Стадион сталинец. О стадионе ЦК профсоюза Электромашиностроения ("Сталинец") в московском Черкизове - mcmxxxv — LiveJournal. Шотландец, ученик Алексея Щусева

Один из самых необычных стадионов Москвы который по задумке авторов должен был стать главным стадионом СССР. Сегодня речь пойдет о стадионе ФОП «Измайлово» проектное название — Центральный стадион СССР имени И. В. Сталина.

Мысль построить в Измайлове главный стадион Страны Советов возникла в первой половине 1930-х годов. Иосиф Сталин, следя за подготовкой Германии к Олимпийским играм 1936 года, решил создать аналогичное Олимпийскому стадиону сооружение. Стадион должен был принимать не только массовые спортивные мероприятия но и военные парады. Динамо, главная московская спортивная арена предвоенной Москвы, с его 30-40 тысячами зрителей на эту роль не годилась.

Идея суперстадиона в Измайлове начала стремительно воплощаться в жизнь. Проектированием его занималась целая бригада архитекторов - под руководством профессора Николая Колли и архитектора С. Андриевского работали сотрудники 6-й проектной мастерской Моссовета.

Проект стадиона 1930е годы.


Арена стадиона была огорожена трибунами только с трех сторон. С одной стороны должен быть открывался вид на Измайловский парк культуры и отдыха. Через него могли въезжать на стадион танковые колонны. Вместимость стадиона должна была быть 120 тысяч мест. Но при желании и вместимость стадиона могла расширятся до 200 тысяч человек. Таким образом стадион мог стать крупнейшим спортивным сооружением в мире на тот момент.

Официальной же целью строительства стадиона стала подготовка к Спартакиаде народов СССР, крупнейшему спортивному форуму предвоенной СССР.

Проект стадиона. Угловая башня.


Вместе со стадионом была построена и станция метро "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина" (ныне Партизанская). Проектировалась изначально с учетом большого количества людей, которые приезжали бы на спортивные мероприятия. Дополнительный третий рельсовый путь на этой станции предназначался для тысяч посетителей огромного стадиона. На станции предполагалось два выхода, а не один, как сейчас. Вверх должны были идти 12 эскалаторов, по 6 в одну сторону, или по 3 с одной платформы на одну сторону.

Проект станции метро. 1930е года.


Строительство стадиона в 1936 году и продолжалось до 1939. И было приостановлено в связи с началом Советско-финской войны. Потом началась Великая Отечественная и о строительстве стадиона забыли на многие года. К тому моменту успели построить только одну трибуну на 10 тысяч зрителей.

В 1960-е годы к проекту стадиона попытались вернуться, но не нашли средств. К тому в Москве уже был тогда «стотысячник» - Центральный стадион имени Ленина в Лужниках, построенный в 1956 году.

Вид на стадион 60е года.


Фрагмент фасада. 60е года.


Позже поле перед единственной трибуной стали использовать для тренировок и учебных занятий Института физкультуры, построенного неподалеку. А подземные сооружения использовали под склады. Также стадион являлся домашнем полем для Спортакадемклуба.

Съемки фильма Они шли на Восток. 1962 год.

Соревнование по мотокроссу 1972 год.


Реконструкция приуроченная к Олимпиаде 80. 1978 год.



Фестиваль Миру-мир! 1986 год.


Нынешние состояние стадиона.

Вид сверху. Вокруг развалины черкизовского рынка.

После ликвидации черкизовского рынка планировалась новая реконструкция. Даже был представлен новый макет. Но как говориться, а воз и поныне там.

Проект новой реконструкций стадиона.

Спасибо за внимание. Если вам понравился этот пост то поставьте пожалуйста лайк.

Если вы знаете еще стадионы с интересной судьбой то пишите в комментарии.


История же стадиона "Измайлово", между тем, прелюбопытнейшая. Когда-то он назывался "Сталинец": по приказу вождя его начали возводить для Олимпийских игр 1936 года. Строили по большей части заключенные. Но Гитлер и тут переиграл Иосифа Виссарионовича - Олимпийские игры состоялись тогда в Берлине. Автор проекта "Сталинца" (известный архитектор Колли) был расстрелян, вместе с ним - на всякий случай - расстреляли десяток инженеров, участвовавших в строительстве, а само строительство было законсервировано.
К московской Олимпиаде 1980 года стадион был все-таки частично завершен. После Игр его отдали Институту физкультуры - с тем, что бы там тренировались новые поколения спортсменов.












СТАДИОН им.СТАЛИНА
В трущобах Черкизовского рынка находится стадион «ФОП Измайлово». Сейчас там свои домашние матчи проводит команда Спортакадем клуб, выступающая в третьей лиге (или ЛФК – следующий после второй лиги турнир). Стадион располагается примерно посередине между метро Черкизовская и Партизанская и с одной стороны окружен среднеазиатскими отстойниками, а с другой – развалинами рынка. Ничто здесь даже не намекает на то, что 75 лет назад в этом месте задумывалась одна из самых масштабных московских строек советской эпохи.
В Измайлово и его окрестностях по генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года планировали перенести столичную активность, район назывался тогда Сталинским, а Центральный Стадион Советского Союза (ЦССС) или Стадион имени Сталина должен был стать его центром. Станция метро Семеновская также называлась тогда Сталинской, а не Партизанская, на схемах метро 40-х годов носит название Стадион имени Сталина. Судя по фотографиям того времени и макетам станции метро «Стадион имени Сталина», спортивный комплекс задумывался в стиле «модных» тогда фашистких архитектурных тенденций – в Берлине к олимпиаде 36-го года строился Олимпиаштадион, крупнейший на тот момент стадион в Европе. Естественно, в Советском Союзе должен быть построен стадион, превосходивший Гитлеровский. Самый большой московский стадион 30-х годов Динамо вмещал 30-40 тысяч зрителей, Москва развивалась в Измайловском направлении, там и было решено построить суперстадион, на котором помимо спортивных мероприятий можно было бы проводить еще и военные парады.

В журнале «Архитектура СССР» в 1935 году главный архитектор проекта говорит: «Нужно было создать такую демонстрационную площадку, которая давала бы возможность проведения больших спортивных праздников, больших фестивалей, давала бы возможность проезда конницы, артиллерии, танков и т.д. С другой стороны, зритель должен быть поставлен в совершенно иные условия, чем в западноевропейских стадионах и римских амфитеатрах. Зритель должен свободно ощущать естественное природное окружение стадиона. Вместе с тем должна быть создана обстановка, которая бы способствовала тому, чтобы каждый зритель воспринимал себя в неразрывной связи с мощным коллективом, с происходящими действиями и окружающей природой. Эти предпосылки и определили форму стадиона. Стадион должен быть построен так, чтобы зритель не был оторван от природы, чтобы внимание его не было приковано только к месту демонстрации, чтобы перед ним открывалась перспектива прекрасного пейзажа с видом на пруд и лесной массив Измайловского парка культуры и отдыха».
Планировалось построить стадион, рассчитанный на 120 тысяч «нумерованных» мест, который при желании мог бы вместить до 200 тысяч человек, что сделало бы его крупнейшим спортивным сооружением в мире.
Арена стадиона была огорожена трибунами только с трех сторон, а к востоку он открывался в окружающее парковое и городское пространство. Через него-то и могли въезжать на стадион танковые колонны. На трибунах, как в театре, предусматривалось три яруса зрительских мест: нижний партер на 36800 человек, верхний партер на 22000 человек и балконы на 70200 человек.
Строительство началось в 36-м году и приостановилось в 39-м в связи с Финской кампанией, потом началась Великая Отечественная Война, и стало не до стадиона. Успели построить только одну трибуну на 10 тысяч зрителей (сейчас это пластиковые сиденья на нижнем ярусе, верхний же, на который можно при желании загнать тысяч 30 болельщиков, без сидений, что гораздо удобнее) и кучу подземных сооружений, среди которых бункер Сталина, подземная стоянка для танкового полка и секретная ветка метро, засыпанная сейчас землей. Существует легенда даже о 17-километровом автомобильном тоннеле, соединяющем объект с Кремлем.
Станция Партизанская (бывшая Измайловская) проектировалась изначально с учетом большого количества людей, которые приезжали бы на различные спортивные мероприятия. Загадочный дополнительный третий рельсовый путь на этой станции как раз и предназначался для тысяч посетителей огромного стадиона. На станции предполагалось два выхода, а не один, как сейчас. Вверх должны были идти 12 эскалаторов, по 6 в одну сторону, или по 3 с одной платформы на одну сторону. Вероятнее всего, стадион и станция должны были открыться одновременно, но помешала война. Метро строилось, а вот со стадионом не получилось, и что странно, после войны тоже. А станция так и осталась частью нереализованного спортивного комплекса. Оформление станции было изменено, по сравнению с первоначальным проектом, и посвящено партизанскому движению во время Великой Отечественной Войны.
В 1960-е к проекту измайловского стадиона хотели вернуться, но не нашли денежных средств, к тому же в Лужниках уже был «стотысячник». Поле перед одинокой трибуной отдали Институту Физкультуры, а подземные сооружения использовали под склады.
На месте стадиона «Измайлово» и Черкизовского рынка собираются построить легкоатлетический комплекс мирового класса что, конечно, не может не радовать.

Здесь все еще можно видеть, что главный архитектор проекта был чертовски прав в далеком 35-м году. Обстановка, способствующая единению зрителя с окружающей природой!

Станция "Измайловский парк" мелкого заложения и строилась открытым способом. Павильоны расположены на Измайловском шоссе, вблизи Народного проспекта и Измайловского парка. В облицовке стен использован белый мрамор, а в художественном оформлении станции присутствуют темы партизанского движения в Великую Отечественную войну.
На станции "Измайловский парк" построено 3 пути и 2 платформы. Ранее станция носила название "Стадион народов" (или "Стадион Сталина"). В 40-е годы прошлого века планировалось, что рядом со станцией будет построен грандиозный стадион им. Сталина. Поэтому станция проектировалась с учетом большого количества людей, которые приезжали бы на различные спортивные мероприятия. На станции предполагались 2 выхода, вверх должны были вести 12 эскалаторов.
Стадион и станция должны были открыться одновременно, но помешала война. Строительство стадиона было заморожено и возобновлено лишь перед Олимпиадой-80 в очень скромных масштабах. А станция так и осталась частью нереализованного спортивного комплекса. Теперь это стадион "СКИФ", расположенный рядом с ГЦОЛИФКом (Государственным центральным ордена Ленина институтом физической культуры). Кстати, прилегающий парк с лодочной станцией, колесами обозрения, летними эстрадами, кафе, тоже носил имя Сталина.


фото - 1963 год

Решение о сооружении в Лужниках спортивного комплекса было принято Правительством СССР 23 декабря 1954 года. В январе 1955 года началось проектирование, проект был составлен за 90 дней, и в апреле 1955 года развернулось строительство. 31 июля 1956 года состоялось торжественное открытие спорткомплекса, была проведена I Спартакиада народов СССР. Спорткомплекс построен в рекордно короткий срок — всего за 450 дней.


Открытие станции метро "Спортивная" возле стадиона "Лужники", 1957 год


Футбол в "Лужниках", вторая половина 1950-х гг

Довоенный стадион "Динамо"

Был построен в 1928 году по проекту архитекторов А. Я. Лангмана и Л. З. Чериковера для первой Всесоюзной спартакиады. Стадион изначально имел форму подковы, открытой к Петровскому парку и закрытой со стороны Ленинградского проспекта. Только в 1936 году была построена Восточная трибуна, замкнувшая стадион. До в 1956 года, когда появились "Лужники", оставался главной ареной страны.


Футбол на "Динамо", вторая половина 1930-х гг


Стадион "Динамо", 1936 год


"Динамо" против "Команды красной армии", май 1941 г.

Стадион "Динамо" закрыт в 2008 году, на его месте к чемпионату мира-2018 будет возведена новая арена, названная в честь одного из национальных банков. Недавно в одном из сообществ о Москве были выложены фото того, что на данный момент осталось от легендарной арены :

Стадион "Торпедо" имени Эдуарда Стрельцова

Стадион "Торпедо" был построен в 1959 году и использовался в качестве тренировочного поля для одноимённой футбольной команды. Первый матч на стадионе состоялся 15 апреля 1977 года: "Торпедо" в матче высшей лиги чемпионата СССР играло с "Черноморцем". С 1978 по 1997 годы и с 2010 года по настоящее время — домашний стадион "Торпедо". 21 июля 1997 года стадиону "Торпедо" присвоено имя легендарного торпедовца Эдуарда Стрельцова.


Стадион "Торпедо", 1985 год

Стадион "Сталинец" ("Локомотив")

В 1935 году на месте нынешнего стадиона "Локомотив" был открыт стадион "Сталинец" профсоюза рабочих электропромышленности. Многие московские команды проводили там свои домашние матчи.

Стадион "Сталинец", вторая половина 1930-х гг

У "Сталинца" были земляные (насыпные) трибуны и неудобные раздевалки. При этом, судя по протоколам игр 30-х годов, по 30 000 зрителей собирал и этот стадион.

Стадион "Сталинец", 1954 год

В конце 50-х годов стадион был переподчинён Министерству угольной промышленности, сразу после чего сменил своё название на "Шахтёр". В 1966 году на его месте построили стадион "Локомотив" вмещающий порядка 30 тысяч зрителей (в середине 90-х годов, когда скамьи были заменены индивидуальными пластиковыми сиденьями, вместимость сократилась до 24 тысяч).

Стадион "Локомотив", 1980 год

В 2000-2002 годах велось строительство нового стадиона "Локомотив", после завершения которого арена приняла свой нынешний вид.

Ну и, конечно стадион ЦСКА имени Григория Федотова, "Песчаное"

Был построен в 1961 году по инициативе маршала Георгия Гречко и открыт в том же году. Из-за близости с тогда еще действующим аэродромом Центральный на Ходынском поле стадион возвели без осветительных мачт, чтобы самолеты, идя на посадку, не рисковали врезаться в мачту. По этой причине, матчи на стадионе проводились только днем. Первая официальная игра прошла 6 ноября 1974 года: ЦСКА сыграл с алма-атинским "Кайратом" 0:0. До середины 90-х на стадионе вместо сидений были деревянные скамейки, выцветавшей от солнца красной-синей расцветки. К сезону-1997 на "Песчаном" поставили пластиковые кресла, однако ЦСКА по-прежнему играл там нерегулярно. С 2001 года РФПЛ запретило играть на этом стадионе командам высшей (премьер) лиги. Последний официальный матч на "Песчаном" был сыгран 28 октября 2000 года. В 1/8 финала Кубка России ЦСКА уступил "Анжи" - 1:3.

История стадиона:

Сталинец (1935-1966)

В 1935 году на месте нынешнего стадиона "Локомотив" в Черкизове был открыт стадион "Сталинец" профсоюза рабочих электропромышленности. С какой стати так назвали не самый большой и не самый лучший (у "Сталинца" были земляные трибуны и неудобные раздевалки) стадион в нашем городе, построенный в предвоенные годы, - загадка. Может, потому, что известный ныне сталинский бункер совсем недалеко отсюда? Чем-то нравился "вождю народов" этот малонаселенный район на востоке столицы.

Стадион "Сталинец" на карте Москвы 1940 года (и проектируемый стадион им.Сталина):

Стадион "Сталинец" на немецких аэрофотоснимках Москвы времен ВОВ:

На "Сталинце" проводили домашние игры многие московские команды. А в первые послевоенные годы именно на "Сталинце" проходили игры самых знаменитых московских клубов (стадион "Динамо" был еще закрыт - на нем в дни войны организовали военно-учебную базу, а "Лужников" не было даже в проекте).

Первые матчи 1945 года ЦСКА - "Динамо" и "Торпедо" - "Спартак" - первые аншлаги на насыпных трибунах. Вдоль Большой Черкизовской еще стояла трофейная немецкая техника, которую любила обследовать московская ребятня. Публика ехала сюда от конечной тогда станции метро "Сокольники" на трамваях. Все подножки и открытые окна трехвагонных составов были облеплены людьми, самые отчаянные забирались на крыши. Непонятно, как перегруженным трамваям удавалось въезжать на Преображенскую гору? Тогда она была очень крутой. Легендарное время в истории московского футбола!

"Локомотиву" стадион достался в хрущевские времена. Пугая грачей на высоких березах, над чашей стадиона взрывался вопль "Давай, чугунка!" И "чугунка" в конце концов дала: "Локомотив" - одна из лучших команд России.


"Локомотив" (1966-2000)

На месте снесенного "Сталинца" с насыпными трибунами и монументальными колоннами возник красивый современный стадион, вмещающий порядка 30 тысяч зрителей (в середине 90-х, когда скамьи были заменены индивидуальными пластиковыми сиденьями, вместимость сократилась до 24 тысяч).

Торжественное открытие приурочили к матчу "Локомотив" - "Динамо" Киев. У входа на стадион гудела толпа обделенных судьбой болельщиков. Два кассовых окна закрывал лист ватмана с надписью от руки почерком Остапа Бендера: "Билетов нету" (собственно, это был первый, и последний, аншлаг на "Локомотиве" до 1977 года, пока в Черкизово не пожаловал по пути в высшую лигу "Спартак").

На протяжении всей истории на стадионе "Локомотив" проводили свои "домашние" матчи многие клубы, так, например, "Спартак" в знаменитом матче со швейцарским "Сьоном", когда после окончания матча (2:2) швейцарцы заставили судей измерить ворота и оказалось, что те чуть-чуть не соответсвуют мировым стандартам. УЕФА назначил переигровку, которая впрочем принесла успех "Спартаку" - 5:1. На "Локомотиве" также периодически выступала национальная сборная.

Стадион функционировал до конца 90-х. Потом его решили реконструировать. Тут следует отметить, что и прежний локомотивский стадион еще не устарел ни морально, ни тем более физически.

Скан с газеты "Локо" о реконструкции стадиона:

Но реконструкция себя не оправдала и решили возводить новую арену.

Главным конструктором локомотивской супермодели стал недавний глава МПС Николай Аксененко, при котором команда получила в Баковке суперсовременную дачу и затеяла строительство стадиона, аналогов которому в России нет.

Комитет легкой атлетики России отказался выделять деньги на обновление беговых дорожек и было принято решение строить чисто футбольный стадион. "Локомотив" играл на стадионе до конца первого круга сезона 2000. Потом его закрыли окончательно. К началу Лиги Чемпионов 2001/02 стадион обещали открыть, но дата открытия постоянно откладывалась. Реконструированный стадион "Локомотив" открыли в июле 2002 года.

Открытие стадиона

Первый матч на обновленном стадионе "Локомотив" состоялся 5 июля 2002 года. "Локомотив" принимал элистинский "Уралан".

Перед официальным открытием стадион осветила церковь.

Официально стадион введен в эксплуатацию 3-го августа. Торжественная церемония открытия спортивной арены состоялась перед началом матча 18 тура Чемпионата России по футболу "Локомотив" - "Торпедо".

Сразу же после открытия стадион "Локомотив" стал домашней ареной не только для клуба, но и для сборной команды России. Первый матч на новом стадионе на уровне сборных состоялся в сентябре 2002 года: в рамках отборочного турнира к ЧЕ-2004 сборная России с блеском переиграла ирландцев со счетом 4:2.

Настоящее стадиона "ЛОКОМОТИВ"


Стадион "Локомотив" расположен на территории спортивного комплекса "Локомотив" площадью 25 га.

Стадион удовлетворяет требованиям ФИФА и УЕФА и позволяет проводить международные матчи любого уровня. Является домашней ареной для ФК "Локомотив" и для сборной России.

Трибуны

Стадион представляет собой шестиэтажное сооружение с двумя ярусами трибун. Между верхним и нижним ярусом располагается этаж лож.

Трибуны разделены на 22 сектора, каждый из которых имеет свой вход. Публика максимально приближена к игровому полю: на стадионе нет привычных легкоатлетических дорожек, но вокруг поля предусмотрен ров безопасности, антивандальные стекла.




Вместимость - 30000 зрителей (нижний ярус - 15500; верхний - 14500):
- места для зрителей - 28810;
- места для представителей прессы - 156;
- VIP-ложи - 974 открытых места.
- кроме того, на стадионе имеется порядка 60 закрытых коммерческих VIP-лож вместимостью от 10 до 24 человек.

Схема территории стадиона: fclm.ru/ru/club/scheme_area

Название - Центральный стадион "Локомотив"
Прежнее название - "Сталинец"
Архитектор - Дмитрий Буш
Первый матч - "Локомотив" - "Уралан" 05.07.2002
Размеры поля - 104х68 метра
Вместимость - 28 800 человек
Травяной покров - Desso DLW (Голландия)
Гостевой сектор - 2345 человек
VIP ложи - 60 коммерческих (от 10 до 20 мест)
Количество ТВ позиций - до 15