Утренняя гимнастика в средней группе ноябрь. Утренняя гимнастика в средней группе. Комплексы. Разработка комплексов утренней гимнастики

Комплексы утренней гимнастики. Средняя группа.

Сентябрь

Комплекс 1

Ходьба друг за другом с разным положением рук, с высоким подниманием колен. Бег друг за другом с разным положением рук. Ходьба. Построение в круг.

Упражнения без предметов:

1. «Глазки» (кинезиологическое упражнение). И.п. – о.с. «глазки влево, глазки вправо, вверх и вниз, и все сначала» (6 раз).

2. «Петушок» (дыхательное упражнение). И.п. – о.с. «крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг». 1-2 – развести руки в стороны (вдох); 3-4 – опустить руки вниз, хлопать по бедрам (ку-ка-ре-ку!); выдох на каждый слог) (6 раз).

3. «Хлопни по полу». И.п. – сидя на полу, ноги широко разведены. 1-3 – наклониться вперед, коснуться руками пола, хлопнуть по нему (хлоп-хлоп-хлоп!); 4 – и.п. (4 раза).

4. «Посмотри, что за спиной». И.п. – стоя на коленях или сидя на пятках, руки у плеч. 1-2 – повернуться вправо, посмотреть вправо, сказать: «вижу!»; 3-4 – и.п.; 5-6 – повернуться влево, посмотреть влево, сказать: «вижу!»; 7-8 – и.п. (4 раза).

5. «Положи колени на пол». И.п. – лежа на спине, руки под головой, ноги согнуты. 1-2 – опустить согнутые в коленях ноги вправо; 3-4- - и.п.; 5-6- опустить согнутые в коленях ноги влево; 7-8 – и.п. (4раза).

6. «Пружинка». И.п. – о.с. Пружинка и восемь подскоков на месте поочередно с ходьбой (3 раза).

Комплекс 2

Ходьба друг за другом, с разной длиной шага, на носках (руки в стороны), на пятках (руки за головой). Бег друг за другом, за первым, за последним. Ходьба. Построение в круг.

Упражнения без предметов:

1. «Язычок» (кинезиологическое упражнение). «Язычок вы покажите, на него все посмотрите». Выдвигать язычок вперед-назад (6 раз).

3. «Громко хлопни». И.п. – о.с. 1 – руки развести в стороны; 2 – хлопнуть перед собой (6 раз)

4. «Фонарики». И.п. – о.с. 1-3 поднять руки; посмотреть на них, сделать фонарики; 4 – и.п. (6 раз).

5. «Постучи по коленочкам». И.п.- ноги на ширине плеч. 1-3- наклониться вперед, постучать по коленям («тук-тук!»); 4- и.п. (6 раз).

6. «Подними ножку». И.п. – стоя, ноги слегка расставить, руки за спиной. 1 – 3 – согнуть правую (левую) ногу, руки положить на колено; 4 – и.п. (4 раза).

8. «Сдуем с ладошки пушинку». И.п. – о.с. «положи на ладошку пушинку и сдуй ее – она полетела далеко-далеко» (сдувать с правой и левой руки).

Октябрь

Комплекс 1

Ходьба друг за другом по кругу. Врассыпную, в полуприседе, с разным положением рук. Бег друг за другом, с остановкой по сигналу. Ходьба. В заключение построение в круг.

Упражнения без предметов:

1. «Качание головой» (кинезиологическое упражнение). «Покачаем головой, чтобы был в душе покой». Дышать глубоко, расправить плечи, закрыть глаза. Опустить голову вперед и медленно раскачивать ею из стороны в сторону (6 раз).

3. «Покажи ладошки». И.п. - о.с. 1- руки вытянуть вперед ладонями вверх; 2 – и.п. (6 раз).

4. «Деревья качаются». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 – наклоняться вправо-влево (ш-ш-ш); 3-4 и.п. (6 раз).

5. «Солнышко – дождик». И.п. – сидя на полу, руки в упоре сзади. 1 – солнышко (поднять лицо вверх), 2 – дождик (согнуть ноги в коленях и голову спрятать в колени) (6 раз).

6. «Присядем». И.п. – стоя, руки на поясе. 1-2 – присесть, касаясь руками пола, сказать: «сесть!»; 3-4- и.п. (4 раза).

7. «Попрыгаем!» И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой (8 прыжков по 2 раза).

8. «Петушок» (дыхательное упражнение). И.п. – о.с. «крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг». 1-2 – развести руки в стороны (вдох); 3-4 – опустить руки вниз, хлопать по бедрам (ку-ка-ре-ку!); выдох на каждый слог (6 раз).

Комплекс 2

Ходьба друг за другом с выполнением заданий (руки на поясе, хлопки в ладоши на каждый шаг). Бег друг за другом. Ходьба. Построение в звенья.

Упражнения без предметов:

1. «Кивки» (кинезиологическое упражнение). «покачаем головой, неприятности долой!». Медленные наклоны головы к плечам и кивающие движения вперед- назад (6 раз).

2. «Удивимся» (дыхательное упражнение). И.п. – стоя, опустить плечи, сделать свободный вдох. «Удивляться чему есть! В мире всех чудес не счесть!». 1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох; 2 – и.п. (6 раз).

3. «Полетели». И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу. 1-2 – наклониться вперед, отвести руки назад; 3-4- - и.п. (6 раз).

4. «Длинные ноги». И.п. – сидя на полу, руки в упоре сзади. 1 – «длинные ноги»; 2 – «короткие ноги» (ноги согнуть в коленях) (6 раз).

5. «Присядем». И.п. – руки за спиной. 1-2 – присесть, руки вытянуть вперед, сказать «сесть!», 3-4 – и.п. (4 раза).

6. «Попрыгаем». И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой (8 прыжков по 2 раза).

7. «Ушки» (дыхательное упражнение). И.п. – ос. «ушки слышать все хотят про ребят и про зверят». 1 – наклонить голову вправо, сделать сильный вдох; 2 – наклонить голову влево, сделать произвольный выдох (2 раза).

Ноябрь

Комплекс 1

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, с разным положением рук, на внешней стороне стопы, «как мышки» (на носках). Бег друг за другом, приставным шагом (прямой галоп), со сменой темпа. Ходьба. Построение в звенья.

Упражнения без предметов:

3. «Барабан». И.п. – ос. 1-3 – имитация игры на барабане («бум-бум-бум») 4 – о.с. (6 раз).

4. «Горн». И.п.- ноги на ширине плеч. 1-2 – развернуться вправо (влево), имитируя игру на горне; 3-4 – и.п. (6 раз)

6. «Кто выше подпрыгнет?» И.п. – о.с. Прыжки на двух ногах в чередовании с ходьбой (8 прыжков по 2 раза).

7. «Сдуем с ладошки снежинку». И.п. – о.с. «положи на ладошку пушинку и сдуй ее – она полетела далеко-далеко» (сдувать с правой и левой руки).

Комплекс 2

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, с разным положением рук, на внешней стороне стопы, «как пингвины» (ходьба с носками, развернутыми вовне), семенящим шагом. Бег друг за другом, с остановкой по сигналу. Ходьба. Построение в звенья.

Упражнения без предметов:

2. «Маятник» (дыхательное упражнение). И.п. – стоя, руки на поясе (вдох). «Влево-вправо, влево-вправо, а потом начнем сначала». 1, 3 наклониться вправо (влево); 2, 4 – и.п. (6 раз).

3. «Силачи». И.п. – о.с. 1, 3 – руки в стороны; 2 – руки перед грудью, 4 – и.п. (6 раз).

4. «Дотянись до пола». И.п. – стоя, ноги врозь, руки за спину. 1-2 – наклониться к правой ноге, руками коснуться пола у правой ноги; 3-4 – и.п.; 5-6 – наклониться к левой ноге, руками коснуться пола у левой ноги; 7-8 – и.п. (4 раза).

5. «Пободай колено». И.п. – сидя на полу, ноги в стороны, руки в упоре сзади. 1-2 – наклониться к правому колену, лбом коснуться его, руки вперед; 3-4 – и.п.; 5-6 – наклониться к левому колену, лбом коснуться его, руки вперед; 7-8 и.п. (4 раза).

6. «Пружинка». И.п. – о.с., руки на поясе. 1 – присесть, повернувшись в левую сторону; 2 – присесть, повернувшись в правую сторону. (4 раза).

7. «Попрыгаем». И.п. – ос. Два прыжка вперед, два назад в чередовании с ходьбой. (8 раз).

8. «Ушки» (дыхательное упражнение). И.п. – о.с. «ушки слышать все хотят про ребят и про зверят». 1 – наклонить голову вправо, сделать сильный вдох; 2 – наклонить голову влево, сделать произвольный выдох (2 раза).

Декабрь

Комплекс 1

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, с высоким подниманием колена, «как солдатики». Бег друг за другом, подскоком. Ходьба друг за другом. Построение в звенья.

Упражнения без предметов:

1. «Радуга, обними меня» (дыхательное упражнение). И.п. – о.с. «приказало солнце: стой! Семицветный мост крутой! Крепко мост меня обнял – еще ярче сразу стал». 1 – сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; 2 - задержать дыхание на 3-4 сек.; 3 – растягивая губы в улыбке, произносить «с-с-с», выдыхая воздух. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; 4 – и.п. (6 раз).

2. «Хлопок». И.п. о.с. 1 – поднять руки вверх, сказать: «хлоп», 2 – и.п. (6 раз).

3. «Силачи». И.п. – о.с. 1-2 – руки к плечам; 3-4 – и.п. (6 раз)

4. «Повороты». И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – поворот вправо, руки перед собой, 2 и.п.; 3 – поворот влево, руки перед собой; 4 – и.п. (6 раз).

5. «Хлопни по колену». И.п. – сидя на полу, ноги в стороны, руки за спиной в упоре. 1-2 – наклониться вперед, хлопнуть по колену, сказать «хлоп»», 3-4- и.п. (4 раза).

6. «Попрыгаем!» И.п. – руки на поясе. Прыжки на месте в чередовании с ходьбой (2 раза по 8 прыжков).

Комплекс 2

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, «как мишки, как пингвины, как куклы». Бег друг за другом, с разным положением рук. «зайки» - прыжки с продвижением вперед. Ходьба. Построение в звенья.

Упражнения без предметов:

1. «Ротик» (кинезиологическое упражнением). «Чтобы четче говорить – рот подвижным должен быть» открыть рот и нижней челюстью делать плавные движения сначала слева – направо, затем наоборот (6 раз).

2. «Насос». И.п. – о.с. «накачаем мы воды, чтобы поливать цветы». 1- наклонить туловище в сторону (вдох), 2 – руки скользят, при этом громко произносить с-с-с-с (выдох) (6 раз)

3. «Подними колено». И.п. – о.с. 1-2 – поднять правое колено, хлопнуть по нему, сказав «хлоп», 3-3 – и.п. 5-6 - поднять левое коленок, хлопнуть по нему и сказать «хлоп». 7-8 – и.п. (6 раз)

4. «Дровосек». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вверху в замке. 1-2 наклониться вперед, пронести руки между ног «ух»; 3-4 – и.п. (6 раз)

5. «Веселые жучки». И.п. – лежа на спине. 1-3 – помахать руками и ногами («лапками»); 4 – и.п. (4 раза)

6. «Попрыгаем!» И.п. О.с. Прыжки на месте в чередовании с ходьбой (2 раза по 8 прыжков)

7. «Часики» (дыхательное упражнение). И.п. – стоя, ноги слегка расставлены. «Часики вперед идут. За собою нас ведут». 1 – взмахнуть руками вперед _ «тик» (вдох); 2 – взмахнуть руками назад – «так» (выдох) (2 раза).

Январь

Комплекс 1

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, с разным положением рук, «как мышки, как солдатики, вперед спиной». Бег друг за другом, врассыпную, друг за другом. Ходьба. Построение в звенья.

Упражнения без предметов:

1. «Язычок» (кинезиологическое упражнение). «Нужно двигать язычком, он отплатит нам добром». Движения языком в разные стороны (8 раз).

2. «Часики» (дыхательное упражнение). И.п. – стоя, ноги слегка расставлены. «часики вперед идут. За собою нас ведут». 1 – взмахнуть руками вперед _ «тик» (вдох); 2 – взмахнуть руками назад – «так» (выдох) (2 раза).

3. «Заведи мотор». И.п. – о.с. 1 – руки развести в стороны; 2-4 – согнуть руки в локтях и вращать ими перед грудью; 5 – руки в стороны; 6 – и.п. (6 раз).

4. «Присядем». И.п. – о.с. 1-2 присесть, хлопнуть по коленям, сказать «хлоп»; 3-4 – и.п. (6 раз).

5. «Попрыгаем!» И.п. – ос. Восемь – десять подскоков, поворот вокруг себя, в чередовании с ходьбой. (2 раза).

6. «Маятник» (дыхательное упражнение). И.п. – стоя, руки на поясе (вдох). «влево-вправо, влево-вправо, а потом начнем сначала». 1, 3 наклониться вправо (влево); 2, 4 – и.п. (6 раз).

Комплекс 2

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, со сменой ведущего, спиной вперед, с высоким подниманием колен и разным положением рук. Бег друг за другом, с высоким подниманием колен и разным положением рук. Ходьба друг за другом. Построение в звенья.

Упражнения без предметов:

1. «Качание головой» (кинезиологическое упражнение). «покачаем головой, чтобы был в душе покой». Дышать глубоко, расправить плечи, закрыть глаза. Опустить голову вперед и медленно раскачивать ею из стороны в сторону (6 раз)

2. «Вырасти большой» (дыхательное упражнение). И.п. – о.с. «вырасти хочу скорей, добро делать для людей». 1 – поднять руки, потянуться, подняться на носки (вдох); 2 – опустить руки, опуститься на всю ступню (выдох) (6 раз)

3. «Регулировщик». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, 1,3 – развести руки в стороны; 2 – поднять руки; 4 – и.п. (6 раз)

4. «Часики». И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклониться вправо, 2 – и.п.; 3 – наклониться влево; 4 – и.п. (6 раз)

5. «Прыжки». И.п. – руки на поясе. Четыре прыжка на правой ноге; ходьба, четыре прыжка на левой ноге, ходьба на месте (4 раза)

6. «Ушки» (дыхательное упражнение). И.п. – о.с. «ушки слышать все хотят про ребят и про зверят». 1 – наклонить голову вправо, сделать сильный вдох; 2 – наклонить голову влево, сделать произвольный выдох (2 раза).

Февраль

Комплекс 1

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, «как куклы, как солдатики». Бег друг за другом, с отведением пяток назад – вверх, к ягодицам, друг за другом. Ходьба. Построение в звенья.

Упражнения без предметов:

1. «Ручки» (кинезиологическое упражнение). И.п. – о.с., руки согнуты в локтях. «Чтобы ручкам силу дать, нужно резче их сжимать». (8 раз).

2. «Послушаем» (дыхательное упражнение). И.п. – о.с. «чтобы все на свете знать, нужно слушать и молчать». Наклонять голову влево (вправо), делать произвольный выдох (6 раз)

3. «Полетели». И.п. – ос. 1-3 – поднять руки в стороны, помахать ими; 4 – и.п. (6 раз).

4. «Гуси». И.п. – ноги на ширине плеч. 1-3 – наклониться вперед, развести руки в стороны, сказать «ш-ш-ш», 4 – и.п. (6 раз).

5. «Спрятались». И.п. – о.с. 1-3 – присесть, голову обхватить руками, спрятать в колени; 4 – и.п. (6 раз).

6. «Попрыгаем!» И.п. – о.с. Четыре прыжка вперед, ходьба на месте, четыре прыжка назад, ходьба на месте. (4 раза).

7. «Маятник» (дыхательное упражнение). И.п. – стоя, руки на поясе (вдох). «влево-вправо, влево-вправо, а потом начнем сначала». 1, 3 наклониться вправо (влево); 2, 4 – и.п. (6 раз).

Комплекс 2

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, с разным положением рук, с заданиями для рук, приставным шагом вперед. Бег друг за другом, спиной вперед. Ходьба. Построение в звенья.

Упражнения без предметов:

1. «Зубки» (кинезиологическое упражнение). «крепко зубки мы потрем, а потом сладко зевнем» массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно слева и справа (6 раз).

2. «Ежик» (дыхательное упражнение). И.п. – о.с. «ежик добрый, неколючий, посмотри вокруг получше». ! – повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох носом; 2 – повернуть голову влево, сделать выдох через полуоткрытые губы (6 раз).

3. «Кружение головой». И.п. – о.с. 1-4 – круговые движения головой вправо; 5-8 – круговые движения головой влево (4 раза).

4. «Покажи ладошки». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. 1 – вытянуть руки вперед ладонями вверх; 2-3 – пальцы сжать в кулачки; 4 – и.п. (6 раз).

5. «Потанцуем». И.п. – стоя, руки на поясе. 1 – поднять правую ногу, согнутую в колене; 2 – и.п.; 3 – поднять левую ногу, согнутую в колене; 4 – и.п. (6 раз).

6. «Поклон». И.п. – стоя на коленях, руки внизу. 1-2 – наклониться вперед, поставить прямые руки на пол; 3-4 – и.п. (4 раза).

7. «Прыжки». И.п. – о.с. Прыжки «нога вперед-назад» в чередовании с ходьбой (4 раза).

8. «ушки» (дыхательное упражнение). И.п. – о.с. «ушки слышать все хотят по ребят и про зверят». 1 – наклонить голову вправо, сделать сильный вдох; 2 – наклонить голову влево, сделать произвольный выдох (2 раза).

Март

Комплекс 1

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, «как солдатики, как цапли. Как куклы», приставным шагом в правую сторону. Бег друг за другом, подскоком с разным положением рук. Ходьба. Построение в звенья.

Упражнения без предметов:

1. «Язычок» (кинезиологическое упражнение). «Нужно двигать язычком, он отплатит нам добром». Движения языком в разные стороны (8 раз).

2. «Гуси летят» (дыхательное упражнение). И.п. – о.с. «гуси высоко летят, на детей они глядя». 1 – руки поднять в стороны (вдох); 2- руки опустить вниз (гу-у-у!) Выдох (6 раз).

3. «Вот какая большая рыба». И.п. – о.с. 1, 3 – поднять руки вперед, 2, развести руки в сторону, 4 – и.п. (6 раз).

4. «Наклон». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. 1 – наклониться вниз, голову приподнять, смотреть вперед; 2-3 – развести руки в стороны; 4 – и.п. (6 раз).

5. «Присесть». И.п. – о.с. 1 – присесть, 2-3 – руки отвести назад, наклониться вперед; 4 –и.п. (6 раз).

6. «Самолет». И.п. – лежа на животе, руки впереди. 1-3 – руки в стороны, ноги и верхнюю часть туловища приподнять («у-у-у»); 4 – и.п. (4 раза).

7. «Попрыгаем!» И.п. – руки на поясе. Прыжки способом «ножницы» (8 прыжков по 2 раза).

8. «Часики» (дыхательное упражнение). И.п. – стоя, ноги слегка расставлены. «часики вперед идут. За собою нас ведут». 1 – взмахнуть руками вперед - «тик» (вдох); 2 – взмахнуть руками назад – «так» (выдох) (2 раза)

Комплекс 2

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, «как цапли», с изменением темпа, с изменением направления, приставным шагом вперед. Бег друг за другом, с выведением прямых ног вперед, прямой галоп. Ходьба. Построение в звенья.

Упражнения без предметов:

1. «Глазки» (кинезиологическое упражнение). «Нужно глазки открывать, чудо чтоб не прозевать». Широко открывать и закрывать глаза с интервалом 30 секунд (6 раз).

2. «Гудок парохода» (дыхательное упражнение). И.п. – о.с. «прогудел наш пароход, в море всех он нас зовет». 1 – через нос с шумом набрать воздух; 2 – задержать дыхание на 2 -3 секунды; 3 – с шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой («у-у-у») (6 раз)

3. «Мотор». И.п. – о.с. 1-3 – согнуть руки в локтях и вращать их одна вокруг другой («р-р-р») (6 раз).

4. «Наклоны». И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – наклониться вправо, 2 – и.п., 3- наклониться влево, 4 – и.п. (6 раз).

5. «Присядем». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. 1-3 – присесть, хлопнуть перед собой в ладоши, сказать «хлоп»; 4 – и.п. (6 раз)

6. «Поворот сидя». И.п. – сидя, ноги скрестно, руки у плеч. 1-2 – поворот туловища вправо; 3-4 – и.п. То же в левую сторону (6 раз)

7. «Попрыгаем». И.п. – руки на поясе. Четыре прыжка вперед, назад в чередовании с ходьбой (6 раз).

Апрель

Комплекс 1

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, с разным положением рук, с приставным шагом вперед. Бег друг за другом, спиной вперед, широким шагом. Ходьба. Построением в звенья.

Упражнения без предметов:

1. «Глазки» (кинезиологическое упражнение). «Быстро – быстро поморгай, потом глазкам отдых дай». Быстро моргать в течение 1-2 минут.

2. «Носик» (дыхательное упражнение). И.п. – о.с. «мы немного помычим и по носу постучим». 1 – сделать вдох носом; 2 – на выдохе протяжно тянуть «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами (6 раз).

3. «Посмотри на ручку». И.п. – руки к плечам. 1- руки в стороны; 2-3 – посмотреть на правую (левую) руку; 4 – и.п. (6 раз).

4. «Полетели». И.п. – руки на поясе. 1 – руки через стороны вверх, 2 – и.п. (6 раз).

5. «Спиралька». И.п. – стоя, руки на поясе. 1 – наклониться вперед, 2 – влево, - 3 – назад, 4 – вправо (6 раз).

6. «Дотянись до носочка». И.п. – сидя, ноги врозь, руки на поясе. 1-3 – наклон к правой ноге; 4 и.п. То же к левой ноге (4 раза).

7. «Попрыгаем». И.п. – руки за спину. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с ходьбой (8 прыжков 2 раза).

8. «Петушок» (дыхательное упражнение). И.п. – о.с. «крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг». 1-2 – развести руки в стороны (вдох); 3-4 – опустить руки вниз, хлопать по бедрам (ку-ка-ре-ку!); выдох на каждый слог) (6 раз).

Комплекс 2

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, «как мышки, как цапли, как лягушки». Бег друг за другом, спиной вперед, прямой и боковой галоп. Ходьба. Построение в звенья.

Упражнения без предметов:

1. «Дерево» (кинезиологическое упражнение). «мы растем, растем, растем и до неба достаем». Сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватив колени руками. Это семечко, которое постепенно прорастет и превратится в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямит туловище, втягивая руки вверх (6раз),

2. «Трубач» (дыхательное упражнение) и.п. – ноги вместе, руки перед грудью, кулачки сжаты трубочкой. «За собой трубач зовет, он здоровье нам дает». 1 – вдох; 2 – медленный выдох с громким произнесением звука «ф-ф-ф» (6 раз).

3. «Потянись». И.п. – руки к плечам, кисть сжать в кулачок. 1-2 – руки поднять, посмотреть на них, потянуться; 3-4 и.п. (6 раз).

4. «Покачаемся». И.п. – стоя, ноги врозь, руки за спину. 1-2 – наклоняться вправо – влево, 3-4 – и.п. (6 раз).

5. «Дотянись до колена». И.п. – сидя, ноги скрестно, руки на поясе. 1-2 – наклониться к правому колену, стараться дотянуться лбом до колена; 3-4 и.п. То же к левой ноге. (4 раза).

6. «Уголок одной ногой». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 – правую ногу вверх; 3-4 и.п. То же левой ногой. (4 раза)

7. «Попрыгаем!» И.п. – о.с. Прыжки вокруг себя в правую и левую сторону в чередовании с ходьбой (4 раза).

8. «Регулировщик». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, гантели в опущенных руках. 1,3 – развести руки с гантелями в стороны; 2 – поднять руки с гантелями; 4 – и.п. (6 раз).

Май

Комплекс 1

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, «как солдатики, как пингвины», бег друг за другом, с изменением направления, спиной вперед. Ходьба. Построение в звенья.

Упражнения без предметов:

2. «Крылья» (дыхательное упражнение). И.п. – стоя, ноги слегка расставлены. «крылья вместо рук у нас, так летим мы – высший класс». 1-2 – руки через стороны поднять (вдох), 3-4 – руки через стороны опустить (выдох) (6 раз).

3. «Растягивание резины». И.п. – стоя, руки перед грудью. 1-3 – с усилием развести руки в стороны. 4 – и.п. (6 раз).

4. «Сделай окошечко». И.п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе. 1-2 – сделать поворот вправо, руки перед собой, сделать «окошечко», соединив большие пальцы рук. 3-4 – и.п. (6 раз).

5. «Засыпающий лебедь». И.п. – сидя на полу, ногу разведены в стороны, руки сзади в упоре. 1-2 – руки через стороны поднять, наклониться вперед, руки положить на пол ближе к пяткам. 3-4 – руки поднять; 5-6 – и.п. (6 раз).

6. «Заборчик». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. 1-2 – поднять руки и ноги параллельно. 3-4 – и.п. (4 раза).

7. «Попрыгаем». И.п. – ноги слегка расставить, руки на поясе. Прыжки, продвигаясь вперед, в чередовании с ходьбой (10 прыжков по 2 раза).

8. «Насос». И.п. – о.с. «накачаем мы воды, чтобы поливать цветы». 1- наклонить туловище в сторону (вдох), 2 – руки скользят, при этом громко произносить с-с-с-с (выдох) (6 раз).

Комплекс 2

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, боковым приставным шагом в правую и левую сторону. Бег друг за другом, боковой галоп. Ходьба друг за другом. Построение в звенья.

Упражнения с гантелями:

1. «Язычок» (кинезиологическое упражнение). «Поиграем с язычком, он поможет вам потом». Свертывание язычка в трубочку (6 раз).

2. «Ушки» (дыхательное упражнение). И.п. – о.с. «ушки слышать все хотят про ребят и про зверят». 1 – наклонить голову вправо, сделать сильный вдох; 2 – наклонить голову влево, сделать произвольный выдох (2 раза).

3. «Боксер». И.п. – стоя, руки с гантелями перед грудью, кисти сжать в кулак. 1 – быстро вынести вперед правую руку. 2 – и.п. То же левой рукой (6 раз).

4. «Потанцуем». И.п. – стоя, руки с гантелями внизу, ноги врозь. 1-2 – повернуться вправо (влево), руки с гантелями в стороны. 3-4 – и.п. (6 раз)

5. «Оглянись». И.п. – стоя на коленях, ноги вместе, руки с гантелями на бедрах. 1-2 – повернуться вправо, руки с гантелями вправо. 3-4 – и.п. То же в левую сторону (6 раз).

6. «Клубочек». И.п. – лежа на спине, руки с гантелями вдоль туловища. 1-2 – согнуть ноги, голову к коленям, колени обхватить руками с гантелями. 3-4 – и.п. (4 раза)

7. «Попрыгаем!» И.п. – руки с гантелями за спиной. (8 подскоков вправо, ходьба, 8 подскоков влево-2 раза).

8. «Трубач» (дыхательное упражнение) и.п. – ноги вместе, руки перед грудью, кулачки сжаты трубочкой. «За собой трубач зовет, он здоровье нам дает». 1 – вдох; 2 – медленный выдох с громким произнесением звука «ф-ф-ф» (6 раз).

Октябрь

Комплекс №3.

1. Ходьба в колонне по одному; бег между кеглями змейкой.

Упражнения с флажками

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу. 1 - флажки в стороны; 2 - флажки вверх, палочки скрестить; 3 - флажки в стороны (рис. 12); 4 - вернуться в исходное положение (4-5 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу, 1-2 - присесть, флажки вынести вперед; 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу, 1 - поворот вправо (влево), флажки в стороны; 2 - выпрямиться, вернуться в исходное положение (по 3 раза).

5. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1 - наклон вперед, флажки в стороны; 2 - флажки скрестить перед собой; 3 - флажки в стороны; 4 - выпрямиться, вернуться в исходное положение (4-5 раз).

6. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, флажки внизу. Прыжки на двух ногах на месте с небольшой паузой.

7. Ходьба в колонне по одному, оба флажка в правой руке подняты над головой.

Комплекс №4.

1 Ходьба и бег между кеглями (6-8 шт.), положенными на расстоянии 0,5 м одна от другой (в одну линию).

2 И. п. - стойка ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу.1 - согнуть руки, мяч на грудь; 2 - мяч вверх; 3 - мяч на грудь; 4 - вернуться в исходное положение (4-5 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках на груди. 1 - присесть, мяч вынести вперед; 2 - встать, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках на груди. 1 - наклон к правой ноге; 2-3 - прокатить мяч к левой ноге, Подталкивая его правой рукой, взять в обе руки;

4 - вернуться в исходное положение (4-6 раз).

5. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, мяч на полу. Прыжки на двух ногах вокруг мяча в обе стороны с небольшой паузой.

6. Игра «Найди себе пару» (платочки двух цветов).

7. Ходьба в колонне по одному, помахивая платочком.

Ноябрь

Комплекс №5.

1. Ходьба и бег вокруг кубиков с поворотом в обе стороны по сигналу воспитателя.

Упражнения с кубиками

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу. 1 - кубики в стороны; 2 - кубики вверх; 3 - кубики в стороны; 4 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубики в согнутых руках у плеч. 1 - присесть, положить кубики на пол; 2 - встать, руки на пояс; 3 - присесть, взять кубики; 4 - вернуться в исходное положение (4-6 раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, кубики в согнутых руках у плеч. 1-2 - поворот вправо (влево), отвести правую руку в сторону; 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

5. И. п. - сидя ноги врозь, кубики у плеч. 1 - наклон вперед, положить кубики у носков ног; 2 - выпрямиться, руки на пояс; 3 - наклониться, взять кубики; 4 - вернуться в исходное положение (4-5 раз),

6. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, руки произвольно, кубики на полу. Прыжки вокруг кубиков в обе стороны.

Комплекс №6.

1. Игра «Огуречик, огуречик» (прыжки, легкий бег). На одном конце площадки (зала) находится мышка (воспитатель), на другом - дети. Они приближаются к мышке прыжками на двух ногах, а она (воспитатель) говорит:

«Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечек. Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет».

Дети убегают в свой домик (за черту), а педагог их догоняет.

Упражнения без предметов

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки перед грудью, руки в стороны; 2 - вернуться в исходное положение.

3. И. п.- стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - наклон вперед; 2 - выпрямиться (5-6 раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - присесть; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, руки внизу. 1-2 - поднимаясь на носки, руки за голову, локти в стороны; 3-4 вернуться в исходное положение (5-6 раз).

6. Игра «Лягушонок» (прыжки на двух ногах вокруг себя).

Декабрь

Комплекс № 7.

1. Игровое упражнение «Веселые снежинки». Ходьба в колонне по одному, бег врассыпную - ветер разносит снежинки.

Упражнения без предметов

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки внизу. 1 - руки впереди; 2 - руки вверх;

3-4 - через стороны руки вниз (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни. 1-2 - присесть, обхватить колени руками;

3-4- вернуться в исходное положение (5 - 6 раз).

4. И. п. - сидя ноги врозь, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклон к правой (левой) ноге, коснуться пальцами рук носков ног; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение (6 раз).

5. И. п. - лежа на спине, руки за головой. 1-2 - поднять прямые ноги, хлопнуть руками по коленям; 3-4 - исходное положение (4-5 раз).

6. И. п. - ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжком ноги врозь - ноги вместе на счет 1-8. Повторить 2-3 раза.

7. Игровое упражнение по выбору детей.

Комплекс № 8 .

1. Ходьба и бег между кубиками, поставленными в одну линию (расстояние между предметами 0,5 м).

Упражнения с кубиками

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубики внизу. 1 - поднять кубики в стороны;

2 - кубики через стороны вверх; 3 - опустить кубики в стороны; 4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, кубики за спиной. 1 - наклониться вперед, положить кубики на пол; 2 - выпрямиться, руки вдоль туловища; 3 - наклониться, взять кубики;

4 - исходное положение (б раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу. 1-2 - присесть, вынести кубики вперед, постучать 2 раза кубиками один о другой; 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. - стойка на коленях, кубики у плеч. 1-2 - поворот вправо (влево), положить кубик у носков ног; 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

6. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, кубики на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков в обе стороны с небольшой паузой.

7. Ходьба в колонне по одному.

Январь

Комплекс № 9.

1. Ходьба по кругу, вокруг шнура, на сигнал воспитателя «Прыг-скок!» остановиться и прыгнуть в круг, из круга, затем снова ходьба. Ходьба и прыжки чередуются.

Упражнения с мячом малого диаметра

2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках внизу. Под6росить мяч вверх (невысоко), поймать двумя руками (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в обеих руках у груди. Бросить мяч о пол у правой ноги, поймать двумя руками, выпрямиться. То же у левой ноги (по 4 раза).

4. И. п. - стойка на коленях, сидя на пятках, мяч перед собой на полу. Катание мяча вокруг туловища вправо и влево, помогая руками.

5. И. п. - лежа на спине, мяч в обеих руках за головой. Повернуться на живот, мяч в прямых руках, повернуться на спину, вернуться в исходное положение (4-6 раз).

6. И. п. - ноги слегка расставлены, мяч в согнутых руках перед собой. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг своей оси в обе стороны.

7. Ходьба в колонне по одному с мячом в руках.

Комплекс №10.

1. Ходьба и бег вокруг кубиков с поворотом по сигналу воспитателя.

Упражнения с кубиком

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1 - 2 поднять руки через стороны вверх, передать кубик в левую руку; 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубик в правой руке. 1 - присесть, положить кубик на пол; 2 - встать, убрать руки за спину; 3 - присесть, взять кубик в левую руку; 4 - встать, вернуться в исходное положение (4-5 раз).

4. И. п. - стойка на коленях, кубик в правой руке. 1 - поворот вправо (влево), положить кубик у носков ног; 2- вернуться в исходное положение; 3- поворот вправо (влево), взять кубик; 4 - вернуться в исходное положение (4-5 раз).

5. И. п. - сидя ноги врозь, кубик в правой руке. 1 - наклониться вперед, положить кубик у левой ноги; 2 - выпрямиться, руки на пояс; 3 - наклониться, взять кубик в левую руку; 4 - выпрямиться. То же левой рукой (4-6 раз).

6. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубик на полу. Прыжки на двух ногах вокруг кубика в обе стороны.

7. Ходьба в колонне по одному, кубик в правой руке, на сигнал воспитателя «Показали кубик!» в движении поднять кубик над головой.

Февраль

Комплекс № 11.

1. Ходьба в колонне по одному, затем по кругу, взявшись за руки; по сигналу воспитателя изменить направление движения и пойти в другую сторону.

Упражнения без предметов

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки внизу. 1 - поднять руки в стороны; 2 - руки за голову; 3 - руки в стороны; 4 - вернуться в исходное положение (6-7 раз).

3. И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклон вправо (влево), правая рука вниз, левая вверх; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение (4-6 раз).

4. И. п. - стойка на коленях, руки у плеч. 1-2 - поворот вправо (влево), коснуться пятки левой (правой) ноги; 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

5. И. п. - сидя ноги прямые, руки в упоре сзади: 1-2 - поднять прямые ноги вверх;

3-4 - вернуться в исходное положение (5 раз).

6. И. п. - лежа на животе, руки прямые. 1-2 - прогнуться, руки вперед - вверх;

3-4 - исходное положение (4-5 раз).

7.И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки согнуты к плечам. 1 - 2 - поднимаясь на носки, руки вверх, потянуться; 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

Комплекс № 12.

1. Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя «Снежинки!» дети останавливаются и выполняют легкое кружение на месте, затем обычная ходьба и бег.

Упражнения с малым мячом (диаметр 10-12 см)

2. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, мяч в правой руке. 1 - поднять руки в стороны;

2 - руки вверх, переложить мяч в другую руку; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (4-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги врозь, мяч в правой руке. 1 - наклониться вперед; 2-3 - прокатить мяч от правой ноги к левой, поймать его левой рукой; 4 - выпрямиться, мяч в левой руке (рис. 14). То же к левой ноге (5-6 раз).

4. И. п. - сидя ноги скрестно, мяч в правой руке. 1 - поворот вправо, отвести правую руку в сторону; 2 - выпрямиться, переложить мяч в левую руку. То же влево (6 раз).

5. И. п.- лежа на животе, мяч в согнутых руках перед собой. 1 - прогнуться, вынести мяч вверх - вперед (рис. 15); 2 - вернуться и исходное положение (5-6 раз).

6. И. п. - ноги на ширине ступни, мяч в правой руке. 1 - присесть, вынести мяч вперед в обеих руках; 2 - выпрямиться, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

7.И. п. - ноги слегка расставлены, мяч в правой руке. Прыжки на двух ногах на месте с небольшой паузой.

Март

Комплекс № 13.

1. Ходьба и бег вокруг кубиков, с поворотом в обе стороны по сигналу воспитателя.

Упражнения с кубиками

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, кубики внизу. 1 - кубики в стороны;

2 - кубики вверх; 3 - кубики в стороны; 4 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги врозь, кубики у плеч. 1 - вынести кубики вперед; 2 - наклониться, положить кубики у носков ног; 3 - выпрямиться, руки на пояс; 4 - наклониться, взять кубики, вернуться в исходное положение (6 раз).

4. И. п. - стойка на ширине ступни, кубики внизу. 1 - присесть, кубики вперед;

2 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. - стойка на коленях, кубики у плеч. 1-2 - поворот вправо (влево), поставить кубики у носков ног; 3-4 - вернуться в исходное положение (6 раз).

6. И. п. - стойка ноги слегка расставлены перед кубиками, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков в обе стороны. Перед серией прыжков в другую сторону небольшая пауза.

7. Ходьба в колонне по одному.

Комплекс № 14.

1. Ходьба и бег в колонне по одному между различными предметами - змейкой.

Упражнения без предметов

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки внизу. 1 - поднять руки в стороны; 2 - руки за голову; 3 - руки в стороны; 1 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклониться вперед, коснуться пола; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение (4-5 раз).

4. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки за головой. 1-2 - присесть, руки в стороны;

3-4 - исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. - стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 - поворот вправо (влево), руку отвести вправо; 2 - исходное положение (6 раз).

6. И. п. - ноги вместе, руки вдоль туловища. 1 - прыжком ноги врозь, руки в стороны;

2 - исходное положение. Выполняется под счет воспита, затем пауза и повторить еще раз.

7. Ходьба в колонне по одному.

Апрель

Комплекс № 15.

1. Ходьба в колонне по одному, на сигнал воспитателя «Лягушки!» остановиться, присесть, руки положить на колени. Бег в колонне по одному, на сигнал «Птицы!» помахивать руками, как крылышками. Ходьба и бег чередуются.

Упражнения с флажками

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу. 1 - поднять флажки в стороны;

2 - флажки вверх; 3 - флажки в стороны, 4 - вернуться в исходное положение (4-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, флажки внизу. 1 - флажки в стороны; 2 - наклон вперед к правой (левой) ноге; 3 - выпрямиться, флажки в стороны; 4 - исходное положение (6 раз).

4. И. п. - стойка на коленях, флажки у плеч. 1-2 - поворот вправо (влево), отвести флажок в сторону; 3-4 вернуться в исходное положение (6 раз).

5. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, флажки внизу. 1 - шаг вправо (влево), флажки взмахом в стороны; 2 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

6. И. п. - основная стойка, оба флажка в правой руке. Прыжки на двух ногах на месте с небольшой паузой.

7. Ходьба в колонне по одному, помахивая флажками (оба в правой руке).

Комплекс № 16.

1. Ходьба и бег между предметами, поставленными в одну линию (расстояние между ними 0,5 м).

Упражнения без предметов

2. И. п. - стойка ноги на ширине ступни, руки внизу. 1 - руки в стороны; 2 - руки вверх, хлопнуть в ладоши; 3 - руки в стороны; 4 - исходное положение (5-6 раз).

3. И. п. - стойка ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклон вперед, хлопнуть в ладоши за коленом правой (левой) ноги; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. - ноги на ширине ступни, руки на поясе. 1 - присесть, хлопнуть в ладоши перед собой; 2 - встать, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

5. И. п. - сидя руки в упоре сзади. 1 - поднять прямые ноги вперед-вверх; 2 - развести ноги в стороны; 3 - соединить ноги вместе; 4 - вернуться в исходное положение (4-5 раз).

6. И. п. - ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. 1 - прыжком ноги врозь;

2 - прыжком ноги вместе. Выполняется на счет 1-8, затем небольшая пауза и повторить прыжки. Темп выполнения умеренный.

7. Ходьба в колонне по одному.

Комплекс №17.

1. Ходьба и бег в колонне по одному, задания, чередуются.

Упражнения без предметов

2.И. п. - основная стойка, руки вдоль туловища. 1 - руки в стороны; 2 - сгибая руки к плечам, подняться на носки и потянуться; 3 - опуститься на всю ступню, руки в стороны;

4 - вернуться в исходное положение (5 раз).

3. И. п. - сидя ноги врозь, руки на поясе. 1 - руки в стороны; 2 - наклон вперед, коснуться пола между пяток ног; 3 - выпрямиться, руки в стороны; 4 - исходное положение (6 раз).

4. И. п. - стойка на коленях, руки за головой. 1 - поворот вправо (влево), отвести правую руку; 2 - исходное положение (6 раз).

5. И. п. - стойка ноги слегка расставлены, руки за спиной. 1-2 - глубоко присесть, руки за голову, сводя локти вперед и наклоняя голову; 3-4 - вернуться в исходное положение (4-5 раз).

6. И. п. - основная стойка, руки на поясе. 1 - мах правой ногой вправо (влево); 2 - исходное положение (5-6 раз).

7. Игра «Совушка».

Комплекс №18.

1. Ходьба и бег в колонне по одному между кубиками (8-10 шт.), поставленными вдоль площадки на расстоянии 0,5 м один от другого.

Упражнения с кубиками

2. И. п. - основная стойка, кубики внизу. 1 - кубики вперед; 2 - кубики вверх; 3 - кубики в стороны; 4 - исходное положение.(5 - 6 раз).

3. И. п. - сидя ноги врозь, кубики у плеч. 1 - наклониться вперед, положить кубики у носков ног; 3-4 - вернуться в исходное положение (5-6 раз).

4. И. п. - стойка на коленях, кубики у плеч. 1 - поворот вправо, положить кубик у носков ног; 2 - выпрямиться; 3 - поворот влево, поставить кубик; 4 - выпрямиться; 5 - поворот вправо (влево), взять кубик; 6 - вернуться в исходное положение (по 3 раза).

5. И. п. - основная стойка, кубики у плеч. 1-2 - присесть, вынести кубики вперед;

3-4 - исходное положение (5 раз).

6. И. п. - стоя перед кубиками, ноги слегка расставлены, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков.

7. Ходьба в колонне по одному.

Комплексы утренней гимнастики для средней группы на основе русских народных потешек.

Автор: Санина Ирина Адольфовна.
Воспитатель Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения «Гимназия 1272» дошкольное отделение «Алые паруса».

Эта разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми среднего дошкольного возраста. Упражнения, описанные в данном конспекте, выполнялись и с музыкальным сопровождением, и без него. Дети с удовольствием делали утреннюю гимнастику, одновременно запоминали русские народные потешки.
Актуальность:
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. К сожалению, многие современные родители не понимают воспитательной ценности малых фольклорных форм (колыбельных, потешек, загадок) в развитии детей. Ссылаются на дефицит времени, отсутствие музыкальных способностей.
Цели:
развитие нравственных качеств личности ребёнка.
Задачи:
расширять представления о здоровом образе жизни: заниматься зарядкой;
развитие способность слушать фольклорные произведения, эмоционально реагировать на их содержание;
создание условий для выполнения всех видов движений, вызывающих у детей мышечное и эмоциональное чувство радости.
Комплекс №1
1 часть.
Большие ноги
Шли по дороге: - Ходьба друг за другом широким шагом.
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ
Маленькие ножки
Бежали по дорожке: - Бег друг за другом.
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!
2 часть. Дети стоят врассыпную.
Баба сеяла горох – Исходное положение: ноги основная стойка, руки на пояс.Руки - вперёд – вверх – в стороны – исходное положение .
Прыг – скок, прыг – скок! - Прыжки на месте.
Обвалился потолок – Исходное положение: то же. Руки вперёд – вверх – в стороны –
исходное положение.

Прыг – скок, прыг – скок! -Прыжки на месте.
Баба шла, шла, шла - Ходьба на месте.
Пирожок нашла, - Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон вниз, руками коснуться пола, исходное положение.
Села, поела, - Исходное положение: ноги основная стойка, руки внизу. Приседание – руки на пояс, исходное положение.
Опять пошла. - Ходьба на месте.
Баба стала на носок, -Исходное положение: ноги основная стойка, руки на пояс. Ноги поочерёдно на носок – исходное положение.
А потом на пятку,
Стала русского плясать, - Исходное положение: то же. Пружинка – исходное положение – правая (левая) нога на пятку.
А потом вприсядку!
3 часть. Подвижная игра «Зайчишка - трусишка».
Правила игры:
В игре участвуют все дети. Выбирается «хозяин» - он стоит в стороне от детей. Воспитатель проговаривает потешку, дети выполняют действия в соответствии со словами.
Зайчишка – трусишка
По полю бежал. - Бегут по залу.
В огород забежал,
Морковку нашёл,
Капустку нашёл, - Приседают.
Сидит, грызёт.
Иди прочь –
Хозяин идёт! - Разбегаются, «хозяин» ловит «зайцев».
Заключительная ходьба:
Большие ноги

Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Комплекс №2
1 часть.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор:
Сам на лошадке, - Ходьба друг за другом.
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Поехали, поехали - Бег друг за другом.
С орехами, с орехами
Поскакали, поскакали - Прямой галоп.
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку - Поскоки.
По кочкам, по кочкам,
Бултых в ямку! - Присели.
2 часть. Дети стоят в кругу.
1
Совушка – сова, -
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит, - Исходное положение: ноги основная стойка, руки на пояс, медленные повороты головы.
Глазками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ! – Исходное положение: то же. Движения соответствуют словам.
2
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще. - Исходное положение: ноги основная стойка, руки вверх. Руки опускать, поднимая и опуская кисти рук – исходное положение.
Дождик, дождик, посильней.
Огород ты наш полей. - Повторить упражнение, вращая кистями рук.
3
В новой-то деревне
Дивное диво: - Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на пояс. повороты туловища: вправо – исходное положение – влево – исходное положение.
Утка-то в юбке,
В синем полушубке - Исходное положение: то же. Наклоны туловища: вправо- исходное положение - влево – исходное положение.
Корова в рогоже –
Нет её дороже. – Исходное положение: то же. Наклоны туловища вперёд. - 2 раза.
Петушок в сапожках,
Курочка в серёжках. – Исходное положение: ноги основная стойка, руки на пояс. Приседания.
3 часть. Подвижная игра «Мыши и кот».
Дети водят хоровод. «Кот» сидит в стороне - «спит». Ведущий проговаривает потешку.
Мыши водят хоровод,
У печурки дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.
Вот проснулся Васька-кот – «Кот» догоняет разбегающихся детей.
Разбежался хоровод.
Комплекс № 3
1 часть.
Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Молока не пьёт –
Забодает, забодает, забодает! - Ходьба в колонне по одному. Дети выполняют движения соответственно тексту.
Волк волчок,
Шерстяной бочок,
Через ельник бежал,
В можжевельник попал,
Зацепился хвостом,
Ночевал под кустом. - Бег в колонне по одному.
2 часть. Дети стоят врассыпную.
Жили у бабуси
Два весёлых гуся: - Исходное положение: ноги вместе, руки за голову. Локти вперёд. 4 раза.
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся. - Исходное положение: ноги вместе, руки к плечам, поднимать локти вверх. 4 раза.
Вытянули шею,
У кого длиннее –
Один серый,
Другой белый,
У кого длиннее. - И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. Наклон вперёд, голову приподнять, руки в стороны-назад, ноги не сгибать.4 раза. Мыли гуси лапки
В луже у канавки –
Один серый,
Другой белый, - Исходное положение: основная стойка, руки за спиной. Правую ногу на носок в сторону – исходное положение; левую на носок – исходное положение. По 3 раза.
Спрятались в канавке. - Исходное положение: ноги слегка расставить, руки за спину, низко присесть, голову положить на колени.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси –
Один серый,
Другой белый,
Гуси мои, гуси!» - Исходное положение: сидя на пятках, руки к плечам. Встать на колени, руки вверх, потянуться, смотреть вверх. 4 раза.
Выходили гуси, - Шагать на месте.
Кланялись бабусе -
Один серый,
Другой белый, - Шагать на месте.
Кланялись бабусе. – Исходное положение: основная стойка, руки на пояс. Наклон головы вперёд.
3 часть. Игра « Огуречик, огуречик!».
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт.
На одном конце зала – ловишка (мышка), на другом – дети (огурчики). Воспитатель произносит слова, а дети медленно приближаются к «мышке». При последних словах дети убегают от ловишки.

Комплекс №1 «Зимние забавы»

1. Ходьба в колонне по одному. «Медведи» - ходьба на четвереньках.

2. Ходьба, построение врассыпную, свободное.

И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Раскачивание рук вперед-назад, вернуться в исходное положение. (5-6 раз)

И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить вниз. «Маятник» - наклониться в правую сторону, скользя вдоль туловища, вернуться в исходное положение. То же выполнить в другую сторону. Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.

И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Наклониться вниз, покачать свободными руками, вернуться в исходное положение. (5-6 раз)

И.п.: лечь на спину, руки вытянуть вдоль туловища. Подтянуть с помощью рук ногу, согнутую в колене, к груди, вернуться в исходное положение. То же выполнить другой ногой. (5-6 раз)

И.п.: лежа на спине, руки согнуты под головой, локти на полу. «Слоновые ушки» - сведение локтей до соприкосновения - выдох. Разведение локтей в сторону до касания пола - вдох. (4-5 раз)

3. Подвижная игра «Мы — веселые Петрушки!»

Цель: выполнять движения по содержанию текста.

Педагог предлагает детям стать на время озорными Петрушками.

Слушайте меня и будьте внимательны!

В круг Петрушки дружно встали

(дети имитируют действия Петрушек)

Будут весело играть

(гремят погремушками)

Погремушки в руки взяли

(отводя руки вправо, влево)

Стали весело плясать.

Динь - динь - динь -

Они играют

И головками кивают,

(кивают головками, приседают)

Приседают и встают,

(прыгают)

И совсем не устают.

А устанут наши ножки -

Сядем дружно, отдохнем.

(садятся, пожимают ноги)

Посидим совсем немножко

И опять плясать начнем.

(встают, танцуют.)

4. Ходьба с высоко поднятыми коленями «Глубокий снег». Ходьба в колонне по одному.

Комплекс №2 «Мы построим снежный дом»

1. Ходьба по кругу, держась за руки. Легкий бег врассыпную. Ходьба с перешагиванием через кубики (5-6 кубиков).

2. Ходьба по кругу. Упражнения выполняются в кругу с кубиками.

И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки согнуть в локтях. Круговые движения руками вперед-назад. Кубики в руках. «Едет трактор, везет кирпичи». (5 -6 раз)

И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, кубики за спину. «Молоток и гвозди» - кубики перед грудью, постучать молотком по гвоздю (кубик о кубик), вернуться в исходное положение. (3-4 раза)

И.п.: ноги врозь, кубики вниз. «Подъемный кран». На раз - кубики в стороны, на два - наклон вправо - подаем груз, на три - выпрямиться, на четыре - вернуться в исходное положение. (3 раза)

И.п.: лежа на спине, кубики над головой вместе. «Бревнышко». Поворот на бок, живот, на бок, вернуться в исходное положение. Ноги все время вместе. Выполняется в индивидуальном темпе. (5-6 раз)

И.п.: лежа на животе, руки согнув под подбородком. «Самолеты» — поднять одновременно руки, ноги и голову, развести руки и ноги. Выдержка 2-6 сек. (4-5 раз)

3. Подвижная игра «Мы построим снежный дом!»

Цель: координация движений по сигналу воспитателя. Согласованность действий со словами.

Указания воспитателя:

Мы сегодня с вами будем строителями. Действия выполняйте только те, которые услышите в тексте. Будьте внимательными.

Вышли мы на улицу -

Снегу намело.

(поднимают руки вверх, разводят в стороны)

Вот лопаты мы возьмем

Да и снег весь разгребем.

(имитируют работу лопатками)

Протопаем дорожку

К самому порожку.

(топают ножками, продвигаясь вперед)

Слепим круглые снежки

И огромные комки.

(«лепят снежки», катают «комья снега»)

Мы построим снежный дом,

Дружно жить мы будем в нем!

(встают в круг, держась за руки)

4. Бег в прямом направлении. Ходьба в колонне парами.

Комплекс №1 «Гуси-гуси»

1. Построение и ходьба в колонне по одному с ленточками. Остановиться, поднять ленточки вверх и покружиться. Чередовать ходьбу с легким бегом. Бегать врассыпную, притопывать на месте поочередно правой и левой ногой, спрятав ленточку за спину, (повторить 2 раза)

2. Перестроение в круг:

И.п.: стать прямо, ноги слегка расставлены, руки с ленточками опустить вдоль туловища. Руки поднять в стороны и помахать ленточками, опустить вниз, произнося (5-6 раз)

Га-га-га! Га-га-га!

И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Наклониться вперед — вниз и помахать ленточкой, вернуться в исходное положение (5-6 раз)

Мыли гуси лапки

В луже у канавки

И.п.: сесть на пол, скрестив ноги. Повернуться влево, затем вправо. Вернуться в исходное положение (5-6 раз)

Где же мои гуси?

Один серый, другой белый.

Где же мои гуси?

И.п.: стать прямо, ноги слегка расставлены. Наклоны вперед. (5-6 раз)

Выходили гуси, кланялись бабусе.

Один серый, другой белый

Кланялись бабусе.

И.п.: лежа на животе, ноги прямые, руки вдоль туловища. «Лодочка» - ноги приподнять, руки вдоль туловища, голову приподнять и удерживать на 1-2. Вернуться в исходное положение.(4-5 раз)

3. Подвижная игра «Гуси»

Цель: развивать диалогическую речь и соотносить слова с действиями.

Указания воспитателя:

Гуси ходили в поле свежей травки пощипать, потом искупались в речке, собрались домой - а не пройти! Под горой сидит волк, хочет гуся схватить. Я буду волк, а вы - гуси!

- Гуси, гуси!

(дети: «Га-га-га!»)

Есть хотите?

(«Да-да-да!»)

Хлеба с маслом?

(«Нет!!!»)

А чего же вам?

(«Конфет!!!»)

Летите домой!

Взрослый произносит вместе с детьми:

Серый волк, под горой

Не пускает нас домой,

Раз, два, три - домой беги!

Дети начинают перебегать, а взрослый с игрушечным волком догоняет детей.

4. Ходьба в колонне по одному.

Комплекс №2 «В осеннем саду»

1. Построение и ходьба в колонне по одному вперед и назад, руки в стороны. Это задание можно выполнять под бубен на громкие и тихие удары. Повторить 3-4 раза.

2. Перестроение в круг:

И.п.: стать прямо, ноги слегка расставлены, руки опустить вдоль туловища. Качание рук вперед-назад. «Ветерок веточки деревьев колышет!» (5-6 раз)

Дует, дует ветерок!

Закачался наш листок!

И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Наклониться вперед - вниз и коснуться пальчиков ног, вернуться в исходное положение. (5-6 раз)

Были деревья маленькие

(подняться, руки вверх)

А теперь выросли большие-большие!

И.п.: сесть на пол, скрестив ноги, руки на поясе. Повернуться вправо, сказать «Ку-ку! Ку-ку!»