Висы и упоры в гимнастике виды. Висы и упоры. Термины упражнений художественной гимнастики
Вис согнувшись (рис. 147) выполняется на перекладине, брусьях, кольцах. Тело согнуто в тазобедренных суставах примерно под углом 50-70°, спина округлена, голова слегка наклонена к груди, руки прямые. Закончить упражнение можно переходом в вис стоя сзади или, опуская таз, в вис присев.
Вис углом (рис. 148) выполняется на гимнастической стенке, перекладине, кольцах, брусьях. Из виса поднять прямые ноги до горизонтального положения. Можно выполнить и следующим образом: из виса принять вис согнув ноги и после этого разогнуть ноги в вис углом.
Вис прогнувшись
(рис. 149) выполняется на гимнастической
стенке, перекладине, кольцах, брусьях. к
Вису прогнувшись желательно начинать обучать на гимнастической стенке. Из виса стоя сзади согнувшись к гимнастической стенке толчком ног перейти в вис прогнувшись. В положении виса прогнувшись руки должны быть абсолютно прямыми (не подтягиваться). Затылок, спина, ноги и пятки касаются стенки, голова несколько наклоняется назад (рис. 150). Выполнять с помощью. Помощь оказывать, стоя сбоку, под плечо и ноги.
Вис на согнутых ногах и руках (рис. 151) выполняется на перекладине или брусьях р/в. Из виса стоя толчком двух ног, сгибая их, сделать перемах двумя и принять вис на согнутых ногах и руках (вис завесом двумя). Можно выполнить и другим способом: из виса стоя сзади с наклоном вперед толчком двумя, через вис согнувшись, вис на согнутых ногах и руках.
Вис на одной (рис. 152): хват на ширине плеч, одна нога, согнутая в колене, кладется на перекладину, жердь, другая - прямая и немного опущена вниз, тело немного прогнуто, голова слегка наклонена назад. Страховать, стоя сбоку, одной рукой за запястье, другой за голень ноги, выполняющей завес. Выполняется из виса стоя сзади, толчком двумя, через вис согнувшись сзади, перемахом одной ногой.
Вис на одной вне (рис. 153) выполняется аналогично вису на одной (завесом), только согнутая нога находится не между руками, а снаружи.
Вис на согнутых ногах (рис. 154) выполняется на перекладине и брусьях р/в. Ноги вместе, согнуты в коленях, тело выпрямлено, слегка прогнуто, голова наклонена назад. Страхуют, стоя сбоку, за голени, чтобы ноги не разгибались в коленных суставах. Выполнять упражнение из виса на согнутых ногах и руках (виса завесом двумя), опуская руки и выпрямляясь. Вначале руки опускают поочередно, а затем одновременно. При переходе из виса на согнутых ногах и руках в вис на согнутых ногах страхуют одной рукой за голени сверху, а другой поддерживают под спину.
Упор на брусьях (рис. 155), перекладине, брусьях р/в (рис. 156). Руки прямые, туловище и ноги составляют почти прямую линию, голова прямо. Обучение начинать с освоения упора на брусьях после повторения упоров на бревне и коне (III класс).
1. Из упора стоя поперек на концах брусьев прыжком в упор.
2. То же на середине.
3. Из виса стоя на перекладине, на н/ж брусьях р/в толчком двумя в упор.
Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «10» класса
Урок № 37. Разновидности висов и упоров – техника выполнения заданий на брусьях.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
- перечень висов;
- перечень упоров;
- техника выполнения заданий на брусьях;
- возможные ошибки при выполнении упражнений.
Урок посвящен разновидностям висов и упоров и технике выполнения заданий на брусьях.
Глоссарий
Исходное положение (ИП) - начальное положение, из которого начинают совершать упражнение.
Упоры - положения, при которых плечи находятся выше точек опоры.
Брусья - гимнастический снаряд, применяемый для упражнений в висе и упоре.
Вис - это упражнения на гимнастических снарядах. Основная цель таких упражнений – удержание тела на весу.
Хват - это положение рук при висе.
Основная литература:
- Лях В.И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 237 с.
Дополнительная литература:
- Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 271, с.
Интернет-ресурсы:
- Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 09.07.2018)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Вис – это элемент гимнастики, во время которого линия плечевого пояса гимнаста находится ниже точек хвата.
Спортсмены выполняют висы на гимнастических снарядах, например, брусьях и кольцах.
Есть два вида висов: простые и смешанные. Во время простых висов гимнаст держится за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще всего руками). В смешанных висах он дополнительно опирается другой частью тела (одной ногой или двумя).
Различают следующие висы:
Вис присев – смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры, к примеру, на брусьях разной высоты.
Вис прогнувшись – вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой перед снарядом или позади него.
Вис согнувшись – положение, во время которого тело сгибается в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед снарядом или позади него.
Кроме этих положений бывают висы сзади, висы стоя, висы стоя сзади, висы лежа.
Вис на правой или левой руке – смешанный вис, при котором одна согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а другая прямая. Туловище немного прогибается, голова отводится назад.
Давайте рассмотрим основные правила выполнения висов. В положении виса тело старайтесь по максиму выпрямить тело. Для этого нужно провиснуть в грудино-ключичных и плечевых суставах и расслабить мышцы в районе поясницы. Руки должны быть прямые, но при этом не напряженные. Ноги выпрямите в коленных и тазобедренных суставах, носки оттяните. Следите за верным положением головы – держите ее прямо между руками. Не стоит заваливать голову назад или прижимать к груди.
Упоры – положения, при которых плечи находятся выше точек опоры.
Есть две разновидности упоров – простые и смешанные.
Простой упор – положение, при котором упор приходится только на руки.
Смешанный упор – положение, при котором упор приходится кроме рук на другие части тела.
Существуют упоры боком, кольцом, лежа, горизонтальный, стоя согнувшись, упор присев, упор ноги врозь и другие.
На женских брусьях используется разный упор, когда одна рука находится в упоре на нижней жерди, а другая – в упоре на руке на верхней.
При выполнении гимнастических упражнений очень важно соблюдать технику безопасности. Давайте повторим основные правила.
1) Важно выбирать правильное месторасположение спортивных снарядов в зале. Нужно располагать их на достаточном расстоянии друг от друга и от стен.
2) Необходимо, чтобы учащиеся хорошо видели снаряд и место соскока. Недопустимо ставить оборудование так, чтобы школьники выполняли элементы лицом к яркому свету.
3) Обложите снаряды гимнастическими матами, учитывая места приземления после соскоков, а также возможных срывов и падений. В месте приземления уложите двойной слой матов. Важно, чтобы гимнастические маты плотно прилегали друг к другу, между ними не было зазоров.
4) Перед занятием на брусьях проверьте вместе с учителем их высоту. Высоту жердей обычно нужно устанавливать одновременно с обоих концов. Во время этого процесса нельзя, чтобы кто-то находился под ними.
5) Во время установки перекладины и брусьев разной высоты обратите внимание на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. Чтобы проверить это, возьмитесь за тросы и сильно потяните их на себя. Перекладина и брусья установлены правильно, если они находятся в строго вертикальном и устойчивом положении. Перед началом урока протрите гриф перекладины сухой ветошью и зачистите мелкой наждачной бумагой.
6) Важно, чтобы в подготовительной части занятия учитель указал, какую дистанцию ученикам нужно соблюдать, чтобы избежать столкновений друг с другом.
7) Обязательно проведите разминку перед основной частью урока. Попросите учителя показать вам технику выполнения гимнастических упражнений и ответить на все ваши вопросы по их технике.
Для соблюдения мер безопасности во время выполнения гимнастических упражнений важно соблюдать правила страховки и самостраховки.
Во время страховки безопасность при выполнении упражнений обеспечивают учитель или подготовленные к этому школьники. Страховать может один человек или несколько – это зависит от сложности элемента.
Важно, чтобы все ученики владели и навыками самостраховки, знали, какие приемы предотвратят возможные травмы. К примеру, чтобы избежать срыв со снаряда, необходимо своевременно соскочить со снаряда, прекратить движение или выполнить дополнительные движения (согнуть руки, ноги и туловище для замедления инерции). Научитесь правильно приземляться во время падения.
При падении назад присядьте, согнитесь и выполните перекат назад. При падении вперед сделайте кувырок вперед или падайте в упор лежа, упруго сгибая руки.
Если вы травмировались сами или кто-то из ваших одноклассников, немедленно сообщите об этом учителю. Строго выполняйте все его рекомендации. При необходимости вызовите скорую помощь.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Слова по теме урока
Найдите шесть слов по теме урока.
Решение.
Все слова связаны с темой урока. Попробуйте вспомнить, о каких понятиях упоминалось на занятии.
2. Виды упоров.
Соедините изображение и текст.
Упор на руках Упор сзади Упор присев
Решение: обратитевнимание на положение тел спортсменов, как они держатся за опору. Правильный ответ: 1) упор присев, 2) упор на руках, 3) упор сзади.
Актуальность На сегодняшний день гимнастика остаётся одним из самых эффективных средств физического воспитания. Гимнастические упражнения отличаются доступностью и разнообразием, являются хорошим средством для укрепления здоровья, оказывают положительное влияние на деятельность жизненно важных органов. Важнейшими элементами в гимнастике являются висы и упоры. В своей работе я рассмотрю их классификацию и пользу от них. Гиперссылки: 1. Висы и их классификация Висы и их классификация 2. Упоры и их классификация Упоры и их классификация 3. Польза от висов и упоров Польза от висов и упоров
Висы и их классификация Вис - гимнастический элемент. Положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит ниже точек хвата. На высокой перекладине это положение (вис) является исходным для всех без исключения упражнений. Особенно важно правильное выполнение виса для набора маха достаточной амплитуды и последующих размахиваний. Классификация: 1. Простые висы – висы, при которых спортсмен держится за снаряд какой-либо одной частью тела, обычно руками. 2. Смешанные висы – висы, при которых используется дополнительная опора другой частью тела.
Простые висы 1. Вис прогнувшись. Вис, при котором выпрямленное или слегка прогнутое тело находится вниз головой (отведена назад) перед сна рядом или позади него. 2. Вис сзади. Вис на отведенных назад руках. 3. Вис согнувшись. Вис, при котором тело согнуто в тазобедренных суставах так, что прямые ноги находятся над туловищем, перед сна рядом или позади него
Смешанные висы 1. Вис присев. Смешанный вис, при котором согнутые ноги ступнями касаются пола или опоры 2. Вис стоя. Смешанный вис, при котором тело выпрямлено и отклонено назад, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата. 3. Вис стоя сзади. Смешанный вис на отведенных назад руках, при котором выпрямленное тело наклонено вперёд, а ноги касаются ступнями пола под местом хвата. 4. Вис лежа. Смешанный вис, при котором ноги касаются пола ступнями впереди или сзади места хвата. 5. Вис на правой (левой). Смешанный вис, при котором правая (левая) согнутая нога опирается подколенным сгибом о снаряд, а левая (правая) прямая, тело слегка прогнуто, голова отведена назад.
) Вис присев 2) Вис стоя 3) Вис стоя сзади 4) Вис лежа 5) Вис на правой (левой)
Упоры и их классификация Упор - гимнастический элемент. Положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры. Классификация: 1. Простые упоры - положения с опорой только руками. 2. Смешанные упоры - положения с опорой не только руками, но и др. частью тела.
Простые упоры 1. Горизонтальный упор. Упор, при котором прямое или слегка прогнутое тело находится в горизонтальном положении. 2. Упор на предплечьях. Положение с опорой на предплечья. 3. Упор на руках. Положение на брусьях с опорой на руки по всей их длине. 4. Упор на руках согнувшись. Упор на руках, в котором поднятые прямые ноги находятся над туловищем. 5. Упор ноги врозь правой (левой). Положение в упоре, когда правая (левая) нога находится перед снарядом, а левая (правая) - за ним. 6. Упор углом. Упор, при котором прямые ноги образуют с туловищем угол 90 градусов.
1) Горизонтальный упор 2) Упор на предплечьях 3) Упор на руках 4) Упор на руках согнувшись 5) Упор ноги врозь правой 6) Упор углом
Смешанные упоры 1. Упор лёжа боком. Смешанный упор. Положение с прямым телом боком к полу и опорой одной рукой и ногами. 2. Упор на коленях. Смешанный упор. Положение стоя на коленях с опорой руками. 3. Упор сзади. 1). Смешанный упор. Положение сидя с опорой руками, отведенными назад, или лежа с прямым телом и опорой пятками. 2). Положение в упоре, когда снаряд находится за телом. 4. Упор спереди. 1). Смешанный упор. Положение прямого или слегка прогнутого тела с опорой о снаряд руками и передней поверхностью бедер или носками. 2). Положение в упоре, когда снаряд находится перед телом. 5. Упор стоя согнувшись. Смешанный упор. Стоя наклон вперед с опорой руками.
Польза от висов и упоров Принятие различных положений в висах и упорах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств, особенно статической силы, а перемещения тела из одного положения в другое требуют динамических мышечных усилий, что важно для развития скоростно-силовых качеств. Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия. По своей физиологической характеристике висы и упоры относятся к группе упражнений, для которых характерным элементом является силовое напряжение. Висы и упоры имеют большое прикладное значение и используются в лечебной физической культуре, как средство профилактики, коррекции.
Первое знакомство с турником
Упражнений на турнике достаточно много. Начинать знакомство с этим гимнастическим снарядом нужно с освоения висов и упоров.
Вис
Самым простым упражнением считается вис. С него - в любом возрасте - начинается освоение турника.
Сначала нужно научиться висеть, полностью расслабив все тело, выпрямив руки в локтях и «провалившись» в плечах. О том, что вы всё делаете правильно, сигнализирует тянущее ощущение в области поясницы и плеч. Цель упражнения проста - научиться расслабляться. Этот вис успокаивает и расслабляет после тренировки. Мы ведь часто суетимся, спешим, а такой вис - своеобразная йоговская «поза усопшего» - и расслабляет мышцы, и помогает расслабиться внутренне.
После этого нужно освоить вис, который является стартовой позицией в силовых упражнениях, выполняемых из положения виса. Руки выпрямлены в локтях, поясница чуть напряжена, то есть в тонусе. В плечах не «проваливаться»! Нужно, не сгибая рук, приподнять тело вверх. Этот подъем невелик, всего 2-3 сантиметра, но он убережет от травм во время выполнения силовых упражнений. Чтобы его быстрее освоить, надо потренироваться.
· Далее идут различные силовые висы и перемещения в висе. Должен сразу оговориться: очень многие игнорируют упражнения, направленные на освоение виса и упора, стараясь как можно скорее перейти к силовым перемещениям - подтягиваниям, подъемам силой и прочим упражнениям такого рода. Это ошибка. Среди простейших упражнений есть и такие, которые оказывают большую нагрузку на организм, на мышцы, поэтому выполнять их можно только после серьезной подготовки.
Для начала - несколько слов о ширине хвата во время виса. Хват может быть узким - когда ладони соприкасаются или расположены близко друг к другу; средним - ладони на ширине плеч и широким - ладони шире плеч. А теперь о том, как должны быть расположены кисти рук относительно друг друга. Хват может быть прямым (ладони развернуть от себя), обратным (ладони повернуть к себе) и разным (одну ладонь развернуть от себя, другую - повернуть к себе).
· Из виса узким прямым хватом маленькими «шажками» предельно развести руки в стороны в вис широким хватом, затем свести их вместе. Повторить несколько раз подряд. Не «проваливаться» в плечах.
· Из виса на двух руках перейти в вис на одной руке. Лучше обратным хватом, то есть висеть нужно так, чтобы можно было видеть не тыльную сторону рабочей руки, а ее ладонь. Не раскручиваться, стараясь удержать равновесие силой мышц плечевого пояса. В плечах не «проваливаться».
· Вис боком на двух руках. Передвижения в висе боком. Ноги висят расслабленно, в коленях не сгибаются и не «шагают» по воздуху в такт движению рук. Перемещаться можно лицом вперед (рис. 1) и спиной вперед. Этот вис выполняется либо глубоким хватом, когда захват осуществляется не только пальцами, но и ладонной частью кисти, либо только пальцами. Можно передвигаться двумя способами: «скрестным» шагом и «подшагиванием». В первом случае, каждый последующий перехват осуществляется через опорную руку, так сказать, внахлест. Спереди поочередно оказывается то левая, то правая рука. Во втором случае спереди - от начала и до конца - остается одна рука, а другая притягивается к ней во время движения.
То же упражнение можно выполнять, сгибая руки в локтях до прямого угла. Это очень действенное силовое упражнение. Стержень турника касается плеча. Передвигаться, как и в предыдущем упражнении, можно двумя способами. Усложнение: упражнение можно выполнить, держа ноги в положении «угол». Но такой вариант достаточно сложен. Это упражнение можно выполнять не только на турнике, но и на «рукоходе». Темп также можно менять, хотя предпочтительнее все-таки медленный - силовой.
· В висе средним прямым хватом прогнуться, отвести голову назад и прижать ее к верхней части лопаток (рис. 2). Сохранять положение, не задерживая дыхания, несколько секунд. Опуститься в вис, повторить. Выполнять упражнение можно динамично, то есть без задержек несколько раз подряд. Не спешить. На одно повторение должно уходить 4-5 секунд.
· В висе во время выдоха поднести колени к груди. Подбородок при этом тянуть к коленям. Упражнение отлично тянет и одновременно разгружает спину. Незаменимо после работы в огороде, на делянке, после долгой ходьбы, после трудного дня, во время путешествий на велосипеде. Повторять это упражнение нужно несколько раз подряд, пока мышцы не утомятся.
Упор
Следующее положение - упор. Это упражнение сложнее, чем вис. За стержень турника нужно держаться крепко, глубоким хватом. Руки выпрямлены в локтях, в плечах не «проваливаться», стараясь приподнять голову над плечами. Для того чтобы силовое упражнение с выходом в упор приносило максимальный эффект, нужно учиться, находясь в упоре, не касаться стержня никакими частями тела, кроме кистей рук.
Осваивать упор лучше на низком турнике. Стержень должен быть укреплен на уровне плеч. Выходить в упор нужно толчком ног из полуприседа: толчок - упор. Упор - руки выпрямлены. Снова вниз и снова толчком - в упор. Постепенно увеличивать количество повторений.
· Упор, согнув руки. Нагрузка здесь высока. Нужно не только удержать тело в упоре, но и сохранить равновесие. Выходить в это положение нужно, медленно опускаясь из упора. Не забывать о равномерном дыхании.
После того как два этих упражнения будут хорошо освоены, можно их соединить - толчком выйти в упор, медленно опуститься в упор, согнув руки, задержаться в этом положении на 2-3 секунды и выйти в вис стоя. Повторить.
· Следующее упражнение - полу-упор, когда локоть одной руки смотрит вверх, а локоть другой руки - вниз (как при выполнении подъема силой). Это сложное статическое силовое упражнение. Предназначено для укрепления связок и отработки равновесия. Из этого положения нужно учиться выходить в упор на выпрямленные руки, а также из упора переходить в положение полу-упора.
· И наконец, упор на одной руке. Находясь в положении полу-упора, осторожно опустить другую (неопорную) руку вниз, развернув ее ладонью наружу, и удержать это положение в течение нескольких секунд. Дыхание не задерживать. Поменять руку. Когда это упражнение будет освоено, его можно усовершенствовать. Из полу-упора чуть приподняться вверх и поменять опорную руку. Это не отжимание, а смена положений рук в полу-упо ра.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Предлагаемый словарь содержит термины, необходимые специалисту по физической культуре, и не включает термины, используемые в спортивной гимнастике на уровне высокого мастерства. В словарь не включены также термины, которые достаточно подробно описаны в главе «Терминология гимнастики», а также очевидные, сходные с бытовыми выражениями (напр.: медленный, ноги врозь, на носках). В алфавитном порядке приводятся только основные термины, все остальные сгруппированы в тематические группы.
ОБЩИЕ ТЕРМИНЫ
Общие понятия
ЭЛЕМЕНТ - кратчайшее гимнастическое упражнение, характеризующееся законченностью и невозможностью расчленения на составляющие элементы.
СОЕДИНЕНИЕ - совокупность последовательно и слитно исполняемых элементов, при этом выполнение элемента в соединении качественно отличается от его изолированного выполнения.
КОМБИНАЦИЯ - совокупность элементов и соединений с четко выраженным начальным (вскок, запрыгивание) и конечным (как правило, соскок) элементами.
Характеристики движений
ОДНОИМЕННЫЕ - движения, совпадающие: по направлению со стороной конечности - правой вправо или левой влево; с одноименным поворотом - это движение вправо с поворотом направо или влево с поворотом налево.
РАЗНОИМЕННЫЕ - движения, противоположные: по направлению стороне конечности - правой влево или левой вправо; с разноименным поворотом - это движение влево с поворотом направо или вправо с поворотом налево.
ПООЧЕРЕДНЫЕ - движения, выполняющиеся сначала одной конечностью (рукой или ногой), затем другой.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ - движения, выполняющиеся одно за другим с отставанием второй конечности на часть (обычно половину) амплитуды.
ОДНОВРЕМЕННЫЕ - движения, выполняющиеся конечностями в одно и то же время, могут быть как симметричными, так и асимметричными. Остальные вышеописанные виды движений могут быть только асимметричными.
Предлоги
на - указывает, какой частью тела выполняется опора, например: на голове, на предплечьях, на правой (ноге), на животе;
в - указывает (если необходимо) конечное положение, например: в стойку на руках, в упор сзади;
с - ставится между элементами, выполняемыми одновременно.
СОЮЗ «и» - ставится между элементами, выполняемыми слитно в указанной последовательности.
Группы элементов
УПОРЫ ПРОСТЫЕ - выполняются опорой только руками.
УПОРЫ СМЕШАННЫЕ - выполняются: с дополнительной опорой, кроме рук (чаще ногами); с захватом только одной частью тела - руками (рукой), согнутыми ногами, носками.
ВИСЫ СМЕШАННЫЕ - выполняются с дополнительной, кроме захвата руками, опорой.
ПРЫЖКИ ПРОСТЫЕ - выполняются полетом после отталкивания ногами (ногой) без дополнительной опоры руками.
ПРЫЖКИ ОПОРНЫЕ - выполняются с дополнительной опорой (толчком) руками или рукой при полете над снарядом.
Примечание: определения упоров, висов, прыжков см. в разделе основных терминов.
КОНКРЕТНЫЕ ТЕРМИНЫ
Основные
БЕГ - передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. В художественной гимнастике различают следующие виды бега (указаны отличия от одноименных видов шага - см. Шаг: мягкий - с безопорной фазой и более эластично; перекатный - с безопорной фазой и более эластично; пружинный - состоит из ряда подскоков с поочередными толчками ног; в фазе полета тело выпрямлено, ноги прямые, носки оттянуты; острый - выполняется менее резко, свободная нога выносится вперед быстрым коротким движением и не касается пола носком; высокий - маховое движение бедра при сгибании ноги вперед и фаза полета.
ВИС - положение на снаряде, при котором плечи находятся ниже точек хвата.
«Звездочка» рядом с основным термином указывает на то, что данный термин обозначает конкретный элемент не только в сочетании с дополнительным термином, но и сам по себе.
ВОЛНА - целостное движение с последовательным выведением вперед и назад звеньев тела снизу вверх; может выполняться рукой (руками).
ВСКОК - прыжок на снаряд с указанием положения, в которое он выполняется.
ВХОД - из упора (в том числе стоя) переход с поворотом кругом в упор на ручках коня.
ВЫКРУТ - переход из виса спереди в вис сзади или наоборот, выполняемый вращением в плечевых суставах.
ВЫХОД - из упора на ручках (в том числе стоя, хватом за ручки) переход с поворотом кругом в упор на теле и ручке.
ГРУППИРОВКА - положение согнувшись с захватом согнутых ног; разновидности: Г. сидя, Г. лежа, Г. в приседе, широкая Г.
ДВИЖЕНИЕ ПРУЖИННОЕ - выполняется из и. п. руки в стороны: руки сгибаются во всех звеньях с напряжением, как бы сжимая пружину; аналогично руки разгибаются; целостное пружинное движение выполняется с дополнительным сгибанием ног и туловища до приседа.
КАЧ - колебательное движение гимнаста вместе со снарядом.
КРУГ - а) движение руками (рукой) по окружности на 360°; б) движение ногами (ногой) по окружности на 360° путем перемахов над снарядом или полом.
КУВЫРОК - вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову.
КУРБЕТ* - прыжок с рук на ноги.
МАХ - движение колебательного характера телом или конечностями в одном направлении; разновидности махового движения: размахивание - несколько махов, выполняемых попеременно в противоположных направлениях; взмах - быстрое движение ногой (ногами) в одном направлении с возвращением в и. п.; отмах - махом переход из упора в вис или более низкий упор; перемах - движение ногой или ногами над полом или снарядом.
МОСТ - максимально прогнутое положение тела с опорой ногами (ногой) и поднятыми вверх руками (рукой).
МОСТ* - выполняется опорой двумя руками и двумя ногами.
НАКЛОН - отведение туловища или головы относительно вертикального положения; разновидности: пружинящий - выполняется несколькими движениями с неполным возвращением в и. п. в промежутках между ними; касаясь - выполняется с касанием пола руками (рукой).
ОБОРОТ - круговое движение телом вокруг оси снаряда или оси, проходящей через точки хвата, с полным переворачиванием с приведенными к туловищу руками; большой О. выполняется с отведенными от туловища руками вверх или назад и максимальным удалением центра масс от точек хвата.
ОПУСКАНИЕ - спад, выполняемый медленно, силой (см. Спад).
ПЕРЕКАТ - вращательное движение тела с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову; согласно определению П. в сторону с полным переворачиванием не может называться кувырком (ср. Кувырок).
ПЕРЕВОРОТ - вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову и опорой руками (рукой): а) в акробатике различают П. прыжком (толчком двумя ногами, с двумя фазами полета), темпо-
вой П. или просто П. (махом одной, толчком другой ноги, с одной фазой полета), медленный П. или «перекидка» (без фаз полета); б) на снарядах П. выполняется через стойку на руках, на плечах, на голове.
ПЕРЕЛЕТ - перемещение с одной стороны снаряда (или с одной жерди) на другую с отпусканием рук.
ПЕРЕСКОК - а) прыжок через скакалку; б) небольшой прыжок с одной ноги на другую.
ПЕРЕХОД - перемещение вправо или влево с переставлением рук на опоре и выполнением перемаха (или другого элемента).
ПОВОРОТ - движение тела вокруг своей продольной оси; П. туловища или головы выполняется без изменения положения нижележащих звеньев; полповорота - поворот на 45° в строевых упражнениях; в стойке на руках выполняется 77. плечом вперед или назад.
ПОДСКОК - небольшое подпрыгивание на месте или с продвижением в указанном направлении.
ПОДЪЕМ - переход в упор из виса или более низкого упора.
ПРИСЕД - положение на согнутых ногах опорой на носках; полуприсед - положение на неполностью согнутых ногах опорой на всю стопу; упор присев - сочетание Я. с опорой или касанием пола руками.
ПРЫЖОК - свободный полет после толчка ногами или одной ногой.
РАВНОВЕСИЕ - стойка на одной ноге с отведением другой ноги и наклоном.
РОНДАТ - переворот вперед с последовательной опорой руками и поворотом кругом с приземлением на две ноги.
САЛЬТО - безопорное вращательное движение тела после отталкивания или отпускания рук.
СЕД - положение сидя без выраженной дополнительной опоры; упор сидя - смешанный упор, сочетающий положение сидя и существенную опору руками.
СКРЕЩЕНИЕ - два одновременных встречных перемаха; разновидности: прямое С. - выполняется в продолжение одноименного перемаха; обратное С. - выполняется в продолжение разноименного перемаха; в обоих случаях описывается предварительный перемах, выполняемый из упора (спереди).
СОСКОК - спрыгивание со снаряда.
СПАД - переход из упора в вис или более низкий упор.
СТОЙКА - а) положение стоя; б) вертикальное положение ногами кверху - с указанием опоры.
УПОР - положение с опорой руками, при котором плечи находятся выше или на одном уровне с точками опоры.
УПОР - вертикальное положение тела с опорой прямыми, направленными вниз руками
ХВАТ - способ держания за снаряд; перехват - изменение X .
ШАГ - перемещение путем выставления ноги и перенесения веса на нее; на Ш. - означает выставление одной ноги с распределением веса на обе; в художественной гимнастике различают следующие разновидности Ш. (движения рук здесь не указываются): мягкий - с носка с коротким перекатом на пятку с легким сгибанием ног без колебаний в вертикальной плоскости; перекатный - с носка, при выносе другой ноги вперед опорная слегка сгибается и разгибается, пружинный - как перекат-
ный, но с более выраженным сгибанием и разгибанием ног; острый - с выставлением на носок согнутой ноги, голень которой параллельна опорной голени; выполняется резко, отрывисто; высокий - с высоким подниманием бедра и разгибанием маховой ноги; приставной - с носка одной ногой и приставлением другой; переменный - сочетание приставного Ш. и обычного; скользящий - скользящим движением выставляемой ноги.
ШПАГАТ* - сед с предельно разведенными ногами; Ш. правой (левой) - указана нога, находящаяся впереди.
Дополнительные
Основные положения рук
ВПЕРЕД
ВВЕРХ
ВНИЗ (в и. п. не указывается)
НАЗАД (до отказа)
ВПРАВО или ВЛЕВО
В СТОРОНЫ
Дугообразные движения рук и направления их выведения в промежуточные положения
(ДУГАМИ) ВПЕРЕД - см. также правила сокращений
(ДУГАМИ) КВЕРХУ
(ДУГАМИ) КНИЗУ
(ДУГАМИ) НАЗАД
(ДУГАМИ) ВПРАВО или ВЛЕВО
(ДУГАМИ) НАРУЖУ или ВНУТРЬ
ДУГОЙ - а) движение рукой по окружности более чем на 90°, но менее чем на 360°, начинающееся в указанном направлении и продолжающееся до указанного далее конечного положения; б) на снаряде - движение, начинающееся спадом, с последующим подъемом из нижней точки.
ВНЕ - а) положение ноги (ног) с внешней стороны руки (рук); б) положение снаружи двуосевого снаряда.
ВНУТРИ - а) положение ноги (ног) между опорными руками; б) положение гимнаста внутри брусьев или лестницы.
ПРОДОЛЬНО - плечевая ось параллельна оси снаряда.
ПОПЕРЕК - плечевая ось перпендикулярна оси снаряда.
СТОЯ - а) положение, при котором гимнаст опирается ногами о пол или снаряд, образуя с ним угол более 45°, т.е. вертикальное или ближе к вертикальному; б) положение ног, близкое к вертикальному (в положениях: упор стоя согнувшись, упор стоя ноги врозь).
ЛЕЖА - положение, при котором гимнаст находится в горизонтальном состоянии или ближе к горизонтальному.
СИДЯ - положение, при котором гимнаст использует опору тазом или задней поверхностью бедра (бедер).
СПЕРЕДИ - лицом или передней поверхностью туловища к удерживаемому снаряду или опоре.
СЗАДИ - спиной к удерживаемому снаряду или опоре.
БОКОМ - указываемым (левым или правым) боком к снаряду или опоре.
ПРОГНУВШИСЬ - прямое туловище, слегка отведенные назад плечи, прямые ноги, приподнятая голова (не указывается, если это предусмотрено техникой исполнения).
СОГНУВШИСЬ - тело согнуто в тазобедренных суставах почти максимально.
УГЛОМ - прямые ноги образуют с туловищем прямой угол.
ВЫСОКИМ углом - прямые ноги максимально приведены к туловищу и находятся в положении, близком к вертикальному.
С ЗАХВАТОМ - прямые ноги максимально приведены к туловищу с удержанием рук ногами.
МАХОМ - выполняется за счет инерции движения гимнаста.
СИЛОЙ - выполняется медленно, за счет мышечных усилий гимнаста.
РАЗГИБОМ - выполняется за счет ускоренного разгибания в тазобедренных суставах.
ПЕРЕВОРОТОМ - выполняется с переворачиванием через голову (назад; если вперед, то это оговаривается).
ОДНОЙ, ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ (устар. «верхом») - а) положение ноги врозь, одна (указываемая) нога впереди; б) подъем в положение ноги врозь одной.
НА ОДНОЙ, НА ПРАВОЙ, НА ЛЕВОЙ (устар. «завесой»): а) с опорой согнутой (указываемой) ногой; б) подъем, выполняемый опорой на указываемую согнутую ногу (в положение ноги врозь одной).
ДВУМЯ (устар. «вперед») - характеристика подъема, выполняемого на перекладине перемахом обеими ногами и разгибом в упор сзади.
ВРОЗЬ (стойка ноги врозь) - ноги в стойке расставлены на шаг (разг. «ноги на ширине плеч»).
УЗКАЯ (стойка ноги врозь) - ноги расставлены в стойке вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь.
ШИРОКАЯ (стойка ноги врозь) - ноги в стойке широко разведены в стороны.
КОНСПЕКТ УРОКА № 28 для VI класса
Общие задачи урока
Образовательные
Научить активному толчку руками в момент разведения ног при выполнении прыжка ноги врозь через козла (девочки).
Добиться самостоятельного выполнения основы техники подъема переворотом махом одной, толчком другой (мальчики).
Совершенствовать выполнение изученных акробатических элементов в комбинации (мальчики, девочки).
Оздоровительные
Содействовать развитию координации движений и ориентировки в пространстве.
Развивать силу мышц рук и плечевого пояса.
Воспитательные
Формировать навыки дружной и согласованной работы при выполнении учебных заданий в группах.
Воспитывать трудолюбие и стремление выполнять в полном объеме нагрузку на уроке.
Необходимый инвентарь, пособия, технические средства обучения:
гимнастические маты, перекладина, козел, гантели, карточки для круговой тренировки. Основная часть 24 мин.
434
436
Введение 3
Часть первая. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ
ПРЕПОДАВАНИЯ ГИМНАСТИКИ 5
Глава 1. Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина 5
Задачи и методические особенности гимнастики 5
Классификация видов гимнастики 8
Оздоровительные виды гимнастики 9
Образовательно-развивающие виды гимнастики 11
Спортивные виды гимнастики 13
1.3. Гимнастика как учебно-педагогическая
и научная
дисциплина 14
Глава 2. Исторический обзор развития гимнастики 16
Закономерности развития гимнастики 16
Гимнастика у древних народов 17
Гимнастика в Средневековье 24
Гимнастика в эпоху Возрождения 25
Гимнастика в Новое время 27
Возникновение национальных систем гимнастики 29
Развитие гимнастики во второй половине XIX - начале XX века 34
Гимнастика в дореволюционной России 36
Развитие гимнастики в России после 1917 г 43
2.10. Возможные пути дальнейшего развития гимнастики 54
Глава 3. Терминология гимнастики 56
Характеристика гимнастической терминологии 56
Правила гимнастической терминологии..57
Способы образования терминов 57
Правила применения терминов 58
Правила сокращения (опускание отдельных терминов) 59
3.3. Запись гимнастических упражнений 60
Формы и типы записи упражнений 60
Текстовая запись конкретных упражнений 62
3.4. Правила записи общеразвивающих упражнений 64
3.4.1. Запись общеразвивающих упражнений
без предмета 64
Положения и движения звеньев тела 67
Запись общеразвивающих упражнений
с предметами 71
3.5. Правила записи упражнений на снарядах, вольных,
акробатических и художественной гимнастики 73
Запись упражнений на гимнастических снарядах....73
Упражнения на гимнастической стенке,
скамейке и в парах 75
Запись акробатических упражнений 78
Запись вольных упражнений 80
Запись упражнений художественной гимнастики....81
Глава 4. Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике 83
Причины травматизма и способы его предупреждения 83
Характеристика травм на занятиях по гимнастике
и их профилактика 86
Требования к местам проведения занятий 87
Страховка, помощь и самостраховка как меры предупреждения травматизма 90
Обучение приемам страховки и помощи 92
Врачебный контроль и самоконтроль 93
Глава 5. Основы техники гимнастических упражнений 96
Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в ее основе 96
Статические упражнения 101
Динамические упражнения 104
Основные понятия и законы динамики 106
Отталкивание и приземление 107
Реактивное движение и реактивная сила
(реакция опоры), хлестовое движение ПО
Вращательные движения 112
Маховые упражнения 116
Силовые упражнения 119
5.4. Общие правила анализа техники
исполнения
гимнастических упражнений 120
Глава 6. Основы обучения гимнастическим упражнениям 121
Теоретические и методологические основы обучения гимнастическим упражнениям 121
Знания, двигательные умения, навыки и способности гимнастов 124
Обучение гимнастическим упражнениям 135
Ознакомление с изучаемым упражнением, создание о нем предварительного представления 136
Разучивание упражнения 143
Закрепление и совершенствование техники исполнения упражнения 145
6.4. Практическая реализация принципов дидактики
при обучении упражнениям 146
6.5. Методы, приемы и условия успешного
обучения
гимнастическим упражнениям: 148
Глава 7. Физкультурные залы, гимнастические площадки
и их оборудование 153
Физкультурные залы и их оборудование 153
Многокомплексные гимнастические снаряды 157
Гимнастические площадки и их оборудование 159
Технические средства, используемые на занятиях
по гимнастике в общеобразовательной школе 161
Глава 8. Научная работа по гимнастике 163
Научная работа учителя физической культуры 163
Гимнастика как научная дисциплина 164
Вопросы гимнастики, требующие исследований 165
Выбор темы для исследования 169
Научная проблема, проблемность исследуемого вопроса 170
Гипотеза 174
Цель и задачи исследования 180
Методы исследования 180
Анализ и обобщение опыта передовой практики
и литературных данных 181
Педагогическое наблюдение 183
Анкетирование, интервью, беседа 185
Индуктивный и дедуктивный методы 186
Педагогический эксперимент 186
Формулирование выводов и предложений. Подведение итогов исследования 188
Оформление научного труда 190
Требования, предъявляемые к языку и стилю 192
Часть вторая. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ 195
Глава 9. Строевые, общеразвивающие и прикладные
упражнения 195
Строевые упражнения 195
Общеразвивающие упражнения 204
Прикладные упражнения 210
Глава 10. Упражнения гимнастического многоборья 223
Вольные упражнения 223
Упражнения на коне 229
Упражнения на кольцах 235
Опорные прыжки 245
Упражнения на брусьях 257
Упражнения на перекладине 270
Упражнения на брусьях разной высоты 282
10.8. Упражнения на гимнастическом бревне
Глава 11. Акробатические упражнения 293
Характеристика и назначение акробатических упражнений 293
Обучение основным акробатическим упражнениям 296
Глава 12. Упражнения художественной и ритмической гимнастики 310
Характеристика и назначение упражнений художественной гимнастики 310
Характеристика и назначение упражнений ритмической гимнастики 319
Составление комплексов упражнений 324
Формы проведения занятий 328
Глава 13. Музыкальное сопровождение на занятиях по гимнастике 330
Глава 14. Слово педагога в комплексе средств гимнастики 334
Часть третья. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
ГИМНАСТИКОЙ 339
Глава 15. Занятия гимнастикой в общеобразовательной школе 339
15.1. Урок гимнастики в школе 339
Основные задачи урока 339
Общие требования к уроку 340
Подготовительная часть урока 342
Основная часть урока 346
Заключительная часть урока 349
Организация учебного труда на уроке 350
Организация урока и способы управления занимающимися 351
Особенности занятий гимнастикой с учащимися подготовительной и специальной медицинских групп...354
Массовые гимнастические выступления 357
Глава 16. Прогнозирование способностей
гимнастов и методика отбора
детей
для занятий гимнастикой со
спортивной
направленностью
360
16.1. Требования гимнастики как вида спорта
к способностям занимающихся 360
Изучение и развитие способностей у гимнастов 361
Ориентация и отбор детей для занятий гимнастикой
со спортивной направленностью 382
Глава 17. Основы спортивной тренировки юных гимнастов 385
Спортивная тренировка 385
Этапы спортивной тренировки 387
17.2.1. Начальная спортивная тренировка 388
Начальная специализированная тренировка 389
Углубленная специализированная тренировка гимнастов 13-16 лет 390
Контроль за функциональным состоянием юных гимнастов 392
Принципы спортивной тренировки гимнастов 396
Путь к высокому спортивному мастерству 397
Глава 18. Планирование и учет работы по гимнастике 398
Структура тренировочного процесса 399
Учет результатов учебно-тренировочной работы 403
Глава 19. Организация и проведение соревнований по гимнастике 403
Педагогическое и агитационное значение соревнований 403
Виды и характеристика соревнований 405
Документы, необходимые для проведения соревнований 406
Состав и работа судейской коллегии
на соревнованиях 412
Подготовка и проведение соревнований 413
Судейство соревнований 414
Особенности проведения массовых соревнований 416
Подготовка судей по гимнастике 418
Глава 20. Методическая подготовка учителя физической культуры,