Православие и йога.

В последние годы в России все больше людей обращается к практике йоги. О ней все чаще можно услышать из средств массовой информации или от друзей и знакомых, наткнуться на приглашение заняться йогой в Интернете и или увидеть рекламу йога-центра на уличных щитах. Многие из тех, кто ходит на занятия – православные. В связи с этим вопрос о том, как уживается православие и йога для многих выходит на первый план. Как церковь относится к йоге? Являются ли православие и йога разными гранями одного духовного пути? Или православию и йоге не по пути?

Православие и йога: размытая позиция Церкви
Интернет заполнен текстами наставников православной христианской Церкви, осуждающих йогу или по меньшей мере, расценивающими ее критично. Мнения окрашены от ярко негативных и клеймящих практику йоги за «бесовство» и «высвобождения дьявола» до скептически примирительных, пытающихся оправдать ее «физическую» составляющую. Официальной позиции православной Церкви по отношению к йоге не сформулировано и авторам и комментаторам этой темы чаще всего приходится ссылаться на мнение Патриарха Кирилла и некоторые получившие особую популярность статьи.

Согласно позиции Патриарха, православие и йога в некоторой части могут быть взаимодополняющими. Практика йоги не предполагает только физические упражнения, а включает в себя и медитативные практики, которые вызывают сомнения. Его позиция сформулирована очень обтекаемо и осторожно: «Я очень положительно отношусь к спорту и физкультуре, ведь они направлены на развитие человеческого тела. Иначе мы бы и не употребляли слово «культура» по отношению к физическим упражнениям. <Но> йога сопровождается медитацией, и вот к этому я отношусь с большой настороженностью».

Еще одно авторитетное мнение, заложившее основы противостояния йоги и православия в трактовке Церкви высказано греческим владыкой Анастасием: «…Другие пытаются убедить, что йога никогда не носила и не носит религиозного характера, говоря о йоге как о «науке», «духовном знании», психосоматическом процессе. Несмотря на это, однако, какими бы специальными и возвышенными словами ни искажалась реальность, факт остается фактом: вся направленность этой индийской методики была и остается религиозной или околорелигиозной. Посвященные в «медитацию» йоги ориентируются на исключительно индуистское направление».

Основой для осуждения Церковью йоги является, по сути, следующее.

Православная вера основывается на идее возвышения духовности человека через усмирение плоти. Исповедывающий христианство уверен в тленности телесной оболочки и в вечности души. Недуги и серьезные заболевания, с которыми периодически приходится сталкиваться каждому человеку, воспринимаются православными христианами, как общение с Творцом, принимаются ими в качестве наставлений по поводу неправильного образа жизни, но никак не связываются с укреплением тела.

В восточной же традиции, напротив, состояние не только души, но и тела, его физической формы, являются главным подтверждением верности человека его религии. Поэтому для него слова о поддержании крепости организма, о совершенствовании тела – не пустой звук. Именно для этого им совершаются действия, в которых далеко не последнее место занимают вопросы физических упражнений, питания и дыхания. Если говорить непосредственно об учении йоге, то является неоспоримым факт того, что занятия позволяют поддержать в достойном состоянии свой организм, а также достичь гармонии с окружающим миром, почувствовать единение с ним и Богом.

Что делать «православному йогу»?
Консервативная позиция Церкви не может повлиять на распространение йоги в России и других христианских странах и это естественно. Ведь если люди чувствуют реальный, непосредственный эффект от занятий – улучшается самочувствие, жизненный тонус и настроение – то любые «страшилки» кажутся по меньшей мере странными, а популярность йоги только растет. Однако многие из нас все-таки ходят в церковь, ставят свечки, крестятся и возносят молитву. Как в этой ситуации быть не истовому христианину, апологету Церкви, а «православному» по рождению?

Конечно, решение каждый для себя должен принимать сам. Но взвешенно-умная позиция для современного российского православного, на наш взгляд, может звучать примерно так:
1. Йога оказывает заметное положительное воздействие на мое самочувствие.
2. Йога помогает мне жить в гармонии с самим собой, приводить в равновесие мое психическое и физическое состояние и я, оставаясь православным, сознательно занимаюсь ей.

Интересно обратить внимание на то, что в православии и йоге совпадают взгляды на вопросы питания. Так, в обоих случаях идет речь об отказе от жирной и тяжелой пищи, считается, что в рационе человека должны преобладать продукты растительного происхождения. Чревоугодие является смертным грехом не только в православии: настоящий йог не допускает переедания и слепого поглощения продуктов ради удовлетворения тела.

Йога и православие: спекуляции
В тоже самое время, вокруг йоги, как и вокруг любой популярной практики формируется большое количество спекуляций. Порой уже не идет разговор о православии и йоге; скорее можно говорить о православии и псевдо йогических учениях.

Порой йогу пытаются превратить в вывеску, за которой скрывается совсем иное содержание. И это уже серьезный повод для осуждения и, применительно к таким псевдо йога практикам, мнения православных наставников порой не являются такими уж не соответствующими действительности.

Так, постепенное распространение йоги на Западе привнесли в нее светский характер, что привело к появлению христианских методик, основанных на принципах классической йоги. Например, американка Лоретт Уиллис практикует созданную ей православную йогу, названную системой Борденкирхен, которая состоит из традиционных асан и повторения цитат из Псалтыря. Лоретт уверена: «Физическое здоровье необходимо каждому человеку для служения Богу. Йога же поможет им не только добиться отличной физической формы, но и отвлечься от суеты, чтобы услышать глас Божий».

В качестве общего резюме: практика йога вполне приемлема в православной стране при взвешенном и «умном» к ней отношении.
Ближайшие занятия: 29 июня, четверг
С 16:15 до 17:00
Йога для детей
Возраст 6-10 лет. По записи.
 
С 17:30 до 19:00
Хатха йога
Глубокая практика для идеальных ощущений в теле.
 
С 19:00 до 20:30
Хатха йога
Устойчивость и сила. Заменяет Абрамов Николай
 
Получайте информацию о скидках и акциях
. , «»:
:
:
. :
E-mail:
2017 © Йога-центр «Йога в городе» Разработано в интернет-студии «Kubway»