Медитативная практика шри ауробиндо. Духовные учителя Человечества XIX-XX века Сущность медитации по Ауробиндо

Интегральная йога давно привлекает внимание поклонников эзотерики за счёт комбинации техник, включая расслабляющие и динамические практики.

Медитация Шри Ауробиндо, создателя этого уникального направления, позволяет добиться невероятных результатов, в том числе духовной трансформации и долголетия. Сторонники такой йоги достигают максимального единения с Божественной силой благодаря стабильно концентрации сознания и работе с чакрами.

От революции к релаксации

Шри Ауробиндо родился во второй половине XIX века в семье хирурга и дочки религиозного деятеля. Своё детство он провёл в Англии, получая отличное образование, которое впоследствии помогло ему в развитии талантов поэта и философа.

По возвращении в Индию Ауробиндо занимался изучением санскрита и священных книг древности. В начале XX в. Шри присоединился к национально-освободительному движению и стал активно участвовать в политическом самоопределении страны.

Через некоторое время, пройдя даже через 2 ареста из-за преданности собственным взглядам, будущий духовный гуру решил укрепить свои знания в йоге и даже смог достичь нирваны благодаря советам своего наставника. Впрочем, ещё в тюрьме Ауробиндо переживал мистические откровения и постигал способы достижения сверхразума.

С 1910 года начинается плотная работа молодого человека в духовной сфере. Шри изучает уровни сознания и пытается найти интегральный путь достижения ментального опыта, при котором можно было бы сочетать Материю с Духом. Итогом многолетних трудов стало создание Интегральной йоги.

В 1914 г. Ауробиндо познакомился с будущей продолжательницей своего дела — Мирру Ришар. Он, как и миллионы последователей данной йоги, стал именовать ее Матерью. Именно эта женщина занималась образованием учеников в Пондишери, а потом стала возглавлять и весь Ашрам.

В это время Шри написал множество своих выдающихся трудов: философские трактаты, работы по йоге и Веде, эссе. С 1926 г. Ауробиндо принял решение уединиться и посвятить себя духовных практикам. В 1950 г. гуру ушёл из жизни, оставив после себя поэтический эпос. В целом же библиография Шри насчитывает свыше 30 книг.

Основы учения и йоги

Чтобы подготовиться к медитации по Ауробиндо и иметь соответствующий настрой, для начала стоит разобраться, какие вообще результаты по итогам этой практики возможны.

Шри считал, что эволюция не закончилась на создании человека, поэтому люди — не более чем ментальные существа в переходной форме, которые должны попытаться достичь высшего уровня сознания.

Именно на супраментальной стадии возможно трансформация всей человеческой сущности, включая и генетический код. Именно для изменения природы людей и освобождения сознания была создана Интегральная йога.

Существенным отличием этого направления является попытка Ауробиндо привнести свет в Материю, чтобы взойти к Духу, поскольку физический мир не ошибка, а тоже проявление Божественного. Поэтому гуру не предлагал отвергать сердцем материальную среду, а советовал вести в ней интенсивную духовную деятельность.

Задача каждого человека- приблизить эволюцию, чтобы стать сознательным существом на уровне супраментальном и субментальном. Интегральная йога не требует приверженности конкретным правилам, она только помогает справиться с трудностями и подсказывает, как действовать дальше. В частности, движущими силами трансформации человеческого сознания и природы являются любовь, преданность Божественному, работа и, конечно же, медитация.

Сущность медитации по Ауробиндо

Гуру рассматривает глубокую медитацию как созерцание одного образа, идеи или объекта, направленное на образование знаний в уме путём его концентрации. Ментальное сосредоточение на чём-либо может быть также проведено в условиях самонаблюдения, когда ум освобождается от мыслей. Если же есть желание совмещать все методики, надо проявлять волю и значительное упорство.

Ауробиндо различает концентрацию в Йоге и медитацию. В первом случае речь идёт о расширении объекта, мысли, мантры и т.д. Чаще всего йоги концентрируют внимание в области внутреннего ума — между бровями, но также разрешается фокусироваться на сердечном центре, в области груди. Концентрация показывает, что сознание просто фиксируется на каком-то состоянии или движении.

Медитация, напротив, говорит о взгляде внутреннего ума на вещи с целью получения знаний. В процессе концентрации человек собирает сознание в одной точке или обращается к предметам. Медитативные практики никакой собранности не требуют, им достаточно иметь спокойный ум, чтобы рассматривать, что происходит в голове при взгляде на предмет.

В качестве объекта для медитации можно выбирать, что соответствует высоким стремлениям человека и его природе. Идеальным вариантом выступает Бог, который может быть личностным или бесформенным. Именно идея Абсолюта, проявленного во всём, охватывает все другие мировые истины.

Наиболее полезными условиями для медитации во внешнем аспекте выступают уединение (одиночество) и неподвижность тела.

Но это необязательные нюансы, которые отходят на второй план, если практика вошла в привычку.

С точки зрения Ауробиндо, гораздо важнее обратиться к внутренним моментам медитации: концентрации воли и чистоте с тишиной в сознании. При этом влияние на человека не должны оказывать сон, беспокойство, нетерпение, забывчивость, блуждания ума. Должна существовать внутренняя свобода от любых негативных эмоций.

Избавиться же от тревожных размышлений можно за счёт сторонних наблюдений или предоставления им некой свободы до полной их остановки. Иногда можно вовсе откидывать мысли ещё до того, как они проникнут в голову.

Самой естественной позой в контексте сконцентрированной медитации является сидячее неподвижное положение. Гулять и стоять можно только после достижения полного покоя в сознании, после воспитания внутренней пассивности. Также разрешается и лежачая поза, но она может разрушить собранность и сделать человека инертным.

После завершения медитация собранность нужно сохранять некоторое время, потому что несерьёзное отношение к практике не позволит сохранить позитивные результаты. Однако следует помнить, что напряжение и сосредоточенность не являются тождественными понятиями.

Даже самая хорошая медитация не может длиться целые сутки, потому что есть и другие важные деятельности в Йоге, которые позволяют раскрывать смысл существования человека в этом мире. Вполне достаточно выделять себе каждый день по полчаса, и тогда привычка входить в состояние сосредоточенности быстро сформируется в сознании.

Если же постоянно затягивать с медитациями, есть риск превратить занятие в неискреннее и механическое действие, которое перестанет иметь особое, сакральное значение для человека. В целом, продолжительность практики важна только для создания меры привычки. Помните, что у любой работы над собой есть пределы, поэтому надо вовремя уметь остановиться.

Виды медитаций у гуру

Активная медитация

Это прослеживание идеи до момента конкретных результатов. Медитируют таким образом писатели и люди, решающие насущные проблемы. Сознание контролирует наши мысли, которые стремятся вторгнутся в его сферу. Активная медитация — это ежесекундная попытка человека останавливать работу ума по реализации желаний.

Такая практика доступна в любых условиях и делится на три разновидности:

  • Взгляд на мысли и наблюдение человеческого ума. Нужно просто не дарить своим размышлениям поддержку и позволить им зайти в тупик, т.е. истощиться.
  • Изучение мыслей как чужих. Следует встать за размышлениями как свидетель и отказать им в одобрении. Позвольте своему уму разделиться на две части: область ментального свидетельствования и объект самого наблюдения.
  • Обнаружение источника мыслей. Если мысли поступают из внешнего пространства, их нужно постепенно, но быстро отсекать.

В основе каждой техники лежит метод без усилий, т.е. простое наблюдение.

Трансформирующая медитация

Сущность этой практики в сохранении полного спокойствия и безмятежности. Нужно просто сосредоточиться и собрать сознание в одно целое, при этом изолировавшись от внешнего интересного мира. В такой технике важно зажечь в себе внутреннее пламя стремления, которое поможет достигнуть высшей своей точки без жажды итоговых результатов.

Радость устремления просто растёт за счёт постоянной концентрации.

Динамическая медитация

Это направление противоположно по своей сути идее статической практики, поскольку в нём не приветствуется неподвижность или инертность человека. Напротив, целью занятий ставится именно преобразование сознания, способа существования.

В рамках такой медитации большое значение приобретает стремление человека и его причины релаксации. Такую практику осуществляют исключительно для развития человека.

Дхьяна — медитация по Ауробиндо

Духовный гуру не приветствовал сложные практики в форме тщательного наблюдения за тонким энергетическом каналом или визуализации в чакрах.

Кроме того, Шри негативно относился к дыхательным упражнениям, которые могут привести к расстройствам при неправильном выполнении. Поэтому Ауробиндо разработал собственный метод медитации — открытие себя Божественной Силе-Сознанию. Эта мощь сверхсознательного типа поступает в тело йога и тоже делает его божественным.

Дхьяна стандартная

Найдите уединённое бесшумное место и займите сидячую позу на стуле или коврике. Старайтесь не двигаться, чтобы воспринимающий ум активировался. Также попробуйте максимально развить в себе стремление к самопознанию. Понаблюдайте за мысленный потоком со стороны.

Ваша цель — приостановить ментальную активность.

Как этого добиться? Нужно либо постепенно увеличивать временной период между новыми мыслями, либо сразу открыть Сверхсознательную область над головой. Вторая техника для начинающих слишком сложна, она требует от пары недель до нескольких лет практики.

Теперь нужно переходить к стадии концентрации. Основными центрами для сосредоточения в интегральной йоге являются середина груди — Духовное сердце — и область над макушкой — зона трансцендентального сверхсознания и источник сознательной силы Шакти.

В месте Духовного сердца концентрация даёт ощущение Божественного индивидуального Я, связанного с чувством бессмертия и полной свободы. В Сархасрадала-чакре, т.е. над головой, сосредоточение приводит к открытию изначальной силы Матери Мира и трансцендентального аспекта Творца.

Именно фокусировка на этих центрах, их созерцание в процессе безмолвной молитв позволяет осознать переживания как нечто естественное для истинного Я.

  1. Итак, сосредоточьте внимание на Духовном сердце, сохраняя эмоции и мышление в пассивном состоянии. Созерцайте внутреннего Бога. Когда произойдёт утверждение в собственной искренности, сфокусируйтесь над областью выше головы.
    Раскройтесь Божественному сознанию как цветок или чаша, позвольте разуму и эмоциональному наполнению преобразиться в более высокие формы. Слушайте свои телесные вибрации, внимайте новым ощущениям и переменам сознания. Попросите у Неба иное Сердце и другой Ум.
  2. Чтобы перейти на следующую стадию медитацию, нужно тренироваться некоторое время, а может быть даже и годы. Главное, почувствовать, что Сила-Сознанье наконец-то дала ответ и нисходит на вас, преображая разум и даруя телу радостные потоки. В области живота Божественная Сила работает с энергетическим полем жизни, а в зоне ног — с подсознанием.
    Точно так это Сознание меняет и ваше окружающее пространство, расширяя физические границы тела. Теперь можно перейти к слиянию с Космическим Сознанием.
  3. Раскройтесь Матери и следите, как раскрывается разум, энергетическое тело. Шакти будет вести работу и с вашей телесной оболочкой, а ваша задача в это время — подниматься своим сознанием как можно выше. Вы будете видеть пространство над собственным телом.
    Учтите, что такие Высшие уровни требуют сознательной работы лишь после благословения от гуру.

Старайтесь ощущать территорию перед телом, позади него, по бокам. Пусть высочайшие вибрации распространяются на организм и уходят ниже. Попробуйте объединить эти области сознания, чтобы получить цельное Всенаправленное Сознание или Маха Бинду. В таком состоянии вы не будете ограничены какими-то рамками, приёмами, объектами для концентрации. Вы освоите Сахаджу — естественное состояние преображённого Сознания без каких-либо усилий.

Добившись этого состояния, можно переходить к динамичным медитациями.

Дхьяна многоуровневая

Задача данной практики — добиться максимальной самоотдачи для раскрытия планов человеческого существа. Индивид вступает в контакт с Шакти, и Божественная Сила замещает обычные виды сознания Сверводительством.

  1. Внутренне обратитесь к Творцу, посвящая свои действия ему. Примите позицию с ровным позвоночником и сосредоточьтесь на Сахасраре (зоне над макушкой). Раскройте эту область, как цветок лотоса. Сфокусируйтесь на нисходящей энергии Божественного Сознания и не забывайте об искренности обращения ко Всевышнему.
  2. Теперь нужно последовательно раскрывать несколько планов сознания:
  • Высший разум (верхний Буддхи) — расположен в макушке и нужен для осознавания Истины.
  • Нижний разум (нижний Буддхи) — находится между бровями и помогает с помощью стройного логического мышления в совершенстве постигать феноменальные истины мира.
  • Также надо раскрыть пространство вокруг Буддхи и, не теряя концентрации сознания, побыть в таком состоянии пару минут.
  • Манас (ум воспринимающий) — скрыт в области от нижнего Буддхи до груди и представляет собой способность первичной рефлексии и восприятия внешнего мира. Это также отражение всех органов чувств человека.
  • Пространство сбоку от Манаса, позади и впереди. Позвольте энергии Сознания заполнить все эти места. Продолжайте концентрироваться на источнике над головой.
  • Шакти Читту (сознание базовое) — размещёно в теле человека между сердцем и пупком. Это эмоциональные переживания человека и его навыки памяти. Также надо затронуть пространство вокруг сердца и Читты.

3. Теперь нужно раскрывать пять основных энергий человека, его праны, при этом помня о важности сохранения концентрации:

  • Удана вайю — связующий канал между жизнью Духа и физическим существованием, который двигается ввысь вдоль тела, но скапливается между шеей и макушкой.
  • Прана вайю — дыхание жизни, приносящее универсальную силу в тело. Расположено в верхней половине организма, а центрируется в дыхательной системе.
  • Самана вайю — регулятор праны и апаны, а также витальных сил, посредник в пищеварительном процессе, находящийся в центре тела.
  • Апана вайю — дыхание смерти, отбирающее витальную силу, участник выделительных процессов тела. Находится в нижней половине человека.
  • Вьяна вайю — питание тела и распределение энергии. Отвечает за циркуляцию крови и движение пищи.

Старайтесь по очереди интегрировать все праны с Источником Силы над макушкой и обязательно удерживайте все области раскрытыми.

4. Вернитесь к области над головой. Удерживайте сосредоточение, помните про искреннюю самоотдачу Шакти. Не забывая про планы сознания и праны. раскройте своё физическое тело для Божественной Силы:

  • Кожа.
  • Внутренние органы.
  • Мышечная ткань.
  • Кости.
  • Суставы и сухожилия.
  • Всё тело.

Необходимо ощутить, что Свет мягко прикасается ко всем поверхностям постепенно, проникает в них и подпитывает. Он начинает попадать в кровеносную систему, циркулирует по сосудам и венам. Затем Свет заполняет и все системы органов. Ваше тело полностью проходит через Светоносную Энергию, которая несёт преобразования. Раскройтесь этой мощи,но удерживайте сосредоточенность

5. Вернитесь к чакре над головой. Удерживаете раскрытие тонкого и физического тел. Почувствуйте, что Свет снаружи и внутри. Кроме этого Светоносного пространства ничего не существует. Откройте глаза. Удерживайте концентрацию ещё несколько минут. Посвятите свои итоги медитации Творцу и закончите занятие.

Эффективность медитации Шри Ауробиндо

Если выполнять медитацию Дхьяна регулярно и соблюдать все рекомендации Ауробиндо, можно достичь существенных результатов:

  • Восстанавливаются проблемные функции организма;
  • Преодолевается сонливость и болезненность;
  • Мыслительный поток лучше поддаётся контролю и останавливается при необходимости;
  • Растёт сила концентрации и её четкость;
  • Пространство расширяется во внутреннем и физическом мирах;
  • Появляется состояние беспричинной радости и лёгкости, ощущение чистоты;
  • Развиваются интуитивные знания о любых объектах;
  • Есть возможность повлиять на окружающие обстоятельства за счёт Сознания. Такие навыки называют Айшварья Сиддха.

Серьёзные изменения можно заметить уже и в процессе самой медитации. Так, активация Сахасрары происходит с ощущением прохладного ветерка над макушкой. Кроме того, тело как будто растворяется, а Творец заполняет всё существующее вокруг. Внутри же ощущаются волноподобные движения, растёт чувство закручивания чего-либо.

Если ни один из итогов медитации не был достигнут по истечении длительного времени, вероятно, причина кроется в отклонении от главного постулата, т.е. от посвящения процесса Богу. Такая ошибка приводит к росту негативных установок, которые мешают развитию человека в системе йоги. Также серьёзным нарушением выступает занятие медитацией ради корыстных интересов, обычного любопытства, стремления к божественным способностям.

Помимо масштабных проблем в медитативной практике причиной медленного прогресса может также служить низкая концентрация, неумение оставить ум без мыслей. В таком случае, помимо уже указанных советов от гуру, полезно воспользоваться медитацией “Безмолвный колокол”. Уделите полчаса прослушиванию колокольного звона и старайтесь созерцать Сахасрару. Удерживайте внутреннюю тишину сначала во время ударов, а потом между ними.

Медитация Шри Ауробиндо — прекрасный способ работы с энергией и снятия эмоционального перенапряжения. По сути, созданная индийским наставником практика очень простая, но в ней кроется одна трудность. Дело в том, что ментальное озарение свойственно человеку только в рамках первых медитативных занятий.

Со временем медитации перестают быть спонтанными, а взаимодействие с Божественным отходит на второй план. Задача человека в том, чтобы научиться терпению и понять, что метод требует достаточного временного периода для изменения природы. Таким образом, эмоциональная часть людей должна учиться быть спокойной и открытой для сверхсознания в любой момент.

, Французская Индия

Страна Альма-матер
  • Школа св. Павла [d]
  • Королевский колледж (Кембридж)
Язык(и) произведений бенгальский язык и английский Направление йога , индийская философия Основные интересы философия Оказавшие влияние Веданта , Анри Бергсон и Дьюи, Джон sriaurobindoashram.org Шри Ауробиндо в Викицитатнике Медиафайлы на Викискладе

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Шри Ауробиндо Путешествие сознания Аудиокнига Часть 1

    ✪ Шри Ауробиндо Путешествие сознания Аудиокнига Часть 2

    ✪ Ауробиндо. Мантра исцеления, устранения препятствий и исполнения задуманного.

    ✪ Махасамадхи Шри Ауробиндо

    ✪ Шри Ауробиндо о ченнелинге

    Субтитры

Шри Ауробиндо

Ранние годы и учёба в Кембридже

Возвращение в Индию и борьба за национальную независимость

Получив западное образование и вернувшись в Индию (в ), Шри Ауробиндо посвящает себя самостоятельному изучению санскрита , современных индийских языков, философских систем и древних священных книг Индии - Упанишад , Бхагавад Гиты , Рамаяны , Вед .

В течение последующих 13 лет Шри Ауробиндо занимает различные посты в администрации города Бароды (Baroda) (сейчас Вадодара), преподает английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906 году переезжает в Калькутту , где становится ректором Национального колледжа. С первых дней пребывания в Индии Шри Ауробиндо непрестанно следит за политической ситуацией в стране. После вспышки волнения против разделения Бенгалии в 1905 году Шри Ауробиндо открыто присоединяется к национально-освободительному движению . В течение восьми лет ( -) активно участвует в политической жизни страны, что дважды приводит его к арестам с последующим оправданием.

Обращение к йоге и новое направление опыта

В 1907 году Бариндранатх Гхош, младший брат Ауробиндо, познакомил его в Бароде с йогом из Махараштры Вишну Бхаскаром Леле. В течение нескольких лет Ауробиндо уже занимался йогой, а эта встреча, получение от Леле соответствующих наставлений и последующее трёхдневное уединение, способствовали его первому значительному духовному опыту, называемому нирваной - состоянию полного умственного безмолвия, без какой бы то ни было мысли или умственной деятельности. Во время своего второго ареста и пребывания в Алипорской центральной тюрьме в Калькутте (1908-1909) Шри Ауробиндо испытал духовное озарение, которое положило начало новому этапу его жизни. В тюрьме у Ауробиндо был ряд мистических переживаний. В своих письмах он упоминает, что когда он ожидал суда в тюрьме, в течение двух недель его посещал дух Сва́ми Вивека́нанды и говорил о высших уровнях сознания, ведущих к сверхразуму . Шри Ауробиндо позже рассказывал, что во время заключения он видел всё - заключённых, тюремщиков, полицейских, тюремные решётки, деревья, судью, адвокатов - как различные формы единой божественности, Вишну [ ] . В 1910 году Ауробиндо уходит из активной политической и общественной жизни и сосредотачивает свои силы на духовной работе. Этой деятельностью было исследование уровней сознания, лежащих за пределами обычного человеческого разума [ ] , и подготовка сознательного эволюционного изменения природы человека. Он переселяется в Пондишерри , французскую колонию на юге Индии, чтобы начать интенсивные занятия йогой .

Основные даты

Годы и события

Духовный опыт Шри Ауробиндо синтезирован в его многогранной системе Интегральной йоги , целью которой является не только освобождение человеческого сознания, но также глубокая трансформация самой природы человека.

Шри Ауробиндо начал свою практику йоги в 1904 году . Собрав основные элементы духовного опыта, полученные разными путями, которым до настоящего времени следуют в Индии, он продолжил поиск более интегрального пути, объединяющего и гармонизирующего два полюса существования - Дух и Материю . Большинство традиционных систем йоги предлагают путь реализации Духовного существования через уход от материальной физической жизни; восхождение Шри Ауробиндо к Духу имеет целью трансформацию самой человеческой природы через привнесение света и сознания в Материю. Согласно Интегральной йоге, настоящее существование человека в материальном мире является жизнью в невежестве и бессознательности, но даже в её темноте и незнании существует присутствие Божественного. Созданный материальный мир - это не ошибка, которую нужно отвергнуть душой, устремлённой к небесам или

Рабиндранат Тагор назвал его "Голосом, в котором воплотилась душа Индии", Ромен Роллан провозгласил его "величайшим мыслителем нашего времени". В Индии он известен как революционер и организатор национально-освободительного движения, а также как великий гуру и основоположник интегральной йоги. Он был также величайшим поэтом, автором множества поэм, стихов и поэтического эпоса "Савитри", который в Индии называют пятой Ведой.

Иерархия высоко оценила его труд - во время одного из телепатических контактов с Е.И.Рерих Учитель Мориа сказал: "Ауробиндо Гхош был ближе всех к цели, но у него все-таки не было жизненной простоты, он удалился от жизни. Ценно, не покидая жизни, подойти к высшим путям". Это, как никто другой, понимал Шри Ауробиндо - именно на этом фундаменте он строил всю свою систему. Но, как говорил он сам: "Пока у нас свежее знание, оно непобедимо, но, старея, оно теряет свои достоинства. Это потому, что Бог всегда движется вперед...”

Родился он в Бенгалии, в Калькутте, 15 августа 1872г. Получил европейское образование, ничего не зная о традициях и языках Индии, практически не зная даже своих родителей. Он вырос абсолютно независимым от влияния семьи, страны и традиций. Это был свободный дух. И, может быть, первый урок, который дает нам Шри Ауробиндо, и есть урок свободы. Он блестяще учился, знал в совершенстве основные европейские языки, читал в оригинале множество книг, при этом влачил почти нищенское существование, но ни в малейшей степени не заботился ни о своем будущем, ни о карьере. Он вернулся в Индию двадцатилетним юношей, проведя на Западе 14 лет.

Первое время он много читал - впервые он познакомился со священными книгами Индии - Упанишадами, Бхагавадгитой, Рамаяной.

Путь посвящения в йогу Ауробиндо прошел не под руководством Учителя, а совершенно самостоятельно. Он самостоятельно изучил санскрит и смог постичь утерянный смысл Вед.

Наступил период, когда он осознал, что можно бесконечно накапливать знания, читая книги и изучая языки, и при этом не продвинуться ни на один шаг вперед. "Йога, которая требует отречения от мира - не для меня, я чувствовал чуть ли не отвращение к спасению собственной души”. И он обратился к Богу с мольбой: "Если ты существуешь, Ты знаешь мое сердце, Ты знаешь, что я не прошу освобождения, я не прошу ничего, о чем просят другие. Я прошу только дать мне силу поднять эту нацию и позволить мне жить и работать для этого народа, который я люблю".

Исходной точкой поисков Шри Ауробиндо стала реальная жизнь, а не философские абстракции. Борьба за освобождение Индии явилась началом его пути. Мало кому известно, что тактика пассивного сопротивления и несотрудничества с англичанами, которой впоследствии придерживался Ганди, была разработана Шри Ауробиндо. Однако главной темой политической программы Шри Ауробиндо была "подготовка вооруженного восстания и публичная пропаганда, направленная на обращение всей нации к независимости...". Для того, чтобы поднять огромную нацию на борьбу, нужно было вдохнуть в нее силу. Именно в поисках этой силы Шри Ауробиндо впервые обратился к йоге. Йога стала средством эффективного действия, а не уходом от мира. "Я хочу практиковать йогу для работы, для действия, а не ради санньясы (отречения от мира) и Нирваны".

В 1901г. в возрасте 29 лет он женился на Мриналини Деви и пытался разделить с нею свою духовную жизнь. "Со мною все не так, все необычно, - писал он в письме Мриналини. - Все полно глубины и чудно для тех очей, которые способны видеть. ... Я хотел бы взять вас с собой в этот путь". Она не поняла его - Шри Ауробиндо остался один.

К этому времени он уже достиг высшего состояния Нирваны, которое стало для него не завершением эволюции, а отправной точкой для высшей эволюции. В этом состоянии он был способен ежедневно издавать газету, посещать тайные собрания, выступать с политическими речами. Он вошел в контакт с Сверхсознательным, и "с тех пор все - речь, мои рукописные произведения, моя мысль и внешняя активность приходят ко мне из того источника, который находится выше головы",- писал он.

На рассвете 4 мая 1908 г. его разбудили вооруженные английские полицейские. Итак, ему предстояло провести целый год в Алипорской тюрьме в ожидании приговора. "Моя вера на некоторое время была поколеблена,- вспоминал он, - ибо я не мог видеть сути Его намерения. Я заколебался и воззвал к Нему в сердце своем: "Я верил, что моя миссия - работать для народа моей страны и до тех пор, пока эта работа не окончена, я под Твоей защитой. Почему же тогда я здесь? Прошел день, затем второй и третий, когда я услышал голос изнутри: "Жди и смотри". Тогда я успокоился и стал ждать. ... Затем я вспомнил, что где-то около месяца до моего ареста я слышал зов, который настаивал на том, чтобы оставить все дела, уединиться и взглянуть внутрь себя, чтобы войти в более тесное общение с Ним. Я был слаб и не послушался зова. Моя работа была очень дорога мне, и в гордыне сердца своего я полагал, что без меня она пострадает или прекратится, или даже провалится совсем, поэтому я не оставил ее. Мне показалось, что Он вновь заговорил со мною и сказал: "Я разорвал за тебя путы, порвать которые ты был не в силах, ибо не в том воля моя и никогда это в промысел мой не входило - продолжать это дело. У меня есть для тебя другое, и именно ради этого я привел тебя сюда - научить тебя тому, чему ты не смог научиться сам, и подготовить тебя к моей работе".

Так, в Алипорской тюрьме началась работа по реализации космического сознания и иследованию планов Сверхсознательного- планов сознания, лежащих выше обычного разума. "День за днем Он разворачивал передо мной свои чудеса. ... День за днем в течение двенадцати месяцев моего заключения давал Он мне это знание... Я смотрел на заключенных - воров, убийц, мошенников - и видел Бога в этих затемненных душах и неправильно используемых телах... Когда начался процесс, тот же внутренний голос говорил мне: "Когда тебя бросили в темницу, не отчаялось ли твое сердце...? Взгляни теперь на судью, взгляни теперь на прокурора..." Я посмотрел на судью - это был Нарайяна, сидевший в суде. Я посмотрел на прокурора - это был Шри Кришна, который сидел и улыбался. "Боишься ли ты теперь? - говорил он, - я - во всех людях и руковожу их делами и словами".

Поистине Бог не находится вне Своего мира, Он не сотворил мир, а стал этим миром, как говорят Упанишады: "Он стал знанием и неведением, Он стал истиной и ложью... Он стал всем, что бы то ни было". Это основной постулат, на котором основывается Йога Ауробиндо. Веданта говорит: "Человек, ты един по природе и субстанции с Богом, ты един по духу со своими человеческими братьями. Проснись тогда и устремись к своей полной божественности, живи для Бога в себе и других". "Это евангелие, данное немногим,- писал Шри Ауробиндо,- теперь должно быть открыто всему человечеству для его освобождения". "В каждом человеке есть Бог и проявить Его - это цель жизни. Это то, что все мы можем делать".

Цель йоги - совершить духовную трансформацию человека, преобразовать человеческое бытие. Для Шри Ауробиндо ключом является понимание того, что Дух - это не противоположность жизни, а полнота жизни, что внутренняя трансформация - это ключ к трансформации внешней. Главное, для чего Шри Ауробиндо пришел в мир, - это доказать, что нет никакой необходимости улетать на небеса для того, чтобы стать духовным существом.

Меньше чем через год после освобождения из Алипорской тюрьмы Шри Ауробиндо предупредили о готовящемся аресте. Внутренний голос отчетливо произнес: "Отправляйся в Шандернагор". Это был финал его политической жизни, завершение интегральной йоги и начало йоги супраментальной.

В Шандернагоре он прошел страшный опыт исследования подсознательного: "Достичь небесных сфер не может ни один, минуя недра ада". Цель супраментальной йоги - не закрывать глаза на то, что окружает нас внизу. Это первое условие достижения контроля. В тот день, когда он достиг дна, пересек все пласты грязи, он был резким толчком вытолкнут в высший Свет - не впадая в транс, без потери индивидуальности, не растворяясь в космосе, - полностью сохраняя четкое видение.

Так, он открыл утерянную Тайну Вед - битвы с силами подсознательного, великанами - людоедами, гномами и змеями, схождение Орфея в Ад, трансмутация Змея, пожирающего собственный хвост. Тьма и Свет, Добро и Зло подготавливали божественное рождение в Материи. Ничто не проклято, ничто не напрасно. После нисхождения и восхождения ищущий становится "сыном двух Матерей" - Белой Матери сверхсознательного бесконечного и земной Матери "темного бесконечного". Он обладает двумя происхождениями - человеческим и божественным.

Через два месяца пребывания в Шандернагоре Шри Ауробиндо вновь услышал голос: "Отправляйся в Пондишери". "Я принял за правило... двигаться с места лишь тогда, когда мною двигало Божественное", - говорил Ауробиндо. Он немедленно подчинился - новый арест был сорван.

В 1914г. в Пондишери произошла первая встреча с той, кого он считал инкарнацией Богоматери. Он дал ей имя Мать - с тех пор все называли ее только так. Мирра Ришар родилась в 1878г. в Париже. Как и Ауробиндо, она имела супраментальное видение, поэтому знала о существовании Шри Ауробиндо задолго до того, как встретила его на физическом плане. В 1920г. Мать приехала в Пондишери, чтобы посвятить всю оставшуюся жизнь (она умерла в 1973 г.) Шри Ауробиндо и той титанической работе, которая им предстояла. "Сознание Матери и мое сознание - это одно и то же", - сказал Ауробиндо.

Последние 40 лет жизни Ауробиндо посвятил тому, чтобы превратить индивидуальную реализацию в реализацию земную. Они работали вместе с Матерью. "Мы хотим низвести сюда суперразум как новое качество и свойство. Как разум есть в настоящее время перманентное свойство сознания в человечестве, точно также мы хотим создать расу, в которой перманентным свойством сознания станет суперразум".

Трансформация началась. Вместе с Ауробиндо и Матерью в эту колоссальную работу включились ученики (вначале их было около пятнадцати). Они с необычайной легкостью осуществляли поразительнейшие эксперименты -переживания, божественные проявления стали обычным явлением, и, казалось, законы природы немного отступили. Но Ауробиндо и Мать понимали, что "чудеса по заказу" не помогут достичь высшей сути вещей. С точки зрения изменения мира они являются бесполезными.

В ноябре 1926г. Шри Ауробиндо неожиданно объявил, что он удаляется в полное одиночество. Официально ашрам был основан под управлением Матери. Так начался второй период работы по трансформации. Он продолжался до 1940г. Это был второй период работы над телом и работы в подсознательном. Ему было необходимо адаптировать тело, которое сопротивлялось, к супраментальному разуму: "Эта борьба - как перетягивание каната... Духовная сила теснит сопротивление физического мира, а оно цепляется за каждый дюйм и предпринимает контратаки". Но какая польза в индивидуальном успехе, если его нельзя передать миру?

В 1940г., после 14 лет индивидуальной концентрации, Шри Ауробиндо и Мать открыли двери своего ашрама. Начался третий период трансформации. "Этот Ашрам был создан... не для отречения от мира, но как центр и поле практики для эволюции иного вида и иной формы жизни".

Шри Ауробиндо говорил: "Духовная жизнь находит свое самое мощное выражение в человеке, который живет обычной человеческой жизнью, вливая в нее силу йоги. ...Именно благодаря такому союзу внутренней и внешней жизни человечество в конце концов возвысится и станет могущественным и божественным". Поэтому он хотел, чтобы его ашрам был полностью в повседневной жизни. Именно здесь, а не на вершинах Гималаев, должна была осуществиться трансформация. Более 1200 учеников всех социальных слоев, принадлежащих к различным религиям, с семьями, с детьми, были рассеяны по всему городу. Некоторые занимались искусством, другие работали на заводе, третьи преподавали. Никто не оплачивался, никто не считался выше, чем другой.

Сейчас "человек - это переходное существо, - писал Шри Ауробиндо, - его становление не закончено... Шаг от человека к сверхчеловеку станет новым свершением в земной эволюции. Это неизбежно, поскольку это логика природного процесса". Эволюция не имеет ничего общего с тем, чтобы становиться "святее" или "интеллектуальнее", ее смысл в том, чтобы становиться сознательнее".

"Для того, чтобы разрушение исчезло из этого мира, недостаточно, чтобы наши руки оставались чистыми, а души - незапятнанными, необходимо, чтобы корень зла был удален из человечества. Для того, чтобы излечить мир от зла, необходимо излечить его основу в человеке". "Есть единственный выход, - писал Шри Ауробиндо, - это изменение сознания". Когда глаза наши, ослепленные ныне идеей материи, откроются Свету, мы обнаружим, что нет ничего неодушевленного, но во всем присутствуют - проявленно или непроявленно - и жизнь, и разум, и блаженство, и божественные сила и бытие".

Он пытался создать общечеловеческую религиозно - философскую систему, примиряющую Запад и Восток. В ней он старался "избежать их недостатков: материализма Запада и спиритуализма и отрешенности от материальности Востока." Он понимал, что "любая философия, являясь односторонней, всегда выражает истину лишь частично. Мир, каким его создал Бог, - это не жестокое упражнение в логике, но, подобно музыкальной симфонии, бесконечная гармония самых разнообразных проявлений... Так же как лучшей религией является та, что признает истину всех религий, лучшая философия - это та, которая признает истину всех философий и отводит каждой из них свое надлежащее место," - говорил Ауробиндо.

Он считал, что церкви, ордена, теологии, философии не преуспели в спасении человечества, потому что они углубились в разработку символов веры, догм, ритуалов и институтов, как будто это могло спасти человечество, и пренебрегли единственно необходимым - очищением души. Мы должны вновь обратиться к провозвестию Христа о чистоте и совершенстве человеческого рода, к провозглашению Магомета о совершенной покорности, самоотречении и служении Богу, к провозвестию Чайтаньи о совершенной любви и радости Бога в человеке, к провозвестию Рамакришны о единстве всех религий. И, собрав все эти потоки в единую могучую очищающую и спасительную реку, излить ее на мертвую жизнь материалистического человечества.


Общая информация

Название и местоположение: Шри Ауробиндо Ашрам и Ауровиль, Пондичерри, Тамил Наду.

Основатели: Шри Ауробиндо (1872–1950) и Мать (1878–1973).

Адрес: Sri Aurobindo Ashram, Rue de la Marine, Pondicherry, Tamil Nadu 605002, INDIA.

Tel.: 91-413-34836.

Адрес Ашрама Ауробиндо в Дели : Sri Aurobindo Society, Adabhchini, Near Qutab Hotel, New Mehrauli Road, New Delhi, 110017.

Tel.: 2651-2491, 2652-9022.

Сайты:


Делийское отделение ашрама Шри Ауробиндо было открыто в феврале 1956 года. Во время его открытия Мать передала сюда священные реликвии Ауробиндо. С тех пор делийское отделение, принимает всех людей, чье сердце воспламенено идеями Мастера, кто стремится посвятить жизнь высшим, божественным целям. Мать однажды назвала Ашрам в Пондичерри «подлинной лабораторией для создания будущего общества», а делийское отделение «местом расширения центра садханы». Главные святыни - это место поклонения и зал для медитации. Они продолжает быть центром жизни и познания, любви и благословения Шри Ауробиндо и Матери, всегда пребывающими здесь.

Ашрам расположен на большой (около 10 га) территории, здесь очень светло, чисто - строения и дома утопают в цветах и зелени, и это действительно настоящий оазис в 12-миллионном мегаполисе - Дели. В общеобразовательной школе ашрама занимаются сотни детей - это одно из самых престижных учебных учреждений Дели. В течении всего дня здесь кипит жизнь - на занятиях йогой и на стадионе, на беговых дорожках и в школе. Ашрам предлагает несколько программ обучения, но главное, в соответствии с идеей Мастера, считавшего, что «вся жизнь есть Йога», - это жить так, чтобы любые детали и события жизни стали божественными.

Ашрам располагает небольшой гостиницей-гестхаузом «Тапасья», где можно снять комнату. Для этого следует обратиться в главный офис (с 8 утра до 20 часов вечера).

Стоимость комнаты для одного человека - 400 рупий, для двоих - 600 рупий, включая питание.

Обстановка в комнате скромная - на мраморном полу стоит кровать (всегда чистое белье), стенной шкаф, небольшой стол и над ним книжная полка, где всегда находится несколько книг с трудами Шри Ауробиндо и Матери. В каждом номере есть душ с горячей водой, а вот кондиционеров нет , и летом используют только вентиляторы.

Еда. В столовой Ашрама предлагаются блюда южноиндийской кухни с умеренным количеством специй, а после трапезы вам следует вымыть посуду и поставить ее на место.

Расписание работы столовой:

Завтрак: 07.30–8.00;

Обед: 11.30–12.30;

Полдник (чай): 16.30–17.00;

Ужин: 19.30–располагает около 20.00.

В Ашраме есть несколько магазинов, где можно приобрести книги, тематика которых связана со Шри Ауробиндо и Матерью, ароматические палочки, продукты питания и средства личной гигиены.

Ашрам открыт с 06.00 до 22.00.

Дорога от аэропорта на машине занимает 30–40 минут и стоит 150–200 рупий.

Никита / 12.02.2019 Конечно, работы Шри Ауробиндо очень интересны и познавательны. Но и здесь всё не так однозначно. Потому что, например, Агни Йога серьёзно предупреждает о вреде и опасности методов духовного развития, используемых в Индии. В Агни Йоге сказано, что эти методы не только не способствуют духовному развитию, но и вредят энергетике человека, создают опасность психических болезней и одержания.
Обычно европейцы считают хатха-йогу полезной и безопасной физкультурой. Но в Агни Йоге сказано, что в Индии каждая асана хатха-йоги выполняется с усиленной концентрацией энергии на той или иной чакре. И такая насильственная активизация чакр чрезвычайно вредна! Это мощная энергия Агни, и чрезмерное нагнетение её к чакре может быть опасным.
Также говорится о вреде пранаямы.
В Агни Йоге сказано об индийских йогах, которые на улице демонстрируют прохожим свои способности, собирая за это деньги – что это не имеет отношения к истинному духовному развитию, которое никогда не совершается ради денег или на потеху толпы.
Я бы сравнил индийских учителей духовного развития с культуристами. Культуристы непомерно качают мускулы, до уродства, используя допинги и гормоны – и разрушают своё физическое здоровье. А индийские гуру точно так же стараются любой ценой накачать духовные «мускулы» и разрушают своё духовное здоровье.
Конечно сейчас, йога стала очень популярной и распространённой на Западе. Во многих странах Европы, Северной и Южной Америк и у нас в России появилось огромное кол-во залов, фитнес-центров для занятий йогой.
Но популярность и распространённость ещё не значит, что этот метод лучший и самый эффективный.
Я задумался над таким вопросом: А НАСКОЛЬКО ЙОГА КАК МЕТОД ДУХОВНОГО И ФИЗ. РАЗВИТИЯ ПОДХОДИТ ЗАПАДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ? Конкретно американцу?! Конкретно англичанину?! Конкретно французу?! Конкретно русскому человеку?! И т.д.
Ведь йога была разработана как способ духовного и физического развития целиком и полностью для восточного человека. Исключительно так. Конечно, какие-то упражнения из йоги подходят для западных людей, но во всём остальном насколько это всё верно и правильно?! И насколько это пригодно для людей иной культуры, иного менталитета, иного климата?
Более того. Наука давно уже доказала, что у индусов совершенно иное строение скелета, совершенно отличное от скелета и телостроения западных людей. И неоднократно были зафиксированы такие случаи, когда европейцы, позанимавшись йогой растягивали сухожилия, повреждали связки и даже ломали суставы и прочие кости скелета. Оставаясь, таким образом, инвалидами на всю оставшуюся жизнь. И это ещё одна из причин, по которой йога очень вредна.
Если рассуждать дальше. То опять же, можно задуматься над тем, а насколько подходят индусские религиозно-эзотерические учения (Адвайта-Веданта, Двайта-Веданта, Вишишта – Двайта, Миманса. Ньяя, Вайшешика и т.д) западным людям, европейцам и русским в том числе. Ведь эти учения были настроены и заточены под совершенно иную культуру, менталитет и образ жизни. Конечно, они очень интересны, их познавательно изучать для общего развития и расширения кругозора. Но, насколько они приемлимы и подходящи для западного человека? Может ли он жить по ним?! Может быть, и может, но во что это выльется?! Это интересный вопрос.
Сильно сомневаюсь в том, что методы физического и духовного развития Востока могут быть полностью и с успехом переняты людьми Запада. Причём, интересно, что сами гуру Востока придерживаются того же мнения.))))))) То, что они демонстрируют туристам, приезжающим с Запада за «духовным просветлением» - это именно аттракцион, который имеет цель собрать с иностранцев побольше денег. Ведь на Востоке считается, что постичь всё это может только тот, кто рождён на Востоке в соответствующей семье.
В этом смысле очень наивно выглядят наши кришнаиты, которые игнорируют тот факт, что сами индусы не считают их своими братьями по вере.
На Земле очень много различных национальных и этнических групп. Все они очень отличаются от друга. И даже религия не всегда влияет на это! Например, на Кавказе есть мусульманские, а есть христианские народы – но по сути, это ничего не меняет: у них сходные традиции, характер, отношение к женщинам и т.д.
Так же есть и арабы-христиане. Однако это всё равно арабы! И ведут они себя соответственно – это заметно, когда по ТВ показывают праздник Пасхи в Иерусалиме.
У индусов особый взгляд и поведение. И вряд ли европейцы и американцы смогут это по-настоящему понять и почувствовать.
Понятно, что физическое строение тела тоже имеет свои особенности. Думаю, мы что-то можем перенять из восточной гимнастики – но не всё, и только в адаптированном виде.