Как взвешивать на рычажных весах. Придерживаясь правил взвешивания измерьте массу нескольких твердых тел. Основные виды учебной деятельности обучающихся

Лабораторная работа №3 страница 161



Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.


Приборы и материалы: весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы.


Взвешивание – способ измерения массы с помощью весов.

Другие единицы массы:

1 т = 1000 кг

1 ц = 100 кг

1 г = 0,001 кг

1 мг = 0,000 001кг


Правила техники безопасности.

1.Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания.

2.На столе не должно быть посторонних предметов.

3.Установите весы посередине стола.

4.Не теряйте гирьки и разновесы, тем более, не кладите их в рот!!!

С правилами ознакомлен(а). Обязуюсь выполнять . ______________________

/Подпись учащегося/


Правила взвешивания.

  • Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку весов нужно положить полоски бумаги, картона и т.п.
  • Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую

Правила взвешивания.

3. Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.

4. Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка. (200г.)


Правила взвешивания.

5. На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать без использования подкладки порошки, наливать жидкости.

6. Мелкие гири нужно брать только пинцетом.


Правила взвешивания.

7. Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, немного большую, чем масса взвешиваемого тела (подбирают на глаз с последующей проверкой). При несоблюдении этого правила нередко случается, что мелких гирь не хватает и приходится взвешивание начинать сначала. Если гиря перетянет чашку, то ее ставят обратно в футляр, если же не перетянет – оставляют на чашке. Затем то же проделывают со следующей гирей меньшей массы и т.д., пока не будет достигнуто равновесие.

Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири с чашки весов в футляр.

Проверяют, все ли гири положены в футляр, находится ли каждая из них на предназначенном для нее месте.


Тренировочные задания и вопросы

  • Какая физическая величина определяется с помощью рычажных весов? ____________________

2.В каких единицах она измеряется (назовите все)?

________________________________

3.Выполните упражнения:

8,4 т = _______ кг

0,5 т =________ кг

125 т =________ кг

500 мг = ________ г

120мг =_________ г

60мг = _________ г


4.100 г +20 г + 2 г + 1 г +500 мг + 200 мг =___г

20 г + 10 г + 1 г +200 мг + 100 мг =_________г

5.На какую чашку кладут:

взвешиваемое тело? на ____________

гири? на ________________

6.Что необходимо сделать на рычажных весах перед взвешиванием?_____________


Ход работы.

1. Придерживаясь правил взвешивания, измерьте массу нескольких твердых тел с точностью до 0,1 г.


Ход работы.

2. Результаты измерений запишите в таблицу.

опыта

Название тела

Масса тела

m , г

Кубик кр

Масса тела

m , кг

Масса тела на эл.весах m , г


Вывод:

я научился(сь) пользоваться рычажными весами и с их помощью измерять массу различных тел с точностью до …….


Дополнительное задание.

  • Какие гирьки из школьного набора необходимо положить на чашку учебных весов, чтобы уравновесить лежащий на другой чашке кусочек сахара массой 10,50г? (набор гирь: 10г, 5г, 5г, 20мг, 20мг, 10мг).
  • Выразите в килограммах массу тел: 3,5т; 0,25т; 150г; 15г.
  • Сколько граммов содержится в 7,5 кг?
  • Массу обозначают буквой ……….
  • 100г + 20 г + 2г + 1г + 500мг + 200мг =…..

Домашнее задание

§19, 20

Упражнение №6 (1, 2, 3)

Масса тела. Измерение массы тела на весах4 этап - Фронтальный эксперимент "Измерение массы тела на весах”. Цель: усвоение правил взвешивания тел на весах.
Лабораторная работа №3.

Цель урока: научить учащихся пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тела.

I. Проверка усвоения изученного материала.

1) Фронтальный опрос:

  1. О каком свойстве тел вы узнали на предыдущем уроке?
  2. В чем проявляется инертность тел?
  3. Какой физической величиной характеризуется инертность тел?
  4. Какое из двух взаимодействующих тел более (менее) инертно?
  5. Что принято за основную единицу массы в системе СИ?
  6. Какие производные единицы массы вы знаете?

2) Переведите в СИ:

  1. 200 г = ? (0,2 кг)
  2. 4500 мг = ? (0,0045 кг)
  3. 0,5 т = ? (500 кг)
  4. 3,5 ц = ? (350 кг)
  5. 2500 г = ? (2,5 кг)
  6. 0, 07 т = ? (70 кг)
  7. 20 ц = ? (2000 кг)

3) Решите задачи:

  1. Гирю опустили в сосуд с водой. Изменилась ли масса гири?
  2. Воздух под поршнем насоса сжали. Изменилась ли масса воздуха?
  3. Изменяется ли масса вещества, когда вода превращается в лед или пар?

II. Изучение нового материала.

Какие способы определения массы вы знаете?

Закрепление: вычислите массу тележки №2, если модуль ее скорости в 4 раза больше, чем модуль скорости тележки №1.

Какие виды весов вам известны?

Изучите устройство и принцип действия рычажных весов (работа с учебником А.В. Перышкина «Физика 7 класс» стр. 47).

Назовите главную часть весов?

Каково условие равновесия весов?

Как определить массу тела с помощью весов?

Какие правила следует соблюдать при определении массы тела?

Правила взвешивания:

  1. Уравновесить весы с помощью полосок бумаги, картона и т.п.
  2. Взвешиваемое тело положить на левую чашку весов, а гири на правую.
  3. Уравновесив тело, подсчитать общую массу гирь, лежащих на чашке весов.

Рассмотрите набор гирь и разновесов для лабораторных весов и ответьте на вопросы.

  1. Почему в наборе гирь встречаются одинаковые?
  2. Почему начинать взвешивание желательно с большей гири?
  3. Почему мелкие гири и разновесы надо брать только пинцетом?
  4. Почему в наборе нет гирь 30 г, 3 г и разновесов 300 мг, 30 мг?
  5. Чем можно заменить гири 4 г, 40 г и разновесы 400 мг, 40 мг?

III. Выполнение лабораторной работы.

Ход работы.

1) Внимательно прочитайте правила взвешивания.

2) Придерживаясь, правил, измерьте массу данных вам тел.

3) Результаты измерений запишите в таблицу.

4) Индивидуальные задания.

Вариант 1. Измерите массу песка находящегося в коробке.

Вариант 2. Измерите массу жидкости находящейся в стакане.

Масса пустого стакана, г Масса стакана с водой, г Масса воды, г

5) Запишите вывод: что вы измеряли и чему научились.

IV. Домашнее задание.

Предложите и опишите способ определения массы одной капли воды с помощью лабораторных весов.

Урок физики в 7-м классе по теме "Измерение массы тела на рычажных весах"

Цели урока: формирование умения сравнивать массы двух тел, измерять массу тела на рычажных весах, выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи.

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Р. Киплинг (перевод С.Я. Маршака)

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы.

На прошлом уроке мы познакомились с физической величиной – масса тела.

Какое свойство тела характеризует масса? (Инертность).

В чем проявляется инертность тел? (Чем меньше меняется скорость тела при взаимодействии, тем оно инертнее).

Какая единица массы принята за основную? (кг).

III. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: "Измерение массы тела на рычажных весах”. Цель урока: научиться измерять массу тел.

IV.Обоснование актуальности темы .

Зачем нужно измерять массу тела? Чтобы ответить на этот вопрос мы провели исследование, которое оформили в виде презентации. Выступления учеников:

Выяснить, людям, каких профессий необходимо измерять массу тел.

С помощью, каких весов они это делают.

Собрать интересные факты измерения массы тел.

Чтобы выполнить задание мы разбились на группы.

Первая группа будет изучать литературу. Ребята этой группы должны найти интересные факты, связанные с массой.

Вторая группа отправится в магазины и другие торговые точки.

Третья группа, выяснит в больнице и поликлинике, какое значение для врача и его пациента имеет измерение массы тела.

Ребята четвертой группы побывают на почте и выяснят, как точно взвешивают на почте посылки и бандероли.

Это интересно
Масса Солнца 2 х 10 30 кг.

Масса Земли 6 х 10 24 кг.

Самый крупный град обрушился в 1986 году на Бангладеш. Вес градин достигал 1 кг.
Этим летом один английский фермер вырастил луковицу, масса которой 7 кг.
Самое большое на земле животное - кит, может весить 150 т.
Слоны самые крупные современные наземные млекопитающие.

Их масса до 7,5 т.

Маленькая птичка королек весит всего 5–7 г, а некоторые

нектарницы - 3- 4 г.

Лягушка – бык весит до 600 г.

Бамбуковый медведь – панда, весит 150 кг, в день он съедает 10 – 20 кг бамбука.

В поликлинике мы побывали в кабинете здорового ребенка.

Ежемесячное взвешивание детей от рождения до года, позволяет врачам делать вывод: здоров ли малыш, правильно ли он развивается.

Есть в поликлинике и в больнице весы для взрослых. Их мы нашли у врача эндокринолога и в приемном покое. Люди с избыточной массой тела, чаще страдают каким – либо заболеванием.

В магазине "Союз” мы как следует, рассмотрели весы. Выяснили, что они 1999 года выпуска. Сделали контрольную закупку. В магазине "Визит” мы увидели более современные и удобные весы.

На почте весы необходимы для взвешивания посылок, бандеролей, заказных писем. Если работник почты не верно измерит массу посылки, то потом у него могут быть неприятности.

Сделали вывод:

  • Измерение массы тела, важный момент для специалистов многих профессий.

Учитель: Измерение массы тела очень важный момент и на уроках физики.

V. Изучение нового материала

Объяснение соответствует параграфу 20, по учебнику А.В. Перышкина "Физика – 7”. А также ученики знакомятся с правилами взвешивания.

VI. Лабораторная работа №3

"Измерение массы тела на рычажных весах”.

Цель работы – научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.

Приборы и материалы : весы с разновесками, несколько небольших тел разной массы.

Указания к работе

  1. Внимательно прочитайте правила взвешивания.
  2. Придерживаясь, правил, измерьте массу данных вам тел.
  3. Результаты измерений запишите в таблицу.

VIII. Индивидуальное задание.

Задание № 1

Измерить массу песка, находящегося в коробке.

Задание № 2

Измерить массу жидкости, находящейся в пузырьке

IХ. Обсуждение результатов. Подведение итогов.

Х. Домащнее задание.

Взять интервью у мамы, бабушки: В каких ситуациях дома приходится измерять массу тел, как они это делают?


Лабораторная работа № 4 Измерение массы тела на рычажных весах.9. (ppt)festival.1september.ru/articles/507110/pril2.ppt Цифровые образовательные ресурсы Электронное учебное издание «Лабораторные работы по физике», выпущенное ООО «Дрофа» для 7-11 классов.
Инструкция Рабочий лист Лабораторная работа № 7.3 Измерение массы тела на рычажных весах Цель работы ...10. Измерение массы тела на рычажных весах. 7-й класс Чем можно заменить гири 4 г, 40 г и разновесы 400 мг, 40 мг? III. Выполнение лабораторной работы .
Предложите и опишите способ определения массы одной капли воды с помощью лабораторных весов.

Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и измерять с их помощью массу тел.
Приборы и материалы: весы, разновес, взвешиваемые тела разной массы.
Порядок выполнения работы:

1. Изучите правила взвешивания на рычажных весах:
а) перед взвешиванием необходимо уравновесить весы;
б) взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую (для левшей наоборот);
в) взвешиваемое тело и гири кладут на чашку осторожно, чтобы не испортить весы;
г) жидкие, сыпучие, горячие тела необходимо ставить на чашки весов так, чтобы при этом их не испачкать;
д) масса взвешиваемых тел не должна превышать максимальную массу, на которую рассчитаны весы;
е) мелкие гири нужно брать пинцетом, крупные – бумажкой, чтобы не изменить их массу;
ж) уравновешивать взвешиваемое тело начинают гирями большей массы, затем более мелкими, иначе может не хватить мелких гирь.

1. Измерьте массу нескольких твёрдых тел.
2. Определите абсолютную погрешность измерения весами.
3. Запишите результаты измерений в таблицу 19, учитывая погрешность измерений.

5.* Дополнительное задание. Придумайте и составьте план опыта по взвешиванию жидкости.
1) взвешиваем сосуд;
2) наливаем в него жидкость;
3) уравновешиваем весы и получаем массу жидкости и массу тары;
4) от общей массы отнимаем массу сосуда.

Измерьте массу жидкости и запишите результат измерений.
m (вместе) = 120 г.
m (тары) = 12 г.
m (жидкости) = 120-12 = 108 г.

92. Экспериментальное задание. Измерьте массу одной капли воды, используя пузырёк с водой, пипетку, весы, разновес, сосуд.
1. Измерьте массу пустого сосуда — mс
2. С помощью пипетки накапайте 50 капель воды в пустой сосуд и взвесьте его. Так вы найдете массу сосуда и воды – mc+в.
3. Определите массу 50 капель воды: mв=mc+в – mc .
85 гр-15 гр =70 гр
4. Вычислите массу 1 капли воды: mк =

70:50 = 1,4 гр.
5. Повторите опыт, налив в пустой сосуд 100 капель воды. Результаты измерений и вычислений запишите в таблицу 20.

Вывод: были допущены погрешности и результаты не совпали.

Как поступить, чтобы измерить массу капли воды точнее?
Необходимо уменьшить количество капель и вычислить их среднюю массу.

Экспериментально проверьте высказанную вами гипотезу о точности измерения массы капли воды. Результаты запишите.
Накапали по 6 капель, потом еще 6 и усреднили результат.
m = 2, 4 г.

Лабораторная работа «Измерение массы, объема и плотности тела»

Измерение массы, объема и плотности тела.

Цель работы : научиться пользоваться рычажными весами и их помощью определять массу тел, определять объем твердого тела с помощью линейки и находить плотность однородных тел правильной формы.

Приборы и материалы : весы с разновесами, линейка, несколько небольших однородных тел правильной формы разной массы.

  • Взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их.
  1. Придерживаясь правил взвешивания, измерьте массу твердых тел с точностью до 0,1 г.
  2. Результаты измерений запишите в таблицу.
  3. Измерьте при помощи линейки длину, ширину и высоту твердых тел правильной формы, запишите результаты измерений в таблицу (длина а, высота b, ширина с).
  4. Рассчитайте объем бруска по формуле:

5. Используя формулу для расчета плотности, вычислите плотность твердого тела:

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»

Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах».


«Лабораторная работа «Измерение массы тела на рычажных весах»»

Лабораторная работа 0.1.

Измерение массы тела на рычажных весах

Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.

Оборудование: весы с разновесами, несколько тел разной массы.

Придерживаясь правил взвешивания, измерьте массу нескольких твёрдых тел с точностью до 0,1 г.

Результаты измерения запишите в таблицу.

Запишите вывод о проделанной работе.

Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены.

Взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.

Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.

Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.

Мелкие гири нужно брать только пинцетом.

Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, немного большую, чем масса взвешиваемого тела. При несоблюдении этого правила нередко случается, что мелких гирь не хватает и приходится взвешивание начинать сначала.

Если гиря перетянет чашку, то её ставят обратно в футляр, если же не перетянет – оставляют на чашке. Затем то же проделывают со следующей гирей меньшей массы, пока не будет достигнуто равновесие.

Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири с чашки весов в футляр.

Проверяют, все ли гири положены в футляр, находится ли каждая из них на предназначенном для неё месте.

Лабораторная работа:устройство рычажных весов и измерение массы этими весами

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

МКОУ с.п. Карасу, Черекский район, КБР

Лабораторная работа: Измерение массы тела на рычажных весах

Цель работы: изучить устройство рычажных весов, набора гирь и

отработать приемы пользования ими и с их помощью определять массу тел.

Оборудование: весы с гирями, брусок деревянный, груз 100 г, пластмассовое тело (1 шт.).

Работа имеет большое практическое значение, так как при ее выполне­нии формируются приемы обращения с одним из наиболее распространен­ных измерительных приборов - рычажными весами. Полученные навыки взвешивания потребуются ученикам не только для выполнения дру­гих лабораторных работ, но и в повседневной жизни.

Вначале ученики рассматривают набор гирь и определяют е го состав, количество

гирь, масса которых указана в граммах, количество миллиграм­мовых разновесов, порядок размещения гирь и пинцета в укладке. Усваи­вают, что гири и разновесы переносят на весы пинцетом, который удерживают в руке загнутыми концами вверх.

Затем знакомятся с весами. Под­вешивают их к штативу и уравновеши­вают. Для экономии мелких гирь равновесия добиваются кусочками бу­маги. Весы считаются уравновешен­ными, если их указатель занимает строго вертикальное положение.

Первым определяют массу груза. Здесь ученикам поясняют, что взве­шиваемое тело кладут на левую чаш­ку весов, а гири - на правую.

Взвешивание начинают, используя гири большой массы. Вначале на весы кладут гирю наибольшей массы, при которой тело еще перевешивает. За тем добавляют более мелкую, но такую, при которой тело еще переве­шивает. Поочередно добавляют более мелкие гири до тех пор, пока весы не уравновесятся. Массу тела определяют по сумме масс всех гирь, ко­торые пошли на то, чтобы его уравновесить. Определив массу тела, гири пинцетом возвращают в укладку.

Правила взвешивания закрепляют, предложив ученикам измерить массу металлического бруска.

Нельзя взвешивать тела более тяжёлые, чем указанная на весах предельная нагрузка.

На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горючие тела, насыпать без использования подкладки порошки, наливать жидкости.

Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю. Если гиря перетянет чашку, то её ставят обратно в футляр, если же не перетянет – оставляют в чашке. Затем — то же проделываю со следующей гирей, меньшей массы и т.д., пока не будет достигнуто равновесие.

Придерживаясь,правил взвешивания, измерьте массу нескольких твёрдых тел с точностью до 0,1 г.

Лабораторная работа №3 по физике, 7 класс

Лабораторная работа № 3.

Цель работы

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа №3 по физике, 7 класс»

Лабораторная работа № 3.

Измерение массы тела на рычажных весах.

Цель работы : научиться пользоваться рычажными весами и их помощью определять массу тел.

Приборы и материалы : весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы.

Перед взвешиванием необходимо убедиться, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.

На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, насыпать без использования подкладки порошки, наливать жидкости.

Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, немного большую, чем масса взвешиваемого тела.

Если гиря перетянет чашу, то ее ставят обратно в футляр, если же не перетянет – оставляют на чашке. Затем то же проделывают со следующей гирей меньшей массы.

Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов.

Затем переносят гири положены в футляр.

Придерживаясь правил взвешивания, измерьте массу нескольких твердых тел с точностью до0,1 г.

Цель лабораторной работы – изучение методики пользования весами рычажного вида и освоение практических навыков измерения массы. Принцип действия и устройство рычажных весов позволяют выполнять взвешивание с достаточной точностью. В основе простого и надежного прибора лежит использование равноплечного рычага. Таким надежным устройством люди пользовались в течение тысячелетий.

Подготовительный этап и процесс взвешивания уравновешенным прибором

Прежде чем производить измерение массы тела на рычажных весах, их требуется уравновесить. В результате процедуры уравновешивания нужно обеспечить максимально точное совпадение стрелки прибора с центральной риской. Для тонкой настройки измерительного прибора можно использовать кусочки картона — их добавляют на ту чашку весов, которая оказывается более легкой.

Важно. Процесс взвешивания предполагает осуществление уравновешивания взвешиваемого предмета с другими телами (грузами), масса которых указана на их поверхности.

Когда наступит равновесие, вес исследуемого тела и сумма масс гирек по величине будут совпадать. Теперь остается сравнить массы тел, которые размещаются на одной и другой чашке весов. Тем самым, после подсчета суммарной массы всех гирь можно узнать массу взвешиваемого тела.

Взвешивание способом тарирования на расстроенных весах

Тарирование является особым методом взвешивания. Для его применения следует воспользоваться кроме гирь — баночкой и дробью (сухим песком). На одной чашке в начальный момент измерения будет находиться тело (предмет), которое необходимо взвесить. На вторую помещают баночку для выравнивания массы с предметом, в которую подсыпают дробь и (или) сухой песок.

После того, как будет достигнуто равновесие, измеряемый предмет убирается, и на его место ставят гири, подбором которых также достигается равновесие. Массы предмета и гирь равны.

Преимуществом использования метода тарирования является возможность достаточно точного взвешивания на расстроенных весах. О том, насколько точным является данный метод, можно судить по тому, что после достижения равновесия добавление на ту или иную чашку весов даже маленького кусочка картона приведет к дисбалансу уравновешенной системы весов. Можно рекомендовать проверить точность показаний измерений с помощью весов рычажного типа одним и вторым способом.

Правила взвешивания

Существует ряд правил, соблюдение которых позволит выполнить измерение массы тела на весах с необходимой точностью.

Важно правильно уравновешивать измерительный прибор — он должен размещаться на жесткой и ровной базисной площадке. Желательно гири класть на находящуюся справа чашку весов, а измеряемый предмет (тело) – на левую.

Размещение гирь и измеряемых тел стоит выполнять с осторожностью, не допуская падений и ударов. Следует иметь в виду, что среди характеристик данного вида измерительных приборов важным показателем является предельная нагрузка.

При взвешивании не следует помещать на весы предметы (тела), вес которых превышает максимально допустимое значение показателя. Тяжелые тела стоит взвешивать приборами с соответствующими характеристиками.

Очень нежелательно помещать на чашку весов горячие, грязные и мокрые предметы. Не следует наливать те или иные жидкости, помещать сыпучие вещества. Если измерить их массу необходимо, можно воспользоваться теми или иными емкостями с известной массой нетто. Аккуратность при выполнении процесса взвешивания увеличит срок службы весов.

Важно. В соответствии с правилами, следует использовать пинцет, если нужно воспользоваться маленькими гирьками или меньшими по массе разновесами.

С гирьками работают следующим образом:

  1. На правую чашку помещают гирю, вес которой больше помещенного на левую чашку взвешиваемого предмета. Убедившись в том, что она перетягивает левую чашку с предметом, убирают в футляр.
  2. Берут следующую по номиналу. Если она будет меньше массы взвешиваемого предмета, ее оставляем в чашке.
  3. Следующую гирьку или разновес подбирают точно таким же образом. Если действовать по подобному алгоритму, у вас для взвешивания всегда будет хватать маленьких по весу гирек.
  4. У каждой гирьки в футляре свое место, после завершения измерительного процесса — все они должны оказаться на своих местах.

Для полного усвоения информационного материала стоит осуществить его закрепление на практике. Возьмите какой-либо металлический брусок, вес которого не превышает допустимого предела измерений, или иные предметы и попытайтесь измерить их массу с как можно большей точностью. Запишите полученный результат, например, в виде: 20г + 10г + 2г + 1г + 500мг + 10мг = 33,51 г.

Вывод

Массу тела при ее измерении весами рычажного типа можно определить с большой точностью.

Тарирные весы

Кроме ручных весов в аптечном производстве лекарственных препаратов применяются тарирные весы ВКТ-1000, Т-1000, а также настольные обыкновенные весы (НО).

Весы тарирные ВКТ-1000, Т-1000 - весы общего назначения IIкласса, которые служат для взвешивания жидких, вязких и сыпучих веществ. Их конструкции не имеют принципиального отличия от ручных весов. Это тоже рычажные весы с прямолинейным равноплечим коромыслом, но большей грузоподъемности. Равноплечее коромысло с одной опорной, двумя грузоприемными призмами опирается на подушку, расположенную на колонке. На острия грузоприемных призм подвешены серьги со съемными держателями чашек и чашками. На концах коромысла расположены регуляторы равновесия. Стрелка жестко крепится с коромыслом и шкалой отсчета. Весы устанавливаются по отвесу.

Ручные весы

В аптечной практике для взвешивания небольших количеств лекарственных средств применяют ручные весы марок ВР и ВСМ. Промышленность выпускает ручные весы 4 типоразмеров (табл.1).

Марки и типоразмеры ручных весов

Взвешивание на ручных весах

Ручные весы применяют почти исключительно для взвешивания сыпучих веществ в количествах от 0,05 до 100 г.

1. В нерабочем состоянии весы ручные сохраняют на крючке специального штатива, реже в закрытой коробке. При помещении весов на крючок штатива одну чашку весов укладывают в другую чашку и подвешивают весы за шнуры нижней чашки с таким расчетом, чтобы крючок штатива прошел между вертикально свисающим коромыслом и шнурами нижней чашки. Во избежание напрасного износа остриев призмы не следует подвешивать весы за кольцо обоймицы.

2. Перед началом работы убедиться в уравновешенности весов: качания коромысла останавливают не зажиманием стрелки внутри обоймицы, а подведением под чашки горизонтально расположенной ладони правой руки или же опусканием до соприкосновения донышек с поверхностью стола.

3. При взвешивании на ручных весах их держат в левой руке на весу. Обычно рекомендуют брать весы большим и указательным пальцами левой руки таким образом, чтобы обоймица висела строго вертикально и была совершенно свободной. Средний и безымянный пальцы левой руки располагают по обеим сторонам обоймицы, не касаясь ее, но имея возможность ограничивать движение стрелки весов и, в случае надобности, останавливать ее колебания. Перед взвешиванием под правую чашку весов подкладывают лист белой бумаги.

4. Убедившись в уравновешивании весов и чистоте их чашек, на левую чашку помещают нужное количество гирь, на правую - взвешиваемое вещество (мелкий разновес берут только пинцетом, оберегая шнурки весов от загрязнения порошком). Безымянный или большой пальцы левой руки поддерживают стрелку весов, не позволяя ей далеко отклоняться влево от плоскости обоймицы и осязают приближение равновесия. По окончании взвешивания чашки весов вытирают марлевой салфеткой.

5. Для отвешивания ядовитых веществ пользуются отдельным разновесом.

Взвешивание на тарирных весах

Тарирные весы используют для взвешивания сыпучих, жидких и вязких веществ в количествах, допустимых предельными нагрузками (от 50 г до 1 кг). Перед началом работы следует установить весы по отвесу и уравновесить чашки весов (с помощью регуляторов равновесия); стрелка должна находиться на нуле или отклоняться от него на равные расстояния. Гири и груз рекомендуется помещать на середину чашек. Суммарную массу гирь подсчитывают внимательно, лучше дважды - при помещении их на чашку весов и при снятии с нее. Взвешивание с ы п у ч и х веществ производят непосредственно в бумажный пакет или коробку с соответствующей этикеткой, иногда - на лист бумаги писчей, парафинированной или пергаментной. Подготовленный пакет в раскрытом виде помещают на правую чашку весов. На левую чашку в качестве тары помещают такой же пакет или лист бумаги и гири. Из штангласа, который держат в правой руке, в пакет осторожно насыпают порошкообразное вещество, причем штанглас слегка покачивают вдоль продольной оси; указательным пальцем правой руки слегка постукивают по горлышку штангласа. Прикасаясь указательным пальцем левой руки к чашке с грузом, стараются ощутить момент равновесия.

Уход за весами и разновесом

1. Перед началом взвешивания проверяют состояние весов, смахивают кисточкой пыль с чашек и устанавливают точку нуля (см. ниже).

2. Взвешиваемый предмет и гирьки можно помещать на чашки весов и снимать с них только при закрытом арретире, т.е. когда арретир опущен. При открытом арретире к весам прикасаться нельзя. Диск арретира следует поворачивать медленно, плавно и осторожно.

3. Нельзя сдвигать весы с занимаемого ими места.

4. Не следует допускать перегрузки весов выше допустимого предела (100 г), так как это может привести к порче весов. В сомнительном случае предмет нужно взвесить на лабораторных химических весах и, убедившись, что масса его не превышает предельной, приступать к взвешиванию его на аналитических весах.

5. Нельзя на чашки весов помещать влажные и грязные предметы. Нельзя просыпать и разливать ничего внутри шкафа весов. Нельзя взвешивать горячие предметы, а также очень холодные. Взвешиваемый предмет должен иметь температуру помещения, в котором находятся весы.

6. Нельзя класть взвешиваемое вещество непосредственно на чашку весов. Нельзя производить взвешивание на листе бумаги. Взвешивания производят на часовом стекле, в бюксе, в тигле или в небольшом стаканчике. Гигроскопические вещества, а также жидкости, выделяющие едкие пары, взвешивают в закрытом бюксе.

7. При взвешивании разрешается пользоваться только боковыми дверцами шкафа весов, передняя стенка шкафа должна быть закрыта.

8. Гирьки при взвешивании следует брать только пинцетом. Гирьки могут находиться только на чашке весов или в футляре, в своем гнезде.

9. В нерабочем состоянии весы должны быть всегда арретированы (арретир опущен). Нельзя облокачиваться на столик, на котором стоят весы, мешать работающему на весах посторонними разговорами. В случае какой-либо неисправности весов необходимо обратиться к руководителю.