 1, а тот обратно игроку 2. Игрок 3 передает игроку 1, он обратно игроку 3. По свистку игроки меняются местами, чтобы каждый игрок поработал на месте игрока 1. 2) То же самое, но игрок 1 после передачи мяча перепрыгивает через гимнастическую скамейку на двух ногах. По сигналу тренера игроки меняются
7--12 мин.
3-5 мин. 3-5 мин.
20-25 мин.
3-5 мин. 3-5 мин. Мяч вести удобной рукой, во время ведения смотреть на кольцо. Выигрывает команда, закончившая первым упражнение. При задеваний кегли, игрок должен поставить его на место.
местами. 3) Передача двух мячей в шестерках на месте. Игроки расположены как показано на рисунке. 1 и 2 держат мячи. По сигналу 1 передает 3, 2 – 4, и т.д., как показано на рисунке. Особо внимательным надо быть игрокам 1 и 2, так как после передачи они должны сразу получить пас от игроков с другой стороны. По сигналу тренера игроки 1, 2 меняются местами 3, 5, а затем игроки 3,5 меняются местами 4,6. 4) Передача двух мячей в шестерках со сменой мест. Игроки расположены как показано на рисунке. Игрок 1 передает мяч игроку 2 бежит на его место, 2-й – 6-му и занимает его место. Одновременно с игроком 1 также действует игрок 3, затем – 4 и т.д.
3)Совершенствование

в з а и м о д е й с т в и ю

д в у х

игроков

«Передай

выходи»

Работают

группы(старшие)
1) Занимающиеся делятся на группы по четыре человека- два нападающих и два защитника. Нападающие выполняют передачи между собой, затем один из них делает рывок к корзине, стараясь получить передачу от партнера и забить мяч в кольцо. Защитники препятствуют, стараясь перехватить мяч. 2) Группа из четырех человек (младшие) работает над ведением мяча без зрительного контроля перед самодельным тренажором 3-5 мин. 3-5 мин.
5-10 мин.
3-5 мин 3-5 мин Внимательно следить за перемещением мячей. После передачи одновременно с перемещением мяч следует ожидать сзади. Упражнение выполняется с использованием всех корзин, имеющихся в зале. Нападающие должны менять место расположения по отношению к корзине и чередоваться между собой в выполнении рывков. Обратить внимание на ложное движение при выполнении выхода к корзине. Если мяч забит, то нападающие продолжают выполнять свою роль. Если защитники перехватили мяч, следует смена ролей. Найти две цифры, закрытые баскетбольным мячом

4. Развитие игрового

мышления
Учащимся раздаются карточки задания для развития игрового мышления. Учащиеся в парах должны решить на одном листе четыре задания с игровыми ситуациями.
5. Учебная игра
1) Группа делится на две команды, играют в баскетбол без ведения мяча (3 мин), с ведением (4-5 мин).
5 мин

10-15 мин.
Игроки должны за счет передач вести игру и атаковать кольцо. После передачи необходимо открыться для получения паса. Разрешается выполнить один удар об пол для подбора мяча или во время перехода для атаки кольца с двух шагов.
III. Заключительная часть:

(5-7 мин.)
1. Совершенствование в бросках мяча в корзину с трех очковой зоны. Занимающиеся делятся на две группы по шесть человек. У каждого мяч. Каждый выполняет бросок с точи в корзину, подбирает мяч и переходит в следующую точку. 2. Подведение итогов урока 3. Домашнее задание: выполнить упражнение на развитие скоростно-силовых качеств: 40 сек – поднимание туловища, 40 сек – отжимание от пола, 2 подхода с отдыхом между ними 3 мин. 4. Организованный уход из зала.
4--6 мин.
3-5 мин. 1 мин. 1 мин. Упражнение проводится в виде соревнований между группами «Кто скорее забьет 8 мячей». Оценить активность детей в игре, использование передач на месте и в движении, точность передач, технически грамотное перемещение и передача мяча партнеру в игре.
Игрок 1 ведет мяч на чужой половине площадки (рис.

5)
Какое следует принять решение: I - атаковать кольцо самому; II - передать мяч игроку 2;

Самоанализ

тренировочного занятия
по баскетболу Шубин Геннадий Иванович
с. Рыткучи
Самоанализ занятия по баскетболу

Тема занятия:
Совершенствование технических и тактических действий.
Цель занятия:
Формирование двигательных навыков, развитие потребностей в укреплении и сохранении здоровья.
Основные задачи.
Образовательные задачи: 1. Совершенствование игры в баскетбол, с отработкой всех навыков и приёмов, изученных ранее. 2. Систематизация ЗУН по технике передачи и ведению мяча на месте и в движении. Развивающие задачи: 1. Развитие “чувства мяча” и координационных способностей. 2. Развитие скоростно-силовых качеств, быстроты реакции, точности движений, меткости. Воспитательные задачи: 1. Воспитание сознательного отношения к занятиям физической культуры, самостоятельности, активности, чувства коллективизма, уважения к соперникам в игре, сознательного отношения к своему здоровью. Занятие проводилось с учебно-тренировочной группой 1-го года обучения, согласно списочному составу группы, присутствовало 12 человек. Тип урока – комбинированный. Данное занятие является промежуточным уроком по теме «Техническая подготовка». В тематическом планировании на эту тему отводится 116 часов. На предыдущих занятиях обучающиеся отрабатывали навыки и приёмы игры в баскетбол. На этом занятии отрабатывается материал по технике передачи и ведению мяча на месте и в движении, изученный ранее, и вводятся новые упражнения на развитие “чувства мяча” и координационных способностей. На последующих занятиях учащиеся продолжат тренировки по технике передачи и ведению мяча на месте и в движении. Тема занятия соответствует учебно-тематическому плану и программным требованиям спортивной подготовки для ДЮСШ «Баскетбол» по ред. Ю.М.Портнова, В.Г. Башкировой, В.Г. Луничикина. – М. Советский спорт, 2008г. Обучающиеся к занятию готовы, внешний вид соответствует форме проведения занятия (спортивная форма). Спортивный зал проветрен, подготовлены спортивные инвентари для каждого ученика. Дети физически развиты, психологические особенности детей соответствуют возрастным особенностям учащихся (подростковый период). При проведении занятий учитываются интересы и склонности и индивидуальные особенности детей, согласно их возрасту. Занятие состояло из III этапов:
1. Подготовительная часть. 2. Основная часть. 3. Заключительная часть. Занятие началось с построения и с доклада дежурного. При ознакомлении с целями и задачами урока сделан акцент на закрепление ранее изученного материала и отработку технико- тактических действий игры в баскетбол. При организации учебной деятельности обучающихся ставилась проблемность учебных заданий через осознанное выполнение поставленных задач. Подготовительная часть занятия длилась 17-20 минут, были использованы упражнения на ведение мяча, выполнялись различные игровые упражнения с баскетбольными мячами: ведение по кругу правой и левой рукой; в шаге и бегом, ведение мяча приставными шагами, ведение без зрительного контроля, общеразвивающие упражнения с мячами в процессе выполнения которых были задействованы все группы мышц. Эти комплексы упражнений применялись преимущественно для того, чтобы хорошо разогреть организм, как средство общей подготовки и как подводящее к основной части занятия. Мною был использован метод показа, который сопровождался объяснением учебного материала. С первой минуты занятия обучающиеся работали с баскетбольными мячами, что способствовало развитию координационных способностей. В подготовительной части упражнения выполнялись поточным и фронтальным методами с использованием всей полезной площади спортивного зала. Для активизации двигательной и познавательной деятельности была проведена игра «Салки с мячом». Основная часть занятия продолжалась 55-57 минут. При переходе к основной части занятия были использованы дыхательные упражнения, которые способствовали восстановлению дыхания и одновременно решали немаловажную оздоровительную задачу - стабилизация дыхательной мускулатуры. В основную часть занятия входили выполнение упражнений на совершенствование ведения мяча и броска в корзину, совершенствование передач на месте, в движении со сменой мест, развитие взаимодействия игроков. Обучающиеся совершенствовали навыки передачи мяча, ведение мяча с обводкой с последующим броском в корзину в более сложной форме - в групповых взаимодействиях, приближенных к игровой ситуации. В заданиях использовались фронтальный, поточный, групповой методы организации обучения. С целью развития мыслительной деятельности в перерывах между играми ребятам предлагались тестовые карточки-задания для решения тактических ситуаций. Построение занятия соответствовало дидактическим принципам:  от простого к сложному;  от теории к практике;  сознательное отношение к выполнению упражнений. В течение занятия мною были использованы основные принципы организации деятельности:  принцип опоры на индивидуальные особенности каждого ученика,  принцип саморазвития,  принцип целостности был применен при решении воспитательных задач, где поощрялись позитивные возможности каждого ученика,  принцип гуманных отношений - доброжелательный тон, взаимопонимание, содействие ученику в разрешении поставленной задачи. В заключительную часть занятия входило упражнение на совершенствование бросков в корзину, которые постепенно привели группу в более спокойное состояние. Подведены итоги занятия с анализом выполнения поставленных задач.
На протяжении всего занятия мною использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками доверительный, построен на взаимном уважении. Обучающиеся проявляли находчивость, умение взаимодействовать в парах и группах. В процессе тренировки наблюдалась мотивация учащихся на занятие: они любят баскетбол, хорошо освоили технические и тактические действия. При выполнении заданий прослеживается то, что обучающиеся получают удовлетворение в своих личностно-ориентированных потребностях, которые выражены в использовании полученных умений и навыков не только в пределах проведенного занятия, но и на уроках физической культуры, внеклассных и внеурочных занятиях.. При организации обеспечения учебного занятия мною уделено внимание на:  целостность использования форм организации занимающихся;  целостность использования времени на занятии (объяснение, показ, выполнение упражнений, активный отдых);  соблюдение техники безопасности (интервал, дистанция). Решение развивающей задачи осуществлялось с учётом функционального состояния обучающихся, сочетания нагрузки с активным отдыхом. При решении воспитательной задачи уделено внимание на дисциплину, взаимодействие в коллективе при выполнении групповых упражнений. Старался создать доброжелательную атмосферу сотрудничества и развить такие качества: самоуверенность, самостоятельность, чувство коллективизма, взаимоуважение, сознательное отношение к своему здоровью. Индивидуальная работа прослеживается через планирование нагрузки, которая соответствует данному этапу подготовки, осуществление контроля по предупреждению и исправлению ошибок. Проведенное занятие соответствует поставленным задачам. Задачи этого занятия работают на перспективу, так как полученные технико-тактические навыки будут использованы в учебной игре по баскетболу. Благодаря разнообразию форм и методов построения тренировки, у обучающихся повышается интерес к дальнейшим занятиям баскетболом, об этом говорит тот факт, что основная масса ребят этой группы входит в состав сборной школы по баскетболу, волейболу и футболу. Все этапы были логично связаны между собой, что способствовало целостному восприятию материала урока. В целом все намеченные задачи и цель урока были достигнуты. Благодаря преемственности учебных занятий удалось приучить детей к дисциплине и организованности, привить навыки культурного поведения, сотрудничества, развить потребности в укреплении здоровья, применять ЗУН на практике. Считаю, что демократичный стиль общения, благоприятные социально-психологические условия способствовали созданию доброжелательной атмосферы и ситуации успеха н а уроке, что обеспечило успешность обучения и усвоения учебного материала урока учащимися.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Образовательные:

  • обучение ловле и передачи мяча на месте и в движении;
  • обучение техники ведения мяча поочередно правой и левой рукой;
  • развитие двигательных качеств посредством эстафет, с элементами баскетбола и игры в баскетбол.

Оздоровительные:

Воспитательные:

  • воспитание умения выполнять коллективные действия.
  • воспитание чувства ответственности за порученное задание.

Инвентарь: баскетбольные мячи, секундомер, свисток, стойки.

Ход урока

Дозировка

Организационно–методические указания

Подготовительная часть 12 мин.
1. Построение. Приветствие. Сообщение задач урока Лопатки сведены, смотреть вперед, наличие с/формы, обуви, выявление больных
2. Ходьба, её разновидности с изменением положения рук:

– на носках руки в стороны;
– на пятках руки за голову;
– перекат с пятки на носок

2 мин. Следить за положением осанки, голову держать прямо, не сутулиться. Следить за дыханием.

Переход на обычную ходьбу. Команда: "Обычной ходьбой – МАРШ!"

3. Бег в среднем темпе.

– приставными шагами левым боком вперед;
– приставными шагами правым боком вперед;
– обычный бег с переходом на ходьбу

2 мин. Равнение в колонне, соблюдать дистанцию.

Следить за правильностью выполнения приставного шага, нога ставится с носка, руки на поясе, следить за положением туловища во время бега

4. Построение для проведения ОРУ.
Исходное положение – ноги на ширине плеч;
1–2–3 – подняться на носки, руки вперед вверх;
4 – исходное положение
4–6 раз Вдох.
Выдох
Исходное положение – основная стойка;
1–2 – руки дугами вперед вверх, правую ногу назад на носок;
3–4 – исходное положение
6–8 раз Подняться на носки – выше.
Исходное положение – основная стойка, руки к плечам;
1–4 – круговые вращения руками вперед;
5–8 – то же самое назад
6–8 раз Круг выполняется по полной амплитуде
Исходное положение – основная стойка, правая рука вверху, левая внизу;
1–2 – отведение правой;
3–4 – то же самое левой
6–8 раз Руки прямые

1–2 – наклон туловища вправо;
3–4 – то же влево
6–8 раз Лопатки сведены, локти точно в стороны, спину держать ровно.
Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на поясе;
1 – наклон к левой;
2 – наклон вперед;
3 – наклон к правой;
4 – исходное положение
6–8 раз Ноги не сгибать
Исходное положение – основная стойка, руки на поясе. Прыжки на носках;
1–4 – на левой;
5–8 – на правой
4–5 раз Прыжки выполнять мягко на носках
Основная часть 30 мин.
1. Обучение ловли и передачи мяча на месте 8 мин. Построение в две шеренги. Учитель демонстрирует несколько способов передачи мяча на месте в сочетании краткого, но доступного пояснения
– имитация ловли и передачи мяча; Правильно поставить ноги (носки стоп направлены вперед), колени согнуты.

Руки согнуты, кисти направлены вперед в стороны.

– передача двумя руками от груди – ловля двумя руками; При ловле руки вытянуть, ловить мяч пальцами, согнуть руки в локтях, мяч к груди.
– передача мяча двумя руками с отскоком от пола – ловля двумя руками. Ловля после отскока: больше согнуть ноги, руки направлены вниз – вперед, кисти рук образуют "воронку" для получения мяча
2. Обучение технике ведения мяча 8 мин. Ведение – продвижение игрока с мячом, ударяя мяч об пол одной или поочередно двумя руками (дриблинг).

Приспосабливать вид и скорость ведения мяча к ситуации

Учитель демонстрирует правильность выполнения ведения мяча, положение при касании мяча и управление мячом. В сочетании с кратким, и доступным пояснением
– правой и левой рукой;
– с изменением направления;
– с изменением высоты отскока;
– с изменением скорости.
Существенные ошибки при выполнении ведения мяча: кисть руки накладывается на мяч ударом (шлепком); неправильная координация работы рук и ног, неумение управлять мячом без постоянного зрительного контроля
3. Развитие двигательных качеств. Эстафеты:
– учащиеся строятся в две колонны. По сигналу выполняют ведение мяча правой рукой приставными шагами левым боком вперед, добегая до стойки, меняют руку и продолжают ведение левой правым боком вперед, следующий участник получает мяч и повторяет то же самое.
10 мин. Обратить внимание на положение кисти при ведении мяча левой рукой
– команды строятся в колонну по одному в противоположных сторонах зала. Впереди каждой колоны четыре игрока на расстоянии

1–1,5 м друг от друга. По сигналу первый участник каждой колонны ведет мяч, обводя каждого играющего. Возвращается т. о. назад и передает мяч

Ведение мяча можно выполнять правой и левой рукой, прикрывая мяч от пассивно или активно стоящего игрока
Варианты игры:

– после обводки игроков выполнить три передачи от стенки;
– после обводки игроков выполнить бросок по кольцу;
– после обводки игроков выполнить три передачи от стенки и бросок по кольцу

Ведение мяча можно выполнять то правой, то левой рукой, со зрительным контролем либо без него
Заключительная часть 3 мин.
Построение в одну шеренгу. Подведение итогов урока. Объявить и выставить оценки за урок. Домашнее задание. Организованный уход из спортивного зала Отметить лучших, активных учащихся.

Анна Халиулина
Конспекты занятий по обучению игре в баскетбол детей подготовительной группы

Задачи :

1. Разучивать правила игры, познакомить с площадкой.

2. Закрепить технику ведения, бросков и ловле.

3. Воспитывать целеустремленность, выдержку, уверенность.

4. Развивать точность, координацию движений.

Оборудование : мячи по числу детей , кегли,

Дозиро-вание

I. Вводная часть

«Вышло солнышко из-за речки» Умеренный На слова «1, 2, 3 - беги!»

«Найди свой цвет» (игра с бегом по принципу )

Уме-ренный Бег врассыпную!

баскетболиста

II. Основная часть

1. ОРУ Комплекс №1 (без предметов)

2. «Передал - садись» (передача и ловля мяча) 3р. Уме-ренный Разделить детей на 2 колонны

3. «Туннель с мячом» (прока-тывание мяча между ног) 3р. Быстрый Дети разделены на 2 команды (в колоннах, ноги врозь.Игровое задание : первый ребенок прокатывает мяч последнему, последний берет мяч, бежит с мячом, становится первым, снова прокатывает мяч последнему и т. д. Чья команда быстрее вернется к исходному построению

4. Метание мяча в баскетбольный щит , установленный на разной высоте 2р умеренный

5. Ведение мяча, продвигаясь шагом, бегом 2р Умеренный

6. «Ручей» . Бег, взявшись за руки, вполоборота, до кегли (расстояние до кегли - 10 м) 2 р. Быстрый Бег, взявшись за руки, вполоборота, до зрительного ориентира. Чья команда быстрее преодолеет расстояние, не разорвав цепь, и вернется обратно

7. Ловля мяча после удара о стенку 2р Умеренный

III. Заключительная игра

«Ловишка с ленточкой» 2-3р. Быстрый

Конспекты занятий по обучению игре в баскетбол

2. Занятие в подготовительной группе

Задачи :

1. Учить бросать мяч в баскетбольную корзину .

2. Закрепить навык ведению мяча.

3. Развивать быстроту, ловкость, глазомер

4. Воспитывать внимание.

Оборудование : веревка, корзина, мячи по числу детей

Дозиро-вание

Организационно-методические указания

I. Вводная часть

«Серпантин» (бег между игроками; расстояние между игроками на вытянутые руки) 4р. Быстрый Рассчитаться в 2 шеренгах на 1,2-е номера. 1-е номера -на месте; 2-$ - оббегают. Чье звено быстрее.Затем номера меняются местами :

1- е - оббегают;

2- е - на месте

«Задний ход» (6; 9; 12) .Игровое задание

II. Основная часть

1. ОРУ Комплекс №2 (с малыми мячами)

2. «Будь ловким!» Расстояние - 6 м (ведение мяча с препятстви-ями - «веревочка» ,принять низкую стойку) 4р. Уме-ренный Дети стоят на боковой линии парами в затылок друг другу. Мячи у первых игроков.Игровое задание : игроки (первые) ведут мячи до вере-вочки в высокой стойке, под веревочку проходят в низкой стойке; затем обводят кеглю, возвращаются обратно и передают мячи своим партнерам. Чья пара быстрее

3. «Чье звено больше» (забра-сывание мяча в корзину по команде)

Уме-ренный

Дети поделены на 2 команды. Мяч у каждого ребенка. Команды стоят в колоннах перед корзинами на расстоянии 1,5 м от них.Игровое задание : первый ребенок бросает мяч любым способом в корзину, ловит его и становится в конец колонны. Затем бросает второй и т. д. Чья команда больше забросит мячей в корзину

4. Перебрасывание мяча через сетку или веревку, натянутую выше головы ребенка (произвольным способом) 2р Умеренный

5. Прыжки с зажатыми между ног мячами 2р Умеренный

6. «Меткие стрелки» (попа-дание мячом в обруч, расстояние - 6 м)

Уме-ренный

Дети стоят в шеренгу на боковой линии с мячом в руках. Перед каждым на расстоянии 6 м лежит обруч. По сигналу дети бросают мяч в обруч (двумя руками от груди, одной рукой от плеча) . Побеждает тот, кто больше остальных попадет мячом в обруч

7. Бросание мяча в корзину после введения 2р Умеренный

III. Заключительная часть

Ходьба Ходьба врассыпную с заданиями : на носках, на пятках, с высоким подниманием колен. По сигналу - принять стойку баскетболиста

Конспекты занятий по обучению игре в баскетбол

3. Занятие в подготовительной группе

Задачи :

1. Закрепить правила игры;

2. Совершенствовать технику владения мячом во взаимодействии с другими игроками.

3. Формировать стремление к достижению положительных результатов;

4. Воспитывать выдержку, целеустремленность.

5. Развивать точность, координацию движений.

Оборудование : мячи по числу детей , 2 флажка, 2 обруча

Дозиро-вание

Организационно-методические указания

I. Вводная часть

«Вышло солнышко из-за речки» (бег в рассыпную, быстро построиться возле своего обруча) 2-3р Умеренный На слова : «Вышло солнышко из-за речки, разбросало золотые колечки. Кто за речку пойдет, тот колечко найдет», - дети передвигаются свободно по залу врассыпную. На счет «1, 2, 3 - беги!» , - строятся в 3 круга, по заранее определенному центру. Обручи разбрасывать как можно дальше от себя

«Светофор» (на красный цвет принять стойку баскетболиста ) 3-4р. Быстрый Дети бегают врассыпную. Воспитатель поднимает красный флажок - дети останавливаются и принимают стойку баскетболиста

II. Основная часть

ОРУ Комплекс №3 (с малыми мячами)

«Лови, бросай - падать не давай!» (перебрасывание мяча друг другу разными способами : в темпе, из разных и. п.) 3-6 р. Уме-ренный Дети стоят в двух шеренгах лицом друг к другу, мячи у первой шеренги. По сигналу игроки начинают перебрасывать мячи друг другу. Чья пара дольше не уронит мяч?Перебрасывание мяча :

а) двумя руками от груди,

б) двумя руками от груди,

сидя, ноги врозь;

в) двумя руками, лежа

на животе

«Защити мяч» (расстояние между детьми - 8 м) . Ведение, мяча при противодействии противника 2р.Уме-ренный Упражнение выполняется парами : один ведет мяч, другой старается отобрать мяч у него. Как только это ему удается, он сам начинает ведение, а его напарник становится защитником

«Собачки» (расстояние между детьми - 4 м) 3р.

Уме-ренный

Дети делятся на команды по 3 человека. 2 водящих перебрасывают друг другу мяч, «собачка» (третий ребенок) должна его поймать. Ролями меняются три раза

Удары мяча об пол одной рукой и ловля его двумя руками 2р. Уме-ренный

Играв мини-баскетбол 5 р .

III. Заключительная игра

«Поле - кольцо» (малоподвижные игры) 1р- Уме-ренный Дети стоят врассыпную по всей площадке. По команде «Поле!» они приседают, касаются руками пола, По команде «Кольцо!» поднимаются на носки, руки вверх

Конспекты занятий по обучению игре в баскетбол

4. Занятие в подготовительной группе

Задачи :

1. Учить ориентироваться на игровом пространстве

2. Закрепить навык ведения мяча в движении, передачи и ловли мяча;

3. Формировать потребность и желание играть в баскетбол .

4. Развивать быстроту реакции, ловкость, глазомер

5. Воспитывать внимание.

Оборудование : веревка, сетка, мячи по числу детей , обруч.

Дозиро-вание

Организационно-методические указания

I. Вводная часть

Ходьба приставным шагом в стороны, вперед, назад, выпадами 30с Умеренный

«Задний ход» (бег втроем, взявшись под руки, вполоборота; расстояние - 6 м) 3р. Быстрый Дети разделены на 2 команды, построенные в колонны. Количество участников команды кратно 3 (6; 9; 12) .Игровое задание : первая тройка оббегает кеглю и становится в конец колонны, затем -- вторая и т. д. Чья команда быстрее вернется к исходному построению

«Найди свой цвет» (игра с бегом по принципу «Чье звено быстрее соберется» )

Уме-ренный Бег врассыпную!

1) Построение по сигналу в шеренги возле своих

2) Построение по сигналу вкруг;

3) Построение в колонну, принять стойку баскетболиста

II. Основная часть

ОРУ Комплекс №4 (с большими мячами)

«Передал - садись» (передача и ловля мяча) 3р. Уме-ренный Разделить детей на 2 колонны . Напротив них становятся водящие с мячом в руках. По сигналу они бросают мяч детям, стоящим первыми в команде; те, поймав мяч, возвращают его водящему и принимают упор присев. Водящий бросает мяч второму и т. д. Чья команда быстрее передаст мяч

«По кочкам» (прыжки на двух ногах в обручи, обручи разложе-ны в шахматном порядке)

Разделить детей на 2 команды .Игровое задание : по сигналу первый прыгает йз обруча в обруч на обеих ногах, оббегает флажок, бежит обратно и передает эстафету следующему, а сам становится в конец колонны. Чья команда быстрее

«Перекати быстрее» (ползание между стоящих ног с катанием обруча, переносом мяча)

Быстрый Дети стоят в 2 колоннах, ноги врозь. Перед колонной лежит обруч, а на расстоянии 5 м, на линии, лежит мяч.Игровое задание : по сигналу последние игроки пролезают между ног впереди стоящих игроков, берут в руки обруч, катят его До мяча и останавливают на линии, а в руки берут мяч и бегом возвращаются к своей колонне, кладут мяч перед ней и становятся первыми и т. д. Чья команда быстрее вернется в исходное положение

Ведение мяча вокруг себя 2р. Уме-ренный

Передача мяча одной рукой (другая за спиной) из-за головы 2р. Уме-ренный

Ловля мяча и передача его одной рукой от груди (в движении)

Уме-ренный

III. Заключительная часть