Худые балерины. Искусство быть худой: интервью с балериной. Упражнения балерин для похудения ног

Мир классического балета известен своими стандартами и строгими правилами. Вес балерины рассчитывают с помощью специальной формулы, и он не должен превышать 50 килограмм. Несложно догадаться, что для любой балерины очень важно удерживать правильный вес, чтобы ей и дальше позволяли блистать на сцене. Такие требования кажутся слишком строгими для женщин, которые не имеют ничего общего с миром балета. Тем не менее некоторые диетические привычки балерин следует перенять тем женщинам, которые хотят оставаться в форме, а не страдать из-за лишнего веса. Мы собрали для вас важные рекомендации, которым следуют все балерины.

1. Разбавляйте свои напитки

Попробуйте разбавить свои любимые молочные напитки водой: 1 кубик льда на 1 стакан молока, к примеру. Этот простой трюк превратит ваш напиток в обезжиренный. Кроме того, вы сможете избежать чувства вздутия живота.

2. Не отказывайтесь от любимых блюд

Если в целом вы пытаетесь отказаться от нездоровой пищи, попробуйте найти для нее более здоровую альтернативу. К примеру, если вы очень любите гамбургеры, не обязательно от них полностью отказываться. Вам всего лишь нужно выбрать гамбургер с салатом, а не с картофелем фри.

3. Выберите блюда японской и китайской кухни

Японские и китайские блюда не содержат лишних жиров и консервантов, так как они готовятся из свежих ингредиентов: овощей, грибов, морепродуктов, морских водорослей и мяса. Кроме того, для таких блюд лучше использовать палочки, поскольку они позволят вам есть медленнее и насыщаться меньшим количеством пищи.

4. Воду также нужно пить правильно

Все мы знаем, как важно употреблять по меньшей мере 1,5-2 литра воды в день, но многие забывают о том, когда именно ее нужно пить. Балерины не пьют воду во время еды или сразу после нее, так как она разбавляет желудочную кислоту, что может привести к пищевому расстройству.

5. Уменьшите свою порцию

Этот трюк очень прост: чтобы похудеть, не обязательно нужна диета, достаточно всего лишь уменьшить порцию привычной еды наполовину. Чтобы вам легче было привыкнуть к таким изменениям, купите новый набор посуды. Например, вы можете заменить большую тарелку чашкой, в которую помещается достаточное для вас количество пищи.

6. Не бойтесь углеводов

Отказ от углеводов - это распространенная ошибка, которую чаще всего делают люди, придерживаясь диеты. Но не стоит забывать, что углеводы - это наш основной источник энергии. Вот почему их отсутствие в рационе может вызвать не только слабость и усталость, но и серьезные проблемы со здоровьем, особенно у женщин.

7. Не смешивайте разные белки

Если вы хотите, чтобы ваша пищеварительная система работала правильно, не смешивайте белки из разных групп во время одного приема пищи. Например, рыба, мясо, молочные продукты и яйца плохо сочетаются между собой. Интервал между употреблением этих продуктов должен составлять не менее 18 часов.

8. Забудьте о существовании майонеза

Майонез следует полностью исключить из своего рациона. Это высококалорийный продукт, который к тому же слишком медленно переваривается. Лучше заправить салат оливковым маслом или нежирным йогуртом. Если же вам слишком сложно сразу отказаться от майонеза, можете попытаться приготовить его дома или же разбавить йогуртом в соотношении 1:1.

9. Разгрузочные дни раз в 2 недели

Если балерине нужно сбросить вес за короткий промежуток времени, она устраивает разгрузочный день. Однако этого нельзя делать чаще, чем раз в неделю. Еще лучше - раз в две недели. Вот каким может быть ваш рацион при разгрузочном дне на томатном соке:

  • Завтрак: 1 стакан томатного сока.
  • Обед: 2 стакана сока и 1 или 2 куска ржаного хлеба.
  • Ужин: 1 стакан сока.

10. Положительное мышление

Чтобы установить реалистичные цели и действительно потерять вес, вы должны мыслить позитивно. Как только вы определите для себя главную цель и выберете правильный путь ее достижения, вам станет намного легче заботиться о собственном теле, и вы сможете с легкостью продолжать делать то, что начали.

На первом курсе института я подружилась с одной девочкой с очаровательным именем Сауле. Она рассказала о себе, что до 8-го класса училась в хореографическом училище на "классике" и могла стать профессиональной балериной. Могла, но не захотела. Когда мы это услышали, то не поверили: добровольно бросить учебу в таком заведении - тысячи девочек мечтают об этом, стоя на цыпочках перед зеркалом, а тут вдруг раз! - и бросить?.. Что-то тут не то... А Сауле объяснила свое решение очень просто: она не выдержала тех безумных физических нагрузок и 31 августа, перед самым Днем знаний забилась под стол и, рыдая, в истерике умоляла родителей перевести ее в нормальную школу. Уговоры и увещевания не помогли, Сауле 1 сентября пришла в 9 класс обычной средней школы...

И действительно, глядя из темноты зрительного зала на сцену, где хрупкие, воздушные девушки творят волшебство балета, мы забываем, какой ценой даются им эти легкость и изящество, которыми так щедро они одаривают нас.

Я полезла в Интернет посмотреть, а пишут ли балерины о том, как они достигают этого совершенства и чем расплачиваются за него. Скажу сразу - нашла я мало. Среди балерин, наверное не принято говорить о своем искусстве всю правду. Оно и понятно: для них балет не просто профессия, это гораздо больше даже, чем просто смысл жизни.


Девочек в балет приводят очень рано. Многие начинают заниматься еще с детсадовского возраста. Занятия обычно довольно жесткие, всякими тонкостями вроде нежной психики ребенка не принято заморачиваться - нужен результат.


Если результат педагога не устраивает - он не будет выяснять, что же такое с деткой происходит, скажет прямо и жестко... Ни о каких пропусках занятий тоже речь идти не может, уважительной причиной может быть разве что только температура под 40, варианты "мама не смогла привести ребенка" не проходят... Не можете водить регулярно - уходите, ваши сложности никого не интересуют, у нас тут очередь на ваше место. Главный девиз - пришёл в зал - работай! Жалко себя - иди домой, двери открыты, никого не держат.

Растяжки... Без растяжки НИЧЕГО не получится, а растяжки это БОЛЬ. Есть такая штука "мышечная память". Если колено согнуто, по нему слегка шлепают, и так раз 100, отчего иногда остаются синяки, тоже самое касается остальных частей тела. Плачут там все, на слезы даже никто не реагирует. Когда синяков накапливается много - мамам-папам становится жалко своих детей и они больше не приходят.

Мама одной маленькой балерины пишет на форуме: "У меня дочь занимается с 5 лет. Мы рассматриваем поступление в ХУ через два года, потому дома занимаемся через день по полтора-два часа. Иначе, при наличии даже хороших данных пойдет откат назад. Идеальные природные данные - это из области фантастики, где-то да есть пробел. Но что будет через два года - Бог его знает, может, все наши занятия пойдут насмарку, тогда будет очень обидно".

И это правда, по девочке, когда ей только 6-10 лет трудно сказать, какой она будет в 14-15.

Из воспоминаний балерины Евгении Петровой: "Проблема лишнего веса в балете связана с переходным возрастом, когда формируется организм, и касается в первую очередь девушек. Девушки в балете подбираются специфические, обычно физически они развиваются позже ровесниц. Если кому-нибудь "посчастливится" уже к 13-14 годам обзавестись грудью и округлиться в бедрах, начинаются страдания и самые варварские диеты. Дело в том, что как раз в этом возрасте девочки переходят в балетный 5-й класс, после которого по традиции в хореографических училищах идет великая чистка: выгоняют всех - и явно неспособных, и просто рано созревших девиц. Педагоги не будут ждать, когда они к 20 годам скинут вес естественным образом. К этому рубежному классу худеют почти все.


Каждый старается как может. Самые жестокие диеты с применением медикаментов хранят в глубокой тайне. Девочки, которые быстро и радикально худеют, обычно врут, что сидели на фруктах и минералке. В 1970-е годы вес девочек старших классов не должен был превышать 50 кг независимо от роста. После рубежного 5-го класса в программу входил дуэтный танец, и считалось, что мальчикам больше полцентнера поднимать вредно. Каждую неделю у нас было контрольное взвешивание. За день до этого мы наедались фуросемида - сильного мочегонного и старались поменьше пить.

Еще один рубежный момент - выпускные экзамены. Мы сдавали "классику" в коротких розовых хитончиках, все наши телеса так и бросались в глаза, самим было противно. Одна из девиц, которой все равно предстояло ехать в Театр музкомедии в Саранск, так что о форме можно было не беспокоиться, из чистого перфекционизма на две недели села на жесткий сыр и сухое вино. От такой диеты она постоянно пребывала в легком подпитии и сразу после экзамена грохнулась в обморок. Некоторые, не столь рисковые, ели пресную гречневую кашу: три раза в день по две ложки, закусывая сухофруктами. Самыми уязвимыми, как ни странно, были дети из обеспеченных семей: они вечно экспериментировали с неведомыми лекарствами.

Случались трагические истории. Из училища выпускалась дочка известного теледиктора. Перед выпуском она сильно похудела, и, видно, в организме нарушился обмен веществ, у нее что-то случилось с психикой. После любого случайного яблока бежала в туалет, чтобы вызвать рвоту, а потом к зеркалу - не прибавила ли она лишнее. Когда она совсем ослабела, ее положили в больницу, кормили искусственно, внутривенно - она выдирала трубки. Закончилось все ужасно, она умерла. Говорят, что в последние дни эта высокая девушка весила 38 килограммов, у нее был желудок трехлетнего ребенка.

Есть счастливые люди, которые могут есть что хотят и сколько хотят, без всяких последствий для фигуры. Балерина Алла Михальченко имела прекрасные пропорции: длинные ноги, маленькую головку, изящную шейку. У нее была узкая кость, что тоже важно для балета - силуэт получается тонкий, графичный. У нее не было проблем с весом. Не страдавшая отсутствием аппетита, она всегда съедала полный обед, прикупала в буфете пирожное или пяток конфет и тут же шла на репетицию. Мы все тяжело и завистливо вздыхали."

В хореографическом училище довольно жесткие рамки относительно веса: младшие - рост минус 115, более старшие - рост минус 120, хотя у каждого педагога имеются свои критерии. В приватном разговоре с родителями они все понимают "да, кальций, да, витамины, да, полноценное питание ", а сами между тем снижают оценки и отчисляют. ЭТО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ!

Диета балерин

Первый разгрузочный день:

Завтрак - стакан томатного сока

Обед - 2 стакана томатного сока и один кусок черного хлеба

Ужин - стакан томатного сока.

Второй разгрузочный день:

Завтрак - стакан молока или кефира

Обед - стакан кефира и кусок черного хлеба

Ужин - стакан молока или стакан кефира.

Диета балерин (еще вариант)

Завтрак - 1/3 пачки нежирного 0% творога и стакан теплого молока 1%-3% или кефира.

2 завтрак - чашка кофе, кусок хлеба с маслом, чайная ложка меда

Обед - съесть столовую ложку вареного риса. Затем выпить одну чашку бульона и съесть кусочек мяса, не более 150 г.

Полдник - апельсин или яблоко. Если голодно, то можно и то, и другое.

Ужин - за два часа до сна выпить стакан теплого молока или кефира с одной чайной ложкой меда.

Остается только удивляться, как при таком меню они способны выдерживать такие нагрузки.

Профессиональные балерины - как и все молодые женщины, испытывающие тяжелые физические нагрузки, - болеют в четыре раза чаще обычных людей. Как правило, балерины страдают от неправильного питания, нарушения менструального цикла, остеопороза и сердечно-сосудистых заболеваний - это т.н. «тетрада».


Анна Хох, сотрудник Висконсинского медицинского колледжа (США) выяснила, что происходит с балеринами, когда не восполняется то количество энергии, которое было потрачено во время тренировок. В результате нарушается менструальный цикл, и у девушки возникают те же проблемы, с которыми сталкиваются пожилые женщины в постклимактерический период своей жизни.

Анна Хох провела обследование 22 профессиональных балерин, работающих в Milwaukee Ballet Company. Средний возраст артисток - 23 года, масса тела - 51 кг. У 86% балерин уже имеется по крайней мере один компонент «тетрады». 14% располагают всеми четырьмя.

Исследование показало, что 36% балерин неправильно питаются, у 77% обнаружен дефицит калорий, у 59% - кальция, у 45% - нехватка железа, у 23% - костная минеральная недостаточность (ранняя стадия остеопороза). У 27% прекратились месячные.

Самым страшным оказался вывод о том, что у 64% балерин развилась дисфункция кровеносных сосудов - прямая дорога к атеросклерозу.


Самая болезненная тема в закулисной жизни балета - ноги балерин. Дело в том, что до 18 века в балете и мужчины и женщины танцевали в обычной обуви на каблуках. С появлением пуантов балет превратился в исключительно женское явление.

Ниже - рентгеновский снимок ноги балерины, стоящей на пуантах. Такая стойка чревата множеством травм. В медицине существует даже отдельная специализация, занимающаяся исключительно травмами танцоров. Размер балетной туфельки гораздо меньше обычного размера обуви (чуть ли не в 2 раза) , это позволяет опираться на пальцы, стопа при этом деформируется.

Балетные туфли обычно шьют из розового атласа и пришивают к ним розовые ленты, но это лишь внешняя нежность, под которой скрывается жесткий каркас. Носок балетных туфель пуантов проклеен затвердевшим клеем и проложен картоном, образуя защитную твердую коробочку для пальцев ног, а подошва проложена толстой картонной стелькой и подшита тонкой кожей.

Новые пуанты балерина сразу ни за что не наденет, их нужно как следует подготовить. С ними, на первый взгляд, поступают жестоко: вначале разбивают молотком твердый носок до определенной мягкости, затем принимаются за стельку. Ее иногда и вовсе выдирают. Затем подошву трут о самую обычную бытовую терку.


А в конце подпиливают лезвием самый кончик туфли, а образовавшуюся дыру прошивают толстыми нитками. Все это делается для того, чтобы пуанты не скользили по полу. А чтобы они лучше «сели» по ноге - их можно слегка намочить.

Многие балерины очень трепетно относятся к выбору пуантов, ведь это, по сути, здоровье и долголетие их ног.


Балерины похожи на воздушных фей, на которых земное притяжение будто и не воздействует. Мы видим лишь как они редко касаются стопами сцены, а остальное время проводят в полете.

У обычных людей ноги мягкие, ноги балерины же по твердости ничуть не мягче ножки стула. Мышцы балерины крепкие, выносливые и сильные как железо. Ведь в противном случае, они не смогли бы удерживать вес своего тела на пятачке туфель пуантов площадью не более 2 квадратных сантиметров.

Чаще всего профессиональные травмы в балете связаны с переломами, вывихами и растяжениями, а также травмам связочного аппарата суставов. Существенную часть балетной травмы составляет также травма тазобедренного сустава, что влечет за собой целый комплекс проблем, с вовлечением в воспалительные процессы органов малого таза.



У балерин есть такое понятие - «ломать подъем», он заключается в насильственной растяжке связок верхней части стопы. Многие подсовывают пальцы под что-нибудь и так вытягивают подъем. Как и при любом противоестественном переизгибе, происходит вот что: растягиваются и нередко частично надрываются те связки, которые работают на растяжение, от чего связочный аппарат стопы слабеет и разбалтывается.

С возрастом этот процесс приносит известные неудобства, то есть нога легко подворачивается, особенно при беге и прыжках. Тромбофлебит, артриты-артрозы - это тоже частые профессиональные болезни балета. За красоту приходится платить таким образом.


Из воспоминаний балерины Евгении Петровой: " Животрепещущий для зрителей вопрос: легко ли балерин поднимать? Нелегко, конечно, но зависит это не от веса.

Балет – искусство, прежде всего, телесное. Кто бы что ни говорил, но никакой драматический талант не заменит пару красивых выученных ног и легких поющих рук. Но при этом, если со сцены веет пустотой и никчемностью, никакие ножки от ушей с гигантскими подъемами этого не компенсируют.

Так из чего же состоит «идеальная балерина» и существуют ли такие в природе?

За последние десятилетия сложился вполне понятный и четкий набор параметров , по которым строгая приемная комиссия отбирает профпригодных девочек в балетные школы. Среди них:

Выворотность . И чем больше, тем лучше. Выворотность – основа классического танца, без нее некоторые элементы даже не то что будут некрасивыми, их просто-напросто будет невозможно сделать. Выворотность – то есть разворот ноги наружу – можно наработать, НО только если предрасположенность к ней есть изначально. Если у сустава в вертлужной впадине нет места для разворота, никаким «лягушками», «бабочками» и прочими балетными зверствами его не развернуть – только вывихнуть.

Гибкость . Здесь, собственно, все понятно – стоит только посмотреть на современных балерин и на ту высоту, на которую они задирают ноги, и как изящно гнут спины, буквально складываясь пополам. Кому-то это не нравится, потому что, якобы, задранные до ушей ноги нарушают целостность и красоту истинно классического танца. Кто-то придерживается мнения, что даже классика не должна стоять на месте, а современные высокие амплитуды ее только украшают. Я, скорее, на стороне последних. Когда нога легко без напряжения взлетает вверх, нарушая все законы человеческого тела, понимаешь, что нет ничего невозможного. Главное, не бравировать шагом, типа «ап, смотрите, как я могу!», чем грешит незабвенная Анастасия Волочкова, а задирать ножки, так сказать, со смыслом.

Высокий подъем . И не просто высокий, а с так называемой «горкой». Наверное, обычный, не знакомый с балетом, человек подумает, что с такой стопой явно что-то не так, но на сцене в пуантах это смотрится великолепно. Зачастую «подъемистые» стопы идут в нагрузку к «иксовым» ногам – то есть, как я уже говорила, проваленным в колене. Такими ногами гораздо тяжелее работать, к ним нужен особый подход, но именно они ценятся больше всего. Вообще, стопа для балерины очень важна: большой и “указательный” пальцы на ноге в идеале должны быть одной длины, без предрасположенности к плоскостопию и вальгусу, с длинным мягким ахилловым сухожилием.

Длинные конечности . Ноги и руки – основной инструмент балерины. Чем длиннее, бесконечнее нога, тем легче ею «выпевать» движения. Короткие ноги и руки, конечно, удобнее – особенно, в быстром танце, аллегро. В длинных легко «запутаться», но зато как же они прекрасны в адажио! Есть даже такое понятие как «индекс длинноногости». Его высчитывают при приеме в балетную школу: меряют рост ребенка стоя и сидя (от макушки до мягкого места), потом рост сидя делят на рост стоя и умножают на 100%. Балетная норма: 49-52 %. Чем ниже %, тем лучше. Собственно, этот пресловутый индекс можно оценить и невооруженным глазом – ноги должны быть гораздо длиннее туловища.

Хороший прыжок . Прыжок, так же как и вывортность, дается от природы. Его можно наработать, можно научиться создавать на сцене его иллюзию, как это делает, например, Захарова, но прыжок под колосники с зависанием, так называемым «баллоном», это редкость. Именно за счет своего феноменального прыжка прославилась когда-то юная Наталья Осипова – иногда кажется, что она действительно умеет летать!

Всё выше перечисленное входит в понятие «форма».

Вот портрет идеальной балерины : высокая, невероятно худая, длинноногая-длиннорукая-длинношеяя, шагастая, то есть способная забросить ногу на 180 градусов без всякого напряжения, с высоким подъемом и мягкими выворотными ногами. Вес взрослой балерины, несмотря на ее рост, не должен превышать 50 кг. Во время обучения правила еще более строгие – идеальный вес высчитывается по формуле «рост минус 122». Всех, кто выходит за эти рамки, исключают. Тип телосложения – предпочтительнее эктоморфы, у них тонкие «жилистые» мышцы, практически не способные «обрасти мясом», узкие ступни и кисти, короткий корпус. Им легче оставаться в форме, не нужно соблюдать строгие диеты – обмен веществ достаточно быстрый, все съеденное просто сгорает.

Идеальная балерина – здоровая балерина . Балет не прощает ни проблем с сердцем, ни со зрением, и, уж тем более, болезней суставов. Только здоровый человек с очень хорошим иммунитетом способен выдержать нечеловеческие балетные нагрузки, постоянное психологическое давление и конкуренцию.

Кроме того, идеальная балерина должна быть красивой . Сцена не склонна в политкорректности: она не прощает ни большого носа, ни выпирающего подбородка, ни пухлых щечек. Да, гримом можно нарисовать какое угодно лицо и скрыть какие-то мелкие недостатки, но мы же сегодня говорим об идеале. Без красивого или хотя бы миловидного личика изобразить прекрасную Одетту или нежную Жизель как-то затруднительно.

Подводя итог «техническим параметрам» нашей идеальной балерины, не могу не упомянуть выучку . Даже безупречные ноги будут бессильны без хорошей школы и грамотного педагога. В России лучшими считаются три Школы – Академия им. Вагановой в Петербурге, Московская Государственная Академия Хореографии (МГАХ) и Пермское училище. Безусловно, они не гарантируют великолепную выучку и филигранную технику у каждой выпускницы, но даже сейчас, когда уровень обучения упал даже в этих заведениях, они остаются качественно лучше всех остальных в мире.

В завершение не могу не назвать «свою» балерину с идеальными параметрамиСветлана Захаров а. Красива до невозможности именно с балетной точки зрения.

А кто из балетных идеален внешне с вашей точки зрения? Что бы вы добавили к списку технических характеристик?

*А о духовности, энергетике и наполненности – то есть, о НЕфизических составляющих мы поговорим в следующий раз)

При подготовке поста использовались фотографии Марка Олича . Последнее фото Светланы Захаровой – Ирина Лепнева

Прима-балерина Михайловского театра Екатерина Борченко о любимом коктейле, мороженом и других удовольствиях.

Екатерина - заслуженная артистка России. В 2000 году окончила Академию русского балета им. А. Я. Вагановой. В 2000–2003 годах - солистка Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в 2003–2007 - солистка Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.

С 2008 года Екатерина служит в балетной труппе Михайловского театра. В текущем репертуаре балерины - ведущие сольные партии в балетах «Жизель, или Вилисы», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Дон Кихот», «Корсар», «Лауренсия», «Пламя Парижа», «Класс-концерт», «Спящая красавица», «В лесу», «Без слов», «Прелюдия», Nunc Dimittis. Главную женскую партию в балете Nunc Dimittis Начо Дуато создал специально для Екатерины Борченко.

О нагрузках в театре и за его пределами

Обычно работы в театре очень много. День начинается в 11.00: в это время я встаю к станку и начинаю делать балетный класс. Урок состоит из классических комбинаций, которые задаёт наш педагог-репетитор: сначала мы делаем упражнения у станка, затем на середине зала, а потом выполняем прыжковые комбинации. Занятие длится примерно час, а после него идут репетиции. Они проходят почти каждый день, одна или несколько - в зависимости от репертуара и твоей занятости в нём. Иногда репетиции могут продолжаться до 21.00-22.00.

Конечно, спектакль - это совсем особая история. Когда ты выходишь на сцену, вокруг тебя витает и обволакивает бешеная энергетика. Это и оркестр, и зрители, и партнер, и грим с костюмом, которые тебя преображают… И в каком-то смысле ты никогда не знаешь, что ждет тебя на спектакле, это магия чистой воды. Совершенно точно одно: чтобы получить отличный результат и добиться успеха на сцене, надо отдаваться репетициям целиком и полностью, выкладываться на все “сто” в зале. Мне очень нравится репетировать, это тоже очень интересный процесс: вместе с педагогом ты погружаешься в творчество, и творить можно бесконечно.

Если говорить про другую физическую активность, то ещё я люблю кататься по парку на велосипеде. Но это бывает крайне редко, так как обычно нет ни сил, ни времени.

О пищевых привычках и удовольствии от еды

С самого детства, ещё до того, как мы с братом начали заниматься балетом, родители следили за нашим рационом и приучали нас к правильному питанию. Они сами танцевали в Мариинском театре и знали, что это очень важно. Например, у нас дома почти никогда не бывало конфет, печенья или пирожных. Мы ели их совсем понемногу, только по праздникам или если их приносили в подарок гости. В основном на нашем столе были каши, супы, куриная грудка и овощной салат.

Сейчас мой дневной рацион выглядит примерно так: на завтрак – омлет, на обед – грудка с овощами, на ужин – творог или кальмары. Это, конечно, только основа, ведь не будешь есть одно и то же каждый день. Поэтому я смотрю по ситуации.

Немного отличается моё питание в день спектакля: как правило, перед выступлением я только ем творог и пью кофе. В день силовых и физических нагрузок очень важно чувствовать лёгкость, и творог как раз даёт мне такое ощущение.

Я получаю удовольствие и от самой еды, от процесса готовки (хотя когда я провожу целые дни в театре, “стоять у плиты№ приходится мужу). Вообще и худеть, и что-либо делать нужно всегда с удовольствием. Только тогда всё будет получаться и не будет стресса от диет. Этому, как и многому другому, меня научила Маша. Она поделилась со мной секретами, как не поправляться и всегда быть энергичной, несмотря ни на какие нагрузки. Само собой, для балерины соблюдать режим и правильно питаться очень важно.

О любимых блюдах и гастрономических послаблениях

Конечно, с годами мое питание меняется. Одно время я ела много орехов и сухофруктов, а сейчас не употребляю их совсем. Видимо, уже давно ими «наелась». Но вот модные веяния на мои гастрономические предпочтения не влияют. Хотя есть один коктейль, который я обожаю и который можно есть сколько угодно и никогда не поправиться. Готовит его мой муж. Это творог, молоко и фрукты (мне особенно нравятся бананы и киви).

Вообще любимые блюда - это те, которые дают силы и в то же время легкость. Пожалуй, больше всего я люблю курицу и мамины тушеные овощи. Это идеальная еда для меня.

Конечно, я люблю сладкое. Иногда ем желатиновые конфеты, они вкусные и, считается, что полезные для суставов. Одно из моих любимых летних удовольствий - пройтись по парку, подышать свежим воздухом и съесть вкусное мороженое. Что касается свадеб и прочих пышных застолий: такие события происходят крайне редко, поэтому я даже особо не задумываюсь над пищевым поведением в таких ситуациях. В любом случае просто стараюсь никогда не переедать. А если нужно скинуть лишнее, то работаю в зале подольше и усерднее. Этого достаточно, чтобы вернуться в форму.

О необходимости отдыха

Обычно мой отпуск длится не очень долго, я могу позволить себе отдых не больше двух недель. Но после тяжелого сезона, физических и эмоциональных нагрузок отдохнуть на море нужно обязательно! Солнце, соленая вода и теплый климат дают массу сил и заряд энергии на новый балетный сезон. Ведь очень важно начать работу в хорошем настроении и заряженной энергией солнца и природы. Поэтому на море я позволяю себе расслабиться, из физических нагрузок у меня только плавание и прогулки по окрестностям. В то же время совсем терять форму тоже не хочется, так что ем я более-менее те же самые блюда. Пищевые привычки уже давно сформированы, поэтому даже на отдыхе хочется вкусной и полезной пищи.

Если всё-таки к концу отпуска появляется лишний вес, уходит он довольно быстро - благодаря напряжённому режиму и большому количеству работы.