Артикуляционная гимнастика для шеи. Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика-как правильно её выполнять. Самомассаж шеи и лица. Упражнение для щек и губ

Упражнения для мышц шеи

«Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повороты головы вправо-влево с протяжным произнесением звуков [а], [о].

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

«Жуем твердую морковь».

Что лежит на подносе? (Морковь.)

«Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

Покажите, как грызет морковку зайка.

Упражнения для щек и губ

«Пузатый самовар».

Надуй щечки и покажи, какой круглый самовар.

Надувание обеих щек одновременно.

Покажи, как ворчит «чайник-ворчун».

Растянуть губы в улыбке и произносить пых-пых-пых, пых-пых-пых, пых-пых-пых.

Упражнения для языка

«Поднос».

Посмотри, какой ровненький поднос. Положи язычок на нижнюю губу, чтобы он стал похож на поднос.

«Раскатаем тесто для пирожка». Язык лежит на дне ротовой полости.

«Пирожок с начинкой». «Сосиска в тесте». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на нижнюю губу. (Я кладу капустную начинку.) Поднять и свернуть в трубочку боковые края языка.

«Ручка чайника». Выгибание спинки языка. Спинка языка прижимается к небу, а кончик упирается в нижнюю десну.

«Приготовим чашку для чая». Чередование «чашечки» с укладыванием язычка на «донышко». «Чашечка стоит на столе».

Выработка продолжительного ротового выдоха. Развитие голоса

«Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.

«Пьем коктейль через трубочку». Короткий вдох ртом. Вытягивание губ узкой воронкой. Продолжительный выдох ртом.

«Выжмем сок в соковыжималке». «Включаем соковыжималку». Произнесение на одном выдохе звукосочетаний дж-дж-дж-дж-дж, дз-дз-дз-дз-дз.

Какой сок ты будешь пить?

В словах должен звучать звук [с]. (Абрикосовый, брусничный, ананасовый, вкусный, сладкий, кислый, кисло-сладкий. )

Выражение восторга, радости и недовольства при произнесении фразы: «Какая посуда».

Произношение звука в словах. Развитие фонематического восприятия. Практическое усвоение лексико-грамматических форм языка

Вносится игрушка Незнайка.

Незнайка просит нас о помощи. Его друзья послали в магазин купить посуду со звуком [с], а он не знает, что покупать.

Выставляется посуда или картинки с ее изображением. Дети называют посуду. (Салатница, салатник, салфетница, самовар, сахарница, солонка, соусник, сухарница, супница, судок, стакан, поднос, термос, миска, масленка, кастрюля, посуда. )

Определение позиции звука [с].

Поставь на этот стол посуду, в названии которой звук [с] слышится в начале слова. Что ты поставил? В названиях какой посуды звук слышится в конце слова?

Звуковой анализ слова миска.

Незнайка спрашивает, для чего нам нужны эти кружочки. Обозначьте слово миска разноцветными кружочками и расскажите ему о звуках в этом слове.

Обозначение слов судок, миска цветовыми символами, характеристика звуков.

Синтез слова стакан.

- «Собери» слово из «рассыпанных» звуков [с], [н], [к], [т], [а], [а]. Что можно налить в стакан? (Сок. )«Разбросайте» звуки слова сок. Составь слово сок из букв.

Согласование существительных с прилагательными

Из чего сделана посуда? Если миска сделана из пластмассы, значит она... (пластмассовая ). Стакан из стекла... (стеклянный). Кастрюля... (металлическая ). Как еще о ней можно сказать? Ее купили очень давно, значит, она... (старая ). Кастрюлю вымыли, значит, она... (чистая ). Какой нож? ... (Острый, металлический. )Сервиз... (столовый ). Чашки... (фаянсовые ). Стакан... (хрустальный ). Сковорода... (металлическая ). Горшок... (керамический ). Сухарница... (соломенная ).

Падежное управление

«Подскажи слово в чистоговорке».

Кан-кан-кан, вот стоит... (стакан ).

Кане-кане-кане, вкусный сок в... (стакане ).

Онку-онку-онку, насыпаем соль в... (солонку ).

Рюлей-рюлей-рюлей, я иду с полной... (кастрюлей ).

Словообразование

Я учу свою сестренку.

Звуки человеческой речи создаются при помощи артикуляционного аппарата. В совокупности все органы, входящие в данный аппарат, производят определенные движения, которые принято называть кинемами.

Основные правила гимнастики для артикуляционного аппарата

Слаженная работа органов обеспечивает четкую и ясную речь. Выработка кинем продолжается на протяжении всей жизни. Однако развивать речевой аппарат необходимо с раннего детства. Специально для этой цели разработана артикуляционная гимнастика.

Даже новорожденные малыши, не умеющие пока разговаривать, выполняют непроизвольные движения губами, издают лепет и невнятное бормотание. Это начало развития кинем, позволяющее сформировать у ребенка точное произношение звуков.

Чем раньше будет использована гимнастика, тем более грамотной и правильной будет речь. Специальный комплекс помогает укрепить мышечную ткань органов и совершать глотательные, мимические, а также жевательные движения.

Не стоит думать, что для правильной речи достаточно разрабатывать только мышцы гортани и рта. Современная артикуляционная гимнастика для дошкольников включает в себя также упражнения с использованием мышц лицевой части, плечевого пояса и грудной клетки.

Существует несколько правил, выполнение которых способно значительно повысить эффективность занятий:

  • Выполнять упражнения следует ежедневно, не менее 3-4 раз. Длительность занятий не должна превышать 3-4 минут. В этом случае ребенок будет относиться к гимнастике, как к увлекательной игре, которая никогда не надоедает;
  • Каждое задание нужно повторить не меньше 5-7 раз, чтобы малыш извлек из урока максимальную пользу;
  • Статические упражнения делают в определенном положении. Занятия должны длиться около 10-15 секунд;
  • Составляя комплекс гимнастики, необходимо варьировать степень сложности, переходя от простых заданий к наиболее сложным. Весьма полезной станет артикуляционная гимнастика в стихах, которая придаст занятиям форму игры и одновременно с речевыми навыками поможет развить ребенку память;
  • Выполняя гимнастический комплекс, рекомендуется добавлять ежедневно новое упражнение. Однако не стоит торопиться, если у малыша не выходит одно из заданий. В этом случае необходимо подождать, когда ребенок сможет все упражнения правильно выполнять;
  • Занятия будут продвигаться успешно, если малыш сидит с расслабленными руками и ногами, а также выпрямленной спиной;
  • Для успешности разработки артикуляционного аппарата ребенок должен видеть лицо родителя, проводящего занятия, или логопеда, чтобы копировать мимические движения. Также следует выполнять задания перед зеркалом, чтобы ребенок мог точнее воспроизводить движения;
  • Упражнения будут получаться легче, если начать гимнастику с разминки для губ.

Направления гимнастики

Условно артикуляционная гимнастика для малышей делится на пассивную и активную. При пассивной форме выполнять упражнения малышу помогает родитель или логопед. Активная форма используется, когда ребенок может справиться с заданием самостоятельно. Помощь при пассивной форме заключается в использовании шпателя либо ложечки, которыми следует подправлять движения язычка и губ.


Кроме того, упражнения могут быть динамическими и статическими. Во время статических занятий нужно фиксировать положение губ, а также языка. Динамическая форма подразумевает осуществление движения в течение всего отведенного времени.

Домашние упражнения рекомендуется выполнять, пока ребенку не исполнится 3-4 года. Обычно к этому времени у детей в достаточной мере формируется речь. Если произношение остается невнятным, необходимо обратиться к профессиональному логопеду, который составит программу занятий с малышом, опираясь на индивидуальные особенности его развития.

Примеры упражнений

Нередко маленький ребенок картавит, не в состоянии правильно произнести «р ». Артикуляционная гимнастика для звука р обучает произношению твердого и мягкого звука.

«Лошадка » укрепляет мышечную ткань языка и помогает отработать подъем вверх. Малыш должен улыбнуться, при этом приоткрывая рот. Не делая движений нижней челюстью, необходимо щелкать кончиком языка, воспроизводя звук цокающих копыт. Во время упражнения необходимо постепенно ускорять темп.

«Маляр » дает возможность отработать подъем языка, повышая его подвижность. Нужно улыбнуться с открытым ртом, а затем гладить небо кончиком язычка в направлении вперед-назад, касаясь внутренней части верхних зубов. Высовывать язык во время упражнения и двигать нижней челюстью нельзя.

«Грибок » учит поднимать язычок вверх, растягивая одновременно подъязычную уздечку. Необходимо улыбнуться с приоткрытым ртом, показав зубки. Затем язычок всей плоскостью плотно прижимают к небу, открывая при этом рот. Каждый раз необходимо стараться открыть рот шире.

Артикуляционная гимнастика для звука ш помогает избавиться от «свистящего» и невнятного произношения. Используют специальные упражнения, помогающие отработать все шипящие звуки.

Выполняя «Трубочку », нужно открыто улыбнуться, сомкнув верхние зубки и нижние. Удерживать улыбку желательно в течение 3-5 секунд. Затем губы, сложенные трубкой, вытягивают вперед и удерживают позицию 3-5 секунды. Зубы размыкаться не должны.

«Футбол » позволяет развить умение выдувать в нужном направлении воздушную струю. Складывают губы трубочкой и выдувают воздух, стараясь шарик из ваты загнать в определенное место при помощи одного выдоха. Нельзя надувать щеки.

Использование артикуляционной гимнастики для звука с позволяет научить малыша произношению всех свистящих звуков.

«Лепешка », упражнение, при помощи которого можно удерживать язык в широком и одновременно расслабленном положении. Рот нужно слегка приоткрыть, на нижнюю губу положив язык. Далее, язык пошлепывают губами примерно 5-10 секунд. Нужно следить, чтобы края языка соприкасались с уголками рта.


Хотя наиболее распространенной ошибкой речи считается неправильное произношение звуков «р », «ш», и «с», некоторые дети испытывают трудности со звуком «л ». С помощью артикуляционной гимнастики для звука л можно быстро справиться с проблемой.

И четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей. В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами? Рассказывает логопед Олеся Югова.


Что такое артикуляционная гимнастика

Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые идеально четко.

Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.

При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге. Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.

Виды артикуляционной гимнастики

Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму : ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.

Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.

Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить. Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.

Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.

Какая гимнастика нужна вашему ребенку

Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:

    ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,

    может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,

    не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,

    при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,

    высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,

    наблюдается обильное слюнотечение,

    ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),

    нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).

Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.

О приемах пассивной гимнастики лучше узнать во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.


Общие принципы артикуляционной гимнастики

Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.

Игровая форма . Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и для малыша.

Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение. Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.

Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.

Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно . Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.

Целесообразность . Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.

Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.

Приемы гимнастики

Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.

«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.

Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик» .

«Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.

«Злая лошадка» . Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.

«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.

«Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.

«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.

«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.


«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).

«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.

«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

«Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.

«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

«Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.

«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.

«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.

«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

«Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.

«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».

Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс! И не забывайте о других .

Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов. Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи.

Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

Артикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов. Правильно составить комплекс может логопед. Но к нему обращаются, как правило, только при выявлении каких-либо недостатков.

Внимание! Если дефекты произношения кажутся вам слишком сильными, кроме логопеда, стоит посетить врача-невролога. Недостатки могут быть симптомами серьезных патологий.

Если здоровье в порядке, родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях. Артикуляционные упражнения для детей развивают мышцы речевого аппарата и стимулируют активную и правильную речь.

Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:

  • Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле. В малом возрасте ребята еще не осознают, что гимнастика им необходима. Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы родителей они будут, если им интересно.
  • Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще больше.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.
  • Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для этого его язык нужно направить в нужную сторону с помощью ложки или другого безопасного предмета.
  • Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2 упражнения за занятие.

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно. Важно следовать таким правилам:

  • Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут. При большей нагрузке малыш устанет.
  • Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз.
  • Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд.
  • В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным.
  • Если подопечный не может окончательно освоить какое-либо из упражнений, не стоит вводить в комплекс что-то новое. Нужно дождаться, пока малыш сможет выполнять уже присутствующие в комплексе упражнения.
  • Нельзя вводить в комплекс более 1 нового упражнения. Например, если занятие состоит из 2 упражнений, то за один раз можно ввести только одно, чтобы в сумме их было 3, но не более.
  • Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены, спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему стоять.
  • Малыш должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя. Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый.
  • Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.

Сначала упражнения артикуляционной гимнастики могут даваться с трудом, но со временем малыш их полностью освоит.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Малыши такого возраста не способны концентрироваться на чем-то длительный промежуток времени. Они очень быстро утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 упражнения. Вот оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет:

  • «Змейка». Скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть напоминать маленькую змейку.
  • «Тесто». Ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу. Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в одном и том же положении.
  • «Чистка зубов». Кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по 2 раза с верхним и нижним рядом.
  • «Часы». Малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то левого уголка.
  • «Качельки». Это упражнение, очень похожее на предыдущее, только язычок должен то подниматься вверх, то опускаться вниз, имитируя качели.
  • «Хомячок». Ребенок должен надуть обе щеки, показывая хомячка, который кушает что-то. Затем нужно поочередно надувать то правую, то левую щеку.
  • «Шарики». Как и в прошлом упражнении, ребенок должен максимально надуть щеки. Затем попросите его, чтобы он ручкой слегка ударил по ним, чтобы воздух полностью вышел.

Все динамические упражнения выполняются в соответствии с рекомендациями, данными в предыдущем разделе. Вот несколько полезных статических занятий. Напоминаем, в статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд:

  • «Бегемотик». Малыш должен широко раскрыть ротик и остаться в такой позе.
  • «Улыбка». Попросите ребенка сильно улыбнуться, но при этом не показывая зубов, и замереть в таком положении.
  • «Хобот». Ребенок должен скрутить губы в трубочку, как уточка, и замереть в таком положении.
  • «Блинчик». Нужно полностью расслабить мышцы языка, уложив его на нижнюю губу, замереть в такой позе.
  • «Голодный хомячок». Полная противоположность упражнению «хомячок». Ребенок должен максимально втянуть щеки.

Для максимального эффекта статические и динамические занятия нужно менять. Чередуйте их, показывайте малышу все на своем примере, параллельно проводите логичные ассоциации. Например, упражнение «Хобот» можно ассоциировать с маленьким слоненком.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.


«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.

Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.

Упражнение для детей от 7 лет

Развитие артикуляции связано с постоянным закреплением предыдущих результатов и освоением новых упражнений. Поэтому к предыдущей программе можно добавить и новые занятия:

  1. «Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.
    Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
  2. «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
  3. «Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.
  4. «Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.
  5. «Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.
  6. «Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.

Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи. Если проблемы не устранены в детстве, то такая методика применяется и во взрослом возрасте. Хотя в большинстве случаев в лечении дефектов у взрослых людей может помочь только врач.
Эффективность выполняемых упражнений будет заметна уже через 2-3 месяца регулярных занятий. Но при этом важно, чтобы ребенок выполнял их с интересом и правильно.

Наша шея – очень уязвимая и важная часть нашего тела. Она связывает головной мозг и тело, через неё проходят все жизненно важные сосуды и нервы. Поэтому важно поддерживать здоровье шейного отдела позвоночника. А поможет нам в этом гимнастика для шеи, в которую входит целый комплекс упражнений.

Расставим приоритеты

Навряд ли много людей делает такую гимнастику специально. Люди вертят головой, потягиваются. Часто они бессознательно делают наклоны головы в стороны, когда долго сидят на одном месте. Это рефлекторные действия, направленные на разминку шеи.

Если знать, какие упражнения лучше всего помогут размять и укрепить шейный отдел, нам будет проще в такие моменты понять, что именно делать. И мы не будем бессознательно вертеть головой.

Как мы уже не раз говорили, важно знать, для чего мы делаем какие-либо вещи. Комплекс шейной гимнастики очень важен, что очевидно:

  1. Когда ярко выражена слабость мышц шеи, позвоночник испытывает лишнюю нагрузку под тяжестью головы. Это приводит к шейному остеохондрозу, защемлению нервов, то есть – боли и скованности в движениях. Если мышцы слабые, их нужно укреплять в обязательном порядке с малых лет. Это профилактика болей.
  2. Когда вы долго работаете (сегодня большинство так делают, 21 век – век сидения или лежания), мышцы затекают и затрудняют кровоток в голову и обратно в тело. Свежая кровь, насыщенная кислородом, поступает в мозг в недостаточном количестве – у вас появляется головная боль, головокружение, потемнение в глазах, мощное чувство усталости и огромное желание зазеваться. Как раз в такие моменты нужно встать и размяться. А если нет возможности – хотя бы выполнить ряд упражнений для шеи. Это профилактика инсультов.
  3. С годами подвижность суставов тела становится меньше. Этого можно избежать, если регулярно делать лечебный комплекс, чтобы суставы не забывали о своей подвижности. Вот вам еще один важный повод, чтобы разминать шею.
  4. Если у вас защемление, или остеохондроз, гимнастика для шеи спасет от болей и поможет забыть о головокружении и звоне в ушах. Это уже лечение.

А теперь давайте разберем, из каких упражнений состоит гимнастика для шеи. Основная нагрузка, которую будет испытывать шейный отдел – статическая. Главные упражнения для шейного отдела позвоночника состоят из 10 элементов. На видео представлен сам комплекс, а далее вы найдете подробное текстовое описание всех упражнений.

Комплекс упражнений для шеи

  1. Маятник.
  2. Пружина.
  3. Гусь.
  4. Взгляд в небо.
  5. Рамка.
  6. Факир.
  7. Самолет.
  8. Цапля.
  9. Дерево.
  10. Комплекс растяжки.

Мы долго искали наиболее действенный комплекс упражнений для укрепления шеи, и решили остановиться на варианте, предложенном остеопатами и неврологами. Названия упражнений отражают их суть.

Если вовремя выполнения какого-либо из упражнений у вас появляются болевые ощущения, сокращайте амплитуду движений. Если это не помогло – значит, это упражнение вам пока делать не следует.

Для слабой и больной шеи следует использовать только статическую нагрузку. Про динамику говорить рано. Да и вообще, она вредна в данном случае (кроме растяжки).

Все упражнения выполняются сидя, спина прямая. Делается все медленно и плавно. Это лечебный комплекс для укрепления шейного отдела позвоночника. Другая их роль – зарядка для шеи.

Маятник

Из положения «голова прямо» делаем наклоны в стороны. В каждом крайнем положении удерживаем голову по 7–10 секунд. В этом положении нужно немного тянуться, чтобы держать голову не было так легко.

Делаем наклон вправо. Возвращаемся на исходную, и без остановки идем влево. Делаем так 3–5 раз для каждой стороны.

Пружина

Из положения прямо пытаемся развернуть подбородок внутри к кадыку. При этом голова не опускается, а как бы проворачивается на одном месте. Держимся так 10 секунд. Затем возвращаемся в исходное положение, останавливаемся там на 1 секунду и тянем подбородок вверх. Голова снова на месте.

Таким образом, голова просто прокручивается вокруг своего центра вверх и вниз. Делаем 3–5 раз для каждого направления.

Гусь

Тянем подбородок вперед. Голова уходит вслед за ним. Затем с этого положения тянем подбородок сначала к левой части груди, держимся так 10 секунд. Возвращаемся в исходную, там замираем на 1 секунду, потом делаем то же самое в сторону правой части груди. Так по 3–5 раз к каждому плечу. Все эти развороты делаются из положения, когда голова вытянута вперед. И каждый раз мы возвращаемся в исходную позицию, выправляя голову в обычное положение.

Взгляд в небо

Из положения «голова прямо» делаем поворот головы в сторону, будто мы оглядываемся. Чуть задираем голову, будто мы увидели сзади в небе летящей самолет. Смотрим на него. Фиксируем голову в этом положении до 10 секунд. Возвращаемся в исходную, где замираем на 1 секунду. Поворачиваем голову в другую сторону. Делаем по 3 поворота в каждую из сторон.

Рамка

Сидим прямо, взгляд вперед. Правую руку кладем на левое плечо, локоть на одном уровне с плечом. Поворачиваем голову в сторону правого плеча и кладем на него подбородок. Сидим так 10 секунд, затем возвращаемся в исходную, опускаем руку. Поднимаем другую руку к другому плечу. Кладем подбородок уже в другую сторону. Таким образом, это упражнение, когда голова лежит на плечах.

В исходной позиции замираем на 1 секунду. Делаем по 3 повтора в каждую сторону.

Факир

Поднимаем руки и сближаем их ладонями друг к другу ровно над головой. От головы до основания ладони остается около 10–15 см. В таком положении поворачиваем голову влево, носом упираемся в бицепс руки. Сидим так 10 секунд. По пути в другую сторону задерживаемся в положении «голова прямо» на 1 секунду. Делаем 3 повтора на каждую сторону по 10 секунд.

Самолет

Разводим руки в стороны подобно крыльям. Держим 10 секунд. Опускаем, выжидаем пару секунд и снова расправляем руки. Делаем так 3 раза.

Затем, «ложимся на крыло», сначала на правое – делаем 2 раза по 10 секунд. Затем на левое. Тоже 2 раза. То есть, сначала вы наклоняете руки так, чтобы правая рука была выше левой (в таком положении самолет совершает повороты), затем наоборот.

Цапля

Руки разводим чуть назад, ладони развернуты к бедрам, будто вы собираетесь на них опираться сидя.

Голову задираем вверх, подбородком тянемся туда же. Сидим так 10 секунд. Возвращаемся в положение, когда руки на коленях, а голова прямо – отдыхаем так 3 секунды и снова изображаем цаплю. В этом упражнении ваша задача 5 раз быть похожим на цаплю.

Дерево

Руки поднимаем над головой пальцами друг к другу. Пальцы держим друг от друга на расстоянии 10 см. Голова при этом не шевелится, смотрит прямо. Держимся так по 10 секунд 3 раза. Не забываем в исходной точке останавливаться – это отдых и восстановление кровотока.

Выполняются все вышеперечисленные упражнения при болях в шее и в профилактических целях для ее тренировки. Статическая нагрузка – волшебно полезная штука.

Растяжка

В исходном положении правой рукой беремся за левую сторону головы и тянем ее вправо к плечу настолько, насколько это возможно. Фиксируем положение на 10 секунд в растянутой фазе. Возвращаемся в исходную и делаем то же самое в другую сторону второй рукой. Повторяем по 2–3 раза для каждой из сторон.

Затем помогаем руками тянуться вперед, захватывая голову в области затылка. Задача – подбородком коснуться груди. После этого, аккуратно и подконтрольно наклоняем голову назад.

Помогаем руками наклонить голову по диагонали вправо и влево. И, наконец, разворачиваем голову максимально вправо и влево.

Силовая нагрузка на шею – нужна ли она?

Есть и другие упражнения для шейного отдела позвоночника, связанные с использованием отягощений. Если вы не профессиональный спортсмен, в них нет смысла. Зачем нагружать сгибатели шеи блинами, когда можно обойтись и без этого.

Шею образуют те мышцы, которые дополнительно прокачиваются во время гиперэкстензии, становой тяги и прочих упражнений.

Причем статическая нагрузка намного полезнее, чем динамическая. Она позволяет укрепить мышцы шеи без риска повредить их. А вот травма шеи недопустима. Особенно если ваш шейный отдел и так чувствует себя не лучшим образом.

На этом основная лечебная гимнастика для шеи заканчивается. Делайте ее один раз в день, и с вашей шеей все будет в порядке!