Фигурист стефан ламбьель личная жизнь. Мятежный гений. Стефан Ламбьель – художник, который не забывал, что является спортсменом. Личная жизнь Стефана Ламбьеля

Серебряный призер Олимпийских игр 2006 года, двукратный чемпион мира в мужском фигурном катании рассказал в интервью специальному корреспонденту "Р-Спорт" Елене Вайцеховской о том, что сподвигло его стать тренером, ответил на вопрос, почему нельзя дважды войти в одну реку, одобрил решение чемпиона ОИ-2014 исполнять в олимпийском сезоне старые программы, а также объяснил, почему вредно думать на льду.

"Нашел дело, которым хотел бы заниматься до конца жизни"

Хорошо помню, как семь лет назад, уже уйдя из любительского спорта, вы сказали мне в интервью, описывая свои чувства: "Было совершенно непонятно, что делать дальше, куда идти, чем заниматься. С одной стороны, я вроде бы и мечтал о том, как начну после Игр выступать в шоу, что этих шоу будет много, но в тот момент не мог понять, хочу ли этого. И чего вообще хочу". Сейчас могу признаться: меньше всего я ожидала, что вы когда-либо захотите стать тренером.

Семь лет… Даже трудно поверить, что уже столько времени прошло. Но я успел понять за эти годы главное: насколько важным для меня является фигурное катание. Оно - вся моя жизнь, и я не хочу никакой другой жизни. Когда в 2010-м я завершил соревновательную карьеру, почти сразу стал участвовать во всевозможных семинарах, ставить программы. И, знаете, как-то быстро почувствовал, насколько это здорово - учить других. Объяснять фигуристам какие-то вещи, до которых сам дошел достаточно длинным путем, предостерегать их от ошибок, которые я совершал на этом пути.

Тренерская же работа начиналась с того, что я стал помогать Питеру Грюттеру, своему тренеру. У него на тот момент катались двое интересных юниоров - брат и сестра Боденштайн, и Грюттер доверил мне с ними заниматься. Чуть позже ко мне обратилась мама этих детей и сказала, что очень просит, чтобы я продолжил работу с Ноем и Ноэми, поскольку у нее не всегда получается возить их из Лозанны, где жила семья, в Женеву к Питеру. Я согласился. Параллельно с этой работой продолжал кататься сам.

Еще через какое-то время понял, что в тренерской профессии нашел для себя дело, которым хотел бы заниматься до конца жизни. Мне нравится делиться с людьми тем, что знаю сам, нравится разбирать все эти механизмы, трансформирующие движения тела в скольжение. С одной стороны, это очень творческая работа, с другой - фантастический обмен энергией с теми, с кем работаешь. Все это - колоссальный драйв. Хотя я прекрасно вас понимаю: если бы кто-то в мою бытность спортсменом сказал, что я стану тренировать, я бы и сам не поверил.

Рискну процитировать вам , с которой вы занимались в Шампери прошлым летом. В интервью она рассказывала о вашей совместной работе так: "Стефан начинает быстро-быстро накручивать какие-то шаги, мы с Алексеем Урмановым стоим, раскрыв рты, и вообще не понимаем, как он все это делает. Потом я прихожу в себя, прошу повторить, он повторяет и делает все вообще по-другому. Причем иногда даже не отдает себе в этом отчета, поскольку не запоминает ни шагов, ни их очередности".

Ну, не так уж чтобы совсем по-другому… Возможно, иной была манера исполнения, и этому я тоже учу своих студентов. Объясняю: в фигурном катании важно не то, что ты делаешь, а то, как ты это делаешь. Твиззлы может выучить кто угодно, причем на любой уровень сложности, для этого достаточно показать ребенку как правильно выполняется нужное движение и затем повторить его несколько сотен раз. А вот сделать элемент так, чтобы у зрителей захватило дух, - это искусство. Поэтому я не учу выполнять некий набор движений, я учу чувствовать эти движения, чувствовать и понимать музыку, чтобы человек мог кататься так, чтобы каждый элемент сиял, притягивал внимание. В моем понимании именно в этом кроется красота фигурного катания. Ну да, возможно я не совсем точно повторял те шаги, которые показывал Юлии, но ведь в одну воду нельзя войти дважды, так? Даже два проката, которые ты делаешь с разницей в один день, не бывают похожи друг на друга. Для меня катание всегда было чем-то магическим и одновременно очень честным. На льду ты не соврешь. И никого не обманешь.

- Сейчас вы по-прежнему работаете с Грюттером?

Вам ведь доводилось ставить программы очень известным спортсменам, каждый из которых наверняка не отказался бы продолжить с вами сотрудничество. Почему вы предпочли этому малоизвестных юниоров?

Я работаю с теми, с кем начинал. Ноя и Ноэми я тренирую с 2012 года. С того самого времени, когда они умели прыгать лишь одинарные прыжки. Ной на моих глазах начинал осваивать двойные, и это было страшно занимательное зрелище. Достаточно много моего тренерского времени занимают те, кто специально приезжают ко мне в Шампери. Мне кажется, фигуристам просто нравится обстановка: полное спокойствие, но в то же время абсолютно все необходимое, чтобы тренироваться.

Когда ко мне приехал Денис Васильев, он был травмирован. Я не доктор, как вы понимаете, и не физиотерапевт, но сам много раз проходил через травмы, знаю, что это такое, и могу подсказать, как можно быстрее справиться с этой ситуацией, к кому обратиться. Связей, чтобы организовать процесс, у меня вполне достаточно. Та ситуация тоже была для меня хорошим опытом. Я понял, что тренер не может замыкать все вопросы на себя. Подготовка спортсмена - командная работа, и ты никогда не знаешь, сколько специалистов тебе в этой команде понадобится -- слишком много всего может произойти в тренировочном процессе. Сейчас я знаю, что при необходимости всегда могу обратиться к Саломе (бывший хореограф Ламбьеля Саломе Брюннер), к Питеру. Им я могу доверить любого из своих спортсменов, если мне вдруг приходится куда-то уезжать. Получается своеобразный паззл, который мы складываем совместными усилиями.

Все равно не понимаю: вы всегда так любили выступать перед публикой, могли бы кататься и кататься, периодически приглашая различных звезд в свой летний лагерь, а не проводить на катке дни напролет, ломая голову над тем, как научить начинающего спортсмена делать тройной прыжок…

У меня достаточно много свободного времени. Его не хватает на не связанные с фигурным катанием вещи, ну так эти вещи и не слишком меня интересуют. Я по-прежнему выступаю в шоу, сам придумываю себе показательные номера и даже выкраиваю время для собственных тренировок. Более того, совершенно не собираюсь от всего этого отказываться - слишком большое удовольствие по-прежнему получаю от катания.

"Нравятся люди, которые рискуют"

Когда-то вы были в первых рядах тех, кто начинал осваивать четверные прыжки. Сейчас уже говорят о том, что скоро все прыжки в мужских программах станут четверными. Вам нравится эта тенденция?

Мне вообще нравятся люди, которые рискуют. Когда ты толкаешь себя вперед, ты растешь, развиваешься. В то же самое время я всегда был сторонником сбалансированных программ. Сейчас мне иногда кажется, что этот баланс нарушен.

- А чьи программы представляются вам наиболее сбалансированными?

Хотите, чтобы я назвал вам имя?

- Конечно.

Из того, что я видел, мне очень понравилось выступление в Братиславе на турнире Ондрея Непелы. Ее короткая программа. Там есть все: сложный технический контент, эмоции, характер. Еще мне нравятся обе программы Дениса (Васильева). Как только он включит в программы четверные прыжки, мир получит фигуриста, которому есть, что сказать на льду. Денис прекрасно чувствует музыку, прекрасно ее интерпретирует. Современному фигурному катанию нужны спортсмены, способные заставить лед плавиться.

- Как вы относитесь к идее Юдзуру Ханю взять для олимпийского сезона две старые программы?

Поначалу сильно сомневался в правильности этого шага. А потом встретил Ханю на его катке в Торонто, и он попросил меня взглянуть на его произвольную. Честно говоря, я был потрясен тем, как Ханю интерпретирует музыку, насколько он точен в акцентах - ничего подобного даже близко не было два года назад, когда он катал Seimei впервые. Как раз тогда я задумался о том, что подобная переработка старых программ позволяет увидеть внутренний рост фигуриста. То же самое могу сказать о короткой программе Ханю на музыку Шопена. Она стала гораздо более зрелой и, соответственно, интересной.

Я бы сказала нечто подобное относительно "Дон Кихота" Алины Загитовой: в этом сезоне ее программа производит куда более сильное впечатление, нежели в прошлом. Так что решение оставить столь выигрышную постановку еще на один сезон кажется мне абсолютно оправданным.

Согласился бы с вами, если бы не возраст Загитовой (15 лет). Ханю - олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира, обладатель всех мыслимых и немыслимых рекордов, а ваша фигуристка - всего лишь маленькая девочка, которая находится в самом начале карьеры. В этом возрасте нужно расти, развиваться, пробовать новые образы, а не оставлять одну и ту же программу на второй сезон лишь потому, что она получилась удачной. В чем тут вызов? Безусловно, это удобно, требует меньше затрат, но спортсмен не должен рассуждать такими категориями, когда находится в начале пути.

На ваш взгляд, нужно ли стремиться переносить все прыжки во вторую часть программы, как это делает Загитова? Или может оказаться выгоднее прыгать их в более свежем состоянии, чтобы получать более высокие надбавки за качество элементов?

Определенный здравый смысл в таком варианте имеется. Что иногда происходит сейчас: если фигурист имеет последний стартовый номер, то ему становится очень удобно катать программу с прыжками во второй половине. Потому что первую половину программы он, по сути, разминается. Но я не хочу смотреть, как спортсмен разминается, я не за этим пришел на каток. Такие программы скучны и предсказуемы.

Они и без этого предсказуемы, и это я считаю еще одной проблемой. Элементы, которые фигурист должен показать на льду, практически у всех идентичны. Более того, все знают, какими именно чертами определяется уровень сложности того или иного элемента, и повторяют их из программы в программу. У нас в программе три вращения, соответственно, черт должно быть 12. И все они тоже одинаковы. Как только фигурист начинает делать, допустим, вращение в заклоне или со сменой ног, все сразу понимают, какими чертами эти вращения будут сопровождаться. Поэтому сидят и ждут: а вдруг случится что-то непредсказуемое?

Это, собственно, к вопросу, куда мы движемся в нашем виде спорта. С моей точки зрения, уже уткнулись в некий творческий тупик. И нужно срочно принимать меры, чтобы сделать общую картинку хоть немного более интересной. Живой.

- Как много олимпийских постановок вы сделали в нынешнем сезоне?

Летом я работал с вашим спортсменом Михаилом Колядой, и мы сделали дорожки шагов к обеим его программам. Для Дениса (Васильева) короткую программу придумал и поставил я сам, а произвольной занималась Саломе. Еще работал с Майей и Алексом Шибутани - подкинул им некоторые идеи для обоих танцев.

- Американцы приезжали к вам в Шампери?

Да, сразу после чемпионата мира. Еще я работал с Семой Уно над интерпретацией его программ. Вот, пожалуй, и все мои "олимпийцы". Возможно, в их число войдет еще девочка из Латвии Диана Никитина, если сумеет пройти квалификацию. Ей тоже ставили программы мы с Саломе. На мой взгляд, это довольно много, учитывая мою тренерскую деятельность и занятость в шоу.

Помню, как однажды вы работали с Евгением Плющенко и заметно расстроились, увидев, что от вашей хореографии в его программе осталось не слишком много. , как я слышала, тоже внес определенные изменения в те дорожки шагов, которые предложили ему вы.

Это совершенно другая история. Миша, как я уже успел увидеть на тренировке перед началом соревнований, сохранил наиболее сложные фрагменты дорожек, и я рад, что он это сделал. Потому что сложная работа - это вызов, это заставляет напрягаться, думать, а значит - развивает спортсмена. Проблема пока в одном: делая все эти пока еще сложные для себя шаги, Миша постоянно контролирует, как именно он выполняет то или иное движение. Такие вещи мой глаз сразу ловит. Катать программу нужно с удовольствием, с легкостью, особенно такую программу, как "Элвис Пресли". Только тогда это способно завести зал по-настоящему. А когда ты слишком напряженно думаешь о том, что делаешь на льду, сразу начинаешь путаться и ошибаться.

elanis

После Олимпийских Игр в Ванкувере из любительского спорта ушёл самый яркий, пожалуй, фигурист последних лет - двукратный чемпион мира Стефан Ламбьель.

Полосатая жизнь Стефана Ламбьеля.

Годом Рождением Ламбьеля как незаурядного фигуриста стоит считать 2002-й. На чемпионате Европы в Лозанне юный швейцарец катался настолько чисто, технично и азартно, что заворожил всех. Полный комплект тройных прыжков в произвольной программе сочетался с богатым набором невероятных вращений, которые украсили бы не только мужское, но и женское выступление. Поневоле вспомнилась соотечественница Ламбьеля Натали Криг, за свои вращения внесенная в Книгу рекордов Гиннесса. Криг, правда, совершенно не умела прыгать. Ламбьель же не смазал в Лозанне ни единого приземления.
Медаль фигуристу тогда не досталась. Может быть судьи не рискнули поднять оценки, посчитав очень легкую по восприятию программу слишком юниорской. Или же сказалось то, что Стефан не сделал ни одного каскада. А может, как это часто бывает в фигурном катании, сочли недостаточным возраст. Однако по реакции вставшего в едином порыве зала несложно было понять: только что состоялось рождение нового национального героя.
Через два года на чемпионате Европы в Будапеште произошел еще один неординарный случай. К тому времени Ламбьель уверенно освоил четверной прыжок, но справится с ним в произвольной программе не сумел. От расстройства, видимо, ошибся и в следующем, тройном акселе, - сделал только два оборота. А потом вновь зашел на четверной - и выполнил его. В интервью прокомментировал просто: «Я понял, что терять уже нечего, и подумал: а почему нет? Почему не использовать возможность еще раз прыгнуть четверной в условиях соревнования? Хуже от этого не будет!»
Тогда немало судачили, что швейцарец вполне мог оказаться в тройке призеров чемпионата мира. Мол, только пиетет арбитров к представителю страны-хозяйки Штефану Линдеманну стал причиной того, что Ламбьель остался без медали. Его произвольная программа тянула даже не на «бронзу» - на «золото».
Хотя сам фигурист не считал сезон удавшимся. Он перенес тяжелую простуду в промежутке между чемпионатом Швейцарии и европейским первенством, затем вновь заболел, а в довершение, приступив к форсированным тренировкам, травмировал колено.
Первоначально травма не показалась чересчур серьезной. Проехав после чемпионата мира - 2004 по ряду европейских стран с показательным шоу, Ламбьель немного передохнул и в июле на десять дней отправился в швейцарский Флимс, предварительно договорившись с Виктором Кудрявцевим о совместной работе. Потом перебрался в Оберсдорф - тренировочный лагерь, где каждое лето собираются лучшие фигуристы Германии, Италии и Швейцарии. Вот только колено давало знать о себе уже всерьез.
Рассказывая о своем лучшем ученике в одном интервью, опытнейший швейцарский специалист Петер Грюттер отметил, что одна из наиболее характерных черт его подопечного - импульсивность. В сочетании с отчаянием от необходимости ложится на операцию она образовала гремучую смесь: Ламбьель разорвал отношения не только с тренером, но и со многими другими людьми, искренне полагавшими, что без их помощи фигурист как без рук. Перебрался в Лозанну и стал продолжать тренировки у Седрика Моно, до 1994 года успешно выступавшего за Швейцарию в парном катании со своей сестрой Лесли.
Швейцарские спортивные деятели пребывали в панике, отчаявшись найти объяснение эскападам спортсмена. Спокоен был лишь Грюттер.

Уход и возвращение
В спорте нередко оказывается так, что поиски корней того или иного успеха приводят к личности тренера. Грюттер начал тренерскую карьеру в 1965-м - через год после того, как прекратил выступать (он участвовал в Олимпийских Играх 1964 года и занял там последнее место. В 1996-м тренер перебрался из небольшого городка Монтана в Женеву. Пути Грюттера и Ламбьеля пересеклись годом ранее: девятилетний Стефан заявил своей матери, что хотел бы попасть в группу именно этого тренера.
Грюттеру мальчишка понравился. «Как только я увидел его на льду, понял, что передо мной невероятный талант. Он чувствовал музыку всем своим существом, а главное, был готов тренироваться чуть ли не круглосуточно». - вспоминал тренер.
Переезд наставника в Женеву ничуть не обескуражила Ламбьеля. Грюттер как-то подсчитал: ради тренировок Стефану еженедельно приходилось преодолевать 1200 километров. Первые годы его привозила на каток мама и оставалась в Женеве на целый день, ожидая, когда тренировки будут закончены. Это в итоге стоило ей семьи: муж не выдержал предложенной ему жизни и ушел к другой женщине. Стефану на тот момент было четырнадцать. Его сестре Сильвии - шестнадцать. Брату Кристофу - десять.
Фигурист начал ездить в Женеву самостоятельно - на электричке. В четырнадцать лет казался уже вполне взрослым - по крайней мере для того, чтобы принимать решения и отвечать за свои поступки. Этому учил его и Грюттер. Тренер был откровенно недоволен лишь одним: тем, что в семнадцать лет его подопечный сел за руль. «Это не только дополнительный и ненужный стресс, - втолковывал он Стефану. - В поезде можна расслабится, поспать, сделать уроки, наконец. Ты же просто-напросто отнимаешь у себя по нескольку часов в день».
Однако во всем, что касалось работы, творческий тандем не имел разногласий. Грюттеру импонировал подход ученика к тренировкам. «Он четко понимает, чего хочет добиться. - говорил тренер, - Ему нравится истязать себя, дополнительно занимаясь растяжкой, хореографией. Никогда, начиная с совсем юного возраста, он не стремился повторить кого-то, обыграть любой ценой. Работал, как человек, который хочет прежде всего раскрыть свои возможности, не думал о медалях. Стефан - не тот, на кого можна надавить, заставить что-то делать помимо собственной воли. Поэтому я всегда оставлял за ним право на собственные решения. И ошибки в том числе. Хотя и предупреждал о последствиях, если те или иные шаги не казались мне правильными.
Надо отдать должное: Ламбьель обладает способностью мгновенно впитывать любую информацию и извлекать из нее максимум положительного опыта. Могу вспомнить чемпионат мира - 2003 в Вашингтоне. Стефан потрясающе выступил в квалификации, но выложился до такой степени, что я понимал: на остальное сил у него уже нет. Так и получилось - он перегорел. После короткой программы был очень расстроен, но едва соревнования закончились, пришел ко мне поговорить. Не о неудачном результате, а о том, что нужно предпринять, чтобы научится правильно распределять силы в будущем.
Его отличает феноменальная интуиция. Но самое неоценимое качество - это умение Ламбьеля сохранять холодную голову и принимать правильные решения, когда вокруг царит страшный ажиотаж. Чем тяжелее складывается для него турнир, тем лучше он контролирует собственные эмоции и поступки».
Разрыв с учеником осенью прошлого года Грюттер прокомментировал одной фразой: «Он вернется».
Старый наставник как в воду глядел: сотрудничество Ламбьеля с Седриком Моно оказалось непродолжительным. Восстановившись после операции на колене, Ламбьель вернулся к Грюттеру.

Прошлое
Удивительно даже не то, что спортсмен, едва восстановившись после лечения, сумел быстро достичь конкурентоспособного (в сравнении с сильнейшими) состояния, а то, что происходило в 2005-м в промежутке между европейским и мировым первенствами. Ламбьель полностью поменял произвольную программу, объяснив это тем, что новая композиция «Король Артур» больше отвечает его внутренним творческим запросам. Пожаловался в одном из интервью: «Самое трудное - держать в голове все новые шаги и переходы, чтобы не сбиться в середине выступления». Что же получается - медаль чемпионата мира, которая могла бы, что немаловажно, стать первой в его карьере, интересовала фигуриста во вторую очередь? Ведь очевидно, что прежняя, уже обкатанная программа дала бы ему больше шансов чувствовать себя на московском льду спокойнее.
«Я хотел побороться с Плющенко на его поле, попытаться выиграть у него, - заметил Ламбьель на пресс-конференции. - Но так получилось, что этот чемпионат выигрался сам…»
На втором, победном для швейцарца турнире, в 2006-м в Калгари, произошло похожее: Плющенко, завоевавший золотую медаль в феврале на Олимпиаде в Турине, где Ламбьель получил «серебро», мировое первенство пропустил. Сам Стефан признался, что решение поехать в Калгари он принял за десять дней до выступления. Перед Играми травмировал ногу, но всерьез заняться лечением, вернувшись из Турина, смог не сразу: должен был провести несколько показательных выступлений дома. Выиграв высший мировой титул второй раз подряд, он сказал: «Год назад в Москве я понимал, что в целом мне повезло. Поэтому рад, что сумел доказать: та победа не была случайной. Сейчас же у меня совсем другие задачи - работать и готовится к Играм в Ванкувере.

Уход и возвращение
Победив в финале Гран-при в самом конце 2007-го, Ламбьель говорил: «Новые правила заставляют фигуристов постоянно что-то менять. Сводить к минимуму ненужный риск во время выступления. Мы все очень надеемся, что в конце сезона их немножко изменят - станут добавлять больше баллов за элементы повышенного риска. За четверные прыжки, тройной аксель, определенные каскады. Сейчас же риск часто получается неоправданным.
Мне кажется, что было бы правильнее подчинить существующим требованием только одну программу. На данный момент мы, по сути, имеем две обязательные программы, которые различаются между собой разве что тем, что одна длится около трех минут, а вторая - четыре с половиной. Что ж, пусть одна оценивается в полном соответствии с этими правилами. Но во второй, если уж она называется произвольной, хотелось бы иметь больше свободы. Сейчас мы поставлены в слишком жесткие рамки: вынуждены выполнять один и те же шаги, одни и те же вращения, одинаково менять ребра во время этих вращений. Что не имеет никакого смысла. Результат может быть одним: зрители с большим удовольствием пойдут не на соревнования, а на шоу. А в нашей жизни главное все-таки борьба за медали.
Я рад, что удалось победить в финале Гран-при, искренне горжусь этим. Но олимпийские Игры - совсем другая история. Чудовищный стресс. Сознание того, что вторых таких соревнований в твоей жизни может не случится не покидает меня ни на минуту. И когда понимаешь, что, пройдя этот ад, ты выиграл медаль, на пьедестал поднимаешься, словно возносишься на небеса.
Наверное, из-за всех этих олимпийских переживаний следующий сезон стал для меня особенно сложным. Я должен был отойти от того выступления. Заново переосмыслить, как тренироваться, чтобы не только добиваться соответствующего результата, но и получать удовольствие от работы. Кажется, это удалось. Я иначе отношусь к тому, что делаю на льду. Может быть, просто повзрослел: ощутил внутреннюю зрелость, уверенность в своих силах. Сейчас я - гораздо более настоящий фигурист, как мне кажется».
Всего через пол года Ламбьель ушел. Как полагал - навсегда. Слишком сильно мучили травмы. Но как же нужно быть отравленным большим спортом, чтобы в начале олимпийского сезона - 2010 вернутся! Как выяснилось, за четвертым местом Ванкувера.
Нельзя сказать, что это стало трагедией. Постоянный хореограф Ламбьеля и его близкий друг Саломе Брюннер говорила, что предчувствовала неудачу - на разминке, да и потом, за кулисами, не увидела в фигуристе привычного внутреннего света. «Дело не в упущенном «золоте», - добавила она. - Для Стефана гораздо важнее показать все то, на что он способен. Выполнил много сложных элементов, а полета не случилось».

Настоящее
Сразу после Игр, когда фигурист вернулся домой в Швейцарию, чтобы выступить в ряде шоу, с ним встретилась журналист Реут Голински.

- Стефан, неужели мы не увидим вас в следующем году на чемпионате Европы в Берне?
- Да, меня там не будет. Для меня основной целью был Ванкувер. Я рад, что смог пройти этот путь, но знаю, что для меня он уже окончен. Моей целью было получить золотую медаль, но я ее не выиграл. Мне нужно это принять и продолжать жить дальше.

- Пытались ли вы еще раз прокатать программу в голове - подумать, может что-то можно было сделать иначе?
- Зачем? Я все равно не могу ничего изменить в свое прошлом. Может, позже пересмотрю свой прокат и получу удовольствие. Но сейчас в этом нет смысла. Я по-прежнему занят, у меня много шоу, и это здорово. Я сделал в спорте все возможное. Единственное, что могу сейчас, - сосредоточится на том, чем занимаюсь.

- Что дальше? Шоу?

- Да. Я очень хочу работать с фигуристами. Не знаю, должен ли сам пригласить кого-то или стоит подождать, пока кто-то обратится ко мне за помощью… Лучше бы обратились. Но для того, чтобы принять решение, работать с человеком или нет, нежно знать какой у кого потенциал. Когда соревнуешься сам, нет возможности следить за тем, что делают на льду другие.
Конечно, это невозможно - посвятить кому-то сто процентов времени и работать с ним каждый день. Но для хореографии надо прежде всего «влить в тело кровь», «впрыснуть» в фигуриста новые идеи, а потом смотреть, как он будет на них реагировать. Заставлять человека делать все в точности так, как делал я сам, бессмысленно: у него могут быть другие способности, другое тело. Самое главное - это внутренняя свобода, и то, что ты хочешь выразить, катаясь под музыку.

У вас есть качество, которому, наверное, невозможно научить: вы заставляете людей пережить то, что переживаете на льду сами.
- Да, я люблю делится с другими своей страстью к фигурному катанию. Чувствую, что могу передавать эмоции. Допускаю, что есть люди, которым вообще не свойственно испытывать сильные переживания, и мне нравится думать, что они могут это сделать через меня и мое катание. У хореографического искусства нет границ. Это язык, который доступен каждому и «работает»в любой точке мира.

- Когда вы закончили произвольную программу в Ванкувере, то были несчастны. И передали свое состояние многим зрителям.

- Думаю, это потому, что я не умею скрывать свои чувства. Другое дело, что, когда заканчивается музыка, завершается и история. Это как с книгой: прочитали, закрыли - и все. Я уже говорил как-то, что не люблю ждать когда зазвучит музыка. Но как только это произошло, все остальное перестает для меня существовать. Мне не нужно сосредотачиваться на движениях, командовать своими руками делать те или иные жесты. Музыка сама ведет меня, заставляет двигаться.

- Как же вы водите машину, слушая музыку?

- Ой, очень плохо. Может быть как раз потому, что испытываю слишком много эмоций сразу. Но знаете, так интересней жить…

Фигурное катание - красивейший вид спорта, который требует силы духа, упорства и смелости. Сегодня мы поговорим о молодом человеке из Швейцарии, который покорил весь мир.

Знакомство

Кто же такой Стефан Ламбьель? Сегодня мы поговорим об известном и талантливом швейцарском фигуристе, серебряном призёре Олимпийских игр, которые проходили в Турине, в категории одиночного мужского катания. Также наш герой является двукратным чемпионом мира.

Детство

Стефан Ламбьель появился на свет в Мартиньи, Швейцария. Его мать Фернанд была уроженкой Португалии, поэтому родной язык Стефана - французский. Мальчик появился на свет 2 апреля 1985 года. Детские годы прошли в маленьком скромном городке Зионе. Впервые мальчик встал на коньки, когда ему было всего 7 лет, и случилось это при весьма забавных обстоятельствах. Стефан с матерью поехал забирать сестру из кружка по фигурному катанию и решил сам попробовать покататься. Вот так получилось, что это случайное событие повлекло за собой такую цепь достижений и успеха.

После того как Стефан Ламбьель попробовал коньки первый раз, он твердо решил посвятить свою жизнь этому виду спорта. Поначалу он занимался вместе со своей сестрой Сильвией, которая была его первым тренером. У девочки не было способностей к катанию на льду, и в скором времени она бросила этот спорт.

Уже в 12 лет Стефан достиг первых значительных результатов: упорный труд и врождённый талант давали о себе знать. В 1997 году подросток становится чемпионом Швейцарии. Уже в том возрасте у него была своеобразная визитная карточка, по которой его всё чаще узнавали - сложные вращения на большой скорости.

Карьера

После такого успешного начала мальчика преследовала слава. Главным отличием и козырем парня стала высокая скорость и техническое мастерство. Эксперты приходили в восторг от выступления фигуриста. Он быстро завоевал уважение экспертов тем, что не обращал внимания на множественные похвалы, продолжая развиваться и совершенствоваться. Любовь зрителей была обеспечена благодаря красоте и изяществу движений фигуриста на льду.

Несмотря на бурное развитие карьеры, Стефан Ламбьель получил сертификат об окончании курсов по биологии и химии в 2004 году. Также этот год знаменателен тем, что фигурист переехал на постоянное место жительство в Лозанну. Переезд стал первой ступенью Стефана в самостоятельной жизни: он поступил в университете и начал строить свою жизнь. При этом полностью окунуться в студенческие годы ему не удалось, так как занятия приходилось часто пропускать из-за плотного и насыщенного графика тренировок.

В 2005 году в Москве проходил Чемпионат мира по фигурному катанию, на котором Ламбьель завоевал золотую медаль. Эксперты начали позиционировать его как реального конкурента непревзойденного Евгения Плющенко. Сразу через год после блистательной победы Стефан завоевывает серебро в Турине. В этом же году он стал двукратным чемпионом мира в Калгари.

Далее последовал некий спад в карьере фигуриста. Он был вызван общей истощенностью и усталостью на физическом и психологическом уровнях. Разумеется, сногсшибательный успех был достигнут не из-за удачи, а благодаря изнурительным тренировкам. Восстанавливаясь, Стефан не смог поучаствовать в середине сезона в 2006-2007 годах. Несмотря на это, уже в 2007 году он участвовал в Чемпионате мира в Токио, на котором доказал, что он в форме и готов к борьбе. На соревнованиях он получил почётное третье место, а на Чемпионате мира в 2008 году он стал уже пятым, что было тревожным звоночком.

Фигурист Стефан Ламбьель длительное время занимался под руководством Петтера Грюттера. В 2004-2005 годах он пытался сменить тренера, но вскоре вернулся к Грюттеру. Также Ламбьель стажировался у Алексея Мишина. На Чемпионате мира, который проходил в 2007-2008 годах, Стефан пришёл к решению сменить тренера. Новым вдохновителем фигуриста стал Виктор Петренко - известный советский и украинский фигурист.

В октябре 2008 года Стефан собрал пресс-конференцию, на которой признался, что заканчивает любительскую карьеру в спорте по причине травмы паха. После этого он посвятил себя различным шоу и гастролям, демонстрируя свой талант публике. Но уже в июле 2009 года амбиции взяли верх, и Ламбьель объявил, что возвращается в спорт для того, чтобы попробовать свои силы на Олимпиаде в Ванкувере.

Стефан Ламбьель: личная жизнь

Девушкой, с которой фигурист решил связать свою жизнь, стала Каролина Костнер. Она является для него жизненным ориентиром и светом, который заставляет двигаться вперёд. Фигурист очень не любит, когда его спрашивают о личной жизни, поэтому каких-либо подробностей пресса не знает. Известно, что Каролина на время переезжала в Лос-Анджелес для тренировок, что послужило причиной расставания пары. Однако после её возращения влюбленные снова воссоединились, как рассказывает сам Стефан Ламбьель. Личная жизнь, жена - все эти темы для него табу, но всё же есть информация, что пара узаконила свой брак вскоре после возращения Каролины из Лос-Анджелеса.

Работа на телевидении

После завершения карьеры Стефан решил окончательно уйти из любительского спорта. На сегодняшний день жизнь его весьма разнообразна - он участвует в телевизионных шоу, ездит по миру и даёт интервью. Помимо этого, он также занимается постановками программ для молодых фигуристов.

В мире большого спорта появляются новые таланты и великие мастера, которые стремительно достигают большого успеха за счет упорной работы и маленькой щепотки удачи. Героем нашей статьи будет прославленный фигурист из Швейцарии, движения которого приковывали зрителей со всего мира к экрану телевизора во время трансляции мировых соревнований. Но мало кто знает, что происходит за пределами ледового покрытия. Как сложилась личная жизнь Стефана Ламбьеля? В статье раскроем тайные страницы из жизни спортсмена.

Биография

Data-lazy-type="image" data-src="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/2.jpg" alt="фигурист стефан ламбьель" width="905" height="655" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/2..jpg 300w, https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/2-768x556.jpg 768w" sizes="(max-width: 905px) 100vw, 905px">

Кто такой Стефан Ламбьель? Это прославленный фигурист, который смог добиться большого успеха на скользкой и холодной поверхности льда. Рост 175 сантиметров. На каток его привел случай, который изменил его жизнь. За его спиной множество наград и медалей, он неоднократно становился чемпионом мира и Европы, а также побеждал на зимних Олимпийских играх. Но, как из простого мальчугана вырос гарцующий лебедь, каждый взмах крыла которого завораживает. Чтобы разобраться в этом покопаемся немножко в прошлом.

Стефан появился на свет 2 апреля 1985 года в маленьком городке Мартинья, что находится в горной Швейцарии. Мама будущего дарования по происхождению из Португалии, в семье все говорили только на французском языке.

Jpg" alt="стефан ламбьель в детстве" width="700" height="525" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/31582283..jpg 300w" sizes="(max-width: 700px) 100vw, 700px">

Когда исполнилось 7 лет, мальчик впервые встал на коньки и вышел на лед. Это знакомство прошло при довольно забавных обстоятельствах. У него есть старшая сестра, которая ходила на кружок по фигурному катанию. Однажды он вместе с мамой пошел встретить ее после занятий, но пришлось подождать. В этот момент он выпросил возможность прокатиться по льду. Именно с этой секунды, когда он оттолкнулся от бортика и поехал, молодой человек твердо решил связать жизнь с профессиональной карьерой фигуриста. Интересно то, что родители будущей звезды были далеки от спортивной жизни и не имели к ней прямого отношения.

После этого, Стефан начинает шаг за шагом учиться катанию, изначально он занимался вместе с сестрой, которую зовут Сильвия. Девушка стала его первым тренером в жизни. Но у нее не было нужного таланта и способностей, чтобы всерьез заняться спортом, поэтому она ушла с катка. Наш герой и не думал отчаиваться и сдаваться, с каждым днем его талант и мастерство только приумножалось, в итоге, в двенадцатилетнем возрасте он участвует в первых соревнованиях. В 1997 году наш герой получает первое место на чемпионате Швейцарии. Эта победа является отправной точкой для становления профессионального швейцарского фигуриста.

Jpg" alt="стефан ламбьель в молодости" width="700" height="509" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/18551079..jpg 300w" sizes="(max-width: 700px) 100vw, 700px">

Брак с Каролиной Костнер

По поводу личной жизни нашего героя ходит множество слухов и догадок со стороны поклонников. Сам же фигурист старается сторониться вопросов по поводу своей жизни за пределами ледового покрытия. На текущее время у него нет жены, у спортсмена нет детей. Первые серьезные отношения, которые длительное время мусолили журналисты и СМИ происходили у Стефана с Каролиной Костнер. Она также посвятила свою жизнь фигурному катанию, причем предстает, как кумир и пример для молодого чемпиона. Итальянская спортсменка смогла стать чемпионкой мира, Европы и бронзовой медалисткой Олимпийских игр.

Jpg" alt="стефан ламбьель с Каролиной Костнер" width="700" height="525" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/14266128_1467501_dortmund2..jpg 300w" sizes="(max-width: 700px) 100vw, 700px">

Встречаются молодые люди или нет, так и остается загадкой, но сам Ламбьель утверждает, что они только близкие друзья, не встречаются и не может быть намека на любовные чувства. Швейцарского фигуриста многое связывает с Россией, он часто посещает ее в рамках своего ледового шоу, которое организовал после ухода из профессионального спорта. Особое тепло у него вызывает Северная столица Санкт-Петербург.

Помимо катания по льду, у него есть множество увлечений, которыми занимается в свободное время. Стефан заядлый коллекционер, он собирает игрушечных божьих коровок и хранит все костюмы, в которых выступал на каждом соревновании. У него есть несколько хороших друзей среди русских спортсменов. В 2015 году его пригласили на свадьбу своего товарища Максима Транькова и Татьяны Волосожар. Молодые люди поженились прямо на крыше высотки с видом на московский Кремль.

Работа с Денисом Васильевым

Data-lazy-type="image" data-src="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/Screenshot_1-32.jpg" alt="стефан ламбьель с Денисом Васильевым" width="850" height="468" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/Screenshot_1-32..jpg 300w, https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/Screenshot_1-32-768x423.jpg 768w" sizes="(max-width: 850px) 100vw, 850px">

В 2017 году наш герой активно занимается тренерской деятельностью и последним его подопечным стал фигурист из Латвии Денис Васильев. Сам Стефан счастлив работать с будущей звездой льда и пророчит ему успешное будущее. Совместная работа двух талантливых спортсменов уже принесла свои плоды, Денис уже успел заработать несколько лидирующих позиций на соревнованиях. Но итоговый результат на Олимпийских играх в Пхенчхане не принес положительного результата. Это ни капли не сломило тренера и его воспитанника. По словам Ламбьеля, поражение является бесценным опытом и в дальнейшем поможет исправить все ошибки.

Пара настолько приблизилась друг к другу, что СМИ и поклонники стали приписывать им нетрадиционные отношения. Пошли слухи, что Стефан по ориентации гей и между молодыми людьми вспыхнуло пламя страсти. Но это лишь бессмысленные догадки, фигуристы за пределами льда являются близкими друзьями.

Джонни Вейр – друг или соперник?

Jpg" alt="стефан ламбьель и Джонни Вейр" width="739" height="480" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/Screenshot_2-22..jpg 300w" sizes="(max-width: 739px) 100vw, 739px">

Двух этих фигуристов объединяет многое, начало спортивной карьеры и профессиональный рост. Оба молодых фигуриста смогли в короткие сроки добиться оглушительного успеха. Когда нашему герою исполнилось 23 года он отказался от прошлого тренера и отправился в Нью-Джерси заниматься к Змиевской и Петренко Виктору, чемпиону Олимпийских игр 1992 года. В это время у них занимался молодой и талантливый Вейр, которому на тот период было 24 года. Тренера привели его к бронзе на прошлом чемпионате мира.

Изначально Стефан и Петренко познакомились во время выступления на шоу в Японии. В Женеве все катки постоянно переполнены и не хватало пространство для выполнения новых элементов. Поэтому он попросился в Америку. В итоге два претендента на олимпийские медали работали на одном льду и воспитывались у одного тренера. В процессе не возникало споров или борьбы, царила дружба и здоровая конкуренция.

Фигурное катание

Data-lazy-type="image" data-src="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/4094.jpg" alt="стефан ламбьель на льду" width="960" height="810" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/4094..jpg 300w, https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/4094-768x648.jpg 768w" sizes="(max-width: 960px) 100vw, 960px">

В 1997 году у Стефана было первое победное соревнование, после которого он примерял титул чемпиона Швейцарии. С этого момента карьера фигуриста пошла вверх бешенными темпами. Он отличался от остальных огромной скоростью и мастерством вращения. За короткое время он сумел завоевать любовь зрителей и похвалы от тренерского штата.

В 2004 году получает сертификат по прохождению курса биологии и химии. В 2005 на чемпионате мира в Москве парень получает заслуженное золото, что обеспечило ему проход в сборную на Олимпиаде в Турине 2006 года, где получил серебряную медаль в одиночном катании. Следующий год он пропускает из-за высокой усталости и пропаже интереса к занятию фигурным катанием. Но вскоре возвращается на первенство мира в Токио 2007, где занимает третье место.

Jpg" alt="стефан ламбьель Ромео и Джульетта" width="700" height="467" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/38658019_0401_Stefan_LambelStephane_Lambiel_2..jpg 300w" sizes="(max-width: 700px) 100vw, 700px">

16 октября 2008 года заявил, что прекращает профессиональную карьеру, причиной стала травма паха. После этого, проводит гастрольную жизнь в рамках ледовых шоу, где исполняет чувственный танец под мелодию из фильма «Ромео и Джульетта», песню «Не покидай меня».

В 2009 году происходит триумфальное возвращение, он планирует выступить на Олимпийских играх в Ванкувере. Стефан добывает одиночную лицензию на участие и получает четвертое место. В 2010 он соревнуется на кубке Европы, где получает серебро. С этого момента он покидает большой спорт и подается в творческую деятельность.

Все последующие годы проходят в гастролях и тренерской деятельности. Сам великий спортсмен неоднократно лестно отзывался о российских фигуристах, так, о Ягудине он сказал, что его выступление в Солт-Лейк-Сити дало мотивацию на всю дальнейшую карьеру. Также он был восхищен движениями на льду Елизаветы Туктамышевой на юношеской Олимпиаде в 2012 году.

Jpg" alt="стефан ламбьель личная жизнь" width="900" height="506" srcset="" data-srcset="https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/3..jpg 300w, https://starpri.ru/wp-content/uploads/2018/12/3-768x432.jpg 768w" sizes="(max-width: 900px) 100vw, 900px">

Личная жизнь Стефана Ламбьеля находится за плотной завесой, никто не может сказать, как сложилась его отношения с противоположным полом. Фигурист отдал всю энергию на достижение чемпионства и великой славы, поэтому любовь и отношения еще впереди.

Швейцария не считается ведущей страной фигурного катания, однако время от времени там появляются по-настоящему выдающиеся мастера одного из самых красивых видов спорта. Самым известным среди них считается Стефан Ламбьель, который восхищал ценителей фигурного катания своими фантастическими вращениями, дорожками шагов и пониманием музыки. Дважды он становился чемпионом мира, а в эпичной борьбе с Евгением Плющенко выигрывал серебро Олимпийских игр.

Восхождение Стефана

Стефан Ламбьель родился в городке Мартиньи, что в Швейцарии, в 1985 году. Фигурным катанием он стал заниматься в возрасте семи лет, причем произошло это совершенно случайно. Придя на тренировку своей старшей сестры, мальчик ради забавы стал на коньки и покатил по льду, пытаясь повторить движения профессионалов. Делал он это так здорово, что тренер предложил ему всерьез заниматься спортом.

Стефан Ламбьель стремительно прогрессировал - в двенадцать он выиграл юношеский чемпионат страны, а через несколько лет ему не было равны и среди взрослых фигуристов Швейцарии. Уже в то время его узнаваемой чертой стали безумно красивые вращения, которые он совершал на высокой скорости, в разных положениях и позициях.

С пятнадцати лет юный швейцарец выступает на чемпионатах мира и Европы, постепенно работая над своими прыжками и постепенно подтягиваясь к группе сильнейших фигуристов. В 2002 году он дебютировал на где вошел в двадцатку сильнейших.

Кумир

Звездный час Стефана Ламбьеля наступил в 2005 году, когда он в блестящем стиле выиграл чемпионат мира, проходивший в Москве, чем шокировал местную публику, которая привыкла к доминированию своих одиночников в фигурном катании. Это событие стало началом великого соперничества Ламбьеля и Евгения Плющенко, которое, к сожалению, продлилось всего несколько лет.

Стефан, по всеобщему признанию, обладал безупречными вращениями, лучше всех в мире выполнял дорожки шагов, постоянно импровизируя и придумывая что-то новое. Плющенко же был настоящим ледовым акробатом, способным совершать головокружительно сложные прыжки и каскады. Судьям было безумно сложно выбрать между лучшим артистом и лучшим спортсменом в таком субъективном виде спорта, как фигурное катание.

На года произошла решающая битва между ними, где сильнее оказался Евгений Плющенко. Стефан Ламбьель, фото которого украшали комнаты всех швейцарских девочек, не унывал и говорил, что это серебро для него равнозначно золоту. В отсутствие своего главного конкурента, который ушел из спорта, швейцарец выиграл чемпионат мира 2006 года, после чего взял паузу в своей карьере. Это решение он объяснял моральной усталостью и потерей стимулов к дальнейшим выступлениям на соревнованиях.

Уходы и возвращения

Стефан вернулся на лед, чтобы принять участие в чемпионате мира 2007 года. Здесь он стал только третьим, что не уменьшило степень любви и обожания фанатов швейцарского художника на льду. Тем не менее, уже выросло новое поколение фигуристов, которые катали безумно сложные программы и постепенно теснили Ламбьеля с пьедестала. В 2008 году он стал только пятым на мировом первенстве, после чего принял решение сменить наставника.

Новым тренером Стефана стал авторитетный специалист Виктор Петренко, который стал готовить его к сезону 2008-2009. Однако, неожиданно для всех, швейцарский фигурист в октябре 2008 года объявил о своем уходе из спорта, объясняя это травмой паха.

Узнав о том, что Евгений Плющенко решил вернуться в спорт для выступления на Олимпиаде 2010 года, Стефан тоже начал готовиться к главным стартам четырехлетия, чтобы еще раз сразиться со своим главным соперником.

Возвращение Ламбьеля стало одним из главным событий тех Игр. Он был все так же хорош и в упорной борьбе с молодыми, голодными до побед новичками занял четвертое место, после чего окончательно завершил свою спортивную карьеру.

Личная жизнь Стефана Ламбьеля

Швейцарский спортсмен много лет поддерживает теплые отношения с итальянской примой фигурного катания однако, по его словам, их связывает лишь прочная дружба. О своей частной жизни он не говорит из принципа, отстаивая свое право на личное пространство.