Название гладиаторов. Типы гладиаторов. Не все гладиаторы были рабами

Жёсткие спортивные состязания были частью этрусского погребального обряда в качестве человеческих жертвоприношений.

Римляне приняли этрусский погребальный обряд и со временем изменили его, участников смертельной схватки перестали убивать сразу, а заставили их с мечами в руках сражаться около могилы умершего, в поединке погибал слабый, а сильный боец оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. Римляне впервые увидели это жестокое зрелище в 264 году до н. э. на Бычьем рынке , где на поминках по Бруту Пере, устроенных его сыновьями, сражались три пары гладиаторов. Зрелище показалось столь необычным и примечательным для римлян, что это событие было внесено в летопись Рима.

Связь между гладиаторскими играми и поминками никогда не забывалась, их называли «погребальными играми», а официальное наименование - mumus («обязанность»), долг живого по отношению к умершему.

В 105 году до н. э. гладиаторские игры были введены в число публичных зрелищ в Риме . Отныне государство возлагало на своих магистратов заботу об устроении гладиаторских игр, и они стали любимейшим зрелищем, и в Риме, и в провинциях Римской империи. Цезарь в 65 году до н. э . устроил гладиаторские игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Враги его испугались: страшны были не только эти вооружённые молодцы, страшно было то, что роскошные игры стали верным средством приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах. В 63 году до н. э . по предложению Цицерона был принят закон , запрещавший кандидату в магистраторы в течение двух лет до выборов «давать гладиаторов». Никто, однако, не мог запретить частному лицу «дать» их под предлогом поминок по своему родственнику, особенно если последний завещал своему наследнику устроить игры.

В зависимости от вооружения и специфики их участия в поединках различали следующие типы гладиаторов:

Андабат (от греческого слова «άναβαται» - «поднятый, находящийся на возвышении»).Бойцы андабаты были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах.

Бестиарий были вооружены дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.

Бустуарий. Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.

Велит — пешие гладиаторы, вооружённые дротиком с привязанным к нему шнуром для метания. Названы в честь подразделений раннереспубликанской римской армии.

Димахер (от греческого «διμάχαιρος» - «носящий два кинжала» ). Сражались они без шлема и щита двумя кинжалами в каждой руке. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.

Галл. Бойцы были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.

Гопломах (от греческого «οπλομάχος» - «вооружённый боец»). Бойцы были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из плотной хлопковой или льняной ткани, набедренную повязку, пояс, поножи. Из доспехов надевали на предплечья (манику) правой руки, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, украшенный кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Из вооружения они носили очень маленький круглый щит, сделанный из одного листа толстой бронзы, образцы щитов сохранились в Помпеях. Бойцов выставляли на схватки против мирмиллонов или фракийцев.

Лаквеарий — «боец с лассо». Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев, которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus) вместо сети.

Мирмиллон — «mormylos» - «морская рыба», бойцы н осили шлем со стилизованной рыбой на гребне, доспех для предплечья (манику), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы. Мирмиллоны были вооружены мечем гладиусом (40-50 см в длину) и большим прямоугольным щитом, как у легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, ретиариев, иногда также против гопломахов.

Пегниарии использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.

Провокатор — «соискатель». Бойцов изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.

Ретиарий — «боец с сетью». Они п оявились на заре Римской империи. Бойцы были вооружены трезубцем, кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (galerus). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus»), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами.

Рудиарий — гладиатор, заслуживший освобождение и награждённый деревянным мечом — rudis, но решившие остаться гладиатором. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать по-настоящему захватывающую гладиаторскую игру.

Самниты древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывает на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён , проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.

Секутор — это тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями.

Сагиттарии — конные лучники, вооружённые гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.

Секуторы были экипированы латами и оружием, большими прямоугольными щитами и гладиусами. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.

Скиссор (scissor, «тот, кто режет», «режущий») - гладиатор, который был вооружен коротким мечом (гладиус) и вместо щита имел режущее оружие — два малых меча, имевшие одну рукоятку или, одевал на левую руку железный полый стержень с острым горизонтальным наконечником. Этим режущим оружием скиссор наносил удары, которые приводили к несерьезным ранам соперника, однако раны очень кровоточили. В остальном скиссор был подобен секутору, если не считать ещё и дополнительной защиты правой руки от плеча до локтя, состоявшая из множества железных пластин, скрепленных меж собой прочными кожаными шнурками. Шлем и защитная амуниция у секуторов и скиссоров были одинаковыми

Тертиарии также назывались «Suppositicius» - «заменяющие». В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием — «третьим».

Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи. Фракийцы носили большой шлем , закрывающий всю голову и украшенный грифоном на лбу или на передней части гребня Грифон был символом богини возмездия Немезиды. Фракийцы носили маленький круглый щит (parmula), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч-секира — sicca, длиной около 34 см. Фракийцы сражались с мирмиллонами или гопломахами.

Венаторы устраивали показательную охоту на диких животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии. Они выполняли трюки с животными — клали руку в пасть льва, ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке, заставляли слона ходить по канату (Seneca Ep. 85.41). Венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.

Эквит («всадник»). На санскрите: – конь . В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris ), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Римской империи они носили доспех для предплечья (манику) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.

Эсседарий — «боец на колеснице», (от латинского названия кельтской колесницы - «esseda»). Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э., возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии.

Прегенарии в ыступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал, труб и водяных органов (hydraulis).

Почему римские граждане становились гладиаторами?
Люди, дававшие «клятву гладиатора», лишались многих прав свободных граждан, в том числе и права на свою жизнь, которая зависела от исхода боя. Возможно, это освобождало гражданина от долгов, и давало возможность уйти от кредиторов, да ещё и заработать, если на арене понравишься публике во время гладиаторского боя. Видимо, для многих римских граждан гладиаторские бои были хорошей работой — «обут, одет, есть крыша над головой и живёшь на всём готовом».

Гладиаторы должны были жить в специальных гладиаторских школах, где изучали искусство гладиаторского боя под началом вольноотпущенников, то есть бывших гладиаторов. Естественно, что там к их услугам были врачи, массажисты, повара, обеспечивая гладиаторов всем необходимым для подготовки и обеспечения профессиональных бойцов.

Хорошим стимулом для смелого, ловкого и воинственного гладиатора было высокое жалованье. Даже рабы-гладиаторы и те имели полное право на часть вознаграждения за победу на арене, им доставались монеты, которые зрители бросали на арену во время боя. Если бывший гладиатор, получив освобождение, желал остаться на арене, он получал щедрое вознаграждение. Император Тиберий предложил тысячу золотых монет одному из освобождённых рабов-гладиаторов, если тот вернется обратно на арену.

Утром перед состязанием гладиаторов проходила охота на диких зверей (венатио), днём проводилась казнь приговоренных к смерти преступников, их бросали на растерзание зверям. Перед поединком гладиаторы ужинали на публичных банкетах, совместно с местными жителями. Перед началом гладиаторских боев бойцы выходили на арену, устраивая своеобразный парад для предварительного настроя публики и демонстрации своей боевой формы, затем начинались бои гладиаторов.

Количество поединков гладиаторов зависело от количества участвующих соперников. Обычно бои продолжались до конца дня, а каждый поединок в среднем длился около десяти-пятнадцати минут.

Гладиаторский поединок представлял собой рукопашную схватку бойцов с разным оружием. После того как один из бойцов получал ранение или обессиливал, бросал щит на землю и поднимал палец вверх (ад дигитум), сообщая о своём желании сдаться и прекратить бой. Судья гладиаторского поединка обязан был вмешаться и прекратить бой, предоставив судьбу побежденного мумерарию (владельцу гладиаторов). Решение, которое тот принимал, иногда зависело от мнения собравшейся публики — он мог пощадить (миссио) побеждённого или даже пожаловать свободу одному или обоим бойцам, но такое освобождение происходило нечасто, так как это приносило мумерарию только убытки. Мумерарий выходил на арену и вручал счастливому гладиатору деревянный меч (рудис), что означало, что гладиатор больше не раб, а свободный человек.

Мумерарий мог поднять большой палец вверх (поллиц версо) или направить его вниз — это означало решение судьбы побежденного. Публика тоже выражала свое мнение, показывая большой палец, поднятый вверх, что означал «миссио» (пощада), что позволяет гладиатору возвратиться в людус и готовиться к следующей схватке. Большой палец, опущенный вниз, означал, что победитель боя должен нанести побеждённому бойцу смертельный удар (coup de grace).

К гладиаторам мужчинам в Риме было двоякое отношение, их любили и презирали одновременно. Одни граждане Рима смотрели на воинственных гладиаторов, как на своих кумиров, другие — относились к ним с презрением, как к варварам.

Для знатного римлянина было позором участие в гладиаторских боях на арене, и считалось воинской доблестью участие в военных походах, сражениях и войнах.

Автократы — гладиаторы-добровольцы могли и не жить в гладиаторских школах, а брать уроки у частных тренеров или посещать специальные студии для тренировок. Автократы выходили на гладиаторскую арену достаточно редко, два-три раза в год.

Существует мнение, что все гладиаторы были обречены на смерть, однако на самом деле это не так! Конечно, гладиаторы погибали, в том числе и по решению публики. Однако и не так часто, как это принято считать. Воспитать, обучить воинскому искусству, и содержать такого бойца было очень дорого. Гораздо выгоднее было получать деньги от зрителей за выступление хорошего бойца-гладиатора, чем заплатить за его погребение.

Поединки на древнеримской арене не являлись исключительно мужским делом. В 63 году н. эр. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. После него Поццуоли позволяет сражаться женщинам-эфиопкам.

Женщины на гладиаторской арене бились подобно мужчинам, и тренировались перед выступлением, подобно мужчинам-гладиаторам. Известно, что большая часть гладиаторов в Римской Империи были рабами, но некоторые граждане добровольно становились гладиаторами и давали клятву, что согласны «быть обречёнными, быть битыми, и умереть от меча» (uri, vinciri, uerberari, ferroque necari). К концу Римской республики около половины римских гладиаторов были добровольцами – огромная цифра, если учесть, что бои происходили не только в Риме, но и во многих крупных городах страны.

Женщины участвовали в поединках, жили и умирали как бойцы. Жизнь женщин-гладиаторов была, возможно, тяжелее, чем у мужчин, ежедневные физические тренировки готовили их к владению различными видами оружия во время гладиаторского боя. Некоторые римские женщины, попирая все рамки всех приличий, посещали специальные студии, иные же тренировались у своих отцов-гладиаторов.

Римский историк Тацита с осуждение упоминает о женщинах с достаточно высоким социальным статусом, участвовавших в гладиаторских боях ради развлечения, и считает эти выступления на арене их позором. «В этом году гладиаторские игры были не менее великолепными, чем в прошлом. Однако многие дамы из высшего общества и люди сенаторского звания опозорили себя появлением на арене». В целом римское общество считало женские гладиаторские бои предосудительными и не достойными!

Римский историк Светоний (ок. 69 – 122 г. н.э.) рассказал о гладиаторских боях с участием женщин, при императоре Домициане, перещеголявшем в своих развлечениях Калигулу, Нерона и Гелиогабала. Дион Кассий (др.-греч. Δίων ὁ Κάσσιος,) писал, что эти гладиаторские бои женщин проводились при свете факелов поздней ночью, в завершение всего гладиаторского представления.

Римский поэт Статий в поэме о гладиаторских боях при императоре Домициане сообщает, что в боях участвовали «мавры, женщины и пигмеи». «Пол, неприспособленный к владению оружием, соперничает с мужчинами в битве! Можно подумать, что сражается банда амазонок».
По свидетельству римского сенатора и историка Тацита (ок. 56г. н.э. — 177г. н.э.), на арене не гнушались появляться даже знатные и богатые женщины, желавшие выступить на гладиаторской арене и получить лавры победительниц.

Римский поэт-сатирик Децем Ювенал в Сатире IV (55г. н.э. — 127г. н.э.), обличая пороков римского общества, едко высмеял женщин-гладиаторов : и подробно описал гладиаторское представление:
«Слышали, чтобы женщинам понадобились боевые накидки и масло для борьбы?
А вы видели деревяшки, которые они колотят и крошат,
Искусными приёмами пробивая их насквозь мечом или копьем?
Это про девушек, которые трубят во славу Флоры.
А может они готовятся сами выйти на арену для настоящего боя?
Но подобает ли порядочным женщинам втискивать свою голову в шлем,
Презрев свой пол, с которым родились?
Они обожают мужские дела, но они не хотят быть мужчинами,
Ведь маленькие вещицы (как они считают) услаждают их жизнь!
Какую «гордость» испытывает муж при виде рынка, на котором
Его жена как будто на продажу – в ремнях, щитках и шкурах!
Послушай её хрюканье и стоны, когда она тяжко трудится, парируя и нападая;
Посмотри на её шею, сгибаемую тяжёлым шлемом.
Посмотри, как забинтованы её ноги, похожие на стволы деревьев,
Посмейся, когда она бросает доспехи и оружие и тянется к кубку.
Как деградируют дочери наших преторов и консулов!
Видели вы на играх гологрудых амазонок против диких кабанов?
Не отвратительнее ли это гладиаторских девок и обнажающихся шлюх?»

Совершенно очевидно, что женские гладиаторские бои вовсе не выдумка, а факт запечатлённый в античной литературе и истории! Археологические находки подтверждают существование женщин-гладиаторов в Древнем Риме, обнаружены надписи местного магистрата из Остии об организации женских гладиаторских боев, погребения женщин-гладиаторов, барельеф из Геликарнасса , на котором видны две женщины в снаряжении секуторов. На них пояса, наголенники и пластины на руках. Каждая женщина вооружена мечом и щитом, но при этом обе дерутся с непокрытой головой и голой грудью. Имена их указаны под изображениями и подтверждают, что это женщины – одну зовут Амазония, другую Ахиллия. Надпись вверху на латыни означает «missae sunt», то есть они обе, либо одна из них, получили почётное освобождение от борьбы или так называемую «пощаду» (missio) от публики, наблюдающей за ходом боя.


Легенда и Ахиллии.

Ахиллия из Пергама, римской провинции в Малой Азии, была дочерью ‘кастора’ Пергама. Годы ее жизни пришлись на правление императора Марка Аврелия ‘Мудрого’, В 162 н.э., когда её жизнь резко изменилась, ей было около 20 лет.

В отличие от своих знатных сверстниц, Ахиллия была девушка экстраординарная, обладала крупным крепким телосложением и задиристым характером. Поскольку в обязанности её отца входило организовывать гладиаторские игры для народа Пергама, его дочь была близко знакома с гладиаторским делом. Когда ей было 17 лет, она стала посещать городской ‘людум’ (гладиаторскую школу), где наблюдала тренировки гладиаторов и жестокие поединки. Ахиллия не отличалась от других знатных женщин, которые были неравнодушны к гладиаторам; они открыто восхищались их мужеством и не пропускали гладиаторские бои. Ахиллия стала брать уроки гладиаторского боя у управляющего школой и бывшего гладиатора Партакоса. В людуме она встретила известного учёного врачевателя Клавдия Галена, который изучал анатомию человека на раненых и убитых гладиаторах, позднее он стал личным врачом императора Аврелия. Галену было около тридцати лет, и он влюбился в привлекательную юную девушку. Гален не отговаривал Ахиллию от занятий по гладиаторскому искусству, а наоборот обучил ее основам человеческой анатомии, показывая самые уязвимые и болезненные для ударов точки тела. Поскольку Ахиллия от рождения была левшой, Партакос научил её использовать это преимущество в бою с правшами.
Эти знания помогли ей Ахиллии совершенствоваться в искусстве вооруженного единоборства, она готовилась по-настоящему сражаться на арене. Тренируясь с деревянным мечом, Ахиллия овладела основами гладиаторского искусства, а также некоторым борцовским приемам. В возрасте 19 лет она впервые участвовала в женском гладиаторском поединке. Её умение превзошло все ожидания, она была сильной и красивой девушкой.

Соперницу для Ахиллии нашли быстро, это была Анахита, пленница, захваченная в парфянской армии. Она была настоящей воительницей и сражалась на гладиаторской арене Смирны. Анахита была настолько воинственна и бесстрашна, что её прозвали «Амазония». Вскоре Ахилии и Амазонии пришлось встретиться на гладиаторской арене. Хорошо знакомая с основами гладиаторского искусства, После интенсивных тренировок Ахиллия сразилась с дикой и свирепой сарматской воительницей Амазонией, дравшейся, как тигрица, но была ранена и проиграла бой более опытной и сильной противнице. Гладиаторская карьера Ахиллии закончилась так же внезапно, как и началась,

Жена императора, Фаустина, знаменитая своим своенравием, жестокостью, любила гладиаторские бои и старалась не пропускать ни одной. После победы римлян над парфянами в Армении, Фаустина совершала поездку по провинции и посещала гладиаторские игры в городах Малой Азии. В Галикарнассе на юге от Пергама, она увидела поединок Ахиллии и Анахиты. Грозная и непобедимая Анахита ловким ударом поразила Ахиллию, и та запросила ‘миссио’ (пощады). Публика была в хорошем расположении духа, и поверженной девушке была дарована жизнь. Фаустина была поражена тем, как яростно и умело сражались воинственные женщины гладиаторы и велела высечь в камне скульптуру в память о смелых воительницах. Талантливый местный скульптор выполнил заказ, и барельеф с изображением Ахиллии и Амазонии сохранился до нашего времени и напоминает об этих двух женщинах-воительницах.

Барельеф сражающихся женщин гладиаторов сохранил этот поединок на века «потомству в пример».

Гладиаторские бои были запрещены в 400 году нашей эры, когда в Римской империи было принято христианство.

2017-11-12

Были характерной чертой древнеримского образа жизни. Их основными участниками выступали профессиональные бойцы, обученные сражаться друг с другом различными видами оружия. Снаряжение гладиаторов отличалось разнообразием и первоначально соответствовало особенностям вооружения различных противников римлян.

Со временем сформировалось несколько основных типов гладиаторского вооружения. Предлагаем познакомиться с ними поближе в новом интерактивном спецпроекте Warspot.

Чтобы получить подробные сведения об экипировке того или иного воина, наведите курсор на название гладиатора и щёлкните по нему . Кроме того, под иллюстрацией находится дополнительная информация о тех деталях снаряжения, которые использовались гладиаторами всех типов.


Гопломах


Гопломах - греческое название, обозначающее тяжеловооружённого бойца. Возможно, такой тип гладиаторского вооружения появился в I–II веках н. э. вместо более раннего самнита. Гопломах сражался в тяжёлом вооружении, которое включало закрытый шлем с широкими полями и высоким гребнем, наручь из бронзовых пластин или стёганой ткани на правой руке, высокие бронзовые поножи и набедренники из мягкой ткани на обеих ногах. В бою гопломах прикрывался небольшим бронзовым щитом круглой формы и старался поразить своего противника копьём. Возможно, в качестве дополнительного оружия он также имел меч или кинжал.

Бронзовая статуэтка гопломаха. Античное собрание, Берлин

Основными противниками гопломахов выступали вооружённые сходным образом мурмиллоны или фракийцы. Копьё позволяло гопломаху поразить своего противника на дистанции, превышавшей длину вражеского оружия. С другой стороны, небольшие размеры щита не обеспечивали ему надёжной защиты в обороне и в ближнем бою. Он также не мог теснить своего противника большим щитом, как это делал мурмиллон. В схватке гопломах должен был придерживаться агрессивной, наступательной тактики, навязывая своему противнику темп и дистанцию боя.

Щит гопломаха

На изображениях гладиаторов гопломах, как правило, вооружён бронзовым щитом круглой формы, напоминающим щиты греческих гоплитов или македонских фалангитов эллинистической эпохи. Несколько таких щитов было найдено при раскопках, и сегодня они хранятся в музеях и ряде частных коллекций.


Изображённый на этой фотографии экземпляр щита из гладиаторской школы в Помпеях имеет диаметр 37 см и весит 1,6 кг. Он представляет собой бронзовую облицовку, крепившуюся на не сохранившейся деревянной основе. Лицевая поверхность щита и обод украшены чеканными узорами в форме нескольких гирлянд серебряных листьев. В центре находится круглая серебряная пластина с изображением лица Горгоны Медузы. Роскошь украшений отнюдь не обязательно свидетельствует, что перед нами экземпляр, предназначенный лишь для демонстрации.

Небольшие размеры щита совершенно не сковывают движения воина, однако при этом ограничивают предоставляемую им защитную функцию. Гладиатор, вооружённый таким щитом, неизбежно проигрывал в ближнем бою и потому должен был держать своего противника на расстоянии.

Поножи гопломаха и фракийца

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы, использовавшие большой прямоугольный щит, как правило, носили лишь одну короткую поножь на левой ноге, которая выставлялась вперёд в боевой стойке. Гопломахи и фракийцы, вооружавшиеся щитами небольшого размера, должны были компенсировать его недостаточные защитные свойства при помощи дополнительных элементов снаряжения, прежде всего набедренников и поножей. На рельефах и изображениях они обычно носят пару поножей на обеих ногах, причём их длина достигает примерно середины бёдер.

Этим изображениям соответствуют 10 бронзовых поножей, найденных при раскопках гладиаторской школы в Помпеях. Их длина варьировалась от 48 до 58 см. Верхняя часть поножей делалась в форме широкого раструба, слегка выгнутого наружу. Диаметр свидетельствует о том, что поножи носились поверх толстой обвязки из простёганной ткани. На ноге они закреплялись при помощи ремня, пропущенного через три пары колец. Все поножи были роскошно украшены чеканным рельефом, символическими изображениями и гравированным орнаментом.

Секутор


Секутор, или «преследователь», - тяжеловооружённый боец, который впервые упоминается в источниках около 50 года н. э. Его защитное снаряжение включало полностью закрытый шлем без козырька или полей, наручь из мягкой набивной ткани на правой руке и укороченную поножь на левой ноге. Большой прямоугольный щит секутора по форме напоминал щит, который носили римские легионеры. Вооружался он коротким прямым мечом. Общий вес снаряжения секутора составлял 15–18 кг.

По своему снаряжению секутор напоминал галла или мурмиллона, от которого он, должно быть, и происходит. Главное различие между ними состояло в противнике, с которым этим бойцам приходилось встречаться на арене. Для секутора таким постоянным противником были легковооружённые ретиарии, в то время как мурмиллон обычно сражался с другими тяжеловооружёнными гладиаторами - гопломахами и фракийцами. Даже шлем особой конструкции, который отличает секутора от мурмиллона, а также близкого ему по вооружению провокатора, был специально предназначен для борьбы с ретиарием. Будучи практически лишённым выступающих частей, этот шлем позволял секутору легче сбрасывать с себя сеть противника.

Секутор и ретиарий

Большой щит и прочее снаряжение позволяли секутору не бояться атак, но одновременно ограничивали бойца своей тяжестью и сковывали его движения. Чтобы поразить своего противника коротким мечом, секутору приходилось сближаться с ним практически вплотную. Ретиарий, гораздо более лёгкий и подвижный в сравнении со своим противником, в свою очередь, стремился измотать его ложными нападениями. Таким образом, итог боя между ними решали хладнокровие и выносливость бойца.

В качестве секутора на арене сражался император Коммод, правивший в 180–192 годах.

Шлем секутора


К шлемам, принадлежавшим секуторам, относятся закрытые боевые наголовья без полей, с высоким гребнем на вершине купола. Конструктивно они напоминают шлемы, которые в это же время носили провокаторы, однако отличаются от них более простым дизайном, а также минимальным количеством выступающих деталей, за которые могла бы зацепиться сеть ретиария, традиционного противника секутора.

Купол шлема выкован из одного куска бронзы или железа и снабжён широким назатыльником, который обеспечивает защиту шеи и верхней части плеч. Забрало шлема представляет собой два больших нащёчника, подвешенные на боковых шарнирах к нижней части обода. Спереди место стыковки обоих нащёчников защищалось вертикальной пластиной-штифтом. Глазные прорези представляют собой два ничем не защищённых узких круглых отверстия, которые сильно ограничивают угол обзора. К недостаткам шлема относится отсутствие отверстий для ушей, что обрекало его обладателя на почти полную глухоту. Кроме того, плохой воздухообмен и значительный вес позволяли носить шлем лишь в течение очень ограниченного времени.

Щит секутора, мурмиллона и провокатора

scutum ), подобным тем, которые в I веке носили римские легионеры . Судя по соотношению с фигурами воинов на мозаиках и фресках, размеры щита составляли примерно 1 м в длину и 0,5 м в ширину. Основу щита изготавливали из трёх слоёв тонких деревянных планок, проклеенных под прямым углом друг к другу. Толщина дерева в центре щита была около 6 мм и уменьшалась к краям для облегчения его веса. С наружной стороны щит покрывался кожей и богато расписывался геометрическими узорами и фигурами. Края сверху и снизу обивались бронзовыми обоймами, чтобы дерево не щербилось от ударов. Щит держали кистью руки за поперечную рукоять, проходившую через центр. Вес современной реконструкции такого щита составляет примерно 7,5 кг.

Щит обеспечивал бойцу надёжную защиту корпуса, но при этом значительно ограничивал его подвижность. В бою с более легко вооружённым гладиатором это обстоятельство определённо отдавало инициативу противнику.

Поножи секутора, мурмиллона и провокатора

Поножи (ocrea ) являлись частью защитного доспеха, прикрывавшего ногу от колена до подъёма стопы, т. е. ту её часть, которая не была обычно закрыта щитом. Их изготавливали из бронзы, отбивая металлический лист по выпуклой матрице так, чтобы он приобрёл форму голени. Надевали поножи поверх мягких обвязок из набитой ткани. Диаметр археологических находок свидетельствует о значительной толщине мягкой прокладки. Чтобы поножи плотно сидели на ноге, их фиксировали при помощи ремней, которые пропускали через две или три пары колец, с каждой стороны прикреплявшихся к краям поножи.

Количество поножей и их вид строго регламентировались в каждом типе гладиаторского снаряжения. Секуторы, мирмиллоны и провокаторы, как правило, изображаются лишь с одной короткой поножей, которую они носят на левой ноге. При раскопках в Помпеях были найдены 9 таких поножей, длина которых варьировалась от 28 до 35 см. Все поножи за исключением одной были роскошно украшены фигурными чеканными изображениями и гравированным орнаментом.

Меч секутора, мурмиллона и провокатора

Меч (gladius ) был основным оружием гладиаторов, от которого те и получили своё имя. Судя по рельефам и мозаичным изображениям I века до н. э. - I века н. э. это было то же оружие, которое носили римские легионеры. Оно представляло собой прямой обоюдоострый клинок длиной 60–65 см и шириной около 4 см, с параллельными лезвиями, переходящими в длинное и тонкое остриё, одинаково хорошо подходящее как для нанесения рубящих ударов, так и для уколов. Тяжёлая рукоять, которая вытачивалась из дерева и слоновой кости, сдвигала баланс оружия к его нижней части, что позволяло бойцу наносить хорошо нацеленные колющие удары, быстро менять направление атаки, делать финты и т. д.

Судя по изображениям I–III веков, в это время длина меча сильно сокращается, что затрудняет его практическое применение, но в то же время затягивает поединок и повышает его зрелищный компонент. При раскопках гладиаторской школы в Помпеях были найдены три меча с клинком лавролистной формы и рукоятью из слоновой кости. Длина клинка всех трёх экземпляров варьируется от 20 до 30 см.

Ретиарий


Ретиарии впервые появились на арене в начале I веке н.э. Они представляли собой типаж легковооружёноого бойца, внешний вид которого напоминал рыбака. Ретиарий выступал, будучи одетым в тунику или набедренную повязку, его левое плечо было прикрыто бронзовым наплечником, левая рука - наручью из набивной ткани. Другого защитного снаряжения ретиарии не носили и сражались с непокрытой головой. Оружие ретиария состояло из трезубца и сети. В бою они старались набросить сеть на противника, чтобы затем поразить его трезубцем или кинжалом, который держали в левой руке.


Мозаика IV в. из Национального музея в Мадриде, изображающая поединок ретиария Календиона и секутора Астианакса. Нижняя панель изображает начало боя, когда ретиарию удалось набросить свою сеть на противника. Верхняя панель изображает завершение боя. Календион ранен и, протянув руку с кинжалом, умоляет о пощаде. Его противник победил

Обычным противником ретиария являлся секутор, изредка они могли сражаться также против мурмиллонов. Превосходя любого своего тяжеловооружённого противника в подвижности, ретиарии могли выбирать тактику и контролировать темп боя. Обычно они подолгу кружили вокруг своего противника, стараясь вывести его из равновесия и измотать ложными атаками, после которых они сами легко могли спастись бегством. Когда противник выбивался из сил, ретиарий мог перейти к нападению. Свою сеть он использовал, чтобы зацепить противника, вывести его из равновесия, свалить и обездвижить.

Огромное количество упоминаний в источниках и надписей свидетельствует о зрелищности такого рода поединков и их широкой популярности у публики.

Трезубец ретиария

Трезубец ретиария (fuscina или tridens ) вёл свое происхождение от оружия рыбака. Он представлял собой короткое копьё с тремя остриями. На изображениях ретиарии обычно держат его двумя руками: левая вынесена вперед, правая сзади. При таком хвате большая часть ударов должна наноситься в направлении снизу-вверх. К сожалению, до сих пор нет ни одной археологической находки трезубца, поэтому сложно сказать, каковы его размеры. Судя по имеющимся изображениям, острия трезубца были небольшими.

На одном из черепов, найденном на кладбище гладиаторов в Эфесе, были обнаружены следы, оставленные трезубцем ретиария. Расстояние между отверстиями составляет 5 см. Входные отверстия расположены под большим углом. Это означает, что роковой удар был нанесён сверху, когда поверженный противник лежал на земле или стоял на коленях.

Сеть ретиария


Сеть ретиария (rete ) имеет форму круга диаметром около 3 м. По её краям укреплялись свинцовые грузила, чтобы при набрасывании сеть распрямлялась. Ретиарий мог использовать сеть для того, чтобы зацепить и выдернуть из рук противника его меч или набросить сеть на него самого. Крупные ячейки сети легко цеплялись за оружие и предметы экипировки, её было трудно сразу сбросить. Ухватившись за её край, ретиарий мог запутать своего противника, обездвижить или же свалить его с ног. При неудачном броске он мог подтянуть упавшую сеть к себе за верёвку, которая соединялась с его запястьем, после чего предпринимал новую попытку. Чтобы противник, ухватив за веревку, не подтянул к себе его самого, ретиарий имел при себе кинжал, которым мог её обрезать.

Кинжал ретиария

Ретиарий носил за поясом кинжал, который мог использовать как дополнительное оружие, если терял свой трезубец. Этот кинжал мог выглядеть как один из мечей с коротким лезвием 20–30 см длиной, найденных при раскопках гладиаторской школы в Помпеях.

На одном из рельефов с изображением ретиария его кинжал выглядит как четыре острия на одной рукояти. До недавнего времени оружие этой формы считалось измышлением художника. Однако на одной из костей, найденных при раскопках гладиаторского кладбища в Эфесе, был обнаружен след раны, нанесённой четырьмя остриями, который доказывает реальность существования такого оружия.

Наплечник ретиария

Наплечник (galerus ) является одним из характерных элементов военного снаряжения ретиариев. Его они носили на левом плече вместе с наручью из набивной ткани на левой руке. Другие гладиаторы обычно носили наручи на правой руке. Эта особенность позволяла ретиарию более свободно пользоваться правой рукой, чтобы забрасывать свою сеть. Соответственно, имея левый бок более защищённым в сравнении с правым, ретиарий в бою должен был стоять повернувшись к противнику левой стороной.


При раскопках гладиаторской школы в Помпеях было обнаружено 3 чеканных бронзовых наплечника. Один из них, представленный на снимке выше, украшен изображениями краба, якоря, трезубца, а другой - купидонами и головой Геркулеса. На третьем изображены военные трофеи. Высота наплечника - 30–35 см, ширина - около 30 см, вес - 1,2 кг. Широкие поля делают наплечник более похожим на небольшой щит, который обеспечивал определённую защиту голове, лицу, шее и верхней части груди при ударах сверху вниз и справа налево.

Фракиец


Фракийцы стали выступать в гладиаторских состязаниях по крайней мере начиная с I века до н. э., когда римляне впервые столкнулись с ними в ходе войн на Балканском полуострове. Со временем сложился характерный для фракийцев комплекс вооружения, который включал закрытый шлем с широкими полями, наручь для правой руки и пару высоких поножей. В левой руке фракийцы держали небольшой прямоугольный, реже круглый, щит, в правой - меч с кривым лезвием.

На арене гладиаторы-фракийцы обычно сражались с мурмиллонами или гопломахами, имевшими сходное с их собственным вооружение тяжёлого типа. Вооружённый менее громоздким щитом, фракиец обладал более высокой подвижностью в сравнении с мурмиллоном и мог навязывать ему темп и тактику боя. В отличие от гопломаха, державшего своего противника на длинной дистанции, фракиец стремился сойтись с ним грудь в грудь. В тесной схватке кривой клинок позволял ему обманывать противника, очень быстро менять направление атаки, а также подрезать слабо защищённые обратные части рук и ног.

Хитрость и коварство фракийцев неоднократно отмечались в литературных памятниках. Их знаменитым сторонником был император Калигула, правивший в 37–41 годах.

Шлем фракийца

Шлем гладиатора-фракийца легко идентифицируется на основе большого количества имеющихся изображений. Конструктивно он схож с шлемом мурмиллона и представляет собой наголовье с широкими полями и большими нащёчниками, полностью закрывающими лицо владельца. Для обзора и дыхания в верхней части нащёчников имелись большие отверстия, снаружи закрытые подвешенной на шарнирах или штифтах ажурной решёткой. Поверхность шлемов покрывалась чеканными изображениями и гравировкой на мифологические сюжеты.

Фрагмент украшения гребня шлема гладиатора-фракийца, выполненный в виде грифона

Отличительной особенностью шлемов фракийцев являлся высокий плоский гребень, украшенный головой грифона. Украшением шлема также являлись перья, визуально увеличивавшие рост воина и придававшие ему нарядный вид.

Щит фракийца

Гладиаторы-фракийцы вооружались прямоугольным, реже круглым, щитом (parma ), имевшим меньший размер, чем у их противников. Конструктивно он был устроен также, как и большой щит секуторов, провокаторов и мурмиллонов, и состоял из нескольких слоёв деревянных планок, проклеенных перпендикулярно по отношению друг к другу. Снаружи щит обклеивался холстом, затем кожей, и, наконец, богато расписывался. Варианты украшений можно наблюдать на примере многочисленных мозаик римского времени. Такой щит предоставлял хорошую защиту верхней части корпуса бойца.

Недостаточную защиту нижней части живота и бёдер приходилось компенсировать широким поясом и набедренниками. Благодаря небольшому весу своего щита фракиец неизменно превосходил своего тяжеловооружённого противника в подвижности и мог навязывать ему время и дистанцию боя.

Меч фракийца (сика)

Гладиаторы-фракийцы вооружались кривым мечом (sica ), который вёл происхождение от однолезвийных изогнутых клинков, распространённых в течение III–II веков до н. э. на севере Балканского полуострова. Длина оригинальных находок этого оружия колеблется в пределах 40–50 см, ширина - 4 см. Прямая рукоять сики была вытянута из клинка и с обеих сторон обложена деревянными щечками. Вогнутое лезвие сики обладало прекрасными режущими свойствами.


При раскопках римского лагеря Обераден в Германии был обнаружен деревянный меч с клинком изогнутой формы. Длина клинка - 30 см, эфес и рукоять имеют характерную римскую форму. Наиболее вероятно, что деревянный меч являлся тренировочным оружием и был потерян при эвакуации лагеря в 8 году до н. э.

Поножи фракийца

Гопломахи и фракийцы использовали одинаковые поножи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвящённом гопломаху.

Мурмиллон


Мурмиллон - тип тяжеловооружённого гладиатора, который в I веке н. э. пришёл на смену более раннему галлу. Защитное вооружение мурмиллона включало большой прямоугольный щит, закрытый шлем с высоким султаном из перьев и стилизованным изображением рыбы на гребне, наручи на правой руке, поножи на левой ноге. В бою мурмиллон сражался коротким прямым мечом. Такое же снаряжение носили и секуторы, которые отличались от мурмиллонов лишь другим типом шлема.

Основным противником мурмиллонов были столь же тяжеловооружённые фракийцы и гопломахи. По словам Квинтилиана, им также приходилось сражаться с легковооружёнными ретиариями, но изобразительные источники эту информацию не подтверждают.


Часть рельефа с погребального склепа Гая Лузия Сторакса (25 – 50 годы н.э.) с изображением поединка гладиаторов. В центре изображены два мурмиллона, по сторонам - двое фракийцев

Тяжёлое снаряжение, общий вес которого составлял 15–18 кг, требовало от бойца развитых мышц рук и плеч, просто необходимых, чтобы сражаться тяжёлым щитом и мечом. Победа в бою и сама жизнь мурмиллона зависели от его выносливости, поскольку сражаться ему приходилось с врагами, снаряжение которых было лучше приспособлено для нападения, чем его собственное. С другой стороны, большой щит давал ему значительные преимущества в обороне.

Знаменитым сторонником мурмиллонов являлся император Домициан (81–96 гг.).

Шлем мурмиллона

Гладиаторские шлемы (galea ) известны по большому числу изображений и археологических находок. Большинство последних было сделано при раскопках гладиаторской школы в Помпеях. Они подразделяются на два больших типа - с полями и без полей. Каждый из них, в свою, очередь, делится ещё на два подтипа.

Принадлежавшие мурмиллонам шлемы легко идентифицируются на основе большого количества рельефных и мозаичных изображений. Эти шлемы имеют широкие поля, горизонтальные и почти плоские по всему периметру в ранних моделях и поднимающиеся спереди в виде арки - в более поздних. Сверху купол шлема украшен массивным коробчатым гребнем, в который вставлялся пышный султан из перьев или конской гривы. К нижней части обода шлема с боков на шарнирах подвешивалась пара больших нащёчников, закрывавших не только скулы, но также и лицо его владельца. Спереди нащёчники смыкались друг с другом, образуя закрытое забрало. Их нижняя часть была выгнута вперёд для защиты горла. Для обзора в нащёчниках имелись большие отверстия, закрывавшиеся снаружи пластинами-решётками.

Все гладиаторские шлемы изготовлены из бронзы толщиной 1–1,5 мм. Поверхность шлемов обильно украшалась чеканными изображениями и гравировкой. Часть поверхности шлема могла покрываться позолотой или серебром или лудилась оловом для его имитации. Вес шлема варьируется от 3,8 до 5 кг, что примерно в два раза выше веса солдатского шлема. Правда, легионерам приходилось носить свой шлем на протяжении всего дня, а гладиатор надевал его лишь перед боем, который продолжался 10–15 минут.

Щит мурмиллона

Секутор, мурмиллон и провокатор вооружались большим прямоугольным щитом выпуклой формы (scutum

Поножи мурмиллона

Меч мурмиллона

Провокатор


Провокаторы («бросающие вызов») упоминаются уже в позднереспубликанский период. Они представляли собой тяжеловооружённый тип гладиатора, снаряжение которого напоминало секутора. Провокатор носил большой прямоугольный щит, шлем без гребня, сначала открытый, затем полностью закрытый, металлическую или мягкую наручь на правой руке и укороченную бронзовую поножь на левой ноге. Особенностью его снаряжения являлся небольшой нагрудник прямоугольной или скруглённой формы. Оружием провокатора был короткий прямой меч. На арене провокаторы обычно сражались друг против друга. Лишь одна дошедшая до нашего времени надпись свидетельствует о бое провокатора с мурмиллоном.

Шлем провокатора

Из рельефов I века до н.э. - начала I века н.э. можно сделать вывод, что вначале провокаторы сражались в шлемах открытого типа с нащёчниками, прикреплявшимися на шарнирах к нижней части обода шлема для защиты лица, и широким назатыльником для защиты шеи и верхней части спины. Такая форма напоминала армейский шлем, который носили в это время римские легионеры. Затем в первой половине I века н. э. в подражание шлемам других гладиаторских типов нащёчники провокаторов увеличились так, что стали полностью закрывать лицо. Спереди они смыкались друг с другом и фиксировались специальной обоймой, образуя закрытое забрало. Чтобы боец мог что-либо видеть, в таком шлеме проделывалась пара круглых отверстий диаметром 8 см, которые снаружи закрывались круглыми пластинами-решётками.

От шлемов, которые носили мурмиллоны и фракийцы, шлем провокатора отличает отсутствие широких полей. Лишь спереди к лобной части шлема приклёпывался козырёк. С другой стороны, от конструктивно сходных с ним шлемов секуторов его отличает большое число украшений и выступающих деталей, например, боковых трубок для крепления перьев.

Нагрудник провокатора

Как правило, гладиаторы выступали на арене с обнажённым торсом, что давало им возможность продемонстрировать публике фигуру и поиграть рельефной мускулатурой груди и плеч. Лишь на некоторых рельефах тяжеловооружённые провокаторы изображены носящими на груди небольшую пластину прямоугольной формы для защиты области сердца. Эта деталь экипировки известна лишь по изображениям, ни одного экземпляра нагрудника до сих пор не обнаружено.

Щит провокатора

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы вооружались большим прямоугольным щитом выпуклой формы (scutum ), об устройстве которого подробнее рассказывается в разделе, посвящённом секутору.

Поножи провокатора

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы использовали похожие поножи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвящённом секутору.

Меч провокатора

Секуторы, мурмиллоны и провокаторы использовали одинаковые мечи, о которых подробнее рассказывается в разделе, посвящённом секутору.

Наручи

Наручи (manica ), которые носили гладиаторы, а также используемые ими набедренники и наголенники могли изготавливаться как из листовой бронзы, так и из набивной и простёганной в несколько слоёв ткани. Ввиду отсутствия материальных остатков этих предметов экипировки, их конструкция и покрой до сих пор остаются предметом дискуссий.

Судя по всему, набитая ткань, используемая для изготовления такого рода доспехов, была достаточно толстой. Во всяком случае, поэт Ювенал, описывая руки и ноги гладиаторов, заключённые в мягкие доспехи, уподобляет их виду толстой деревянной колоды. Такими же они выглядят на мозаиках и фресках, изображающих гладиаторов. Чтобы доспехи плотно сидели на своём месте, их приходилось затягивать при помощи шнуровки и дополнительно фиксировать ремешками.


В качестве средства боевой защиты от оружия противника мягкие доспехи были достаточно эффективными. Они защищали своих владельцев как рубящих ударов, так и от уколов острия меча. Кроме того, они придавали бойцам экзотический вид, что соответствовало эстетике зрелищ.

Строго говоря, однозначных свидетельств, указывавших на материал гладиаторских наручей нет. Дискуссия о том, изготавливали ли их из мягкой набивной ткани или металлических пластин, продолжается до сих пор. Один из аргументов сторонников первой версии состоит в том, что при раскопках гладиаторских казарм в Помпеях было найдено множество элементов снаряжения, но наручей найдено не было. Их противники указывают на то, что мелкие пластины, из которых собирались эти доспехи, могли просто не быть узнанными. Одним из аргументов в пользу металлических наручей является ряд находок последних при раскопках военных складов I–II веков., прежде всего в Ньюстеде и Карлайле. Если найденные там наручи могли носить солдаты, гладиаторы теоретически также могли их использовать.


Конструктивно римские наручи представляли собой ламинарную броню, в которой металлические полосы, набранные вертикально, соединялись друг с другом путём наклёпывания или нанизывания их на кожаные ремни. Полосы должны были быть точно рассчитанной воронкообразной формы. Набегая друг на друга, они составляли чрезвычайно гибкое, эластичное покрытие, не сковывавшее движения.

Набедренная повязка

Набедренная повязка (subligaculum ) являлась обычной римской нижней одеждой. Она представляла собой треугольный кусок ткани с длиной каждой стороны около полутора метров. Два конца, соответствующие углам у основания треугольника, связывали узлом на животе. Третий конец пропускали между ног и протаскивали под узлом, образованным другими двумя концами, так, чтобы он свисал наподобие передника. Сверху набедренная повязка фиксировалась широким кожаным поясом, который, в свою очередь, застёгивался при помощи крючков или простой шнуровки. Судя по фрескам и мозаичным изображениям, набедренная повязка была ярких цветов, возможно, её также украшали вышивкой.

Хотя в большинстве имеющихся изображений гладиаторы представлены облачёнными лишь в набедренную повязку, оставляющую открытыми торс и бедра, в некоторых случаях гладиаторы выходили на арену в туниках.

Ниже на картине представлен: Гопломах, III в. н.э .

Гладиатор (от лат. gladius - «меч», «гладиус») - наименование бойцов в Древнем Риме, которые сражались между собой или с животными на забаву публике на специальных аренах.

Первые гладиаторы, строго говоря, таковыми не являлись, а были лишь обычными рабами и осужденными преступниками. Позднее были созданы школы для обучения гладиаторов, и в надежде на славу и богатство их ряды пополнялись выходцами из всех сословий. Специально для гладиаторских поединков были построены огромные амфитеатры.

Гладиаторы использовали различные виды вооружений. Сражались они чаще всего один на один. Если кто-то из противников оказывался раненым, то согласно правилам его судьба находилась в руках зрителей. Если они хотели сохранить ему жизнь, то размахивали в воздухе платками или держали большой палец поднятым вверх. Если же их большие пальцы смотрели вниз, жертве предстояло погибнуть.

Были случаи, когда граждане, в погоне за славой и деньгами, отказывались от собственной свободы и становились гладиаторами. Среди них случались даже гладиаторы женщины, когда в 63 году н. эр. император Нерон издал указ, разрешающий участвовать свободным женщинам в гладиаторских турнирах. После него Поццуоли позволяет сражаться женщинам-эфиопкам. А император Домициано в 89 году выводит на арену гладиаторов-карликов.

Для того чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвыми». С этого момента бойцы вступали в другой мир, где царили жестокие законы чести. Первым из них - было молчание. Гладиаторы объяснялись на арене жестами. Второй закон - полное соблюдение правил чести. Так, например, гладиатор, упавший на землю и сознающий своё полное поражение, был обязан снять защитный шлем и подставить горло под меч противника или же вонзить свой нож в собственное горло.

Со временем такие поединки стали надоедать римлянам и они принялись изобретать новые зрелища. Гладиаторам приходилось сражаться со львами, тиграми и другими дикими зверями.

Предпринималось немало усилий, чтобы положить конец этим ужасным спектаклям, но это удалось сделать лишь в 500 году н.э. императору Тео-дорику.

Виды гладиаторов

  1. Андабат. Были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах, но без возможности видеть друг друга.
  2. Бестиарий. Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.
  3. Бустуарий. Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.
  4. Димахер( от греч. di - "два" и machaer - "меч") . Использовали два меча, по одному в каждой руке. Сражались без шлема и щита, двумя кинжалами. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.
  5. Эквит( мн. equites, от лат. equus - «конь») . В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Империи они носили доспех для предплечья (манику) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.
  6. Галл. Были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.
  7. Эсседарий («боец на колеснице», от латинского названия кельтской колесницы - «esseda»). Возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии. Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э. Так как не существует никаких изображений эсседариев, ничего не известно об их вооружении и манере ведения боя.
  8. Гопломах (от греческого «οπλομ?χος» - «вооружённый боец»). Они были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из парусины, набедренную повязку, пояс, поножи, доспех для предплечья (манику) на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Были вооружены гладиусом и очень маленьким круглым щитом, сделанным из одного листа толстой бронзы (сохранились образцы из Попмпеи). Их выставляли на схватки против мирмиллонов или фракийцев. Возможно, гопломахи произошли от более ранних самнитов после того, как стало «неполиткорректно» использовать название народа, ставшего дружественным римлянам.
  9. Лаквеарий («боец с лассо»). Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев, которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus) вместо сети.
  10. Мурмиллон( от греч. mormylos - "морская рыба") . Носили шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского «mormylos» - «морская рыба»), а также доспех для предплечья (манику), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы с выемкой для набивки на верху ступни. Мурмиллоны были вооружены гладиусом (40-50 см в длину) и большим прямоугольным щитом, как у легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, ретиариев, иногда также против гопломахов.
  11. Пегниарий. Использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.
  12. Провокатор («соискатель»). Их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.
  13. Ретиарий («боец с сетью»). Появились на заре Империи. Были вооружены трезубцем, кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (galerus). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus»), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами.
  14. Рудиарий. Гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым rudis), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать настоящего шоу.
  15. Сагиттарий( от лат. sagitta - "стрела") . Конные лучники, вооружённые гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.
  16. Самнит. Самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.
  17. Секутор( о т лат. sequi - "преследовать") . Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями. Секуторы были разновидностью мирмиллонов и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая большой прямоугольный щит и гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.
  18. Скиссор («тот, кто режет»). Об этом типе гладиаторов не известно ничего, кроме названия.
  19. Тертиарий (также назывались «Suppositicius» - «заменяющие»). В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием. Тертиарии также выходили на замену, если заявленный на схватку гладиатор по тем или иным причинам не мог выйти на арену.
  20. Фракиец( лат. thraex - представитель народа Фракии) . Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи. Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды), маленький круглый или приплюснутый щит (parmula), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч (sicca, длиной около 34 см). Они обычно сражались с мирмиллонами или гопломахами.
  21. Велит( мн. velites, от лат. velum - "полотно", т.к. одет в полотняную тунику) . Пешие гладиаторы, вооружённые дротиком с привязанным к нему шнуром для метания. Названы в честь подразделений раннее республиканской армии.
  22. Венатор. Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии. Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату). Строго говоря, венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.
  23. Прегенарий. Выступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал, труб и водяных органов (hydraulis).

Истории о гладиаторских боях приводили людей в восторг на протяжении многих тысячелетий. Эти воины с мечами и щитами были вынуждены бороться за свою жизнь; их образы неустанно вдохновляют создателей книг, картин, фильмов и телевизионных шоу. Тем не менее, когда бои стали более популярными, толпа жаждала больше зрелищ. Отныне меча и щита было недостаточно. Далее представлены десять типов гладиаторов, которые в боях использовали самое разнообразное оружие.

1. Бестиарии

В отличие от других гладиаторов, бестиарии боролись за свою жизнь с животными, а не себе подобными. Специально для этих боёв римские императоры и сенаторы привозили из Африки и Азии экзотических и сильных животных (например, львов, тигров, слонов и медведей). Они служили символом богатства, а также были участниками зрелищ, которые устраивали для толпы в Колизее и амфитеатрах. Некоторые виды животных (к примеру, слоны) были призваны шокировать и развлекать зрителей, которые прежде никогда их не видели. Другие животные должны были охотиться на людей, а также сами выступали в роли добычи.


Существовало два типа бестиариев: "damnatio ad bestias" (буквально с латинского «предание зверям»; отданные на растерзание диким животным) и "venatio" («охотники»). К первому типу относились те, кого приговорили к смертной казни. Они не считались гладиаторами и были, как правило, представителями низшего класса в Древнем Риме. Их смерть была развлечением для толпы. Иногда одно дикое животное за раз могло убить несколько сотен человек.

«Охотники» тренировались и охотились на животных. Это было неотъемлемой частью их выступлений. О "venatio" нам известно очень мало, поскольку историки и хронисты не любили их описывать. В отличие от других гладиаторов, «охотников» презирали в Древнем Риме. Самым известным "venatio" был Карпофорус, который, согласно истории, голыми руками убил свыше двадцати животных на арене Большого цирка. Карпофорус также тренировал животных, чтобы они могли убивать, охотиться и даже насиловать людей.

Некоторые императоры также демонстрировали своё мастерство в убийстве животных, однако вместо признания, они получали лишь презрение толпы. Нерон сражался с животными на арене, в то время как Коммод «героически» убивал травмированных и малоподвижных животных, находясь в безопасности на возвышенной платформе. Последнее вызвало крайнее неодобрение сената.

2. Ноксии

Ноксии были представителями самого низшего класса в римском обществе. Их даже не считали за людей. К ним относились христиане, евреи, дезертиры, убийцы и предатели. Ноксий не брали в школу гладиаторов, а их появление на аренах, где они умирали самыми ужасными способами, было, своего рода, наказанием за совершённые преступления. Ноксии могли быть убиты несколькими способами: первый - их разрывали на части дикие животные; второй - их до смерти мучили гладиаторы, которые завязывали глаза и получали инструкции от толпы; третий - они выступали в роли мишени, за которой охотились настоящие гладиаторы. Ноксии, как правило, были одеты в набедренную повязку и не имели брони. Оружием им служил простой гладиус (короткий меч) или палка. Римлянам доставляло удовольствие убивать ноксий. Это служило напоминанием о том, что каждый должен знать своё место в социальной иерархии.

3. Ретиарии

Что лучше: скорость или сила? Смерть от тысячи порезов или одного удара? В древнеримские времена ответ был однозначным: чем больше силы и брони, тем лучше. Именно поэтому к ретиариям изначально относились как к низшему типу гладиаторов. У них было очень мало брони, поэтому им приходилось бороться, используя ловкость, скорость и хитрость, а также сеть, трезубец и - в крайних случаях - небольшой клинок. Ретиарии тренировались отдельно от гладиаторов, у которых были мечи и щиты. Их считали женоподобными и часто высмеивали. Сатирик и поэт Децим Юний Ювенал поведал историю о мелком аристократе Гракхе, который не только вызвал всеобщую немилость, став гладиатором, но и опозорил общество, сражаясь в качестве ретиария. Однако через несколько столетий ретиарии приобрели милость и стали одними из главных на арене.

4. Секуторы

Гладиаторы, которые относились к типу секуторов, должны были преследовать и побеждать ретиариев. Секутор имел мощные доспехи: огромный щит, меч и круглый шлем, который закрывал всё его лицо и имел два крошечных отверстия для глаз. Типичный бой между секутором и ретиарием начинался с того, что последний отходил на безопасное расстояние или - в некоторых случаях - взбирался на возвышенную платформу над водой, где лежал заранее подготовленный запас камней. Секутор (лат. secutor - преследователь) преследовал ретиария и пытался не попасть в его сеть или под град камней. Также он боялся трезубца ретиария, который использовался для того, чтобы не подпустить секутора слишком близко. Секутор был хорошо вооружён, однако он быстро уставал под тяжестью своей брони.

Император Коммод сражался в качестве секутора во время игр; он имел отличные доспехи и оружие, что гарантировало ему победу. Ещё одного знаменитого секутора звали Фламмом, он был родом из Сирии и сражался на арене в одежде, характерной для жителей территории Галлии. Он принял участие в 34 боях и одержал победу в 21 из них. Удивительно, но ему четырежды предлагали свободу, однако он каждый раз отказывался.

5. Эквиты

Эквиты были похожи на римских кавалеристов, однако их не стоит путать. Римские кавалеристы были в основном представлены мелкими аристократами, которые занимали хорошие должности в сенате и могли даже стать императорами. В свою очередь, эквиты были прославленными организаторами публичных зрелищ. Представления в Колизее, как правило, начинались с боёв эквитов, чтобы оживить толпу при помощи ловкости и скорости, которые демонстрировали эти гладиаторы. Сидя верхом на лошадях, они атаковали друг друга при помощи копий, а затем соскакивали на землю и боролись на мечах. Они носили лёгкие доспехи, что способствовало большей ловкости и атлетичности.

6. Провокаторы

Как мы теперь знаем, в Древнем Риме сражаться друг с другом на арене могли различные типы гладиаторов. Провокаторы, тем не менее, вступали в бой только с провокаторами. Причина заключалась в том, что соперника для них не выбирали - они сами вызывали его на бой. Они сражались, чтобы уладить распри между гладиаторскими школами, которые соперничали друг с другом, или повысить свой статус, победив известного соперника. Каждый провокатор был вооружён как римский легионер: он имел прямоугольный щит, нагрудник и шлем.

7. Женщины-гладиаторы

Женщины-гладиаторы, как правило, носили очень мало брони, и у них почти всегда был оголён торс. В большинстве случаев они даже не надевали шлем, чтобы все знали, что на арене сражается женщина. Бои между женщинами-гладиаторами, которые, кстати сказать, были вооружены коротким мечом и щитом, были редкостью и воспринимались как новшество. Женщины могли сражаться не только между собой, но и с карликами, чтобы вызвать негодование и шок у толпы. В некоторых случаях в гладиаторских боях могли принимать участие женщины, имевшие высокий статус в обществе. Их появление на арене сопровождалось громкими скандалами. В конечном счёте, бои женщин-гладиаторов были запрещены в 200 году нашей эры.

8. Галл / Мурмиллон

Галлы были одними из первых гладиаторов, которые произошли от галльского племени, проживавшего в Центральной и Западной Европе. Большинство из них были пленными, которые были вынуждены выйти на арену, чтобы сражаться. Галлы были хорошо вооружены и выглядели как типичные гладиаторы: они имели длинный меч, щит и шлем, однако носили традиционную галльскую одежду. Галлы были менее проворными, нежели другие гладиаторы, поэтому полагались на свою силу, атакуя противников. Они часто сражались с пленными из вражеских племён.

После того как галлы заключили мир и вошли в состав Римской империи, их стали относить к другому типу гладиаторов, которых называли мурмиллонами. Мурмиллоны по-прежнему использовали тяжёлый меч и щит, однако одевались как римские солдаты и сражались с другими мурмиллонами, гладиаторами из вражеских регионов и ретиариями.

Одного из самых знаменитых мурмиллонов звали Маркусом Аттилиусом, который во время своего первого боя победил гладиатора из личного войска Нерона, Хиларуса, и Луция Феликса. У обоих на счету было более десятка побед.

9. Самниты

Самниты также являются одними из первых гладиаторов, и они имеют много чего общего с галлами. Они также были военнопленными, однако их родиной считался регион Самний (юг Италии). После того как римляне одержали победу над самнитами, они заставили их участвовать в насмешливых церемониальных боях, которые впоследствии превратились в гладиаторские соревнования. Самниты носили традиционную военную одежду и сражались при помощи меча и прямоугольного щита. Их противниками, как правило, были попавшие в плен солдаты из враждующих с Римом племён.

Когда Самний стал одной из провинций Римской империи, самниты перестали относиться к отдельной категории. Они присоединились к гопломахам или мурмиллонам, которые носили такую же одежду и имели похожее оружие.

10. Фракийцы

Самым популярным и хорошо известным гладиатором является Спартак. Он был военнопленным из фракийского племени, проживавшего на территории Юго-Восточной Европы. Он восстал против своих поработителей, которые вынуждали его сражаться на гладиаторской арене. В конечном счёте, Спартак был побеждён, однако легенда о нём живёт по сей день.

Фракийцы, которые имели круглый щит, изогнутый клинок и широкий шлем с эмблемой грифона, были, пожалуй, самыми популярными из первых гладиаторов. Они часто сражались с галлами и самнитами.

Так же, как мы сегодня болеем за разные спортивные команды, императоры и сенаторы имели своих любимчиков среди гладиаторов. Калигула, в частности поддерживал фракийцев и даже убил гладиатора, который победил его любимого фракийского воина. Другой император, Домициан, питал такое презрение к фракийцам, что однажды бросил одного из зрителей на растерзание собакам. Что сделал этот бедняга? Он выдвинул предположение о том, что фракиец, скорее всего, выиграет гладиаторский бой.

Гладиатором Древнего Рима был профессиональный боец, который специализировался на конкретном оружии и сражался перед публикой на больших, специально построенных аренах. Такие арены строились по всей Римской империи.

Гладиаторские бои взяли свое начало со 105 года до н. э. и имели статус официальных соревнований до 404 года н. э. Бои продолжались, как правило, до смерти одного из гладиаторов. Именно по этому продолжительность жизни таких бойцов была коротка. И хотя быть гладиатором считалось престижно, большинство бойцов являлись рабами, освобожденными рабами или осужденными. Без сомнения гладиаторские бои были одним из самых популярных форм развлечений в Древнем Риме.

Римляне во многих отношениях верили приметам и традициям своих итальянских предков, этрусков. Например, использовались жертвоприношения животных, для предсказания будущего, использовались символические фасции и организовывались гладиаторские бои. Этруски связывали состязания такого рода с проведением обрядов смерти, поэтому гладиаторские бои имели для них определенное религиозное значение. Хотя, первые частные гладиаторские состязания проходили в 264 году до н. э. и организовывались в память о смерти отца, позднее для организации официальных боев данная причина не бралась во внимание. Однако, следы религиозного происхождения оставила традиция добивать побежденных гладиаторов. В данном случае помощник должен был нанести удар в лоб пострадавшему гладиатору. Дежурный помощник должен был носить костюм, представляющий собой костюм бога Гермеса, который сопровождал души в загробный мир или «Charun». Присутствие божьего посланника и императора, в сопровождении жрецов и весталок, показывали некое псевдорелигиозное веяние на боях.

Римские гладиаторские бои давали возможность императорам и богатым аристократам продемонстрировать свое богатство населению. Бои устраивались в честь военных побед, визитов важных чиновников, в честь празднования дня рождения или просто для того, чтобы отвлечь народ от экономических и политических проблем. В глазах общественности это было что-то вроде развлечений, которые становились буквально вопросом жизни и смерти. Эти чрезвычайно популярные мероприятия проходили на всех массовых аренах Римской империи. Колизей (амфитеатр Флавиев) был крупнейшим из них. От 30 до 50 тысяч зрителей из всех слоев римского общества стекались сюда для развлечения кровавыми зрелищами, где устраивалась охота на диких и экзотических животных, проводились казни заключенных, религиозных мучеников бросали в клетки со львами, устраивались звездные шоу, которые являлись символами Римской добродетели, чести и мужества.

Использовали все свои боевые навыки, сражаясь под девизом «убей или будь убит». Популярным заблуждением является утверждение, что гладиаторы приветствовали своего императора вначале каждого боя строками: «Да здравствует император! Мы, идущие на смерть, приветствуем тебя!». Однако, в реальности эти слова произносились в честь заключенных и убитых в инициированных морских сражениях (Naumachia), которые также проходили на закрытых аренах по особым случаям.

Наиболее часто гладиаторами являлись рабы или преступники , также многие военнопленные были вынуждены выступать на аренах. Были случаи, когда, по причине банкротства, аристократам приходилось зарабатывать на жизнь мечем, например, Симпроний (Sempronius), потомок могущественного клана Гракхов. Необходимо отметить, что до принятия закона Septimius Severus (Септимий Север) в 200 году н. э., женщинам было разрешено сражаться в роли гладиаторов.

По всей империи были созданы специальные гладиаторские школы . В самом Риме располагались три таких казармы. Капуя - одна из казарм, которая особо славилась своими гладиаторами. По всей Риской империи агенты производили поиск потенциальных гладиаторов, чтобы удовлетворять постоянно растущий спрос и заполнять школы, которые должны были иметь огромной оборот бойцов. Условия в школах были похожи на тюрьму - небольшие клетки и кандалы, тем не менее, еда была лучше (например, проросший ячмень), а также учащиеся получали возможность оказания им лучшей медицинской помощи, так как являлись для школы дорогой инвестицией.

Победители гладиаторских сражений становились любимцами толпы и были особенно популярны среди женщин.

Термин «Гладиатор » происходит от латинского gladiators , по названию их главного оружия gladius или короткий меч. Однако, существовал широкий спектр других видов оружия, используемого в гладиаторских боях. Также, гладиаторы носили доспехи и шлемы, которые, в частности, являлись образцами великого мастерства, были богато украшены декоративным орнаментом, а гребни украшались перьями страусов и павлинов. Вид оружия и доспехов зависел от того, к какому виду принадлежал гладиатор.

Виды гладиаторов

В Древнем Риме существовало четыре основных вида гладиаторов:

  • вид Самнит , был назван в честь великих воинов самнитов, которые воевали за Рим в первые годы империи. Интересно, что римляне употребляли слова «гладиатор» и «самнит» как синонимы. Одним из лучших вооружений самнита были меч или копье, большой квадратный щит и защитные доспехи на правой руке и левой ноге;
  • Фракийский гладиатор (Фракиец) имел короткий изогнутый меч (сика) и очень маленький квадратный или круглый щит (парма), который подставлялся для отклонения ударов противника;
  • гладиатор Мурмиллон , также известный как «Fishman», был снаряжен в образе рыбы - на шлеме устанавливался гребень. Как и у Самнита у него был короткий меч и щит, но из доспехов были только накладки на руке и ноге;
  • у гладиатора Ретиарий не было ни шлема, ни доспехов, кроме мягких плечевых накладок. В качестве оружия у него была сеть и трезубец. Он пытался запутать своего противника сетью, а потом наносил удар своим трезубцем.

Гладиаторы сражались в определенных комбинациях. Как правило, для контраста подбирали пары, которые состояли из медленного и хорошо защищенного тяжелыми доспехами гладиатора (Мурмиллон) против быстрого и менее защищенного гладиатора (Ретиарий).

Были известны и другие менее распространенные виды гладиаторов с разными комбинациями оружия и доспехов, названия которых менялись с течением времени. Например, «Самнит» и «Галл» стал политически не корректным, когда эти страны стали союзниками. Другие виды гладиаторов включали лучников, боксеров и Бестиарий (вооружённые дротиком или кинжалом), которые сражались с дикими животными.

Тех, кому не хватало храбрости в поединке, заставляли сражаться, используя кожаные кнуты и раскаленные металлические прутья. Однако, под возмущенный рев толпы (от 40 тыс. зрителей) и безжалостной атаки своего противника, многие боролись до конца. Были случаи и отказа от борьбы. Одним из наиболее известных случаев был гладиаторский поединок, организованный Квинтом Аврелием Симмахом в 401 году н. э., когда германские заключенные, которые должны были драться на играх, вместо этого они повесились в своих камерах, тем самым, оставив римское население без зрелища.

Если проигравший гладиатор не был убит на месте, то он обращался за помилованием, опуская оружие и щит и поднимая палец. Противник мог проявить снисхождение, хотя тогда существовал риск повторной встречи на арене, но это считалось хорошей профессиональной практикой. Если на боях присутствовал император, тогда решение принимал он, хотя толпа пыталась влиять на его суждения, размахивая тряпками и жестами рук, - поднимали палец вверх и кричали «mitte!», что означало «дай ему уйти»; большой палец вниз и кричали «iugula!», что означало «казнить его».

Победители поединков, особенно многократные, становились любимцами толпы и в честь них создавались изображения на римских зданиях, а также они были популярны среди женской половины населения Древнего Рима.

Граффити Помпеи дают уникальную возможность узнать о том, на сколько гладиаторы были признаны общественностью. На них изображены гладиаторы и количество их побед, например Северу 55. Однако, среднее число побед было значительно ниже. Иногда проводились бои, когда победители одного боя сражались с победителями других, до тех пор, пока не оставался в живых только один. Победителей награждали материальными призами, которые включали престижную пальмовую ветвь победы и серебряное блюдо с деньгами. После многолетних побед гладиатору даровали свободу.

Пожалуй, одним из самых знаменитых гладиаторов был Спартак, который возглавил восстание гладиаторов и рабов в 73 году до н. э.