Конспекты занятий физкультуры в доу. Конспект нетрадиционного занятия по физической культуре в подготовительной группе. Способы организации детей на занятии

Качество плана-конспекта во многом зависит от уровня профессиональной компетентности специалиста, предусматривающего наличие профильных знаний и умений в области теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста и смежных дисциплин, специальных проектировочных навыков в составлении и ведении документации.

План-конспект физкультурного занятия представляет собой законченную педагогическую работу в том случае, если он разработан и оформлен в соответствии с требованиями:

Целеустремлённости. Предполагает указание в каждом документе комплекса задач (оздоровительных, образовательных, воспитательных) в соответствии с положениями нормативных правовых и программных документов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста;

Преемственности. Основано на преемственности с содержанием предыдущего и последующего плана в целостной системе планирования физкультурных занятий, а также преемственности материала внутри самого плана. Каждый шаг в плане должен являться логичным продолжением предыдущего и подготовкой для следующего;

Реальности. Достигается за счёт детального учёта всех педагогических условий: возрастных и психофизических особенностей детей, уровня их физической подготовленности, материально-технической базы учреждения дошкольного образования, сезонно-климатических явлений и т.д. Педагогу следует оценить указанные условия и спланировать реальный материал, т.е. тот, который могут и должны усвоить дети;

Конкретности. Проявляется в чёткости и конкретности формулировок планируемых задач, средств, методов, способов организации двигательной деятельности воспитанников на занятии. Немаловажное значение имеет использование гимнастической терминологии, обеспечивающей краткость и лаконичность записи физических упражнений.

Наглядности. Реализуется путём внедрения в практику графических форм записи (схем, рисунков, чертежей), что не является обязательным, но может существенно улучшить восприятие и запоминание последовательности запланированного материала, особенно начинающими специалистами.

Разработка содержания плана-конспекта физкультурного занятия

План-конспект, как результат непосредственной подготовки педагога к занятию, опирается на документы перспективного планирования процесса физического воспитания детей дошкольного возраста. На первом этапе составления плана-конспекта педагог обдумывает содержание основной части занятия, а затем в соответствии с ней планирует ориентировочный материал для вводной и заключительной частей.

Следует подчеркнуть, что правильное определение комплекса задач, средств и методов для конкретного физкультурного занятия может быть обеспечено лишь после того, как спроектирована промежуточная (черновая) модель его основной части. Детализация содержания физкультурного занятия происходит на втором этапе планирования, в процессе которого педагогу необходимо продумать и конкретизировать:

Задачи занятия. В первую очередь определяются образовательные задачи, направленные на обучение, закрепление или совершенствование двигательных действий в зависимости от этапа обучения, воспитание психофизических качеств и совершенствование двигательных способностей детей. Затем уточняются оздоровительные задачи, связанные со спецификой оздоровительного воздействия специальных физических упражнений на организм ребёнка в целостной структуре занятия.

Понимание педагогом сущности и значимости оздоровительных задач, путей и средств их решения способствует приоритетной реализации принципа оздоровительной направленности в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Именно поэтому оздоровительную задачу рекомендуется ставить на первое место во всех документах планирования процесса физического воспитания, в том числе и в плане-конспекте физкультурного занятия.

Формулировка воспитательных задач также обязательна, поскольку физическое воспитание - это, прежде всего, вид воспитания (наряду с трудовым, нравственным, эстетическим и др.). Следовательно, воспитание личности ребёнка средствами физической культуры играет важную роль в формировании эмоционально положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, развитии его волевых и нравственных качеств, коллективных начал, творческих способностей.

Средства и методы решения каждой из задач. К основным средствам физического воспитания относятся физические упражнения, содержание которых сопряжено, как правило, с комплексом оздоровительных, образовательных и воспитательных воздействий на ребёнка.

Под методами в физическом воспитании понимают способы применения физических упражнений, направленные на достижение поставленных задач. В соответствии с задачами уточняется и конкретизируется содержание всех частей занятия, которые в общих чертах уже продумывались специалистом на первом этапе планирования.

Намечаются основные, подводящие, подготовительные упражнения общеразвивающего и специального характера, их дозировка с учётом возрастных и психофизических возможностей воспитанников.

Определяются наиболее действенные общепедагогические методы и приёмы обучения, включающие словесные и наглядные методы.

Устанавливаются специфические методы, непосредственно связанные с решением образовательных задач. К ним относятся игровой, соревновательный методы, метод строго регламентированного упражнения .

При подборе средств и методов педагогу следует стремиться воплотить в каждом занятии оригинальные творческие замыслы, спланировать увлекательный материал, насыщенный разнообразными физическими упражнениями и подвижными играми.

Ресурсное обеспечение занятия. Создание педагогических условий, положительно влияющих на реализацию запланированного содержания физкультурного занятия, зависит от рационального использования материально-технических ресурсов, классифицированных нами на специальные, технические и дидактические.

К специальным ресурсам относятся физкультурное и спортивно-игровое оборудование для занятий в помещении и на свежем воздухе: стационарное, переносное, подвесное и комбинированное; специальный инвентарь для развития основных видов движений и функции равновесия, для обучения элементам спортивных упражнений и спортивных игр и др.

Технические ресурсы охватывают технические и звуковые средства обучения, крайне востребованные в современном образовательном процессе. К техническим средствам обучения непосредственное отношение имеют тренажёры простого и сложного устройства, а к звуковым - аудиоаппаратура, носители аудиоинформации.

Дидактические ресурсы - это демонстрационный материал (плакаты, фотографии, картинки, наглядные пособия, атрибуты для подвижных игр и др.), который педагог применяет для целенаправленного и более плодотворного взаимодействия с детьми в процессе занятий. Разнообразные наглядные средства обогащают представления детей о специфике тех или иных физических упражнений и спортивных игр, развивают у них любознательность, расширяют кругозор, активизируют мыслительную деятельность.

Тщательное продумывание на этапе планирования материально-технического обеспечения физкультурного занятия, стремление педагога к вариативному применению предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников, сформирует у них богатый двигательный опыт и стойкий интерес к занятиям физическими упражнениями.

Способы организации двигательной деятельности детей.

Выбор способов организации детей на занятии (фронтального, группового, поточного, посменного, индивидуального) зависит от новизны, сложности, характера упражнений; задач занятия, места его проведения; возраста и количества детей, их физической подготовленности; организационно-управленческих умений педагога.

Очень часто причиной определения того или иного способа организации двигательной активности воспитанников является материально-техническая оснащённость учреждения дошкольного образования. Например, недостаточное количество спортивного оборудования исключает использование фронтального (одновременного) выполнения упражнений всеми детьми.

В то же время грамотное планирование других способов организации (группового, поточного, посменного), их комплексное сочетание во всех частях занятия обеспечит оптимальную моторную плотность даже при дефиците физкультурного инвентаря и ограниченного размера помещения.

Критерии оценки деятельности детей на занятии. К педагогическим критериям оценивания техники выполнения физического упражнения относятся: результативность физического упражнения (действия, движения); сопоставление параметров наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники; разница между реальным результатом и возможным .

В соответствии с данными критериями специалист определяет наилучшую стратегию достижения поставленной цели конкретными средствами, способами, методами педагогического воздействия и взаимодействия в зависимости от этапа обучения. Вместе с тем при определении критериев оценки особое внимание следует уделять индивидуализации техники физических упражнений с учётом особенностей телосложения каждого воспитанника, уровнем его физической подготовленности.

Рассмотренные выше методические особенности продумывания и осмысления содержания физкультурного занятия отражаются далее в письменном виде при оформлении плана-конспекта.

Структура плана-конспекта физкультурного занятия

При подготовке плана-конспекта возможно использование текстовой и табличной форм записи.

Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста, а табличная - в виде таблицы. Обе формы широко используются на практике. Как показывает опыт, при составлении развёрнутого плана-конспекта физкультурного занятия предпочтительней пользоваться табличной формой записи, которая позволяет:

  • чётко отобразить структуру и содержание предстоящего занятия;
  • детализировать содержание каждой его части;
  • избежать перегруженности и перенасыщенности плана.

Данный вариант оформления плана-конспекта является наиболее информативным, понятным и удобным в использовании как для самого педагога, так и для других специалистов, которым он может быть представлен.

Структура развёрнутого плана-конспекта физкультурного занятия в форме таблицы включает:

1. Общие сведения о занятии (возраст детей, название занятия, место и дату проведения, форму проведения). Из перечисленных сведений в обязательном порядке следует указывать возраст детей, место и дату проведения занятия. Название занятия и форму его проведения (учебно-тренировочная, игровая, сюжетная, тематическая, корригирующая и др.) можно не отражать. Однако именно эти сведения усиливают творческую составляющую плана-конспекта, свидетельствуют о системных проектировочных аспектах в деятельности конкретного специалиста.

2. Задачи занятия (оздоровительную, образовательную, воспитательную). Информативная и предельно лаконичная формулировка комплекса задач занятия начинается, как правило, с глагола в повелительной форме. Например: формировать, учить, обучать, закреплять, развивать, совершенствовать, укреплять и др. В плане-конспекте указываются только главные задачи, решаемые преимущественно в основной части занятия. Вместе с тем, оздоровительные и воспитательные задачи могут планироваться для любой части занятия. Педагогические задачи необходимо формулировать как можно конкретнее, избегая лишних слов и словосочетаний. Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи решаются в неразрывном единстве, поэтому их комплексность и взаимосвязь - одно из главных условий эффективности физкультурного занятия.

3. Оборудование и инвентарь. Следует перечислить не только основные ресурсы занятия, но и указать их количество. Например: мячи среднего диаметра по количеству детей, 2 баскетбольных кольца, 5-6 стоек, 6 обручей, маска медведя, магнитофон. Данная информация поможет педагогу заранее подготовить материально-техническое обеспечение занятия, рационально пометить его в пределах физкультурной площадки или зала, не упуская из вида малейшие детали. Стационарное оборудование, которое закреплено и всегда присутствует в специально организованных для физкультурных занятий местах (гимнастические лестницы, спортивно-игровые комплексы и др.), указывать не обязательно.

4. Таблицу плана-конспекта, состоящую из трёх частей (вводной, основной, заключительной) и трёх столбцов (содержание, дозировка, организационно-методические указания).

Рассмотрим подробнее структуру таблицы, содержание её частей и столбцов.

Каждую часть занятия лучше выделить отдельной строкой по ширине таблицы, а не столбцом. Это позволит расширить полезную площадь таблицы, что значительно уменьшит объём документа. В строке записывается название части занятия и её продолжительность в минутах.

В столбце «Содержание»

последовательно указывается по частям занятия все предусмотренные физические упражнения и подвижные игры. Во вводной части занятия расписывается содержание разминки, в которую включаются разновидности ходьбы, бега, подвижные игры и игровые упражнения с элементами ходьбы, бега, строевых упражнений и др. Заканчивается вводная часть, как правило, динамическими дыхательными упражнениями.

Содержание основной части занятия

отражает решение комплекса педагогических задач, в первую очередь - образовательных. В связи с этим в ней записывается следующий дидактический материал: комплекс общеразвивающих упражнений; специальные упражнения, направленные на решение образовательной задачи (основные виды движений, спортивные упражнения, элементы спортивных игр и др.); подвижные игры (подвижные игры высокой и малой интенсивности, игры-эстафеты, игры-соревнования и др.).

Комплекс общеразвивающих упражнений, выполняющий подготовительную к основным видам движений функцию, содержит от 5 до 10 упражнений в зависимости от возраста детей. На наш взгляд, подробное описание этих упражнений следует вынести за пределы таблицы в отдельное приложение, что сделает план-конспект компактным и удобным в использовании. Групповой способ организации детей в основной части занятия предусматривает запись соответствующих заданий для каждой группы.

Такие организационные моменты, как расстановка и уборка оборудования, указываются только в случае непосредственного участия в них детей.

В заключительной части

отражается содержание используемых средств восстановления после физической нагрузки (динамические дыхательные упражнения, упражнения на растягивание и расслабление, подвижные игры малой интенсивности, ходьба и др.). В данной части занятия может быть уделено внимание таким рефлексивным аспектам, как краткий анализ занятия педагогом, самооценка занятия детьми, совместная рефлексия содержания учебного материала, подведение итогов и др.

В столбце «Дозировка»

указываются количество повторений каждого упражнения и (или) затраты времени на выполнение упражнения (в минутах или секундах). Например, 5-6 раз, 2 мин, 30 сек. Для цикличных видов движений и спортивных упражнений (ходьба, бег, катание на самокате, велосипеде и др.) можно определять длину дистанции в метрах (10 м, 60 м, 100 м).

В дозировании физической нагрузки важно соблюдать теоретико-методические требования структурного построения занятия и его основного принципа - постепенного наращивания нагрузки и её плавного снижения к окончанию занятия. Дозировка упражнений должна соответствовать возрасту детей, а также методической целесообразности распределения времени для каждой части занятия.

В столбце «Организационно-методические указания »

обозначаются требования, команды, распоряжения, общие методические указания, касающиеся организационных основ управления процессом обучения, координации деятельности педагога и детей по времени и пространству, их успешных совместных действий. Применительно к технике физических упражнений организационно-методические указания отражают наиболее типичные ошибки в их выполнении, на которые следует обратить внимание воспитанникам и педагогу.

Например, «ноги в коленях не сгибать», «наклониться ниже» и др. При описании коллективных совместных действий уточняются способы организации детей на занятии (фронтальный, групповой, подгрупповой и др.), варианты построений и перестроений (в круг, в шеренгу, в колонну и др.), правила подвижных игр («по окончании игры выбирается новый водящий», «не выбегать за границы площадки» и др.).

Данная информация предусматривает индивидуализацию и дифференциацию физической нагрузки («ослабленным детям снизить нагрузку», «мальчики выполняют упражнения с большими мячами, девочки - с маленькими», а также записи по обеспечению техники безопасности на занятии («под скамейку положить мат», «обеспечить страховку на канате», «соблюдать расстояние», «при падении сгруппироваться» и др.).

Наталья Власенко,
руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории


  • Оздоровительные – направлены на оптимизацию физического развития и физической подготовленности ребенка, ориентируют на всестороннее развитие его физических качеств, совершенствуют двигательные способности, укрепляют здоровье, закаливают организм и повышают его устойчивость к заболеваниям;
  • Образовательные – предусматривают системное формирование необходимых двигательных навыков и умений и связанных с ними элементарных знаний в области физической культуры;
  • Воспитательные – решаются в процесе физкультурного занятия: воспитание воли, позитивных качеств характера, эмоциональных потребностей детей, а также интерес, потребности в здоровом образе жизни. Воспитываются как физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), так и нравственные (целеустремленность, настойчивость, чувство долга, ответственности и т.п.).

  • Цели, которые ставит педагог, планируя физкультурное занятие, должны конкретизироваться в задачах.
  • Если физкультурное занятие преследует сугубо оздоровительные цели , как, например, беговая тренировка в медленном темпе, то приоритеты отдаются группе оздоровительных задач, а затем определяются задачи (для данного конкретного вида физкультурной деятельнос­ти) развивающего цикла и, наконец, образовательные.
  • Если цель занятия - обучение движениям, то на первое место выдвигаются задачи образовательные.
  • При закреплении движений, их совершенствовании уместнее в первую очередь планировать развивающие задачи.
  • Но любая физкультурная деятельность будет успешнее и в плане обеспечения здоровья ребенка, и в плане его обучения и развития, если на занятии будет решаться комплекс взаимодополняющих задач.

  • В младших группах воспитатель должен направлять свои усилия на то, чтобы научить детей ориентироваться в пространстве физкультурного зала и физкультурной площадки, приемам элементарной страховки;
  • правильному (по назначению) использованию физкультурного оборудования.
  • В среднем дошкольном возрасте основные усилия педагогов должны быть направлены на развитие физических качеств детей, и прежде всего выносливости и силы, которые являются основой обеспечения хорошей физической подготовленности.
  • В старшей группе у детей следует развивать высокую физическую работоспособность и направлять усилия на качественную физическую подготовку.
  • В подготовительной к школе группе (равно как и в первом классе) основной задачей педагога является создание условий для реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и развитие самостоятельности.

  • - это накопление двигательного опыта, развитие интереса к физической культуре и спорту.
  • В каждом возрасте физкультурная деятельность имеет разную направленность. Для детей это радость от свободы движений.
  • Поэтому главное условие эффективного воздействия физкультурных занятий на здоровье, психологическое благополучие и физическое развитие ребенка - это доставить детям максимум удовольствия от движений.

  • Во всех возрастных группах ДОУ проводится по три занятия физической культуры в неделю: два в спортивном зале или групповой комнате и одно на открытом воздухе, согласно расписанию.
  • В младшей группе занятие длится 15 мин.,
  • в средней – 20 мин.,
  • в старшей – 25-30 мин.,
  • в подготовительной – 30 мин.

  • Вводная часть
  • Основная часть
  • Заключительная часть

1. Вводная часть:

Различные виды ходьбы;

Построения и перестроения;

Повороты;

Различные виды бега;

Упражнения в равновесии;

Упражнения на внимание.


2. Основная часть:

Общеразвивающие упражнения с предметами и без них:

Ритмические упражнения;

Упражнения-имитации;

Упражнение- «азбука»;

Элементы йоги.

Основные виды движений:

Метание; -лазание; - прыжки; -ходьба, -бег.

Подвижная игра.


3. Заключительная часть:

Различные виды ходьбы;

Упражнения на восстановление дыхания;

Малоподвижные развивающие игры;

Игры на РТВ (развитие творческого воображения);

Дыхательные упражнения, в том числе с элементами йоги;

Хоровод.


  • Должна быть так называемая «оздоровительная компонента».
  • оздоровительный бег, или бег на выносливость;
  • циклические движения;
  • Закаливающие процедуры (воздушные ванны, водные процедуры);
  • точный расчет нагрузок, чтобы дети занимались в аэробном режиме;
  • расслабляющие паузы;
  • специальные гимнастики (дыхательная, корригирующие упражнения);
  • специально создаваемый эмоциональный фон, на котором проходит занятие, и моменты управляемого положительного всплеска.

Гимнастика

Игры

Основные движения:

Бег, прыжки, метание, лазание и т.п.

Подвижные:

Сюжетные, бессюжетные

Спортивные упражнения

Общеразвивающие упражнения

Простейший туризм

Плавание, езда на велосипеде и т.п.

С элементами спортивных игр

Построения и перестроения

Ходьба на лыжах, катание на коньках, санках

Танцевальные упражнения


  • В младшей группе включается 5-6 общеразвивающих упражнений для разных групп мышц (от верхнего плечевого пояса до мышц ног) с 4-6 кратным повторением каждого);
  • в средней – 6-7 упражнений с 4-6-кратным повторением;
  • В старшей – 6-8 упражнений с 5-8-кратным повторением;
  • В подготовительной – 8-10 упражнений с 6-8-кратным повторением.
  • В младшей группе упражнения выполняются в медленном и среднем темпе, в более старшем возрасте – преимущественно в быстром темпе. Исключение составляют упражнения с подниманием туловища из положения лежа с прогибанием туловища.
  • Моторная плотность занятия должна быть не менее 80%. В противном случае тренировочный эффект не достигается, а занятие воспринимается организмом как набор беспорядочных движений.

  • При первом подходе их разделяют на три основные группы :

занятия, на которых дети обучаются определенным видам движений; занятия, на которых дети закрепляют полученные навыки,

занятия, на которых дети совершенствуют качество движений.

  • При втором подходе выделяют обучающие, развивающие и оздоровительные занятия.
  • При третьем подходе выделяют две группы занятий:
  • так называемые «традиционные» и «нетрадиционные».

Все эти классификации очень условны, но тем не менее определение вида физкультурного занятия по преобладающим целям позволяет правильно подобрать соответствующую методику его организации.


  • Младшая и средняя группы:

1. Классические (обучающие, смешанные, вариативные).

2. Двигательные рассказы.

3. Сюжетно-игровые.

4. Игровые (на основе разнообразных подвижных игр).

5. Контрольные занятия.

6. Тематические.

7. Интегрированные.

  • Старшая группа

1. Классические.

2. Двигательные рассказы.

3. Сюжетно-игровые.

4. Игровые (на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов).

5. Контрольные занятия.

6. Соревнования.

7. Занятия с использованием тренажеров и спортивных комплексов.

8. Занятия по интересам.

9. Тематические.

10. Интегрированные.

11. Физкультурно-валеологические (забочусь о своем здоровье).

12. Занятия-тренировки по ОФП (организация физической профилактики). Введение в занятие приемов точечного массажа, ЛФК (лечебно-физкультурного комплекса), релаксации.


Подготовительная группа:

1.Классические.

2. Двигательные рассказы.

3. Сюжетно-игровые.

4. Игровые (на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов

5. Контрольные занятия.

6. Соревнования.

7. Занятия-тренировки по ОФП (организация физической профилактики). Введение в занятие приемов точечного массажа, ЛФК, релаксации.

8. Занятия-тренировки, походы в парк. Экскурсии-тренировки в ФОК (физкультурно-оздоровительном комплексе).

9. Посещение спортзала, спортивной площадки ближайшей школы.

10. Занятия с использованием тренажеров и спортивных комплексов.

11. Занятия по интересам.

12. Тематические.

13. Интегрированные.

14. Физкультурно-валеологические (забочусь о своем здоровье).


  • Различаются:
  • Разучивание сложных движений , требующих страховки, проводится строго индивидуально ,
  • более легких - по подгруппам .
  • В содержание фронтальных занятий включаются только те движения и упражнения, которые освоены всеми детьми.
  • Организация индивидуального обучения не означает , что другие дети в это время ничем не заняты.
  • При этой форме обучения занятие также проводится со всеми детьми.
  • Сначала организуются традиционные разминка и бег, короткий отдых, а затем один из взрослых, по очереди подзывая детей к себе, обучает их новому движению (например, лазанию по канату).
  • Остальные дети в это время с другим взрослым отрабатывают технику знакомого движения (например, метание мяча в горизонтальную цель).

  • Игры и заключительная часть занятия проводятся со всеми детьми одновременно.
  • Обычно при такой форме обучения педагог может в течение одного занятия обучить новому движению не более 5-6 детей. Остальных детей постепенно обучают по такому же принципу на последующих занятиях. Такой подход к обучению детей основным движениям позволяет его индивидуализировать, сохранить доверительность в отношениях с ребенком, не выставлять напоказ перед другими детьми его слабые возможности.
  • В результате у детей повышается интерес к занятиям физкультурой, желание добиваться хороших результатов, а главное - они очень привязываются к взрослым, и те становятся для них чрезвычайно авторитетными.
  • Когда движение будет «поставлено» у всех детей , форма организации обучения меняется.
  • После вводной части дети разделяются на две подгруппы.
  • Одна подгруппа с педагогом закрепляет полученные представления о новом движении, повторяя его несколько раз, а другая подгруппа совершенствует хорошо знакомые движения.
  • Затем подгруппы меняются местами.
  • Важное указание : на подгруппы дети должны разделиться сами, воспитателю в этот процесс вмешиваться не стоит.
  • Чтобы подгруппы были равны по количеству, можно использовать флажки разного цвета. Например, те, кто сначала хочет упражняться в прыжках в длину, берут красные флажки, а кто хочет лазать по шведской стенке - желтый.
  • По выбору детей можно судить об их реакции на новое движение и соответственно принять правильное педагогическое решение. Обычно на выбор детей влияет неуверенность в своих возможностях, когда упражнение кажется им трудным.
  • Тогда они не спешат взять красный флажок. Дети, уверенные в своих возможностях (а иногда и излишне самоуверенные), сразу выбирают новое движение.
  • На фронтальных занятиях хорошо зарекомендовал себя поточный метод выполнения упражнений, когда дети поочередно подходят к снаряду и выполняют задание.
  • В содержание такого занятия могут быть включены несколько видов хорошо знакомых движений.

  • В практике физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения часто используются фитнес-технологии: ритмическая гимнастика, игровой стретчинг и фитбол.
  • Комплексы ритмической гимнастики могут включаться в утреннюю гимнастику, в физкультминутки.
  • На физкультурных занятиях комплексы ритмической гимнастики используются во всех частях:
  • в подготовительной части – они используются как общеразвивающие упражнения;
  • в основной части- решают задачи развития чувства ритма, пространственных представлений, координации движений;
  • в заключительной части – способствуют релаксации, снятию утомления от занятия.

  • Используется на физкультурных занятиях. В зависимости от задач занятия упражнения стретчинга могут включаться в подготовительную часть для разогревания отдельных мышц групп,
  • в основную часть для развития гибкости и как релаксирующая процедура в заключительной части занятия.
  • В дошкольных учреждениях используется методика игрового стретчинга, где каждому упражнению соответствует образ животного или сказочного героя.

  • Фитболы – большие мячи. Современные надувные мячи имеют разные размеры и формы. Одна из модификаций – мяч с ручками (хоп), предназначен в большей степени для выполнения прыжков.
  • На физкультурном занятии фитбол может использоваться как предмет, как опора, как тренажер и т.д. Хопы широко применяются в эстафетах и играх.
  • Инновационные педагогические технологии вносят разнообразие в физкультурные занятия.
  • Однако следует помнить, что неправильное применение новых технологий может нарушить процесс нормального развития ребенка.

Цель: закреплять умение кидать мяч обеими руками из - за головы через сетку друг другу. Формировать умение ребят: в ползании на животе по гимнастической скамейке с помощью рук, перепрыгивании через предметы высотою 20см; девочек - в ходьбе по скамье прямо, высоко поднимая колени, спрыгивании со скамьи, пролезать в обруч левым и правым боком. Совершенствовать быстрый бег во время игры - соревнования, разновидности ходьбы, построение и перестроения, умение ориентироваться в пространстве и держать равновесие. Развивать ловкость, глазомер, гибкость, выносливость, решительность. Формировать потребность заботиться о своем здоровье, крепкие двигательные навыки и обеспечивать качество их выполнения. Воспитывать внимание, честность, организованность, дружбу.

Оборудование: обручи - 8 шт., 2 гимнастические скамьи, 2 дуги (высота - 60см), стояк, деревянные бревна (высотой - 20см), 4 куба, волейбольная сетка, веревка, 2 мяча.

Ход занятия

Дети в колонне один за одним идут на спортивную площадку и выстраиваются в шеренгу.

Инструктор: - Дети, давайте мы с вами поприветствуем наших гостей. Что можно пожелать нашим гостям? (стихотворение про спорт)

Инструктор: - Дети, а с помощью чего мы становимся здоровее и сильнее?

Инструктор: - Да, это и витамины, и солнце, и вода, и занятия спортом. Вот сегодня, мы с вами покажем, как умеем заниматься физкультурой.

I.Вступительная часть.

Инструктор: - Направо! Один за одним в колонне марш!

Ходьба четким шагом. (25с).

Ходьба высоко поднимая колени, руки на поясе. (20с)

«Выше ноги поднимаем, через ручейки переступаем»

Ходьба на носочках один за одним, руки на плечах товарища впереди.(20с.).

« На носочках вместе мы идем, и никогда не упадем»

Дыхательное упражнение «Силачи» со сменой направления и темпа ходьбы. (10с.).

Ходьба перекрестным шагом, руки на поясе. (20с).

Ходьба как «мишки», руки на поясе товарища впереди. (20с).

«Мы похожи на зверушек, любим с ними поиграть».

Бег в среднем темпе с выбросом ног вперед, руки за спиной. (30с).

Ходьба обычная. Дыхательное упражнение « Энергия весны». (25с).

Построение парами. Построение в две колонны с обручем.

Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем (два ребенка с одним обручем) для старшего дошкольного возраста «Космические приключения»

1. Поднимание обруча вверх.

И.п. лицом друг к другу, руки на обруче, обруч внизу.

На 1 - поднять обруч до плеч.

На 2 - поднять вверх.

На 3 - опустить до плеч.

2. Перетащи обруч.

И.п. - ноги чуть расставлены, лицом друг к другу, руками взяться за середину обруча, руки чуть согнуты.

На 1 - девочка согнула руки подтянула обруч к груди, а мальчик выпрямил руки.

На 2 - наоборот. (повторить 10 раз, темп быстрый).

3. Наклон туловища в стороны.

И.п. - спиной друг к другу, ноги врозь, обруч вверху горизонтально.

На 1 - наклон туловища вправо.

На 3 - наклон туловища влево.

4. Наклон туловища вперед.

И.п. - спиной друг к другу, ноги врозь, обруч держать внизу.

На 1 - девочка наклоняется вперед, а мальчик назад.

На 3 - мальчик наклоняется вперед, а девочка назад.

На 4 - в.п. (повторить 8 раз).

5. Приседания.

И.п., лицом друг к другу, обруч у груди.

На 1 - девочка присела, а мальчик стоит, обруч в руках.

На 3 - мальчик присел, а девочка стоит обруч в руках.

На 4 - и.п. (повторить 8 раз).

6. Поднимания коленей вверх.

И.п. - ноги чуть расставлены, лицом друг к другу, обруч внизу.

На 1 - поднять правую ногу вверх дотянуться до обруча.

На 3 - поднять левую ногу вверх дотянуться до обруча.

На 4 - и.п. (повторить 4 раза)

7. Перепрыгивание с ноги на ногу.

И.п. - лицом друг к другу, правая нога вперед, руками обруч, обруч на уровне груди.

Перепрыгивание с ноги на ногу держась за обруч. (12 прыжков).

8. Движения обручем вправо - влево.

И.п. - ноги вместе, лицом друг к другу, руками держаться за середину обруча.

На 1 - поворот рук с обручем вправо.

На 2 - поворот обруча влево.

На 3-4-и.п. (повторить 10 раз, темп быстрый)

9. Повторить упражнение №7.

Построение в одну колонну, составление обручей.

II. Основная часть.

Способ организации детей-групповой. Построение детей у волейбольной сетки в четыре колонны по росту.

1. Бросание мяча обеими руками за сетку друг другу из-за головы.

По сигналу первый участник команды бросает мяч через сетку обеими руками из-за головы, его товарищ ловит и катит под сетку обеими руками другому участнику команды. Затем по сигналу меняется задачи для каждой команды (вторая бросает, а первая ловит). Повторить 6 раз.

2. Инструктор: - Сейчас наши мальчики покажут, какие они сильные и ловкие. А девочки, какие они грациозные и пластичные.

Способ организации детей - групповой. (повторить 5 раз).

Мальчики.

а. Ползание на животе по скамье подтягиваясь руками, ноги прямые, вместе. Следить за дистанцией между ребятами и правильным выполнением упражнения.

б. Перепрыгивание через бревна на обеих ногах, руки у груди. Следить за равновесием и дистанцией между детьми.

в. Пролезать под дугой прямо на корточках, руки на коленях, голова внизу.

а. Ходьба по скамье прямо поднимая колени, руки в стороны. Следить за равновесием, дистанцией между девушками, осанкой.

б. Спрыгивать со скамьи с мягким приземлением на обе ноги. Следить за равновесием.

в. Пролезать в обруч боком, руки в стороны. Следить за равновесием, дистанцией между детьми.

После выполнения основных движений, дети вместе с взрослыми убирают спортивное оборудование. Ребята выполняют более тяжелую работу, девочки - легкую.

Инструктор: - Дети, а сейчас мы с вами посоревнуемся в скорости во время игры.

Упражнение на дыхание « Весенний ветерок». (40с).

3. Игра - соревнование «Кто первый». (повторить 2 раза).

(дети выстраиваются в две команды. Первый участник команды с платочком в руках по сигналу бежит к ориентиру, обегает его и быстро назад передает эстафету другому участнику команды. Побеждает та команда, которая первая справится с задачей).

III. Заключительная часть.

Инструктор: - Дети, как вы считаете, мы с вами хорошо тренировались, здоровья много набрались? А давайте вдохнем аромат весны, вдохнем в себя силу природы и поведем весенние хороводы.

Народная хороводная игра «Ниточка-Иголочка». (1мин.)

Итог занятия.

Работа с карточками.

Конспект занятия по физической культуре «Мы дружим с физкультурой»

Группа : старшая группа.

Программные задачи:
Обр. область «Физическое развитие»:
Учить детей ползать на животе, отталкиваясь локтями и коленями («по-пластунски») с перелезанием через гимнастическую скамью, действовать координационно точно.
Упражнять в прыжках через «змейку» правым и левым боком. Упражнять в ходьбе по шнуру способом «елочка», сохранять равновесие и правильную осанку.
Развивать крупную и мелкую моторику, быстроту реакции.

Обр. область «Социально-коммуникативное развитие»:
Формировать отзывчивость, сочувствие, взаимопомощь. Воспитывать дружеское взаимодействие между детьми, привычку заниматься сообща, воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Формирование основ безопасности:
Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время подвижных игр.

Оздоровительные технологии:
-логоритмика;
- коррекционные упражнения для осанки, плоскостопия;
-самомассаж (массажные мячи);
-дыхательное упражнение- игра;
-релаксация.

Оборудование : муз центр, пособие «бабочка», колечки по кол-ву детей, массажные мячи, гимнастическая скамья, пособие «змея», шнур, платок- шаль (3 шт), пособие для дыхательного упражнения «Рыбки».1.Вводная часть:
- построение в шеренгу, сообщение задач.
- ходьба обычная
- ходьба на носках, руки вверх: «Дотянись до снежинки»
- ходьба обычная
- ходьба на внешней стороне стопы, руки за спину, погнуться.
- логоритмика «Как живешь?»:
Как живешь? Вот так, вот так!
Как идешь? Вот так, вот так!
Как бежишь? Вот так, вот так!
Ночью спишь? Вот так, вот так!
Как берешь? Вот так, вот так!
Как даешь? Вот так, вот так!
Как шалишь? Вот так, вот так!
Как грозишь? (движения в соответствии с текстом)

Бег обычный;
-бег мелким и широким шагом;
-бег с остановкой по сигналу;
-ходьба обычная « Наденем шляпы» (ходьба с колечками на голове, сохраняя правильную осанку и положение головы)
-перестроение в колонны по 3, размыкание.

2. Основная часть:
Комплекс ОРУ (с массажными мячами)
1. Потягивание
И.п. – о.с., мяч в правой руке
1- руки через стороны вверх, встать на носки, мяч переложить в левую руку (с нажимом)
2-руки через стороны вниз мяч переложить в пр. руку за спиной (8 раз.)

2. Приседание
И.п- пятки вместе, носки врозь, мяч в опущенных руках,
1- присесть, руки вытянуть вперед с мячом; катать мяч между ладонями
2-и.п. (8 раз)

3. «Наклоны»
И.п- стоя, ноги на ширине плеч, мяч в опущенных руках
1- наклон вниз, положить мяч на пол
2- встать, хлопок над головой
3- наклон вниз, взять мяч
4- и.п. (8 раз)

4.Массаж стоп.
И.п- стоя, мяч на полу.
Массировать попеременно правую и левую стопу прямыми движениями, затем пятки круговыми движениями.

5. «Качалка»
И.п- сидя, ноги согнуть, мяч в руках,
1- 2 – раскачиваться на спине, удерживая ноги руками. (7-8р)

6. Массаж спины друг другу стоя в колонне по одному. (грудной отдел)

7. Прыжки вокруг мяча и через него, руки держать свободно.
8. Ходьба на месте.
Перестроение в колонну по- одному, сообщение задач.

ОД:
- прыжки через «змейку» боком на двух ногах, руки держать свободно;
-ползание «по- пластунски» с перелезанием через гимнастическую скамью;
-ходьба по шнуру способом «елочка», руки на поясе;
Методические рекомендации: обращать внимание на постановку стопы, согласованные движения рук и ног.
П\И: «Шатер» (РНИ)
Описание: дети делятся на 3-4 подгруппы. Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на который вешают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу простым шагом вокруг стульев, говорят слова:
«Мы веселые ребята.
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок.
С окончанием слов дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. По сигналу «строим шатер!» дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши). Выигрывает группа, которая первой построит «шатер».

Правило: действовать по сигналу.

3.Заключительная часть:
- построение в шеренгу
- Дыхательное упражнение- игра «Рыбки»
Правило: задерживать дыхание максимально долго, не разговаривать; действовать по сигналу.

Описание:
Каждому ребенку предлагается по одной рыбке (из картона). Детям предлагается представить, что они рыбки, и вспомнить как они передвигаются в пруду. «Рыбки плавают в пруду, не поймаешь ни одну!»
Дети набирают полной грудью воздух и будто бы ныряют в пруд. В полуприседе, слегка округлив спину и прижав голову к плечам, двигаются по комнате, выполняя произвольные движения, подражая тому, как плавают рыбки. Побеждает тот ребенок, который, задержав дыхание, дольше всех держался в воде.
- релаксация «Волшебный сон» (под муз сопровождение)
Дети лежат на спине.
« Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Руки, ноги отдыхают, шея не напряжена и расслаблена..
Губки чуть приоткрываются,
Все спокойно расслабляются,
Дышится легко, ровно, глубоко… (1-2 мин)
-организованный уход.

Широкова Наталья Николаевна
Учебное заведение: КГКП Центр эстетического развития ясли / сад № 15
Краткое описание работы: Учить детей сохранять устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре; упражнять в энергичном отталкивании от пола и мягком приземлении на полусогнутые ноги в прыжках с продвижением вперед.Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки. Формировать такие физические качества, как силу ног (ходьба с высоким подниманием колена, прыжки с продвижением вперед); равновесие (ходьба по повышенной площади опоры, ходьба по ограниченной площади опоры).

Ермешкенова Эльвира Сериковна
Учебное заведение: КГУ "УВиОЦ"
Краткое описание работы: Развивать и совершенствовать основные физические качества (быстрота, сила, гибкость, ловкость, выносливость). Удовлетворять потребность детей в двигательной активности, развивать и закреплять их двигательные навыки, повышать тонус организма, создавать благоприятный эмоциональный фон.Структурировать знания учащихся о символах олимпиады и значении олимпийских колец.

Лопаткина Ксения Анатольевна
Учебное заведение: Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И. А. Куратова
Краткое описание работы: В 1931 году вводится Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который становится программной и нормативной основой системы физического воспитания для всей страны.