Комплекс упражнений лфк при лечении бронхиальной астмы. ЛФК при бронхиальной астме: комплекс упражнений. Какие задачи и противопоказания выставляет ЛФК? Эффекты лечебной гимнастики

Статью подготовила

Казаринова Виктория Владимировна

Специалист МАУ «ЦППМиСП»

Инструктор ФК

"Лечебная физкультура при бронхиальной астме"

Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.

Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Основными задачами лечебной физической культуры являются:

· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;

· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;

· активизация трофических процессов в тканях;

· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;

· обучение удлиненному выдоху.

Противопоказания

Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:

1. Противопоказаны любые перегрузки.

2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.

3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.

4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.

5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.

Особенности методики ЛФК

Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).

Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.

В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Методика массажа при бронхиальной астме

Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.

Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.

Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.

Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.

Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.

Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.

Примерный комплекс упражнений

Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.

Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.

Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений - 15–20 минут. В конце - поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.

1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться - вдох; вернуться в исходное положение - выдох (4-6 раз).

2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).

3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу - выдох; вернуться в исходное положение - вдох. То же с наклоном в другую стороны.

4. Сидя на стуле. Руки в стороны - вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, - выдох (4-8 раз).

5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться - вдох; вернуться в исходное положение - удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).

6. Ходьба обычная - 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе - 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).

7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, - вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой - удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).

8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) - вдох; вернуться в исходное положение - выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх - вдох; вернуться в исходное положение - выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).

Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников - адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.

Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным - брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.

Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2-3 секунды.

Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100-110 ударов, а дыхания - 20-24 в минуту.

В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.

Дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.

Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот - диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.

С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий - 5 секунд, дальше - до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.

Так называемая парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой была разработана и сформирована автором в методику несколько десятков лет назад. За это время её результаты удивили многих. Александра Николаевна Стрельникова целью гимнастики видела не только лечение пациентов, но и укрепление здоровья в целом, а также возвращение голоса, если он потерян, его развитие и постановку.

На изображении Стрельникова А.Н .

Охват заболеваний, при которых помогает дыхательная гимнастика, достаточно широк. В 1980 году к методике А.Н. Стрельниковой не раз возвращался модный в то время журнал «Физкультура и спорт», а настоящую известность гимнастика приобрела после двух статей в газете «Труд» в 1981 году. Ниже речь пойдет об основных задачах, принципах работы и упражнениях, которым учила своих пациентов А.Н. Стрельникова и которые нужно регулярно выполнять любому больному, страдающему болезнями дыхательного тракта, для скорейшего его выздоровления.

Практика показывает, что результатов можно достичь достаточно быстро, если гимнастические упражнения для дыхания выполняются пациентом дважды в сутки.
Дыхательная гимнастика оказывает на человеческий организм многонаправленное влияние. Она позитивно действует на процессы метаболизма (обмена веществ), на кровообращение (в том числе в ткани легких), способствует восстановлению нервной регуляции, если по каким-то причинам возникли её нарушения, улучшает дренажную функцию дыхательного тракта (способность бронхов выделять мокроту и вместе с ней вещества, которые не должны попадать в глубокие отделы дыхательного аппарата). Также происходит восстановление носового дыхания, ускоряется восстановление при таких патологических процессах, как абсцессы, пневмония, застойные явления в легких. Кроме того, дыхательная физкультура позволяет укрепить сердечно-легочный аппарат в целом и повысить способности организма к сопротивлению внешним воздействиям, включая повышение психологического тонуса больных.

Все эти, бесспорно, положительные влияния обуславливаются собственно физиологическими особенностями человека. Дело в том, что в основе дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой лежит резкость и, вместе с тем, глубина вдоха, которые обеспечивают большее в три-четыре раза поступление кислорода в нижние отделы легких и ускорение с усилением газообмена в них.

Кроме того, стрельниковские упражнения задействуют всё тело: голову, конечности (ноги и руки), брюшной пресс, а также тазовый пояс, в связи с чем потребность всего организма в кислороде возрастает синхронно с увеличением его поступления в организм больного, и тканевое дыхание соответственно усиливается. Дыхательная физкультура предполагает, что все движения тела соответствуют конкретным фазам дыхания: вдох, например, производится во время движений, уменьшающих грудную клетку. Параллельно укрепляются мышцы, которые принимают участие в грудных дыхательных движениях. Также достигается тренировка диафрагмы – основной мышцы для дыхания.

Влияние же на воспалительные очаги происходит за счет усиления их вентиляции (ускорение движения воздуха и газообмена в них). Может облегчаться течение даже слипчивых (спаечных) процессов в легких.

В некоторых случаях дыхательная физкультура способна исправить дефекты скелета и связочного аппарата: движения тела при выполнении какого-либо упражнения достаточно активны для этого.

Вводный урок и базовые упражнения

Независимо от того, каким заболеванием дыхательного аппарата страдает человек, чтобы извлечь максимальную пользу из упражнений А.Н. Стрельниковой, направленных на конкретную патологию, нужно сначала научиться основным принципам гимнастики и комплексу базовых упражнений.


Выполняя упражнения, важно учитывать несколько правил:

  1. Думать нужно только о вдохе носом. Он должен быть резким, коротким, шумным. Концентрировать внимание на выдохе не следует. Это сбивает.
  2. Выдох осуществляется самопроизвольно, через рот, пассивно. Удерживать выдох или намеренно стараться усилить его неправильно. Он должен быть бесшумным и легким.
  3. Вдох производится вместе с телодвижениями.
  4. Все вдохи производятся в ритме строевого шага.
  5. Счет на 8. Считать при этом нужно молча, мысленно, а не вслух.
  6. Гимнастикой для дыхания можно заниматься как стоя, так и сидя или даже лежа: это зависит от физического состояния больного на момент занятий.

Начальное упражнение, которому учится пациент, условно именуется «Ладошки»

Выполняется оно так: человек стоит, расставив ноги на ширину плеч, руки слегка согнуты в локтях, обращены ладонями вперед. Производится 4 быстрых, шумных и коротких вдоха носом. Вместе с каждым вдохом ладони сжимаются в кулаки, а вместе с каждым пассивным выдохом расправляются снова. После этого пауза в течение 4 секунд. Дальше нужно повторять этот цикл, пока не будет произведено 96 вдохов (эти вдохи даже получили название «стрельниковская сотня»). Нужно тщательно следить, чтобы плечи не двигались на вдохе.

Второе упражнение называется «Погончики»

Выполняется так: больной становится прямо, расставляя ноги по ширине плеч, и прижимает руки (сжатые в кулаки) к телу на уровне пояса. С каждым новым вдохом производится толчкообразное движение рук вниз.Вместе с выдохом руки возвращаются на пояс. Производится цикл из 8 дыхательных движений. Затем 4 секунды отдыха, и снова повторить цикл. Всего 12 раз (в общей сумме снова выйдет 96 вдохов).

Третье задание именуется «Насос»

Пациент становится, расставляя ноги по ширине плеч, после чего производится поклон без касания руками земли, сочетающийся с шумным и коротким вдохом (носом, во второй половине движения). Конец вдоха должен совпадать с остановкой движения тела вперед. Затем необходимо немного приподнять тело, после чего снова слегка наклониться и сделать вдох (будто бы пациент накачивает шину, используя ручной насос). Повторять в количестве 12 раз, по 8 вдохов за один цикл (96 вдохов).

Вечером первого дня гимнастики, повторяя изученное, нужно постараться сделать «Ладошки», включая уже по 8 дыхательных движений в цикл (12 циклов соответственно).

Далее каждый день пациент должен присовокуплять к уже имеющимся упражнениям одно новое и выполнять весь (доступный ему на данный момент) комплекс упражнений дважды в день. Нужно стараться при этом в каждом упражнении делать 12 серий по 8 вдохов, сменяющихся 4-секундным отдыхом.

«Сверхбазовый» гимнастический комплекс

Ниже будут описаны основные упражнения, которые разрабатывались А.Н. Стрельниковой. Их больным также следует включать в занятия. Необходимо ежедневно изучать и вводить в собственную программу по одному новому упражнению (в порядке нижеследующего изложения, то есть по мере усложнения).

Упражнение «кошка»

Иными словами приседание с поворотом, выполняется так: больной встает, расставляя ноги по ширине плеч, ступни крепко соприкасаются с полом. Далее производится легкое приседание с разворотом корпуса вбок и резким коротким вдохом (вдыхать носом).

После чего движение повторяется, но уже в другую сторону. Противоположной повороту рукой во время движения тела производится «хватание» воздуха на уровне пояса. (12 раз по 8 вдохов – «стрельниковская сотня»)

Упражнение «Обними плечи»

Нужно выполнять так: больной «бросает» свои руки, обнимая себя ими за плечи, стараясь сделать это очень сильно.

Вместе с каждым новым объятием производится вдох. Положение рук не меняется по ходу выполнения. Противопоказанием к этому упражнению являются болезни сердца и беременность (начиная с шестого месяца). Делать 12 раз по 8 вдохов.

Задание «Большой маятник»

Являет совокупность «Насоса» и «Обними плечи».

Вдох производится вместе с наклоном вперед, а объятия вместе с выдохом и движением тела назад, будто бы откидывания его (вдох «с пола» — выдох «с потолка»). Нужно сделать 8 циклов дыхательных движений 12 раз. Если у пациента имеются проблемы с межпозвонковыми дисками или травма позвоночника, лучше воздержаться от этого сочетанного с физическим усилием дыхательного приема.

Упражнение «Повороты головы»

Нужно поворачивать голову в стороны попеременно, сочетая каждый новый поворот с дыхательным движением. Сделать также 12 раз по 8 циклов дыхательных движений.

Задание «Ушки»

Пациент стоит прямо, а его ноги стоят немного уже, чем по ширине плеч, голова наклоняется то вправо, то влево, будто бы в попытке дотронуться кончиком уха до соответствующего плеча (но суть не том, чтобы дотронуться, поэтому движение может быть и достаточно легким по амплитуде).

Вместе с каждым движением производится вдох. Выполняется 12 раз по 8 дыхательных циклов (96 вдохов в сумме).

«Малый маятник»

Это упражнение состоит в вертикальном движении головы (вверх-вниз).

С каждым новым движением при этом делается вдох. Выполняется 12 раз по 8 дыхательных циклов. Строгими противопоказаниями являются травмы головы, и эпилепсия. Вообще, важно, чтобы больной не совершал слишком резких движений. Они могут вести к тому, что дыхательная физкультура принесет больше вреда, чем пользы.

Упражнение «Шаги»

Наверное, является наиболее сложным. Чтобы его выполнить, необходимо встать на одну ногу, а вторую согнуть в колене на уровне пояса (или живота), одномоментно вытянув носок той же ноги.

Больной слегка приседает на другой ноге и делает вдох, после чего сменяет опорную ногу на вторую и повторяет движение вместе с вдохом. Выполняются «Шаги» 8 раз по 8 дыхательных циклов. Если пациент серьезно болен (болезни сердца, травмы и др.), от лишних испытаний лучше воздержаться.

Применение дыхательных упражнений при бронхиальной астме

Дыхательная гимнастика при бронхиальной астме признана достаточно эффективным способом действовать на организм больного. Наиболее важным это становится во время приступа болезни.

Если больной чувствует приближение приступа бронхиальной астмы, ему следует сесть, уперевшись руками в собственные колени, и попробовать провести самому себе занятие с упражнением «Насос» в этом положении. Слегка кланяясь, вдыхать, после чего немного отклонять туловище кзади, позволяя воздуху выходить через рот без дополнительных усилий. Делать по 2-4 дыхательных цикла, после чего отдыхать (не более 10 секунд). Чередовать гимнастику с отдыхом, пока не наступит явное облегчение. Обычно для этого требуется от 7 до 10 минут.
Если вышеописанный вдох с наклоном вперед не помог облегчить приступ, нужно сильнее наклониться, опустив голову вперед («смотреть в пол»), локтями опершись о колени, спину округлить. Двигаться при этом не нужно. Достаточно просто совершать резкие и короткие вдохи по 2 раза, после чего отдыхать несколько секунд. При этом необходимо следить, чтобы плечи не двигались.

Кроме того, приступ удушья может быть приостановлен с помощью упражнений «Повороты головы» и «Обними плечи», которые выполняются в положении сидя, в количестве 2-4 дыхательных цикла, чередующихся с отдыхом в течение 4 секунд. Длительность выполнения определяется временем, по истечении которого пациент чувствует облегчение.

Дыхательная гимнастика при астме также уменьшает симптомы заболевания в период между его обострениями.

Лечебная гимнастика при бронхиальной астме у детей

К сожалению, бронхиальная астма среди детей ныне широко распространена.

Для предупреждения приступов удушья у детей, им нередко рекомендуется ЛФК при бронхиальной астме (ЛФК – лечебная физкультура). Но физкультура сама по себе может вызывать у детей симптомы заболевания на фоне чрезмерного физического усилия при выполнении того или иного упражнения. Контролировать последнее для них достаточно сложно.

Более простым в обучении (и не менее эффективным, по сравнению с ЛФК) методом для детей является дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Кроме профилактики приступов заболевания и укрепления дыхательной системы в целом, дыхательные упражнения будут способствовать правильному развитию детей, укреплять их устойчивость, как физическую, так и психологическую.

Обучать детей дыхательной гимнастике проще, если выполнять все упражнения вместе с ними.

Любому пациенту крайне важно помнить о том, что, несмотря на все позитивные стороны и успешность результатов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, а также общедоступности любого её упражнения, он ВСЕГДА должен оставаться под наблюдением специалиста. Бывает так, что обойтись одной только дыхательной гимнастикой, не применяя лекарственных препаратов, просто НЕЛЬЗЯ.

Это может быть ОПАСНО для жизни больного. Поэтому фанатичного подхода к упражнениям А.Н. Стрельниковой допускать нельзя. Всё хорошо в меру .

Из форм ЛФК при бронхиальной астме используются: лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки по ровной местности, легкие спортивные игры, лыжные прогулки.

Курс ЛФК начинают на стационарном этапе лечения как можно раньше, в ряде случаев в отделении интенсивной терапии.

Задачи ЛФК: регулирующее воздействие на дыхательный центр; снижение МОД; снятие или уменьшение бронхоспазма; расслабление дыхательной мускулатуры; укрепление и развитие дыхательных мышц; профилактика эмфиземы легких; уравновешивание процессов торможения и возбуждения в ЦНС, регуляция эмоционального состояния; снятие патологической кортиковисцеральной доминанты; улучшение оксигенации и газообмена; стимуляция кровообращения; повышение толерантности к физическим нагрузкам.

Противопоказания для назначения ЛФК: легочно-сердечная недостаточность III степени; астматический статус; тахикардия более 120 уд/мин; одышка более 25--50 дых/мин; температура выше 38° С. Курс ЛФК при бронхиальной астме состоит из двух периодов --подготовительного и тренировочного.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Подготовительный период направлен на обучение методике управления дыханием, регуляцию продолжительности фаз вдоха и выдоха. Средства и формы ЛФК: дыхательные упражнения, упражнения, снижающие МОД; гимнастические упражнения; расслабления; «звуковая» гимнастика.

Методика произвольного снижения МОД по В. В. Гневушеву.

В начале обучения осваивают навык «полного» дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыхания сочетаются с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в с) обозначается термином «дыхательный интервал» (ДИ), например ДИ (2:4). Обучение этому режиму дыхания преследует цели: а) увеличение ДО в результате удлиненного вдоха; б) снижение МОД. При обучении методике произвольного снижения МОД необходимо соблюдать следующие условия: 1) вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности его небольшого продолжения; 2) выдох через нос полный произвольный или непроизвольный; 3) исключаются упражнения, вызывающие одышку или затрудненное дыхание. Тренировка строится по следующей схеме: ДИ (2:4) - Д И (3:4) -- ДИ (4:4) - ДИ (6:4) -ДИ (8:3) и т. д. В результате секундные ДО вдоха постепенно уменьшаются, а ДО выдоха повышаются. Каждый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно выполнять с движением рук, ног, туловища, при беге, ходьбе.

Звуковая гимнастика состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков. В начале звуковой гимнастики произносятся «закрытый стон» -- «ммм» и очистительный выдох «пфф». При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол. По силе воздушной струи согласные делятся на три группы -- наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы; средней интенсивностью обладают звуки б, г, д, в, з, наименьшей -- звуки м, к, л, р. Цель звуковой гимнастики-- выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и полное перемешивание вдыхаемого воздуха с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха -- более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности, например -- бух, бот, бак, бех, бих.

Вибрирующий рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен при наличии обструктивного синдрома.

При бронхиальной астме в процедуре ЛГ соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений 1:1; исходные положения сидя и стоя. В подготовительном периоде обязательно строгое распределение нагрузки по частям процедуры ЛГ. Количество дыхательных упражнений не должно превышать 40--50% общего времени процедуры. Используют методику аутогенной тренировки, сегментарный и баночный массаж, самомассаж. Подготовительный период продолжается не более 2 нед, продолжительность процедур в этот период колеблется от 10 до 30 мин, самостоятельные занятия 2--3 раза в день. Длительность тренировочного периода зависит от клинического течения болезни.

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПЕРИОД

Тренировочный период при бронхиальной астме начинается в стационаре и продолжается практически всю жизнь, так как специальные упражнения не обладают длительным действием. Если больной овладел в стационаре методикой дыхания, а на поликлиническом этапе не продолжает тренировку, через 3--4 недели вновь проявляются нарушения функции внешнего дыхания.

Задачи ЛФК: стабилизация механики дыхания; устранение бронхоспазма; развитие подвижности грудной клетки; тренировка дыхательных мышц; уменьшение или снятие патологических кортико-висцеральных рефлексов. Противопоказания к назначению ЛФК отсутствуют.

Средства и формы ЛФК. Задачи тренировочного периода решаются путем использования дыхательных упражнений статического и динамического характера, звуковой гимнастики, упражнений, снижающих МОД, гимнастических упражнений, нагрузок циклического характера аэробного типа, массажа и аутогенной тренировки. Формы ЛФК -- утренняя гигиеническая гимнастика, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур. Метод проведения занятий индивидуальный, малогрупповой, групповой. Продолжительность занятий в течение дня до 1,5 ч.

На поликлиническом этапе лечения необходимо продолжение перечисленных мероприятий (поддерживающая терапия). Кроме Л Г, рекомендуют дозированную ходьбу или бег «трусцой» до 5 км в день, со скоростью 120 шаг/мин при ЧСС 100--120 уд/мин.

Примерные комплексы упражнений для больных бронхиальной астмой

Комплекс 1. Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим)

И. п. сидя на стуле, руки на коленях.

  • 1. Диафрагмальное дыхание.
  • 2. На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.
  • 3. На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в и. п.
  • 4. На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону; на выдохе вернуться в и. п.
  • 5. Руками держаться за сидение стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить; на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.
  • 6. На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опускать вниз, произнося звук ш-ш-ш.
  • 7 На вдохе руки на коленях; на выдохе"произносить звук ж-ж-ж
  • 8. Руки перед грудью, пальцы в «замок» На вдохе руки поднять, на выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных упражнений инструктор регулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета плох 1, 2- выдох 3, 4, 5, 6; пауза -- 7, 8. В конце курса продолжительность выдоха должна увеличиться до 30, 40 с

Комплекс 2. Упражнения для больного бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период)

И. п. сидя на стуле

  • 1. Диафрагмальное дыхание.
  • 2. Руки на коленях. На вдохе колени развести; па выдохе вернуться в и. п.
  • 3. Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в и. п.
  • 4. На вдохе руки вверх; на выдохе опустить со звуком ха.
  • 5. Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.
  • 6. В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

И. п. с т о я

  • 7. На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.
  • 8. Руки вдоль туловища. На вдохе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться в и. п.
  • 9. Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук «уф».
  • 10. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.

Разминка

Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Руки по швам. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага. 96 вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох должен быть мгновенным.

Чтобы до конца понять эту гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой - левой, правой - левой, вдох - вдох, вдох - вдох. А не вдох - выдох, как в обычной гимнастике.

Сделайте 96 шагов - вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед - назад, вперед - назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом - вдох, но короткий и шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть - чуть приседайте на левой, поднимая левую - на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи были одновременны. Не мешайте и не помогайте выдохам выходить после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.

Движения головы

Повороты. Поворачивайте голову вправо - влево резко в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом. 96 вдохов.

Вдохи короткие и шумные. В первый день по 8 вдохов подряд. Можно и дважды по 96.

«Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое - к левому. Плечи не подвижны. Одновременно с каждым покачиванием - вдох.

«Малый маятник». Кивайте головой вперед - назад, вдох - вдох.

Каждое движение головы - повороты. «Ушки» и «малый маятник» проделайте не менее чем по 96 вдохов, по 8, 16 или 32 вдоха подряд. То есть столько, сколько сможете сделать легко. Можно выполнить и 192 вдоха - движения головой каждое.

Главные движения.

«Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью, если конечно вы не предрасположены к условно-рефлекторным или психосоматическим приступам бронхиальной астмы. Повторяйте ее движения, - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в какую сторону вы повернулись. И шумно нюхайте воздух справа, слева в темпе шагов.

Сделайте два раза по 96 вдохов. Можно и больше. Это движение иногда останавливает приступ астмы. В плохом состоянии его надо делать сидя. Оно легкое. Если имеется травма позвоночника, лучше посоветоваться с хирургом.

«Насос». Возьмите в руки палочку, как рукоятку насоса, и думайте, что накачиваете шину автомобиля. Вдох - в крайней точке наклона. Кончился наклон - кончился вдох. Не тяните его, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами часто ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Делайте это движение больше, чем остальные: 3, 4 и даже 5 раз по 96 за урок. Вдох мгновенный. Из всех движений - вдохов это - самое результативное. Оно останавливает приступы ни только астмы бронхиальной, но и сердечной. Во время приступа делайте это движение сидя, по 2, 4 вдоха подряд. Сядьте удобно на край стула, упритесь ногами в пол, руками в колени и накачивайте шины. Темп пульса. Не замедляйте темпа. Но отдыхайте чаще и дольше, чем делая это движение в нормальном состоянии. Во время приступа бронхиальной астмы не следует разгибаться. Можно заметить, что во время приступа астмы больные сидят согнувшись. Это не случайно! Это движение подсказано инстинктом самосохранения, а он не может обмануть. Поэтому поклоны в пояс так же благотворно влияют на снятие приступов астмы.

«Обними плечи». Поднимите руки на уровень плеч. Согните их в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросайте руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая - левую подмышку, то есть, чтобы руки шли параллельно друг другу. Темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторите короткие шумные вдохи. Сделайте два раза по 96 вдохов подряд столько, сколько сможете сделать легко. Руки не уводите далеко от тела. Они - рядом. Локти не разгибайте.

«Большой маятник». Это движение слитное, похожее на маятник: «насос» - «обними плечи», «насос» - «обними плечи». Темп шагов. Наклон вперед, руки тянутся к земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Вперед назад, вдох - вдох, тик - так, тик - так, как маятник. Делать это упражнение нужно два раза по 96, начиная первые 96 с «насоса», а вторые - с «обними плечи»

«Полу приседы». Выполняются в трех вариантах.

Ноги на ширине плеч;

Одна нога впереди, другая сзади. Вес тела на ноге, стоящей впереди, нога сзади чуть касается пола, как перед стартом;

Вес тела на ноге, стоящей сзади. Нога впереди чуть касается пола, как у балерины.

Во всех положениях повторяйте легкий, чуть заметный

присед, как бы пританцовывая на месте, и одновременно с каждым приседом повторяйте вдох - короткий, легкий. Делайте каждое движение - вдох по 96 раз, Если большой маятник делить трудно, то нужно в 2 - 3 раза больше выполнять приседов. Освоив движение можно добавить одновременные встречные движения рук. В двух первых приседах - на уровне пояса, а в третьем - на уровне плеч.

ЛФК при бронхиальной астме – это один из эффективных способов реабилитации и укрепления легочной деятельности, а также стимулирования жизненных функций пациента для улучшения его общего состояния.

Лечебная гимнастика полезна больным всех возрастных категорий и с любой формой астмы. Упражнения помогают улучшить вентиляцию и обращение крови в легких, газообмен, дренаж бронхов.

ЛФК при данном заболевании обеспечивает укрепление организма, восстановление нервно-эмоциональной устойчивости, снятие бронхоспазмов и нормализацию дыхания.

Лечебная физкультура при бронхиальной астме стремится улучшить:

  • работу мышц, принимающих участие в дыхании;
  • подвижность в районе грудной клетки;
  • физиологию дыхания;
  • дренаж бронхов на фоне интенсивного выделения слизи;
  • физическое состояние организма, выносливость;
  • качество жизни больного и его эмоциональное состояние.

Механизм работы ЛФК

Наклоны туловища вперед выполняются 5-6 раз

Умеренные нагрузки помогают нормализовать кровообращение, снабжение кислородом организма. Это очень важно, поскольку астма приводит к кислородному голоданию внутренних органов, особенно сердечно-сосудистой системы.

Комплекс упражнений нормализует висцерально-моторные рефлексы, что дает возможность снизить частоту дыхания, укрепляет дыхательные мышцы для контроля и предотвращения приступов. Звуковая гимнастика – это профилактика эмфиземы легких, улучшение обмена веществ, выброс адреналина.

Особый упор делается на укрепление мышц брюшной полости, развитие диафрагмального дыхания со специфическим удлиненным выдохом. Индивидуальный подбор упражнений позволяет учесть особенности течения заболевания, возраст и физическую форму пациента, а также степень тяжести болезни.

  • ИП — стоя. Наклоны туловища вперед, руки без напряжения свешиваются. Носовой вдох, выдох удлиненный (в два-три раза длиннее вдоха), через рот (УВ).
  • ИП – стоя, руки по швам. На вдохе подтягиваются кисти к подмышкам. При УВ руки тянутся сначала вверх, потом спускаются вниз без напряжения.
  • ИП – стоя, руки по швам. Глубокий вдох, затем на УВ подтягивается правое колено к груди с помощью рук. Возврат в ИП, и то же для другой ноги.
  • ИП – сидя, спина ровная, прислонена к спинке стула. Вдох, после которого на УВ делается боковой наклон, рука соскальзывает вниз. То же для другой стороны.

Каждое задание выполняется 5-6 повторов. Важно контролировать, чтобы выдох оставался удлиненным.

Упражнения в период обострения

Выполняя упражнения, ни в коем случае не переутомляйтесь

ЛФК во время обострения заболевания не должна содержать утомительных или содержащих долгую задержку дыхания заданий.

Количество укрепляющих упражнений и на дыхание должно быть равным.

  • ИП — полулежа на большой подушке под спиной. Медленный диафрагмальный носовой вдох, выдох ртом, втягивая диафрагму.
  • ИП – сидя, спина опирается на спинку стула. При вдохе руки сгибаются и поднимаются к плечам. На выдохе сводятся на груди.
  • ИП – сидя. При вдохе руки разводятся в стороны. На выдохе наклон вперед, руки опускаются к полу.

Все задания повторяются 5-6 раз, ни в коем случае не переутомляя больного.

При облегчении болезни постепенно добавляются упражнения для рук и ног. Необходимо контролировать состояние пациента, делать перерывы для отдыха.

Звуковая гимнастика

Разновидность дыхательной гимнастики, включающая в себя произнесение определенным образом гласных и согласных, показывает положительные результаты и не имеет противопоказаний. Суть гимнастики состоит в передаче вибрации голосовых связок бронхам и трахее, что приводит к расслаблению их мускулатуры.

  • Подготовительный этап. Вдох через нос, на выдохе (4-5 сек.) произносятся гласные – е, у, о, и.
  • Рабочий этап. Тем же образом произносятся согласные – с, з, р.
  • Заключительный этап. Согласные щ, ж, ш.
Звуковая гимнастика включает в себя произнесение определенным образом гласных и согласных

Первую неделю комплекс исполняется 1-2 раза в сутки до 5 минут. Затем продолжительность увеличивается вплоть до 30 минут (выдох до 30 сек.), однако более важной является регулярность, а не длительность занятий.

Эти упражнения при астме могут использоваться в качестве разминки перед основным комплексом, а также позволяют устранить спазм бронхов.

Стоит воздержаться от упражнений во время кашлевого приступа или одышки. Пациент не должен переутомляться.

Особенности дыхательной гимнастики у детей

В настоящее время разработано несколько детских комплексов, освоение которых не требует особой подготовки, однако назначать упражнения при бронхиальной астме должен специалист. Положительно зарекомендовала себя гимнастика Бутейко.

Ежедневный комплекс для детей не должен превышать 30 минут. Занятия необходимо проводить в максимально приближенной к игровой форме. Наиболее простыми считаются упражнения по задержке дыхания с последующим спокойным темпом и малой глубиной.

Аэробные упражнения

В период ремиссии, кроме дыхательных упражнений, следует проводить регулярные (3-4 раза в неделю) занятия на открытом пространстве. При этом следует соблюдать осторожность и избегать провоцирующих астму факторов (в том числе аллергенов).

Для увеличения нагрузки можно использовать небольшие отягощения, спортивные снаряды. Оптимальными считаются велосипед, бег трусцой, ходьба, водные виды спорта.

Если вдруг вы заболели бронхитом, и собираетесь ставить себе уколы, обязательно ознакомьтесь со статей .

Противопоказания к ЛФК

Основным фактором, препятствующим занятиям ЛФК, является астматический статус. Кроме того, при одышке свыше 25 вдохов в минуту или дыхательной недостаточности 3 стадии придется воздержаться от тренировок до нормализации состояния.

Однако при завершении периода обострения следует вновь начинать занятия с дыхательных упражнений, которые ускорят процесс выздоровления.

Резюме

Физическая культура является хорошим подспорьем при лечении различных болезней, укрепляя организм, развивая координацию. ЛФК при бронхиальной астме также играет очень большую роль в нормализации состояния пациента. Однако важно правильно подобрать персональный комплекс упражнений, изучать его под надзором специалиста.

Помимо медикаментозного лечения и физиотерапии, при заболеваниях дыхательной системы, которые сопровождаются бронхоспазмом, часто рекомендуют звуковую гимнастику. Ее применяют, чтобы ускорить выздоровление и избежать осложнений. В видах звуковых упражнений, а также особенностях их проведения, будем разбираться в данном материале.

Звуковая гимнастика представляет собой ряд упражнений, которые заключаются в произношении определенным образом конкретных звуков. Это вызывает в голосовых связках вибрирование, которое переходит постепенно в дыхательные органы и в грудную клетку.

Целью звуковой зарядки является:

  • Снятие спазмов бронхов.
  • Приобретение навыков правильного дыхания.
  • Улучшение отхождения мокроты.
  • Расслабление мускулатуры бронхов.
  • Нормализация микроциркуляции в области альвеол легких.
  • Стимуляция работы диафрагмы.
  • Улучшение настроения.
  • Нормализация вентиляции альвеол.
  • Восстановление дыхания, привычного для человека.

Часто совмещается дыхательная гимнастика и звуковая, в комплексе они будут более эффективны.

Показания и противопоказания

Звуковая гимнастика показана при заболеваниях органов дыхания, которые сопровождаются бронхоспастическим синдромом. Это опасное и тяжелое состояние резкого сужения просвета, в бронхи при этом поступает очень мало кислорода, а организм чрезмерно насыщается углекислотой. Во время этого человек чувствует удушье, одышку, дыхание становится более тяжелым.

Гимнастику звуковую, как разновидность дыхательной, применяют при следующих патологиях:

  • Хроническая обструктивная болезнь легких.
  • Бронхиальная астма.
  • Бронхит (хронический обструктивный, астматический).
  • Экспираторная одышка.

Противопоказаны звуковые упражнения при начавшемся приступе бронхиальной астмы и в случае обострения хронического процесса в легких.

Если тренировка дыхания сопровождается дискомфортом, появляется кашель, першение, одышка или другое ухудшение самочувствия, занятие необходимо остановить.

Общие правила проведения

Для того чтобы достичь максимального эффекта в занятиях, следует придерживаться основных указаний:

  1. Упражнения должны проводиться с правильным дыханием. Вдох делать нужно через нос, он должен длиться 1–2 секунды, пауза в 1 секунду и выдох ртом, длительностью 2–4 секунды. Затем опять сделать паузу на 4–6 секунд. При этом следует придерживаться правила, что выдох обязан быть в 2 раза длиннее вдоха.
  2. Произношение звуков зависит напрямую от цели тренировки и заболевания. Так, например, в случае астматического бронхита, звуки должны быть громкими и резкими. Если вы болеете хроническим бронхитом, звуковой ряд произносится медленно и тихо, почти шепотом.
  3. Для проведения гимнастических упражнений нужно выбрать помещение, которое хорошо проветривается, чтобы легкие наполнялись кислородом. Лучше всего будет выбрать место для тренировок на свежем воздухе.
  4. Звуковые упражнения проводить следует за пару часов до или после приема пищи. Лучше придерживаться указанного промежутка времени.

Длительность тренировок зависит от самочувствия человека и от того, насколько легко ему далось предыдущее занятие.

После проведения гимнастики больной должен ощущать облегчение и улучшение самочувствия, а ни в коем случае не утомление.

Звуковые упражнения

Лучше всего проводить гимнастику сидя, положив руки на колени и наклонившись чуть вперед. Не спешите, придерживайтесь своего ритма, помните о правильном дыхании во время проведения упражнений:

  • Звук «а». Его произношение способствует улучшению вентиляционной функции легких, эффективной работе дыхательных мышц.
  • Звук «у». Имеет успокоительный эффект, приводит к расслаблению.
  • Медленное произношение шепотом звуков «а», «о», «у», «е» и коротких слов «сух» и «глух» действует успокаивающе на верхние дыхательные пути, способствует очищению голосовых связок.
  • При сочетании «кч», «дг», «бп», «кг» улучшается выведение мокроты, мышцы горла расслабляются.
  • Жужжащие звуки «ж» и «з» и рычащие «р», в случае громкого произношения дают эффект вибрационного массажа, расслабляя при этом, бронхиальные мышцы.
  • Для малыша можно предложить сымитировать звуками жука «ж-ж-ж», паровозик «чух-чух», комарика «пи-и» и самолет «у-у-у».
  • Употребление в гимнастике шипящих и свистящих «с», «ф», «ц», «ч», «ш» ускоряет удаление воздуха из легких, а это предупреждает эмфизему. Лучше при этом вдох делать носом, а выдох ртом, втягивая живот.
  • Для детей постарше и взрослых нужно проводить обязательное упражнение «пф-ф-ф» 1 раз. Его особенность заключается в том, что сочетание этих звуков произносится с плотно сжатыми губами. Это считается очистительным упражнением. После проведения выдержите паузу, сделайте вдох и опять паузу. Если упражнение выполняет ребенок, взрослому можно во время упражнения стать сзади, и передвигать ладони с поясницы вверх по бокам, остановиться на середине боков малыша, когда закончится выдох. Это делается для облегчения дыхания.

  • Дальше произносят звук «м-м-м» на выдохе, он должен быть протяжным, волнообразным и расслабленным. Это упражнение делают 5–7 раз.
  • Полезными для снятия бронхоспазма будут сочетание звуков «жжрух», «зрухх», «брухх» и «пррух».

Каждая тренировка может увеличиваться на два новых упражнения. Оптимально проводить занятие 5 минут с последующим увеличением к 7–10 минутам. Максимум 2 повторения в день. Если ребенок после звуковой гимнастики жалуется на одышку, необходимо сделать легкий массаж нижней части груди, поверх одежды.