Любимые развлечения рыцарей. Как развлечься в средние века. село Ейское Укрепление

Рыцарские доспехи, их форма и детали подробно описываются в сценах, где сэр Гавейн собирается в дорогу. Вторая половина XIV века - переходное время от кольчуги к «белому» доспеху из цельного металла. Уже начиная с этого периода руки и ноги защищены «белым» доспехом: Гавейн «голени плотно замкнул звенящим доспехом» (575), «броней полированной руки горели» (582). Поверх бастинета продолжали носить большой шлем, к концу века он стал использоваться только на турнирах. Однако Гавейн надевает его, отправляясь в опасное путешествие:

Шлем свой поднял Гавейн, коснулся губами -

Из лучшей стали его мастера ковали -

И над челом водрузил, скрепив на затылке... (605)

На бедра, как уже упоминалось, надевался рыцарский пояс, грудь защищала кольчуга. Возможно, отдельные ее полотна крепились там, где кожа или «белый» доспех оставляли открытыми стыки: сгиб руки, подмышки. Сочетание кольчуги и лат из цельного металла описывается в романе:

До блеска начищена сталь, сияют латы -

Ржавчина не прикасалась к кольцам кольчужным... (2017)

Богатство отделки присуще и рыцарским доспехам: золотые застежки, шелк и алмазы на шлеме, золотые украшения на щите, бархатный плащ с меховой отделкой, драгоценный пояс... Помимо пышной отделки, о происхождении и благородстве рыцаря говорит его щит с гербом и символами основных рыцарских качеств: верности, благочестия, щедрости, преданности.

Основу классического рыцарского вооружения составляли тяжeлый (иногда двуручный) меч и копьe. Часто этот набор дополнялся кинжалом, алебардой (топором с двумя лезвиями), булавой (железной дубиной с шарообразным или ребристым завершением) и боевым молотом. Однако к XIV веку последние три предмета покинули рыцарский арсенал. Тем удивительнее, что Зеленый Рыцарь, явившийся в Камелот без доспехов и оружия, вооружен, тем не менее, огромным топором:

Была его лопасть длинной в локоть иль боле,

Вился узор золотой по зелени хладной,

И скалилось лезвие, будто боя алкало,

Отточено во всю ширь острее бритвы. (210)

Таким оружием наделялись обычно в средневековой литературе великаны, дикие варвары и фантастические чудовища. Гавейн же наделен более «благородным» оружием - копьем и мечом. Именно копье и меч, традиционное оружие на турнирах, а также доспехи Гавейна, подчеркивают контраст между светским рыцарем, вызывающим восхищение отвагой и красотой, и полудиким фантастическим великаном, внушающим страх.

Развлечения рыцаря

Рыцарь, средний или крупный феодал, имел достаточно свободного времени, чтобы проводить его в праздности и развлечениях. Охота, турниры, пиры, беседы и споры, различные состязания и танцы составляли значительную часть жизни рыцаря. Старая, «трехчастная» модель средневекового общества оправдывала эту праздность непростой задачей, лежащей на рыцарстве - защитой «трудящихся» и «молящихся» от внешних опасностей, разбоев и грабительских набегов. Конец XIV века - время, когда эти охранительные функции рыцарством уже были утрачены, но многие из них еще сохранили любовь к традиционным рыцарским увеселениям, хотя немногие - возможность уделять им время и средства. Конец XIV века (а именно тогда был написан «Гавейн») - это время постепенного упадка домениального хозяйства, барщина и крестьянская зависимость уступают понемногу фиксированной ренте и отношениями аренды между землевладельцем и крестьянином. Эта рента, в условиях экономической нестабильности, инфляции, не могла обеспечить титулованной знати прежнего расточительного образа жизни.

В «Сэре Гавейне...» ярко изображен именно такой образ жизни. Роман начинается с королевского пира в Камелоте, затем Гавейн попадает в замок Зеленого Рыцаря, где хозяин стремится его развлечь перед непростым испытанием.

Пир - возможность продемонстрировать щедрость и знатность рыцаря, чем богаче стол, посуда, чем разнообразнее развлечения (музыка, актеры, танцовщицы, жонглеры, странствующие певцы, поэты и т.п.), тем больше оснований у хозяина надеяться на уважение и дружбу гостей.

Пир мог прерываться «потехой ратной» (40) - поединками и спорами между рыцарями, которые тоже воспринимались как развлечение, достоиное мужчины:

На ристалище доблестно рыцари бились,

Не раз сшибались ратники в шутку,

И вновь устремлялись к застольям шумным...(41)

Что касается пищи, то она была обильна, жирна, за стол во время праздника могли садиться несколько раз («и дважды столы ломились от яств несметных...»(61), и каждый раз стол накрывался заново, готовились новые блюда. «Сэр Гавейн...» содержит описания только таких, очень пышных и богатых пиров. Вряд ли подобную роскошь могли себе позволить мелкие рыцари.

Какая же еда могла стоять на пиршественном столе? По выражению самого автора, «Десятки жирных блюд тонули в винном море» (127).

Здесь и тушеное мясо, и различные соусы, наваристый суп с приправами, рыба, приготовленная на углях, в тесте или сваренная в бульоне, обилие дорогих восточных специй и пряностей, отборные вина, охотничьи трофеи - дичь, кабан или оленина. Перед приемом пищи обязательно умывали руки и лицо (73), за столом сидели в соответствии с занимаемым положением:

Почетные гости вверху, прилично чину (74)...

За верхним столом сидели почетные гости:

Гордый Гавейн усажен подле Гвеневры,

Слева обок с ним сел Агравейн стальнорукий:

Два королевских племянника мужеством славны. Справа же от Артура - епископ Болдвин,

Следом Ивейн, сын Урина. И ниже помоста

Село по чину немало воинов смелых...(114)

Хороший пир обязательно сопровождался музыкой. По выражению К.А. Иванова, преподавателя Санкт-Петербуржской Пятой гимназии и Патриотического института конца XIX века, «и в то, далекое от нас и, сравнительно, грубое время, объедаясь и предаваясь излишнему употреблению вина, люди чувствовали какую-то инстиктивную потребность в чем-то высшем и лучшем»Иванов К.А. Средневековый замок и его обитатели в эпоху процветания рыцарства. Спб, 1894. Стр. 36. . По этой причине, или, скорее, из тщеславия и желания прослыть хорошим хозяином и ценителем изысканных развлечений, рыцарь приглашал на свой пир певцов и музыкантов. Их искусство выступало в качестве фона для пира, редко рыцари отвлекались от застолья и смотрели представление:

И гром барабанов с пеньем трубы здесь спорил,

Волынки вступили, и в такт им всколыхнулись

В сладком томленье сердца отважных.

И покатило вперед колесо застолья... (118)

Однако это описание относится скорее к редким, праздничным пирам при дворе или в богатом замке. А повседневные, менее затратные развлечения рыцарей сводились к беседе у разожженного камина за ужином, охоте в собственных лесных угодьях. Чтение явно не относилось к излюбленным занятиям рыцарей: ни в «Сэре Гавейне...», ни у Чосера, ни в других произведениях XIV века, как и более раннего времени, не встречается ни одного упоминания о книгах, библиотеках, чтении.

Рыцарю, человеку военному, знатному, гораздо ближе по духу была охота.

И верно, первейшая среди потех - охота,

Хоть от сотворения мира придумано их несть числа (1915).

Мужчины вставали на рассвете, и, облаченные в дорожные доспехи, выезжали на охоту. Их сопровождали егеря, профессиональные охотники, загонщики, опытные псари с собаками. Свора породистых гончих могла быть объектом гордости хозяина, и он с радостью демонстрировал ее во время охоты. Охотиться могли на оленя, кабана, птицу, лис и т.д. Автор Гавейна описывает яростное возбуждение, крики охотников, их азарт. Вооружение охотников составляет лук и стрелы, кинжал и небольшой нож для разделки туш, пристегнутый к поясу. Убитых животных свежуют, потрошат на месте, в замок доставляя конечные продукты охоты - шкуры, мясо, рога. Охота на кабана - отличный повод показать поистине рыцарскую отвагу, вступив в борьбу с животным.

Как можно заметить, рыцарские развлечения очень затратны. Ради них в замке оплачиваются целые хозяйственные отрасли (псарня, конюшня), держится штат поваров, прислуги, иногда даже актеров и музыкантов. Цель этих развлечений - не столько приятное времяпрепровождение, сколько поддержание статуса, демонстрация благополучия, рыцарских качеств, щедрости, доброты, смелости.

Реальное положение английского рыцарства XIV века и его жизнь, описанная в романе, вступают в противоречие. У рыцаря этой эпохи просто не могло хватать средств на все эти увеселения. Феодальная система, кормившая их на протяжении нескольких веков, постепенно приходит в упадок. В романе описание рыцарского замка ограничивается перечислением его достоинств как неприступной крепости:

Мост застыл внакрен,

Не склонится перед врагом.

О кладку крепких стен

Бьются ветры лбом. (781)

Не описывается хозяйственная жизнь замка, его не окружают сельскохозяйственные угодья, а только густой дикий лес. Во всем чувствуется волшебство, мистика. И средства, на которые живет рыцарь этого замка, - тоже, кажется, получены с помощью волшебства. Но у рядовых рыцарей такого способа добычи денег, как помощь феи Морганы, не было, и они, вероятно, влезали в огромные долги для поддержания привычного образа жизни.

И в условиях кризиса рыцарства и их замковых хозяйств описанные в «Сэре Гавейне...» развлечения говорят о неспособности рыцарства приспособиться к новым условиям, их упорном желании «сохранить лицо».

Но только ли сохранение внешней атрибутики - цель всех этих помпезных пиршеств, развлечений, разгульного образа жизни? Можно ли разглядеть за всей этой «ветошью маскарада» более глубокие причины? Такие, например, как искреннее восхищение рыцарскими традициями, желание сохранить наиболее благородные обычаи, нравственные правила, словом, все то положительное, что несла в себе рыцарская идеология?

, 2055.92kb.

  • Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времен , 481.07kb.
  • Учебное пособие является частью учебно-методического комплекта: Бойцов мл, Шукуров , 1478.87kb.
  • И. В. Ведюшкина История Cредних веков. 6 класс Поурочные рекомендации Пособие для учителя , 3183.47kb.
  • , 534.86kb.
  • Методика проведения урока. Класс: 6 Название курса: история Средних веков , 200.42kb.
  • Рабочая программа по истории в 6 классе , 549.05kb.
  • В. А. История Средних веков. Под редакцией А. Чубарьяна. Москва «Просвещение» 2008 , 76.43kb.
  • В. В. Серов история средних веков программа курса , 692.5kb.
  • Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта , 768.41kb.
  • Глава IV. Феодалы и крестьяне

    К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. С середины XI до конца XIII века в передовых странах своеобразие эпохи проявилось особенно ярко. Это было время расцвета средневекового общества.

    Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе стоял монарх (единоличный правитель): король, в более мелком государстве - граф или герцог.

    Привилегии и обязанности господ и крестьян оформились определенными обычаями, писанными законами и установлениями. Крестьяне и горожане не входили в феодальную лестницу, но также были связаны с господами договорными отношениями. Такие личностные отношения в виде договоров и клятв-обязательств - примечательная особенность западного Средневековья.

    § 11. В рыцарском замке

    1. Замок феодала. Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей - огромный или скромный. Замок - это жилище феодала и его крепость.

    Сначала замки строили из дерева, позднее - из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.

    Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота.

    На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.

    Над всеми постройками возвышалась глав­ная башня - донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую оса­ду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были располо­жены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу.

    Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если удавалось ее разбить, то приходилось ве­сти борьбу за каждый этаж. По приставным лестницам надо было пробираться через люки, которые закрывались тяжелыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в спасительный подземный ход.

    2. Снаряжение рыцаря. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был во­оружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался также боевым топором и палицей - тяжелой дубиной с металличес­ким утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубаха, сплетен­ная из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу смени­ли латы - доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опас­ности он опускал на лицо забрало - металли­ческую пластинку с прорезями для глаз. Сра­жались рыцари на сильных, выносливых ко­нях, которые также были защищены доспеха­ми. Рыцаря сопровождали оруженосец и не­сколько вооруженных воинов, конных и пе­ших, - целая «боевая единица».

    Боевой конь, рыцарское снаряжение и сна­ряжение путников стоили очень дорого. По­этому нести рыцарскую службу мог землевла­делец, которого обеспечивали всем необходи­мым зависимые крестьяне.

    Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехто­вании, верховой езде, борьбе, плавании и мета­нии копья, учились приемам и тактике боя.

    3. Развлечения рыцарей. Господа редко сами занимались хозяйственными делами. Для этого в каждом имении они держали управляю­щих. Основное время феодалы отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Лю­бимые развлечения рыцаря - охота и турни­ры - были связаны с военным делом.

    Охота не только служила развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи. Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъяренным диким кабаном или ра­неным медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями трени­ровала в верховой езде.

    Турниры - военные состязания рыцарей в силе и ловкости - устраивали короли и знат­ные феодалы. Там собиралось много зрителей, порой из нескольких стран. Знатные господа, судьи и дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены.

    Специальные глашатаи - герольды - объ­являли имена и девизы рыцарей, вступающих в бой. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг к другу. Тупым турнирным ко­пьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьезны­ми увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного противника. Изредка разыгры­валось сражение двух рыцарских отрядов, ко­торые выстраивались цепью. Обычно турнир завершали пиром. И наоборот, торжественные пиры по случаю побед, коронаций, свадеб и других важных для знати событий включали зачастую не только застолье и танцы, но и тур­нирные состязания. Во время таких торжеств нередко происходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды. Вечерами оби­татели замка собирались в общей зале, где го­рел огромный очаг - камин, играли в кости и шахматы, пили вино и пиво, решали свои се­мейные дела. Однообразную жизнь нарушали приезды гостей и праздники. На пирах в зам­ках рекой лилось вино, столы ломились под тя­жестью закусок. Звериные туши зажаривались в очагах целиком, на огромных вертелах. Оби­тателей замков и их гостей веселили шуты и карлики, приглашенные артисты и, конечно, поэты из числа свиты.

    В детстве к будущим рыцарям приглашали учителей, которые обучали их пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе, но не всегда - чтению, письму, арифметике.

    4. «Позор и срам мне страшны - не кончи­на». Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода и девиз - краткое изречение, обычно объясняв­шее смысл герба.

    Рыцари не стеснялись грабить побежден­ных, собственных крестьян и даже проезжих на больших дорогах. В то же время рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережли­вость, но проявлять щедрость. Доходы, получа­емые от крестьян, и военную добычу чаще все­го тратили на подарки, пиры и угощения дру­зей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов.

    Другим важным качеством рыцаря счита­лась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клей­мо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву» - сказано в одной из поэм. В сказани­ях о рыцарях воспевались смелость, удаль, пре­зрение к смерти, благородство.

    В этот выработанный кодекс (законы) ры­царской чести входили и другие особые прави­ла: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.

    Но эти правила рыцарской чести применя­лись главным образом в отношениях между феодалами. Всех, кого считали «неблагородны­ми», рыцари презирали, вели себя с ними вы­сокомерно и жестоко.

    Впрочем, и в отношениях между «благород­ными» людьми правила рыцарской чести со­блюдались не всегда. В повседневной жизни, в семье, с вассалами и равными многие феодалы были грубы, жестоки и несдержанны, алчны и скупы, могли нанести бесчестье женщине.




    1. Понятие «Рыцарь» Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник» (от нем. «риттер») Рыцарь – мелкий феодал, вассал баронов или виконтов. Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение для несения службы в войске.


    2. Воспитание рыцаря. Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. В 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вез доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие. И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Во время большого праздника воин становился на колени перед самым знатным из гостей, и тот наносил удар ладонью по затылку или клинком меча плашмя по спине – единственный в жизни удар, который рыцарь мог получить, не отплатив за него. Потом рыцарь надевал шпоры и опоясывался мечом. Церемония завершалась показом ловкости рыцаря: вскочив на коня, он пытался на полном ходу пронзить мишень копьем






    4. Снаряжение рыцаря. меч; копье; боевой топор; палица – тяжелая дубина с металлическим утолщенным концом; щит; кольчуга – рубаха, сплетенная из железных колец, доходившая до колен; латы – доспехи из стальных пластин; шлем; забрало – металлическая пластина с прорезями для глаз.



    6. Кодекс рыцарской чести. Рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба. «Позор и срам мне страшны – не кончина!» щедрость; верность королю и сеньору; смелость; удаль; презрение к смерти; благородство; храбрость; великодушие. Рыцарь должен искать подвиги; бороться с врагами; защищать слабых и обиженных, особенно вдов и сирот.

    Рыцарство

    Происхождение рыцарства и время его возникновения — вопросы темные, до сих пор вызывающие споры в специальной литературе. Одни уводят возникновение рыцарства к Гомеру и древней Элладе, другие начинают с «Германии» Тацита, третьи берут за исходный пункт раннее Средневековье, указывая на «Эдды» и «Беовульфа», а кое-кто помещает рыцарство целиком в развитый феодализм и выводит его из Крестовых походов. Не вдаваясь в бесполезную полемику, отметим, что рыцарство как военное сословие неизменно тесно связано со службой на коне; недаром в большинстве западно-европейских языков сам термин «рыцарь» является синонимом слова «всадник», «кавалерист» (нем. Ritter, фр. chevalier, итал. cavaliere, ucn. caballero). Конная же служба впервые установилась на средневековом Западе при Каролингах, точнее при Карле Мартелле (начало VIII века), и именно за нее он стал раздавать земельные пожалования. Эти пожалования назывались «военными бенефициями» и позднее превратились в наследственные владения — лены или феоды, а их держатели, соответственно, — в феодалов (рыцарей). Так сложилось феодальное (рыцарское) сословие, ставшее господствующим классом общества.

    Воспитание рыцарей. Пажи и оруженосцы

    Чем более рыцарство приобретало славы, значения и блеска, тем сложнее делался прием молодых кандидатов, жаждавших вступить в это благородное звание. Только родовой по отцу и матери дворянин, достигший 21 года, мог попасть в рыцари. Но одного дворянского происхождения было далеко недостаточно; необходимость требовала строгим и суровым воспитанием с самых юных лет приготовиться к перенесению воинских трудов, необходимо было основательное изучение всех рыцарских обязанностей. Долгими испытаниями на низших степенях поступавшему следовало доказать, что его мужество и доблесть в состоянии поддержать честь и славу сословия, в которое он желал поступить. Воспитание лица, предназначенного в рыцарское звание, начиналось с детства; игры и занятия ребенка должны были развивать в нем воинственный дух.

    Пажи.С семи лет ребенок переходил из женских рук в мужские, и за начальными уроками под родительским кровом дворянство, по заведенному обычаю, отсылало своих детей к главнейшим рыцарям, с которыми считалось в дружбе или родстве. Их советы и пример составляли истинное и окончательное воспитание, называвшееся доброй снедью (bonne nourriture). Особою честью для себя считал рыцарь, когда отец поручал ему довершить образование сына.

    Обычай отдавать молодых людей в учение другому рыцарю был основан на справедливом опасении, что родительская нежность не решится подвергать своего сына тяжким испытаниям, которые были необходимы для рыцарской службы.

    Расставаясь с сыном, иногда на долгие годы, отец благословлял его и высказывал при этом свои последние наставления. Юноша уезжал верхом на парадной лошади, в сопровождении старого служителя. По прибытии в замок своего патрона, он получал звание пажа или валета. Жизнь пажа скучной не была: пажи сопровождали патрона и его супругу на охоте, в путешествиях, в гостях, на прогулках, были на посылках и даже служили за столом. Почтительно, с поникшим взором, молодой паж, повинуясь, учился повелевать и, всегда храня глубокое молчание, отвечать на вопросы умно. Помогая камергеру, он обязан был устилать комнату своего патрона зимой соломой, а летом тростником, содержать в порядке его кольчуги и конское вооружение, приготовлять омовения странствующим рыцарям.

    Предметом первых уроков пажа была религия, уставы которой он не только должен был соблюдать, как и всякий христианин, но и охранять их ценой жизни и смерти. Преподавателем этого важного предмета юным пажам обыкновенно была одна из самых благородных, набожных и добродетельных дам замка. Уроки религии внушали им к священным предметам неизгладимое уважение; в то же время кротость, любезность и достоинства преподавательниц порождали в

    сердцах слушателей внимание и почтительность к прекрасному полу, что составляло отличительную черту рыцарства. Пример дам и рыцарей, которым пажи служили, постоянно поддерживал в них скромность и благонравие. Но более всего старались развить в пажах почтение к величественному характеру рыцарства и благоговение к тем доблестям, которые возводят в это звание. Самые игры и удовольствия способствовали такому преднамеренному образованию: они заранее приучались к разнородным турнирам и вообще к рыцарским обязанностям. Так, например, они смиряли непокорных коней, бегали в тяжелых латах, перескакивали ограды, бросали дротики и приучались владеть копьем и биться с деревянным рыцарем. Вслед за воинственными играми шли разговоры о войне, об охоте, об искусстве вынашивать птиц и дрессировать собак. Иногда учили молодого пажа играть в шахматы или петь под аккомпанемент лиры песню любви или военной славы. Так проходили жизнь и воспитание пажей.

    Оруженосцы.Чтобы показать молодежи назначение меча, - при переходе пажа в оруженосцы, когда меч впервые влагался ему в руки, - совершали религиозный обряд. Отец и мать, или воспреемники, держа восковые свечи, подводили к алтарю вышедшего из пажей. Священнослужитель брал с престола меч и пояс и, благословив их несколько раз, препоясывал молодого дворянина.

    Оруженосцы разделялись на классы сообразно налагаемым на них обязанностям, как то: на оруженосцев, находившихся при особе рыцаря или его супруги (первая из должностей была выше), на комнатных оруженосцев или камергеров, на конюших или шталмейстеров, в обязанность которых была забота о конях; на кравчих или форшнейдеров, которые накрывали на стол, подавали кушанья, разрезали еду и т.д.; на мундшенков, мундкохов и т. п. Почетнейшая из должностей была должность оруженосца, состоявшего при особе рыцаря.

    В звании оруженосцев, которого обыкновенно достигали в 14 лет, молодые воспитанники ближе допускались к своим сеньорам и свободнее участвовали в их беседах, поэтому лучше могли изучать образцы, по которым должны были воспитываться. Они с большим вниманием наблюдали за ними, стараясь заслужить и привязанность и угождая благородным иностранцам и придворным своего патрона; они стремились приобрести грацию движений, приветливость, вежливость, скромность, благоразумие, сдержанность в разговорах и развязность, когда она была нужна.

    Оруженосцы же содержали оружие своих господ в порядке и чистоте, на случай надобности. И все эти различные домашние обязанности перемешивались с военной службой. Оруженосец обязан был в полночь обойти все комнаты и дворы замка.

    Оруженосцы также облачали рыцаря в доспехи, когда это было нужно, заодно, вооружая рыцаря, сами учились этому искусству. Если рыцарь выезжал, оруженосцы спешили к нему с услугами: поддерживали стремя, подавали наручи, перчатки, шлем, щит, копье и меч; латы рыцарь должен был носить постоянно..

    Оруженосцы принимали от рыцаря шлем, копье, меч и проч., когда он снимал их при входе в церковь или при въезде в замок. В боях оруженосцы становились позади своих рыцарей и были как бы зрителями боя.

    Если проходил турнир или даже бой, каждый оруженосец внимательно следил за действиями своего рыцаря; подавая новое оружие, отражая наносимые удары, поднимая его, подводя свежего коня, он помогал своему рыцарю ловко и усердно. Оруженосцам же вверяли рыцари пленных, взятых в пылу сражения. Тут молодой воин привыкал защищаться и побеждать и узнавал, способен ли он переносить столько трудов и опасностей.

    Домогавшийся рыцарского звания соединял в себе необходимую для этой трудной службы силу с ловкостью и другими свойствами отличного кавалера. Поэтому не удивительно, что и звание оруженосца было в большом почете. По прошествии некоторого времени, проведенного молодыми людьми в исполнении обязанностей оруженосца в замке патрона, они начинали посещать дворы своих государей, затем в военное время находились при войске, а в мирное время странствовали и отправляли должности послов в отдаленных краях. Таким образом они приобретали навык владеть оружием, участвовали в турнирах и знакомились с иноземными обычаями. Эти три рода занятий назывались les trois metiers des armes, а исполнявший их porsuivants d\\"armes. Так проходила жизнь оруженосца. Подавая на стол, следя за вооружением рыцаря, помогая рыцарю облачаться в доспехи, участвуя в странствиях и походах рыцаря оруженосец шел к своей главной мечте - Посвящению в рыцари.

    Посвящение в рыцари

    Посвящение в рыцари было для юного оруженосца таким грандиозным, торжественным, великим событием, которое меняло всю его жизнь: простой оруженосец превращался в члена знатного и величественного, доблестного и отважного, честного и достойного сословия рыцарей. Посвящение запоминалось оруженосцу на всю жизнь. Вот как оно происходило.

    Оруженосец, домогавшийся рыцарского звания, просил навести о себе справки, когда государь или грансеньор, к которому обращались с просьбой, уверясь в храбрости, прямодушии и в других доблестях молодого poursuivant d\\"armes, назначал день посвящения. Для этого избирались обыкновенно кануны каких либо торжеств, например, объявление мира или перемирия, коронование королей, рождение, крещение или браки принцев, большие церковные праздники и, преимущественно, канун Пятидесятницы.

    Молитвой, строгим постом и чистосердечным раскаянием в грехах новик (la novice) несколько дней готовился к посвящению. После исповеди и благоговейного приобщения Св. Тайн, его облекали в белую, как снег, льняную одежду - символ непорочности, необходимой в рыцарском звании, отчего и произошло слово кандидат (candide от candidus - белый). В этом одеянии кандидат отправлялся в церковь на ночное бдение. Там, перед алтарем Богоматери или своего патрона, подле надгробных памятников с изваяниями принцев и великих воителей, преклонял он колена и, сложив руки крестом, с поникшим взором, проводил всю ночь в молитве и размышлениях, вспоминал усопших героев и молил Творца сподобить его такой же подвижнической жизнью и смертью.

    На рассвете приходили за ним старые рыцари, его воспреемники, т. е. избранные стоять с ним во время посвящения, и уводили его в баню, приготовленную, из уважения к рыцарству, великим камергером. По выходе из бани надевали ему на шею перевязь с мечом, укладывали его в постель и покрывали простым белым хитоном, а иногда и черным сукном, в знак того, что он прощался со сквернами мира и вступал в новую жизнь.

    В таком наряде воспреемники, в сопровождении родственников, друзей и всех окрестных рыцарей, приглашавшихся на величественную церемонию, вводили новопосвящаемого в церковь. Здесь священник, благословляя меч новика, читал по-латыни псалмы и поучения.

    По окончании этого обряда воспреемники уводили кандидата в комнаты, где надевали на него сперва что-то вроде темной фуфайки, потом газовую, тканую золотом рубашку, сверх этого легкого одеяния кольчугу и, наконец, мантию, испещренную красками и гербами рыцаря.

    В таком облаченье он являлся туда, где государь или какой-нибудь знаменитый рыцарь должен был облобызать его. Обыкновенно это лобзание давалось новопринятому кавалеру в церкви или в часовне; впрочем, иногда давалось оно в зале или на дворе дворца или замка, а иногда даже и в чистом поле. Шествие было церемониальное, под звуки барабанов, труб и рогов; кандидату предшествовали главнейшие рыцари, нося на бархатных подушках

    доспехи, которыми его вооружали по прибытии на место; только щит и копье ему еще не вручались: он получал их после освящения. Затем совершали литургию во имя Св. Духа. Посвящаемый выслушивал ее на коленях, помещаясь как можно ближе к алтарю, впереди того, кто давал ему лобзание. Лишь только кончалась обедня, - церковнослужители выносили налой с книгой рыцарских законов, чтение которых слушали внимательно.

    После этого чтения, посвящаемый становился на колени перед государем, который произносил следующие слова: "Во славу и во имя Бога Всемогущего, Отца, Сына и Духа Святого, жалую тебя рыцарем. Помни же, что долг твой - соблюдать все правила и добрые уставы рыцарства - этого истинного и светлого источника вежливости и общежития (la courtoisie). Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи вдовам и сирым; посещай обедню и подавай милостыню; чти женщин и не терпи злословия на них, потому что мужская честь, после Бога, нисходит от

    Кандидат отвечал: "Обещаю и клянусь, в присутствии Господа моего и государя моего, положением рук моих на Св. Евангелие, тщательно блюсти законы и наше славное рыцарство".

    Тогда государь вынимал свой меч, ударял им по плечу новоизбранного, лобызал его, потом знаком повелевал воспреемнику надеть новому рыцарю золотые шпоры - символ возлагаемого достоинства, помазать его елеем и объяснить воспреемникам ему таинственный смысл каждой части его вооружения.

    После того, как все части рыцарского вооружения надевались

    воспреемниками на новопосвященного рыцаря, все церемониально выходили из церкви, причем вновь принятый рыцарь шел сбоку давшего ему лобзание. Тогда один из старых рыцарей подводил красивого коня, покрытого богатой попоной, на четырех концах которой был вышит или нарисован родовой герб молодого рыцаря; наглавник на коне был украшен нашлемником, подобным нашлемнику на каске рыцаря.

    Когда под окнами дворца герольды начинали играть в трубы, новый рыцарь, несмотря на тяжесть доспехов, часто не влагая ноги в стремя, мгновенно вскакивал на своего коня и гарцевал, потрясая копьем и сверкая мечом.

    Немного спустя, в том же наряде показывался он на площади. Там приветствовали его восклицания народа, который веселыми криками выражал свой восторг от приобретения нового защитника.

    Таков был обряд посвящения в рыцари при дворах королей, принцев и грансеньоров в мирное время. Но во время войн рыцарское звание жаловалось среди лагеря, на поле битвы, пред победой или после, в проломе взятого приступом города.

    Книга рыцарских законов

    Чтобы лучше понять аспекты морального устоя рыцарства, тот образ жизни, который они должны были вести, те идеалы, то совершенство, к которому они должны были стремиться, следует упомянуть о книге рыцарских законов, которые рыцари должны были строго исполнять и следовать им (но в реальной жизни они следовали им далеко не всегда). Читались эти законы церковнослужителем во время посвящения. Вот несколько статей из этой книги:

    2. Они обязаны служить своему законному государю и защищать его и свое отечество.

    3. Щит их да будет прибежищем слабого и угнетенного; мужество их да поддерживает везде и во всем правое дело того, кто к ним обратится.

    4. Да не обидят они никогда никого и да убоятся более всего оскорблять злословием дружбу, непорочность, отсутствующих, скорбящих и бедных.

    5. Жажда прибыли или благодарности, любовь к почестям, гордость и мщение да не руководят их поступками; но да будут они везде и во всем вдохновляемы честью и правдой.

    6. Да повинуются они начальникам и полководцам, над ними поставленным; да живут они братски с себе равными, и гордость и сила их да не возобладают ими в ущерб прав ближнего.

    7. Да не вступают они в неравный бой: несколько против одного, и да избегают они всякого обмана и лжи.

    8. На турнирах и на других увеселительных боях да не употребят никогда острия меча в дело.

    9. Честные блюстители данного слова, да не посрамят они никогда своего девственного и чистого доверия малейшею ложью; да сохранят они непоколебимо это доверие ко всем и особенно к своим сотоварищам, оберегая их честь и имущество в их отсутствие.

    10. Да не положат оружия, пока не кончат предпринятого по обету дела, каково бы оно ни было; да следуют они ему и денно, и нощно в течение года и одного дня.

    11. Если во время следования начатого подвига, кто-нибудь предупредит их, что они едут по пути, занятому разбойниками, или что необычайный зверь распространяет там ужас, или что дорога ведет в какое-нибудь губительное место, откуда путнику нет возврата, да не обращаются они вспять, но да продолжают путь свой даже и в таком случае, когда убедятся в неотвратимой опасности и неминуемой смерти, лишь была бы видна польза такого предприятия для их сограждан.

    12. Да не принимают они титулов и наград от чужеземных государей, ибо это оскорбление отечеству.

    13. Да сохраняют они под своим знаменем порядок и дисциплину между войсками, начальству их вверенными; да не допускают они разорения жатв и виноградников; да наказуется ими строго воин, который убьет курицу вдовы или собаку пастуха, который нанесет малейший вред кому бы то ни было на земле союзников.

    14. Да блюдут они честно свое слово и обещание, данное победителю; взятые в плен в честном бою, да выплачивают они верно условленный выкуп, или да возвращаются по обещанию, в означенные день и час, в тюрьму, иначе они будут объявлены бесчестными и вероломными.

    15. По возвращении ко двору государей, да отдадут они верный отчет о своих похождениях, даже и тогда, когда этот отчет не послужит им в пользу, королю и начальникам под опасением исключения из рыцарства".

    Следует также отметить, что эти законы не были пустыми словами, за их нарушение рыцарь строго карался. Так, например, за тяжкие проступки существовал целый обряд разжалования рыцаря: бывшего рыцаря выводили принародно на площадь, герольд спрашивал присутствующих: «Кто этот рыцарь?» Ему отвечали: «Это не рыцарь, а подлец, мерзавец, негодяй», затем с «рыцаря» снимали шлем, доспехи, щит и т.д., герольды приговаривали: «Этот щит, этот шлем, эти наручи и т.д. подлеца, мерзавца, негодяя». Раздев полностью «рыцаря», его обливали теплой водой, полукафтанье его разрывали, меч ломали и щит его раздробляли на 3 части. Затем виновного клали на носилки и несли в церковь, в церкви над ним пели поминальные молитвы.

    Если рыцарь провинился не сильно, то его наказывали соразмерно степени вины: например щит его подвешивали опрокинутым к столбу, стирали герб с него, рисовали символы бесчестия, писали вину и наконец ломали его, или, например, за менее тяжкие преступления ограничивались рисованием на гербе щита какого-нибудь позорного знака. Делалось все это принародно, это был наглядный урок как молодым пажам и оруженосцам, так и зрелым рыцарям.

    Жизнь рыцаря после посвящения в мирное время

    Странствующие рыцари.В мирное время после посвящения молодые рыцари как правило не оставались праздными: верные клятве вспомоществовать утесненным и уничтожать вредные обычаи, они странствовали по долам и горам, отыскивая приключения и везде справляясь, соблюдаются ли добрые обычаи. Таким образом, первые годы их рыцарского звания посвящены были путешествиям в дальние страны, к чужеземным дворам, чтоб сделаться совершенными рыцарями. У разных народов и у отличнейших рыцарей перенимали они разные способы переламывания копья. Чтобы испытать себя и поучиться, они домогались чести померяться с этими мастерами своего дела.

    Но полезнейшие для них уроки были на войне, где служили они добровольно, стараясь стать на сторону правого. Они изучали также церемониальные обычаи и этикеты каждого двора. Желание отличиться храбростью, талантами и знанием приличий побуждало их знакомиться с знаменитейшими принцами и принцессами, рыцарями и дамами; они старались узнать их историю и заучивали их лучшие деяния, чтоб по возвращении на родину передать все в поучительных, занимательных и приятных рассказах.

    Кроме беспрестанных случаев участвовать на турнирах и в войне, странствующим рыцарям приходилось иногда, в местах уединенных, наказывать злодеяния, обуздывать насилие и быть полезными; таким образом осуществляли они те чувства справедливости и великодушия, которые им были внушены. Часто несколько рыцарей, собравшихся при каком-нибудь дворе, при котором их пожаловали рыцарским званием или при котором они просто присутствовали на торжественных празднествах, соединялись и целым обществом задумывали странствия, называвшиеся поисками (quetes), или для отыскания какого-нибудь исчезнувшего рыцаря или дамы, попавшей в руки врагов, или для другого более высокого предприятия. Герои, переходя из страны в страну, проезжая леса, не имели при себе ничего, кроме необходимого для собственной защиты оружия; они кормились единственно охотой.

    Во время таких благодетельных странствий рыцарь отдыхал сладко в замках, где удерживал его радушный прием. На воротах и башенных шпилях подобных замков ставились золотые шлемы - условные знаки гостеприимства и пристанища, готового для странствующих рыцарей. Таков был обычай, и пока существовало рыцарство, все дворяне и благородные дамы выставляли шлемы на высоких местах своих замков, чтобы странствующий рыцарь мог войти в чужой замок также смело, как в собственный.. Год и один день - обыкновенный их срок для окончания предприятия. По данной ими клятве они обязаны были, возвратясь домой или в сборное место, откровенно рассказать о своих похождениях, промахах и бедствиях.

    Часто бывало так, что в своих странствиях рыцари не находили достаточно приключений, и поэтому по возвращении из странствий да и во время странствий они придумывали их сами: они обнародовали, что в назначенном месте и в известное время они будут биться с каждым при таких и таких-то условиях для поддержания достоинства своего народа, чести своего короля и славы оружия. Это предложение называлось предприятием (emprise), а его исполнение - военным подвигом, поединком (pas d\\"armes), потому что обыкновенно оно состояло в том, что защищали проход или на мосту, или дороге, или даже и на площади.

    Когда вызов, содержавший в себе условия битвы, был обнародован, рыцари-защитники начинали стекаться в назначенное место. Там, утвердив свое знамя, они развешивали щиты, украшенные их гербовыми знаками, и девизами на деревьях или на специально для этого поставленных столбах, и принуждали всех рыцарей, желавших проехать мимо, биться или ломать с ними копья. Если несколько рыцарей вступали в союз для защиты прохода, тогда развешивалось столько щитов, сколько было рыцарей; чтобы не возбуждать зависти, проезжавший рыцарь дотрагивался копьем до одного из щитов, и хозяин щита должен был драться.

    Обнародованный вызов скоро доходил в дальние края, а потому рыцари, желавшие сразиться с защитниками прохода, и дамы, жаждавшие подобных зрелищ, предлагавшихся обыкновенно в их честь, быстро съезжались со всех концов. В назначенный день поединки начинались с утра и захватывали часть дня. Бились или острым оружием, или тупыми копьями, согласно условиям вызова или дозволению, полученному от государей, на земле которых происходил поединок. Чаще всего побежденный обязан был дать победителю в залог победы или золотой перстень, или печать, или мех, или какой-нибудь драгоценный камень. Иногда условия поединка состояли в том, что побежденный обязан был идти в плен к государю победителя и там, признав себя побежденным, припасть к стопам государи и оставаться пленником столько времени, сколько захочется государю. В этих случаях короли пользовались обыкновенно своим правом, по возможности, великодушно; они ласкали, утешали и чествовали рыцарей, таким образом к ним присланных. Во время поединков ломание копья возобновлялось ежедневно; ежедневно за битвами следовали танцы, концерты, игры и пиры. Эти поединки в мирное время были повсеместны.

    По возвращении из странствий рыцарь возвращался в замок. Либо в замок патрона, либо в замок родителей, либо, если его родители были богаты, а сам он был знатным принцем, даже в собственный.

    Жизнь рыцаря в замке

    Жили рыцари в замках. Замок был главным оплотом рыцаря и его владений. Это был и дом и крепость и военный опорный пункт от посягательств врагов. Население замка — очень большое, так как дети вассалов воспитывались в доме сюзерена. Замки состояли обыкновенно из широких круглых или четырехугольных башен с зубчатыми платформами; иногда к башням приставлялись огромные камни, поддерживавшие бельведеры. Эти башни были особенным уделом дворянства, так что, желая выставить величие какого-нибудь дворянина, говорили: у него есть башня. Первые замки обносились только тыном, а посередине строили главную башню на возвышении. Иногда замок представлял собой укрепленный лагерь. Затем эти постройки усовершенствовались. Замки воздвигали на трудном природном месте. Сначала строили главную башню, обносили ее высокой стеной, по углам которой строили

    другие башни. Стена, ров и тын — главные элементы замка. Среди башен замка была одна главная - донжон, в ней жил владелец замка и его семья, донжон же еще и играл важное оборонительное значение - это была самая большая и прочная из башен. На первом этаже донжона как правило хранили припасы, на втором обычно размещался гарнизон, в зале, который находился этажом выше принимали пищу, а иногда и спали. Семья сеньора занимала самый верхний этаж.

    Из башен замка, одна, меньшая по объему, возвышалась значительно над другими; слуховые окна были у нее на всех четырех сторонах. Эта башня, называвшаяся сторожевой, служила местом наблюдений. Здесь на двух брусьях висели набатные колокола, в которые били тревогу, завидев неприятеля в окрестностях, чтобы предупредить жителей о его приближении. Двор замка разделялся надвое внутренней стеной. С одной стороны находились хозяйственные постройки, а во время осады там располагались лагерем вассалы. С другой стороны — донжон, где жил сеньор, который мог отгородиться и от врагов, и от собственных вассалов. В замке были погреба с провиантом, поэтому люди могли выдерживать длительную осаду. В замке помимо стен, оборонительных башен и донжона были также часовня, оружейная мастерская, кузница, конюшня, псарня, загоны для скота и кладовые с запасами съестного. Очень важным элементом замка был колодец. Именно он снабжал жителей замка водой во время осады.

    Как выглядел интерьер замка? В замке было несколько залов, расположенных один над другим. Залы разделялись бревенчатым полом, позднее начали делать каменные своды. Один из залов — главный. Здесь происходили пиршества, танцы, выступления жонглеров. Зал был высотой 7-12 м, площадью 50-150 кв. м. Внутренние комнаты — спальня, склад для оружия, специальные комнаты для рукоделия, кухня. В главной башне помещалась часовня. Башни замка выглядели мрачными, так как окон было мало. Из-за громадной толщины стен перед каждым из 2-3 окон зала были просторные амбразуры, на ступеньку или две выше пояса. Здесь пряли жены феодалов свои бесконечные пряжи, уныло напевая «песни прях» о несчастной любви Аэлиз или Идуан.

    Занятия рыцарей.Жизнь рыцаря в замке протекала довольно скучно, рыцарь как можно чаще стремился покинуть его, будь это приглашение на турнир, выезд на охоту, либо просто в поле. Основными занятиями рыцарей в мирное время были: воспитание пажей и оруженосцев, пиры, устраиваемые в честь какого-то события, охота, турниры, игра в шахматы и триктрак. Начало лета — сезон развлечений: посвящение в рыцари. Свадьбы и турниры происходили весной — в Пасху, Троицын день. Тогда прерывалось монотонное течение жизни в замке. Всякий визит воспринимался с радостью — паломника, жонглера,менестреля, рассказывающего о подвигах короля Артура.

    Рыцари любили закатывать пиры. Делалось это либо в честь какого-нибудь праздника, либо когда замок посещал какой-нибудь гость: будь это странствующий рыцарь, паломник, жонглер, менестрель. Что было на столе? На столе феодала было мало хлеба, но много мяса. В основном ели дичь, пойманную на охоте — это лоси, кабаны, кролики, фазаны. Затем подавали птицу — куры, куропатки, лебеди, журавли, цапли. Заканчивали пир свининой. Конины не ели, так как конь — животное для езды. Не ели и говядину, так как бык — тягловое животное. Ели рыбу, причем сырую — речную. Употребляли много травы — овощи, салат. Закусывали сыром и пирожными. На десерт ели мучные лепешки, сладкие пирожки, фрукты. С XII в. из Святой Земли получали абрикосы, дыни, финики, фиги и апельсины. Пили сидр и пиво.

    Любимое занятие рыцарей — охота. Уже юные рыцари привлекались к участию в охоте. Она устраивалась во всякое время года. У многих аристократов охота была безумной страстью. Французский монарх Филипп II Август любил охотиться все дни напролет во Франции и за ее пределами, охотился даже во время крестовых походов в Святой Земле. Но охота была не только страстью, но и необходимостью. Ведь дичь к столу поставлялась за счет охоты, которая была регламентирована. Преследование крупной дичи в лесах, кроликов и зайцев в заповедниках — исключительная привилегия феодалов. Крестьяне могли лишь расставлять сети на опушке леса. Но цель охоты не только поиски мяса. Иногда речь шла о том, чтобы уничтожить свирепых диких животных (волков, медведей), угрожающих птичникам, или даже самим крестьянам.

    Огромной была роль соколиной охоты, введенной в Западной Европе в XI в. Это трудное дело, которому рыцарь посвящал долгие часы. Нужно было уметь поймать птицу, вскормить ее, научить слушаться жестам и свисткам, узнавать добычу. В средние века было написано много трактатов о соколиной охоте. Эти трактаты происходят главным образом из Сицилии. В них обучают, как нужно приручить молодого сокола. Сокол — любимое развлечение рыцаря. Это очень благородная птица. Купить сокола дорого, подарить сокола — большая роскошь. Смерть сокола — большая потеря для хозяина.

    Другое развлечение феодала — игра в шахматы. В героических деяниях о них много упоминаний. В средние века любили играть в шахматы даже дамы. Мать Ричарда Львиное Сердце Элеонора Аквитанская с легкостью обыгрывала в шахматы принцев крови Франции и Англии. Шахматы были огромных размеров, делались из дерева или металла. Вначале они были монохромными, чаще всего белыми. Свой современный вид шахматы приобрели лишь во времена Филиппа II Августа (1180 — 1223 г.г.). В шахматы часто разыгрывали судьбу армии,пленника. Это был любимый спорт средневековых рыцарей.

    Настоящим праздником для рыцарей были турниры. Многие рыцарские романы повествуют о турнирах. Для рыцаря турнир — предлог покинуть свой замок, сменить однообразное течение жизни. Несмотря на запреты церкви, мода натурниры была велика. «Божьи миры» ограничивали турнирную деятельность. В XI-XIII веках церковь особенно резко выступала против турниров. Во время турниров часто возникали злые ссоры, а рыцари, участвуя в турнирах, отвлекались от главного своего дела — борьбы против неверных в Святой Земле. Турниры устраивались для возбуждения у рыцарей воинственного духа и уважения к даме. Заслуга изобретения турниров приписывается французскому рыцарю XII в. Годфруа де Прельи. Турниры происходили у одинокой крепости, на границе двух фьефов или княжеств. Сеньор, обеспечивавший организациютурнира, назначался заранее. Специальные глашатаи - герольды - выкрикивали день и место турнира. Готовились трибуны, палатки, конюшни. В город приезжало множество знати, устраивались балы. Место боя окружала высокая стена, внутрь которой допускалась лишь избранная публика. Там была арена, отделенная перилами от зрителей. Для дам, судей и старейших рыцарей устраивались ложи на деревянных подмостках. Герольды во время турнира выкликали имена выступавших, слагали панегирики, в которых прославляли подвиги рыцаря и его предков, обращались к дамам с просьбой остановить сражение в случае необходимости. Турнир состоял из трех частей: вначале конные ристания, цель которых — выбить противника из седла, затем — битва мечами, затем метание копий и стрел. Победителем считался тот, кто, сломив три копья, наносил противнику опасный удар. Затем следовала осада деревянных замков. Необходимо было соблюдать правила турнира: нельзя сражаться вне очереди, бить врага иначе, чем в лицо и грудь, продолжать бой после того, как противник открыл забрало. Приговор произносили коронованные особы — старейшины и особо избранные судьи. Нередко вопрос о том, кто достоин высшей награды, поручался дамам. Для вручения награды тоже выбирали даму. Очень часто победителю вручали вознаграждение в виде... щуки. Эта рыба считалась талисманом. После вручения награды победителя вели во дворец, где дамы его разоружали и устраивали пир. Имена победителей заносили в особые списки, менестрели сочиняли о них песни. Победитель турнира отбирал у противника лошадь и оружие, брал его в плен или требовал выкуп.

    В идее турниров содержалось высокое этическое начало. Лишь рыцари с незапятнанной репутацией могли участвовать в турнире. Рыцарь на турнире выступал со значком, полученным из рук своей дамы, если значок падал или доставался противнику, то дама бросала новый. Последний удар наносился в честь Дамы.

    Турниры были настоящим праздником феодальной аристократии, они привлекали много зрителей и участников. На протяжении XI — XIII веков турниры переживали эпоху своего расцвета.

    Такой образ жизни вели средневековые рыцари, такими были их занятия и развлечения в мирное время.

    Рыцарь на войне

    Воевали рыцари очень храбро, очень мужественно, очень отважно, рвались в бой сломя голову, бились всегда до последнего, предпочитали умереть на поле боя, но не отступить перед врагом. Страшнейшим обвинением для рыцаря было обвинение в недостатке храбрости, поэтому можно себе представить с каким рвением и нетерпением они яростно бросались в бой, бились бесстрашно, иногда, порой, показывая просто чудеса храбрости: Ричард Львиное Сердце, кстати прозванный так за свою храбрость, в одном из боев «так порывисто один устремляется за сарацинами, что никто не успевает за ним. И король исчезает из виду. Крестоносцы считали своего короля уже погибшим, когда он возвратился к ним. Конь был в крови и пыли, а сам Ричард пронизан стрелами. Очевидец сказал, что король походил на подушечку, со всех сторон утыканную иголками.»

    Отступить для рыцаря означало уронить честь, поэтому они почти никогда в бою не отступали, а если и отступали, то для этого были очень серьезные причины. Так, Ричард Львиное Сердце в битве при Арсуфе (третий крестовый поход) отразив 2 атаки сарацин, и не отступив, в третий раз бросился в бой в сопровождении всего 15 рыцарей. В бою рыцари старались вести себя достойно, как предписывала им рыцарская мораль, но так получалось не всегда особенно в пылу битвы. Так, рыцари и нападали сзади, и убивали безоружного противника, и добивали раненного.

    Рыцарская честь понималась весьма своеобразно. Устав тамплиеров, например, разрешал рыцарю нападать на противника спереди и сзади, справа и слева, везде где можно нанести ему урон. Но если противнику удавалось заставить отступить хоть нескольких рыцарей, их соратники, заметив это, как правило, ударялись в паническое бегство, которое не в силах был остановить ни один полководец. Сколько королей лишились победы только потому, что преждевременно теряли голову от страха!

    В сражениях помимо рыцарей участвовала также и пехота - каждый рыцарь приводил с собой слуг, вооруженных копьями и топорами, да и крупные владетели нанимали большие отряды лучников и арбалетчиков. Но до XIV в. исход сражения всегда определяли немногие господа-рыцари, многочисленные же слуги-пехотинцы были для господ хоть и необходимым, но лишь подспорьем. Рыцари их в расчет вообще не принимали. Да и что могла сделать толпа необученных крестьян против закованного в доспехи профессионального бойца на могучем коне? Рыцари презирали собственную же пехоту. Горя нетерпением сразиться с достойным противником, то есть рыцарем же, они топтали конями мешающих им своих же пеших воинов. С таким же равнодушием рыцари относились и к всадникам без доспехов, лишь с мечами и легкими копьями. В одной из битв, когда на группу рыцарей налетел отряд легких всадников, они даже не сдвинулись с места, а просто перекололи своими длинными копьями лошадей противника и только тогда поскакали на достойного врага: рыцарей. Вот тут-то и происходил настоящий бой: два закованных в железо всадника закрытых щитами, выставив вперед длинные копья, сшибались с налета, и от страшного таранного удара, усиленного тяжестью доспехов и весом лошади в сочетании со скоростью движения, враг с треснувшим щитом и распоротой кольчугой или просто оглушенный вылетал из седла. Если же доспехи выдерживали, а копья ломались, начиналась рубка на мечах. Это было отнюдь не изящное фехтование: удары были редкими но страшными. Об их силе говорят останки воинов, погибших в сражениях средневековья, - разрубленные черепа, перерубленные берцовые кости. Вот ради такого боя и жили рыцари. В такой бой они кидались очертя голову, забыв об осторожности, об элементарном строе, нарушая приказы командующих. При малейшем признаке победы рыцарь кидался грабить лагерь врага, забывая обо всем, - и ради этого тоже жили рыцари. Недаром некоторые короли, запрещая бойцам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы из-за грабежа строили перед боем виселицы для несдержанных вассалов. Бой мог быть довольно долгим. Ведь он распадался обычно на нескончаемое количество поединков, когда противники гонялись друг за другом.

    Таково было храброе, отважное, яростное, настойчивое, упорное и безудержное поведение рыцаря в бою.

    Вoвторой половине XV в. начался закат рыцарской идеологии и рыцарства. Тогда же стали активно применять порох. Сначала он применялся лишь для того, чтобы взрывать стены крепостей. В результате могучие рыцарские замки перестали быть неуязвимыми. Затем применение пороха привело и к изменению методов войны и к снижению роли конницы. Рыцарство перестает играть важнуюроль в жизни общества. Тогда же приходит в упадок и рыцарская идеология.

    Однако в течение многих столетий рыцарство было важным жизненным идеалом средневекового общества, а рыцарский образ жизни и стиль поведения был важнейшим моральным эталоном средневековой аристократии. Рыцарство, как и прочие сословия, было необходимым элементом средневекового общества, обеспечивая стабильность социальной структуры, в которой «воюющие» были так же важны, как и «молящиеся» или «работающие».

    Рыцари | Досуг

    Турниры

    Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феодальной. знати и простонародья.
    Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое "ристалище". Ристалище имело четырехугольную форму, было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что 4 поколения его предков были, свободными людьми.
    Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, т.наз. "жюте". Такой поединок назывался "тиост" - поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по "нациям" или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп.
    С XIII в. турнир нередко сопровождался тяжелыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнир имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила свое значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.

    Охота и пиры

    Развлечения рыцарей были тесно связаны с их военизированным образом жизни. Одним из любимейших способов отдыха была охота, где рыцари могли проявить свою удаль и отвагу. Чаще всего в Западной Европе охотились на кабана или оленя. Также очень популярна была соколиная охота на птиц. Обычно для проведения охоты каждый феодал имел свои заповедные леса. Особенно огромны и богаты дичью были,конечно,королевские заповедники. Умение охотиться было одним из качеств настоящего рыцаря. Поэтому большинство феодалов и королей были страстными охотниками. Охота обычно тщательно подготавливалась егерями,а в загоне проинимали участие вассалы и гости феодала. Право забить дичь обычно предоставлялось наиболее знатному сеньору.

    Добытая на охоте дичь украшала пиршественный стол феодала. Пиры также были важным атрибутом жизни рыцарей.На пирах между феодалом и его дружинниками устанавливались особо теплые, дружественные отношения. Кроме того, пиры часто служили платой феодала за службу своим вассалам. Нередко именно на пирах феодалы дарили своим верным слугам деньги и драгоценнрости в знак своего расположения к ним. Рыцарские пиры были местом выступления многочисленных средневековых артистов, здесь же часто давались обещания совершить какой-либо подвиг, выступит в крестовый поход или вечно служить своей возлюбленной.